наверх
 
Удмуртская Республика


Чернихов Я. Г. Основы современной архитектуры. — Л., 1930

Чернихов Я. Г. Основы современной архитектуры

Основы современной архитектуры : Экспериментально-исследовательские работы / Як. Чернихов. — Ленинград : Издание Ленинградского общества архитекторов, 1930. — 123, [4] с., ил.

[ОГЛАВЛЕНИЕ]
 
I. ПРЕДИСЛОВИЕ
II. ВСТУПЛЕНИЕ
 
III. РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ИЗУЧЕНИЯ АРХИТЕКТУРНЫХ ОСНОВ
1. Композиция, фантазия, сочинительство, творчество, изобретательство
2. Понятие о беспредметности и элементах беспредметности
3. Функциональность
4. Дисциплины пространства
5. Конструктивизм
6. Динамика форм
7. Целевая установка
8. Моделирование
 
IV. РАЗДЕЛ ВТОРОЙ
ПОСТАНОВКА ДИСЦИПЛИНЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА
а) этапы изучения линии, плоскости, поверхности и объема
1. Композиции линейного порядка
2. Плоскостные композиции
3. Пространственно-конструктивные задачи:
   а) ломаные плоскости,
   б) прямоугольно-конструктивные,
   в) овально-конструктивные,
   г) поверхности тел вращения,
   д) прозрачные объемы,
   е) простейшие объемы,
   ж) сложные конструктивные объемы,
б) гармония плоскости и поверхности,
в) гармония красок в архитектуре,
г) гармония объема,
д) выразительность
 
V. РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ
АРХИТЕКТУРНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ НОВЫХ ФОРМ.
1. Архитектурные задачи и примеры
2. Архитектурные элементы
3. Архитектурные конструкции
4. Архитектурное творчество
5. Архитектурный стиль
 
VI. РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЕ НАВЫКИ
1. Графическая грамотность, мастерство
2. Тренировка
3. Упражнения
4. Фактура
5. Масштабность-пропорция
6. Зрительная точка
7. Геометрал изображения, перспектива, аксонометрия
 
VII. РАЗДЕЛ ПЯТЫЙ
ФИЛОСОФИЯ АРХИТЕКТУРЫ
1. Теория красоты
2. Искания
3. Идеи
4. Ритм
5. Экономика в архитектуре
 
 
ПРЕДИСЛОВИЕ
 
В переживаемую нами эпоху, когда социально-экономические условия выдвигают целый ряд новых требований к зодчеству, расширяя рамки его творчества и открывая ему необходимые горизонты технических и художественных возможностей, идеология зодчества приобретает особое значение.
 
Нельзя искать новых путей в архитектуре, новых архитектонических методов, плоскостных и объемных решений, с соответственным художественным оформлением, при помощи одного лишь творческого чутья.
 
Нельзя ограничиться одной ставкой на интуицию таланта или гения, необходимо скальпелем научного анализа, ясностью синтеза освещать путь зодчему, осмысливая его творчество, отчетливо ставя ему цель и предоставляя в его распоряжение средства достижения.
 
Всякая идеологическая работа в этом аспекте является для зодчества и ценной и желанной. Нам давно уже пора понять, что научно-идеологическое слово также необходимо зодчеству, как питание впечатлениями.
 
Без идеи и знаний — искусство слепо.
 
Эти соображения и побудили Ленинградское Общество Архитекторов обратить внимание на труд архитектора-художника Я. Г. ЧЕРНИХОВА — «Основы Современной Архитектуры» и сделать названную работу всеобщим достоянием.
 
Общество полагает, что труд этого талантливого зодчего заслуживает полного внимания и поощрения независимо от того, насколько нужно безоговорочно принять изложенные им положения и насколько труд этот исчерпывающе полон.
 
Во всяком случае «Основы Современной Архитектуры» Я. Г. ЧЕРНИХОВА несомненно послужат ценным вкладом в идеологию советского зодчества.
 
РЕД. КОЛЛЕГИЯ ЛЕНИНГРАДСКОГО ОБЩЕСТВА АРХИТЕКТОРОВ
 
 
ОТ АВТОРА
 
Работу, проделанную мною в области нового архитектурного воспитания, нельзя считать совершенной, но мне представляется, что в процессе изысканий я натолкнулся на очень многие интересные моменты выявления в наглядно показательных формах творческих замыслов зодчего-композитора.
 
В крайне сжатых объяснениях я пытаюсь передать все то, что накопилось в периоде разработки некоторых положений. Многие моменты нового архитектурного воспитания и основ проектирования мною не затронуты исключительно потому, что мне самому не ясна их аналитическая формулировка. В тех случаях, когда какой нибудь вопрос был мне самому не вполне понятен, я считал нужным временно исключить его из плана работы; это вызвано чрезвычайной сложностью затронутых вопросов.
 
В недалеком будущем будут выявлены многие дополнения ко всем тем основам, которые указаны мною в настоящей работе.
 
Все графические построения, представленные в этой книге, как иллюстрации к тексту, принадлежат исключительно моему личному изобретательски-исследовательскому творчеству.
 
Ни в одном случае я не пользовался материалом, разработанным кем-либо другим; может быть, и это составляет некоторый недостаток книги.
 
Указанный мною путь построения представлений, на принципе беспредметных отвлеченных элементов, безусловно займет в будущем доминирующее место при изучении новых форм. Я считаю подобный подход наилучшим и совершенным из всех возможных способов обучения, изучения и проработки вопросов архитектуры.
 
В наш век материализма казалось 6ы, что отвлеченными понятиями не следует заниматься. Я позволю себе утверждать, что только средства отвлеченных построений, расположенные в рациональном и систематическом порядке, могут дать положительный результат при изучении архитектуры.
 
В этой работе я не мог обойти молчанием некоторые вопросы методического порядка, вследствие чего в означенной книге затронуты некоторые моменты методологии. Только таким образом можно было до известной степени обосновать принципы беспредметности.
 
Новые исследователи представят новые материалы, что в совокупности с проделанной уже работой даст более обширную и ценную базу высказанным мною положениям.
 
Заканчивая свое предисловие, я позволяю себе обратиться ко всем тем, кому интересы архитектуры близки, с просьбой поделиться со мною результатами своих работ, изысканиями, новыми идеями, формами, взглядами и пр. Всякую новую мысль или идею, предложенную мне для совместной работы, я буду считать принадлежностью того, кто ее предложил, сохранив за ним его авторство.
 
Если кто либо пожелал 6ы высказать в доказательной (графической и аналитической) форме несогласие со мной или предложить видоизменение выдвинутых мною принципов — я прошу и в этом случае поделиться своими мыслями со мной с целью обогатить работу в области изыскания новых решений основ современной архитектуры.
 
Только такой путь и мыслим в наше время для продвижения выдвинутого вопроса.
 
Автор
Ленинград, 1929 г.
 

Скачать книгу (прямая ссылка)


25 августа 2012, 20:36 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут