наверх
 

Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — М., 1984

Иконников А. В. Архитектура Москвы. XX век. — Москва : Московский рабочий, 1984. — 222 с., ил.
 

Архитектура Москвы. XX век / А. В. Иконников. — Москва : Московский рабочий, 1984. — 222 с., ил.

Новая Москва — это десятки тысяч зданий и сооружений, это грандиозные вновь застроенные жилые массивы, раскинувшиеся на сотнях квадратных километров. Среди бесконечного множества архитектурных объектов для рассказа выбраны те, которые позволяют ярче показать пути развития советского зодчества в Москве, те перемены, которые произошли в столице за годы Советской власти. Автор постарался сосредоточить внимание на том, что особенно характерно и значительно, на том, что продолжило каменную летопись Москвы впечатляющими «записями», посвященными нашей эпохе, образу нашего времени.
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ  3
ИСТОКИ АРХИТЕКТУРЫ НОВОЙ МОСКВЫ  5
 
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1917—1932 гг.
Начало советской архитектуры Москвы. 1917—1923 41
Архитектура Москвы 1924—1932 гг.— основные направления развития 48
Крупные общественные здания Москвы 1924—1932 гг.  53
Архитектура жилища в Москве 1924—1932 гг.  70
Новые задачи архитектуры на рубеже 30-х годов. Развитие ансамбля Красной площади 78
 
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1932—1941 гг.
Первый Генеральный план Москвы и развертывание реконструкции города 83
Жилищное строительство Москвы 30-х годов 89
Завершение конкурса на проект Дворца Советов. Общественные здания Москвы 94
Транспортные и гидротехнические сооружения 30-х годов 106
 
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1941—1954 гг.
Великая Отечественная война и развитие города 111
Продолжение реконструкции в послевоенные годы 112
Поиски стиля и архитектура общественных .зданий конца 40-х — начала 50-х годов 121
Жилищное строительство послевоенного десятилетия  125
 
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1955—1970 гг.
Массовое жилищное строительство и поиски новой направленности в архитектуре второй половины 50-х годов 131
Общественные здания 60-х годов — поиски средств выразительности 136
Массовое жилищное строительство 60-х годов 157
Новый Генеральный план Москвы 163
 
АРХИТЕКТУРА МОСКВЫ 1970—1981 гг.
Общий характер развития архитектуры Москвы в 70-е годы 169
Новые тенденции в жилищном строительстве Москвы  169
Жилые комплексы 70-х годов 171
Жилищная архитектура 70-х годов в сложившихся частях Москвы 184
Общественные здания Москвы 70-х — начала 80-х годов  191
 
 
Андрей Владимирович Иконников — доктор архитектуры, профессор. В 1960 г. закончил архитектурный факультет Института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина, затем совмещал преподавание в этом институте с творческой работой в проектных организациях Ленинграда. В 1966 г. защитил докторскую диссертацию „Основные эстетические проблемы города“. С 1966 г. живет и работает в Москве, занимаясь проблемами теории и истории архитектуры и дизайна. В 1979 г. удостоен звания лауреата Государственной премии СССР за участие в работе над 12-томным изданием „Всеобщей истории архитектуры“. Автор ряда книг, среди которых „Эстетические проблемы массового жилищного строительства“ (Стройиздат, 1966), „Основы архитектурной композиции“ (Искусство, 1971), „Современная архитектура Швеции“ (Стройиздат, 1978), „Каменная летопись Москвы“ (Московский рабочий, 1978), „Архитектура США“ (Искусство, 1979), „Зарубежная архитектура: от „новой архитектуры“ до постмодернизма“ (Стройиздат, 1982).
 
Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск, 16,7 МБ). Книга выкладывается в научных и образовательных целях.
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
За десятилетия, прошедшие после Великой Октябрьской социалистической революции, многое впервые начиналось и складывалось в Москве. Особое место принадлежит ей и в зодчестве XX века.
 
Периоды сдвигов, решительных качественных изменений в жизни общества всегда были трудным временем для архитектуры. На переломах истории менялись не только социальные структуры — менялся весь образ жизни; другими становились отношения между людьми, их мировоззрение, потребности, нравственные и эстетические идеалы. И зодчеству приходилось нащупывать новые, неизведанные пути как раз тогда, когда на его долю оставалось немногое — силы общества и его ресурсы направлялись на решение множества неотложных задач. Но поворот всемирной истории к коммунизму, совершившийся вместе с Октябрьской революцией, освободил громадные созидательные силы. И за срок, очень короткий по меркам исторических процессов, советская архитектура прошла большой путь и достигла результатов огромного социального и культурного значения.
 
Путь этот был и плодотворен, и сложен. Не все начинания и поиски в нашей архитектуре лучшим образом служили достижению ее главных целей — прокладывая первые тропы, нельзя рассчитывать на безошибочность каждого шага. А многие, очень многие задачи, которые приходилось решать, никогда не решались раньше. Впервые в истории архитектура стала служить всему народу, а не эгоистическим интересам одних только господствующих классов; впервые она освободилась от ограничений, порождавшихся частной собственностью на землю и недвижимость.
 
Перед советской архитектурой были поставлены задачи улучшить обеспечение жильем всего населения страны, создать материальные условия для перестройки быта и развития новых форм общественной жизни, участвовать в становлении мощной социалистической индустрии, вырабатывая для нее типы производственных зданий, удовлетворяющих требования не только самой прогрессивной технологии, но и улучшения, оздоровления условий труда. Потребности социалистического общества в целом и задачи плодотворного развития личности человека — члена этого общества — определили главные направления поисков и методы творчества в советской архитектуре.
 
В разные периоды советским зодчеством предлагались различные пути решения стоящих перед ним задач, различные творческие методы становились наиболее распространенными. Но при всем различии этапов развития советской архитектуры, при неравноценности отдельных ее произведений прогрессивное развитие ее главных, социальных функций было постоянным. Постоянным оставалось и то значительное место, которое занимала в ее общей панораме архитектура новой Москвы.
 
Ведущая роль столицы была очевидной на ранних этапах становления советской архитектуры, в ходе которых закладывались ее основополагающие принципы. Тогда Москва была главным центром порождения новых тенденций. Сегодня, когда сильные коллективы архитекторов сложились во всех республиках нашего Союза и во многих городах Российской Федерации, советское зодчество выступает широким и единым фронтом. Его лучшие произведения, созданные за последние десятилетия, украшают многие города. Но Москва по-прежнему занимает достойное положение среди этого фронта, оставаясь самым большим полигоном проверки и осуществления архитектурных идей. Московские зодчие выполняют проекты для многих населенных мест страны, широко распространяя влияние строительных традиций столицы. Немаловажно и то, что зодчие Москвы несут большую ответственность, продолжая рост одного из самых своеобразных, сложных, богатых культурными традициями городских организмов. В их руках судьбы культурно-исторических и художественных ценностей мирового значения.
 
Есть и еще обстоятельство, которое побуждает сосредоточить особое внимание на новой архитектуре Москвы. Такова уж человеческая психология, что мера культурной ценности нашего вещественного окружения кажется прямо связанной с давностью его существования. Старое как-то само собой обретает некое очарование, к новому и недавнему мы, напротив, часто бываем мелочно пристрастны и по большому счету несправедливы — «большое видится на расстояньи». Оценки того, что не отделено от современности некоей отчуждающей временной дистанцией, подвластны к тому же прямому воздействию тех идей и предпочтений, которые определили движение ог вчерашнего к сегодняшнему. А в результате, в полной мере осознавая необходимость сохранения культурных и художественных ценностей, мы относим заботу о них только к тому, что вполне и несомненно старо, и пренебрегаем свидетельствами недавнего прошлого. Предпочтения, рожденные активным утверждением сегодняшнего, часто побуждают изменения, а подчас и ведут к гибели того, что должно бы нести в века память о времени суровом, нелегком и прекрасном. Но сохранить для будущего материальные свидетельства начала первого в истории социалистического государства — обязанность живущих ныне поколений.
 
И необходимо всмотреться в то, что подчас тонет среди привычного, не будучи выделено принадлежностью к иной, далекой эпохе, или кажется неуместно суровым, жестким и бедноватым по сегодняшним меркам, чтобы почувствовать дыхание времени, ценность подлинных свидетельств о нем. Новостройки появляются сейчас массивами, огромность которых сама по себе приковывает внимание. Но не только количественными величинами, не только охватом грандиозных пространств они интересны. В последние годы назревают в нашей архитектуре — в том числе и в архитектуре Москвы — новые и достаточно разнообразные тенденции. В этом новом следует разобраться. Появился целый ряд весьма неординарных, своеобразных общественных сооружений, по-новому начинают складываться жилые комплексы.
 
Всему этому и посвящена книга. В ней говорится об архитектуре Москвы послеоктябрьских лет и первых пятилеток; о социалистической реконструкции столицы, начатой перед Великой Отечественной войной и продолженной после ее окончания; о переломе в развитии архитектуры во второй половине 50-х годов, открывшем путь индустриальному строительству; об исканиях 70-х и начала текущего десятилетия. Чтобы показать, на какой почве начиналось развитие архитектуры советской Москвы, в полемике с чем оно проходило свои начальный этап, мы даем и главу о ее предреволюционных истоках. Рассказ об архитектуре советской Москвы — это рассказ не только о ее зданиях и сооружениях, но и о том, как развивалась ее пространственная структура, как создавались и проводились в жизнь генеральные планы ее развития, замыслы ее важнейших ансамблей. Мы расскажем и о тех идеях зодчих, которые не получили прямого осуществления, но оставили свой след в развитии творческой мысли, в представлениях о том, какой должна быть Москва и ее архитектура, и тем самым косвенно повлияли на становление города, на тот его облик, который мы знаем сегодня.
 
Уже первые крупные новостройки Москвы 1920-х годов вышли на рабочие окраины; границы города раздвигались. В последние годы строительная деятельность захватывала всю его территорию в расширившихся пределах, определенных с 1960 г. кольцевой автодорогой. Пешеходные прогулки не могут быть средством систематического знакомства с архитектурой новой Москвы — она расположена ныне на пространствах, для пешехода непосильных. И поэтому мы не будем группировать материал по территориальному признаку, привязывая к гипотетическим пешеходным маршрутам. Мы покажем его в последовательности становления, исторического развития.
 
Обзор наш не может претендовать на полноту охвата фактов. Москва — город огромный; количественно подавляющую часть его строительного фонда составляют сооружения советского времени — к 1980 г. дома, построенные до 1918 г., составляли всего лишь 4,8% жилой площади, которой располагает город. Новая Москва — это десятки тысяч зданий и сооружений, это застроенные массивы, раскинувшиеся на сотнях квадратных километров. Всего не перечислить. И среди бесчисленного множества объектов мы выбирали то, что позволяло ярче показать пути развития московской архитектуры, перемены, через которые проходил город. Внимание было сосредоточено па том, что особенно характерно и значительно, на том, что продолжило каменную летопись города впечатляющими «записями», посвященными нашей эпохе, образу нашего времени.

7 апреля 2014, 13:51 2 комментария

Комментарии

Очень интересно, как введение в историю Города Москвы.
PS Интересно, как Введение в его архитектурную историю, и её развитие в разные эпохи.

Добавить комментарий