наверх
 

Архив: Архитектурная жизнь Харькова; Проект прядильной фабрики. 1926

Современная архитектура. 1926. № 1 Современная архитектура. 1926. № 1 Современная архитектура. 1926. № 1 Современная архитектура. 1926. № 1 Современная архитектура. 1926. № 1 Современная архитектура. 1926. № 1
 
 

А. М-ский. Архитектурная жизнь Харькова // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 21—22.

 

АРХИТЕКТУРНАЯ ЖИЗНЬ ХАРЬКОВА

 
В этом году строительный сезон в Харькове прошел оживленно и, хотя в городе существует несколько строительных контор, большая часть строительства пришлась на долю Гороткомхоз’а.
 
Существующие строительные организации следующие; Строительное Управление Гороткомхоз'а, Укргосстрой, Цувоенпрохоз, Стандарт, Стандартстрой и строительные отделы ряда трестов.
 
Жилищный кризис в Харькове сильно обострился, и для ликвидации его необходимо построить еще такой же город, так как на каждого жителя приходится 7 кв. аршин вместо нормальных 16.
 
Расширение жилплощади началось с прошлого года (1924), когда были восстановлены после пожара два 5-этажных дома, и построены в рабочих районах 3 поселка в 35 домиков по 4 и 6 квартир.
 
Кроме этого по городу производились более или менее крупные ремонты.
 
Большую часть, почти 90%, харьковского строительства проводит Строительное Управление Гороткомхоз'а, в программу которого в прошедшем сезоне 1925 г. входила постройка 33.000 стр. кубов, из коих выполнено в этом году 26.000 куб. саж. Остальные конторы в Харькове строят мало, а главным образом в округе и в Донбассе, а строительные отделы трестов, почти исключительно там, возводя рабочие поселки.
 
В этом сезоне строились 3-этажные жилые дома от 18 и до 65 квартир каждый. Таких домов было построено в разных частях города 8.
 
По своей сущности планы всех домов одинаковы, так как в основу их легло типовое звено по 2 квартиры на этаж из 2 и 3 комнат с кухней, ванной, уборной и кладовой; лестница одна. Эти типовые звенья укладывалась друг подле друга по красной линии, сколько их помешалось по длине участка, и таким образом получался план дома. Фасады самые разнообразные: и барочные, и английские, и итальянского Возрождения, и классические, и вообще без всякого стиля.
 
Затем построены также два дома-коммуны по тем же принципам, что и остальные дома, но идея домов-коммун у нас прививается слабо, так что подумывали даже о переделке этих домов для другого назначения.
 
Строятся также общественные здания, из которых первое место занимает Биржа Труда, спроектированная в духе новой архитектуры; это здание, доходящее местами до 4 этажей, имеет секции для безработных, столовую, общежитие, ясли и пр.
 
Затем строятся коммунальные бани в 2000 куб. саж. более или менее в современном духе.
 
До войны начал строиться пассаж, выведенный частично до 1 этажа, который теперь перепроектирован, кстати сказать довольно неудачно и закончен.
 
Строится еще „Образцовая Рабочая Поликлиника“ довольно больших размеров, которая с архитектурной стороны своего названия „образцовой“ не оправдывает и спроектирована в классическом духе, в смеси Ренессанса с Ампиром.
 
С началом следующего строительного сезона будет построено также здание новой Телефонной Станции, спроектированное в духе рациональной архитектуры.
 
Харьковским отделением московского „Стандартстрой“ в виде опыта построены у нас пять рабочих домиков по 4 квартиры каждый, возведенные по принципам удешевленного строительства и стандартизации.
 
Претворяется также в жизнь проект радиостанции, и заканчивается постройкой чрезвычайно неудачный 5-этажный дом Наркомтруда по проекту инженера-химика Кушнарева.
 
Кроме новых построек, в Харькове оживленно прошла ремонтная кампания по жилкооперативам и отдельным учреждениям.
 
К будущему строительному сезону картина несколько изменится из-за отсутствия кредитов Гороткомхозу на жилстроительство. Сначала по одному только Стр. Управл. намечалось построить свыше 40000 кубов, теперь же это Управление или совсем ликвидируется или же займется строительством чисто коммунального характера. Все же жилищное строительство должно перейти к трестам и жилсоюзу, который будет иметь свою строительную организацию.
 
В следующем сезоне предполагается строить 4 и 5-этажные дома с квартирами в 4 и 5 комнат с 2 лестницами и лифтом. Все строительные работы будут механизированы.
 
Вообще строительство на Украине имело, если можно так выразиться, анархический характер: многочисленные конторы строили как и что хотели, денежные средства распылялись по отдельным организациям, и в конечном итоге не достигалось желательных результатов. Поэтому организовалось Акц. О-во „Индустрой“, объединяющее всю украинскую строительную индустрию, которое, имея крупный основной капитал, ведя также научно-исследовательскую работу и поддерживая связь с иностранными государствами, должно явиться, так сказать, регулятором строительства и поставить его на должную высоту.
 
Переходя теперь к архитектурно-общественной жизни, надо сказать, что до недавнего прошлого ее совсем не было и только в последнее время, благодаря различным конкурсам, архитекторы зашевелились, 25 января с. г. по инициативе Художественного Техникума состоялось организационное собрание по созданию архитектурного общества. Главное затруднение, встретившееся на пути организации общества, — это отсутствие денежных средств.
 
Первым толчком, оживившим архитекторов, был всесоюзный конкурс на дом коммуну и жилой дом, объявленный Гороткомхозом зимой 1924-25 г. На этот конкурс было представлено до 30 проектов со всех концов СССР.
 
После этого конкурса стали объявлять конкурсы разные другие организации: Наркомздрав, Наркомзем, Главсоцстрах и др.
 
Недавно в Главсоцстрахе состоялся конкурс проектов дачного поселка с домами отдыха и санаториями, который в скором времени будет осуществлен.
 
Но самым крупным и интересным конкурсом был конкурс, объявленный харьковскими трестами на проект дома для них.
 
Так как тресты занимают много площади, пригодной для жилья и очень ценной при современном жилищном кризисе, то ими было организовано паевое товарищество по постройке дома, где могли бы поместиться все тресты, освободив таким образом жилплощадь.
 
Этим товариществом был объявлен весной 1925 г. конкурс во всесоюзном масштабе и кроме того были заказаны проекты 12 наиболее известным архитекторам.
 
Конкурс состоялся в августе, проектов было представлено 18 и 2 макета.
 
Первую премию получили Серафимович, Кравец и Фельгер, по проекту которых здание сооружается.
 
Здание железо-бетонное, частью в 12, а частью в 6 этажей, имеет объем в 30.000 куб. саженей.
 
Дом состоит из трех больших корпусов с разрывами между ними, через которые проходят две улицы. Корпуса эти соединены между собою, на высоте нескольких этажей от земли, закрытыми мостами, в которых помещаются залы. Здание имеет вид большой фабрики-дворца. Каждый трест имеет отдельные подъезд и вестибюль. Стоимость дома по предварительной смете исчислена в 9.050.000 рублей. Работы по постройке уже начались и ведутся частично и зимой. Все производство механизировано. Строится здание на бывш. университетских землях и закончено будет через 2 года.
 
А. М-ский
 
 
 

Э. И. Норверт. Электропередача. Москва. Новая Котельная // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 22.

 
Электропередача. Москва. Новая Котельная. Э. И. Норверт
Электропередача. Москва. Новая Котельная. Э. И. Норверт.
 
 

Д. Булгаков. Проект автобусной станции // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 23.

 
Д. Булгаков. Проект автобусной станции // Современная архитектура. 1926. № 1
 
Перспектива
 
Д. Булгаков. Проект автобусной станции // Современная архитектура. 1926. № 1
 
План
 
Д. Булгаков. Проект автобусной станции // Современная архитектура. 1926. № 1
Фасад
 
 

А. М-ский. Жизнь вузов // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 23—24.

 

ЖИЗНЬ ВУЗОВ

 
АРХИТЕКТУРНЫЙ КРУЖОК ВХУТЕМАСА
 
После почти годового перерыва в деятельности архитектурного кружка вновь началась работа в ноябре 1925 года. Выдвинуто временное бюро. Разработан план работы, предполагающий организацию циклов лекций по вопросам архитектуры и строительства. Для более углубленной проработки вопроса организуются секции истории архитектуры, техники строительства, нота, фотокинематографии.
 
В план работ входит всемерное содействие студенчеству в академической работе путем устройства эпизодических лекций по вопросам текущих заданий.
 
Устраивается библиотека-читальня. Выписывается литература.
 
Большое внимание уделяется подготовке издания журнала архитектурного кружка. Собирается статейный и иллюстрационный материал.
 
В журнале предполагается осветить вопросы вузовской жизни, связи с производством, вопросы архитектуры и искусства.
 
Архитектурным кружком проведен доклад студентов, вернувшихся из поездки в Париж, об архитектуре Парижской выставки.
 
АРХИТЕКТУРНЫЙ КРУЖОК МВТУ
 
В истекшем учебном полугодии в Архитектурном Кружке МВТУ шли работа в первую очередь подготовительного характера, связанная с вопросом изыскания средств, закрепления зa кружком помещения, устройства библиотеки и выписки иностранной литературы.
 
Учитывая острый недостаток в печатном материале по архитектуре, силами кружка сделаны альбомы из лучших студенческих работ на темы: жилые дома, школы, клубы, больницы и т. д. Этот альбомный материал служит некоторым подспорьем для студентов при проектировании.
 
Затем в порядке плановой работы в Архитектурном кружке проведены доклады: архитектора Лисицкого на тему «О современной архитектуре», студента Хигера «Творчество, искусство, архитектура» и профессора Серка «Строительное законодательство, благоустройство городов и жилищное строительство в Германии» и проведены две экскурсии на сцены московских театров.
 
На очереди доклады профессоров в студентов на темы, живо интересующие студенческую массу, затрагивающие основные проблемы современного строительства.
 
Частью взяты на проработку, частью уже подготовлены следующие темы докладов: «Рабочее поселковое строительство в СССР», «Города-сады или небоскребы», «Стандартизация и механизация в стройпроизводстве», «Нот в строительстве», «Архитектура и инженерия», «Марксистский метод в изучении архитектуры».
 
Наиболее интересным моментом в деятельности архитектурного кружка является работа над проектом здания перовского театра-клуба.
 
Правление клуба при железнодорожных мастерских в Перове обратилось в Архитектурный Кружок с предложением устроить конкурс в студенческой среде на проекты театра-клуба, включающего помещения театра на 1000 человек, спортзала на 300 человек, библиотеки-читальни, аудитории, помещений вечерней школы и кружковой работы и т. д.
 
Разработанная программа была увязана с учебным планом 4-го курса архитектурного отделения и проводится в порядке учебной работы с просмотром студенческой работы профессорами.
 
Работают над проектами 26 человек, назначено 6 денежных премий.
 
После зачетного просмотра проектов предполагается устройство выставки проектов в Перове.
 
Рабочие выделяют в жюри своих представителей для выражения своего суждения о лучших проектах.
 
Эта работа имеет ряд положительных сторон: конкретное задание, конкретные местные условия, стройка здания по проекту весной с. г., все это обязывает к более ответственной и тщательной проработке проекта со стороны студенчества и к более внимательному просмотру проектов со стороны профессуры.
 
Особый интерес представляет выставка, которая послужит ответом непосредственной связи заказчика — рабочей массы, с исполнителями, послужит проверкой того, насколько проекты ответят на здоровые запросы рабочей массы в архитектуре и насколько они в свою очередь поспособствуют целям поднятия уровня понимания архитектуры.
 
Заканчивая обзор работы Архитектурного кружка, можно сказать, что, как ни слаба и незначительна еще работа, все же кружок, ставящий своей задачей углубление знаний членов кружка в архитектуре, способствует выпуску квалифицированных специалистов, помогает выработке будущих научных сотрудников вуза и делает некоторые попытки к связи с производством и непосредственной связи пролетарского студенчества с рабочей массой в творческой работе по архитектуре.
 
A. М.
 
ХАРЬКОВ
 
В городе существует три строительных вуза — архитектурный факультет Художественного Техникума, Коммунально-Строительная Секция Технологического Института и Строительный Техникум.
 
О Строительном Техникуме с архитектурной точки зрения мало что можно сказать, так как архитектурно-художественная сторона учебы поставлена крайне слабо, или, вернее, ее совсем нет, и принимаются туда люди без всякой художественной подготовки. Строительное отделение держит курс на сельское огнестойкое строительство.
 
В Техническом Институте дело обстоит хотя и лучше, но особенно интересных работ нет; расчетно-конструктивная часть в значительной мере предпочитается художественной, тем более, что архитектурная подготовка поступающих студентов весьма слаба.
 
Теперь о Художественном Техникуме. Техникум начал существовать с приходом на Украину Соввласти и сейчас является вузом. Он разделяется на следующие факультеты: архитектурный, живописный, графический и скульптурный. Живописный в свою очередь распадается на мастерские фрески, портрета, театральной декорации и т. п. При техникуме существует художественная профшкола. В техникуме работает ряд хороших художников. Архитектурный ф-т состоит из трех курсов, проходимых в течение трех лет, четвертый год вне курса занимает дипломный проект, по защите которого студент получает звание архитектора.
 
Проходимые предметы разделяются на теоретические и практические. К теоретическим предметам относятся: высшая математика, механика, технология, санитарная техника, железо-бетон, части зданий, геодезия, перспектива, экономические науки, история архитектуры и искусства и т. д. В практические предметы входят: архитектурное проектирование, градостроительство, рисование и акварель. По теоретическим предметам преподаватели постоянные, а по практическим введено так наз. коллективное преподавание, заключающееся в том, что для каждого задания назначается другой руководитель, для того, чтобы студент не подпадал слишком влиянию одного преподавателя. Преподает в техникуме ряд архитекторов: Николаев, Жуков, Троценко, Б. Перетяткович.
 
Направление, в котором ведется работа? Но это и есть камень преткновения техникума. Наркомпрос решил техникум украинизировать и поэтому проектировать нужно в украинском стиле, имеющем два вида — украинское барокко и украинский модерн.
 
Часть студентов покорилась этому и пошла по указанному пути, другая же часть, несмотря на противодействие группы профессуры, пришла к конструктивизму. Положение этой части студенчества оказалось тяжелым: материалов для проектирования никаких нет, так как техникумовская библиотека имеет только старые материалы, а в магазинах и других библиотеках тоже ничего нет; на советы руководителей особенно рассчитывать не приходится, так как они представляют из себя людей старой школы и другого направления.
 
Устраиваемые, периодически, весной и осенью выставки, изобилуя большим количеством работ, представляют интерес борьбы двух рядом, подчас в одной мастерской, живущих течений и как с одной, так и с другой стороны можно часто встретить оригинальные и очень интересные работы.
 
Академические задания даются на месяц или полтора, по окончании которого устраивается выставка-экзамен, во время которой специальная комиссия из преподавателей аттестует работы.
 
Задания эти следующего характера: общежитие-коммуна в несколько этажей, столичное кино, доходный дом, биржа труда на 15.000 человек, крематорий, проекты рабочих поселков на реальных участках, как, напр., Новогрозненских нефтяных промыслах.
 
В последние месяцы положение на архитектурном факультете значительно ухудшилось: архитектурный преподавательский состав сильно сократился, и теперь на всем факультете осталось два архитектора и если бы не молодые силы студентов, самих пробивающих себе дорогу, положение было бы совсем плачевным. Но долго продолжаться так не может. Наркомпрос должен обратить на это свое внимание, поднять учебу на должную высоту и дать хороший преподавательский состав.
 
А. М-ский.
 
 
 

П. Д. Эттингер. Иностранная хроника // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 24, 30.

 

Иностранная хроника

 
НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В РИМЕ
 
В Риме в настоящее время усиленно разрабатывается, под руководством архитектора Марчелло Пиачентини, проект создания совершенно нового городского центра в новом квартале вместо тесных улиц, где он теперь помещается. Главная идея этого грандиозного плана состоит в перенесении центрального вокзала в местность около Порта Маджиоре и создание второго северного вокзала вблизи Виале Анджелико, при чем оба вокзала должны соединиться подземной железной дорогой. От вокзала Порта Маджиоре проводится новая улица-бульвар, шириною в 80 метров, вплоть до Пиаццале Фламинио через площади Дель Чинквеченто, Деле Терме, Сан-Бернардо, Барберини и Тринита дей Монти. Вдоль бульвара должны быть постепенно выстроены важнейшие правительственные здания, национальная библиотека, почта и т.д., теперешние помещения которых давно уже не отвечают современным потребностям.
 
ВЫСТАВКА БЕЛОГО УГЛЯ В ГРЕНОБЛЕ
 
Одновременно с крупнейшего масштаба международной выставкой декоративных исскуств в Париже, на юге Франции в городе Гренобле имела место провинциальная „Выставка Белого Угля“, т.-е. водяной силы, совместно с выставкой туризма. Главный план выставки был разработан зодчим Жосли, известным своими работами по урбанизму, и им же, вместе с братьями Гюдетти, был построен главный выставочный дворец, перед фасадом которого расположен большой водяной бассейн со светящимися фонтанами. Там же построен Роже Экспером павильон туризма в виде мечети (?) и Жерменом Оливье железнодорожный павильон. Главным украшением Гренобльской выставки с точки зрения архитектуры служила башня „Tour d'orientation“, вышиною в 95 метров из бетона, построенная Огюстом и Ж. Перре, авторами театра Елисейских полей в Париже и церкви в Ренси.
 
Г. ВАН ДЕ ВЕЛЬДЕ О НОВОМ СТИЛЕ ВО ФРАНЦИИ
 
Изданием Эрнеста Васмут в Берлине вышла новая книга Ван де Вельде под заглавием „Новый стиль во Франции“, в которой автор, с помощью очень обильного иллюстрационного материала, обозревает все то, что им при недавном посещении Франции воспринималось как обновление господствовавших там до последнего времени стилей. Ван де Вельде не ограничивается одной архитектурой, мебельными и другими прикладными искусствами, но включает в свой обзор чисто инженерные сооружения и конструкции и даже новейшие создания парижской моды в области костюма и причесок. В общем итоге получается впечатление, что в настоящий момент дух современности, новые конструктивные течения и возможности во Франции несомненно ярче и определеннее сказываются в работах инженера, строителя мостов, пароходов и модного портного, чем в творчестве самих архитекторов и прикладников.
 
СУДЬБА „ВЕЙМАРСКОГО БАУХАУЗА“
 
Дальнейшее существование так называемого „Баухауза“, основанного несколько лет тому назад в Веймаре Вальтером Гропиус, в настоящее время окончательно обеспечено. Как известно, этот институт поставил себе задачей всестороннее на новых началах обучение зодчеству, ремеслам и промышленности, и, благодаря преподаванию в „Баухаузе“ самого Гропиуса, Фейнингера, Мухе, Павла Кле, нашего Вас. Вас. Кандинского, венгерца Махоли-Наги и нек. других, уже успел сыграть некоторую роль в художественной жизни Германии. Когда в прошлом году правительство провинции Тюренген отказалось от дальнейшего финансирования веймарского „Баухауза“, целый ряд немецких городов выразил согласие взять институт на свое иждивение. Коллектив его тогда остановил свой выбор на городе Дессау, имеющем большую промышленную будущность благодаря своему положению вблизи средне-германского угольного района и привлекательном именно из-за этого соседства с крупными промышленными заведениями.
 
Город Дессау предоставил Вальтеру Гропиус одновременное и главное руководство в существующих здесь уже архитектурной, машиностроительной и ремесленной школах, и таким образом переведенный сюда „Баухауз“ получает существенное производственное дополнение, могущее быть практически использованным при прохождении полного курса обучения. Так как город вдобавок гарантировал „Баухаузу“ постройку специального для него здания, равно жилищного поселка, то институт получает возможность сразу приложить и осуществить на деле выработанные им строительные идеи и приемы.
 
Должно надеяться, что при данных условиях перемена места жительства „Баухауза“ пойдет ему лишь на пользу и значительно поможет содействовать его расцвету.
 
Само собой разумеется, что деятельность „Баухауза“ выражается и в изданиях, пропагандирующих его основные идеи и практические устремления. Под редакцией самого В. Гропиуса и Мохоли-Наги начала выходить серия небольших книжек, отражающих не только программные работы „Баухауза“, но и родственные течения в других странах и областях, и этот широкий международный разрез делает серию особенно привлекательной. В целом пока вышло восемь ее выпусков, из которых хочется в первую очередь отметить: Гропиуса, „Основные понятия нового формального искусства“, Тео ван Дусберга, известного руководителя передового голландского общества „Стиль“ и „Живопись, фотография и фильма“ пера Мохоли-Наги.
 
Вся серия выпускается мюнхенским издательством Альберта Ланген, в своеобразной типографской оболочке, чем достигнуто известное единство содержания и внешности книг.
 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА СОВРЕМЕННОГО ЗОДЧЕСТВА В ВАРШАВЕ
 
Польский Артистический Клуб в Варшаве устраивает в январе месяце международную выставку, ставящую себе задачей ознакомить польских архитекторов и широкую публику с новейшими течениями и достижениями в области современной архитектуры. В выставке участвуют многие видные творцы новой архитектуры, как О. Перре, Ле Корбюзье-Сонье, Малле Стевенс, Уд, Ван де Вельде, Эрик Мендельсон, Артур Корн и др. Приглашены и некоторые московские зодчие.
 
НОВОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В ПРИРЕЙНСКИХ ГОРОДАХ
 
По случаю юбилейных празднеств и связанных с ними многочисленных художественных выставок, имевших в 1925 году место в разных приморских городах, Ганс Курьель в очень интересной и обильно иллюстрированной статье (№ 16 Лейпцигского журнала „Дер Чичероне“) дает обзор того, что в области нового строительства достигнуто этими городами Западной Германии за последние годы. Особенно выделяются здесь Кельн, Дюссельдорф и Эссен с их высоко развитой промышленностью, где новая техническая вещественность и элементы строгого конструктивизма в зодчестве быстро себе завоевали симпатии в городских управлениях и среди торгово-промышленных сфер. Автор поочередно рассматривает группы построек различного типа и направления, возведенных в названных городах и их окрестностях, подробно останавливаясь на творчестве И. Керфера, М. Эльзессера (Художественно-Промышленная школа в Кельне), В. Рипана, Эдмунда Кернер (Новая Биржа в Эссене), В. Крейса, Павла Бонати и Эмиля Фаренкамп (стальная фабрика в Дюссельдорфе). Кюрвель указывает, что общая физиономия прирейнских городов быстро меняется, чему не мало способствуют и частые перестройки нижнего этажа старых домов, которые, благодаря тому, подчас удивительно омолаживаются.
 
МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА АРХИТЕКТУРЫ В НЬЮ-ЙОРКЕ
 
Недавняя архитектурная выставка в Нью-Йорке, носившая официальное название международной, по существу, однако, оказалась преимущественно американского характера и отличалась очень большими размерами, так как каждому из штатов Северо-Американской республики предоставлен был особый отдел. Несмотря на это, творчески нового и свежего на выставке появилось очень мало, тем более, что слишком много места было уделено частным строительным фирмам чисто коммерческого пошиба.
 
В общих чертах современная американская „художественная“ архитектура, в отличие от промышленной, представляет собой безотрадную картину эклектизма. В некоторых южных штатах, в особенности во Флориде ставшей недавно излюбленным зимним курортом американских богачей и где в настоящее время наблюдается прямо лихорадочная строительная горячка, да отчасти в Калифорнии, вырабатывается своего рода „стиль“, в который вошли элементы испано-мавританского и южно-итальянского строительства. В остальных штатах, главным образом в северных, продолжает преобладать так называемый „колониальный“ стиль, создавшийся на почве традиции англо-голландской архитектуры позднего Барокко.
 
Генри ван де Вельде, который с окончания войны поселился в Голландии, где им по частным заказам был возведен ряд жилых и торговых построек, теперь возвращается в Бельгию, свою родину. Ван де Вельде приглашен профессором современной архитектуры при фламандском университете в Генте и, вероятно, будет назначен директором организуемого в Брюсселе Института Искусства и Художественной Промышленности.
 
Рихард Римершмид, мюнхенский зодчий и прикладник, приглашен городом Кельном в директора местной Школы Прикладных искусств.
 
Э. И. Норверт удостоен первой премии на конкурсе перепланировки города Люблина, объявленном „Обществом Урбанистов“ в Варшаве.
 
Нью Феррисс. Серия рисунков „Эскизы города будущего“ были выставлены в галлерее Андерсона.
 
П. Д. Эттингер.
 
 
 

В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1. — С. 31.

 

Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен

 
 
В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1
Фасад
 
При проектировании прядильной фабрики была поставлена задача обеспечить заданную размерами машин ширину здания достаточным освещением.
 
Существующие фабрики имеют ширину 32—37 метров; в проектированной фабрике ширина доведена до 45 метров.
 
Для того, чтобы обеспечить освещение в средине фабрики, не уступающее освещению существующих, было решено отказаться от оконных простенков, вынеся подоконную балку в виде сплошной полосы, лежащей на консолях.
 
В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1
Разрез
 
В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1
Разрез
 
Величина относа подоконной балки (2,3 метра) обеспечивает образование свободного прохода по периметру здания. Кроме того, отпадает вопрос об отоплении фасадных железо-бетонных стоек.
 
Произведенный расчет освещения дал результаты, отвечающие поставленной задаче: освещение проектированной фабрики даже несколько выше взятой для сравнения новой фабрики Раменской мануфактуры, построенной в 1911—12 году.
 
Таким образом, можно считать решенным вопрос о широких многоэтажных фабриках, обеспечивающих более высокое использование площади помещения и допускающих оборудование машинами с большим количеством веретен.
 
Схема движения материала по фабрике составлена таким образом, чтобы работа двух подъемников, имеющихся на торцах здания, была у каждого лишь одного направления; правый подъемник имеет рабочий ход лишь снизу вверх, в то время как левый подъемник подает материал лишь сверху вниз.
 
В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1
План
 
В. Г. Калиш. Проект прядильной фабрики на 68.000 веретен // Современная архитектура. 1926. № 1
План
 
При планировке здания было стремление дать совершенно чистый от побочных помещений рабочий зал; поэтому все подсобные и обслуживающие помещения, как мастерские, кабинеты мастеров, помещения вентиляционных установок и уборные вынесены на торцы здания.
 
Для экономии площади, занимаемой раздевальной, оборудованной отдельными шкафиками для каждого рабочего, таковые запроектированы в двух полу-этажах.
 
В. Г. Калиш.
 
 
 
 
 

Группа компаний «Стена» — спонсор рубрики «Архив» на портале Tehne.com.

Поставка из Европы и производство всех видов декоративных отделочных материалов и фасадных систем, дизайн-проекты.

 


12 июля 2013, 18:00 1 комментарий

Комментарии

Спасибо, всегда читаю.

Добавить комментарий