наверх
 

Десятников В. А. Русская деревянная скульптура. — Москва, 1972

Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972  Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972
 
 
 

Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972. — 55 с. : ил.

 
 
 

Введение

 
Испокон веку лес был для русских людей подлинной стихией. Да будет известно читателю: океан русского леса составляет почти треть лесных просторов мира. С ним была связана вся жизнь русского человека. Лес его кормил, одевал и обувал. Недаром народная пословица говорит: «Возле леса жить — голода не видеть».
 
Русский человек рождался в рубленой бревенчатой избе. Еще лежа в деревянной зыбке, он слышал, точно волны прибоя, шум леса за окном; с радостью первого открытия присматривался к игре света на прожилках досок соснового потолка дома, на золотистые капли смолы, стекающие с бревен. Игрушки, которые он брал в руки, тоже были из дерева. Впервые севши за стол, он и на нем видел деревянные изделия — чашки, ложки, солоницы, кружки, а едва овладев грамотой, по слогам читал ставшие его жизненным правилом слова, вырезанные по кромке хлебницы: «Хлеб, соль ешь, а правду — режь».
 
Взявшись за работу, русский человек имел дело с деревом — корчевал лес под пахотный клин, гнал смолу, выжигал уголь, заготавливал дрова, драл лыко. «Кабы не лыко да береста — и мужик бы развалился» — говорит народная пословица. Лес был основой народных кустарных промыслов. И поэтому права поговорка про мужика: «Летом он рыбачит, а зимой бурачит», т. е. занимается рукомеслом, прикладывая к вещам, вышедшим из-под его рук, свое сердце, душу, заставляя их жить.
 
Народное искусство живет вечно, как и сам народ, творящий его. Традиции народного искусства переходят от деда к отцу, а от отца к сыну, и эта цепь бесконечна. У каждого народа есть свой излюбленный материал. Предки наши больше любили живое дерево, нежели камень. Слов нет, камень долговечней дерева. Трудно представить себе, сколько унесли пожары, дожди и ветры России шедевров народного искусства, которые восхищали наших дедов и прадедов. До нас они дошли лишь в легендах: подлинно прекрасное никогда не исчезает бесследно.
 
Добро, любовь и красота — времен связующая нить. Этими качествами наделено все то, что выдержало испытание временем — былины и баллады, песни и сказки, прекрасные творения рук и души человеческой, будь то произведения архитектуры, прикладного искусства, живописи, скульптуры. Знать, щедрой мерой таланта отмечено каждое произведение искусства, которое заставляет нас восхититься им. И чем талантливей был мастер, тем дольше живет творение его. Так было и так будет всегда.
 
За последние десять лет во время научных экспедиций нам посчастливилось побывать во многих городах России, посетить десятки музеев и мест старинных кустарных промыслов. Разнообразнейшая деревянная домашняя утварь, игрушки, мебель, орудия труда — все это не раз поражало нас своей самобытностью и подлинной красотой. Но самое большое впечатление всякий раз оставляли встречи с произведениями деревянной скульптуры. Вот уже где фантазия и искусство резчиков проявили себя с поразительной талантливостью и смелостью, которой могут позавидовать самые именитые мастера!
 
Задумчивые мужики-страдальцы, томящиеся в темницах в ожидании казни — Полунощные Спасы; убитые горем крестьянки — Богоматери; народные любимцы, защитники всех обездоленных — грозные Николы; торжественные и величественные Саваофы — сколько в этих «деревянных богах» живой непосредственности, запоминающихся образов! Почти каждая из этих скульптур овеяна интересными легендами и преданиями. Прежде чем попасть в музей, один из деревянных Никол исходил, как красочно повествует легенда, почти все Прикамье. Его якобы видели в крестьянских избах, он помогал заблудившимся в ненастье путникам, спасал утопающих. Дело дошло до того, что сторож часовни, из которой эта скульптура поступила в галерею, уверял музейных работников, будто он ежегодно несколько раз менял Николе «обутки», так как они от постоянных ночных походов оказывались разбитыми. Очень интересны рассказы и о скульптурах, изображающих сидящего в темнице Спаса. Когда одну из них перевезли в незнакомое село, то она якобы не захотела там оставаться и пешком пришла на свое прежнее место. Другая скульптура, когда ее захотели подновить, отказалась принимать новую покраску. Сколько ее ни красили, краска с нее все равно сползала. Все это, конечно, байки, досужий вымысел, но одно непреложно — Николы и Спасы являются подлинными произведениями народного творчества. Тип их лица, характер, в целом образ — все это взято из жизни. И, конечно, таких мужиков-воителей за добро и справедливость могли видеть на бесконечных российских проселках люди, сложившие легенды о Николе и страдающем за народ Спасе.
 
Изучением и сбором деревянной скульптуры начали заниматься еще позже, чем произведениями древнерусской живописи — лишь в начале XX в. Художественные достоинства скульптуры ставили низко и поэтому в экспозициях дореволюционных музеев1 эти произведения занимали весьма скромное место. Большую роль в привлечении внимания общественности сыграл выход в свет альбома А. А. Бобринского в котором были впервые широко опубликованы сотни первоклассных произведений резьбы по дереву, в основном северных и центральных областей России. Вместе с этим в альбоме, как в зеркале, отразились недостатки изучения народного искусства в предреволюционную пору. Частное, а нередко и музейное коллекционирование страдало общим недостатком — оно носило дилетантский характер. Свезенная из разных мест статуарная скульптура и резные поделки по дереву, представленные в этом альбоме, во многом теряли свою научную и познавательную ценность, так как никто, кроме перекупщиков, продававших эти произведения в музеи, не знал, откуда они происходят. Этим же недостатком страдали собрания скульптуры и резьбы в древлехранилищах Ярославля, Великого Устюга, Архангельска и других городов. Ярким примером подобного коллекционирования может служить собрание князя А. А. Ширинского-Шихматова в имении Островки Вышне-Волоцкого уезда Тверской губернии. После революции это обширное собрание попало в Тверь, но разобраться в нем и систематизировать его так и не удалось.
____________
1 См. А. А. Бобринский. Народные русские деревянные изделия и предметы домашнего обихода. Альбом. Вып. I—XII. М., 1911 — 1914.
 
Литература о деревянной скульптуре не так уж обширна. Среди работ на эту тему следует отметить статью Н. Врангеля в дореволюционной «Истории русского искусства» И. Грабаря1, труды И. Шляпкина2, А. Непеина3, С. Яремича4. Большой вклад в изучение деревянной скульптуры внес И. Евдокимов. В своей книге «Север в истории русского искусства»5 он специально отводит одну из глав скульптуре, рассказывая о повсеместном распространении ее в XVIII в. на Севере. Одно из объяснений этому он справедливо видит в том, что северными епархиями России в конце XVII — начале XVIII в. управляли епископы-малороссы, которые стремились создать там такую же церковную обстановку, какую они привыкли видеть у себя на Украине, где деревянная скульптура в храмах была в большом количестве. Анализируя художественные особенности скульптуры различных сюжетов, И. Евдокимов показывает самобытность северной пластики, ее отличие от украинской как по форме, так и по содержанию. Главная роль в этом отводится автором доказательству «внутренней подготовленности народа воспринять скульптуру и соответственно ее переработать».
____________
1 И. Э. Грабарь. История русского искусства. Т. V. М., Изд-во Кнебель (без года).
2 И. А. Шляпкин. Древние русские кресты. СПб, 1906.
3 А. С. Непеин. Памятники церковной скульптуры на Севере. В иллюстрированном сборнике-ежегоднике Пермского губернского земства. Пермь, 1916.
4 С. Яремич. Главы св. Иоанна Предтечи. — «Художественные сокровища России», 1901, № 2.
5 И. Евдокимов. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921.
 
Среди работ, имеющих значение для дальнейшего изучения деревянной скульптуры, следует особо выделить книгу Н. Н. Соболева «Русская народная резьба по дереву»1. Автор широко знакомит читателя со всеми предметами народной резьбы, начиная от украшений на крестьянских домах и кончая художественными кустарными промыслами. Большое место занимают в книге произведения резного искусства — царские врата, клиросы, раки, иконы, объемная, круглая и рельефная скульптура. Он сообщает интересный материал о руководстве для резьбы: «фряжских» листах и лицевых библиях, которыми широко пользовались резчики в XVII—XIX вв.
____________
1 Н. Н. Соболев. Русская народная резьба по дереву. М.—Л., 1934.
 
Первый значительный шаг в изучении деревянной скульптуры одного отдельно взятого географического района предпринял искусствовед Н. Н. Серебренников. Тридцать семь лет он работал директором и главным хранителем Пермской картинной галереи и за это время собрал уникальную коллекцию скульптуры, насчитывающую свыше пятисот произведений. Собирание и изучение деревянной скульптуры верхнего и среднего Прикамья Н. Н. Серебренников считал делом всей жизни. В своей книге «Пермская деревянная скульптура», вышедшей в 1928 г., он рассказал об истории собирания скульптуры, вскрыл причины ее распространения в крае, дал общую искусствоведческую характеристику собирания и, что самое главное, опубликовал подробное музейное описание каждого произведения. В 1967 г. вышла вторая книга Н. Н. Серебренникова, посвященная пермской скульптуре2. Оба труда, в особенности первый, были оценены общественностью как значительное событие в науке. В адрес Н. Н. Серебренникова много добрых слов было сказано И. Э. Грабарем, С. Т. Коненковым, В. А. Ватагиным. Вместе с тем рецензенты книг отмечали известную ограниченность в исследованиях Н. Н. Серебренникова. Автор рассматривал развитие пермской скульптуры как процесс, мало чем связанный с развитием скульптуры в других областях. Он не был знаком со скульптурой Центра России. Это привело к тому, что Н. Н. Серебренников завысил оценку пермских «богов», неправильно определил их место в общем процессе развития русской деревянной скульптуры. И хотя в книге Н. Н. Серебренникова многое было недоисследовано, энтузиазм ученого сделал свое дело.
____________
2 Н. Н. Серебренников. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.
 
У Н. Н. Серебренникова оказалось много последователей. В 1929 г. известный архитектор-реставратор П. Д. Барановский и этнограф М. И. Погодин организовали в Болдином монастыре на Смоленщине музей, в котором значительное место занимала деревянная скульптура. Коллекции имела каталожное описание, было проведено детальное фотографирование всех памятников. Война помешала подготовить и выпустить книгу, посвященную скульптуре Верхнего Поднепровья. Коллекция погибла, но сохранился подробный каталог и фото скульптуры, сделанные М. И. Погодиным. Эти ценные материалы после его смерти поступили в архив Института истории искусств Министерства культуры СССР и ждут своего исследователя.
 
В Вологодской области продолжателем дела, начатого Н. Н. Серебренниковым, явился директор Череповецкого краеведческого музея К. К. Морозов. Им собрано несколько десятков превосходных памятников местной скульптуры и резьбы, которые наряду с собраниями в музеях Вологодской области в Великом Устюге, Кириллове, Тотьме, Вытегре и в самой Вологде представляют не меньшую ценность, чем пермская скульптура. Отличную коллекцию скульптуры собрал директор Переславль-Залесского историко-художественного музея К. И. Иванов. Большие заслуги в деле собирания и изучения деревянной скульптуры у научных сотрудников Русского музея, Третьяковской галереи, Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской им. академика И. Э. Грабаря.
 
В последние полтора десятилетия интерес к русской деревянной скульптуре возрос как никогда. Этому во многом способствовали выход в свет целого ряда научных трудов, среди которых следует особо отметить работы таких крупных ученых, как В. М. Василенко1, Г. К. Вагнера1 и М. В. Алпатова2, а также проведение в Москве и Ленинграде больших выставок деревянной скульптуры и декоративной резьбы. Многое для организации и успешного проведения этих выставок скульптуры сделано одним из старейших реставраторов древнерусского искусства Н. Н. Померанцевым. Он является автором каталога3 выставки деревянной скульптуры в Москве, ему принадлежит ряд научных трудов в этой области4.
____________
1 В. М. Василенко. Русская народная резьба и роспись по дереву. XVIII—XX вв. М., Изд-во МГУ, 1960.
1 Г. К. Вагнер. Деревянный барельеф XVI в. из с. Путятино Рязанской обл. Доклад, прочитанный на заседании сектора славяно-русской археологии ИИМК АН СССР 16 марта 1957 г. Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях Института истории материальной культуры. Вып. 77, 1959.
Г. К. Вагнер. Скульптура Владимиро-Суздальской Руси, г. Юрьев-Польский. М., 1964.
Г. К. Вагнер. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966.
Г. К. Вагнер. Скульптура Древней Руси. М., 1968.
2 М. В. Алпатов. О русской народной скульптуре. В кн.: Этюды по истории русского искусства. Т. I. М., 1967.
3 Н. Н. Померанцев. Выставка русской деревянной скульптуры и декоративной резьбы. Каталог. М., «Советский художник», 1964.
4 Н. Н. Померанцев. О методике раскрытия скульптурных произведений древнерусского искусства. — В сб.: «Вопросы реставрации». М., Изд-во Академии художеств СССР, 1960.
А. И. Леонов Н. Н. Померанцев. Деревянная скульптура.— В кн.: Русское декоративное искусство. Т. I. М., 1962.
Н. Н. Померанцев. Русская деревянная скульптура. М., 1967.
 
С созданием Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры начался новый этап в собирании и изучении произведений деревянной скульптуры. К этому интересному делу пришли краеведы-энтузиасты во многих городах и селах России. В результате образовались и пополнились новыми экспонатами коллекции скульптуры и резьбы в музеях Борисоглеба, Углича, Рыбинска, Ростова Великого, Зарайска, Дмитрова, Орла, и др.
 
Для того, чтобы сохранить сокровища народного искусства, надо их знать.
 
Это важно также для воспитания чувства преемственности поколений, воспитания патриотизма.
 
Памятники культуры прошлого надо изучать еще и потому, что такое знание взаимообогащает и сближает культуры социалистических наций.
 
В предлагаемом издании речь идет о русской деревянной скульптуре, созданной в городах и селах крестьянами, ремесленниками, фабрично-заводскими рабочими-доброхотами, монастырскими мастерами, резчиками-профессионалами, в составе артелей и в одиночку участвовавших в украшении храмов и работавших для рынка.
 
В брошюре рассматриваются памятники как древнерусского искусства, т. е, созданное до XVII в. включительно, так и нового времени — XVIII—XIX вв. Основное внимание сосредоточивается на выявлении художественных особенностей произведений этих периодов. В качестве примеров использованы, в основном, произведения центральных и северных областей России и, в первую очередь, вновь открытые памятники Верхневолжья.
 

 

 

Список рекомендуемой литературы

 
Алпатов М. В. О русской народной скульптуре. — В кн.: Этюды по истории русского искусства, т. I. М., 1967.
Бобринский А. А. Народные русские деревянные изделия и предметы домашнего обихода. Альбом. Вып. I—XII. М., 1911—1914 гг.
Вагнер Г. К. Мастера древнерусской скульптуры. М., 1966.
Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1968.
Василенко В. М. Русская народная резьба и роспись по дереву. XVIII—XX вв. М., 1960.
Воронов В. С. Народная русская резьба. ГИЗ, 1925.
Евдокимов И. Север в истории русского искусства. Вологда, 1921.
Званцев М. П. Нижегородская резьба. М, 1969.
Леонов А. И., Померанцев Н. Н. Деревянная скульптура. — В кн.: Русское декоративное искусство, т. I. М., 1962, стр. 109—158.
Померанцев Н. Н. Вступительная статья к каталогу выставки деревянной скульптуры и декоративной резьбы. М., 1964.
Померанцев Н. Н. Русская деревянная скульптура. М., 1967.
Преснов Г. М. Скульптура первой половины XVIII в. — В кн.: История русского искусства, т. V. М., Изд-во АН СССР.
Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. Пермь, 1967.
Соболев Н. Н. Русская народная резьба по дереву. М.—Л., 1934.
Церетелли Н. Русская крестьянская игрушка. М., 1933.
Чекалов А. К. Народная деревянная скульптура Севера. (Проблема развития художественной традиции в русском народном искусстве). Автореферат диссертации. Московское высшее художественно-промышленное училище (б. Строгановское). М., 1961.
 

 

 

Список иллюстраций

 
1. Деревянный идол. Фрагмент. Тобольск. Музей.
2. Распятие. Фрагмент. XV—XVI вв. Тутаев, Ярославской обл., Воскресенский собор.
3. Никола Можай. Фрагмент. XVII в. Тутаев, Покровская церковь.
4. Никола Можай. Фрагмент. XVII в. Переславль-Залесский. Историко-художествонный музей.
5. Ботик Петра I. Конец XVII в. Ленинград, Военно-морской музей.
6. Корма ботика Петра I. Конец XVII в. Ленинград, Военно-морской музей.
7. Полунощный Спас. XVIII в. Вологодские резчики.
8. Полунощный Спас. XVIII в. Березники, музей.
9. Евангелист. XVIII в. Владимирские резчики. Собрание И. С. Глазунова.
10. Апостол. Фрагмент. XVIII в. Балахна, музей.
11. Ангел. Фрагмент. XVIII в. Балахна, музей.
12. Апостол. Фрагмент царских врат. XVIII в. Рыбинск, музей.
13. Предстоящая. XVIII в. Вологда, музей.
14. Архангел Михаил. XVIII в. Северные резчики.
15. Иоанн Богослов. XVIII в. Новгород. Музей религии и атеизма.
16. Богоматерь. Фрагмент. XVIII в. Переславль-Залесский, музей.
17. Полунощный Спас. Фрагмент. Конец XVIII в. Зарайск, музей.
18. Евангелист. XVIII в. Балахна, музей.
19. Деревянная игрушка. XIX в. Сергиевские резчики. Собрание Я. Н. Манухина.
20. Улей. XIX в. Загорск, музей-заповедник.
21. Улей. XIX в. Загорск, музей-заповедник.
22. Деревянная игрушка. XIX в. Сергиевские резчики. Собрание Я. Н. Манухина.
23. Ковш. XVIII в. Собрание Я. Н. Манухина.
24. Городецкое инкрустированное донце прялки. XVIII в. Собрание В. П. Пензина.
25. Лев. Деталь резного белокаменного декора. XIII в. Георгиевский собор Юрьева-Польского.
26. Русалка. Глухая резьба. Деталь декора деревянного дома. XIX в. Городец.
На 1-й странице обложки — деревянная скульптура «Мужичок». XVIII—XIX вв. Переславль-Залесский, музей. Фото на обложке и в тексте В. А. Десятникова.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ВВЕДЕНИЕ ... 3
I. ИСТОКИ РУССКОЙ ДЕРЕВЯННОЙ СКУЛЬПТУРЫ ... 11
II. МАТЕРИАЛ И ТЕХНИКА ... 17
III. ОСНОВНЫЕ СЮЖЕТЫ И ИХ ПРОИСХОЖДЕНИЕ ... 24
IV. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДРЕВНЕРУССКОЙ СКУЛЬПТУРЫ II ПРОИЗВЕДЕНИЙ XVIII—XIX вв. ... 32
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ... 53
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ... 54
 

 

 

Примеры страниц

 
Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972  Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972
 
Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972  Русская деревянная скульптура / В. А. Десятников, искусствовед ; Всесоюзное общество «Знание», Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры. — Москва : Знание, 1972
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 20,1 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

17 января 2023, 16:39 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий