наверх
 

Архитектура Турции XII—XIII веков

Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв. / Под редакцией  Ю. С. Яралова (ответственный редактор), Б. В. Веймарна, В. А. Лаврова, А. М. Прибытковой, М. А. Усейнова, О. Х. Халпахчьяна. — 1969  Архитектура Турции XII—XIII вв.
 
 
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
  • Том 8 : Архитектура стран Средиземноморья, Африки и Азии. VІ—XIX вв. / Под редакцией  Ю. С. Яралова (ответственный редактор), Б. В. Веймарна, В. А. Лаврова, А. М. Прибытковой, М. А. Усейнова, О. Х. Халпахчьяна. — 1969. — 491 с., ил.
    • Глава 7. Архитектура Турции XII—XIX вв. / И. Ф. Бородина
      • Архитектура Турции XII—XIII вв. — С. 427—444.
 
 

АРХИТЕКТУРА ТУРЦИИ XII—XIX вв.

 
—стр. 427—
 

[ВВЕДЕНИЕ]

 
Зодчество Турции прошло за девять веков сложный путь развития.
 
Образовавшийся в Малой Азии в 1077 г. Румский султанат, возглавляемый младшей ветвью династии Сельджукидов, со столицей в г. Никея (Изник) близ Мраморного моря сначала занимал большую территорию, захваченную у Византии. Византии вновь удалось отвоевать северную, западную и южную прибрежные части Малой Азии, и владения султаната ограничились Малоазиатским нагорьем. Столицей стал г. Конья. Однако уже в 1204 г., взяв у Византии г. Анталью, сельджуки получили выход в Средиземное, а после овладения Синопом и в Черцое моря. Наибольшего могущества султанат достиг в начале XIII в. при Ала-ед-Дине Кей-Кубаде I. В 1243 г. Румский султанат был вынужден подчиниться монголам. В 1307 г. он распался на ряд эмиратов.
 
В начале XIII в. на территорию султаната под натиском монголов откочевало небольшое объединение турок-огузов из племени кайы под предводительством Эртогрула и обосновалось в районе р. Сакарьи на границе с Византией. Сын Эртогрула Осман I возглавил после 1307 г. один из вновь образовавшихся эмиратов. Завоевав большую часть Византийских владений в северо-западной части Малой Азии, он создал Османское государство и сделал в 1326 г. столицей г. Бурсу.
 
Турки-сельджуки, кочевники, не имевшие своих архитектурных традиций, восприняли строительную культуру народов Малой Азии, Византии, а также сопредельных областей — Ирана, Средней Азии, Армении, Грузии, Азербайджана, ставшую основой для развития архитектуры в Сельджукской державе, а затем и в Османской империи. Были заимствованы приемы строительной техники, отдельные формы, конструкции, декоративные средства.
 
В XIV—XV вв. в зодчестве Турции происходил сложный процесс осмысления и творческой переработки культурного наследия сельджуков и византийцев, а также зарождались новые черты и национальные особенности.
 
Военные успехи государства на первом же этапе существования, сопровождающиеся притоком материальных ценностей, переход от кочевого образа жизни к оседлому, рост городов, связанный с расширением торговли, создавали благоприятные условия для усиленного строительства как гражданского, так и культового. Все это в свою очередь способствовало ускорению процесса осмысления культурного наследия других народов, заставляло творческую мысль работать над созданием новых архитектурных форм, а также служило школой для местных мастеров и зодчих.
 
Разгромив Византийскую империю и завоевав с XIV в. до середины XVI в. всю Малую Азию, Балканский полуостров, Ирак, Кавказ, Сирию, Палестину, Египет, восточную и центральную Венгрию, Османское государство стало громадной империей, где сосредоточились главнейшие
 
 
—стр. 428—
 
торговые пути между Европой и Азией. Ее экономическая мощь росла за счет многочисленных жестоких налогов, взимаемых с покоренных народов, и торговых пошлин.
 
Политический и экономический подъем в конце XV—XVI вв. способствовал интенсивному строительству, расцвету искусств и культуры. К тому времени в Турции был уже накоплен архитектурный опыт, на основе которого возникла национальная школа. В XVI в. зодчество достигло своего наивысшего расцвета.
 
В конце XVI в. начавшееся вытеснение государственно-феодального землевладения частно-феодальным, разложение военно-ленной системы, феодальная раздробленность, перемещение торговых путей в Атлантический океан в связи с великими географическими открытиями, экономическое и военное усиление европейских государств — все это обусловило ослабление Турции. В XVII в. упадок проявился во всех областях жизнедеятельности государства — в экономике, управлении, военном деле; началось отпадение завоеванных земель.
 
В XVII в. экономический и политический упадок государства еще не сказался в полной мере в культурной жизни. Однако строительство того периода утратило свою интенсивность. В архитектуре в середине века уже заметны застой и подражание созданным в XVI в. классическим образцам.
 
 
Карта Турции
Карта Турции
 
 
Обострившийся внутренний кризис, поражения Турции в войнах XVIII—XIX вв. и все большая зависимость экономики от иностранного капитала не могли не отразиться на уровне культуры. Резко сократилось строительство. В архитектуре все сильнее проявлялось европейское влияние, приведшее в конце XIX — начале XX вв. к эклектике.
 
Образование сельджукского государства в Малой Азии исторически совпало с освобождением городов от феодальной зависимости, что способствовало их росту и развитию ремесла. Крупнейшие сельджукские города — Конья, Кайсери, Сивас, Аксарай — насчитывали в XIII в. по 100—120 тыс. жителей, однако о градостроительных работах того периода сведений нет.
 
Турки-османы застали малоазиатские города с уже сложившейся планировкой.
 
 
—стр. 429—
 
Интенсивное развитие торговли и ремесла благоприятствовало расширению городов. В первые годы существования Османского государства его правители стремились заселять их своими соплеменниками. Крупными градостроительными мероприятиями сопровождалось обычно строительство мечетей, медресе и торговых центров, объединявших крытые рынки, караван-сараи, торговые ряды.
 
Наиболее интенсивно развивались главные города государства, в первую очередь Бурса — первая столица Османского государства, намного расширившая в тот период свои границы. Город протянулся полосой с запада на восток (рис. 1). В западной его части находился укрепленный замок (кала, хисар), а к востоку от него — один из древнейших кварталов, который при турках пополнился новыми зданиями: здесь был торговый и общественный центр города, в котором сосредоточивались крытые рынки, караван-сараи, базары, медресе, бани (рис. 2). Новые кварталы, получившие свои названия в XV—XVI вв. обычно по наиболее выдающимся из расположенных в них сооружений, возникали в основном к северу, югу и востоку от существовавших древних. Первоначально они напоминали отдельные селения, в которых хаотичная жилая застройка группировалась вокруг мечети. Приусадебные сады ограничивали территории кварталов, а на их окраине отводилось место под кладбища. С уплотнением застройки постепенно эти границы исчезли. Расселение в городе велось по профессиональному, а также по национальному признаку. Инородцы — греки, армяне, евреи — селились в отдельных кварталах. Основные крупные магистрали, две из которых проходят с севера на юг и две — с запада на восток, связывают все части города. Горные реки — Гёкдаре и Гилимбоз — пересекают Бурсу в восточной и западной частях, снабжая ее водой.
 
Исследователи пришли к выводу, что город в целом, за исключением хисара, не имел сплошных стен или вала; были укреплены лишь некоторые его кварталы: участки с караван-сараями, базарами, мечетями, домами обносились стеной без башен; у ворот на ночь ставили стражу. Так была огорожена, например, группа построек султана Йилдырым Баязида на северо-восточной окраине города.
 
Константинополь после завоевания Турцией расширялся не так интенсивно, как Бурса, и сохранял в общем старую планировку (рис. 3). Здесь строительство велось в основном в рамках существующего города; христианские церкви приспосабливались под мечети; новые ансамбли складывались на свободных площадях или возникали на месте разрушившихся к этому времени античных сооружений.
 
Застройка кварталов в турецких городах была очень тесной, с узкими кривыми улочками. Для расширения площади помещений вторых и третьих этажей зданий их стены выносили на консолях над первым этажом, что придавало фасадам очень своеобразный вид. В сельджукский и османский периоды правителями и крупной знатью строились дворцы. Из гражданских сооружений возводились в первую очередь те, которые были необходимы для развития торговли. От сельджукского времени сохранились только караван-сараи — ханы, которые возводились преимущественно на торговых дорогах и имели вид укрепленных сооружений с толстыми стенами и башнями. Ханы могли, в случае необходимости, служить военным целям, превращаясь в крепости, где укрывались люди и хранился провиант. В османский период караван-сараи утратили свое стратегическое значение, сохранив всецело торговые функции, и в основном строились в городах вблизи рыночных площадей. Кроме ханов широкое распространение в то время получили благоустроенные крытые рынки — бедестаны, торговые ряды — араста — своеобразные крытые улочки, застроенные по обеим сторонам лавками. Из культовых строились многочисленные малые мечети — месджид — и соборные, медресе, мавзолеи.
 
Большое внимание в турецких городах уделялось водоснабжению, которое осуществлялось по-разному в зависимости от природных условий. Бурса снабжалась водой горных рек; в Стамбул вода подавалась по развитой сети акведуков, построенных в XIV—XVIII вв. вместо разрушившихся византийских (рис. 4). Вода в окрестностях города собиралась при помощи плотин в резервуары-отстойники, из которых затем поступала в город. Турецкие акведуки сооружались по типу римских из блоков неотесанного камня. Один из них — Узун Кемер — имел длину 716 м,
 
 
—стр. 430—
 
Бурса
 
Бурса
1. Бурса. Вид города (фото Ю. Яралова). План города
1 — хисар; 2 — торговый квартал
 
 
—стр. 431—
 
высоту 26 м и состоял из 50 арок. Основная водная артерия проходила в город у ворот Эдирне, где находился крытый куполом водоем-отстойник. Здесь аркой Боздоан начинался акведук Атпазар. Акведук Махмуда был построен в 1732 г. для снабжения водой предместий Стамбула. По пути акведуков устраивались небольшие резервуары-водомеры, служившие также для аэрации воды, а в конце акведуков сооружались водохранилища. По отводным трубам от акведуков вода подавалась в крупные мечети, медресе, ханы, бани и водоразборные фонтаны (в XVI в. их насчитывалось 40), представлявшие собой специфические для Турции сооружения малых форм.
 
В начальный период Османского государства, когда велись войны с Византией, возводились укрепленные военные крепости.
 
 
Бурса. Планировка торгового квартала
2. Бурса. Планировка торгового квартала
1 — Улу-джами; 2 — баня Шендюл; 3 — Эмир-хан; 4 — баня Орхан-бея; 5 — Коза-хан; 6 — медресе; 7 — Капан-хан; 8 — мечеть Орхан-бея; 9 — Фидан-хан; 10 — Гейве-хан; 11 — бедестан; 12 — рынок; 13 — мечеть Эртогрула; 14 — Старый Йени-хан; 15 — Каранджа-бей-хан; 16 — баня Мейханели; 17 — Пиринч-хан; 18 — Старый Харир-хан; 19 — мечети
 
 
Различные климатические условия и местные материалы обусловили особенности строительной техники и сказались на некоторых чертах локальной архитектуры. Северная Анатолия была богата лесом, что отразилось на строительстве, особенно жилых домов. В районах Коньи, Сиваса, Кайсери находились залежи известняка, а также глины и ила озерного происхождения, пригодных для изготовления кирпича. В холмистой области между Коньей, Северной и Западной Анатолией добывали травертин и туф, на берегах Эгейского и Мраморного морей — мрамор. В Восточной Анатолии — горном районе страны — единственным строительным материалом был мрамор из Мардии и черный базальт. Глина в районе Изника послужила материалом для производства черепицы, получившей распространение отсюда в XVI—XIX вв. во всей Турции.
 
Большую роль в технике строительства как сельджукского, так и османского пе-
 
 
—стр. 432—
 
риодов сыграли заимствованные традиции. В монументальных сооружениях сельджукского периода стены в основном возводились из обожженного кирпича и облицовывались мрамором или майоликой, что указывает на связь с архитектурой Азербайджана и Средней Азии, в Конье строительство велось из кирпича и рваного камня; каменная кладка затем облицовывалась гладкими квадратными каменными блоками. Минареты всегда возводились из жженого кирпича.
 
 
Стамбул. План города
3. Стамбул. План города
1 — Топ-Капу; 2 — собор св. Софии; мечети: 3 — Ахмедие, 4 — Мехмед-паши; 5 — Махмуд-паши; 6 — Али-паши; 7 — Нур-Османие; 8 — Валиде Йени-джами; 9 — Сулеймание; 10 — Баязида; 11 — Шах-заде; 12 — Лалели; 13 — Валиде; 14 — Мурад-паши; 15 — Хасеки; 16 — Давуд-паши; 17 — Ибрагим-паши; 18 — Эски Али-паши; 19 — Фатих; 20 — Михримах; 21 — крепость Еди-Куле
 
 
В начале османского периода в Бурсе использовалась заимствованная у византийцев техника кладки стен из чередующихся рядов необработанного камня и мелкого продолговатого обожженного кирпича. В конце XIV — первой четверти XV вв. здания Бурсы стали облицовывать мрамором и каменными плитами. Культовые сооружения Эдирне и Стамбула строились в основном из каменных блоков, а гражданские — из камня и кирпича по византийскому способу. Стены жилых домов большей частью были каркасными, где промежутки между деревянным каркасом заполнялись сырцовым или жженым кирпичом. Для домов Бурсы и Стамбула характерно строительство из двухрядового каркаса. Из деревянных крыш были больше распространены четырехскатные с широким, выступающим свыше метра карнизом.
 
В сельджукский период часто употреблялись плоские кровли по балкам с земляным покрытием. Они применялись не только в жилом, но и в монументальном строительстве при перекрытии больших залов мечетей. В монументальных сооружениях — медресе, караван-сараях — сельджуки возводили купола; в мавзолеях возводились двойные купола из камня —
 
 
—стр. 433—
 
внутренние сферические и внешние конические, имеющие прямую связь с зодчеством Азербайджана.
 
Особенное развитие купольные конструкции получили в османский период. Купола, полусферические по форме, выводились из жженого кирпича и часто ставились на невысокий барабан. Подкупольные конструкции были разнообразные: купола опирались через паруса на арки, поддерживаемые столбами или колоннами; когда купол покоился на стенах, переход к нему от стен осуществлялся в виде тромпов, либо свойственного турецкой архитектуре своеобразного карниза из системы треугольных плоскостей или призм. При сооружении огромных куполов в мечетях XVI—XVII вв. для погашения распора использовались контрфорсы. В гражданских сооружениях — рынках, ханах, школах применялись цилиндрические и стрельчатые своды с забутовкой пазух между ними щебнем, а сверху возводилась четырехскатная крыша.
 
Большое применение в архитектуре Турции нашли столбы и колонны, последние преимущественно в османское время. Столбы в сельджукских постройках выполнялись из каменных блоков. Часто в строительстве использовались колонны с капителями из античных зданий; но уже в сельджукское время появился тип капители из сталактитов.
 
В османский период наряду с такими капителями в XV—XVIII вв. распространились новые, местной формы, в виде перевернутой усеченной пирамиды, украшенные плоской резьбой.
 
Арки делались главным образом стрельчатые, двухцентровые; они сложены из чередующихся блоков темного и светлого камня. Для входных проемов применялись арки в форме сегмента окружности. Встречаются и арки с плечиками, а также сдвоенные арки, разделенные колонной, в небольших портиках.
 
 
4. Стамбул. Акведук Бахчекёй
4. Стамбул. Акведук Бахчекёй
 
 
Окна преимущественно прямоугольные, часто имеющие стрельчатые наличники с тимпанами. Широко вводилось цветное остекление. Главные входы оформлялись несколько выступающими высокими порталами. В качестве декора в турецкой архитектуре использовались резной камень, майолика и мозаика. В сельджукских зданиях фасады оставлялись гладкими, а портал богато украшался глубокой резьбой по камню и сталактитами, в интерьерах бытовали резьба по камню и майолика.
 
В османский период декор был сосредоточен тоже главным образом в интерьере. Оставленные в кирпичной кладке или облицованные каменными плитами, фасады украшались лишь небольшими орнаментальными вставками из резного камня или глазури. Порталы, как правило, покрывались резьбой по камню, а их входные ниши имели сталактитовое завершение. Резьба в это время становится более плоской и постепенно уступает свое место на фасадах, а особенно в интерьерах, глазурям — сначала наборной мозаике, а затем расписной майолике, расцвет которой приходится на XVI—XVII вв.
 
 
 

АРХИТЕКТУРА ТУРЦИИ XII—XIII вв.

 
Интенсивное строительство сельджуков в Малой Азии развернулось в XIII в. Сооружения того времени свидетельствуют о вполне сложившихся типах гражданских и культовых зданий. На их планировке и внешнем облике сказались архитектурные традиции соседних государств — Ирана, Армении, Византии, Сирии. Из дворцовых со-
 
 
—стр. 434—
 
оружений до нашего времени сохранились лишь немногие руины, которые все же позволяют представить себе общий характер таких построек сельджуков. Как правило, они ставились на холме или высокой платформе и состояли из нескольких монументальных зданий.
 
Дворец Клыч-Арслана II (1156—1192 гг.), расположенный на холме Ала-ед-Дин в Конье, включал несколько сооружений. Зафиксированные в начале XX в. руины одного из них (теперь разрушены) свидетельствуют о монументальности здания (рис. 5). Оно было сложено из кирпича; глухие высокие стены нижней части здания придавали ему вид крепости. Однако фасад по второму этажу был прорезан широкими и узкими арочными проемами, которые вели на окружающий здание балкон, покоящийся на массивных консолях. Стены этого высоко поднятого над землей помещения были облицованы майоликой.
 
 
5. Конья. Дворец Клыч-Арслана, 1156—1192 гг.
5. Конья. Дворец Клыч-Арслана, 1156—1192 гг.
 
 
В 1949 г. были раскопаны руины дворца Ала-ед-Дина Кей-Кубада (1227—1235 гг.) в центральной части города Кубадабада. Он состоял тоже из нескольких построек, включавших комнаты и большие залы. Там же на вершине холма сохранились остатки каменных стен маленького дворца, облицованных майоликой, одинаковой по цвету и узорам с глазурями дворца в Конье. Монументальны руины двух небольших резиденций сельджукской знати в окрестностях Кайсери — Хайдарбея (1252 г.) и Хизир Ильяса (1241 г.). Здания, сложенные из кирпича и блоков камня, имели вид замков.
 
На караванных путях возводились укрепленные одноэтажные ханы трех типов: перекрытые целиком, с внутренним двором, либо с двором и крытым залом. Интерьер небольших караван-сараев представлял собой прямоугольное помещение с рядами колонн или столбов, на которые опирались арки и своды; сверху устраивалась плоская кровля. Вокруг центральной части, нередко перекрытой куполом со световым фонарем, отводились места для животных, а ближе к стенам, где были сделаны скамьи и очаги — для людей. Таков Сусуз-хан (середина XIII в.) на дороге из Антальи в Бурдур (рис. 6). Здание сложено из каменных блоков; его углы и фасады были укреплены башенками-контрфорсами. Портал, со сталактитовой нишей, украшала сплошная резьба по камню.
 
В ханах второго типа портал, размещенный на продольной оси, вел в открытый прямоугольный двор. Вокруг двора располагались сводчатые галереи и помещения для товаров и фуража, конюшни, комнаты с каминами для постояльцев. В середине двора ставилась маленькая открытая купольная мечеть-киоск на четырех арках. Чаще всего строились большие караван-сараи. К противоположной входу стороне двора такого хана примыкал крытый прямоугольный зал, вход в который также оформлялся порталом. Сводчатое перекрытие зала покоилось на колоннах или столбах, а в его центральной части устраивался световой фонарь. Ханы возводились из рваного камня; фасад, столбы и арки облицовывались тесаными каменными блоками.
 
 
—стр. 435—
 
Караван-сараи XIII в.
6. Караван-сараи XIII в.
1 — между Коньей и Аксараем. Султан-хан, 1229 г. Общий вид, интерьер, портал во дворе, план; 2 — между Антальей и Бурдуром Сусуз-хан. План; 3 — между Антальей и Коркудели. Эвдир-хан. План; 4 — Исхакли-хан. Мечеть во дворе.
 
 
—стр. 436—
 
Эвдир-хан (1210—1219 гг.) на пути Анталья — Коркудели состоит из прямоугольного двора, окруженного двумя рядами сводчатых галерей. Здесь нет крытого зала (рис. 6). Киркгоз-хан (1236—1246 гг.) на дороге из Антальи в Бурдур отличается от Эвдир-хана тем, что галереи и комнаты расположены по продольным сторонам двора, а в торце — узкий сводчатый зал. Интересна планировка Алара-хана (1231 г.), где двор имеет вид открытого коридора, застроенного по продольным сторонам комнатами. Эта центральная часть окружена галереями, а вдоль наружных боковых стен проходят узкие коридоры, перекрытые по всей длине одним стрельчатым сводом.
 
Особой монументальностью и размером характеризуются караван-сараи с двором и примыкающим к нему залом. Самый ранний из сохранившихся ханов с такой планировкой — Кизилвиран (1207 г.) на дороге Конья — Бейшехир. По продольным сторонам его двора располагались не галереи, а по четыре больших и глубоких сводчатых ниши.
 
Интересно решение портальной части в виде приставленного прямоугольного объема, прорезанного по оси сводчатым входным проемом. С одной стороны от въезда находилось квадратное помещение, а с другой — мечеть, открывающаяся в три стороны арками.
 
Очень выразительна архитектура одинаковых по планировке караван-сараев Палаз-хана (1236 г.) на пути из Кайсери в Сивас и Султан-хана (1229 г.) на дороге Конья — Аксарай. В Султан-хане (рис. 6) по продольным сторонам вытянутого двора слева располагались комнаты, а справа — галерея. Ее украшенные резьбой арки и своды опирались на мощные столбы. В центре двора стояла небольшая, тоже сложенная из каменных блоков мечеть. Она имела форму высокой квадратной в плане башни, поставленной на четыре массивные и широкие арки. Поверхность стен и арок украшала резьба по камню, а михраб — расписная майолика (рис. 7). К торцовой, противоположной входу, стороне двора примыкало обширное крытое помещение для товаров. Входной портал был украшен глубокой и разнообразной резьбой по камню. Толстые стены, мощные столбы, кладка из больших каменных блоков придавали громадному зданию (116,9×61,75 м) монументальность. У Сасадин-хана (1236 г.) вблизи Коньи, состоящего из двора с галереями и прямоугольного крытого зала, необычное расположение входа — с боковой стороны. Иначе, чем в других караван-сараях, решена и декоративная обработка портала: вместо пышной резьбы применено сочетание различного по цвету камня. Чередуются полосы из гладких плит синего и белого мрамора.
 
Общественные бани (каплыджа, хаммам) были широко распространены в Турции, как и на всем Востоке. Помимо своего функционального назначения, они служили своеобразным местом для отдыха и дружеских бесед. Чаще бани имели два идентичных по планировке отделения — мужское и женское (сдвоенные бани), которые, как правило, смыкались продольными стенами. Строились бани одинарные, работавшие посменно. В каждое отделение входило три помещения, с постепенным повышением температуры в них. Помещение, расположенное за входом, камеджах — с мраморным полом и часто с фонтаном в центре предназначалось для раздевания. За ним находился согуклик, где посетители привыкали к теплу, отдыхали, им делали массаж. Последний зал для мытья строился восьмиугольным с нишами по периметру, в которых находились краны с водой. Из ранних известны каплыджа в Илгине (1236 г.) и Абид Челеби (1283—1338 г.), стены которых сложены из рваного камня, а купол и своды — из кирпича.
 
Из культовых зданий в сельджукский период возводились многочисленные мечети, медресе и мавзолеи. Мечеть строилась в виде большого прямоугольного многоколонного зала, иногда с двором перед ним, обнесенным только стеной и без галерей по периметру. Первоначально залы перекрывались плоскими кровлями на деревянных колоннах. В провинциях такие покрытия мечетей сохранялись и в XIV в. Примером может служить мечеть Махмуд-бея (1366 г.) в Касаба близ Кастамону, в которой деревянные столбы, балки и потолок покрыты росписью. Однако уже с XII в. каменные колонны или столбы стали соединять арками, продолжая делать деревянное перекрытие. Как правило, в кровле, в центре или ближе к входу, оставляли квадратное отверстие или возводили световой фонарь. Под ним устраивали фонтан, например, в мечетях
 
 
—стр. 437—
 
Улу-джами в Эрзуруме (1179 г.) и Хуанд в Кайсери (1237 г.). Уже с XII в. заметна тенденция подчеркивать композицией мечети направление на Мекку. Это достигалось расширением интерколумний двух средних рядов колонн (мечеть Улу-джами в Эрзуруме, 1179 г., Улу-джами в Афоне, 1272 г.) и возведением небольшого купола над предмихрабной частью (мечеть Данишменд Улу-джами в Кайсери, 1140 г.).
 
 
7. Между Коньей и Аксараем. Султан-хан, 1229 г. Майолика михраба и фрагмент портала
7. Между Коньей и Аксараем. Султан-хан, 1229 г. Майолика михраба и фрагмент портала
 
 
Среди сохранившихся ранних мечетей наиболее значительная мечеть Ала-ед-Дина в Конье (1156—1220 гг.) (рис. 8). На ее обнесенной каменными стенами территории неправильной прямоугольной конфигурации находятся собственно мечеть, два мавзолея и небольшое кладбище. Мечеть занимает всю южную половину сооружения и как бы расчленена на три части. Центральное пространство перед михрабом перекрыто куполом, опирающимся через арки на столбы, а вокруг него — сводами. Боковые части разделены рядами аркад на мраморных колоннах, протянутых параллельно михрабной стене. Они держат деревянные перекрытия с земляной кровлей. Купол мечети двойной; переход к внутреннему куполу от квадрата осуществлен с помощью своеобразного карниза из треугольных плоскостей. Внешний шатровый купол сложен из камня и поставлен на барабан. Два каменных мавзолея во дворе мечети центрические, многогранные в плане, по типу башенных мавзолеев Азербайджана, один из них — тюрбе Клыч Арслана — имеет шатровый купол. Минарет построен в XIII в. Мечеть поставлена на невысоком холме; ее длинные каменные фасады придают зданию суровую монументальность. Возвышающийся над ними купол подчеркивает протяжен-
 
 
—стр. 438—
 
ность стен и в то же время служит центром объемной композиции здания, которая получила с возведением минарета и необходимый высотный акцент, и живописную асимметричность.
 
 
Конья. Мечеть Ала-ед-Дина
 
Дивриги. Мечеть Улу-джами
 
 Нигде. Мечеть Ала-ед-Дина
8. Мечети.
1 — Конья. Мечеть Ала-ед-Дина, 1156—1220 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), план; 2 — Дивриги. Мечеть Улу-джами, 1229 г. План; 3 — Нигде. Мечеть Ала-ед-Дина, 1224 г. План.
 
 
Небольшие вкрапления резьбы по камню украшают входные порталы мечети и мавзолеев. В интерьере мечети декор сосредоточен в михрабной части. Стена вокруг михраба и карниз под куполом облицованы мозаикой мастером Омером Юсуфом из Хараджа. Мраморный михраб имеет вид небольшого портала, капители колонок по его бокам и верх украшены сталактитами. В архитектуре интерьера мечети основную роль играют ряды колонн и аркад, которые подчеркивают размеры помещения и создают пространственную перспективу.
 
С середины XII в. наряду с мечетями с плоской кровлей стали возводить и мечети со сводчатыми перекрытиями. В таких зданиях значительно уменьшается количество столбов, расширяется центральный неф, часть которого перекрывается куполами. В мечети Ипликчи в Конье (1162 г.) столбов, несущих своды, 12, а по оси помещения возведено три сферических купола. В мечети со спиральным минаретом в Амасье (1237—1247) и Хаджи Килинч в Кайсери (1250 гг.) расширен центральный неф. В мечети Ала-ед-Дина в Нигде (1224 г.) (рис. 8) всего восемь столбов, по два в ряд; пространство перед михрабной стеной перекрыто тремя куполами, а остальное — сводами. Эта мечеть интересна и тем, что ее интерьеры, как и фасады, облицованы тесаным камнем. Портал украшен резьбой. Пе-
 
 
—стр. 439—
 
реход к двум полусферическим куполам и третьему восьмигранному осуществлен с помощью сталактитовых тромпов. Монументальна каменная архитектура интерьера. Массивные стрельчатые арки, поверхность которых обработана в виде строенных валиков, опираются на низкие столбы. Только тромпы, михраб и стена вокруг него украшены резьбой; остальные поверхности оставлены в гладком камне, крупные блоки и фактура которого придают интерьеру торжественность и суровость.
 
Одна из выдающихся мечетей сельджукского периода — Улу-джами в Дивриги (1229 г.) (рис. 8). Прямоугольная в плане, она состоит из двух частей; собственно мечеть занимает большую часть площади с севера, с юга размещена Дарю’ш-Шифа, где раздавали лекарства. Мечеть перекрыта сводами и куполами, опирающимися на 16 колонн, которые в XVIII в. были облицованы камнем и получили восьмигранную форму. Главный вход находится в северной стене против михраба; эта ось подчеркнута значительным расширением интерколумний двух средних рядов колонн. Предмихрабная часть перекрыта самым высоким куполом на тромпах; снаружи он имеет пирамидальную форму, а внутри разделен двенадцатью тягами, опускающимися от вершины. В центре мечети находится фонтан. Резной мимбар из эбенового дерева выполнен мастером Ахмедом, сыном Ибрагима из Тифлиса. Второй вход в мечеть расположен с запада, а третий, находившийся с востока, позже был превращен в окно.
 
Михраб и порталы украшены резьбой по камню, различной по характеру выполнения, композиции и орнаментике. Мелкие, в основном геометрические узоры на западном портале скомпонованы в П-образные бордюры, обрамляющие входную нишу с трехлопастной аркой. Расположение и стиль декора перекликаются с убранством азербайджанских, среднеазиатских и иранских памятников. Резьба северного портала совершенно иного художественного характера. Между крупными цветами и листьями оставлены большие гладкие плоскости камня. Поверхность узоров мелко проработана в технике, напоминающей гравировку по металлу. Стоящие по бокам портала две изящные колонны с сильно развитыми сталактитовыми капителями, какие часто встречаются лишь у деревянных колонн, поддерживают гофрированные столбы, переходящие в гладкую округлую тягу. Портал перегружен разнохарактерными деталями. Манера выполнения резьбы имеет общее с декором михраба в мечети Алавийан в Хамадане (вторая половина XII в.). Традиционная по планировке мечеть характеризуется своеобразием и разноплановостью своего декора, в котором, видимо, проявилась индивидуальность мастеров из разных стран. Известно, что строил мечеть зодчий Хуррем-шах из Ахлата.
 
В XIV в. появляется новый тип мечети с квадратным в плане интерьером, перекрытым одним большим куполом, и со сводчатым портиком перед главным фасадом (мечеть Давгандос в Карамане). Он послужил прототипом для архитектуры мечетей Османского государства. Портиками стали оформлять входы и у некоторых многокупольных мечетей (мечеть Акчасар в Карамане и Улу-джами в Бигди).
 
Медресе сельджукского периода, обычно прямоугольные в плане, строились двух типов в зависимости от климатических условий: центральный двор или оставался открытым, или перекрывался куполом со световым фонарем. С трех сторон двора или крытого зала располагались худжры, а в торцовой, противоположной входу, — дарсхана и мечеть. В некоторых медресе находились захоронения их основателей.
 
Медресе Сирчали в Конье (1243 г.), построенное мастером Мехмедом сыном Османа из Туса, симметрично в плане (см. рис. 11). Худжры перекрыты крестовыми сводами и выходят проемами в галерею, открывающуюся во двор стрельчатой аркадой. Свое название медресе получило по облицовке глазурованными кирпичами (сирча), образующими геометрические рисунки, мозаикой и майоликой; разнообразными орнаментами и надписями покрыты все дворовые фасады. Каменный входной портал украшен глубокой резьбой.
 
Каратай-медресе (1252 г.) в Конье — несимметричного плана, прямоугольного очертания, в середине с большим квадратным двором, перекрытым куполом (рис. 9, 11). Портал, сдвинутый к углу фасада, ведет в купольный зал, соединенный с центральной частью. С противоположной от входа стороны к ней примыкают два квадратных в плане помещения дарсхана и мечети, разде-
 
 
—стр. 440—
 
ленных глубоким айваном. Переход к куполам этих угловых залов и двора осуществлен через паруса из треугольных плоскостей. В центре двора находится фонтан, над которым в куполе устроен световой фонарь. Интерьеры медресе щедро украшены майоликой с разнообразным орнаментом; ею покрыты панели, арки, стены айвана, паруса и купола. Фасады здания облицованы блоками камня, а портал — белым и синим мрамором. Несколько необычно объемное решение входной части здания. Главную роль играет массивный купол, а не низкий портал, который в других сооружениях делался более высоким и трактовался как самостоятельный объем. Портал украшен крупным орнаментом в виде разнообразной плетенки; рисунок обрамления арки ниши и ее тимпанов уже встречался в оформлении дворового фасада в мечети Ала-ед-Дина в Конье.
 
 
Конья. Каратай-медресе
 
Конья. Каратай-медресе
Конья. Каратай-медресе
9. Конья. Каратай-медресе, 1252 г. Общий вид (фото Ю. Яралова), портал, интерьер
 
 
Медресе Индже-минар в Конье (1258 г.) аналогично Каратай-медресе по планировке, с той лишь разницей, что входное купольное помещение расположено на оси здания (рис. 10, 11). Переход от стен к куполам из кирпича в угловых дарсхана осуществлен с помощью карниза из треугольных плоскостей, а в центральном зале-дворе — в виде оригинальных турецких парусов из таких же плоскостей. Под фонарем в куполе в середине двора находится фонтан. Интерьер центрального зала облицован глазурованными кирпичами, образующими геометрические узоры. Каменный портал медресе представляет собой собрание разнообраз-
 
 
—стр. 441—
 
ных резных узоров, включающих растительные, орнаментальные мотивы и эпиграфику, которая здесь преобладает. Резьба разноплановая — от слегка выступающей над плоскостью до почти горельефных деталей. При постройке медресе в его композицию была включена ранняя однокупольная мечеть, минарет которой возвышается в фасадной части.
 
 
10. Конья. Индже-минар, 1258 г. Портал, общий вид (фото Ю. Яралова)
10. Конья. Индже-минар, 1258 г. Портал, общий вид (фото Ю. Яралова)
 
 
1 — Каратай-медресе, 1252 г. План; 2 — Индже-минар, 1258 г. План; 3 — Сирчали-медресе, 1243 г. План.
11. Конья
1 — Каратай-медресе, 1252 г. План; 2 — Индже-минар, 1258 г. План; 3 — Сирчали-медресе, 1243 г. План.
 
 
Хатунийе-медресе, или Чифте-минарели, в Эрзуруме (1253 г.) с внутренним двором, в планировке и внешнем облике имеет своеобразные черты. Его прямоугольный двор окружен с трех сторон двухэтажными галереями с худжрами за ними, прерывающимися по осям четырьмя высокими айванами. К айвану, расположенному напротив входа, примыкает 12-гранный мавзолей
 
 
—стр. 442—
 
с коническим куполом. Необычна композиция портала: над его углами возвышаются два минарета. Подобные порталы имеют одноименное медресе и Гёк-медресе в Сивасе (оба 1271—1272 гг). Слегка выступающие боковые части портала трактованы как мощные устои для двухъярусных минаретов, поверхность которых обработана в виде вертикальных сомкнутых валиков и облицована изразцами. Резьба по камню на портале сведена до минимума: неширокий орнаментальный бордюр обрамляет его среднюю часть, внизу боковых устоев размещено по геральдическому картушу, ниша завершена сталактитами, а остальная часть портала выполнена из гладких каменных блоков.
 
Композиция портала с двумя минаретами в сельджукских сооружениях наблюдается только в городах на востоке государства, где были особенно сильны связи с Ираном. То же можно сказать и о планировке медресе с четырьмя айванами на осях. На архитектуру интерьеров и мавзолея оказало влияние зодчество Армении и Азербайджана. Об этом свидетельствуют полуциркульные арки, тонкие столбы, поддерживающие крещатые своды галерей, оформление входов в худжры арочками на сдвоенных полуколоннах, обработка фасадов мавзолея полуциркульными арками в форме жгутов. В величественных интерьерах каменная кладка умеренно оживлена резными вставками вокруг окон, по абрису ниш айванов и арок галерей, на столбах. В орнаментике переплелись мотивы и Закавказья и Среднего Востока.
 
От медресе Чифте-минарели в Сивасе сохранился лишь фасад. Средняя часть его каменного портала, покрытого довольно плоским резным геометрическим орнаментом, обведена с трех сторон фризом из нескольких рядов сталактитов. В отличие от использования на Среднем Востоке полос неглубоких сталактитов в виде горизонтальных карнизов, здесь они применены для обрамления. Входная ниша завершается сталактитами.
 
В Гёк-медресе ряд худжр по бокам открытого двора прерывался в середине айванами. Перед худжрами проходила аркада на колоннах. В центре двора находился фонтан. Все айваны и угловые дарсхана сводчатые; куполом перекрыты только мечеть в фасадной части и симметрично ей расположенный зал. Купол мечети покоится на парусах из треугольников и покрыт глазурованными кирпичами, от которых здание получило свое название. Так же облицованы двухзвенные минареты портала, а сам он выполнен из мрамора и украшен резьбой. На боковых частях портала орнамент крупный. Средняя часть обрамлена сталактитами, как в медресе Чифте-минарели, и узоры на ней более измельчены. Интересно введение рельефного изображения головы животного. Портал имел определяющее значение в объеме сооружения с гладкими фасадами, скрывающими своды; он был единственным высотным акцентом.
 
Гёк-медресе в Токаде (1275 г.) — двухэтажное здание с внутренним двором, окруженным галереями.
 
В Амасье сохранилась одна из ранних психиатрических больниц Мелике Йилдыз-хатун (1309 г.), построенная по дворовому типу медресе. Только место худжр занимают палаты в виде длинных сводчатых галерей.
 
Сельджуки для большинства своих усыпальниц заимствовали планировку и формы башенных мавзолеев Азербайджана и Армении. Многогранные или цилиндрические каменные объемы поставлены на невысокое квадратное в плане основание, перекрыты шатровым или коническим куполом, который в интерьере имеет полусферическую форму. Здания отделывались резьбой по камню.
 
Восьмигранный мавзолей Мелик Гази в Киршехире (1250 г.) перекрыт коническим куполом. Мавзолей Дёнёр в Кайсери (1276 г.) замечателен резным декором (рис. 12). Его 12-гранный объем обработан в виде слегка выступающей из плоскости аркады, мотив которой повторен на коническом куполе. Поверху многогранник опоясан резной орнаментальной полосой и сталактитовым карнизом; разноплановая резьба заполняет стены.
 
В мавзолее Худабенд-хатун в Нигде (1312 г.) среди геометрических и растительных орнаментов вкраплены рельефные изображения птиц, оленей и кентавров.
 
Своеобразны планировка и облик мавзолея Мама-хатун в Терджане, построенного архитектором Муфаддалом из Ахлата (рис. 12). Сооружение состоит из собственно усыпальницы башенного типа, окруженной кольцом каменной стены диаметром
 
 
—стр. 443—
 
13,15 м. С внутренней стороны в стене устроено 12 стрельчатых ниш, в некоторых из них находятся захоронения. Слева от входного портала в украшенной резьбой и сталактатами нише помещен фонтан, а симметрично ему справа от портала — лестница, которая ведет на верх стены. Поверхности стены и ниш облицованы гладкими каменными плитами; входной портал декорирован резным геометрическим орнаментом и эпиграфикой, ниша завершена сталактитами. В центре вымощенного каменными плитами двора на невысоком основании стоит каменный мавзолей, имеющий в плане очертания восьмилепестковой розетки. Оригинальна форма мавзолея в виде башни из сомкнутых полуцилиндров. Коническому куполу снаружи придана едва ощутимая гофрированность, соответственно абрису стен.
 
В интерьере эта форма выявлена еще резче, внутреннее пространство ограничено расположенными по кругу сомкнутыми полуциркульными нишами, продолжающимися в гофрах купола. Стыки ниш и гофр подчеркнуты тягами, которые, начинаясь от пола, смыкаются в вершине купола. Захоронения находятся в склепе под полом мавзолея.
 
 
Кайсери. Мавзолей Дёнёр  Терджан. Мавзолей Мама-хатун
12. Мавзолеи.
1 — Кайсери. Мавзолей Дёнёр, 1276 г. Общий вид, план, разрез; 2 — Терджан. Мавзолей Мама-хатун, XIII в. План, разрез
 
 
Каменное здание и снаружи, и внутри почти лишено декора. Резьба применена только для обрамлений четырех маленьких стрельчатых окон; гладкие тяги — валики — разделяют полуцилиндры. Поверхность купола снаружи украшена слегка выступающей аркатурой. Мавзолей не нуждался в убранстве — его архитектурный строй и без того достаточно выразителен и декоративен.
 
Комплекс необычен по планировке, структуре окружающих его стен. Та же композиция встречается в Диван-хане (XV в.) — мемориальном сооружении — дворцового ансамбля в Баку. В архитектуре самой усыпальницы заметно влияние зодчества Армении.
 
Среди сельджукских мавзолеев встречаются и построенные из кирпича в виде глубоких айванов, оформленных порталом, но они малочисленны. Таковы мавзолеи Гемеч-хане в Конье и эмира Явташа в Акшехире (оба XIII в.).
 
В зодчестве сельджуков явственно проступают строительные традиции, воспринятые у сопредельных народов. Они проявляются и в планировке, и в архитектурных
 
 
—стр. 444—
 
формах, и в декоре. Вот почему так разнохарактерны подчас внешний облик однотипных зданий, их конструкции и орнаментика. Однако в процессе освоения этого культурного наследия вырабатывались свои приемы и начали складываться традиции, на которых основывалось развитие архитектуры Турции в последующие века.
 

16 февраля 2023, 12:02 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий