наверх
 

Дефанс как возможный ориентир для развития эспланады Центральной площади Ижевска

Текст и фоторепортаж архитектора Сергея Александровича Макарова об эспланаде квартала La Défense в Париже и о том, что общего можно найти между Дефанс и эспланадой Центральной площади Ижевска.
 
Сергей Александрович Макаров на эспланаде La Défense в Париже
№ 1. Сергей Александрович Макаров на эспланаде La Défense в Париже. © С. А. Макаров
 
Этой подборкой фотографий предлагаю увидеть возможный вектор реконструкции ижевской эспланады и прилегающих к ней территорий. На фотографиях эспланада Дефанс (фр. La Défense) в Париже.
 
Давно мечтал увидеть знаменитую арку датского архитектора Йохана Отто фон Шпрехельсена. Вышел на станции метро «Эспланад-де-Ля-Дефанс» (Esplanade de La Défense) и показалось, что я на эспланаде в Ижевске. Слишком много перекличек обнаружилось между этими объектами: нелинейность, террасированность, открытость пространства, ориентация оси запад–восток.
 
Эспланада La Défense в Париже
№ 2. Эспланада La Défense в Париже. © С. А. Макаров
 
Эспланада Дефанс реализовывалась в течение 80-х и была завершена к 1989 году. В таком виде она остаётся уже 25 лет. На ней уже ничего не меняется. Покрытие площадок, малые архитектурные формы, бассейны, светильники, подпорные стенки... Кустарник стрижётся 25 лет и кроны деревьев формируются столько же. Меняется только окружность эспланады. Поднимаются башни из стекла и бетона. Именно высоты этих зданий формируют и изменяют масштаб пространства эспланады.
 
Квартал La Défense в Париже
№ 3. Квартал La Défense в Париже. © С. А. Макаров
 
Остаётся ощущение завершённости выполненных работ. Территория наполнена соразмерными человеку предметами. Соразмерными человеку и улице. Пустынность этого пространства несёт в себе какую-то магическую силу. Я увидел здесь много возможностей для нашей площади. Тополь, как неприхотливое городское дерево, вполне может быть сформирован по-парижски, стриженные массивы кустарника давно уже формируются в соседней Уфе. Покрытия плитами из гальки напомнили нашу камскую песчано-гравийную смесь.
 
Получается, что отстроить или отремонтировать нашу эспланаду можно. Причём многое уже выполнено в 70-е годы. А вот с окружением и окружающей застройкой надо работать. Надо менять её масштаб, и в этом наши английские товарищи правы.
 
С. Макаров. 23.02.2014
 
 
Карта квартала La Défense
№ 4. Карта квартала La Défense. Источник: copytop.com
 
Квартал La Défense в Париже
№ 5. Бассейн с террасированными берегами. Характерная разрезка покрытия на плиты, снимающиеся при необходимости. Также используется террасная доска. © С. А. Макаров
 

ЭСПЛАНАДА. 1. Архитектурно организованное обширное открытое пространство перед зданием, включающее в себя садово-парковые партеры, а также широкие аллеи с фонтанами и скульптурами. 2. Архитектурно организованное открытое пространство между цитаделью и регулярной застройкой населённого места. На эспланаде не допускалось никакого строительства, чтобы в случае осады противник не мог здесь укрыться.
Плужников В. И. Термины российского архитектурного наследия : Архитектурный словарь. — М. : Искусство–ХХI век, 2011.

 
Квартал La Défense в Париже
№ 6. Лавки и скамейки. Летом здесь сидит и отдыхает публика. © С. А. Макаров
 

ЭСПЛАНАДА (фр. esplanade « исп.). 1. Широкая улица с аллеями, засаженными посередине деревьями, кустарниками и т.д. 2. Площадь перед большим зданием. 3. В XIX в. Э. называлось пространство вокруг крепости (около 400–500 м), незастроенная территория. Устраивалась для того, чтобы затруднить подготовку неприятеля к атакам, обеспечить свободный для крепостной артиллерии обстрел, а также для предохранения крепости от пожаров.
Партина А. С. Архитектурные термины : Иллюстрированный словарь. — М. : Стройиздат, 1994.

 
Квартал La Défense в Париже
№ 7. Застройка вдоль оси эспланады. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 8. Пластика покрытия подчеркнута гранитными плитами и ступенями. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 9. Каменная уличная мебель. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 10. Вдали видно Наполеоновскую арку. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 11. Обрамление пешеходной тропы, живое и неживое. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 12. Квартал La Défense в Париже. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 13. Сверху эспланаду пересекает улица с транспортом. Движение пешеходов продолжается ниже. Даже не понял, где это произошло. Хоть на плане (фото № 4) транспортная пересечка явно просматривается. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 14. Этажи буквально нависают над пешеходными тропами. Свернутый тент летнего кафе в обрамлении бетонных скульптур. Здесь другой характер покрытия. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 15. Дворики, примыкающие к эспланаде, усложняют линейный характер этого пространства. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 16. Дворики, примыкающие к эспланаде, усложняют линейный характер этого пространства. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 17. Территория наполнена малыми архитектурными формами. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 18. Территория наполнена малыми архитектурными формами. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 19. Территория наполнена малыми архитектурными формами. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 20. Стоит снять железобетонные плиты покрытия (размер 1,6 × 1,6 м), и можно добраться до коммуникаций. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 21. Площадка с деревьями. Похоже на гаревое покрытие. Здесь парижане любят утром прогулять собачек. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 22. Это дерево напомнило мне тополь, хотя это, наверное, платан (?). Формирование скелетных веток и узлов — на них. Всё это как-то архитектурно. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 23. Цилиндр, затянутый лозой, — явно технический объект. Рядом с окружающими его цилиндрами зданий выглядит как живой среди неживого. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 24. Ну, явно Ижевск. Он может быть таким. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 25. Бассейны в цветной мозаичной плитке. В Ижевске тоже есть бассейны. Их все надо сохранить. Они уже есть. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 26. Бассейны в цветной мозаичной плитке. В Ижевске тоже есть бассейны. Их все надо сохранить. Они уже есть. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 27. Тоже знакомая тема. Это покрытие в зоне двух крупных скульптур на эспланаде. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 28. Спуск в подземелье. Висячая в конструкциях зелень и нержавейка преломляют окружение, и я сам не понимаю, что здесь отражается, и как это получилось. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 29. Спуск в подземелье. Висячая в конструкциях зелень и нержавейка преломляют окружение, и я сам не понимаю, что здесь отражается, и как это получилось. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 30. Фрагменты покрытия эспланады показывают, что время на всём оставляет свою печать, а увидеть эту печать помогает блестящая полированная скамейка-скульптура. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 31. Фрагменты покрытия эспланады показывают, что время на всём оставляет свою печать. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 32. Спуск с эспланады в паркинги. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 33. Это продолжение пешеходной тропы за аркой Шпрехельсена. © С. А. Макаров
 
Квартал La Défense в Париже
№ 34. Увиденная Мечта. Она Сбылась. © С. А. Макаров

 


10 марта 2014, 3:36 15 комментариев

Комментарии

Очень интересное мнение! Помоему линия площади продолжает линию от Эйфелевой башни к арке. А у нас чем заканчивается?
Эспланада является продолжением авеню Шарля де Голля. На этой оси расположены Большая арка и Триумфальная. В Ижевске ось эспланады фиксирует здание Дома правительства и монумент Дружбы народов
Может Иж и есть второй Париж, только в темноте не разглядишь.
Архитектура в Дефансе какая-то не весёлая, не парижская, не романская, нет лёгкости и беспечности французской, много нрдической графики, атмосфера пустынная, северная, гаврская, более того - скандинавская, финская. В финской провинции, в маленьких городках делали стилобаты,а на них - центр городской. В общем - это не Париж, а Парижск, только парковок у фонтанов нет, и Бутченко нет с кафе у театра. Ошибка у них в Париже вышла с этим Дефансом, да и устарел он вроде.
А зачем нам весёлость романская? У нас как раз суровый зимний край. Пусть будет пустынно и малолюдно, и только холодный ветер будет гулять по эспланаде. Надо только снести все увеселительные заведения и по краям эспланады расположить кладбища, как завещал великий Фёдоров.
Фёдоров завещал воскресить, оживить предков, а не расширить кладбища.
А чтобы потомки не забывали об этой цели, предлагал размещать кладбища в центре города. Даже не так, центр города и должен быть кладбищем, вокруг которого живут потомки, решающие проблему воскрешения умерших.
А расселить всех воскресших русские космисты эпохи Циолковского предлагали на новых планетах. Так что не случайно эспланада похожа на взлётную полосу, а почитатель Фёдорова К.Э.Циолковский родился в селе Ижевском.
В Париже до Великой французской революции кладбище и было центральной площадью и его рынком, ныне на кладбище расположен центральный рынок французской столицы - Чрево Парижа (читайте француза Ф.Арьеса "Человек перед лицом смерти"). Совмещение кладбища и базара было присуще не только французам, но и всем народам, однако в Европе смерть стали прятать с глаз раньше, чем в России, на Востоке. В Стамбуле совмещение кладбища и городского рынка удивляло французов до революции младотурков в 20 веке(читайте "архитектурную" книгу Орхана Памука "Стамбул. Город воспоминаний", кстати, я её давал почитать С.Макарову, там фотографии удивительного деревянного Стамбула, сожженного турками в 1960-е годы, так как это были дома православных греков и армян, а их выгнали из Стамбула и Стамбул стал очень скучным по архитектуре). В Москве следы совмещения тихого кладбища и весёлого торжища сохранились в оксюрмоне Могилы неизвестного солдата и детсадовских скульптур Церетели у Кремлевской стены, то же самое мы видим и на Красной площади, где могилы казнённых Иваном Грозным, Лобное место и главный рынок с главным собором были в одном месте.
Одно из кладбищ до сих пор находится в районе Дефанса
Пусто что-то в Париже, деревня по сравнению с Лондоном.
Потому в Ижевск и пригласили британских архитекторов. Они там сделают торговый loop. И зданий добавят, и рекламных медиа-щитов. И фуникулёр. Скоро на Центральной площади яблоку негде будет упасть. Совсем как в Лондоне.
Финальный вариант концепции реконструкции Центральной площади Ижевска специалисты компании PRP architects LLP (Великобритания) представят 2 апреля в 18:00 в МВЕУ, об этом в пятницу сообщила Ассоциация развития города. Презентация пройдёт в аудитории 212, вход свободный.
Эспланада Ла-Дефанс — современный деловой и жилой квартал в 6 км. от центра Парижа. Считается самым большим деловым центром Европы. Eго также называют «парижским Манхэттеном». В нём проживают 20 000 человек, и каждый день на работу приезжают 150 000 служащих из 1500 фирм и организаций, разместившихся в Дефанс. Строительство квартала, с его пешеходной зоной длиной 1,2 км и шириной 250 м, началось в 1955 году, но застраивалась эспланада Дефанс преимущественно с 1960-х годов. Сейчас на эспланаде Дефанс располагается множество штаб-квартир различных банков и страховых компаний. Эспланады в СССР начали делать примерно в те же годы, когда и в Париже с Бразилиа. В 60-е годы появился широкий Калининский проспект в Москве (с косо поставленными высотками, как и в Ижевске), а также Эспланады в Перми и Ижевске. Длина Эспланады в Ижевске, как и в Париже, составляет также 1,2 км, если считать от Вечного огня, но ширина в два раза меньше. Однако Саймону это кажется слишком много, он предложил сделать из этой ширины узенький коридорчик. Любопытно, что посетители эспланады Дефанс ходят по ней не вдоль, а преимущественно пересекают её (см. на картинке №2). Саймон эту непозволительную ширину заметил бы, наверное, и наложил бы на Дефанс план центра Риги и Хельсинки, чтобы доказать азиатам-французам, как надо строить по-европейски.
В плане Дефанс напоминает план Бразилиа - в виде авиалайнера - илл.№4.

Добавить комментарий