наверх
 

И. Воблый. Новой Москве — новые формы. 1931

Кремлёвская поликлиника на Воздвиженке — здание поликлиники возводилось на основе дворовых построек усадьбы Разумовских—Шереметевых, расположенных на углу Воздвиженки и Романова переулка по проекту архитектора Николая Гофмана-Пылаева. Четырёхэтажное здание поликлиники выполнено в конструктивистском стиле. Цилиндрический фасад с закруглёнными углами оформлен ризалитами, балконами и ленточным остеклением. Первый этаж полностью повторяет симметричный рисунок бывших доходных домов и ограды усадьбы Шереметевых. Фото: Ludvig14. Апрель 2017 г. Источник фото: commons.wikimedia.org
 
 
 

Воблый И. Новой Москве — новые формы // Строительство Москвы : 1931 : № 10 : Октябрь. — С. 11—14.

 
 

НОВОЙ МОСКВЕ НОВЫЕ ФОРМЫ

И. ВОБЛЫЙ

 
 
В особенности обратить внимание на выполнение решений в части текущего наружного ремонта домовых фасадов, в первую очередь там, где наружный вид домов уродует улицу.
 
ПОСТАНОВЛЕНИЕ МК ВКП(б) И МОСОБЛИСПОЛКОМА
 
 
Постановление июньского пленума ЦК ВКП(б) решительно направило на новые рельсы еще недавно отстававшее от темпов ведущих отраслей социалистического строительства городское хозяйство.
 
Июньский пленум наряду с такой грандиозной проблемой, как обводнение Москвы, остановился и на целом ряде на первый взгляд мелких повседневных вопросов, на деле же приобретающих в условиях развернутого социалистического строительства большое значение. Одной из таких как будто несложных, на самом же деле крайне актуальных проблем является надстройка этажей над старыми зданиями, развернутая во исполнение следующего решения июньского пленума: «В цепях получения дополнительной жилой площади и учитывая также сравнительно невысокую себестоимость квадратного метра жилплощади при достройке, признать целесообразным применение практики работ по надстройке этажей».
 
 

50 000 000 РУБ. НА НАДСТРОЙКУ ЗНАНИЙ

 
На надстройку этажей в 1931 г. отпущено 1 300 000 р. Эта сумма дает возможность внести в фонд строительства Москвы 6000 м² жилплощади, обеспечив ею 1000 человек.
 
На развертывание надстроечной кампании в будущем году предположено затратить 50 000 000 руб. Производство всех работ концентрируется в особом тресте — Моснадстрое. В первую очередь надстройка этажей будет развернута на Тверской, затем на Мясницкой улице. В ближайшие дни на этих улицах начнется надстройка 6 зданий.
 
При надстройке зданий необходима плановость, прежде всего выражающаяся в учете новых красных линий, расширяющих улицы, с тем, чтобы в практике не было надстройки зданий, подлежащих уничтожению при изменении красных линий. Такие надстройки могут иметь место лишь тогда, когда выходящие за линию здания еще крепки и срок их амортизации (50—100 лет) делает рентабельной надстройку из легких материалов.
 
Надо учитывать и одно из принципиально важнейших решений июньского пленума, подчеркнувшего, что следует «при развертывании жилищного и других строительств исходить из нежелательности дальнейшей концентрации населения в центре, равномерно размещая население по всей территории города». При развертывающейся в оставшиеся месяцы надстройке этажей на Тверской и Мясницкой, дающей жилплощадь пока на 1000 чел., не приходится говорить об усугублении переуплотнения центра. В будущем же году при полном развертывании строительства и Моснадстрою и городским планирующим органам надо будет так вести строительство, чтобы новая площадь нарастала не в частях города, уплотненных до отказа.
 
 

ПРЕВРАТИМ НЕСТРОЙНЫЕ УЛИЦЫ СТОЛИЦЫ В ЕДИНЫЙ АРХИТЕКТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

 
Июньский пленум в числе боевых задач реконструкции городского хозяйства принял решение: «Устранить ту пестроту в застройках и типах строений, которая имеет место в настоящее время». Это решение необходимо учитывать при надстройке домов, четко взяв установку на учет оформления улицы как единого комплекса с равнением на образцы нового ее строительства. Моснадстрой в текущем году, развертывая работу еще не вполне планово, выполняя ударное задание дать жилплощадь для разгрузки перегруженных «вечными» жильцами московских гостиниц, на будущий год подготавливает план развернутой надстроечной кампании, исходя из надстройки и реконструкции не отдельных зданий как архитектурных единиц, а комплексного оформления ряда центральных магистралей.
 
 
Здание кремлевской больницы. Лучший образец надстройки 3 этажей. Проект арх. Гоффман.
Общий вид здания.
 

Крыша-сад
Здание кремлевской больницы. Лучший образец надстройки 3 этажей. Проект арх. Гоффман.
 
 
Для надстройки этих первых улиц столицы Союза, долженствующих по оформлению отвечать ее социалистическому содержанию, уже развертываются подготовительные работы. Проводится изучение водопроводных и канализационных проводок для выяснения возможностей обслужить новые этажи при существующей перегрузке коллекторов на центральных магистралях (в некоторых случаях повидимому придется присоединять надстраивающиеся дома к соседним сетям). План надстроек разрабатывается с учетом развития городского транспорта и обслуживающих сооружений и магистралей будущего метрополитена с наметкой соответствующих отступов от красных линий, проектировкой разгрузочных площадок возле станций метро. Выясняется средняя этажность улиц и техническая возможность надстроек над отдельными сооружениями. По каждой из надстраивающихся улиц составляется фотографическая фасадная перспектива, дающая материал для будущего единого оформления, при котором вся улица по возможности будет выдержана в единой высоте с непрерывными линиями поясов и других горизонтальных членений. По окончании предварительной обследовательской работы Моснадстрой приступит к составлению проектов комплексного оформления реконструирующихся улиц с единым оформлением всех этажей как новых, так и старых. В процессе работ оформление последних в некоторых случаях может производиться во вторую очередь. По принципам Моснадстроя старые этажи не оформляются лишь в том случае, если они имеют ценную облицовку или представляют архитектурный интерес по своему оформлению.
 
При возможной внеплановой надстройке отдельных зданий не на ударных магистралях надстройка должна производиться вне имевшего место подчинения новых верхних этажей в их оформлении эклектической или «стильной» обработке нижних, отражающей идеологию буржуазии или землевладельческого дворянства. Здесь надо взять курс на новую, близкую нашей идеологии, простую, функционально ясную и четкую архитектурную форму, связанную с применением новых материалов и конструкций. При надстройке этажей не на ударных магистралях, все же, имея в виду архитектурную стройность всей улицы в целом, надо оформлять как верхние, так и нижние этажи с учетом образцов нового строительства. Это мало удорожит перестройку здания. Необходимо стесывать всю обычную для большинства домов, выросших в эпоху промышленного капитализма, нелепую штукатурную декоративную лепку, в некоторых случаях расширять оконные проемы (когда верхние этажи получают широкие проемы), заново оштукатуривать и окрашивать в выданный на улицу колер фасад. Такое единое оформление фасадов надстраиваемых домов поможет быстрым темпом завладеть московской улицей, подчинив нашей идеологии ее нестройный вид, разбить нервирующие своей беспорядочностью и мещанской винегретностью соседства, при которых рядом стояли
 
«и дома с декадентскими лирами,
и садочки перед ампирами».
 
При материальной невозможности, надстраивая новые этажи, произвести оформление и нижних этажей, следует оставлять последние на вторую очередь, не смущаясь временным разнобоем эклектического низа и новой надстройки. Правильная установка была взята при пристройке новой части к зданию Вахтанговского театра на Арбате. Вследствие материальных затруднений новая часть в течение нескольких лет находилась в полном разнобое с противоречащей ей построенной в гнуснейшем эклектическом псевдо-рококо 60-х годов прошлого века основной частью. В нынешнем же году театру удается провести оформление и старой части, получая единство всего здания. Нелепым было бы оформление новой пристройки под старую часть здания.
 
Кампания по надстройке этажей приобретает огромное значение для нового оформления Москвы, отражающего ее социалистическую реконструкцию, так как при увеличении этажности целых улиц удастся добиться одинаковой высоты надстройки, успокоив ритм улицы, уничтожив безобразный ступенчатый разнобой старой Москвы, дав возможность поставить улицу в четкие пространственные границы, сразу окультурив и упорядочив ее.
 
При надстройке этажей необходимо избегать всяких перегибов в сторону урбанизаторски небоскребных тенденций. Наш город в этом отношении не должен конкурировать с капиталистическими городами-спрутами. Надстройка этажей не должна итти в разрез с решениями июньского пленума, постановившего «установить, как правило, строительство новых типов домов в пять этажей».
 
 

НОВЫЕ ЭТАЖИ ИЗ НОВЫХ МАТЕРИАЛОВ

 
По соображениям как экономическим, так и техническим при надстройках новых этажей для избежания больших нагрузок на несущие стены старых зданий найдут самое широкое использование новые облегченные стройматериалы и конструкции: силикаторганики, шлако-бетонные камни, фибриолит, кирпичные стены в 1½ кирпича на теплом растворе и пр. Надо отметить, что уже с прошлого года новые строительные материалы стали находить большое применение при надстройке этажей; так, новые этажи таких крупных зданий, как здание НКПС, Горной академии и др., выстроены из экономичных и легких шлако-бетонных камней.
 
 

ОТБИТЬ РУКИ У РЕАКЦИОНЕРОВ-АРХИТЕКТОРОВ

 
Приступая к плановому развернутому строительству новых этажей, следует изучить уже имеющийся довольно значительный опыт последних двух лет не только со стороны технико-экономической, но и со стороны архитектурно-идеологической. У нас уже имеется ряд крупных надстроек, вскрывающих как идеологически верные установки, так и классово враждебную реакционную практику, очень широко выявившуюся на этом участке строительства. Этот участок был вне архитектурно-политического руководства. В работах по надстройкам до последнего времени доминировала явно реакционная установка на сохранение в верхних этажах «стиля» нижних, при котором фактически мертвый хватал живого.
 
Доходило до того, что при надстройке этажей на бездарнейшем, десятки раз перестраивающемся эклектическом здании НКПС, архитектор (И. Рерберг) дал в верхних этажах совершенно искусственные, никак не связанные со структурой здания, членения и нелепые овальные окна под барокко, в то время как при надстройке в новых тонах и оформлении нижних этажей можно было бы упорядочить здание и приблизить его к нашим идеологическим требованиям.
 
 
Дом Экспортлеса. Тверская улица. Надстроены 2 этажа.
Дом Экспортлеса. Тверская улица. Надстроены 2 этажа.
 
 
Нелепой надо считать и надстройку дома Зернотреста на углу Кузнецкого моста и Петровки с повторением модернистических вертикальных членений и карнизов нижних этажей. Но здесь архитектор все же удержался от воспроизведения штукатурной лепнины нижних этажей. Совсем возмутительной является надстройка двух этажей над небольшим двухэтажным домом № 56 по Тверской ул. Нижние этажи этого здания, имели довольно скромную для эпохи промышленного капитализма эклектическую обработку, стеска которой могла быть произведена без всяких затруднений, тем более, что новая штукатурка и окраска фасада являлись необходимыми. Но архитектор ничтоже сумяшеся дал два верхних этажа в духе «французского ренессанса», старательно воспроизводя наличники, гирлянды и пр. мишуру, что сильно удорожило строительство, в то же время дав Москве новое, не менее идеологически враждебное, чем «творения» Жолтовского, Иванова-Шица, Рерберга и пр., здание в ренессансно-нижегородском духе.
 
 
Дом зернообъединения. Петровка. Надстроены 2 этажа
Дом зернообъединения. Петровка. Надстроены 2 этажа
 
 
Не менее остро стоит вопрос и с надстройкой всяких многочисленных «памятников старины и искусства». Если реакционные архитекторы насаждали реакцию в надстройках над не имеющими с их точки зрения ценности эклектическими зданиями, выдерживая новые этажи в «стиле» старых, то когда дело доходило до пресловутых образцов «классического» искусства и «милого московского ампира», то оно принимало совершенно невероятный оборот. При надстройке одного этажа над зданием Индустриально-педагогического института (угол Разгуляя и Доброслободского пер.) архитектор не нашел ничего лучшего, как лишить очень значительное по кубатуре помещение нормального освещения для того, чтобы сохранить вовсе не единственный в Москве и ничем особым не замечательный фронтон. Снеся же этот фронтон, можно было удовлетворительно оформить здание, даже сохранив его колонный портик и дав над ним длинное горизонтальное окно, которое бы откровенно показало, что внесено нашей эпохой в это здание. В казармах им. Феликса Дзержинского (постройка начала прошлого века) архитектор пошел еще дальше: с реставраторской точностью в верхних этажах повторил нижние и даже для «соответствия» с нижним этажом натыкал вверху ряд фальшивых окон, представляющих собой нелепейшую условность «классической» архитектуры.
 
 
Дом Инженерно-педагогического института. Разгуляй. Надстроен 1 этаж.
Дом Инженерно-педагогического института. Разгуляй. Надстроен 1 этаж.
 
 
В некоторых случаях к надстройке надо относиться с осторожностью, учитывая архитектурно-пространственный фактор и не упуская из виду, что иной раз надстройка может быть вообще неприемлемой с точки зрения как комплексного оформления улицы, так и оформления самого здания. Если здание действительно имеет исключительную архитектурно-конструктивную или социальную ценность, то целесообразнее отказаться от его надстройки, чем применяться к его отжившим формам или создавать архитектурно-идеологический винегрет.
 
 

ИЗУЧИМ УДАЧНЫЕ ОБРАЗЦЫ НАДСТРОЕК

 
Наряду с отрицательными реакционными примерами оформления надстроенных зданий, можно привести и ряд положительных примеров, правда, обычно не идущих далее привычных конструктивных форм.
 
Для своего времени неплохо оформленным надо считать получивший надстройку в 1927 г. в умеренных конструктивных тонах дом Экспортхлеба на пл. Революции. Неудачным оказалось однако расчленение пилястрами. Слишком темная крошка придала чрезмерно мрачный вид зданию.
 
Неплохо оформлено надстроенное в 1930 г. здание Экспортлеса с интересным ступенчатым перекрытием и придающими динамику фасаду асимметрически расположенными длинными балконами. Очень хорошо, что архитектор смело дал в надстроенных этажах большие, идущие почти сплошным горизонтальным поясом, окна, не испугавшись «неувязки» с узкими окнами старых этажей. Оформление фасада, его облицовка и удачное расположение балконов хорошо организовали фасад, не давая заметить различное ритмическое построение оконных проемов. Ошибкой в этом здании следует считать сохранение старых вертикальных членений пилястрами и полициркульных перемычек окон нижнего этажа, идущих в разрез с четкими горизонталями верха.
 
Удачной надстройка дома Птицеводсоюза на углу Маросейки и Лубянского проезда, совершенно изменившая старое здание новым его оформлением с интересным разрешением угла, поставленного на столбы, с открытым между ними проходом для пешеходов. В разрешении угла и общей композиции есть однако налет некоторой формалистической изощренности.
 
НАИБОЛЕЕ ИНТЕРЕСНОЙ ЯВЛЯЕТСЯ НАДСТРОЙКА ТРЕХ НОВЫХ ЭТАЖЕЙ НАД ОДНОЭТАЖНЫМИ СТАРЫМИ СЛУЖЕБНЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДОМА № 6 НА ВОЗДВИЖЕНКЕ (арх. Гоффман). Здесь мы получили очень спокойное, построенное на равнодействии горизонтальных и вертикальных сил, здание, осуществляющее в значительной мере основные тезисы Ле-Корбюзье, но избежавшее изощренности и игры конструкциями французского конструктивизма: горизонтальные окна, сад над крышей, хорошо разрешенный угол, светлый тон крошки, спасающий фасад от мрачности фактур Экспортлеса и Птицеводсоюза, делают это здание одной из удачнейших и свежих построек новой Москвы, одинаково далекой от реакционной эклектики и от «левых» абстрактно-формалистических загибов. Несколько режут глаз лишь сохранившиеся вертикальные членения старого нижнего этажа, удаление которых однако было бы весьма затруднительно.
 
Перечисленные образцы конечно далеки от идеального решения оформления надстроенных зданий. Они отличаются известной статикой и механическим игнорированием других видов искусств, а также и неэкономичностью, применением дорогих облицовок, дефицитных материалов и пр. При массовой надстройке этажей целесообразнее будет перейти на штукатурку с окраской установленными цветами. Как на пример более экономичного оформления можно указать на надстройку двух этажей из шлако-бетонных камней над зданием студенческого городка (быв. Матросская богадельня) на Стромынке.
 
При развертывании стройки новых этажей Моснадстрой должен учесть идеологическое значение архитектуры. Фасады надстроенных этажей должны получить отвечающее идеологии пролетариата архитектурное оформление. Имевшим место вылазкам архитектурной реакции в надстроечной кампании надо дать самый решительный отпор нашей специальной общественностью в лице Архитектурно-технического совета при Моссовете и архитектурных обществ.
 


 

 
 
 

30 сентября 2020, 18:12 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий