наверх
 

Архив СА: Ганнес Мейер (Баухауз). Школа АДГБ в Бернау

Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5
Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5 Современная архитектура. 1928. № 5
 
 
 
 
 
 

Вальтер Гропиус. Архитектор, как организатор современного строительства / Перевод с нем. Г. Д. Копелянский // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 146—147.

 

ВАЛЬТЕР ГРОПИУС

АРХИТЕКТОР, КАК ОРГАНИЗАТОР СОВРЕМЕННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

WALTER GROPIUS — DER ARCHITEKTOR ALS ORGANISATOR DER MODERNEN BAUWIRTSCHAFT

 
Развитие современного строительства характеризуется сильным стремлением ввести и в этой отрасли хозяйства, в которой до сих пор почти исключительно господствовали ремесленные способы производства работ, индустриальные, фабричные методы. Совершенно понятно, что ремесленные круги и большая часть архитекторов относятся враждебно к увеличивающемуся влиянию новейших методов, опасаясь, вследствие совершающейся перестановки хозяйственных сил, возможного уменьшения спроса на их работу. Ближайшее будущее ясно покажет, является ли эта позиция против индустриализации строительства осмысленной и могущей привести к намеченной цели, или же, напротив того, могучая волна экономических и технических усовершенствований смоет оппозиционеров, устранив их из промышленного и жилищного строительства.
 
Процесс перемещения хозяйственных сил в строительстве подобен уже происшедшему во многих других областях применения человеческой силы, где она или полностью или в значительной степени вытеснена введением механизации и применением более точных инструментов. И сейчас, как мне кажется, невозможно найти мыслящих людей, протестующих против механизации и рационализации в промышленности с хозяйственной точки зрения.
 
Наиболее простои путь более экономичного, то есть совершающегося с минимальной затратой денег, рабсилы и материалов, удовлетворения наших потребностей заключается в непрерывно повышающейся, улучшающейся организации народного хозяйства. Последствием этого является механизация, разделение труда и рационализация, — понятия, вытекающие из нашего народного хозяйства и имеющие для строительства такое же значение, как и для других отраслей человеческой работы.
 
Однако наше логически объяснимое стремление к механизации нашей работы должно сопровождаться развитием в каждом отдельном индивидууме творческого начала, ибо конечным идеалом последствий механизации должны быть разгрузка человека от повседневной работы по удовлетворению его жизненных потребностей и освобождение его для более творческой работы. Если бы механизация являлась самоцелью, то это означало бы гибель живой, цельной человеческой натуры и раздробление неделимой индивидуальности. Это противоречие и является причиной борьбы старой ремесленной культуры с новой — машинной. Поэтому необходимо создание новой органической производственной единицы, обобщающей и ремесло и машинное производство.
 
Различием между ремеслом и машинным производством являются не применяемые орудия производства, ибо машины есть не что иное, как постепенно усовершенствованный ремесленный инструмент, а способ использования рабочей силы. Ремесленник работает над приготовлением какого-нибудь предмета с начала до конца, в то время как в промышленном предприятии проводится максимальное разделение труда. Современный ремесленник борется не против машин, ценность и значение коих ему хорошо известны и которые он сам при возможности охотно использует; он опасается лишь потери своей самостоятельности. Ремесленник, типичный носитель средневековой культуры, соединяет в себе, проводя весь производственный процесс от А до Z, и техника, и художника, и купца; промышленный же рабочий, не имеющий никакого влияния на техническое, формальное и экономическое оформление продукции, является лишь небольшим винтиком фабричной организации. Рациональность этого подразделения труда и угрожает самостоятельному существованию ремесленника, работа коего уступает по стоимости, а часто и по качеству, фабричной продукции. Следствием этого является или пролетаризация ремесленника или перемена им своей профессии. Это вынужденное ограничение единоличной инициативы, вследствие подразделения рабочих процессов и технической механизации, является грозной культурной опасностью для современных хозяйственных форм. Экономика становится самоцелью, вовлекающей в свою орбиту отдельных производителей.
 
Развитие современной техники достаточно ясно показало, что коллективная работа может дать больший эффект, чем автократическая работа отдельных индивидуумов. Однако природные способности людей не одинаковы, и наиболее тяжелой проблемой организации этой коллективной работы будущего является правильное распоряжение творческой энергией, обобщаемой коллективом; распределение индивидуумов, с одной стороны, на предварительные работы (лаборатории, изготовление моделей, планирование работ) и, с другой, — на фабричное проведение выработанных директив и предположений в жизнь (добыча материалов, транспорт, текущая работа и т. д.). Если для выполнения какой-нибудь хозяйственной работы соединяются многосторонне образованные и самостоятельные люди, то это экономическое объединение является наиболее жизненным и мощным. В той же мере повышается и механическая производительность технических средств производства.
 
Теперь нет ремесленников, могущих технически и формально самостоятельно изготовить свой продукт с учетом всех новейших заводских методов. Разделение труда происходит и здесь. Проектировщик отделяется от практика, ремесленник более не осуществляет им же поставленной проблемы, а является лишь исполнителем платонических идей других лиц: архитекторов и художников. Прошедшая „художественно-промышленная“ эпоха не смогла дать необходимого соединения ремесла и промышленности. Но и современная архитектура также еще страдает от перегрузки эстетически-декоративными мотивами. Строительство же будущего явится оформлением наших жизненных процессов, свободным от чуждой нагрузки. И при осуществлении этого строительства архитектор может лишь выиграть, а не потерять, от применения индустриальных методов производства. Ему должно быть понятно, что он никогда не может быть замещен инженером, ибо по существу его профессии он должен быть не только техником, но и всеобъемлющим организатором, концентрирующим в одной голове все научные, специальные, технические, экономические и композиционные проблемы строительства и соединяющимся для общей плановой работы с многочисленными специалистами и рабочими в однообразные предприятия. Если же архитектор не соответствует идее своей профессии и упускает новейшие архитектурные достижения, то им не используются огромные приобретения нашей технической эпохи, новые машины, материалы, конструкции и усовершенствованные эксплоатационные и производственные методы. Архитектор же должен быть неизбежным фактором прогрессирующего строительства. Опасно быть нейтральным в борьбе великих умов и мощных групп. Как может стоять в стороне ремесленник и архитектор, когда ныне, например, Стальной союз доставляет тысячи стальных домов, изготовленных по совершенно измененным методам. Тут не помогут никакие протесты, здесь мыслимо лишь энергичное содействие новейшим методам изготовления домов. Совершенно естественно, что промышленность не может пройти мимо надлежащего использования сложившейся конъюнктуры в области жилищного строительства.
 
Мы же, архитекторы, должны предъявить к промышленности ряд требований, вытекающих из учета всех факторов, объемлющих строительство и оказывающих определенное влияние на ход и развитие нового строительства. Эго отнюдь не означает отказа архитекторов от использования ремесел и обращения исключительно к услугам промышленности. Никто и ничто не заставляет архитектору сказать: или—или. Напротив того, перед архитектурой поставлена задача колоссального значения — изыскать возможность для переброски недостающих мостков между строительным ремеслом и промышленностью стандартизованных строительных элементов, — иначе говоря, обращаясь отныне за удовлетворением нужд строительства и к промышленности, обогатить и усилить ремесленников и подрастающее поколение экономическими выгодами и методами промышленности.
 
На первом плане должны стоять не интересы отдельных экономических групп, а единство и общность проблемы строительства, и дальновидный руководитель-организатор должен суметь использовать для выполняемой им работы всю совокупность ремесленных и промышленных производств.
 
Возможно выделить три различных метода производства строительных работ:
 
1. Сохранившийся с давних времен чисто ремесленный, индивидуальный способ возведения единичных зданий по устарелым методам кирпичной кладки.
 
2. Одновременное серийное сооружение большого количества однородных жилых единиц на одном строительном участке с помощью строительных машин и с применением некоторых позаимствованных у промышленности методов при изготовлении строительных частей и производственно-техническая экономия при их сборке (монтажное строительство из бетона и легкого бетона).
 
3. Серийное, чисто фабричное строительство сборных домов, отдельные части коих изготовляются исключительно в стационарных фабричных предприятиях и могут собираться на месте работ вне зависимости от сезона и погоды (стальные дома, сухая сборка скелетных конструкций).
 
Промышленные предприятия могут принимать на себя изготовление домов лишь по третьему способу, даже если речь идет лишь об остове дома; их методы работы наиболее отдаляются от прежних. Применение их, связанное с употреблением материалов, сокращающих транспортируемые грузы и массы, как, например, стали, железа, легкого бетона, пробки и т. д., уменьшает объем и конструкции.
 
Практическая работа в этой области показала, что нужно разрешить еще бесчисленное количество проблем материального и конструктивного свойства, стоящих перед техникой и промышленностью, прежде чем удастся получить сборный, фабричного изготовления, дом с необходимой гарантией его достаточной долговечности, наряду с его скорой доставкой по твердой и низкой цене. Технические работники частично еще не понимают задач, связанных с постройкой этих сборных домов и подлежащих их разрешению, ибо эта область работы является новой, и в большинстве случаев к разрешению всей проблемы в целом подходят со специально-технических точек зрения. Кто же, как не архитектор, призван указать эти недостатки и ясно сформулировать требования, подлежащие к предъявлению соответствующим специальным отраслям современной промышленности? Некоторые, особенно ощутительные при ведении строительных работ, пробелы в состоянии наших технических средств, подлежащие обязательному восполнению, к примеру, следующие. Нам не хватает:
 
1. Легкого строительного материала
 
Необходимо наладить производство строительного материала, превосходящего в отношении прочности, легкого веса, экономии рабочей нагрузки и пространства, равно как и изоляционной способности употреблявшийся до сего времени кирпич.
 
Направляющие пути для разрешения этой проблемы определяются ранее полученными результатами при изготовлении легкого бетона, пемзобетона, целленбетона, газового бетона, шлакобетона. Метод добавки химикалиев или металлов к легко отвердевающим сырьевым материалам (цемент, песок, шлаки, шифер) с целью их вспучивания и образования при этом крупноячейкового строительного материала с включенными порами, обладающего пониженной теплопроводностью в соединении со способностью к естественному проветриванию и одновременно уменьшающего вес и массу, имеет, в согласии с до сего времени произведенными практическими исследованиями, мало надежд на большой успех, если промышленность и в состоянии даже повысить качество потребных отдельных строительных частей. Приготовленные из этого строительного материала части могут храниться в большом количестве в резервных складах и подаваться оттуда в нужные места и в потребном количестве.
 
Могут быть принимаемы во внимание также и иные материалы, как пробка и волокнистые вещества, однако с народнохозяйственной точки зрения, являющейся руководствующей, желательно употребление местного, повсеместно и в любых количествах встречающегося сырья.
 
2. Легких строительных плит
 
Пока еще не имеется готовых, абсолютно надежных, строительных досок для облицовки внутренних и внешних стен дома. Они должны быть легки, незвукопроводны и нетеплопроводны, ровные и не покороблены, способны к удержанию гвоздя и должны доставляться большими досками, равными по своим размерам высоте этажа. При употреблении их для внешней обшивки добавляется еще требование достаточной водонепроницаемости.
 
Встречавшиеся до сего времени на строительном рынке и многократно употреблявшиеся строительные доски (этернит, тектон, ксилотект, кампоард, энзо, соломит, пемзоцемент, гипс) еще не удовлетворяют всем предъявленным требованиям. Их качество должно быть повышено путем улучшения индустриальных производственных процессов, дабы они стали пригодными для повсеместного употребления.
 
3. Могущих видоизмениться легких стенок
 
Развитие плана жилища выявляет, вследствие рационализации используемых площадей, сильную потребность в могущих видоизменяться промежуточных перегородках, дающих возможность подвижного ограничения в пространстве внутри неподвижного железного или бетонного остова дома, поскольку это требуется временами меняющимися жизненными функциями внутри плана. Пока еще не имеется технически полновесного решения в отношении материала и конструкции этих легких стен.
 
От этих перегородок требуется легкая видоизменяемость с немногими манипуляциями и наряду с этим надежная защита от прохождения звука и тепла из одного помещения в другое, как это имеет место в старых сплошных стенах.
 
4. Нормальных металлических окон
 
Новое жилище предъявляет повышенные претензии к величине окон. Функции освещения, проветривания и перспективы отделяются от случая к случаю.
 
Идеальное фабричное окно должно быть прокатано из высокосортного легкого металла, например дуралюминия, и отштамповано или сфальцовано из получающихся листов. Это может повысить — при большой экономии в материале и в массе — крепость и качество продукции. Преимуществами употребления этих окон являются: большие вариации размеров путем последовательного сочетания искусно выбранной основной единицы, абсолютное закрытие упоров, невозможность появления ржавчины даже без окраски, легкая чистка, легкое открывание и закрывание, возможное при боковых или вертикальных раздвижных окнах, сдвоение стекол в одной раме и несложный монтаж.
 
Применяющиеся до сего времени деревянные и металлические переплеты удовлетворяют лишь части перечисленных условий.
 
5. Бесшовной облицовки внешних стен
 
Наиболее благоприятной защитой против атмосферных влияний и проникновения насекомых является бесшовная внешняя облицовка. Вместо ранее применявшейся внешней оштукатурки, в верхнем слое недостаточно долговечной, или на слой уже нанесенной штукатурки дополнительно наносится вязкий, глазуроподобный защитный слой, могущий быть распределенным по готовой стене машинным способом и обладающий аггрегатным состоянием, исключающим разрывы от влияния непогоды. Такового материала до сих пор не имеется. Так называемые прочные масляные краски, сопротивляющиеся атмосферным влияниям, также неудовлетворительны.
 
6. Приборов для измерения расходуемого тепла
 
Подача тепла на расстоянии для целых участков города иди поселков, аналогичная подаче электрического тока, мало прогрессирует вследствие отсутствия подходящих простых приборов, коими можно было бы измерять потребление тепла в каждой отдельной жилой единице. Аппараты, предлагавшиеся до сих пор, слишком сложны и не экономичны.
 
7. Механической вентиляции жилых помещений
 
Незначительная жилищная норма в рабочих домах, являющаяся следствием ограниченности денежных средств, отпускающихся для этой цели, выдвигает необходимость увеличенной подачи свежего воздуха. Проветривание жилищ через окна является неэкономным и неудовлетворительным средством: в теплые времена года при отсутствии ветра не происходит обмена воздуха, зимой же пропадает много тепла от отопительных приборов. Пока еще не имеется простой механической вентиляционной установки, подающей в жилые помещения свежий воздух, с одновременным подогревом его в холодные времена года.
 
Ко всем этим техническим требованиям, предъявляемым к промышленности, надлежит добавить требование о сравнении экономичности производства с прежними затратами для одинаковой цели.
 
Переворот в хозяйстве, вызванный за последние два поколения новейшими успехами техники, необычайно велик. Мы лишь теперь начинаем овладевать неисчислимыми новыми возможностями использования материалов. Но потребуется еще работа поколения, прежде чем произойдет перестановка хозяйственных сил в строительстве, прежде чем элементы нового строительства не станут повсеместно признанным, в максимальной степени рационализированным, стандартным товаром, и прежде чем будет преодолена естественная человеческая инерция против вновь возникающих хозяйственных форм архитектуры.
 
Задачей нашей архитектуры и является удержание в своих руках управления этими мощными процессами перемещения хозяйственных сил.
 
Перевод с нем. Г. Д. Копелянский
 

 

 
 

Р. Хигер. Письмо в редакцию // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 147.

 

Письмо в редакцию

 
Дорогие товарищи!
 
В моей статье „К вопросу об идеологии конструктивизма в архитектуре“, опубликованной в СА — (1928 год), допущен по недосмотру корректора ряд опечаток. Не останавливаясь на несущественных, отмечу очень грубую опечатку, меняющую смысл целого абзаца. На стр. 96, строка 35 снизу напечатано: „СУБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЕТ“, тогда как нужно: „ОБЪЕКТИВНО СУЩЕСТВУЕТ“.
 
Во избежание недоразумений прошу опубликовать это письмо.
 
С товарищеским приветом Р. Хигер
 

 

 
 

Ernst Kallai. Bauhaus : Сообщение Известий „Bauhaus“ / Пер. с нем. Р. Дрибиной // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 148.

 

СООБЩЕНИЕ ИЗВЕСТИЙ „BAUHAUS“

 
bauhaus
 
 
1-го апреля основатель Bauhaus'а — Вальтер Гропиус (Walter Gropius) отошел от руководства работами организации. Несмотря на враждебное отношение и другие организационные трудности, учредителю и организатору, благодаря его творческим и организационным способностям, удалось довести Bauhaus до нынешней экспериментально-производственной высоты. Вместе с Вальтером Гропиусом ушли: Герберт Байер, Марсель Брейер и Владислав Мохоли-Наги. Новые руководители сумеют проявить уважение к работе своих предшественников и, понимая ее как необходимое и смелое начало, поведут Bauhaus к новым достижениям.
 

BAUHAUS ЖИВЕТ!

 
Смена персонала в Bauhaus’е многими истолковывается как кризис, знаменующий начало конца.
 
Одни с сожалением, другие с злорадством говорят: Bauhaus кончается. Многие указывали, что идеи Bauhaus’а нашли благодарную почву в широких кругах и что сам он обречен на повторение самого себя, на академичность. Поэтому ему не остается ничего другого, как во-время и с честью уйти со сцены.
 
Как ни трогательно это признание, Bauhaus предпочитает продолжать свое существование и двигаться по пути развития, возможности которого не видят его противники и даже его опечаленные друзья. Bauhaus, действительно, проделал уже самую важную часть своего пути. Но это не значит, что сделано все, что следует уступить достигнутое и отдать завоеванную территорию хвостистам и примазывающимся. И без того уже слово Bauhausstil (стиль Bauhaus’а) стало опасным лозунгом. Стремление к новой рациональной и современной строительной и жилищной культуре завоевало себе так много „друзей“, что защищать себя от них пожалуй важнее, чем бороться с врагами, с которыми в конце концов не трудно справиться.
 
Если раньше говорили: „украшай свой дом“, то теперь во всех иллюстрированных журналах, печатаются ли они по новой или по старой орфографии, вы прочтете: „организуй свой дом“. Вместо жилищного искусства мы имеем теперь жилищную технику для всех, и машины для домашнего обихода стали так же милы и привычны каждому, как бабушкин кофейник. Свойственная Германии сказочная организация массового изготовления культурных благ перешла на новые рельсы.
 
Техника, целесообразность, американизм?
 
Пожалуйста, сколько угодно! Но в основном все это уже позади — вместе с плоской крышей, бетоном и домом, напоминающим ящик. Это уже пройденный этап. Мы идем дальше, к новому. Косная отсталость, легкомысленное модничанье и пошлый скептицизм сходятся в общей точке — в непонимании всей значительности и всех трудностей проблемы современного строительства, проблемы, над которой уже десятилетия бьются способнейшие головы и сильнейшие характеры. Ведь дело идет не о внешних признаках, которые легко воспринимаются формально, но о жизненных вопросах величайшего социального значения.
 
За лозунгом Bauhausstil скрывается обычное, слишком обычное стремление выхватывать из каждого необходимого и трудного эксперимента несколько руководящих идей, и их выдавать за самое существенное и уже законченное. В одно мгновенье мы приходим к заключению, что прямые линии постройки в форме куба, угловые окна и плоские крыши — есть предел всех желаний и достижений. Мода захватила только внешнее, а все остальное идет привычным старым путем.
 
Это дешевое понимание нового стиля должно быть отвергнуто со всей решительностью.
 
Получение нового есть процесс, идущий к единству, последовательно только через заострение противоречий. Косности и осторожности нет места в творческом диалектическом процессе, идущем через ошибки и кризисы.
 
Bauhaus стоит на верном пути экспериментально-производственной работы.
 
Bauhaus живет!
 
Ernst Kallai
Пер. с нем. Р. Дрибиной
 

 

 
 

Ганнес Мейер (Hannes Meyer). Биографическая справка // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 148.

 

ГАННЕС МЕЙЕР

(HANNES MEYER)

 
Ганнес Мейер (Hannes Meyer)
 
 
1889
Родился в Базеле. Происходит из семьи архитекторов, среди которых — ученики Вейнбреннера из Карлсруе и Кленц из Мюнхена.
 
1905—1909
Ученик, каменщик, второй производитель работ у бр. Стамм в Базеле, — строительное предприятие. Рисовальщик архитектуры. Занятия в Школе искусств и ремесл в Базеле.
 
1909—1912
Стаж в Берлине. Сотрудник архитекторов Альберта Фрелиха и Эмилия Шодта. Изучение политической экономии. Ученик А. Дамашке и Иоганна Фридриха Шар.
 
1912
Стаж в Англии. Лондон, Бас, Бирмингам. Изучение урбанизма. Изучение социализма (кооперации).
 
1913—1914
Путешествия в Голландию, Францию, Испанию, Италию и по Германии.
 
1914
Архитектурное бюро в Базеле.
 
1914—1915
Военная служба в Швейцарии.
 
1916
Заведует архитектурным бюро Жоржа Метцендорфа в Мюнхене. Проекты двух групп жилищной колонии в Margaretenhöhe в Эссен — Рур (200 домов).
 
1917—1918
Заведует в Эссен — Руре архитектурной секцией „Круппа в Эссене“. Проект жилищной колонии Germaniawerft в Kiel — Gaarden (1600 жилищ). Изучение институтов общественной пользы — дома Круппа. Изучение жизни кооператива. Первые попытки стандартизации (мебель и конструкции).
 
1918—1919
В Лозанне. Проект жилищной колонии „Pic—pic“ в Женеве (600 домов). Пропаганда кооператива и нового строительства.
 
1919—1921
В Базеле. Проект и выполнение кооперативной колонии „Freidorf“ возле Базеля (150 домов от 8½ до 7½ миллионов швейцарских франков). Организация социальной и кооперативной жизни в Freidorf’е в сотрудничестве с швейцарским Союзом потребительских обществ.
 
1922
Выполнение центрального здания в Freidorf’e (ресторан, школа, залы собрания, свободная академия кооперативного движения). Проект жилищной колонии бумажных фабрик в Baisthal (Soleure). Выполнение ряда домов в Baisthal. Склады угля для предприятия Stromeyer А — G., Базель. Выполнение ангара 70×26 м. Проект на архитектурном конкурсе для жилищной колонии „Bahuschleife“ в Zug (Швейцария), 500 домов. Проект „Автомобильного гаража Фриц Мейер“ в Базеле (100×25 м.).
 
1923
В Скандинавии и в Финляндии изучение кооперативного быта. Фабрика мебели Hofstetter в Базеле (выполнение). Мебельные склады Лютца в Базеле (выполнение). Металлургические заводы братьев Эйзингер в Базеле (переделка).
 
1924
В Бельгии: Швейцарская интернациональная выставка кооперации в Генте. „Театр Co-op“, — попытка пропаганды кооперации путем пантомимы. Приблизительно около 100 представлений с 15 000 зрителей (в сотрудн. с Жаном Бард). „Витрина Co-op“, попытка демонстрирования стандартных предметов из кооперативного быта.
 
1925
Проект центрального кладбища в Базеле (архит. конкурс). Путешествие в Бельгию и Францию. Организация выставки бельгийского искусства в Швейцарии. „Фото Co-op“, „Лино-типы“. Изучение психологии и физиологии цвета.
 
1926
В Ментоне (Франция). Философское изучение архитектуры.
 
1926
План расширения коммуны в Baisthal (Швейцария) и принципы развития названной коммуны (4000 жителей) (его исполнение). Проект школы Saint-Pierre в Базеле (архитектурный конкурс). Систематическое изучение школьного воспитания.
 
1926—1927
(В сотрудничестве с Гансом Витвером): проект дворца Лиги Наций в Женеве (архитектурный конкурс).
 
1927
Руководство в Баугауз Дессау архитектурной секцией Staatliches Bauhaus Dessan. Проект национальной библиотеки в Берне (архитектурный конкурс) (сотрудничество с архитектором Гансом Витвером).
 
ПЕЧАТНЫЕ ТРУДЫ:
1921 Die siedelungsgenossenschaft в Freidorf (в сотрудничестве с Г. Фошерром и Ж. Фр. Шейир). Издательства U.S.C. Teilstrasse в Базеле.
1925 Молодая Бельгия, затем „Das Werk“, издательство бр. Фретц в Цюрихе.
1926 ABC, 1926/2 Sondernummer abstrakte Kunst, Grenzacherstr., 32, в Базеле.
1926 Die neue weit, „Das Werk“, издание бр. Фретц, Цюрих.
1927 Bauhaus 4, Zeitschrift. Издание Dunnhaupt, Dessau
 

 

 
 

О школе ADGB // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 150.

 

О ШКОЛЕ ADGB

 
Идеология пролетариата, как класса-борца, класса-организатора и класса-строителя, в архитектурном проектировании и в самих сооружениях — должна прежде всего решаться в планах.
 
Решить план пролетарской школы, дома-коммуны, рабочего клуба, социалистически-рационализированной фабрики или завода — значит архитектурно ответить на социальный заказ общества, строющего социализм.
 
 
Помещая проект школы ADGB в Бернау, под Берлином, Ганнеса Мейера мы даем фактическую справку о профессиональных школах Всеобщего объединения германских профсоюзов. Это необходимо.
 
Ганнес Мейер под архитектурными задачами понимает „организацию жизненных процессов“. Эрнст Коллаи в небольшой заметке, написанной им в защиту Bauhaus’а, также подчеркивает: что „косная отсталость, легкомысленное модничанье и пошлый скептицизм сходятся в общей точке — в непонимании всей значительности и всех трудностей проблемы современного строительства...“ „Ведь дело идет не о внешних признаках, которые легко воспринимаются формально, но О ЖИЗНЕННЫХ ВОПРОСАХ ВЕЛИЧАЙШЕГО СОЦИАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ.“
 
В этом мы согласны с Ганнесом Мейером и с Эрнстом Коллаи. Тем более важно знать как активные работники Bauhaus’а подходят к практическим решениям архитектурных задач и какими идеями они руководствуются в работе. Это сугубо важно, когда они берутся за работу для класса, ИДЕИ которого четко и ясно очерчены.
 

КАКИМИ ИДЕЯМИ РУКОВОДСТВОВАЛСЯ ГАННЕС МЕЙЕР?

„Архитектурный тип школы“, — пишет он в объяснении к проекту, — „будет необходимым и естественным выводом из положенных в основу проекта идей“.
 
Каковы же эти идеи?
 
Сам Автор проекта излагает их так: „Школа союзов в Бернау есть тип Лесной школы. В лесу жизнь проще. Законы городской экономики здесь меняются. В минимальный срок — 4 недели — должна быть дана возможность обществу в 120 человек получить максимум жизненных впечатлений. Эта школа должна быть освободительницей от всех стеснений, налагаемых городом. Кратчайшие пути к единению создаются не укорачиванием коридоров, но созданием благоприятных условий для дружеского и правильного подхода друг к другу. Эта школа должна оставить в сознании учеников глубокий след, чтобы в будущем они могли создать новые творческие формы общения.“
 
Из этих „идей“ новый руководитель Bauhaus’а делает вывод: „Не концентрическое нагромождение масс, а эксцентрическое, свободное расположение частей строения“.
 
„В течение месяца“, — следует дальше, — „должен быть достигнут максимум воздействия на курсантов, их психика должна подвергаться постоянному воздействию природы, общества, отдельных комнат и т. д.“
 
„Должна стать действительностью та жизнь в обществе среди природы, на которую они никогда не надеялись“ (подчеркнуто нами). „Четыре недели Бернау должны оставить в курсантах глубокий след и по возвращении их к обычной производственной работе, развить их способности, дать новые мерки, оказать воздействие на образ жизни, сделать более свободным мышление. Пребывание в Бернау должно встряхнуть всю личность курсанта, изменить, заново перестроить. В этом смысле пребывание в школе союзов имеет не только профсоюзное, но и общественное значение.“
 
„Каким же путем может быть осуществлено максимальное воздействие на курсантов в месячный срок? „Система малых кругов“ объединяет Песталоцци и Ленина. Виктор Эмс Губер проработал методику этой системы общественного воспитания; а Мундина дал ей дальнейшее развитие.
 
В „большой круг“ — 120 учеников школы союзов — мы организуем 12 „малых кругов“, объединенных внутри себя общей жизнью. Принцип разделения большого общества в 120 человек на малые круги (12×10) есть основа нашего проекта. Идея школы союзов развилась последовательно из идеи 12 связанных между собой рабочих циклов. Жизненный круг из 12×10 человек является носителем идеи организации школьных занятий и организации здания“.
 

ЧТО ГОВОРИТ ФАКТИЧЕСКАЯ СПРАВКА О ПРОФСОЮЗНЫХ ШКОЛАХ ADGB?

Современное германское профдвижение ведет свое начало от революционной эпохи 1848 года. В 1891 году был созван первый общесоюзный съезд в Гальберштадте, на котором был оформлен центр германского профдвижения — Германская комиссия профсоюзов. В 1919 году эта комиссия была переименована во Всеобщее объединение германских профсоюзов. Профсоюзы, входящие в это объединение, работают под руководством социал-демократической партии. На руководящих постах союзов находятся наиболее правые элементы германской социал-демократии.
 
В момент объявления войны лидеры профессиональных союзов капитулировали перед буржуазией и заключили с ней, 2 августа 1914 года, на конференции представителей союзных правлений — гражданский мир.
 
В ноябрьской революции 1918 года руководители ADGB также оказались по одну сторону баррикад с буржуазией. В 1919 году они способствовали подавлению спартаковского восстания, помогая до этого социал-демократу Носке расправляться с Советами рабочих депутатов. В 1920 году ADGB помогает изданию закона об ограничении прав фабзавкомов. В 1923 году борется с восставшими рабочими. Но все это не останавливало профессионального движения в рабочих массах Германии и толкало малоподготовленных рабочих к просвещению. Стали возникать „Высшие народные школы“ для взрослых. Рабочие, в силу целого ряда условий, ими почти не пользовались. Школ-интернатов в Германии около шестидесяти, но для рабочих имеется всего лишь два интерната. Один „Дрейсингакер“ („беспартийный“) и второй — „Тинц“ (реформистский). Кроме названных интернатов имеются две школы профсоюзов — „Берлинская школа“ и школа металлистов в Дюренберге, и, наконец, намечена к открытию школа в Бернау, под Берлином, типа интерната. Все эти школы занимаются подготовкой рабочих к профсоюзной работе. Во главе школ стоят или социал-демократы, или, так называемые, „беспартийные“, как, например, доктор Вайч (бывший демократ, теперь всеми способами любящий подчеркивать свой политический нейтралитет). Из этого можно сделать вывод, что в упомянутых школах учеба и воспитание ведутся в плане оппортунизма. Учение о народном хозяйстве проходит в ознакомлении хозяйства капиталистического; учение о государстве не выходит из рамок изучения германской конституции. Философия права подается в плане буржуазного права: вопросы мировоззрения преподаются на основах философского идеализма и т. д.
 
В общем и „беспартийные“ школы и школы с партийным руководством (социал-демократическим и др. буржуазных партий) дают в области просвещения общую оппортунистическую и реформистскую установку, внедряя в сознание германского пролетариата „мир в промышленности“, „капиталистическую рационализацию“, „нейтральность профсоюзов“ и прочее, идущее на пользу германской и мировой буржуазии.
 

ОТ РЕДАКЦИИ:

Считая работу Ганнеса Мейера большим архитектурным фактом, отражающим непролетарскую установку в решении проекта школы ADGB, редакция поставила себе задачей собрать о настоящей работе исчерпывающий материал и поместить собранное в ближайшем номере СА с редакционной статьей, а также с ответами на письмо редакции, которое она направила в культотделы ВЦСПС, МГСПС и Профинтерна.
 

 

 
 

Ганнес Мейер (Баухауз). Школа АДГБ в Бернау (Германия) : [Проект и разъяснение к проекту] // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 149, 151—152.

 
 
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ) DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ)
DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
 
 
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ) DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
БАУХАУЗ (ДЕССАУ). ПРОЕКТ НОВОЙ ШКОЛЫ АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ). Г. МЕЙЕР
DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. H. MEYER
 
 
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ) DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
БАУХАУЗ (ДЕССАУ). ПРОЕКТ НОВОЙ ШКОЛЫ АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ). Г. МЕЙЕР
DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. H. MEYER
 
 
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ) DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
БАУХАУЗ. ГАННЕС МЕЙЕР. ШКОЛА АДГБ В БЕРНАУ (ГЕРМАНИЯ)
DIE ADGB — SCHULE ZU BERNAU WETTBEWERBSENTWURF VON BAUHAUS. (HANNES MEYER)
 
 

РАЗЪЯСНЕНИЕ К ПРОЕКТУ. ГАННЕС МЕЙЕР

 
Если под архитектурными задачами понимать организацию жизненных процессов, то архитектурный тип школы будет необходимым и естественным выводом из изложенных нами идей. Глубокое понимание жизненной цели школы союзов определяет ее архитектурные элементы (общность ученья, жилища, стола и т. д.). Увязка элементов постройки с выбранной местностью и их взаимное расположение обусловлено организацией школы и общей жизни.
 
Свободное расположение элементов постройки вокруг озера соответствует самому существу принципа „освобождения“, которое должна давать „лесная школа“.
 
Дорога для автомобильного транспорта ведет к главному входу. Отдельный вход в актовый зал (для конференций) и крытый стеклом переход облегчают вновь прибывшим возможность быстро ориентироваться и безошибочно определить направление к каждому из элементов здания: к жилым помещениям, спортивным и к школе. Положение и расположение жилого тракта было определено желанием добиться оптимума освещения для всех 60 жилых комнат. Оптимум интенсивности каждого рабочего цикла обеспечивается полной изолированностью каждого круга на своей жилой площади, включающей все необходимые места общего пользования: 2 душа, ванну, уборную и кладовую для чемоданов. Ступенчатое расположение жилого крыла здания вызвано условиями местности, освещения и направлением ветра.
 
Классные помещения.
 
Все три класса расположены в верхнем этаже. Такое расположение вызывается соображением необходимости „геопсихического“ воздействия на учеников, „людей рабочего класса“, которым учение в зрелом возрасте должно казаться необычным занятием.
 
Актовому залу обдуманно придана форма правильного квадрата. Этот квадрат должен дать архитектурными средствами возможно более сильное впечатление единства. Стены умышленно лишены окон, впечатление должно быть направлено „внутрь“.
 
Столовая вся отдана свету. Сквозь стеклянные стены видны озеро и лес.
 
В зависимости от назначения она разбивается на несколько частей: открытая терраса для лежания, застекленная веранда с видом в сад, зал для игр в биллиард и шахматы, открытый двор, расположенный на север, для отдыха в жаркие дни.
 
Комнаты.
 
При устройстве жилых комнат руководящей была мысль создать „товарищескую близость двоих“ посредством параллельного расположения двух кроватей, двух умывальников, двух гардеробов. Такое положение рабочих столов может быть изменено. Кровати поставлены в наиболее благоприятном положении по отношению к солнцу. Большие окна и необычно низкие подоконники должны усилить психическое воздействие четырехнедельного пребывания „среди природы“ на слушателей, являющихся в большинстве своем городскими жителями, и которым никогда еще не приходилось спать в таких гигиенических условиях.
 
Спорт есть „высшая школа развития чувства коллективизма“. Поэтому после тщательного продумывания в спортивную часть школы включены:
1) 400 метров групповой дорожки вокруг озера,
2) 100 метров дороги для бега на короткое расстояние,
3) место для метания камней и пр.,
4) 2 теннисных площадки,
5) луг для футбола и
6) место для воздушных и солнечных ванн, с раздевальней и душем.
 
В северном рукаве озера устроен бассейн для плаванья, с местом для нырянья, башней для прыганья. Южный рукав озера сохраняет свой естественный вид.
 
Расходы по постройке.
 
В основу строительной сметы положено отношение коэффициента производительности школьного здания ко времени школьной жизни. Жизненные ценности этой первой школы союзов не могут быть исчислены из „кубометра стройки“.
 

 

 
 

И. А. Голосов, Б. Я. Мительман и инж. С. Л. Прохоров. Дворец культуры губернского совета профессиональных союзов в г. Сталинграде по эскизному проекту, исполненному конструкторским бюро „Техбетон“ // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 153—155.

 

ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ

И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ.

J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF

 
 
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ. И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
 
 
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ. И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
План 1-го этажа
 
 
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ. И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
Продольный разрез
 
 
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ. И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
План 2-го этажа
 
 
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
ДВОРЕЦ КУЛЬТУРЫ. И. А. ГОЛОСОВ, Б. Я. МИТЕЛЬМАН И ИНЖ. С. Л. ПРОХОРОВ. J. GOLOSSOF, В. MITTELMANN UND S. PROCHOROFF
План 3-го этажа
 
 

ОПИСАНИЕ ДВОРЦА КУЛЬТУРЫ ГУБЕРНСКОГО СОВЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СОЮЗОВ В Г. СТАЛИНГРАДЕ ПО ЭСКИЗНОМУ ПРОЕКТУ, ИСПОЛНЕННОМУ КОНСТРУКТОРСКИМ БЮРО „ТЕХБЕТОН“

„PALAIS DER KULTUR“

 
Общее описание
 
Здание Дворца культуры, предполагаемое к постройке ГСПС на центральной площади в г. Сталинграде на Волге, запроектировано конструкции из железобетона со стенами из бетонитовых камней.
 
Здание состоит из нескольких отдельных корпусов, объединенных архитектурно в единое сооружение, а именно:
1) стадион — на 2000—2400 человек, приспособленный для физкультурных демонстраций и упражнений, грандиозных торжественных заседаний, театральных, концертных и цирковых представлений;
2) клуб с театральным залом на 360 человек;
3) библиотека с читальным залом;
4) ясли для детей дошкольного возраста на 40 человек и школьного 50 человек;
5) зал физкультуры;
6) открытый стадион для физкультурных упражнений.
 
Общее расположение здание на генеральном плане вызвано следующими соображениями:
1) главные входы в стадион и клуб обратить к центру города;
2) главные фасады дать как со стороны города, так и р. Волги;
3) дать открытый вид на здание с р. Волги и широкий вид на Волгу с возвышенных частей здания;
4) предоставить южное освещение для помещений физкультурников, солярия и яслей.
 
Общая кубатура здания определяется в 68 866 куб. м и ориентировочная стоимость примерно около 900 000 рублей, согласно прилагаемой при сем ориентировочной смете стоимости здания.
 
 
Стадион
 
а) План первого этажа. Главный вход в стадион ведет через выдвинутый вперед вестибюль с кассами. К вестибюлю непосредственно примыкают гардероб и нижнее светлое фойе.
 
Внутрь стадиона ведут три самостоятельных прохода. По сторонам проходов расположены 4 лестницы, идущие к верхним местам.
 
Стадион имеет пять запасных выходов, что дает, включая главный вход, пропускную способность на 3 000 человек, считая 100 человек на 1 пог. метр двери. Кроме того имеется один запасной выезд с арены цирка непосредственно наружу и один выезд из конюшни.
 
Ввиду разности уровня участка, понижающегося по направлению к Волге, часть здания, предназначенная под конюшни, вестибюль в здании физкультурников и открытый стадион находятся на пониженном уровне с отметкой −2,0, против 0 отметки пола первого этажа.
 
На плане первого этажа представлен стадион приспособленным под цирк с дополнительными местами на сцене и на оси стадиона в количестве 528 мест, что дает с местами верхних рядов общее число 2230 мест.
 
Временные места на сцене и на стадионе разборные и могут быть снесены и уложены в большой, предусмотренный для этого склад под трибунами стадиона.
 
При стадионе имеется помещение администрации и артистические, расположенные над конюшнями и на один метр выше уровня пола стадиона (отметка +1,0) в так называемом антресольном этаже.
 
В полуподвальном этаже с отметкой пола −3,0 против отметки земли −2,0 находятся санитарные уборные стадиона.
 
b) План второго этажа. Во втором этаже расположены верхнее фойе стадиона с буфетами, выходами на террасы и на парадную лестницу с балконами с видом на Волгу.
 
Вариант использования зала как стадиона имеет 1775 сидячих мест, расположенных амфитеатром, чем достигается свободное и прямое зрение без поворота головы.
 
 
Театральный зал клуба
 
Главный вход обращен к центру города. Направление движения идет в левые двери мимо административных помещений, мимо кассы и одной стороны гардероба в фойе и театральный зал. Зал, высотой 7,60 метра, двухсветный, с небольшим балконом и кинобудкой во втором этаже, рассчитан на 360 человек. Из зала ведут три двери торцовой стены с пропускной способностью в 350 человек (не считая боковых входов). Движение: выходящие направляются мимо гардероба с другой стороны к выходу.
 
Вход и выход запроектированы таким образом, чтобы избежать всяких пересечений путей или столкновений входящей и выходящей публики и ускорить нагрузку и разгрузку зрительного зала.
 
Уборные мужские и женские и курительная комната театрального зала размещены в светлом полуподвале с отметкой пола −3,0 против отметки земли −2,0 (см. чертеж плана вокзала).
 
При театре имеется в первом этаже запасная комната в 55 кв. м, которая может быть использована как „красный уголок“.
 
С первой площадки лестничной клетки клуба имеется вход в ясли с отметкой пола +1,0 (см. план антресоли и разрез А—В).
 
При сцене стадиона одновременно и сцене театра клуба имеются артистические, расположенные в 6 этажах с особой лестничной клеткой, лифтом, уборными в полуподвале и вентиляционной камерой в седьмом этаже.
 
 
Ясли
 
Вестибюль с раздевальней на 100 человек, кухня с кладовой и черным ходом по винтовой лестнице. Уборные для мальчиков и девочек. Ясли поверхностью в 160 кв. м могут быть разделены переносными перегородками на более мелкие помещения.
 
Ясли запроектированы на южную сторону, с обилием света с двух сторон и видом на открытый стадион.
 
Из яслей предусмотрен второй запасный выход с изолированной лестницей.
 
c) План третьего этажа. На третьем этаже находится кинобудка с небольшим тамбуром и выходом на площадку лестницы в стороне от движения публики.
 
d) Продольный разрез. В четвертом этаже стадиона указаны помещения для прожекторов, и, поднимаясь дальше по парадной лестнице, достигаем самой верхней крытой террасы с прекрасным видом на Волгу; в летнее время эта терраса может быть использована для буфета.
 
Стадион перекрыт железобетонным куполом с верхней отметкой +26,0, со световым фонарем на вершине. Цилиндрическая часть здания прорезана окнами таким образом, чтобы не утомлять зрение публики.
 
е) Разрез-план подвала. Имеется бассейн для плаванья с отъемным и разборным перекрытиями, служащими одновременно полом стадиона и ареной цирка.
 
Подмостки сцены стадиона, находящиеся под сценой театра клуба, предполагаются выдвижными.
 
Между двумя сценами имеется бранд-мауерная стена с двумя несгораемыми завесами над средним проемом, дающими возможность объединения двух сцен для более грандиозных представлений для 2300 человек зрителей.
 
 
Клуб
 
(См. план второго и третьего этажей, разрез С—D.) Клуб состоит из читального зала с библиотекой и клубных кабинетов. Читальный зал площадью 118 кв. м с террасой и библиотекой с выдачей книг расположен против лестничной клетки. Клубные комнаты, в количестве девяти, расположены в двух этажах с уборными в каждом этаже.
 
Из клубных помещений в каждом этаже имеется прямой вход к физкультурникам.
 
 
Физкультура
 
Помещения для занятия физкультурой имеют один вход через открытый стадион, другой с улицы по лестничной клетке. В нижнем этаже на уровне земли (отметка −2,0) имеется вестибюль с гардеробом на 100 человек, мужские и женские уборные и одна комната для тяжелой атлетики площадью 41,5 кв. м.
 
На первой площадке лестницы широкий вход в стадион.
 
В антресольном этаже размещены женские и мужские души и комната для занятий. Во втором этаже главный гимнастический зал, двухсветный с окнами на юг, площадью 221 кв. м с подсобной комнатой для размещения приборов и комнатой для занятий размером 71,5 кв. м.
 
В третьем этаже расположены — такая же комната с внутренним балконом и запасная комната.
 
Из лестничной клетки — выходы на террасы, соляриум и на наружные балконы.
 
 
Открытый стадион
 
(См. план первого этажа.) Открытый стадион может быть использован для занятий по физкультуре на воздухе в летнее время. Площадки имеют непосредственное сообщение с помещениями для физкультуры.
 
Кроме того площадка может быть использована для кино, для чего имеется постоянная кинобудка и переносный экран.
 
 
Подвал
 
В подвале намечена возможность осуществления тира под двором (обозначен пунктиром) с ведущей к нему лестницей, и здесь же размещена котельная со складом топлива под местами стадиона с выносом дымовой трубы за периметр цилиндра стадиона.
 

 

 
 

Телеграмма от инженерно-технической секции рабочего района копей Черемхово [о декларации художественного объединения „Октябрь“] // Современная архитектура. 1928. № 5. — С. 155.

 

ТЕЛЕГРАММА

 
112. ЧЕРЕМХОВО 74 33 5 10 МОСКВА 69 НОВИНСКИЙ БУЛЬВАР 32 КВ. 63 ВЕСНИНУ
 
ИНЖЕНЕРНО ТЕХНИЧЕСКАЯ СЕКЦИЯ РАБОЧЕГО РАЙОНА КОПЕЙ ЧЕРЕМХОВО ОЗНАКОМИВШИСЬ ДЕКЛАРАЦИЕЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ ОКТЯБРЬ ВСЕЦЕЛО РАЗДЕЛЯЯ ЗАДАЧИ ПОСТАВЛЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЕМ ПРИВЕТСТВУЕТ ТОВАРИЩЕЙ НА НОВОМ ТРУДОВОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ПУТИ                ИТС
 

 

 
 
 

30 мая 2016, 20:07 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий