наверх
 

Талепоровский В. Н. Чарльз Камерон. — Москва, 1939

Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939 Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939
 
 

Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939. — 240 с., ил.

 
 

Содержание

Часть первая
Глава первая. Происхождение и ранние годы Чарльза Камерона  5
Глава вторая. Формирование мастера  9
Глава третья. Приезд Камерона в Россию  10
Глава четвертая. Credo Камерона  21
Глава пятая. Старость и смерть Камерона  22
Глава шестая. Камерон — ученый исследователь  30
Глава седьмая. Камерон — художник  36
Глава восьмая. Композиция  40
Глава девятая. Камерон — декоратор  47
Глава десятая. Камерон — планировщик  48
 
Часть вторая
Глава первая. Условия работы Чарльза Камерона  55
Глава вторая. Камерон — строитель-техник  56
Глава третья. Работы Камерона в Павловске, на „Александровской даче“ и в Батурине  68
Глава четвертая. Термы Камерона  85
Глава пятая. Интерьер  103
Глава шестая. Камерон и китайский стиль  115
 
Заключение  121
 
Приложения
Примечания  130
Чертежи Камерона  133
Список существующих произведений Чарльза Камерона  137
Библиография  137
Перечень иллюстраций  139
Постройки Камерона  145
 

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И РАННИЕ ГОДЫ ЧАРЛЬЗА КАМЕРОНА

 
На протяжении всего XVIII в. в Италии, главным образом в Риме, Помпеях и Геркулануме, производились интенсивные работы по раскопкам античных городов. За этими работами с напряженным вниманием следили деятели науки и искусства всей Европы. Можно сказать, что среди руин античных построек создались академии искусств и материальной культуры и археологии всех европейских стран. Здесь решались все новые проблемы античности. Крупные страны как бы соревновались в объеме и размахе производившихся работ. Кроме членов правительственных комиссий и лауреатов, командированных академиями, сюда со всех концов мира устремились представители ученых обществ, художники, историки, архитекторы, скульпторы.
 
Англичане особенно большое внимание уделяли архитектурным исследованиям и раскопкам и тратили на это дело громадные средства. По заказам англичан, проживавших в то время в Риме, много работал и французский архитектор-художник Шарль-Луи Клериссо.
 
В 1757 г. он заключил контракт с английскими архитекторами, братьями Адам, и во время совместного с ними путешествия выполнил зарисовки руин дворца Диоклетиана в Спалато1 для появившегося в 1764 г. на английском языке труда Роберта Адам «Руины дворца в Спалато». Занимался у Клериссо и знаменитый английский архитектор сэр Вильям Чемберс; вдохновленный Клериссо, он посвятил почти десять лет изучению архитектуры античного Рима2.
____________
1 Thieme-Becker, Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler. 1912, VII, p. 91—92.
2 Thieme-Becker, Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler. 1912, VI, p. 345—347.
 
В это же время работали в Италии Винкельман, Гюбер Робер, Пиранези. Все они были почти сверстниками, людьми одной эпохи, одного порыва, объединенными общим для всех стремлением познать красоту античного мира. К этой плеяде принадлежал и архитектор Чарльз Камерон.
 
Что мы знаем о Камероне? К сожалению, наши сведения недостаточны.
 
В Англии его как архитектора почти не знают. Словари и справочники или совсем не упоминают о нем или же ограничиваются скудными, неточными и противоречивыми данными.
 
В России сохранились материалы, относящиеся к его жизни и творчеству, но они так же слабо освещают основные моменты его биографии, как и иностранные источники.
 
Имя Камерона окутывала дымка таинственности. Попытки биографов Англии разгадать его личность наталкивались на полную неосведомленность его соотечественников об «архитекторе Камероне».
 
Мы сделали попытку почерпнуть сведения о Камероне в генеалогической и геральдической истории земельного дворянства Великобритании и Ирландии. Там мы нашли указания, проливающие некоторый свет на интересующие нас вопросы. Конечно, это только первая попытка более или менее обоснованно подойти к решению поставленной задачи: дальнейшие изыскания в этом направлении не только у нас, в СССР, но и в архивах Англии, должны осветить творчество и жизнь Камерона в полном объеме.
 
Однако и полученные нами данные позволяют сделать некоторые выводы, построить «гипотезу» о Камероне, дать картину его жизни и творчества.
 
Мы знаем, что архитектор Камерон — по происхождению шотландец3—7. Старинный шотландский род Камеронов долго боролся с лордами за свои права. Дональд Камерон, из Лохиела, капитан клана Камеронов, известный под именем «благородный Лохиел», с большим отрядом, составленным из членов его клана, стал в 1745 г. на сторону претендента на английский престол — Чарльза-Эдуэрда Стюарта8. После поражения повстанцев при Куллодене Дональд Камерон эмигрировал с семьей во Францию. Он умер в 1748 г., оставив после себя двух сыновей: старшего — Джона, сквайра, капитана полка Альбани, и младшего — Чарльза.
____________
3 Сведения о роде Камеронов из книги Burke, Sir Bernard, A genealogical and heraldis history of the landed gentry of Great Britain and Ireland. London. Harrison. 1871. (Берк, сэр Бернард, Генеалогическая и геральдическая история земельного дворянства Великобритании и Ирландии. Изд. Харрисон, Лондой 1871, стр. 197).
«...Род Камеронов из Лохиеля» (Lochiel).
Фамилия «Камерон» насчитывает в Шотландии значительную давность (первым упоминается в книге Дональд Дью, Donald Dhu); глава клана Камеронов вывел их из того состояния упадка, в котором они оказались в результате борьбы с лордами, и восстановил владение имениями, которыми они раньше обладали...»
Дональд Камерон, из Лохиеля, капитан клана Камеронов, со значительным количеством своих людей стал на сторону претендента на английский престол Чарльза-Эдуарда Стюарта в 1745 г. и участвовал в нескольких сражениях. После битвы при Куллодене он бежал во Францию и там получил командование полком в Альбани. Он был женат на Анне, дочери сэра Джемса Кэмпбелл, пятого баронета Охинбрек, и оставил после смерти, в 1748 г., старшего сына и наследника Джона Камерона, эсквайра из Лохиеля, капитана полка Альбани. Джон Камерон умер в 1762 г., оставив наследником единственного своего брата Чарльза Камерона, эсквайра из Лохиеля, которому было разрешено вернуться [в Англию] и который употребил свое влияние на людей Лохиеля, чтобы обратить их на службу правительству. Он был женат на мисс Маршалл [miss Marshall] и был отцом Дональда Камерона, эсквайра из Лохиеля, восстановленного в правах на земельные владения по акту общей амнистии 1784 г.
[Сведений о жизни и смерти Чарльза Камерона в данном труде не приводится, повидимому, в силу отсутствия их в официальных справочниках. — В. Т.]
4 Дональд Камерон [Дональд Камерон — отец Чарльза Камерона]. 1886. Dictionary of National Biography, v. VIII, by James Westly-Gibson, p. 289—290.
Камерон Дональд (1695 (?) — 1748), известный вообще как «благородный Лохиель», был во время мятежа 1745 г. вполне зрелым человеком. Точная дата его рождения неизвестна. Его отец, полковник Джон Камерон из Лохиеля, бежал на континент, будучи признан виновным в государственной измене и лишенным имущественных прав за участие в мартовском мятеже 1715 г.
В начале 1745 г. Джемс (Яков) Стюарт (старший претендент) приступил к переговорам с Камероном.
Юный претендент Чарльз Стюарт высадился в Бородале и обратился за поддержкой к горцам 28 июля 1745 г. Это обращение, очевидно, было так убедительно, что Камерон привлек своего брата Арчибальда к переговорам с принцем. В одном из последующих совещаний Камерон советовал принцу скрыться среди горцев до прибытия подкрепления из Франции, но принц этому совету не последовал.
Смотр кланов состоялся в Гленфинанне 19 августа. Камерон явился с восемью сотнями своих людей. Чарльз Стюарт внезапно объявил войну против курфюрста ганноверского и провозгласил королем страны «Якова VIII». Принц остановился на несколько дней в доме Камерона в Ахнакарри, где было достигнуто соглашение о восстании.
Принц начал смелый поход во главе двенадцати сотен человек, из которых две трети составляли люди Камерона.
В начале похода восставшие увлеклись грабежом, однако быстрая расправа Камерона с одним мародером, в связи со справедливыми и гуманными правилами его дисциплины, придали его сбродной армии достойный характер. Мятежники не встретили сопротивления в своем движении на Эдинбург.
Несколько влиятельных лиц отказалось от службы у принца, и, когда они бежали в Вестпорт, Камерон бросился на их людей, обезоружил гвардию и утром 17 сентября захватил город.
Всюду во время похода благоразумие, храбрость и милосердие Камерона были всеми восхваляемы.
Он был главным предводителем мятежников в битве при Куллодене 16 апреля 1746 г. Битва была проиграна. В этом сражении Камерон был серьезно ранен. Чарльз Эдуард бежал с поля сражения; 1 июня того же года Камерон был обвинен в государственной измене и лишен прав гражданства. Он скрывался в течение двух месяцев в своем родном округе, потом вернулся к границам Реннаха и жил в полуразрушенном шалаше, в стороне от Бенальдера. 29 сентября Камерон, его брат и другие эмигранты уехали во Францию.
Когда Камерон вполне оправился, он принял командование полком альбанцев на французской службе. Принц Чарльз стал графом Альбани. Во французской хронике того времени мы читаем, что Камерон присутствовал на приеме и Версале в качестве «штальмейстера». Его отец (Джон Камерон) скончался в Ньюпорте во Фландрии после долгой тридцатитрехлетней ссылки в 1748 г. В том же году скончался и Дональд Камерон (23 октября). У его жены Анны, дочери сэра Джемса Кэмпбелл, пятого барона Охинбрек, было три сына и четыре дочери: Джон, который наследовал у своего отца полк альбанцев и был позднее капитаном королевских шотландцев на французской службе, умер в 1762 г.; Джемс (Яков), капитан королевских шотландцев на той же службе, умер в 1759 г.; Чарльз наследовал отцовский клан горцев. Он возбудил дело об откупе у британской короны части недвижимого имущества на льготных условиях и патента на должность командира 71-го полка фрезерских горцев, в который он выставил роту из людей своего клана по собственной инициативе. Сформированная Камероном рота во время его болезни определилась на иностранную службу, — Камероны отказались выступить с ним. Поспешив в Глазго, чтобы уговорить их, он заболел и вскоре после этого умер [Так как о смерти Чарльза Камерона нет точных сведений, то более правдоподобным является предположение об его окончательном отъезде, после неудачной попытки добиться реабилитации, в Россию ко дворцу Екатерины II в качестве архитектора]. Из четырех дочерей Дональда Камерона Изабелла и Генриетта вышли замуж за офицеров французской службы; Дженни постриглась в монахини [Дженни Камерон — не она ли была принята при дворе Екатерины II? Екатерина II упоминает в письме к Гримму о Дженни Камерон, говоря о приезде архитектора Чарльза Камерона. И не она ли также та Дженни Камерон, которая одной из первых шотландских женщин прибыла в армию принца Чарльза Стюарта и совершила с ним весь поход, самоотверженно деля с ним все радости и невзгоды восстания («Prince Charles Edward» by Andrew Land. London 1200, pp. 72—145).], и Дональда умерла в детстве.
5 Бромлей в своем «Каталоге гравированных портретов» упоминает портрет Дональда Камерона, «прекрасный, во весь рост в костюме горцев», но умалчивает об имени художника и гравера.
Когда сэр Вальтер Скотт был в Риме в 1832 г.; он посетил виллу Мути в Фьескати (villa Muti at Fiescati), которая была в течение многих лет любимейшей резиденцией кардинала Иоркского, епископа Тускуланского (брата принца Чарльза Стюарта). Там на картине, изображающей празднество при дворе кардинала, Скотт обнаружил один портрет, похожий на изображение, некогда им виденное, Камерона из Лохиеля, которого он описывает как человека с угрюмыми, строгими чертами лица.
6 Клан Камеронов. По книге «The Tantans of the Clans and Septs of Scotland with the arms of the Chiefs», v. I. Edinburgh and London 1906.
Первым представителем клана Камеронов можно считать Дональда Дью (упоминание около 1411 г.), по которому глава рода Камеронов носит свое родовое имя Дональда.
Источники приводят довольно последовательную родословную предводителя клана Камеронов по прямой линии до Дональда, известного под именем «благородного Лохиеля».
К сожалению, историки не отмечают чрезвычайно серьезного обстоятельства в жизни клана Камеронов — изгнания из Англии «благородного Лохиеля», лишения его имущества, преследования его правительством, репрессий, которым подвергся клан, и т. п. Это обстоятельство, принимая во внимание его продолжительность, равную почти половине столетия, конечно, должно было привести к полному забвению дальнейшей жизни Камеронов-эмигрантов и в частности деятельности одного из них — архитектора Чарльза Камерона. Это создало вокруг его имени таинственность. Сведения о Дональде Камероне мы привели в примечании 4, ничего принципиально нового в книге, на которую мы здесь ссылаемся, — нет.
Как мы говорили, Дональд Камерон бежал во Францию, где умер в 1748 г. В главенстве над кланом ему наследовал его старший, неженатый сын Джон, умерший, как мы указывали, в 1762 г. Джону наследовал его брат Чарльз, третий сын «благородного Лохиеля» (более подробно см. в примечании 4). Он умер в 1776 г. [В этом источнике, как и в цитируемом выше (примечание 4), говорится о смерти Чарльза Камерона. В первом источнике говорится, что Ч. Камерон умер, но не приводится никакой даты. В данном же случае приводится дата 1776 г. — явно неверная. Поскольку несомненно, что Ч. Камерон — это именно архитектор Камерон, приехавший в Россию в 1779 г., — ясно, что в данном случае мы имеем дело с вымыслом историка, утерявшего Камерона из виду], а ему наследовал его малолетний сын Дональд (всего 7 лет от роду). По амнистии 1784 г. Дональд был восстановлен в правах на родовые имения с уплатой пени в размере 3432 фунтов.
7 Камероны из Лохиеля. Камероны Мак-Джиллони (Mac-Gillonie Cameron) обычно считаются старейшей линией клана, а Камероны из Лохиеля — старшей семьей в младшей линии. В 1492 г. о главе Камеронов из Лохиеля говорится как о «капитане клана Камеронов», но в 1528 г. король пожаловал ему хартию, которою все его земли объединялись в баронию Лохиеля, и в которой капитан клана впервые обозначался по местности — «из Лохиеля» (of Lociel).
8 «Prince Charles Edward» 1900. Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон, XXXIa, вып. 62, стр. 866—867.
 
По обычаю того времени прямым наследником становился старший сын умершего, получавший все права рода. Младшие сыновья должны были выбирать себе какую-либо профессию или службу, обеспечивавшую им самостоятельную жизнь. Чарльз Камерон избрал архитектуру. Он жил и воспитывался сначала во Франции, затем в Италии, в доме Чарльза-Эдуарда Стюарта, непризнанного короля Англии.
 
Джон Камерон умер бездетным в 1762 г., оставив брата Чарльза своим единственным наследником. Однако Чарльз Камерон наследовал брату лишь номинально. В Англии в это время все еще продолжались репрессии по отношению к якобитам, и они попрежнему оставались вне закона. Поэтому, несмотря на заступничество лорда Джона Стюарта де Бьют, Чарльз Камерон мог получить после смерти отца и брата лишь разрешение вернуться в Англию. По возвращении в Англию Камерон пытался добиться полной политической реабилитации для себя и для членов своего клана. Он употребил все свое влияние, чтобы убедить их вернуться на службу законному правительству. Но сам он не желал, невидимому, отказаться от титулов и отличий, полученных при дворе Чарльза Стюарта. Возможно, что Стюарт и добавил в родовой герб своих защитников, Камеронов, символическую руку с поднятым мечом. Этот герб, сохраненный Камероном в России, в геральдике Англии утвержден не был.
 
Камерон был слишком серьезно скомпрометирован и в правах восстановлен не был. Введя в наследство своего семилетнего сына Дональда (от первого брака с мисс Маршалл), он отказался от всякой политической деятельности. В 1776 г. даже распространились слухи о его смерти. По общей амнистии 1784 г. был восстановлен в правах на имение не Чарльз Камерон, а его сын Дональд. Чарльз Камерон вторично покинул Англию. Имя его, как эмигранта и человека, находящегося в Англии вне закона, было вычеркнуто из официальных правительственных дел. Приблизительно к этому же времени относятся первые указания на работы архитектора Камерона, появившиеся на художественных выставках Лондона9.
____________
9 Thieme-Becker, Allgemeines Lexikon der bildenden Künstler, V.
 
Этим ограничиваются биографические сведения о Чарльзе Камероне, почерпнутые из английских источников. Мы ничего не знаем о его детстве, воспитании и образовании. Мы даже точно не знаем ни дня его рождения, ни даты его смерти. И тем не менее, мы с уверенностью можем заявить, что достаточно знаем его как мыслителя, художника, исследователя античной архитектуры, как мастера архитектурной композиции, рисунка, гравюры, как архитектора-конструктора и как мастера садово-паркового искусства. Год его рождения можно определить предположительно. Допустив, что в тот год, когда Дональд Камерон встал вместе со своим кланом на защиту Стюартов, сыновья его были уже взрослыми и что Чарльзу Камерону в момент бегства из Шотландии было не менее 15—18 лет, мы можем сделать вывод, что Чарльз родился в 1730 г. или на несколько лет раньше.
 
Эти даты уточняет сам Камерон.
 
В своем известном труде «Термы римлян» он пишет:
 
«Нижние помещения терм Тита в большинстве случаев так заполнены землей, что без принятия особых мер и без большого труда невозможно осмотреть их устройство. Получив разрешение покойного папы Климента XIII произвести раскопки тех мест, которые могли бы быть полезны мне в предпринятом мною описании и изображении терм, я решил, предпочтительно перед другими, осмотреть термы Тита, так как они расположены на склоне холма и, следовательно, до них легко добраться. Вот результат моих изысканий...», и далее следует описание обследованных помещений.
 
Краткое и на первый взгляд мало значительное замечание Камерона приобретает для общей ориентировки в биографии архитектора исключительную ценность.
 
Камерон пишет о своем обращении к папе Клименту XIII много позднее того дня, когда им было получено разрешение производить осмотр и раскопки терм Тита (он говорит о разрешении покойного папы Климента XIII, который занимал престол с 1758 по 1769 г.). Камерон упоминает также о том, что в 1758 г. он мог работать самостоятельно по обмерам, зарисовкам и раскопкам терм. Это значит, что он, как и Чемберс, к этому времени уже окончил общее архитектурное образование в Париже и находился в Риме для углубления своих знаний и изучения античной архитектуры.
 
Возникает вопрос: сколько ему могло быть лет в этот период его жизни?
 
Допустим, что разрешение на производство раскопок Камерон просит не мальчиком лет 10—15, а молодым человеком 25—30 лет; в это время у него уже есть вполне выработанный план начатой научной работы. Допустим также, что Камерон обратился к папе Клименту XIII в первый год его вступления на престол. Тогда дата рождения Камерона падает на те же 1728—1730 гг. Эта дата вполне соответствует году опубликования Камероном первоначальных научных результатов своих исследовательских работ (1753 г.). Архитектор Александр Брюллов в своем труде «Термы Помпей» (Thermes de Pompéi par A. Brullof. Paris 1829) неоднократно ссылается в примечаниях на Камерона, цитируя «Термы римлян» Камерона издания 1753 г.
 
Надо думать, что Камерон опубликовал в 1753 г. собранный им материал, будучи не моложе 23—25 лет от роду. А это значит, что дата его рождения и при этом предположении падает на 1728—1730 гг.
 
Таким образом, работы Камерона позволяют нам отнести дату его рождения к 1730-м годам, причем не исключается возможность того, что он родился и несколько ранее, а именно в 20-х годах XVIII в.
 
 
1. Зарисовка-набросок античной римской стенной росписи. Альбом Камерона 1764 г.
1. Зарисовка-набросок античной римской стенной росписи. Альбом Камерона 1764 г.
 
 
2. Зарисовка-чертеж. Античная пеплохранильница. Альбом Камерона 1764 г.
2. Зарисовка-чертеж. Античная пеплохранильница. Альбом Камерона 1764 г.
 
 
3. Рисунок серебряного кувшина в античном греко-римском стиле. Альбом Камерона 1764 г.
3. Рисунок серебряного кувшина в античном греко-римском стиле. Альбом Камерона 1764 г.
 

 

ГЛАВА ВТОРАЯ

ФОРМИРОВАНИЕ МАСТЕРА

 
Заострить внимание на этом вопросе необходимо главным образом потому, что время рождения Камерона, определенное хотя бы и приближенно, дает возможность рассеять распространенное заблуждение, относящееся к его архитектурным воззрениям и традициям и к его академической подготовке.
 
Многие биографы Камерона без достаточного основания считают его последователем архитектурной школы братьев Адам и Чемберса. Это было бы верно только в том случае, если бы Камерон был намного моложе их. Но Камерон был их ровесником, и это с определенностью говорит о том, что Камерон создает одно с ними направление в архитектуре. Вильям Чемберс родился в 1726 г., Роберт Адам — в 1728 г. Таким образом, Камерон мог быть их товарищем и, даже более того, их вдохновителем, потому что, когда В. Чемберс и Р. Адам прибыли в Рим для изучения античной архитектуры, Камерон уже работал по обмерам и раскопкам римских терм. Свою научную работу Камерон опубликовал почти на 10 лет раньше Адама.
 
По смерти брата, Джона Камерона, Чарльз Камерон вернулся в Англию. Видимо, его личные дела вначале были более или менее удачны. В 1764 г. он начал заполнять свой альбом для рисования композициями античных ваз, чаш, лампад, росписью стен, эскизами мебели и тому подобными античными мотивами обстановки и архитектурных деталей (рис. 1—18).
 
Тогда же он решил переиздать первое скромное издание своих обмеров римских терм. В 1772 г. Камерон выпускает второе, более роскошное и полное издание «Терм римлян».
 
Таким образом, мы видим, что Камерон свыше двадцати лет изучал, обмерял, зарисовывал, гравировал, а также читал описания терм в подлинниках древних авторов. В основу своей исследовательской работы он положил обмеры римских терм Андреа Палладио. В процессе работы он имел возможность встречаться и беседовать с Винкельманом, Пиранези, Клериссо, Гюбер Робером и другими великими мастерами и учеными той эпохи. Общение с ними, повидимому, носило очень дружественный характер: Камерон всю жизнь сохранял о них память.
 
В годы пребывания в Италии Камерон энергично и настойчиво изучал античное искусство. Он присутствовал при раскопках Винкельмана, сам вел раскопки, проникал под полуразрушенные своды и первым прикасался к погребенным под развалинами остаткам античной росписи и архитектуры.
 
Работы этого времени Камерон подписывал, согласно распространенному обычаю, по-латыни: Каролус Камерон (Carolus Cameron10).
____________
10 The Baths on the Romans by C. Cameron. 1772, tab. XXIII.
 
По возвращении из Италии в Лондон он приступил ко второму изданию своего труда и, надо думать, мало уделял внимания архитектурной практике. Занятый окончательной отделкой своего трактата, он вряд ли мог интенсивно отдаться строительным работам. Не надо забывать, что в это же время он пытался восстановить себя в правах и добиться полной политической реабилитации. Так или иначе, но нет никаких указаний на постройки Камерона, относящиеся к этому периоду, и, наоборот, все данные говорят о том, что он примкнул к апологетам античной строгости в архитектуре и стал в ряды архитекторов теоретиков и исследователей.
 
В этот период выходят в свет прекрасно изданные труды по вопросам архитектуры. Кроме ранее указанного труда братьев Адам, были изданы «Афинские древности» Стюарта и Реветта, «Пестум» Суффло (1762 г.) и «Греческие храмы» д’Орвиля (1764 г.). В 1762 г. Камерон участвовал на выставке «Свободного общества» (Free Society), а в 1772 г. выступил в «Обществе художников» (Society of Artists) с целым рядом архитектурных проектов реконструкций терм Антонина, исполненных в офортах. Все это время Камерон не прерывал теснейших связей со своими друзьями и единомышленниками по искусству. В Англии он приобрел в лице лорда Джона Стюарта де Бьют и влиятельного политического покровителя и широко образованного мецената. Камерон посвятил свой труд «Термы римлян» лорду Бьют в знак признательности за содействие в получении разрешения вернуться в Англию.
 
Имя Камерона становится известным далеко за пределами Англии, и не только в кругах, близких к архитектуре и вообще к искусству, но также среди влиятельных и состоятельных заказчиков.
 
К сожалению, почти отсутствуют какие бы то ни было данные о жизни и творчестве Камерона в период 1772—1779 гг. В эти годы вокруг его имени все более сгущается таинственность.
 
Неизвестно даже, жил ли Камерон в это время в Лондоне. Известно лишь, что в 1767 г. он подписался как «архитектор» на IV и V томы труда «Витрувиус Британикус». Между тем, Чарльз-Эдуард в 1766 г. принял титул короля Англии и в 1772 г. женился на принцессе Луизе Штольберг-Альбани. И туг невольно возникает соблазнительное предположение о возможности возврата Камерона ко двору короля Чарльза-Эдуарда; эта гипотеза подкрепляется тем обстоятельством, что на портрете, датированном 1773 г., Камерон изображен с орденом на груди.
 
Возвращаясь к творческой деятельности Камерона в этот период, мы можем поэтически сравнить эти годы с затишьем перед грозой. Камерон завершает первый тур своей художественной деятельности и ждет лишь случая, чтобы претворить свои познания в жизнь.
 
Такой случай не замедлил представиться.
 

 

Примеры страниц

Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939
 
Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939
 
Чарльз Камерон / В. Н. Талепоровский. — Москва : Издательство Академии архитектуры СССР, 1939
 

 

Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 244 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 
 
См. также:
 
 
АО «Прикампромпроект»

Библиотека портала Tehne.com работает при поддержке АО «Прикампромпроект».

АО «Прикампромпроект» выполняет комплекс проектных услуг — от обоснования инвестиций и инженерных изысканий до разработки проектно-сметной документации объектов гражданского и промышленного назначения.

 

5 мая 2016, 21:31 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий