наверх
 

Свирида И. И. Сады Века философов в Польше. — М., 1994

Свирида И. И. Сады Века философов в Польше / Институт славяноведения и балканистики. — М. : Наука, 1994
 
 

Сады Века философов в Польше / И. И. Свирида ; Институт славяноведения и балканистики. — М. : Наука, 1994.— 217 с., ил. — ISBN 5-02-010126-5

 
 
В книге представлен естественный парк XVII в. как культурный феномен эпохи Просвещения, описаны традиции польского садового искусства в европейском контексте, утопическая концепция и художественный облик парка, образ его идеального обитателя и реальный парковый быт, масонская символика. Для специалистов в области истории культуры и широкого круга читателей.
 
КНИГА ИЗДАЕТСЯ В РАМКАХ СОТРУДНИЧЕСТВА ИНСТИТУТА ИСКУССТВ ПОЛЬСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК И ИНСТИТУТА СЛАВЯНОВЕДЕНИЯ И БАЛКАНИСТИКИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ПРИРОДА И САД В КУЛЬТУРЕ ПРОСВЕЩЕНИЯ ... 5
 
САДЫ В ПОЛЬШЕ... 18
Истоки. 18
Функции. 20
В европейском контексте. 31
 
КОНЦЕПЦИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПАРКА. МЕЖДУ УТОПИЕЙ И ПРАГМАТИКОЙ. 52
Рай и Аркадия.. 52
Равенство и свобода.. 59
Приятное и полезное.. 63
Универсализм и историзм. 67
 
ПОЭТИКА ЕСТЕСТВЕННОГО ПАРКА. 76
Природа и искусство... 76
От разнообразия к живописности. 80
В мире иллюзий и иллюзионизма. 88
 
«ЕСТЕСТВЕННЫЙ» ЧЕЛОВЕК В ЕСТЕСТВЕННОМ ПАРКЕ. 93
На сцене парка. 93
Идеальный обитатель.. 101
Самопознание и самовыражение. 104
В кругу друзей и семьи. 112
Парковый быт.. 119
 
В ПОИСКАХ ТАЙНЫХ СМЫСЛОВ.. 124
Искусство и франкмасонство.. 124
 
Просвещенческие идеи в масонском ключе... 128
Франкмасон в парке. 133
Прогулка-инициация....  139
 
ОТ ПРОСВЕЩЕНИЯ К РОМАНТИЗМУ. 151
 
ПРИЛОЖЕНИЕ. 164
 
ПОЛЬСКИЕ ПАРКИ В ОПИСАНИЯХ СОВРЕМЕННИКОВ ... 164
И. Красицкий. Письма о садах.. 164
Сад при дворце Казимежа... 166
Сады в итальянском вкусе... 168
И. Красицкий. Супруга-модница. 168
Белосток. 168
Саксонский сад. 170
Сад Красиньских. 170
Солец.. 171
Ксенженце... 172
Лазенки. 174
Мокотов. 176
Яблонна. 179
Повонзки...180
Пулавы. Праздник «Караван».. 183
Прогулочный костюм.. 185
Аркадия. 185
Ж. Делиль. Сады. 188
А. Мицкевич. Пан Тадеуш... 189
Ю. Словацкий. Бёневский. 190
Ю. Словацкий. Фантазий.. 191
 
ПРИМЕЧАНИЯ. 194
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ..205
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ ..205
SUMMARY..208
УКАЗАТЕЛЬ ИМЕН..209
УКАЗАТЕЛЬ САДОВ И ПАРКОВ...213
 
 
 
[ПРЕДИСЛОВИЕ]
 
Есть и в Сарматии прекрасные места.
Природа мягче там, скромней, но красота
Лугов, долин и парков Радзивилла
Любого скептика бесспорно бы пленила.
Поместью этому название дано
Аркадия: вполне заслужено оно.
 
Так в поэме Сады, или Искусство украшать пейзажи, знаменитой в XVIII столетии, французский поэт Жак Делиль воспевал один из современных ему польских парков. Ими восхищались такие выдающиеся умы и блестящие люди этой эпохи, как математик Иоганн Бернулли или принц Шарль де Линь. Их описание тогда же было включено в многотомный садоводческий компендиум поэта и ученого X. К. Гиршфельда.
 
Не были забыты сады Века философов и в дальнейшем, попав на страницы произведений романтиков Адама Мицкевича, Юлиуша Словацкого, Циприана Камиля Норвида. Отдала им дань также русская поэзия. В пьесе Марины Цветаевой Фортуна в качестве места действия фигурируют подваршавские Повонзки. «Все в парк ходила по росе...» — говорится об одной из героинь пьесы — Изабелле Чарторыской, их создательнице. В. Я. Курбатов отвел место Лазенкам и Белостоку в истории лучших садов мира.
 
Польские парки XVIII в., как и саму Польшу того времени, постигла нелегкая судьба. Одни, подобно Повонзкам и Пулавам, пострадали во время подавления восстаний 1794 и 1830 годов, другие — в годы военных и революционных катаклизмов на территориях бывшей Речи Посполитой в XX в. За два столетия, отделяющих нас от Века философов, земли, на которых располагались парки, изменяли свою государственную принадлежность, а сами они неоднократно переходили из рук в руки. У новых владельцев не всегда хватало вкуса, исторического пиетета, а зачастую и финансовых средств для их поддержания. Облик растительности меняло само время.
 
Некоторым паркам в наши дни возвращается их исторический облик. Другие, очевидно уже навсегда потеряв его, играют в современных городских ансамблях роль зеленых оазисов. Их бережно охраняемые старые деревья обрели новую функцию — свидетельствовать о связи времен и поддерживать ее.
 
Своего рода историко-культурная реконструкция духовного мира польских парков, в которых они некогда были посажены, предпринята в этой книге.
 
Постоянную поддержку при работе над ней я получала со стороны дирекции и коллег Института искусств Польской Академии наук, за что искренне и глубоко признательна. Я благодарна также сотрудникам музеев, библиотек, архивов Польши и России, в особенности Национального музея в Варшаве, за помощь в получении необходимых материалов.
 
Благодарю рецензентов книги доктора искусствоведения, профессора Т. Ф. Саваренскую и кандидата филологических наук Б. Ф. Стахеева, ответственного редактора доктора филологических наук Л. А. Софронову, редактора издательства «Наука» Л. А. Зуеву за внимательное отношение к рукописи и полезные замечания.

 

Скачать книгу в формате djvu (яндексдиск, 15,7 МБ). Книга выкладывается в научных и образовательных целях.
 
 

19 апреля 2014, 14:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий