наверх
 
Удмуртская Республика


Конкурс концепций станций Московского метрополитена: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон», Москва, 2017—2018

Перспективная схема Московского метрополитена 2020
Перспективная схема Московского метрополитена 2020. Изображение предоставлено организатором конкурса
 
 
Открытый международный конкурс на разработку архитектурно-художественного облика двух станций Московского метрополитена стартовал 22 ноября 2017 года. Перед участниками стоит задача предложить уникальные художественные решения интерьеров и входных павильонов двух новых станций метро — «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». Это станции Третьего пересадочного контура, которые будут расположены в Южном административном округе Москвы.
 
  • Тип конкурса: открытый трехэтапный международный архитектурный конкурс.
  • Приглашаются к участию: российские и зарубежные архитектурные бюро, имеющие представительство в России или выступающие в консорциуме с российским партнером.
  • Регистрационный взнос: отсутствует.
  • Окончание регистрации: 10 января 2018 года.
  • Крайний срок подачи проектов: 1 марта 2018 года.
  • Дата объявления результатов: 17 апреля 2018 года.
  • Призовой фонд: общий призовой фонд — 4 млн рублей (каждый из 10 финалистов получит 400 000 рублей) + реализация.
  • Организатор: ООО «Агентство стратегического развития «ЦЕНТР».
  • Заказчик: АО «Мосинжпроект».
  • Полное название конкурса: международный конкурс на разработку архитектурно-художественной концепции станций Московского метрополитена: «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон».
  • Официальный сайт конкурса: design-metro.ru.
  • Контакты: info@design-metro.ru, info@centeragency.org +7 (495) 697-72-24, 695-33-58.
 
Цель конкурса — поиск оптимального дизайнерского и архитектурно-художественного решения интерьеров пассажирских зон и входных павильонов станций «Нагатинский затон», «Кленовый бульвар». Принципиальное дизайн-решение должно включать в себя архитектурные решения по оформлению, отделочным материалам, мебели, освещению и некапитальным конструкциям в зонах пребывания пассажиров.
 
Инициатор конкурса — АО «Мосинжпроект, единый оператор программы развития Московского метрополитена. Конкурс проходит при поддержке Стройкомплекса Москвы и при участии главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова.
 
Для участия необходимо заполнить заявку на официальном сайте конкурса www.design-metro.ru до 10 января и на первом, отборочном этапе предоставить портфолио выполненных проектов компании и эссе с описанием и визуализацией ключевых идей архитектурно-художественного оформления двух станций.
 
Предложенные концепции оформления станций должны гармонично сочетаться с градостроительным и культурно-историческим контекстом района расположения, устойчивы ко времени, технологичны, адаптированы для передвижения всех категорий населения, а также удобны с точки зрения навигации.
 
Конкурс проходит в три этапа. Во время первого этапа будут приниматься заявки и на основе предоставленных портфолио и эссе отбираться участники. После этого жюри определит 10 проектов-финалистов — по пять для каждой станции. Их авторы получат денежные призы, а также возможность принять участие в следующем туре. Второй этап включает разработку конкурсных предложений и отбор трех лучших идей оформления. На третьем этапе пройдет финальное голосование, на котором определят облик станций.
 
 
Обращение заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марата Хуснуллина к участникам конкурса:
 
«За последние семь лет Москва вышла в мировые лидеры по темпам строительства метро. Ключевая задача, которую ставит мэр Москвы Сергей Семенович Собянин, обеспечить максимальное количество горожан самым быстрым, удобным и надежным общественным транспортом в пешей доступности. И мы ее активно решаем.
 
Московское метро — одно из самых красивых в мире. Это наша гордость, наше историческое достояние. Поэтому мы не просто наращиваем темпы и объемы строительства, но и уделяем огромное внимание архитектурному облику новых станций. Наша принципиальная позиция заключается в том, что каждая из них должна быть уникальной, иметь свое лицо.
 
Практика проведения конкурсов на лучший архитектурный проект станций московского метро существовала еще с 30-х годов прошлого века. К конкурсам привлекались ведущие архитекторы, художники, скульпторы, инженеры. Такие «подземные дворцы», как «Комсомольская» и «Маяковская», «Киевская» и «Арбатская», «Новокузнецкая» и «Кропоткинская», «Новослободская» и «Площадь Революции», «Таганская» и «Театральная», являются настоящими шедеврами подземной архитектуры, куда водят на экскурсии туристов со всего мира. К сожалению, в 60–70-е годы практика конкурсов была прекращена. В результате метро пополнилось множеством серых, безликих типовых станций, похожих друг на друга как две капли воды. И вот, спустя десятилетия, по инициативе мэра Москвы Сергея Семеновича Собянина, в мае 2014 года было принято решение возродить конкурсы на лучшие архитектурно-художественные проекты станций метро. Также решили возводить в конструктиве станции по типовым проектам, чтобы снизить стоимость строительства, но облик делать индивидуальным, узнаваемым.
 
Конкурс вызывает небывалый всплеск интереса не только со стороны российских архитектурных и дизайн-бюро и студий, но и среди многих зарубежных компаний. Поэтому статус конкурса мы повысили до международного.
 
В финал конкурса выходят лучшие проекты, отобранные компетентным жюри из числа ведущих мировых архитектурно-дизайнерских бюро и студий. По результатам предыдущих конкурсов московская подземка уже получила великолепные образцы качественной современной архитектуры и дизайна: станции метро «Солнцево», «Новопеределкино», «Терехово», «Нижние Мневники», «Шереметьевская», «Ржевская», «Стромынка». Каждый проект имеет свою специфику, привязку к истории конкретной местности и органично «встраивается» в городской контекст.
 
Так что опыт у нас уже есть, и он признан успешным. Нет никаких сомнений в том, что предстоящие конкурсы на лучший дизайн-проект станций «Кленовый бульвар», «Нагатинский затон» привлекут еще больше новых интересных идей в оформлении подземки, а своё воплощение получат лучшие, самые качественные проекты».
 
 
При создании концепций конкурсантам придется учитывать направление потоков пассажиров, планы развития прилегающих к станциям территорий и то, как станции вписываются в городской ландшафт. Оформление должно перекликаться с их названием и местом расположения. Так, вход в метро должен быть легко различим и органично вписываться в окружающую среду. Разработчикам также нужно будет функционально зонировать помещения каждой станции, чтобы пассажиры метрополитена могли интуитивно найти необходимое для них направление. Кроме того, на станциях должны быть оборудованы удобные места для встреч пассажиров, не мешающие общему потоку людей, и торговые зоны. Разработчикам также предстоит продумать освещение и спроектировать индивидуальный дизайн мебели для отдыха пассажиров. Кроме того, станции должны быть оснащены пандусами на лестничных пролетах, тактильной навигацией для слабовидящих горожан и широкими дверными проемами.
 
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы: «Мы рассматриваем конкурсы как флагман с точки зрения продвижения интересов архитектуры. Каждая эпоха оставила в облике Московского метрополитена свой заметный след, и наше время — не исключение. Благодаря политике Сергея Собянина, направленной на повышение качества социально значимых объектов, мы объявляем уже четвертый архитектурный конкурс по метро и надеемся, что он станет событием как в профессиональной среде, так и в жизни города. Речь идет о двух станциях Третьего пересадочного контура — „Нагатинский затон“ и „Кленовый бульвар“, каждое место обладает своим уникальным контекстом. К участию приглашаются российские и международные команды, так что конкуренция и уровень работ будут ожидаемо высоки».  
 
Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект»: «В 2014 году „Мосинжпроект“ возродил практику проведения профессиональных конкурсов на разработку архитектурно-художественного облика станций метро. С тех пор проведено три открытых конкурса, где был выбран дизайн для семи будущих станций столичной подземки. Результаты конкурсов очень достойные, и уже претворяются в жизнь. Сегодня мы объявляем новый открытый международный конкурс для выбора лучших архитектурных концепций еще для двух станций Третьего пересадочного контура московского метрополитена. Надеюсь, что участники предложат действительно уникальные дизайн-решения для станций „Нагатинский затон“ и „Кленовый Бульвар“, которые появятся рядом с одним из самых интересных мест Москвы — историко-архитектурным и природно-ландшафтным музеем-заповедником „Коломенское“».
 
 
Станция Улица Коминтерна. Платформенный зал. Проект. Автор: архитектор А. И. Гонцкевич
Станция Улица Коминтерна. Платформенный зал. Проект. Автор: архитектор А. И. Гонцкевич. Из книги: Архитектура Московского метро. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 

О конкурсных объектах

 
«Нагатинский затон» — станция восточного участка Третьего пересадочного контура, следующая за станцией «Печатники». Ее вестибюль будет расположен в начале Коломенской улицы. По проекту «Нагатинский затон» — станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. Боковые пассажирские платформы объединены переходными мостиками, с которых осуществляется выход к группе эскалаторов, ведущих в подземный вестибюль. На поверхность выходят лифтовые павильоны и павильоны над лестничными сходами.
 
«Кленовый бульвар» — станция восточного участка Третьего пересадочного контура, следующая за станцией «Нагатинский затон» и похожая на нее по конструктиву. Она будет расположена на пересечении улиц Кленовый бульвар и Коломенская набережная вблизи музея-заповедника «Коломенское». По проекту «Кленовый бульвар» — станция мелкого заложения, с одним вестибюлем и береговыми платформами. Боковые пассажирские платформы объединены переходными мостиками, с которых осуществляется выход к группе эскалаторов, ведущих в подземный вестибюль. На поверхность выходят лифтовые павильоны и павильоны над лестничными сходами.
 
Открытие «Кленового бульвара» и «Нагатинского Затона», расположенных на юге Москвы, запланировано на 2020 год. Они станут частью будущей линии столичного метро — Третьего пересадочного контура. Новая ветка пройдет на расстоянии около 10 километров от Кольцевой линии и пересечет все существующие и проектируемые радиальные направления метро.
 
Протяженность контура составит 61 километр, что позволит ему стать самой длинной линией метрополитена в стране и, возможно, в мире. Пока рекордсменом считается линия № 10 пекинской подземки: ее длина — 57 километров, все 45 станций можно проехать за 104 минуты.
 
 

«Номинации»

  1. Архитектурно-художественная концепция станции Московского метрополитена: «Нагатинский затон».
  2. Архитектурно-художественная концепция станции Московского метрополитена «Кленовый бульвар».
 

Призовой фонд

 
Жюри рассматривает конкурсные предложения, представленные участниками и с учетом конкурсных критериев, присваивает конкурсным предложениям рейтинговые порядковые номера. Наилучшие конкурсные предложения, по 3 (три) в каждой номинации, передаются на голосование в проект «Активный гражданин» с целью определение победителей (при проведении голосования на проекте «Активный граждан»).
 
Победителем в каждой номинации признается тот финалист, чьему конкурсному предложению присвоен первый номер по итогам заседания жюри. При условии проведения голосования на проекте «Активный гражданин» финалист, чьему конкурсному предложению присвоен первый номер по итогам голосования на проекте «Активный гражданин».
 
Организатор выплачивает каждому финалисту 400000 (четыреста тысяч) рублей (включая все применимые к финалисту налоги и сборы).
 
Заказчик заключает договор на выполнение работ по разработке Буклета с архитектурно-градостроительным решением станции для получения «Свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительного решения объекта капитального строительства» и авторское сопровождение проектных и строительных работ по реализации конкурсного предложения.
 
 
Станция Библиотеки им. Ленина. Интерьер вестибюля. Проект. Автор: архитектор В. П. Костенко
Станция Библиотеки им. Ленина. Интерьер вестибюля. Проект. Автор: архитектор В. П. Костенко. Из книги: Архитектура Московского метро. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 

Конкурсные критерии

  1. Соответствие предложенных проектных решений требованиям Технического задания и налагаемым ограничениям.
  2. Экономическая целесообразность предложенных проектных решений.
  3. Качество предложенных проектных решений по функциональному зонированию и удобству использования.
  4. Связанность пространственной организации.
  5. Реалистичность предложенных проектных решений с точки зрения существующих технологий, возможностей их применения.
  6. Соответствие предложенных проектных решений законодательству Российской Федерации и действующим на территории РФ нормам.
  7. Оригинальность предложенных проектных решений.
  8. Инновационность предложенных проектных решений.
  9. Соответствие предложенных проектных решений контексту районов их расположения.
  10. Прочие факторы на усмотрение жюри.
 

Регламент конкурса

  • 22 ноября 2017 г. Старт конкурса, пресс-конференция.
  • до 10 января 2018 г. Прием заявок.
  • 5 декабря 2017 г. Проектный семинар для участников конкурса.
  • 17 января 2018 г. Заседание жюри. Выбор финалистов.
  • 25 января 2018 г. Установочный семинар для финалистов конкурса с участием представителей заказчика и оргкомитета.
  • 1 марта 2018 г. Сдача конкурсных предложений финалистами.
  • 13 марта 2018 г. Заседание жюри, выбор лучших конкурсных предложений.
  • 17 апреля 2018 г. Выбор победителей на проекте «Активный гражданин» при условии проведения голосования на проекте «Активный гражданин».
 

Жюри

  • Марат Хуснуллин, заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства;
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы;
  • Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект»
  • Виктор Козловский, начальник Московского метрополитена;
  • Рустам Черкесов, директор по проектированию АО «Мосинжпроект»;
  • Николай Бабушкин, заместитель генерального директора, главный инженер АО «Мосинжпроект»;
  • Владимир Маслак, генеральный директор ОАО «НИПИИ „Ленметрогипротранс“»;
  • Никита Асадов, архитектор архитектурного бюро Асадова, куратор фестиваля «Зодчество»;
  • Иван Колманок, архитектор, сооснователь бюро «AI ARCHITECTS»;
  • Дмитрий Бойцов, главный архитектор — начальник архитектурно-строительного отдела ОАО «НИПИИ „Ленметрогипротранс“».
 
 
Станция Площадь Дзержинского. Перспектива станции. Проект. Автор: архитектор проф. Н. А. Ладовский
Станция Площадь Дзержинского. Перспектива станции. Проект. Автор: архитектор проф. Н. А. Ладовский. Из книги: Архитектура Московского метро. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 

Сложившиеся принципы формирования облика станций Московского метро

 
Традиционно метрополитен воспринимается как проекция наземной городской среды — вместе они составляют единый образ города.
 
В интерьерах станций Московского метро запечатлены общие исторические и культурные аспекты развития столицы разного времени.
 
На архитектурный облик станций московского метро традиционно влияют несколько факторов:
  • Глобальный историко-культурный контекст традиционно несет основную идеологию времени и включает в себя исторические, культурные, экономические и политические аспекты в масштабах страны.
  • Локальный историко-культурный контекст придает станции должную идентичность месту её расположения и включает в себя исторические, социально-культурные аспекты на уровне района.
  • Градостроительный контекст включает в себя назначение района строительства, планы развития города и района, параметры окружающей застройки, сложившиеся ограничения на месте строительства, демографию, транспортную обстановку и пр.
 
Московский метрополитен — основа транспортной сети столицы и самый популярный вид общественного транспорта в Москве.
 
За год в московском метро совершается более 2,5 миллиарда поездок, а по интенсивности использования метро занимает одно из первых мест в мире.
 
Для того чтобы обеспечить растущую потребность Москвы в общественном транспорте, снизить пассажирскую нагрузку, а также обеспечить транспортную связанность периферийных районов Москвы, в последние годы сеть московского метро развивается с беспрецедентными темпами.
 
В сентябре 2016 года в Москве для пассажиров открылась Московская кольцевая железная дорога (Московское центральное кольцо). Это совместный проект РЖД и Московского метрополитена, который представляет из себя внутригородскую электричку, частично интегрированную с Московским метрополитеном (действует единая система оплаты проезда, организованы переходы на станции метро). По итогам первого месяца работы на Московском центральном кольце проехало 6 миллионов пассажиров, к 2025 году планируется увеличение пассажиропотока на МЦК до 300 миллионов пассажиров в год.
 
Общая длина Третьего пересадочного контура (ТПК) Московского метрополитена составит 67 км, на нем разместится 31 станция, это будет второе большое кольцо метро, которое свяжет удаленные районы Москвы. У ТПК будет 21 пересечение с действующими линиями столичной подземки и Московским центральным кольцом (МЦК).
 
 
Станция Красные ворота. Платформенный зал. Проект. Автор: академик архитектуры И. А. Фомин
Станция Красные ворота. Платформенный зал. Проект. Автор: академик архитектуры И. А. Фомин. Из книги: Архитектура Московского метро. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 

Глобальный историко-культурный контекст и его влияние на облик станций Московского метро

 
Историческими предпосылками начала строительства московского метро стала изношенная, перегруженная, и фактически пришедшая в негодность после революции система общественного транспорта Москвы. Трамваи, основной вид московского общественного тех лет, были постоянно переполнены, часто ломались, что приводило Москву к регулярным транспортным коллапсам.
 
Вот как эту ситуацию изображают И. Ильф и Е. Петров: «Трамвайные вагоны подвергаются исступленным атакам. Воинственное настроение овладевает людьми, стоящими в трамвайной очереди. И если вагоны не разлетаются в щепы, то это явление граничит с чудом. Московский трамвай никак не может удовлетворить всех желающих, а все-таки перевозит. Перегруженные до того, что у них лопаются стекла, вагоны с тяжелым ревом высаживают служащих у огромных зданий..., учреждений, направляющих жизнь страны».
 
В 1931 году стало понятно, что трамвай и автобус не решат проблемы транспортного обслуживания столицы, для исправления ситуации на июньском пленуме ЦК ВКП(б) было принято окончательное решение о строительстве метрополитена. Подробнее читайте в издании: Архитектура Московского метро / Под общей редакцией архитектора Н. Я. Колли и архитектора С. М. Кравец ; Московский метрополитен имени Л. М. Кагановича. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936. — 196 с., ил.
 
Как видно из истории строительства метрополитена глобальный контекст подавляет локальный — это хорошо прослеживается в облике станций, построенных в период с 1955 по 1970 годы во время так называемой идеологии борьбы с архитектурными излишествами. Унифицированные станции Московского метро, построенные в этот период, потеряли весь декор, привязку к месту и были похожи одна на другую как две капли воды. В настоящее время проблема однообразности и идентичности станций месту строительства до сих пор актуальна и в Москве и во всём мире. Тем не менее она решается и у нас и за рубежом — существуют удачные примеры удачного преображения сугубо функциональных подземных пространств, а также строительства новых станций.
 
 
Станция Комсомольская площадь. Подземный вестибюль. Проект. Авторы: архитекторы А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский
Станция Комсомольская площадь. Подземный вестибюль. Проект. Авторы: архитекторы А. М. Рухлядев и В. Ф. Кринский. Из книги: Архитектура Московского метро. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 

Историческая ретроспектива района

 
Район Нагатинский затон имеет древнюю историю, в прошлом на месте современных кварталов располагались старинные подмосковные села Коломенское, Нагатино, Новинки, Садовники. Высокий холмистый берег Москвы-реки, прилегающий к Коломенскому, был заселен очень давно. Благоприятные природные условия создавали очень хорошие условия для жизни, и именно здесь на заре нашей эры возникло поселение, известное как Дьяково городище.
 
Точные даты основания сел Коломенское и Нагатино, располагавшихся в современных границах района, неизвестны. Первые упоминания о них встречаются в духовных грамотах Ивана Калиты, относящихся к 1330-м годам.
 
Общепринятая трактовка происхождения названия села Коломенское гласит, что его основали выходцы из Коломны, бежавшие от войск Батыя, которые в память отразили в названии память о своей родине. Существует также мнение, что название произошло от слова «коломиши», которым в прошлом называли холмы и курганы, во множестве имелись в этой местности.
 
Коломенское очень быстро развивалось, и, спустя некоторое время, стало великокняжеской вотчиной. Иван Грозный любил проводить здесь время летом, а царь Алексей Михайлович Романов в 1667—1670 годах выстроил здесь прекрасный деревянный дворец, который стал настоящим чудом русского зодчества. Это была летняя царская резиденция, где монаршие особы отдыхали, наблюдая за учениями стрелецких войск и соколиной охотой.
 
Происхождение названия Нагатино на сегодняшний день имеет две трактовки. Одна объясняет его как место «на гати» — топком месте. Местность, в которой располагалось село, действительно была низменной и часто затапливалась в половодье. По второй версии название возникло от денежной единицы X-XV веков «ногаты». Ученые ни одну из этих версий не признают правильной, но и сами не могут сказать, что послужило поводом для возникновения такого названия села.
 
Как уже говорилось, село стояло на топком месте, поблизости находилось множество озер и заливных лугов. Озера использовались для постройки и ремонта судов. В 1410 году впервые упоминается Нагатинская заводь (затон), которая существует и сейчас.
 
В 1936 году в Нагатинском затоне был пущен в эксплуатацию Московский судостроительный и судоремонтный завод. Вблизи завода возник рабочий поселок, в котором жили работники завода и их семьи. Первое судно сошло со стапелей завода в 1938 году. Наибольшим успехом пользовались теплоходы «Москвич», известные также как речные трамвайчики. Завод занимался также изготовлением речных буксиров-толкачей, озерных пассажирских и их разновидностей для служебных и научно-исследовательских целей.
 
Через несколько десятилетий рядом с заводом открылись и профильные учебные заведения, которые в дальнейшем были объединены в одно — Московская Государственная академия водного транспорта.
 
В 1960 году Коломенское, Нагатино и Новинки вошли в черту Москвы, и здесь развернулось
массовое жилое строительство. Вместо старых деревянных домов были построены многоэтажные жилые кварталы.
 
После реконструкции Нагатинской поймы в 1960-х годах, когда у реки появилось новое русло, на правом берегу Москвы-реки построили Нагатинскую набережную. Она была сооружена из сборного железобетона и облицована гранитом. Дома со стороны Москвы-реки стилизованы под паруса, что придает району индивидуальный и запоминающийся облик.
 
От древних сел, некогда располагавшихся на территории нынешнего района Нагатинский затон, остались названия улиц, моста, набережной, станции метро. А вот главная улица села Коломенское — Большая — не сохранила свое название до наших дней. Названия многих улиц района связаны с судостроением и ландшафтными особенностями местности.
 
В их числе: Судостроительная улица, улица Речников, Якорная и Затонная улицы. Кленовый бульвар назван так потому, что вдоль него высажены различные виды кленов.
 
 

Регистрация и дополнительная информация

 
 
Адрес, по которому направляются уведомления и заявки (изменения в предоставленные заявки), конкурсные предложения (изменения в предоставленные Конкурсные предложения), запросы о разъяснении положений конкурсной документации:
121069, Москва, ул. Большая Молчановка, дом 21, офис 13, ООО «Агентство стратегического развития «ЦЕНТР»;
Еmail: info@design-metro.ru (пометка: Конкурс Две станции метро).
 

25 ноября 2017, 23:21 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут