наверх
 

Искусство в быту. 1925

Искусство в быту : 36 таблиц. — [Москва] : Издание „Известий ЦИК СССР и ВЦИК“, [1925]. — 39 с., ил. — (Приложение к журналу „Красная Нива“ на 1925 г.)
 

Искусство в быту : 36 таблиц / Общая художественная редакция Я. А. Тугендхольда. — [Москва] : Издание „Известий ЦИК СССР и ВЦИК“, [1925]. — 39 с., ил. — (Приложение к журналу „Красная Нива“ на 1925 г.).

 
 

ОТ РЕДАКЦИИ

Вместе с ростом нового общественного и семейного быта, рожденного революцией, вырастают и новые художественные потребности.
 
При старом режиме трудящимся было не до забот о благоустройстве своей жизненной обстановки — эти заботы были привилегией имущих и праздных классов. Подавленные нуждой и некультурностью народные массы вели неприглядную жизнь, лишенную удовлетворения самых элементарных запросов человеческого существования как индивидуального, так и общественного. Однако Октябрь произвел революцию не только социально-политическую, но и революцию нравов. Он вызвал страстный порыв народных масс к обогащению своего духовного мира и укреплению своего физического здоровья. Непривыкший к публичной жизни, неповоротливый и стеснявшийся „на людях“, этот народ неожиданно обнаружил склонность к стройным процессиям, зрелищам, украшению клубов и т. д. Само достоинство нового, утверждающего себя класса, потребовало от трудящихся поддержания внешней культурности жизни и в области ежедневного, трудового и домашнего обихода.
 
Так, вместо прежнего пренебрежения к одежде и обстановке (или, что еще хуже, вместо прежнего подражания господствующей мещанской моде) выросла потребность в каком-то новом, здоровом и простом оформлении жизни.
 
Разумеется, современное состояние Советского Союза еще не дает достаточных материальных предпосылок для того радикального преображения всей внешней культуры, которое наступит с окончательным торжеством социализма. Но этот переходный „сегодняшний день“, с его быстрым и напряженным темпом жизни, с его необходимостью экономить силы и средства, вызывает еще большую нужду в особых наименее громоздких и наиболее целесообразных формах домашнего и общественного убранства.
 
Простота, гигиеничность, целесообразность, соответствие трудовому образу жизни и, вместе с тем, свежая и яркая декоративность — таковы наши основные советские лозунги в области внешнего благоустройства, отличающие нас от остальной Европы, которая, при всем своем громадном техническом прогрессе, питается нездоровыми модами вырождающейся буржуазной культуры.
 
Эти новые формы, эта культурность в одежде, обстановке и оборудовании быта — вовсе не равносильны роскоши; они могут быть достигнуты без помощи специалистов-профессионалов — творческими силами трудовой семьи, школьного или клубного коллектива.
 
Помочь в этом отношении широкому кругу читателей и является задачей данного издания, представляющего собой сборник таблиц с сопроводительным текстом. Этот сборник-альбом — наглядное пособие. Общественный работник найдет в нем образцы различных декоративных элементов для революционных празднеств, оборудования клуба и избы-читальни, а театральный работник — образцы наиболее упрощенного разрешения сцены, костюмов, бутафории. Советская работница найдет в нем модели наиболее простой одежды, юный же читатель — полезные указания, связанные с спортом, а также образцы игр и занятий, являющихся в то же время и начатками целесообразного ручного труда.
 
Каждая из таблиц составлена в расчете на практическое осуществление заключающегося в ней чертежа. В этих целях редакция привлекла к участию в данном альбоме лучшие художественно-технические силы. В области одежды — Н. П. Ламанову, в области педагогической — Н. Д. Бартрама; в отношении театрального оборудования редакция исходила из проверенного на практике массового опыта Дома театрального просвещения (имени Поленова) и, наконец, в области оформления общественного быта редакция предоставила место новым и свежим исканиям Вхутемас'а (в частности, проф. Лавинского), Пролеткульта, Моск. Кустарн. Техникума и др.
 
Но это отнюдь не значит, что данное издание следует рассматривать как сборник непреложных образцов, готовых штампов, как альбом „мод“ — его задача лишь дать толчок художественной мысли читателя, пробудить в нем своего рода самодеятельность и изобретательность. Являясь первым опытом в этом отношении, наш сборник отнюдь не претендует на непогрешимость, и чем скорее читатель или читательница, под влиянием его, сделают нечто лучшее и еще более простое, тем более редакция будет считать себя удовлетворенной.
 
 

ПЕРЕЧЕНЬ ТАБЛИЦ

Эмблемы для демонстраций. Рис. А. Леткара (Табл. № 4).
Образцы знамен. Его же (Табл. № 2).
Стенная газета и лозунги. Его же (Табл. № 3).
Агро-газета. Рис. И. Смирнова (Табл. № 1).
Фото-витрина. Рис. Б. Земляницына (Табл. № 5).
Шкаф-витрина. Рис. И. Лобова (Табл. № 22).
Изба-читальня (наружный вид). Рис. А. Лавинского (Табл. № 8).
Палатка пионера. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 10).
Пионерский костюм. Рис. В. Мухиной по модели Н. Ламановой (Табл. № 11).
Трибуны. Проекты А. Лавинского и Н. Серова (Табл. № 12).
Передвижной деревенский театр. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 13).
Передвижной деревенский театр. Рис. В. Ахметьева (Табл. № 14).
Театральные костюмы. Его же (Табл. № 15).
Мебель для сцены. Его же (Табл. № 16).
Театральные костюмы. Его же (Табл. № 17).
Декорации для деревенского театра. В. Ахметьева (Табл. № 23).
Спортивный костюм. Рис. В. Мухиной по модели Н. Ламановой (Табл. № 20).
Кафтан из двух полотенец. Их же (Табл. № 19).
Толстовка. Их же (Табл. № 24).
Головные уборы. Их же (Табл. № 32).
Летнее платье. Рис. В. Мухиной по модели И. Ламановой (Табл. № 26).
Школьное платье. Их же (Табл. № 29).
Красная конница (выпиливание). Рис. М. Езучевского (Табл. № 30).
Курочка-рябка (игра с бумажными головами). Рис. Н. Бартрама (Табл. № 31).
Трафарет для детского дома. Рис. В. Мухиной (Табл. № 25).
Рабочий (резьба по дереву). Рис. Н. Бартрама (Табл. № 33).
Красноармеец (мягкая кукла). Его же (Табл. № 34).
Фабрика (выпиливание). Его же (Табл. № 35).
Трактор в деревне (домашний театр китайских теней). Рис. Н. Симонович-Ефимовой (Табл. № 36).
 
Общая художественная редакция — Я. А. Тугендхольда.
 
Приложение к журналу „Красная Нива“ на 1925 г.
Издание „Известий ЦИК СССР и ВЦИК“
 
 
 

Таблица № 1

СТЕННАЯ АГРОГАЗЕТА

Рис. И. Смирнов

 
Таблица № 1 СТЕННАЯ АГРОГАЗЕТА Рис. И. Смирнов
 
Проект агрогазеты предполагает установку ее при Волисполкомах, Сельсоветах и др. пунктах схода и рассчитан на технические средства мест. Спроектированные расчеты имеют в виду экономию материала и места, где весь статистический или информационный материал по каждому отделу помещается: путем занесения мелом на специальных передвижных плоскостях (фанерках), окрашенных в черную масляную краску (еще лучше эту окраску заменить линолеумом или даже клеенкой).
 
Эти плоскости, как видно на проекте, могут быть разной длины в зависимости от количества текста, т.-е. занимать в длину 2 и даже 3 таких места.
 
Надписи с наименованием отделов являются также передвижными в зависимости от перегруппировки помещаемого материала и укрепляются с помощью деревянных или железных шпиночков в отверстиях доски.
 
Применение трехстворчатых щитов (правая сторона рисунка) для размещения материала из газетных вырезок, журналов, плакатов и т. п. дает возможность как бы „перелистывать“ этот материал, экономя место. Система вращения щитов по вертикальной оси весьма примитивна и не требует дополнительных разъяснений.
 
Место, где помещается номер газеты можно параллельно использовать и под источник света (фонарь).
 
Вся модель строится из дерева (тес, фанера) и окрашивается или полируется согласно проекта. Накладные буквы „Агрогазета“ могут быть сделаны (вырезаны) из белой жести, оцинкованного железа и т. п.
 
При желании допускается полная свобода переконструкции модели, так как проект имеет в виду, главным образом, только самый принцип оформления.

 

 
 

Таблица № 2

ОБРАЗЦЫ ЗНАМЕН

Рис. Леткар (Изо „Пролеткульт“)

 
Таблица № 2 ОБРАЗЦЫ ЗНАМЕН Рис. Леткар (Изо „Пролеткульт“)
 
Обычно знамена отличаются своей пышностью, витиеватым и замысловатым расположением текста, применением бахромы, кистей и других ненужных вещей; все это умоляет выразительность знамени. Мы же рекомендуем сделать знамя, как можно проще и целесообразнее, чтобы его было легко нести, чтобы оно хорошо читалось и, кроме того, чтобы оно было ярким выражением данной организации. Для этого нужно взять точный размер материи: 1м 80 с. × 2 м. 15 с., текст сократить до минимума и располагать так, чтобы он читался последовательно. Шрифт лучше всего взять печатный (из газет), писать белым, черным, золотом, серебром. Далее следует избегать бахромы, кистей, перегрузки изобразительными формами, как то: человеческими фигурами, орнаментом. Здесь приведено знамя ЦК РКП. Буквы РКП можно заменить „Губком“, „Уком“ и т. д. На рис. 2 дана форма постоянного траурного знамени, — эту форму можно считать как бы образцом; рис. 3 дает различные образцы других композиций знамен профорганизаций; например, (а) — сверху полукругом пишется „Пролетарии всех стран...“, ниже в кругу рисуется эмблема, а в самом низу — название организации. Возможны и иные расположения шрифта и эмблем по полю знамени; напр., — в левом углу (б), по диагонали (в), полукругом (г), на верхней половине (е) и т. д.
 
Рис. 5 показывает как размечаются буквы и каковы могут быть образцы шрифтов; рис. 6 показывает образцы значков, заканчивающих древко. Для парт. и профорганизаций рекомендуется древко сделать по середине стяга, по первому образцу (рис. 1), а для военных и пионеров — рекомендуется обыкновенная форма флага (рис. 4).

 

 

Таблица № 3

ОБРАЗЦЫ СТЕННЫХ ГАЗЕТ И ЛОЗУНГОВ

Рис. А. Леткар („Изо“ Московск. Пролеткульт)

 
Таблица № 3 ОБРАЗЦЫ СТЕННЫХ ГАЗЕТ И ЛОЗУНГОВ Рис. А. Леткар („Изо“ Московск. Пролеткульт)
 
СТЕНГАЗ. Здесь приведены два вида стенных газет. Первый вид (рис. 1) — передвижная витрина, состоящая из 3-х вертящихся досок; высота каждой равняется 8/11 метра, а ширина — 0,36 метра. На верху каждой дощечки написано название отдела и вокруг оставлено окаймление каким-нибудь цветом. Второй вид (рис. 2) — предназначен для стены. Длина этой стенгазеты — 2,2 метра, а высота, включая рамку,— 1 метр. Доска разделена на 6—7—8 частей, что зависит от количества отделов. В центре оставлено место для ударного плакатного пятна, чтобы привлечь внимание зрителя, где рисуется или вставляется для каждого номера особый плакат, отличающийся по содержанию и цвету. Текст нужно располагать по разным направлениям, чтобы лучше иллюстрировать и несколько разнообразить общий вид газеты, не нарушая цельность ее. Для каждого отдела — не больше 3-х иллюстраций, иначе получится перегрузка, пестрота. Иллюстративным материалом могут служить фото-вырезки из журналов, а также звезды, серпы, молотки, винты, полоски разной толщины и длины, круг, квадрат, треугольник (рис. 5). Заголовки должны быть ясными, столбцы не широкими, шрифт простой. Буква К показывает размер заголовка, а буква П — текстовой размер.
 
ЛОЗУНГИ. Для того, чтобы лозунги сразу бросались в глаза и хорошо читались надо менять не только их шрифт, но и способ обработки. Приводим здесь четыре способа обработки лозунгов. Первый из них — надписи на материи (рис. 6); второй — вырезанные из картона или фанеры буквы, прикрепляемые на шпагат (рис. 7); третий — лепные, т.-е. вырезанные буквы, наклеенные прямо на стену (рис. 8 и 9); четвертый — вырезанные буквы, наклеиваемые на рейки (рис. 10). Лозунги могут быть подвешены к стене или через пространство между стенами.

 

 

Таблица № 4

ЭМБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ

Рис. Леткар („Изо“ Московск. Пролеткульт)

 
Таблица № 4 ЭМБЛЕМЫ ДЛЯ ДЕМОНСТРАЦИИ Рис. Леткар („Изо“ Московск. Пролеткульт)
 
Рекомендуем здесь опыт внешнего оформления массовых торжеств, примененный в Москве в 7-ю годовщину Октября и вполне доказавший целесообразность применения легких разноцветных эмблем. Это — дощечки разной формы, выпиленные из фанеры и прикрепленные к древкам, которые несут участники демонстрации. Форма дощечки соответствует смыслу лозунга; так, для пропаганды электрификации делается лампочка, для просвещения — обложка книги, для крестьянства — серп, для профсоюзов — эмблемы производств и т. д. Для творческой изобретательности здесь представляется широкое поле. Дощечки покрываются клеевой краской, после чего на них, в случае желания, пишутся короткие лозунги.
 
Иногда для целей демонстрации нужно осмеять врага — в этих случаях указанный нами прием также вполне применим, напр., можно изобразить цилиндр, взятый на штык, нарисовать вопросительный знак и написать „кто“.
 
Особенно декоративны эти эмблемы, когда они своей повторностью создают впечатление стройного массового ритма; для этого их надо сделать во множестве на один и тот же сюжет и раздать по колоннам демонстрантов, напр., серпы, молоты, звезды, значки „КИМ’а“ и т. д. Чрезвычайно внушительны двухаршинные буквы „МЫ, ЛЕНИНЦЫ“, несомые в демонстрации — каждая буква одним человеком.

 

 

Таблица № 5

ФОТО-ВИТРИНА

Рис. Б. Земляницын (Вхутемас)

 
Таблица № 5 ФОТО-ВИТРИНА Рис. Б. Земляницын. (Вхутемас)
 
Предложенная фото-витрина может служить для клуба, в частности, для уголка Ленина. Прикрепленная к стене она позволяет лучше рассматривать фотографии, нежели если бы они были просто повешены на стену. В этих целях она построена на принципе вращения, чтобы дать зрителю любой уровень для рассматривания фотографий и использования плоскостей с обеих сторон. Плоскости, предназначенные для размещения фотографий, имеют прямоугольную форму и прикреплены свободной верхней стороной к концам стержней (в данном случае к концам звезды). Таким образом, при вращении данной системы около оси, плоскости сохраняют равновесие (горизонталь и вертикаль), меняя только уровень относительно зрения, а это дает возможность рассматривать ту или иную фотографию на желаемом уровне. Вариантом может служить остов 6-тиугольника для 6 плоскостей, меняющихся и одной постоянной, использованных с обеих сторон. Материалом для фото-витрины может служить дерево.

 

 

Таблица № 6

ДОМАШНЕЕ ПЛАТЬЕ из ГОЛОВНОГО ПЛАТКА

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 6 ДОМАШНЕЕ ПЛАТЬЕ из ГОЛОВНОГО ПЛАТКА Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
В этом платье за основу взят квадрат головного кашемирового платка, и поэтому весь план его построен на квадрате. Добавочная черная материя — такой же кашемир, как и платок. Требуется ее 3½ до 4 метров. Зеленые полосы сделаны из легкой шелковой материи; можно делать их и из шерстяной. Излишнюю ширину кафтана в бедрах надо заколоть в складку с левой стороны или опоясать узким черным кушаком (отнюдь не над талией).
 
На рисунке 1 — пунктиром обозначена форма нижней рубахи, верхнюю часть которой можно делать из более легкой материи. Для более худой фигуры рукав можно делать приблизительно на ладонь уже и ставить ластовицу зеленого цвета. Один рукав показан нами в плане, другой — сшитый.
 
Это платье можно делать также из бумажной материи с применением бумажных головных платков.

 

 

Таблица № 7

УКРАШЕНИЕ ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ

Рис. Познева. (Моск. Куст. Техникум)

 
Таблица № 7 УКРАШЕНИЕ ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ Рис. Познева. (Моск. Куст. Техникум)
 
На нашем листе — полотенце и занавески для украшения изб-читален, расписанные посредством трафарета. Для изготовления трафарета берется картон, промасленный олифой. На картон наводится и затем прорезывается рисунок. Холст туго растягивается на доске. Трафаретить можно клеевыми красками с помощью указанной кисти или же специальными анилиновыми красками для бумажной ткани с прибавлением в нее клея, называемого трагант, для того, чтобы краска не расплывалась и не пачкалась при употреблении. Растрафареченный холст не снимается с доски пока краска не высохнет. На рис. 1 показано готовое полотенце, на рис. 2 — трафарет к нему; на рис. 3 — готовые оконные занавески, на рис. 4 — два трафарета к ним (по одному на каждый цвет).
 
Полотенца могут употребляться как для украшения отдельных уголков избы-читальни, так и для развески их наверху стены в виде декоративного фриза, одно за другим. В этом случае хорошо повесить ряд полотенец одного и того же рисунка, но разного цвета: красное, оранжевое, зеленое и опять красное и т. д.
 
Точно таким же способом можно растрафаретить любую ткань, приспособленную и для носки.

 

 

Таблица № 8

ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ

Рис. А. Лавинский (Вхутемас)

 
Таблица № 8 ИЗБА-ЧИТАЛЬНЯ Рис. А. Лавинский (Вхутемас)
 
Изба-читальня в предлагаемом эскизном проекте представляет из себя сруб, поставленный по плану, состоящему из следующих помещений:
 
A) Террасы с крыльцом, над которым находятся две площадки, поддерживаемые четырьмя деревянными зафермованными столбами с двумя поставленными по диагонали лестницами. Первая площадка предназначается для трибуны и вмещает 5—7 человек. На этой же площадке находятся два громкоговорителя. Вторая площадка, сообщаясь с первой посредством приставной лестницы (на чертеже не указано), предназначена для установки метеорологических приборов, часов, мачты для прикрепления мешка, определяющего направление ветра, указателя стран света, антенны и флага.
 
Открытая терраса предназначена для занятий и чтения в летнее время, всего 4—5 месяцев в году, и является связью между улицей и избой, будя любознательность проходящих крестьян, — газетой, стенгазом и т. д.
 
При входе на террасу, на выступающем углу сруба, прикреплены щиты, на которых помещаются портрет Ленина, стенгаз, диаграммы и т. д.
 
Б) Холодных сеней с чуланом с двумя дверями, ведущими в зал для занятий и комнату для кружков.
 
B) Комнаты для кружков, предназначенной для занятий различного рода кружков, МОПР’а, ОДВФ и т. д. Здесь же помещается сельско-хозяйственный уголок, состоящий из шкафов-витрин, с образцами сельско-хозяйственных продукций, диаграмм и т. п. Во время лекций, кино-сеансов, вечеров, комната для кружков может служить раздевальной.
 
Г) Зала для занятий, служащего для лекций, докладов, спектаклей, кино-сеансов и т. д. Он вмещает стол справок, библиотеку, витрины, подмостки (подробней — смотр. в эскизном проекте внутреннего вида избы-читальни) и Д) Комната избача.
 
Крыша и углы избы-читальни окрашены в красный цвет, что подчеркивает революционное назначение ее, и, кроме того, делает избу издалека видной и отличимой.
 
Обработка входа зафермованными стойками, с одной стороны, является самой легкой конструкцией для поддержки площадок, а с другой, имея индустриальный вид, служит как бы смычкой городской и крестьянской культуры.

 

 

Таблица № 9

ВНУТРЕННИЙ ВИД „ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ“

Рис. А. Лавинский (Вхутемас)

 
Таблица № 9 ВНУТРЕННИЙ ВИД „ИЗБЫ-ЧИТАЛЬНИ“ Рис. А. Лавинский (Вхутемас)
 
Сторона А. 1) Площадка с занавесом (б), прикрепленным к перекладине (а), с которой спускается кино-экран. На площадке находится уголок В. И. Ленина, состоящий из большого портрета В. И. и витрины — в виде большой книги, на фанерных листах которой помещены фотографии из жизни Владимира Ильича и лозунги. 2) Библиотечная стойка с двумя витринами для новинок и шкафом для книг. 3) Уголок „Долой неграмотность“ с витриной и шкафом для учебных пособий, тетрадей, книг и т. п. 4) Витрина крестьянки. 9) Диаграммы.
 
Сторожа Б. 5) Юридический стол справок, состоящий из шкафа, витрин, вмещающих в себя книги по юридическим вопросам, налоговым декретам, стола с письменными принадлежностями. 6) Витрины ОДВФ, Доброхима и Радио. 7) Витрина молодежи: комсомольская и пионерская. 8) Витрина МОПР'а. 9) Диаграммы. 10) Громкоговоритель.

 

 

Таблица № 10

ПАЛАТКА ПИОНЕРА

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 10 ПАЛАТКА ПИОНЕРА Рис. В. Ахметьев
 
Пионерская лагерная палатка делается из квадратного куска холста или другой ткани с пришитыми к верхним боковым частям его прямоугольными трехугольниками а и б, которые, при установке палатки на земле, служат закрытиями задней и передней входной части ее (рис. 1).
 
По центральной горизонтальной линии и трем вертикальным, как это изображено на рис. 1, из той же ткани, сломанной вдвое, делаются полосы со вшитой в них веревкой, которые нашиваются на основной квадрат палатки. Концы веревки делаются длиннее, чем квадрат ткани — эти концы служат для закрепления и растягиваются на колышки стенок палатки при ее установке на земле. На рис. 2 показано, как вшиваются в полосы веревки, на концах каждой полосы изображены выметанные круглые дверки (или жестяные блочки), через которые и выходит конец веревки, растягивающий палатку при ее установке.
 
На рис. 3 изображен шест, которых для установки палатки надо иметь три. Для установки палатки в землю вбиваются 3 шеста, с расчетом, чтобы на их верхние концы пришлись на перекрестах вертикальных и горизонтальных полос, нашитых на основу палатки, па одной линии с шестами. По обе стороны их, в землю вбивается 6 колышков и 2 против задней и входной части палатки, на которых завязываются концы веревок растянутой палатки. Боковые прямоугольные трехугольники должны образовать заднюю и входную стенки палатки. Установленная палатка обкладывается кругом дерном. Ставить палатку надо так, чтобы входная ее часть была за ветром.

 

 

Таблица № 11

ПИОНЕРСКИЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 11 ПИОНЕРСКИЙ КОСТЮМ Рис. В. Ахметьев
 
Блуза — из крестьянского холста. Заднее широкое полотнище (рис. 1), будучи отвернуто кверху, образует карманы. Переднее узкое полотнище, разрезанное в своей верхней части, образует воротник. Линия А—Б переда пришивается к линии А—Б спины, что и образует отворот ворота. Куртка одна и та же для мальчиков и девочек.
 
Штаны (рис. 3) образуются из двух полотнищ со швами спереди и сзади, на поясе сдергиваются на тесемку.
 
Юбка (рис. 4) делается на белом лифчике с помочами, перекрещивающимися на спине.
 
Пионерский значок делается апликацией (нашивкой) или трафаретом по белому полотну.
 
Рис. 1 — развернутый план куртки. Рис. 2 — рукав. Рис. 3 — штаны. Рис. 4 — юбка с лифчиком.

 

 

Таблица № 12

ПЕРЕНОСНАЯ и ПОСТОЯННАЯ ТРИБУНЫ

Проекты: I — А. Лавинского (В.Х.Т.М.) и II — Н. Серова (Пролеткульт)

 
Таблица № 12 ПЕРЕНОСНАЯ и ПОСТОЯННАЯ ТРИБУНЫ Проекты: I — А. Лавинского (В.Х.Т.М.) и II — Н. Серова (Пролеткульт)
 
Переносная трибуна (I) представляет из себя тип деревянной легкой трибуны, устанавливаемой по мере надобности во время революционных праздников, демонстраций и т. д.
 
Трибуна — разборная и состоит из отдельных частей:
а) площадки разборной, б) лестницы, в) четырех стоек, из которых две стойки по диагонали удлинены путем наращивания (с помощью шипов, скрепов и т. д.), г) двух поперечень (перекладин), связывающих удлиненные стойки и образующих квадратную раму, д) круга с лозунгом, серпом и молотом, вставляющимся в квадратную раму (лозунг, серп и молот в кругу закреплены троссами), е) троссов, удерживающих стойки трибуны в трех направлениях и ж) антенны с двумя громкоговорителями.
 
Трибуна „Серп и Молот“ (II) (выстроена в Москве на Красной площади) сделана из дерева и фанеры, имеет нижнюю и верхнюю площадку для ораторов. Масштаб может быть взят в зависимости от возможностей.

 

 

Таблица № 13

ПЕРЕДВИЖНОЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР

Рис. В. Ахметьев. (По модели Дома Театральн. Просвещения)

 
Таблица № 13 ПЕРЕДВИЖНОЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР Рис. В. Ахметьев. (По модели Дома Театральн. Просвещения)
 
Задача этого листа — показать устройство театра, легкоперевозимого и устанавливаемого. Общая его схема — рис. 13. Этот театр состоит из 4 основных, соединенных железными навесками рам, 4 вкладных брусков „а“, 8 деревянных подставок (рис. 5 и 7), 2 проволочных соединений (рис. 10) и 4 накладных брусков для декораций (читатель должен положить перед собой таблицу № 19 „Декорации передвижного театра“).
 
Каждая рама состоит (рис. 1) из 6 деревянных брусков №№ 1, 2, 3, 4, 5 и 6 (рекомендуется бруски брать 1 в. × 3/4 в., при чем бруски № 2 и 4 выше брусков № 3 и 5 на 1 верш. для того, чтобы соединенные с ними на петлях верхние и нижние бруски №№ 1 и 6 составили бы равную высоту с брусками № 2 и 4). Вертикальные бруски № 2 и 4, а также 3 и 5 соединены между собой в середине петлями „б“. Бруски №№ 1 и 3, 5 и 6 во внутренних верхних и нижних углах с правой стороны соединены железными петлями „в“.
 
Бруски № 1 и 2, 4 и 6 в наружных углах с левой стороны сверху и снизу соединяются петлями „в“, при чем внутренние петли меньше наружных.
 
В брусках №№ 2 и 3, на требуемом расстоянии от верхнего горизонтального бруска № 1, выдалбливается конусообразное отверстие „г“, для вкладывания горизонтального бруска „а“ с конусообразным шипом. Вкладной брусок „а“, по вставке в отверстие рамы, запирается с обоих концов крючком „д“.
 
С задней стороны рамы, в середине против петли (б), привертывается крючок „е“, назначение которого — запирать раму, когда она разложена.
 
Рис. 2, 3, 4 показывают последовательное положение рам при раскладывании.
 
Для каждой рамы из березового дерева делается по две подставки (рис. 5), имеющие вид усеченного конуса; в середине их вырезается углубление, равное толщине рамы; концы подставки могут прикрепляться к полу буравчиками (рис. 6) или просто гвоздями.
 
Рис. 7 показывает, как вставляется нижние горизонтальные бруски рам в подставку.
 
Для устройства окна в бруски № 4 и 5 вводится добавочный брусок по типу бруска „а“, в верхнем и нижнем брусках выдалбливается отверстие, куда и вставляются два вертикальных бруска, имеющих сверху и снизу по шипу, вследствие чего получается место для навески рам окна (рис. 8).
 
Для устройства двери берутся 2 вертикальных бруска, которые и вставляются в вырезанные отверстия в верхнем вкладном бруске и нижнем бруске рамы (рис. 9).
 
Чтобы соединить рамы между собой и придать им устойчивость из круглой проволоки делаются железные соединения, длиной равной рамам (рис. 10). Конструкция их не сложна.
 
Берут два прутка проволоки „а“, загибают концы их крючками, надевают на них два прутка проволоки „б“ с загнутыми кольцеобразно концами. Эти прутки должны свободно двигаться по горизонтальным пруткам соединения и запирать его, после того, как крючкообразные концы его введены в вернутые с боков каждой рамы петли или особые втулки (рис. 11).
 
Горизонтальные прутки „а“ спаиваются двумя полосками пачечного железа „в“; в верхнем конце полосок просверливаются отверстия для пропускания 2-хдюймового гвоздя, который прикрепляет деревянный брусок, необходимый для подвешивания накладного бруска с декорациями (см. табл. № 19). Этот деревянный брусок имеет толщину рамы; снизу его выбирается бороздка по толщине проволоки, в бороздку входит верхний пруток соединения и просверленные концы полосок пачечного железа, таким образом вбитый в брусок гвоздь пропускается через отверстие полоски и брусок связывается с железными соединениями.
 
Рис. 12 показывает скрепление рам крючками сзади в том случае, когда не требуется железных соединений.
 
Рис. 13 изображает складные рамы, собранные в ширмы, в которых и происходит действие той или иной пьесы.
 
При желании воспользоваться пропорциями рам, указанных на таблице, надо принимать масштаб рам в 2,5 метра на 1,2 метра.

 

 

Таблица № 14

ПЕРЕДВИЖНОЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 14 ПЕРЕДВИЖНОЙ ДЕРЕВЕНСКИЙ ТЕАТР Рис. В. Ахметьев
 
Театральный портал, отделяющий зрительный зал от сцены, состоит из одной верхней рамы (рис. 1) и двух боковых складных ширм (рис. 2 и 3). Боковые порталы состоят из 4 рам, соединенных между собою петлями. Рис. 3 и 4 показывают как постепенно раскладываются портальные ширмы. Рамы «а» и «б» скрепляются между собою петлями, а «д» и «е» крючком и петлей «г» (как указано на рис. 2). В раме «е» делаются два горизонтальных бруска для закрепления на них боковых ставок павильона. Для большей устойчивости ширм снизу к рамам «б» привертывается из березы коротенькая откидная дощечка «ж», которая привертывается к полу буравчиками или просто прибивается гвоздем.
 
Кроме того, на каждой лицевой раме портала, с задней стороны (рис. 2) привертываются скобочки «з» для помещения в них шипов «а» верхней портальной рамы. Рис. 5 изображает откос, которым можно крепить к полу порталы.
 
Верхняя нормальная рама состоит из трех равной длины рамок, скрепленных между собою. На нижних и верхних брусках верхнего портала просверливаются отверстия для болтов, которыми скрепляется верхняя рама портала и рама занавеса. Рама занавеса делается такого же размера, как верхняя портальная рама (рис. 6), но состоит из двух частей. На краях этой рамы приделываются с одной стороны один блок, а с другой два, через них проходят веревки, концы которых связываются вместе и уходят на блок, помещающийся на боковой портальной раме (рис. 3). Для того, чтобы занавес открывался и закрывался, кольца занавеса наглухо пришиваются к веревке. Чтобы занавес не провисал в середине его можно поддержать железными скобками «а» (рис. 6). Занавес надо прикрепить боковыми сторонами полотнищ к лицевым портальным рамам, так, чтобы он не закрывался больше, чем следует. Натягивая веревки в направлении, указанном стрелками (рис. 7), можно открывать и раскрывать занавес.
 
На рис. 8-м показано устройство раскладных станков, которые заменяют собой подмостки сцены, будучи покрыты щитами. Станки можно заменить простыми козлами.
 
Рис. 9-й изображает собранный портал и установленный за ним павильон из ширм (вид из зрительного зала).
 
Рис. 7-й изображает собранный портал с подвешенным занавесом (вид со сцены).

 

 

Таблица № 15

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 15 ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Рис. В. Ахметьев
 
В виду частого наличия в современном репертуаре фабричного и деревенского театра типов рабочего и буржуя, настоящая таблица ставит своей задачей показать, как можно из рабочего костюма сделать костюм „буржуя“, затратив меньше материала, средств и места для хранения, нежели при шитье двух отдельных костюмов.
 
Шьются: обыкновенная прямая, длинная куртка (рис. 5) с прямым воротом (рис. 1) и чуть скошенным рукавом (рис. 4), длинные брюки и клеенчатые или кожаные ботфорты со штрипкой (рис. 2).
 
Подвернутый во внутрь (см. пунктир патронки) и застегнутый извнутри на пуговицы низ куртки, застегнутый ворот, надетые поверх брюк ботфорты — все это дает впечатление костюма рабочего, конечно, сообразно с гримом и типом актера, как это показано на рисунке.
 
Для превращения этого же костюма в буржуазный, следует подвернутый низ куртки отпустить, загнуть нижние углы куртки во внутрь (застегнув их там на приспособленные для этой цели пуговицы или кнопки), отвернуть воротник и борта куртки (руководствоваться пунктиром, указанным на патронке), нацепить две или одну пуговицу, ширину куртки с боков схватить штрипкой на спине, придавши широкой куртке вид пиджака, стянутого в талии (рис. 3), снять ботфорты, нашить на брюки белые ленточки, заменяющие собой полоску, и костюм готов. Разрешение данного костюма не претендует на абсолютную точность покроя, но преследует своей целью показать, как можно остроумно выйти из положения, имея в распоряжении малые средства.

 

 

Таблица № 16

МЕБЕЛЬ ПЕРЕДВИЖНОГО ТЕАТРА

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 16 МЕБЕЛЬ ПЕРЕДВИЖНОГО ТЕАТРА Рис. В. Ахметьев
 
Задача данной мебели — служить упрощенной обстановкой для разных спектаклей.
 
На рис. 1-м показан стул, боковые стенки которого составляются из двух рамок, соединенных между собою двумя петлями и приделанным также на петлях сидением. При надобности сложить стул, боковые стенки его уходят во внутрь, а сидение поднимается к стенке стула.
 
Являясь плоским в сложенном виде, стул удобен во время поездок театра, а целый ряд подобных стульев, имеющихся на сцене, обычно маленькой, дают возможность, будучи сложенными и приставленными за кулисами к стене, c'экономить место. На рисунках 4, 5 показаны примерно возможные комбинации из складного стула: диван, вагонное сидение и пр. в случае надобности переменить форму стула или придать ему тот или иной стиль, по размеру стула шьется чехол из холста и, будучи надетым на стул, расписывается в требуемом характере, как это указано на рис. 2. Рис. 6 и 7 — изображают расписанные чехлы для табурета. На рис. 8 — показано превращение стола в помост для оратора.
 
Делается стол так же, как и стул, — с двумя боковыми рамками, складывающимися во внутрь и крестообразными откидными рамами, укрепленными петлями на верхние горизонтальные бруски основных рам стола.
 
При надобности в столе крестообразные откидные рамы принимают положение, как показано пунктиром, а при надобности в помосте, они принимают положение, как указано на рисунке (сбоку скрепляясь какой-либо планкой). Крышка стола делается отдельно. Для влезания на помост к боковой стороне стола подставляется ступенчатая стремянка.

 

 

Таблица № 17

ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 17 ТЕАТРАЛЬНЫЙ КОСТЮМ Рис. В. Ахметьев
 
Женский театральный костюм преследует те же цели, как и мужской (см. таб. 15). Шьются две прямые рубахи разного цвета, без рукавов и ворота. На черной рубахе, по линии бедер, имеется разрез (а и б), который застегивается на кнопки или крючки; также имеется разрез от плеча к середине груди (патронка черной краской). В дополнение к черной рубахе шьется кокетка с рукавами и воротом, как это указано на патронке синей краской.
 
К цветной рубахе, служащей убранством „буржуазного костюма“, к боку на бедре верхним концом прикрепляется квадратный кусок той же цветной ткани, как это показано на оранжевой патронке. Для простого „рабочего костюма“ надевается синяя кокетка с рукавами, а поверх нее черная рубаха, которая подвязывается кушаком; на голову надевается платок или повязка.
 
Для превращения рабочего костюма в буржуазный, сначала надевается цветная рубаха, которая держится на плечах штрипками, указанными на оранжевой патронке, а сверху надевается темная рубаха. Верхний конец черной рубахи от ворота по надобности подвертывается во внутрь так же, как средний разрез и нижний (как это указано пунктиром на черной патронке). Оранжевый квадрат, пришитый к боку, драпируется, придавая более нарядный вид костюму.
 
Для большей выразительности можно дополнить костюм каким-нибудь особенным париком и мелким реквизитом, как-то: перчатки, лорнет, ожерелье и пр.

 

 

Таблица № 18

2 ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНАВЕСА

Рис. В. Мухина

 
Таблица № 18 2 ТЕАТРАЛЬНЫХ ЗАНАВЕСА Рис. В. Мухина
 
Здесь представлены два образца раздвижных театральных занавесов для деревенского или клубного театра. Материалом для обоих служит суровый холст. Рис. 1 — общий вид первого занавеса; рис. 2 — общий вид второго занавеса. На образце 1-м орнамент сделан трафаретом — масляной краской или анилином с клеем (рисунок 1а показывает этот орнамент в увеличенном виде); коричневые полосы — нашивные. На образце 2-м красные полосы сделаны из кумача или крашенного холста. Украшение углов, изображающее смычку города с деревней (рис. 2а и 2б), сделаны из накладной ткани (апликация) или трафаретом.

 

 

Таблица № 19

КАФТАН ИЗ 2-х ВЛАДИМИРСКИХ ПОЛОТЕНЕЦ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 19 КАФТАН ИЗ 2-х ВЛАДИМИРСКИХ ПОЛОТЕНЕЦ Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Кафтан сделан из двух холщевых кустарных полотенец: юбка сделана или из такого же холста, или из какой-либо другой материи синего или черного цвета. Кафтан определяется шириной полотенец. Боковые полотнища сдернуты на резинку на высоте бедер или немного ниже (в зависимости от фигуры), но только отнюдь не над талией, чтобы не нарушалась форма прямоугольника. Естественная ширина полотенца спадает с плеча наподобие короткого рукава. Эту же форму можно делать и из другой ткани — бумажной или шерстяной: в этом случае вышивка заменяется полосатой материей. Рис. 1 — развернутый план кафтана. Рис. 2 — спина.

 

 

Таблица № 20

СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 20 СПОРТИВНЫЙ КОСТЮМ Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Спортивная юбка-штаны. Этот костюм делается из бумажной или льняной материи (последняя предпочтительнее, как более прочная). Блуза скроена из двух квадратов, немного скошенных в плечах, как это показано на рис. 1. Блуза кроится шире объема бедер и сдергивается на резинке, как это видно на фигуре А. Юбка представляет то удобство, что при упражнениях она сдергивается под коленом и превращается в штаны (фиг. В); для этого каждое полотнище сшивается по черте, показанной пунктиром на рис. 2. В рубце каждой штанины делаются вздержки. На блузу нашивается красная полоса со значком данной спортивной команды.
 
Рис. 1 — блуза. Рис. 2 — юбка-штаны.

 

 

Таблица № 21

ПЛАТЬЕ из СУРОВОГО ПОЛОТНА

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 21 ПЛАТЬЕ из СУРОВОГО ПОЛОТНА Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Платье из сурового фабричного или любого кустарного полотна с отделкой из кумача. Оно состоит из двух полотнищ: на переднем (рис. 1) делаются надрезы по линиям аб и вг; получившийся от надреза кусок материи абвг или отрезывается или завертывается, как это показано на рис. пунктиром. На заднем полотнище такие же надрезы делаются по линиям а1, б1 и в1, г1. Верхняя часть полотнища выкраивается, как показано на чертежах. Так как перед у платья шире спины, то его излишняя ширина от боковых швов стягивается на резинке на высоте бедра и у воротника, как это показано на рисунке. Излишек ширины нижней части платья образует глубокую складку, закладывающуюся от бокового шва на переднее полотнище.
 
Рис. 1 — переднее полотнище. Рис. 2 — заднее полотнище.

 

 

Таблица № 22

ШКАФ-ВИТРИНА

Рис. И. Лобов (Вхутемас)

 
Таблица № 22 ШКАФ-ВИТРИНА Рис. И. Лобов (Вхутемас)
 
Клубный шкаф-витрина предназначен, главным образом, для литературы. Верхняя часть шкафа состоит из 4 полок и рассчитана на емкость 200 книг. Дверцы — двойные, используются для размещения фотографий или фото-монтажа на 2-х плоскостях с каждой стороны. Первая прикреплена к корпусу на шарнирах, вторая вдвигается в прорез первой и, таким образом, используются две плоскости у каждой дверцы шкафа. Нижняя половина заполняется журналами или книгами большого формата (число не ограничено). Крышка, закрывающая нижнюю половину шкафа, служит столиком при подъеме её до прямого угла и вдвигании по прорезу для укрепления. Рамка укрепляется в верхней части шкафа и предназначена для меняющихся лозунгов, надписей и т. п. Корпус делается из дерева, толщиной в 1¼ см. или из 8 мм. фанеры: полки — толщиной не более 2½ см.: рамка со стойкой — из брусков квадратного сечения. Материалом для шкафа-витрины служит сосна.

 

 

Таблица № 23

ДЕКОРАЦИИ для ДЕРЕВЕНСКОГО ТЕАТРА

Рис. В. Ахметьев

 
Таблица № 23 ДЕКОРАЦИИ для ДЕРЕВЕНСКОГО ТЕАТРА Рис. В. Ахметьев
 
Для изготовления декораций к ширмам, показанным в таблицах №№ 13—14, требуется заготовить холстяные полотнища размером деревянных рам и хорошо растянуть их. Рисунок рекомендуется переводить на холст по клеткам. Краски употребляются обыкновенные клеевые, разведенные на жидком столярном клее.
 
Подвешиваются декорации на рамы особыми брусками (1а и б) размером рамы ширм, с тремя круглыми шипками сверху и двумя железными скобками снизу, которыми бруски закрепляются на рамах ширм. Для зажима декораций на брусках делаются накладные пластинки из кровельного железа с тремя круглыми отверстиями (рис. 2), в которые входят шипы на деревянных брусках. На верхнюю кромку холста с декорациями для прочности наклеивается полоска плотного картона с тремя отверстиями для шипов деревянного бруска. На раму ширм надевается брусок (1), на брусок — картонная полоска с декорациями и сверху для зажима — железная пластинка. Чтобы не обременять походного театра большими полотнищами задников можно писать их (как, напр., рис. 4 — фабрику и рис. 5 — деревню) на двух рядом положенных полотнищах по размеру рам (как это показано пунктиром). На рис. 6, 7, 8 и 9 изображены примерные комбинации, которые можно получить от рекомендуемого способа, т.-е. навешивания полотнищ на задние и передние рамы. Походный театр в ширмах дает возможность ставить спектакли под открытым небом в любой местности, а также и любой комнате на подмостках и без них, не портя потолка и стен. Конструкция ширм дает возможность быстро менять декорации, меняя полотнища.

 

 

Таблица № 24

ТОЛСТОВКА

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 24 ТОЛСТОВКА Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Мужская рубаха типа толстовки делается из сурового полотна или из любой плотной ткани. В основу кроя положен прямоугольник; пройма — скошенная и широкая при спускающемся длинном плече, как это показано на рис. І. Широкое спускающееся плечо, давая большую широту рубахи, сообщает свободу движений. На рис. I показана рубаха, застегнутая доверху с закрытым воротом. Ту же рубаху можно носить летом, как это показано на рис. II, открытой. Рис. 1 — план развернутой рубахи; рис. 2 — рукав; рис. 3 — воротник.

 

 

Таблица № 25

ТРАФАРЕТ для ДЕТСКОГО ДОМА

Рис. В. Мухина

 
Таблица № 25 ТРАФАРЕТ для ДЕТСКОГО ДОМА Рис. В. Мухина
 
Для того, чтобы помещения детских домов носили возможно более жизнерадостный характер, их можно расписать с помощью трафарета. Для этого берется не толстый картон, на который переводится нужный рисунок и затем прорезывается острым ножом. После этого трафарет покрывается олифой с обеих сторон и просушивается, чтобы картон не размяк от краски. Для нанесения рисунков на стену трафарет прикрепляется к нужному месту, после чего по нему проходят торцовой малярной кистью, беря на кисть небольшое количество краски (клеевой или масляной), чтобы не было подтеков.
 
Рисунки 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 представляют собой отдельные куски общего трафарета, которые можно помещать в любой композиции и в любом сочетании красок. Одна из таких комбинаций — целый фриз — показана на рисунке 9. Предметы (паровоз, автомобиль и т. д.) можно помещать в ряд с фигурами или позади них. Число пионеров и пионерок можно менять по желанию — до целого отряда. Рисунки 10, 11, 12 показывают, как можно распределять трафарет по белой или цветной стене, помещая его в виде фриза наверху или панели внизу.
 
В эту работу по подбору рисунков и по росписи можно вовлечь самих детей.

 

 

Таблица № 26

ЛЕТНЕЕ ПЛАТЬЕ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 26 ЛЕТНЕЕ ПЛАТЬЕ Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Летнее платье — из сурового полотна. Материя кроится по прямой нитке, так как это удобнее для стирки и глаженья. Отделка состоит из цветных полос, которые делаются из той же материи, окрашиваемой в желаемый цвет. Эти полосы можно сделать из простой сапожной тесьмы, которая также хорошо поддается окраске в любые цвета.
 
Платье можно сделать без рукавов и, при желании, с длинными рукавами, форма которых показана на рисунке слева. При длинном рукаве следует вшить ластовицу, как это показано на рис. 2. Поперечная коричневая полоса отделки на бедре доходит только до шва на спине, как показано на рис. 1. Переднее находящее полотнище сделано длиннее, чтобы удлинить фигуру. Необходимо принять во внимание, что плечевой шов заднего полотнища находит на переднее полотнище по прямой нитке, как это видно на рисунке.
 
Рис. 1 — план развернутого платья. Рис. 2 — длинный рукав с ластовицей. Рис. 3 — короткий рукав.

 

 

Таблица № 27

КОСТЮМ для УЛИЦЫ и РАБОТЫ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 27 КОСТЮМ для УЛИЦЫ и РАБОТЫ Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Одно платье — вместо трех. Платье это делается из любой материи и может быть приспособлено для разных целей: для дома — простая прямоугольная рубаха без рукавов (рис. 1); для работы — пристегивается на кнопках черный или суровый рукав из любого моющегося материала (рис. 1а); для выхода на улицу, на празднества или в театр — сверху одевается кафтан, могущий быть открытым или закрытым (рис. 2). Полотнища кафтана сшиваются от проймы, обозначенной на рис. 3 буквой а до точки, обозначенной буквой б, оставляя низ раскрытым. На рубахе кушак идет только от боковых швов. Орнамент делается путем накладки любой материи или тесьмы.
 
Рис. 3 — развернутый кафтан, рис. 4 — рукав кафтана с обшлагом, рис. 5 — рукав, пристегивающийся к рубахе и рис. 6 — обшлаг к нему.

 

 

Таблица № 28

ПАЛЬТО из СОЛДАТСКОГО СУКНА

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 28 ПАЛЬТО из СОЛДАТСКОГО СУКНА Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Пальто (при ширине ткани около 2-х метров) делается без швов из одного полотнища. Прорезы делаются только для проймы. Рукав с одним швом; выступающий кусок на выкройке, будучи сложен пополам, образует ластовицу для свободы движения руки. Воротник (рис. 2) образует половину квадрата, широкой стороной по косой нитке, пришивается ниже выреза ворота по пунктиру (показанному на рис. 1). После пришивки оставшиеся концы ворота застегиваются на линии плеча на пуговицы. Если ткань уже — делаются швы на боках с сохранением формы прямоугольника.
 
Рис. 1 — общий план пальто. Рис. 2 — воротник. Рис. 3 — рукав.

 

 

Таблица № 29

ШКОЛЬНОЕ ПЛАТЬЕ

Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой

 
Таблица № 29 ШКОЛЬНОЕ ПЛАТЬЕ Рис. В. Мухина по модели Н. Ламановой
 
Школьное платье для девочек можно сшить из любого шерстяного или бумажного материала. Верх и низ платья отрезные, но сшиты вместе и одеваются как целое платье. Верх состоит из 2-х полотнищ (ширины обыкновенной бумазеи). Юбка состоит из 3-х полотнищ и пришивается к верху так, чтобы сшивки полотнищ пришлись две спереди по бокам и третья — на середине зада. Юбка собирается по гладкому лифу; в шов вставляется резинка, которая обхватывает бедра и держит платье. При гимнастических упражнениях резинку можно поднять кверху, чтобы укоротить платье. Ворот можно носить растегнутым и застегнутым. Рукав прямой с ластовицей можно отворачивать выше локтя.
 
Рис. 1 — план верхней части платья. Рис. 2 — план нижней части. Рис. 3 — рукав. Рис. 4 — ворот. Рис. 5 — передник (делается из черного сатина в одно полотнище шириной, сзади помочи перекрещиваются).

 

 

Таблица № 30

КРАСНАЯ КОННИЦА

Рис. М. Езучевский

 
Таблица № 30 КРАСНАЯ КОННИЦА Рис. М. Езучевский
 
Конные фигуры вырезываются лобзиком из склееной фанеры средней толщины (в целях большей прочности отдельные части между ног лошадей и рук всадников можно не выпиливать). Для того, чтобы фигуры стояли, следует прилепить сделанную из фанеры же подставочку А, вырезав в ней место, намеченное на рисунке, а в нижней части фигуры всадника вырезывается соответствующее место, также обозначенное нами, в которое вставляется подставка под углом, что дает фигуре устойчивость.
 
Командир представленный на рисунке под литерой Б, а также трубач (литера В) и знаменщик (литера Г) вырезываются по одному экземпляру каждый. Фигура же конного красноармейца (литера Д) выполняется в любом количестве экземпляров.
 
На верху листа представлено примерное расположение группы красной конницы. После выпиливания, края фанеры прочищаются острым ножом или так называемой стеклянной бумагой, после чего можно приступить к окраске их акварелью клеевыми красками или масляными. Чтобы краска не сильно впитывалась в дерево, фигуры перед окраской лучше прокрыть жидким слоем столярного клея. Для придания большей нарядности, а также и для сохранения краски от влажных пальцев, воды и т. п. окрашенную уже фанеру хорошо прокрывать спиртовым или масляным лаком. Если, несмотря на прокрытие клеем, лак не дает ровной поверхности, а местами жухнет, следует прокрывать лаком фигуры вторично. До полного высыхания лака фигуры брать и складывать вместе нельзя — иначе останутся следы.

 

 

Таблица № 31

КУРОЧКА-РЯБКА (ГОЛОВЫ — МАСКИ)

Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)

 
Таблица № 31 КУРОЧКА-РЯБКА (ГОЛОВЫ — МАСКИ) Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)
 
Всякая игра облегчается, если дети надевают на себя какой-нибудь значок, указывающий, что именно ребенок изображает в этой игре. Так, красный платок (хотя бы и из бумаги) покажет, что это пионер и т. д. Если же сделать из цветной или оберточной бумаги склеенные головы такого размера, что они могут надеваться на играющего, то игра станет еще интереснее. Нарисованные головы лучше, всего увеличивать от руки до нужного размера, а тому, кто не умеет рисовать, придется воспользоваться чертежом, указывающим, как можно рисунок увеличивать, увеличивая соразмерно квадратики (как это показано на рисунке слева внизу).
 
Подобные головы делаются из двух совершенно одинаковых половинок. Каждую половинку вырезывают сперва по внешней линии контура, после чего наклеивают на нее отдельные кусочки цветной бумаги (гуммиарабиком или клейстером), как, например: узор на платке, гребешок и глаз у курочки, бороду у старика и т. д. Отделав окончательно каждую половину головы, приступают к склеиванию их вместе, промазывая тем же жидким клеем внутренний край внешней линии, примерно на сантиметр. Снизу оставляется несклеенным место для того, чтобы бумажную голову легко можно было бы надеть на голову ребенка. Для глаз после предварительной примерки прорезываются небольшие отверстия.
 
Здесь изображены головы: деда, бабки и курочки-рябки, с помощью которых легко представить сказку „про курочку Рябку“; если же добавить к этому другие головы людей, птиц, животных, увеличивая этим число играющих, то игру можно бесконечно разнообразить. Изображенные головы представлены в уменьшенном виде и для применения их следует увеличить от двух с половиной до трех раз.
 
Игра с головами-масками интересна и тем, что она представляет широкое поле для творческого воображения детей, которые могут подобным же образом с'импровизировать любые представления.

 

 

Таблица № 32

ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ

Рис. В. Мухина

 
Таблица № 32 ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ Рис. В. Мухина
 
Рис. 1 — шляпа для ребенка, построенная на простом квадрате, собранном по кругу на резинке. Шляпы, показанные на рисунках 2, 3 и 4 можно сделать из любой бумажной, льняной, шерстяной или шелковой материи или вязанные. В основу их кроя положены указанные геометрические формы (см. 2а, 2б, 2в, 2г, За, 3б, Зв, 4а, 4б). Кокошник на рис. 3 образуется из отвернутого угла переднего квадрата (показано пунктиром). Шляпа, показанная на рис. 4, образуется путем обматывания вокруг головы, двумя концами, формы 4а. Тюрбан на рис. 5 сделан путем обмотки из треугольника, накладываемого на лоб своей широкой стороной, предварительно загнув борт кверху; концы косынки следует запрятать под повязку. Размер треугольника не меньше 1½ аршина по широкой стороне.

 

 

Таблица № 33

РЕЗЬБА по ДЕРЕВУ

Рисунок Н. Бартрам

 
Таблица № 33 РЕЗЬБА по ДЕРЕВУ Рисунок Н. Бартрам
 
Изображенные на этом листе ряд различно прорезанных планок (от А до З) представляют порядок обучения приемов скульптурной резьбы, для которых предварительно следует приготовить планки вдвое длиннее здесь указанных, толщиною же несколько потоньше одного сантиметра (А). Первый прием (Б) состоит в срезывании планки от себя наискось; второй прием (В) от себя и к себе; третий (Г) — то же упражнение, но с добавлением по порезке фасок; четвертый (Д) состоит в исполнении частей кругов в резьбе и от себя, и к себе; те же полукруги, но врезанные в середину планки, являются пятым упражнением (Е). Упражнение, помеченное Ж, есть частичное повторение предыдущих, в своем общем дающее схему лица, в котором сперва делается горизонтальная порезка по линии бровей, после чего режут от себя от 1-й до 2-х фасок несколько наискось, согласно профильному изображению к литере Ж. Седьмое упражнение (З) вытекает из предыдущего, при чем там, где должен кончаться нос, делается горизонтальная поперечная порезка, от которой снимается фаска от линии один — один согласно профилю к литере З.
 
Вся работа производится сидя (рис. 7), держа нож в правой руке, а планку левой, при чем планка опирается на левую коленку, на подложенную плотную подстилку из войлока, материи и т. п. Правая же рука опирается на правую коленку, что дает ей большую опору и предохраняет от порезов. Когда работающий достигнет легкости и правильности в этих упражнениях, он может приступить к выполнению полурельефной фигуры игрушки, представляющей рабочего с молотом. Сперва приготовляется отрезок дерева размером рис. 1 в толщине по рис. 2, в котором удаляются лишние части ножом. На плоскости отреза намечается рисунок фигуры в ее общих линиях, согласно пунктиру (рис. 3), по каковой линии и обрезывается вся намеченная ранее фигура. После окончательной обрезки внешнего контура приступают к ее дальнейшей обработке (рис. 4). Сперва делается горизонтальная надрезка ножом, намечающая шею, к которой делается широкая фаска, идущая от подола блузы (резать от себя); также делаются фаски вдоль рукавов по направлению к плечам. В таком же характере обрабатывается и голова. Подол блузы обрезывается немного вглубь и от него к ноге снимается фаска, после чего с боков ног снимается также по фаске. Последняя задача (рис. 5) состоит в детальной обработке головы, рук и ног. Расположение фасок указано на рисунке. Нож в уменьшенном виде представлен на рис. 6, необходимо чтобы он был очень остер. Рукоять обматывается тряпочкой. При работе нож кладется в ладонь правой руки и зажимается четырьмя пальцами, а большой палец ложится на обух ножа. Предмет для резьбы помещается в левую руку, часть его держится четырьмя пальцами, а большой палец, оставаясь свободным при резьбе ложится на обух ножа и дает направление ножу при резьбе. При работе к себе большой палец правой руки лежит не на обухе ножа, а на его боку, большой палец левой ложится или на бок ножа или же упирается в большой же палец правой руки, в зависимости от хода работы. Благодаря этому достигается регулирование резьбы предметов и предохраняется от порезывания рука и колено. Дерево должно быть без сучков, более всего пригодны благодаря своей мягкости липа или осина. Рисунок 8 показывает способ резьбы от себя. Рисунок 9 — деревянный молот, который вставляется в руку рабочего в место, отмеченное кружком.

 

 

Таблица № 34

КРАСНОАРМЕЕЦ. КУКЛА ИЗ ТКАНИ

Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)

 
Таблица № 34 КРАСНОАРМЕЕЦ. КУКЛА ИЗ ТКАНИ Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)
 
Рис. 1 — выкройка куска материи, из которой делается голова. Вырезав кусок бумажной материи, окрашенной в розоватый цвет, собирают ее через край на нитку. Полученный таким образом мешочек туго набивают ватой, и затем затягивают нитку согласно рис. 17. На этом шарике вышивается или раскрашивается лицо красноармейца. Рис. 2 — выкройка туловища, в 2-х экземплярах: один для груди, другой для спины. Сшивают вместе обе половинки, оставляя не сшитой сторону от А до Б, через это отверстие туловище набивается ватой и т. п. После набивки линия А—Б зашивается. Рис. 3 — выкройка ноги, делается в 4-х экземплярах, на каждую ногу 2 половинки. После того, как они сошьются, их набивают и подшивают к нижней части туловища к линии А—Б. Рис. 4 — выкройка руки, делается в 4-х экземплярах; их сшивают, набивают и пришивают к туловищу на местах, обозначенных буквами В и Г. Рис. 5 — выкройка одной штанины. Материю сгибают пополам в длину по пунктиру и сшивают сторону А—Б со стороной В—Г, не сшивая остального. Обе штанины надеваются на куклу и пришиваются к туловищу. Рис. 6 — выкройка стана рубашки, делается в 2-х экземплярах. Сшиваются обе половинки от А до Б и от В до Г, от Д до Е, оставляя не сшитыми места от Г до Д и от Б до Е. Эти места оставляют для вшивания в них рукавов. Сторона А—В, служащая низом рубахи, подрубляется. Рис. 7 — выкройка рукава, сшивается по линии А—Б вместе. Сторона Б—Б подрубляется. Рукав вшивается в стан рубахи таким образом, чтобы точка В совпала с точкой Д на стане. Готовая рубаха надевается на фигуру куклы, после чего суровой ниткой пришивают голову к верхней части туловища, захватывая ниткой не только рубашку, но и само туловище. Рис. 8 — выкройка, из которой делается сапог. Кусок материи берут косой, чтобы он лучше вытягивался. Материя загибается по пунктиру А—Б внутрь, при чем точки А и Б, охватывающие ногу, сшиваются сзади под коленкой. Остальной частью материи плотно обтягивается вся нога так, чтобы шов приходился на тыльной части ноги. Излишек материи снизу ступни срезается; материя затягивается и подшивается подошва (рис. 12) из кожи или материи. Рис. 9 — одна четвертая часть выкройки шапки-шлема. Сшив все 4 ее части вместе, пришивают козырек (рис. 10) из кожи или материи, над которым прикрепляют звезду (рис. 11) и две красных пуговицы. Рис. 13 — выкройка нижней части шапки-шлема делается в 2-х экземплярах. После сшивания выворачивается, стороной А—Б пришивается к шапке изнутри, оставляя отверстие под козырьком. Готовую шапку надевают на голову, укрепив шлем от подбородка. Рис. 14 — пояс лучше всего делать из клеенки. Рис. 15 — нашивки на груди. Рис. 16 — нашивки на рукава.
 
Для туловища и головы куклы самый пригодный материал „бязь“. Набивать следует весьма плотно, в узких местах — толстой палочкой. На всех выкройках шов должен итти по непрерывной линии, пунктиром же обозначен излишек ткани, необходимый, чтобы материя не осыпалась.

 

 

Таблица № 35

ФАБРИКА

Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)

 
Таблица № 35 ФАБРИКА Рисунок Н. Бартрам (Гос. Музей Игрушки)
 
Фабрика, общий вид которой представлен на рисунке А, выпиливается лобзиком из клееной фанеры или из тонких дощечек. Отдельные части соединяют при помощи маленьких и очень тоненьких гвоздиков, покрывая дерево в частях соединений столярным клеем. Б — передняя часть здания. В — задняя сторона. Отмеченное буквой Г является боковой стороной фабрики, которая помещается между частями также помеченными буквами Г. Д и Д — две части скатной крыши, на самую высокую часть фабрики. Е — боковая стенка, помещающаяся между боковой частью главного здания, на местах указанных таковыми же буквами. Отмеченное буквой Ж — прорезывается насквозь и служит отверстием для продвижения туда подвесной дороги; указанные же на этой части пунктиром места служат для укрепления на них навеса, буква — З (делать в двух экземплярах). И — является крышкой, соединяющей эти бока. К — две части скатной крыши на правую, самую низкую, часть здания. Буквой Л — указан бок низкой части здания, помещающийся между такими же буквами. О — две фабричных трубы, одна из которых ставится с левой стороны главного здания, а другая — позади здания под прямым углом; трубы устанавливаются в особые устои, отмеченные буквой — П. Для каждой трубы нужно по два устоя, между которыми она укрепляется. В целях устойчивости как устои, так и трубы, размещается на особой подножке — Р. С — покрытия устоев трубы, соединяющие эти устои сверху. Т — боковая часть вышки для подвесной дороги; количество вышек делается по желанию, в зависимости от длины дороги. Каждая вышка состоит из двух боковин, по образцу, указанному на рисунке, которые укрепляются на подножке — У. Буквой Ф — указана одна боковая часть крыши этой вышки, под которой помещается маленькая арочка X — соединяющая сбоку верхние части вышки между собой. Таких арочек нужно по две на каждую вышку. Буквой Ц отмечено изображение вагонетки, которую лучше делать из тонкого картона, так как она слишком мала по размеру. Вагонетка снабжается двумя проволочными крючками, для подвешивания на нитку.
 
Сделанную фабрику следует поставить на толстый картон или кусок фанеры, так же, как и вышки. В крайней вышке и в главном здании помещается по круглому, неподвижному валику, через которые протягивается связанная нитка, образующая замкнутый круг, с подвешенными на ней вагонетками.
 
В виду того, что фанера или дощечки, из которых делаются части фабрики, могут быть различной толщины, их следует каждый раз проверить и плотно пригнать к нужному месту.
 
Вырезанное и скленное здание, хорошо просушивается, покрывается в виде грунта тонким слоем клея, чтобы не давать краске впитываться в дерево и прокрашивается клеевой и масляной краской, согласно изображению.

 

 
 

Таблица № 36

ТЕАТР ТЕНЕЙ. ТРАКТОР В ДЕРЕВНЕ

Рис. Симонович-Ефимовой

 
Таблица № 36 ТЕАТР ТЕНЕЙ. ТРАКТОР В ДЕРЕВНЕ Рис. Симонович-Ефимовой
 
Сценарий. На сцене слева елочки с пеньком (№ 1) (Приколоть группу кнопками к планке на сцене).
 
І. Въезжает справа крестьянин (№ 2). Пашет. (Ездит медленно взад и вперед, из края в край сцены.) Собака бегает быстро всюду (№ 3 и 4).Стадо проходит справа налево (№ 5 и 6), за ним проходит пастух (№ 7). Крестьянин произносит слова Кольцова.
 
II. Девушка приезжает бороновать, ездит быстрее пашущего (№ 8). Жеребенок (№ 9) бегает за лошадью.
 
III. Баба (№ 10) с лопатой (№ 14) поправляет борозду
 
IV. На пустую сцену въезжает трактор (№ 11). Необыкновенно красиво получится на тени, если пристроить к трубе его что-нибудь слегка дымящееся (напр., папиросу), чтобы шел дымок.
 
V. Старик (№ 12) стоит сбоку и качает головой (№ 15). Старуха с ребенком (№ 13) тоже смотрит. Их диалог.
 
„Ну, тащися, Сивка,
Пашней — десятиной!
Выбелим железо о сырую землю.
Ну, тащися, Сивка!“
 
„Бабушка, лошадка головкой не маше...“
— Это, голубчик, трактор, куплен в Сельмаше.
Вместо овса нефть кушает, одного этого дяденьку слушает.
Работает за шесть лошадей, без кнута, без вожжей.
 
В дверях приколачивается на высоте 1¾ арш. планка, на ¾ арш. вверх от нее — другая. К планкам прикнопливается калька или полотно. Весь остальной просвет двери сверху и снизу плотно завешивается. Лампа помещается на высоте 2 арш. и 1½ арш. от двери. Зрители садятся по другую сторону экрана в темноте. Показывающий, стоя на коленках, водит вырезанные фигуры по низу экрана с той стороны, где лампа. Он держит их за подставки, ведет плавно без толчков и дрожания. Характер движения каждого силуэта намечен в самом рисунке. Показывать следует вдвоем. Поворачивать фигуры можно только за сценой. Фигуры надо разложить заранее в порядке движения срепетировать. Зрители видят движущиеся тени силуэтов.
 
Вырежьте фигуры со всеми их подставками, начерченными контуром. Те, которые с движением, т.-е. шевелят рукой, головой, монтируйте на картон; в узких местах, как ноги лошадей, овец (хотя одну ногу на каждой группе) подшивая, подклеивая лучинками. Вожжи (фиг. 2 и 8), как и постромки (фиг. 8), и кнут пастуха, висящий на его плече (фиг. 7), можно протянуть из мягких ниток. Трактор следует монтировать на проволоку, пробег которой частью должен быть виден (АБ), частью нет (где именно отмечено пунктиром).
 
Лопата (фиг. 14) ходит вверх и вниз вместе с частями рук — на тени это дает иллюзию работы. Пришить горизонтальными стежками спичку отвесно в местах В и Г (намечено пунктиром). Подсунуть под спичку место з фигуры 14. Ручку лопаты монтировать на палочку, лучинку.
 
Фиг. 5 и 6 следует мультиплицировать, сгруппировав в большое стадо.
 
Голова (фиг. 15) качается в центре Д (фиг. 12) на оси из нитки, закрепленной туго с двух сторон, на кусочках спички. Между дырочками ЕЖ прикрепляется ниткой не туго палочка, спускающаяся ниже ноги, где ею и манипулируют (показано пунктиром).
 
Подставки к фигурам 5 и 8 подклейте длиннее.

 

 
Скачать альбом в формате pdf (яндексдиск, 75,5 МБ). Издание оцифровано РГБ.

9 апреля 2015, 0:47 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий