наверх
 

А. Бассехес. Образ Ленина в изобразительном искусстве. Скульптура. 1934

Памятник Ленину перед фабрикой-кухней в Ленинграде. Monument de Lénine devant une cuisine-fabrique à Léningrad.
Памятник Ленину перед фабрикой-кухней в Ленинграде.
 
 
 
Автор статьи:
Альфред Иосифович Бассехес (1900—1969) — советский искусствовед, критик
Статья публикуется по изданию:
А. Бассехес. Образ Ленина в изобразительном искусстве. Скульптура // Искусство. — 1934. — № 1. — С. 82—98.
Страница журнала «Искусство» в библиотеке TEHNE: https://tehne.com/library/zhurnal-iskusstvo-moskva-leningrad-1933-1994
 
 
 

СКУЛЬПТУРА

А. Бассехес

 
 
И. Шадр. Памятник Ленину на Загэсе. I. Chadr. Monument de Lénine à Zagués. (Station électrique du Transcaucase.)
И. Шадр. Памятник Ленину на Загэсе.
I. Chadr. Monument de Lénine à Zagués. (Station électrique du Transcaucase.)
 
 
Каждая железобетонная крепость индустриализации, каждая магистраль социализма, вновь пробитая в чересполосице старых городов, каждое новое социалистическое поселение в сознании миллионов неразрывно связаны с памятью о Ленине, с его учением, с его делом.
 
Светлые просторы клубов, площади наших городов, очищенные от вековых наслоений некультурности и пережитков „идиотизма“ капиталистического градостроительства, колхозы, идущие к зажиточной жизни, служат фоном для монументального образа В. И. Ленина, фоном не безразличным, ибо каждый шаг на пути к социализму освещен мыслью Ленина. Перед монументальной скульптурой поэтому стоит почетная задача — связать память о великом вожде мирового пролетариата, учителе и организаторе пролетарской армии в эпоху империалистических войн и пролетарской революции с каждой победой Страны советов.
 
Зоркие глаза стратега революции, крутой лоб мыслителя, каждая бесконечно дорогая миллионам трудящихся черта ленинского облика отражена и в портретной, станковой скульптуре. Это основная тема, в которой художник испытует свои силы, которая определяет степень его овладения идеями и образной силой социалистического реализма. Реалистически, правдиво передать образ вождя, избежать внешней, холодной и лживой идеализации, „котурнов и ореола“, как едко когда-то писал Маркс, суметь за индивидуальными чертами различить гигантские, впечатляющие масштабы ленинской идейности, — конечно, труднейшая задача.
 
Попытаемся наметить вехи развития ленинской темы в скульптуре и определить творческие проблемы, стоящие перед художниками при подходе к этой теме. Здесь следует оговориться: материал, привлеченный нами, несмотря на свои внушительные размеры, далеко не полон, так как по совершенно загадочной беспечности ни один из центров нашей искусствоведческой мысли, ни один из историко-революционных институтов нашей страны до сих пор не озаботился систематическим отбором ленинской художественной иконографии.
 
• • •
 
Между станковым бюстом и монументальным памятником не только дистанция в масштабности, но и значительные различия в характере трактовки, охвате темы, средствах синтезирования различных черт ленинского образа.
 
 
В. Синайский. Ленин. V. Sinaiski. Lénine.
В. Синайский. Ленин.
V. Sinaiski. Lénine.
 
 
„Конечно огромная личность Ленина, если ее брать „легендарно“, т. е. стараться в мраморе уловить черты его образа, который строится в человечестве, отражая не физическую его фигуру, а культурную, общественно-революционную, допускает разные толкования и, наверное, еще много раз будет подвергаться таким толкованиям методами всех искусств“, — писал А. В. Луначарский в своей последней статье, опубликованной „Советским искусством“ (№ 1, 2 января 1934 г.).
 
К такому обобщенному, синтезирующему ленинскую мысль и реальные черты ленинского облика отображению величайшего вождя пролетарской революции должна стремиться скульптура. В монументальной скульптуре это обязательное требование, в станковой, портретной скульптуре допустимо ограничение задачи более интимным, индивидуализированным отображением внешних, физических черт В. И. Ленина. Однако при том условии, что портретная документация не подменяет собой и здесь образного идейно насыщенного раскрытия темы.
 
Надо помнить, что в работе над ленинским портретом скульптор опирается на далеко недостаточный фотографический материал. Ценным и незаменимым для скульптора пособием при воссоздании облика вождя может служить только исполненная Меркуровым маска Владимира Ильича. Стремление к документально точному отображению внешних черт В. И. ведет поэтому часто к контурному решению портрета, к внешним эффектам, иллюзорности. В таких бюстах подлинные, изученные черты Ленина подменяются некиими собирательными, формальными чертами, которые различными скульпторами привносятся в ленинский бюст для того, чтобы скрыть незнание непосредственно наблюденной в жизни модели.
 
Скульптор как бы проектирует на эскизно нанесенные портретные черты модели приемы своей обычной стилевой манеры. Так, Манизер в своем портрете Владимира Ильича, в соответствии со своей академической выучкой, пытается заместить провалы памяти, отсутствие живых наблюдений иллюзорной имитацией в скульптурном материале внешних деталей — кепки, воротничка, каждого волоска бороды и т. д. Ухо, глаз, нос воссоздаются по какой-то собирательной, абстрактной модели академического муляжа и объединяющим моментом служит только тщательная отделка, „заглаживание“ скульптурного материала, имитирующего фактурные признаки живого тела.
 
 
М. Манизер. Ленин. М. Manizer. Lénine.
М. Манизер. Ленин.
М. Manizer. Lénine.
 
 
В мраморном бюсте В. Синайского иной подход. Здесь живые черты Владимира Ильича заслонены стремлением к стилизованной красивости, которая по существу сочетает идеализацию материала и идеализацию самой модели в соответствии с каким-то отвлеченным эстетическим каноном. Это игра на контрасте острых, резко обозначенных линий воротничка, галстука, бортов пиджака и т. д. и мягкой светотеневой лепки лица, сглаживающей все резкости живой натуры.
 
Можно было бы привести еще десятки примеров, когда скульптор полностью обезличен в своей работе над ленинским портретом и пассивно придерживается той или иной стилевой манеры в его решении. Чаще всего это натуралистическая имитация живой модели, имитация, не оживленная мыслью, ограничивающая кругозор художника стремлением к стандартизированной похожести, и бескрылое сочинительство в тех случаях, когда отсутствует материал, на основе которого воссоздается облик Владимира Ильича. Взгляните на бюсты В. Козлова, А. Лазарева, Тальянцева, Харламова и др. В них ленинская голова никогда не схвачена в живом движении. Эти бюсты статичны, они при всем стремлении мастеров к внешнему сходству загадочно непохожи друг на друга и всегда при этом сохраняют общие черты типовой манеры. Это номенклатурная скульптура, в которой перечисляются привычные признаки ленинского облика и совершенно вытравлен ленинский образ.
 
 
Б. Королев. Ленин. В. Korolev. Lénine.
Б. Королев. Ленин.
В. Korolev. Lénine.
 
 
В необозримой портретной галлерее Владимира Ильича выделяются только редкие работы. Здесь следует в первую очередь остановиться, при всей спорности его трактовки, на бюсте Аронсона.
 
И за рубежами Советской страны профиль лучшего человека эпохи врезался в память, стал символом светлого будущего человечества. Прославленный парижский мастер Аронсон, еще далеко не изживший буржуазных предрассудков, еще не порвавший нитей, связывающих его с буржуазной культурой, не мог пройти равнодушно мимо этого образа. Владимир Ильич до революции встретился в Париже с Аронсоном, как об этом пишет А. В. Луначарский. Уже тогда скульптора поразил „сократовский лоб“ Ленина. Если не ошибаюсь, в 1928 г. Аронсон привез бюст Владимира Ильича в Москву. Это был тенденциозный бюст. Скульптор не ограничился портретным сходством. Он стремился привнести свою трактовку в портрет. Он хотел в скульптурных формах выразить определенную тенденцию, свою идею о человеке и вожде.
 
Аронсон — один из завершителей большой школы скульптурного импрессионизма, которой в ее классических формах никогда не был чужд известный символизм. Символичен и бюст Владимира Ильича. Это в трактовке Аронсона современный Прометей, взявший на себя всю скорбь человечества, Прометей не скованный и поэтому способный вывести человечество на новые пути. Впалые щеки аскета, трагическое напряжение „сократовского лба“, демоническая дуга бровей подчеркивают этот символизм образной трактовки. Это бюст из галлереи великих людей, бюст, который передает образ вождя в соответствии с идеалами и представлениями буржуазного индивидуализма. Нечего и говорить, что он не отвечает нашему пониманию Ленина, представлению об его исторической роли, его обаятельном и живом, человечном облике.
 
 
В. Козлов. Ленин. V. Kozlov. Lénine.
В. Козлов. Ленин.
V. Kozlov. Lénine.
 
 
Большой исполненный А. Т. Матвеевым ленинский бюст (эта почти никому неизвестная работа Матвеева была в 1932 г. представлена мастером на конкурс памятника-маяка Ленину в Ленинградском порту) во многом по характеру трактовки напоминает бюст Аронсона. И здесь характерно стремление дать эмоциональную, идейно-образную интерпретацию внешних черт натуры.
 
Конечно, матвеевский бюст отмечен иной, значительно более строгой пластической культурой, но основные образные ударения и здесь подчинены стремлению наделить портретные черты эпическим, если можно так выразиться, философским акцентом.
 
 
Н. Альтман. Ленин N. Altman. Lénine.
Н. Альтман. Ленин
N. Altman. Lénine.
 
 
В творчестве А. Т. Матвеева бюст знаменует известный поворот от классицизирующего холода его ранних работ к психологическому реализму. Матвеев подчеркивает волевое, активное начало в ленинском образе. Уверенная посадка головы, сжатые губы, устремленный вдаль „горящий“ взгляд — вот характерные черты, которыми Матвеев наделяет свой бюст.
 
Этот образ разработан мастером как фрагмент большого монументального памятника — отсюда драматизм, действенность и глубина его трактовки. Но преодоление обычной пассивности и статичности ленинских скульптур не спасло мастера от другой опасности — опасности нарушения обязательных границ портретного сходства, дальше которого скульптор в портретном бюсте не должен итти.
 
 
Н. Андреев. Ленин. N. Andreyev. Lénine.
Н. Андреев. Ленин.
N. Andreyev. Lénine.
 
 
Ленинская лукавая, земная и реалистическая зоркость заменена в бюсте идеализированной, романтически-абстрактной и фанатической устремленностью взора к неведомой цели. Широко отверстые „гневные“ глаза напоминают некий собирательный образ героя и вождя, наделенный типовыми чертами, но лишенный многих привычных и дорогих каждому трудящемуся особенностей реального ленинского облика.
 
 
В. Андреев. Ленин. V. Andreyev. Lénine.
В. Андреев. Ленин.
V. Andreyev. Lénine.
 
 
И. Менделевич. Ленин в шубе. I. Mendélevitch. Lénine en pelisse.
И. Менделевич. Ленин в шубе.
I. Mendélevitch. Lénine en pelisse.
 
 
С этой точки зрения особую ценность для нас представляют редкие выполненные с натуры еще при жизни Владимира Ильича бюсты. Один из первых исполнен Клер Шеридан. Английская художница Клер Шеридан посетила Москву в 1920 г. и лепила бюст с живого Ильича.
 
Клер Шеридан не ставила перед собой задачи создания синтетического образа Ленина. Ее бюст вылеплен рукой среднего мастера, каких много на Западе, мастера культурного, но не оригинального. И все же он обладает известной свежестью трактовки.
 
 
И. Менделевич. Ленин. I. Mendélevitch. Lénine.
И. Менделевич. Ленин.
I. Mendélevitch. Lénine.
 
 
Всем памятны зарисовки Владимира Ильича, сделанные Натаном Альтманом с натуры. Мастер обычно холодный и формалистический, при столкновении с ленинской темой, казалось бы, забыл все уроки парижской художественной кухни. Свободно разбросанные по полю листа карандашные наброски правдивы. Перелистывая альбом Альтмана, живо себе представляешь Ленина за работой, зорко вглядывающегося в собеседников, вдохновенно руководящего мировыми событиями и одновременно внимательного к каждой мелочи, к каждой детали своей деловой работы.
 
Мощный купол ленинского лба, его проницательные, прищуренные глаза, характерные движения и повороты головы при всей беглости зарисовок переданы рукой зрелого, уверенного в точности своих наблюдений мастера.
 
 
Г. Нерода. Ленин. G. Néroda. Lénine.
Г. Нерода. Ленин.
G. Néroda. Lénine.
 
 
Альтмановский бюст Ленина, к сожалению, в значительной мере лишен остроты и жизненности этих зарисовок. Правда, он выделяется среди необозримого второстепенного иконографического материала; правда, он относится к редчайшим скульптурным портретам Владимира Ильича, исполненным с натуры, но в этом бюсте Альтман снова сухой, холодный мастер, излишне графичный в трактовке скульптуры. Этому бюсту недостает как раз того, в чем особенность и ценность зарисовок. Бюст статичен, он не передает живого движения, он не закрепляет ни одного из тех неповторимых типичных поворотов и положений модели, в которых секрет жизненности, убедительности альтмановских зарисовок.
 
Задачу такого воссоздания образа В. И. Ленина во всей жизненности его движений и характерных поз поставил перед собой покойный скульптор Н. Андреев.
 
Ленин читает, Ленин пишет, Ленин говорит — эти мягкие, пластически модулированные скульптурные этюды — вершина творчества Н. Андреева. И здесь обаяние ленинского образа, сознание исторической важности своей работы побудило скульптора забыть о всех избитых путях скульптурного портрета. Мастер дал интимный образ вождя таким, каким он его наблюдал и любил. В позднейшие годы была создана громадная галлерея ленинских портретов, однако, ни один из них не может сравниться с работами Н. Андреева.
 
 
А. Матвеев. Проект памятника в Ленинградском порту. A. Matveyev. Projet d’un monument pour le Port de Léningrad.
А. Матвеев. Проект памятника в Ленинградском порту.
A. Matveyev. Projet d’un monument pour le Port de Léningrad.
 
 
Близко к портретной серии Н. Андреева подходит только мраморный бюст работы Б. Королева. Скульптор прекрасно овладел материалом, он сумел использовать все его фактурные и живописные возможности для создания образа, проникнутого лиризмом и теплотой. Следует также упомянуть последние работы скульптора Нероды в области ленинской художественной иконографии. Несмотря на некоторую рыхлость пластической трактовки, они свободны от влияний штампованных образцов.
 
Несомненно, ленинский портрет — для художника трудная задача. Необходимо, пользуясь только редкими фотографиями, воссоздать образ вождя и при этом избежать всех пороков фотонатурализма. Основываясь на скудном документальном материале, необходимо передать свое отношение к теме. Но даже если принять во внимание все эти объективные трудности, следует признать, что наши скульпторы далеко не выполнили всех обязательств, которые на них возлагает почетная задача сохранить для человечества образ Ленина.
 
• • •
 
Отставание нашей скульптуры особенно заметно в ленинских барельефах и фигурных изображениях. Барельефы Таежного „Ленин в гробу“, и „Мавзолей“, барельефы скульпторов Троупянского, Соколова, Гинзбурга и др. не подымаются над уровнем безотрадного ремесленничества. Из того скудного материала, которым мы располагаем, следует отметить только работу В. Синайского „Ленин в последнем подпольи“. Это одна из редких сюжетных, связанных с определенной исторической датой, барельефных работ. Ленин изображен в августе 1917 г. в шалаше близ станции Сестрорецк. Если сравнить рельеф Синайского с пошлейшей работой скульптора Васютинского на ту же тему, то еще более отчетливо определяется достоинство рельефа Синайского: скупость в деталях, выразительность фигуры Ленина, работающего над пятой главой „Государства и революции“, пластическая собранность.
 
 
А. Бабичев. Памятник Ленину в Дзержинске. A. Babitchev. Monument de Lénine à Dzerjinsk.
А. Бабичев. Памятник Ленину в Дзержинске.
A. Babitchev. Monument de Lénine à Dzerjinsk.
 
 
Среди великого множества фигурных изображений В. И. так же трудно выделить отдельные работы. Ленинские статуэтки однообразны, тра-фаретны по мотиву движения, невыразительны в своем пластическом решении.
 
Большой популярностью пользуется „Ленин в шубе“ Менделевича, но это несобранная, рыхлая работа, достоинством которой является только остро схваченное сходство, однако не закрепленное мастерством. Среди ленинских статуэток выделяются только работы А. Матвеева и Н. Андреева, сдержанные по мотиву движения и не прибегающие к декламационным эффектам академической скульптуры. Известный интерес представляет фигура Ленина работы Манизера. Здесь Ленин показан в его характерной позе с заложенной за борт жилетки рукой.
 
• • •
 
Если большие трудности представляет задача восстановления ленинского облика в портретном бюсте, то еще сложнее его отображение в цельной фигуре и монументальном памятнике.
 
При обращении к этой задаче в распоряжении скульптора еще более скудный документальный материал. Кроме того в крупной фигуре еще резче проступают статичность и отсутствие действия в трактовке образа, т. е. те особенности, которые, как правило, отмечают нашу портретную скульптуру и унаследованы советским искусством от прошлого, от эпохи буржуазного упадка и оскудения скульптурного творчества.
 
 
В. Щуко и С. Евсеев. Модель памятника Ленину перед Финляндским вокзалом в Ленинграде. V. Chtchouko et S. Evseyev. Modèle du monument de Lénine devant la gare de Finlande à Léningrad.
В. Щуко и С. Евсеев. Модель памятника Ленину перед Финляндским вокзалом в Ленинграде.
V. Chtchouko et S. Evseyev. Modèle du monument de Lénine devant la gare de Finlande à Léningrad.
 
 
Несовместимость статичной и пассивной натуралистической трактовки фигуры Владимира Ильича с теми задачами, которые поставлены перед скульптором при обращении к этой теме, прекрасно сознают все мастера, испытующие в этой области свои силы. Поэтому резкие движения, простертая рука, момент агитационного выступления вождя — обычно фиксируются в этих изображениях (см., например, работы В. Козлова, Харламова и М. Лаврова). При этом скульптор обычно подменяет углубленную разработку пластического движения как реалистического образа эпизодическим мотивом движения — героической позой, наивно фиксированной в согласии со старыми академическими приемами.
 
Реалистический образ объединяет в одном движении несколько временных состояний и действий. Именно в таком синтезированном пластическом дзижении, чуждом примитивной, натуралистической эпизодичности, сила старых мастеров.
 
Еще один порок характерен для фигурных ленинских изображений. Наши скульпторы еще не учитывают требований масштабности. Один и тот же резкий мотив движения, одни и те же средства пластической обработки поверхности применяются и в монументальном памятнике и в настольной статуэтке. Между тем приемы усиления движения, допустимые в монументальной скульптуре и часто способствующие повышению ее образной силы, — в настольной статуэтке теряют всякий смысл. При обращении к таким резким мотивам движения в них еще отчетливее обнажается порочность замены скульптурного жеста академической жестикуляцией.
 
 
В. Щуко и С. Евсеев Вариант проекта памятника Ленину в Ленинграде. V. Chtchouko et S. Evseyev. Variante du modèle du monument de Lénine à Léningrad.
В. Щуко и С. Евсеев Вариант проекта памятника Ленину в Ленинграде.
V. Chtchouko et S. Evseyev. Variante du modèle du monument de Lénine à Léningrad.
 
 
Интереснейшую область изображения Ленина в скульптуре представляют групповые композиции, в которых делается попытка связать образ Ленина с массами, выявить его роль вождя и организатора пролетарской революции.
 
В своем большинстве эти попытки не были до конца реализованы и закреплялись только в стадии эскизных проектов к монументальным группам. Из таких решений следует указать на проект группы молодых скульпторов бывш. ЛАПХ (конкурс на ленинский памятник перед домом Советов в Минске) и на заказной проект А. Т. Матвеева (конкурс на памятник-маяк Ленину в Ленинградском порту). В станковой скульптуре известную ценность представляют только две групповые композиции на тему „Смерть вождя“. Одна из этих работ исполнена Меркуровым, другая Фрих-Харом. И та и другая порочны по идейной трактовке. Вялые, поникшие и безвольные фигуры рабочих несут тело вождя в группе Меркурова. Эта модернистская скульптура не передает глубокого драматизма темы, в которой скорбь не заглушает уверенности в конечной победе дела революционного пролетариата, высоко несущего знамя Ленина. Думается, что эта тема во всей глубине может быть вырешена в скульптуре без навязчивой символики, эмблематического и сухого перечисления идей в аллегорических фигурах.
 
Несмотря на коренное отличие творческого метода примитивиста Фрих-Хара от академически-модернистской скульптуры Меркурова, и первый также не был в состоянии овладеть темой. Грубо вырубленные в дереве архаизованные фигуры рабочих, несущие почетную стражу у тела вождя, также пассивно покорны: они как бы застыли в аффекте фаталистического отчаяния.
 
Однако советская скульптура не должна отступать перед такими темами. Пробуя свои силы на больших синтетических заданиях, скульптор значительно скорее преодолеет влияния формализма.
 
• • •
 
Если не ошибаюсь, первый в мире монументальный памятник Ленину, еще при жизни Владимира Ильича, был воздвигнут в Харькове в 1920 году. Это был временный памятник в гипсе, работы скульптора Кратко. Он был очень скоро снят с площади, так как не отвечал самым скромным требованиям, которые пролетариат предъявлял к изображению своего вождя. Господствовавшая в то время кубофутуристическая деформация реального облика превратила этот ленинский памятник в схему. Скульптор сделал попытку вложить в свой замысел известную идею. Он включил в композицию серп и молот — эмблему Советского союза. Но этот первый наивный опыт решения ленинского монумента оказался неудовлетворительным, так как живую натуру заслонила схематическая игра абстрактными объемами и геометрическими формами.
 
 
И. Шадр. Памятник Ленину в Музее Революции. I. Chadr. Monument de Lénine au Musée de la Révolution.
И. Шадр. Памятник Ленину в Музее Революции.
I. Chadr. Monument de Lénine au Musée de la Révolution.
 
 
Позже создаются сотни памятников Владимиру Ильичу. Ленинский профиль вырисовывается на фоне новых строек, его бронзовая длань простирается над Советской страной. Влияния кубофутуризма изживаются в монументальной скульптуре очень скоро, ибо массы четко определяют свое требование к ленинскому памятнику — требование правдивого, реалистического, активного по движению, не статичного отображения вождя в скульптуре. В бесчисленных памятниках наши скульпторы пытались ответить на эти требования, но все они не могут нас удовлетворить.
 
Пороки старой академической трактовки, натуралистическое снижение образности, неумение вписать такой памятник в архитектуру, — здесь особенно характерны.
 
Только памятник В. И. Ленину у плотины Загэса, исполненный скульптором Шадром, может служить образцом сознательной, глубоко продуманной увязки монументального памятника с архитектурным ансамблем и природным окружением.
 
Зато как много памятников, которые, не говоря уже о слабом художественном качестве их пластического решения, установлены на случайных постаментах, в случайных местах, часто даже на старых постаментах устраненных революцией царских монументов.
 
За 10 лет было проведено несколько значительнейших конкурсов на памятник В. И. Ленину. Конкурс на памятник у Финляндского вокзала в Ленинграде, конкурс на памятник в Минске, мировой конкурс на памятник-маяк Ленину в Ленинградском порту и др.
 
Все они в основном не дали положительного материала.
 
Грамотно исполнен получивший первую премию и установленный на площади у Финляндского вокзала памятник В. И. Ленину работы архитектора Щуко и скульптора Евсеева.
 
Рукой большого мастера выполнен заказной проект на памятник-маяк в Ленинградском порту работы скульптора А. Т. Матвеева, однако и эти лучшие работы далеко не отвечают значительности темы.
 
 
Памятник Ленину перед фабрикой-кухней в Ленинграде. Monument de Lénine devant une cuisine-fabrique à Léningrad.
Памятник Ленину перед фабрикой-кухней в Ленинграде.
Monument de Lénine devant une cuisine-fabrique à Léningrad.
 
 
Характерно, что в своем большинстве конкурсные проекты дают самые разнообразные решения постаментов, в которые вводятся всевозможные эмблематические мотивы, в то время как самый пластический образ вождя решается однотипно, без должного творческого напряжения. Мысль скульптора еще скована, он еще не нащупал путей повышения образной силы монументального памятника, он еще не преодолел традиций академизма.
 
Создание достойных нашей эпохи монументальных памятников Ленину — одна из важнейших задач художественного запечатления его памяти средствами изобразительного искусства. К этой задаче должно быть привлечено внимание всех наших скульпторов.
 
 
С. Меркуров. Смерть вождя. S. Merkourov. La mort du chef.
С. Меркуров. Смерть вождя.
S. Merkourov. La mort du chef.
 

11 апреля 2023, 23:35 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий