|
И. А. Голышев. Памятники старинной русской резьбы по дереву. 1877
Иван Александрович Голышев (1838—1896) — российский издатель, литограф, археолог, этнограф и статистик; кавалер Золотой медали Императорского Русского археологического общества. В своей литографии и на свои средства он выпустил несколько ценных изданий с рисунками, снимками, видами и т.п. Сюда, в частности, относятся: «Древности Богоявленской церкви XVII века в слободе Мстере» (1870); «Атлас рисунков старинных пряничных досок» (1874); «Памятники старинной русской резьбы по дереву» (1877); «Памятники деревянных церковных сооружений Владимирской губернии» (1879); «Альбом русских древностей Владимирской губернии» (1883); «Памятники русской старины Владимирской губернии» (1883); «Альбом рисунков рукописных синодиков 1561, 1679 и 1686 гг.» (1885); «Сборник русской старины Владимирской губернии» (1890); «Рукописный синодик 1746 года» (1891). Многие из памятников воспроизведены Голышевым с большим изяществом и почти безукоризненною точностью.
Публикуем полную версию книги И. А. Голышева «Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии» (1877) со всеми иллюстрациями. Издание оцифровано Российской государственной библиотекой.
Памятники старинной русской резьбы по дереву во Владимирской губернии / Рисовал и издал И. Голышев, член ученых Обществ: сотрудник Императорских Русского географического и Вольного экономического; Московских: корреспондент Археологического, действительный член Общества любителей духовного просвещения и действительный член Владимирского губернского статистического комитета. — С. Мстера, Владимирской губернии, 1877. — 4, [4] с., [20] л. цв. ил.РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУиРЕЗНЫЕ УКРАШЕНИЯ В ХРАМАХ, ДВОРЦАХ И В КРЕСТЬЯНСКОМ ДОМАШНЕМ БЫТУ.
Украшение домов резьбою. Резьба в старину. Резьба в храмах. Резные иконы. Резная церковная утварь. Царские дворцы с резными украшениями. Резные наружные украшения домов; коньки, резьба внутри домов, в домашнем быту и в промышленности. Уничтожение церковных резных принадлежностей. Пожары уничтожающие дома с резьбою. Об изучении орнаментов резьбы, значение конской головы, орнаменты в резьбе. Сирены принадлежность резьбы древнего времени. Стоглав о резных изваяниях.
В прежнее время несколько столетий назад, было некоторым обычаем украшать здания деревянною резьбою; в период XIV века и ранее „резьба на дереве уже была любимым искусством у Русских; ею украшались храмы и хоромы извне и внутри.“(1)
____________
(1) Памятн. Москов. Древности И. Снегирева М. 1842 г. стр. 10.
В храмах резьба по дереву начиная с наружных украшений до внутренности видна была на многих церковных предметах; иконостасы и до сего времени вырезаются из дерева; к деревянной же резьбе прошедшего времени относятся: деревянные резные иконы; запрестольные образа и кресты, изображение Иисуса Христа сидящего в темнице, Гроб Господень, Св. Николай чудотворец Можайский, Великомученик Георгий на коне, Глава Иоанна Крестителя и проч. Некоторые из таких образов сохранились в церквах и доныне; находились также в храмах и были в употреблении, деревянные богослужебные сосуды, ковши, чаши, обручальные венцы при совершении браков, паникадила, большие к местным иконам и выносные малые подсвечники, лампады для свечей, священнические кресла и стулья, киоты, аналои, фонари и т. п. Все такие церковные принадлежности вырезались с особенным искусством; на резьбу накладывался грунт из левкаса, а потом покрывалось золотом, серебром и раскрашивалось по орнаментам разноцветными красками.
Царские дворцы также украшали резьбою из дерева; при строении дворца Царя Алексия Михайловича в селе Коломенском об этом говорится: „1667 и 1668 года рещики занимались резным делом, т. е. приготовлением деревянных наружных и внутренних украшений. Рещик старец Арсений, Белорусцы Клим Михайлов, Давыд Павлов, Андрей Иванов, Герасим Окулов, Федор Николаев, работавшие у Патриарха Никона в Новом Иерусалиме, привезены были в это время для работ в Коломенском и Кремлевском дворцах. Для образцов взяты из монастыря „две книги мастерские к резному делу,“ „келейные Патриарха Никона“ и снасти т. е. инструменты, как то: пилы „и всякая столярная снасть.“ (2) Дворцовые украшения золотились и окрашивались разными красками: „в 1668 году апреля 1-го, Государь указал в своем дворцовом селе Коломенском в хоромах окна и двери резные и в теремах стены и на перилах чешуи и подзоры и всякие резы золотить, а в иных местах писать розными цветными краски, а к тому делу велеть вывезть из за моря красок и золота. А в хоромех Государыни Царицы Марьи Ильиничны учинить против того ж.“ Ставил эти материалы „Анбургския земли торговый иноземец Андрей Левонтьев Кенкель.“ (3) Об украшениях этого дворца выражено: „Целых два года шли живописныя и золотарныя работы дворца, поражавшаго туземцев и иностранцев блеском золота и красок, узорчатою резьбою „предивною хитростию, пречудною красотою;“ (4) и что в нем:
Злато везде пресветло блистает;
Царский дом быти лепота являет.
Множество цветов живонаписанных,
И острым хитро длатом изваянных. (5)
____________
(2) Опис. Дворца Царя Алексия Михайловича в с. Коломенском Н. Чаева М. 1869 г. стр. 6.
(3) Дом. быт Рус. Цар. Забелина ч. I стр. 353.
(4) Опис. Двор. Цар. Алекс. Михайл. стр. 7.
(5) Там же стр. 13.
От храмов и царских чертогов, деревянная резьба перешла и встречалась во всем быту наших предков; крестьянские жилища и доселе некоторые сохранили остатки резных украшений минувшего времени, строения зажиточных людей в особенности щеголяли затейливостью резьбы, резными коньками, карнизами, деталями, поясами, подзорами и всякого рода обломами, спуски с крыш делались с двумя концами с сквозными решетками, в виде прежних вышитых русских полотенцем, коньки над крышей ставились на многих домах, у окон навешивались вырезанные ставни и наличники с окаймляющими бордюрами.
Большие дома в два этажа с проездом внизу для ворот, имели на верху или над воротами светелку — летнюю горницу, над такой светелкой и по карнизам домов с лицевой и боковых сторон, непременно окаймляла резная работа, иногда крашеная красками, с летописью строения или с фамилией домохозяина, или состоящая из трав и орнаментов; ворота и двери устраивались также с резьбой, под которую в некоторых местах подкладывалось белое светлое железо, просвечивающее между красок и резных трав.
Во внутренности хором устраивались вместе с домом, красный угол имевший название божницы, или киот для икон отличавшаяся особенностью резьбы, шкапчики-поставцы, полки или полицы для посуды, лавки с опушками, столы, скамьи, стулья, диваны, перила у лестниц, сундуки и кровати; все такие предметы хоромного домостройства, заключали на себе разнообразную деревянную резьбу.
В домашнем быту деревянные изделия с резьбою встречались в разных принадлежностях: ведра, жбаны, кувшины, блюда, ковши, чашки, ложки, тарелки, солоницы и другая подобная утварь имели резьбу.
От обыденной жизни деревянная резьба, переходит и в быт промышленности, водяные суда, мокшаны, росшивы, барки, лодки и проч. на носовой и кормовой части, а также на больших судах светелки имели резные украшения расписанные яркими красками.
На прежних повозках, телегах, санях, на дугах для упряжи лошадей, вырезались травы и фигуры, наконец на гребнях для пряжи льна, веретенах, на головных гребешках и даже на детских салазках и игрушках без резца не обходилось дело, словом резец по дереву был виден и встречался в каждом почти предмете прежнего быта крестьянской семьи.
Обратимся в нашей статье о резных деревянных украшениях к тому, что резьба минувшего времени постоянно уничтожается, в храмах деревянных резных принадлежностей сохранилось очень мало и редко, причины тому всегда являются очень обыкновенные и известные: то пожары, то равнодушие к отечественным памятникам, и по большой части невежественное с ними обращение, во имя того, что резьба по мнению многих никуда не годна, металлического веса в ней нет, что можно было бы продать в лом; а от времени резные изделия по местам теряют прежний вид, сберегать их нет надобности, остается одно, что сохранилось по счастливой случайности от всесокрушающих пожаров, предать тому же огню по воле человека, где он действует добровольно, или как бы основательно, не ведя бо что творит, уничтожая памятники дорогой старины; ни что же сумняся вносится это действие нашими прежними и нынешними пастырями в церковные описи, в которых видны отметки; „по негодности предано сожжению,“ „за ветхостию сожжены,“ „преданы огню,“ и т. п. словом, огонь является бичом истребления древностей и по совершившимся случаям и по доброй воле людей. На жилищах резьба пропадает от неумолимых пожаров сокрушающих строения, на домах крестьянского населения резные украшения остались только на таких, которых не коснулся огонь или они устояли от новой переделки, в селениях и деревнях новые постройки с резьбою уже не делаются в том характере какой существовал, несколько хотя даже и не слишком позднего времени назад, резьба по спускам крыш и карнизам в здешнем крае уже не употребляется; бывают еще редкие весьма случаи, на некоторых деревенских жилищах воспроизводят резные украшения, — но они далеки от прежних, в них не видно уже тех рисунков и той фантазии, прежние рисунки утрачивают свое существование навсегда, нельзя встретить ныне и тех резцов с фигурами, составлявших как бы национальную гордость.
На деревянные резные украшения крестьянских домов, по поводу одного немецкого повременного издания, с статьей Гамбургского Профессора Петерсена „Конские головы на крестьянских домах в особенности в Германии,“ было обращено внимание и говорено в 1861 году, 15 лет тому назад, „что тот предмет, который в ней рассматривается, чрезвычайно близок не одной немецкой археологической науке, но и нам. В большей части русских местностей существуют конские головы, или как их называют у нас — коньки на крестьянских крышах, и если до сих пор никто у нас не обращал еще на них внимания, то конечно не далеко время, когда археологи, или даже просто любители отечественной старины, примутся за их изучение. Не всегда же будут вставлять их, как теперь, без всякого внимания, не всегда будут считать ничего не стоющими произведениями грубого простонародья, которые не имеют ни смысла, ни значения, и хранятся поколениями лишь по старой укоренелой привычке. Рано или поздно примкнут и у нас эти любопытные орнаменты к тем памятникам, в которых как и во всем, что создано народным творчеством, выразились не только эстетические, но и религиозные стремления древней Руси, осуществились некоторые из самых коренных потребностей древних предков наших.“ (6)
____________
(6) Известия Императорского Археологич. Общества т. ІІІ вып. 4 стр. 258.
О значении конской головы на крышах объясняют различно: „что привычка украшать вершины крыш конскими головами, ведет свое начало от язычества, что этим желали оказать почесть богу неба и вымолить от него дарование дождя и солнца.“ (7) А также „что первоначальное значение конских голов, на верху крыш, было — жертвоприносительное и что в самое древнее время прикрепляли над кровлей не деревянные изображения, а настоящие конские головы,“ (8) что конский череп как источник счастья, по выражению великороссийской поговорки: „в кобылью голову счастье,“ (9) и что конская голова служит символом мелкого божества — Вазимы, покровителя пастухов и лошадей. (10) В здешней местности, конских голов, или коньков на кровлях, встречается не слишком много, резные украшения преимущественно в другом роде, хотя они и не составляют очень давнего археологического значения, но тем не менее при постоянных уничтожениях, такая резьба составляет некоторый интерес, как свидетельство о народном творчестве в крестьянском быту прошлого времени.
____________
(7) Там же стр. 266.
(8) Там же стр. 267.
(9) Древности. Труды Моск. Археолог. Общества т. IV вып. 2 стр. 52.
(10) Там же стр. 53.
В резных украшениях жилищ здешнего края видны рисунки переплетеных трав, орнаментов и цветов, а также разных фигур; в некоторых с лицевой стороны и с боков домов по карнизам вырезаны львы, два льва от краев, два по средине и между их человек; на других деталях изображены, сирены имеющие в руках змей и рыб, на некоторых два петуха, а также павлины и рыбы, на других медведь с человеком и наконец просто одни цветы и травы; львы и сирены появляются здесь более других фигур, если принять символическое значение в украшениях, то чему приписать на деталях изображение сирен, как чудовищ, которых простой народ называет фараонами, по вкоренившемуся поверью, что при переходе израильтян чрез черное море, потонувшее войско Фараона обратилось в чудовища, до пояса человека, а остальное оканчивается рыбьим плессом; объяснение значения сирен описывается следующим: „что по повествованию многих учителей сирини вытием своим жалостным прельщают плавателей морских, и влекут в место корабль разбивающее.“ (11) Но какое значение имеет изображение сирен в быту народном определить трудно, между тем эти фигуры встречаются во многих предметах: на иконах Богоявления XVII века появляется присутствие сирены, на заставках прежних печатных книг также есть изображение сирен, (12) на некоторых крестьянских рукодельях, особенно на прежних полотенцах и старинных пряниках встречается подобное изображение; по простой фантазии, или по другим более уважительным причинам является часто и в других разных предметах эта фигура, положительно определить не можем, но что все подобное на домах и воротах в резьбе, произошло от глубокой древности, то подтверждается это словами Стоглава: „что над вратами домов у христиан поставлялось воображаемые звери и змии и неверные храбрые мужи.“ (13)
____________
(11) Церковный Словарь. С. П. Б. 1794 г. стр. 62.
(12) В псалтыре 1624 г.
(13) Памятн. Моск. Древности И. Снегирева М. 1842 г. стр. 39.
В последнее время резьба по дереву, резные украшения и изваяния, как уже говорено выше, постоянно исчезают, что было какие-нибудь десятки лет назад, то не встречается уже в возобновлении, не оставляя по себе никаких следов; воспроизведение рисунков старинных резных деревянных предметов и украшений по разным местностям со временем может принести для научных исследований, нашей народной археологической этнографии, поэзии и народного творчества не оспоримую пользу, напоминая его верования и обычаи, давнопрошедшего времени.
Еще недавно утратили свое существование старинные большие пряники, с различными на них изображениями: птиц, зверей, цветов и проч., доски для которых вырезались как заметно с некоторым искусством и мастера рещики означали свои имена и летописи, (14) но потом о них и их фигурах не бывает и следов; вот почему дорого сохранить в изображениях всякое народное русское создание, что сохранилось и уцелело до нас и еще не погибло окончательно.
____________
(14) Атлас рисунков с старинных прянишных досок. Сл. Мстера 1874 г. Владимир. Губер. Ведом. 1874 г. № 26.
И. Голышев.
Старинный резной деревянный подсвечник в церкви Иоанна милостивого в сл. Мстере.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинный резной деревянный аналой в церкви Ильинского погоста Вязниковского уезда. Передняя сторона. Задняя сторона.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинный резной деревянный подсвечник в церкви пророка Илии близ г. Мурома, у села Карачарова.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные деревянные изделия
Дубовый стул. Дубовый стол и Священнические кресла в сл. Мстере.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Коньки на крестьянских крышах. С домов в деревне Михеев Ковровского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения на крестьянских домах. Карнизы с домов в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения на крестьянских домах. Карнизы с домов в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения на крестьянских домах.
1. Карниз с дома в деревне Селищи Вязниковского уезда.
2. Карниз с дома в сл. Мстере Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
Карнизы с крестьянского дома в сл. Мстере.
1. С левой стороны. 2. С правой стороны. 3. С лицевой стороны.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения. Карнизы с крестьянских домов.
1. в деревне Сергеев Вязниковского уезда.
2. в деревне Новоселка Вязниковского уезда.
3. в селе Пантелееве Вязниковского уезда.
4. в деревне Родионихе Вязниковского уезда.
5. в слободе Мстере Вязниковского уезда. 6. в деревне Коробы Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
С крестьянского дома в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
С крестьянского дома в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
С крестьянского дома в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
С крестьянского дома в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения.
Ворота крестьянского дома в сл. Мстере.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Старинные резные деревянные украшения на крестьянских домах.
Окны с домов в слободе Холуе Вязниковского уезда.
Литогр. И. А. Голышева в С. Мстере
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 12,2 МБ).
4 февраля 2018, 19:40
3 комментария
|
|
Комментарии
Добавить комментарий