наверх
 

М. Иоффе. Образ Ленина в изобразительном искусстве. Плакат. 1934

А. Мизин. Плакат. 1933 г. A. Mizine. Affiche. 1933.
А. Мизин. Плакат. 1933 г.
A. Mizine. Affiche. 1933.
 
 
 
Статья публикуется по изданию: Образ Ленина в изобразительном искусстве. Плакат / М. Иоффе // Искусство. — 1934. — № 1. — С. 99—116.
Факсимильный скан издания: disk.yandex.ru
Примечание TEHNE: В тех случаях, когда нам удалось найти репродукции плакатов в цвете, в лучшем качестве и с большим разрешением, мы публикуем ее вместо исходной репродукции из журнальной статьи; в этом случае всегда указывается источник репродукции. Часть иллюстраций сопровождается дополнительным описанием, которое выделено курсивом и заключено в квадратные скобки.
 
 
 

ПЛАКAT

М. Иоффе

 
 
„Было бы весьма желательно, чтобы люди, стоявшие во главе партии движения, — до революции ли, в тайных обществах или печати, после нее ли, в качестве официальных лиц, — были, наконец, изображены суровыми рембрандтовскими красками во всей своей жизненной яркости“.
(К. Маркс и Ф. Энгельс. Сочинения, т. VIII, стр. 293.)
 
 
Все богатейшее содержание советской действительности, все важнейшие проблемы нашей экономики, политики, науки, культуры, вся практика социалистической стройки неразрывно связаны с именем Ленина. В свете ленинского учения, под руководством ленинской большевистской партии происходят величайшие сдвиги в истории человечества; в стране диктатуры революционного класса, диктатуры пролетариата, строится социализм. Под руководством лучшего ученика и соратника Ленина т. Сталина воплощаются в жизнь ленинские заветы. Неудивительно поэтому, что в такой области, как художественная пропаганда, области, теснейшим образом связанной на всем протяжении революции с практическим осуществлением ленинской политики, значительное место занимает ленинская тематика и ленинский образ.
 
Конкурс плакатов, организованный Изогизом и МОССХ в связи с 10-летием со дня смерти Владимира Ильича, дал ряд интересных и ценных работ; сопоставление этих плакатов с многочисленными, посвященными Ленину плакатами, вышедшими в свет за последние полтора десятка лет, позволяет если не решить, то хотя бы поставить несколько проблем, связанных с такой ответственной и богатой творческими возможностями темой, как образ вождя в советском плакате.
 
 
М. Черемных. Плакат. Период военного коммунизма. М. Tcheremnykh. Rapport du président du Conseil des Commissaires du peuple Lénine pour l’année 1921.
 
М. Черемных. Плакат. Период военного коммунизма. М. Tcheremnykh. Rapport du président du Conseil des Commissaires du peuple Lénine pour l’année 1921.
М. Черемных. Плакат. Период военного коммунизма.
М. Tcheremnykh. Rapport du président du Conseil des Commissaires du peuple Lénine pour l’année 1921.
[Вот отчет Предсовнаркома тов. Ленина за 1921 год. (9-го Съезда Советов) / рис. худ[ож.] М. Черемных. — Москва : Гос. изд-во, 1922. Источник изображения вверху: cont.ws. Источник изображения внизу: shm.ru]
 
 
Художник, берясь за эту тему, может ставить перед собой самые разнообразные задачи как в целевой установке, так и в отношении круга вопросов, затрагиваемых его плакатом. Источник идей, тем, сюжетов, образов, который раскрывается перед ним, — поистине неисчерпаем: это весь богатейший теоретический и практический опыт революционной борьбы, побед и достижений пролетариата и большевистской партии. Но глубина и значительность темы, предоставляя художнику широко черпать идейный и образный материал из сокровищницы ленинизма, ставят в свою очередь перед художественным произведением исключительно высокие требования как идеологического, так и формально-технического порядка. Дать в плакате образ Ленина — это значит либо показать роль и значение Ленина — идеолога и мыслителя, Ленина — революционера-бойца, Ленина — организатора партии, Коминтерна, учителя и вождя миллионов, либо показать, как в практике социалистического строительства в целом, на каждом участке его в частности, гениальные указания Ленина осуществляются ленинской, большевистской партией. Причем, показать это должен художник в плакате, т. е. в рассчитанном на массового зрителя художественном произведении, специфика которого требует максимальной смысловой напряженности в скупом, но красноречивом зрительном образе, активного и целеустремленного композиционного решения, предельной ясности и выразительности языка.
 
Мы попытаемся на ряде примеров проследить, какими путями и какими средствами художники пытаются — с большим или меньшим успехом — разрешить эти задачи.
 
Прежде всего — о портрете. Портретное изображение Владимира Ильича является обязательной частью почти всех плакатов, посвященных ленинской тематике. Естественно, что характер портрета, та роль, которую он играет в общем замысле и композиции, взаимоотношения его с другими частями изображения, „идейная нагрузка“, которую он несет, — все это в решающей мере определяет и художественно-идеологическую ценность и пропагандистскую силу плаката.
 
Если проанализировать пути, по которым может итти творческая мысль художника, включающего в композицию своего плаката изображение Ленина, мы должны будем установить два русла, две тенденции, которые, кстати сказать, особенно заметно и противоречиво выступают в наиболее слабых по своим художественным и тематическим качествам плакатах.
 
В одних случаях художник пользуется изображением вождя так, как политик, публицист, ученый пользуется цитатой для доказательства правильности своих утверждений, для подкрепления авторитета своих высказываний бесспорным и непререкаемым авторитетом вождя. Художник знает, что знакомый рабочему зрителю облик Ильича сразу привлечет его внимание, сразу определит для него политическую направленность плаката, увеличит убеждающую силу лозунга и зрительного образа.
 
Портрет Ленина агитирует уже тем самым, что это портрет Ленина, даже в тех случаях, когда он не сопровождается другим сюжетным тематическим изображением или текстом, лозунгом.
 
Учтя это, даровитый и знающий законы массового искусства мастер может создать плакат, в котором не будет ничего кроме портретного изображения вождя. Найдя монументальный обобщенный портретный образ, он сумеет превратить портрет в подлинный плакат, т. е. в изображение, язык которого обнажает активную творческую волю художника и тем самым эмоционально воздействует на зрителя, вызывает определенные социально обусловленные ассоциации, организуя в соответственном направлении волю и сознание.
 
 
Кричат капиталисты, волнуются, наперебой друг перед другом вооружаются, земной шар между собой делить собираются: кому где торговать... / М. М. Черемных. — Москва : ВЦИК, 1919
М. Черемных. Плакат. 1919.
М. Tcheremnykh. Affiche.
[Кричат капиталисты, волнуются, наперебой друг перед другом вооружаются, земной шар между собой делить собираются: кому где торговать... / М. М. Черемных. — Москва : ВЦИК, 1919. Источник: redavantgarde.com]
 
 
Приближением к такому плакатному решению можно считать те гигантские, в 25 метров вышины, фотопортреты Ленина и Сталина, которые в майские дни 1932 г. в качестве составной части художественного оформления, показывающего успехи социалистического строительства, были установлены на Свердловской площади в Москве. Фотография в данном случае воспринималась как активный плакатный образ.
 
Попыткой создать плакат-портрет было также издание в 1932 г. 18-листовых печатных портретов Ленина и Сталина работы худ. Коннова. Не обладая высокими художественными достоинствами, эти портреты сыграли все же положительную роль, заменяя собою халтурные изображения вождей, которыми „украшают“ еще кое-какие „оформители“ в дни празднеств стены домов, клубы и т. д.
 
 
Неизвестный художник. Плакат. Период военного коммунизма. Auteur inconnu. Un spectre traverse l’Europe, le spectre du communisme
Неизвестный художник. Плакат. Период военного коммунизма.
Auteur inconnu. Un spectre traverse l’Europe, le spectre du communisme.
[«Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Источник: Русский революционный плакат / Вячеслав Полонский. — Москва, 1925]
 
 
Но это лишь одна сторона проблемы. Мы взяли крайний случай — портрет-плакат. Если вернуться к портрету в плакате, причем в том аспекте, с которого мы начали, т. е. к портрету, как бы апробирующему содержание плаката, — нужно будет отметить, что художник часто рискует вступить на ложный и опасный путь. Идя по линии наименьшего сопротивления, авторы многих плакатов формально, механически пририсовывали или приклеивали портрет Ленина к тому,
 
что изображено на плакате, или к подписи-лозунгу, не задумываясь ни над внутренней связью, ни над композиционным и стилевым единством своего „произведения“. В качестве примера такого разрыва между содержанием плаката и зрительным образом можно привести один из плакатов первых лет революции „Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма“. В этой работе анонимного, но явно близкого к „Миру искусства“ автора фабричное здание, похожее скорее на храм романской архитектуры, стилизованные узоры на знаменах и вычурный шрифт никак не вяжутся с боевым содержанием лозунга. Все элементы изображения не имеют ничего общего с образом Ленина и не только не раскрывают тему грядущей революции, но и не вызывают никаких связанных с этой темой ассоциаций. Нельзя же в самом деле считать фигуру Ленина, устремленную куда-то за пределы плакатного листа, „призраком коммунизма“!
 
 
A. Соколов. Плакат. 1922. A. Sokolov. Cinq ans de la révolution.
A. Соколов. Плакат. 1922.
A. Sokolov. Cinq ans de la révolution.
[Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. 1917—1922. Главный докладчик 4-го Конгресса о пятилетии революции / [худож.] А. Соколов. — [Москва] : Октябр. Комиссия при М. К. Р. К. П., [1922?]. Источник: rsl.ru]
 
 
Другой пример — плакат, выпущенный издательством АХРР к десятилетию Октябрьской революции в 1927 году. Здесь есть все, что угодно, вплоть до напечатанных золотом украшений, но нет ничего, что связывало бы образ Ленина, чей портрет вклеен в середину листа, с тем беспорядочным нагромождением иллюстраций, которые, повидимому, по мнению авторов плаката должны были изображать достижения советской власти.
 
 
Auteur inconnu. Ouvrières et paysannes, joignez le parti communiste — parti de Lénine. [Лучшие работницы и крестьянки — в Ленинскую Партию! — [Ленинград] : Гос. Ленингр. изд-во, [1925?]
Неизвестный художник. Плакат. Восстановительный период.
Auteur inconnu. Ouvrières et paysannes, joignez le parti communiste — parti de Lénine.
[Лучшие работницы и крестьянки — в Ленинскую Партию! — [Ленинград] : Гос. Ленингр. изд-во, [1925?]. Источник: rsl.ru]
 
 
В плакате ленинградской художественной мастерской Изогиза „Ленинград вызывает“ образ Ленина сведен к плоской графической схеме и столь же мало говорит уму и сердцу, как те пресловутые механические ударники, на изображении которых специализировалась ленинградская мастерская до мартовского постановления ЦК ВКП(б) о плакате.
 
 
Плакат изд-ва АХРР. 1927. Affiche éditée par l’Association des peintres de la Révolution. 1927. Dix ans de la révolution
Плакат изд-ва АХРР. 1927.
Affiche éditée par l’Association des peintres de la Révolution. 1927. Dix ans de la révolution.
[Источник: kritseldis.tumblr.com]
 
 
В качестве образца более удачного использования ленинского портрета для повышения агитационной силы плаката укажем на плакат худ. Кибардина ко дню дирижаблестроения в 1931 г. и, в особенности, на работу т. Пахомова — молодого художника из московского Изорама. В плакате на тему о политической учебе комсомола Пахомов рисует на переднем плане группу комсомольцев, внимательно слушающих рассказ пожилого рабочего; эта сценка, изображенная далекой еще от технического совершенства рукой молодого художника, но на редкость тепло и выразительно, сама по себе плакатного решения темы не дает. Но рисунок на втором плане, повторяющий тему плаката работы худ. Страхова — силуэт Ленина и грузовики, ощетинившиеся штыками красногвардейцев, — сразу раскрывает тему изображенной беседы, подкрепляет зрительным образом лозунг о связи революционной практики с революционной теорией, обобщает и поднимает все изображение на высоту плакатного образа. Молодой изорамовец с большим художественным тактом „процитировал“ Ленина, подчеркнув этой изобразительной цитатой целевую установку плаката и повысив его агитационную действенность.
 
Работа Пахомова вплотную подводит нас к другой группе ленинских плакатов, — таких, где образ Владимира Ильича тесно и органически связан с содержанием и композиционным решением, где Ленин становится как бы действующим лицом тех событий, которые развертывает художник на плакатном листе. Образ вождя играет здесь не подсобную роль, а ведущую и основную. Это может быть живой Ленин, — в рисунке или в фотомонтаже, все равно, — но живой, активный участник событий, изображаемых в том условном зрительном пространстве плаката, которое позволяет художнику сопоставлять и соединять вещи, несовместимые в реальном пространстве и в реальном времени. Таков Ленин в плакате И. Тоидзе „Под знаменем Ленина вперед к мировому Октябрю“, таков он в лучших фотомонтажных плакатах Клуциса и Сенькина. Это может быть и просто портрет, включенный в композицию плаката (например, рисунок на знамени — как в плакатах Мизина, Кокорекина, или фотография — как у Корецкого, или скульптура — как у Клуциса „Ленин и политбюро“ и у М. Волковой), — и тогда этот портрет становится символом ленинизма, олицетворением ленинского учения.
 
 
Советы и электрификация есть основа нового мира / худож. А. Самохвалов. — Ленинград : Государственное Издательство, 1924
А. Самохвалов. Плакат. Восстановительный период.
A. Samokhvalov. Les Soviets et l’électrification sont la base d'un monde nouveau.
[Советы и электрификация есть основа нового мира / худож. А. Самохвалов. — Ленинград : Государственное Издательство, 1924. Источник: rsl.ru]
 
 
Это — вторая группа плакатов; в них художник ставит перед собой задачу дать не просто изображение, портрет, а именно образ Ленина, обобщенный художественный образ, материализованную идею пролетарского вождя. Только такие плакаты, в сущности, дают настоящий материал для суждения о том, насколько советским художникам удавалось и удается передать ярким и действенным языком плакатного искусства всю глубину, многогранность и значительность темы.
 
 
Ленин — вождь международного пролетариата. Пролетарии всех стран соединяйтесь / [худож. М. Ушаков-Поскочин]. — [Ленинград] : Хромолит. «Печат. двор», [1924?]
Неизвестный художник. Плакат. Восстановительный период.
Auteur inconnu. Lénine est à la tête du prolétariat international.
[Ленин — вождь международного пролетариата. Пролетарии всех стран соединяйтесь / [худож. М. Ушаков-Поскочин]. — [Ленинград] : Хромолит. «Печат. двор», [1924?]. Источник: rsl.ru]
 
 
Обратимся мысленно назад, к 1919 г. На закопченой стенке железнодорожной станции, в шершавой пестроте полуободранных бумажек висит скромный, в 1—2 краски отпечатанный плакат. Девять-десять рисунков. Скупые строки текста под ними: короткий, простой и понятный рассказ об империалистической бойне, о большевике, который пришел к солдату на фронт и растолковал смысл происходящего, и о том, что из этого вышло. Вы приглядываетесь к изображению большевика — что-то знакомое мелькнуло в его облике. Вы узнаете коренастую фигуру, кепку, жест... Ленин? Да, Ленин. Каким-то особенно близким, родным должен был казаться в те дни облик этого невысокого человека в пиджаке и кепке, нарисованного в своеобразной манере „героической карикатуры“, характерной для художников „Окон сатиры“ Роста. Автор плаката, — один из талантливейших представителей славной плеяды „ростовцев“, — М. М. Черемных, — сумел сделать свой графический рассказ особенно красноречивым и убедительным, придав образу большевика-агитатора живые и выразительные черты Ильича.
 
 
А. Самохвалов. Плакат. 1925. A. Samokhvalov. Les ouvriers et Lénine furent réunis par la Révolution de 1905.
А. Самохвалов. Плакат. 1925.
A. Samokhvalov. Les ouvriers et Lénine furent réunis par la Révolution de 1905.
[Источник: repository.duke.edu]
 
 
К сожалению, не все плакаты с изображением Ленина, изданные в первые годы революции, отмечены печатью большого художественного дарования и искреннего, любовного отношения к теме — чертами, которые так подкупают в только что разобранной работе Черемных. Мы уже упоминали выше о плакате „Призрак бродит по Европе“; такая трактовка изображения Ленина, как в этом плакате, очень характерна для ряда художников, которые подходили в период военного коммунизма и в годы нэпа к революционной тематике, не освободившись от старого идеологического багажа. Это по преимуществу эклектики, механически переносившие в советский плакат приемы и образы буржуазной графики. Смешение стилей, увлечение дешевой символикой, перегруженность и пестрота композиции — вот качества, присущие многим плакатам того времени и в частности, плакату А. Соколова к 5-й годовщине Октябрьской революции. Впечатляющая сила избранного художником героического образа (Ленин, стоящий на земном шаре) снижена в этом плакате, сведена почти на-нет благодаря тому, что весь лист заполнен полудекоративной графикой, лишенной какой бы то ни было динамики и стилистически чуждой изображению фигуры Ленина.
 
 
Вся власть Советам / A. Леткар. — Москва : Моссовет, 1927
A. Леткар. Плакат. Восстановительный период.
L. Letkar. Tout le pouvoir aux Soviéts!
[Вся власть Советам / A. Леткар. — Москва : Моссовет, 1927. Источник: redavantgarde.com]
 
 
Две ранние работы А. Самохвалова представляют интерес скорее для характеристики творческого развития этого художника, чем с точки зрения раскрытия образа Ленина в плакате. Первый из них больше походит на упражнение в геометрическом черчении, чем на политический плакат, второй, о 1905 годе, дает крайне примитивное решение темы, обильно сдобрен бутафорскими эффектами, но в своей композиции несет уже черты, присущие позднейшим, лучшим работам Самохвалова — закономерное пластическое развертывание человеческой фигуры в зрительном пространстве рисунка. Этими чисто формальными качествами ни в какой мере, разумеется, не искупается идейная беспомощность плаката.
 
 
Ленинградская художественная мастерская Изогиза. Плакат. 1931. L’atelier artistique de l’izoguise à Léningrad. Léningrad appelle. 1931.
Ленинградская художественная мастерская Изогиза. Плакат. 1931.
L’atelier artistique de l’izoguise à Léningrad. Léningrad appelle. 1931.
[Ленинград вызывает. Источник: sovcom.ru. См. также: permartmuseum.com]
 
 
Наивный и очень слабый в художественном отношении плакат „Лучшие работницы и крестьянки — в ленинскую партию“ в какой-то степени все же привлекателен тем, что обнаруживает черты примитивного, но искреннего отношения художника к теме. В противоположность этому, на плакате неизвестного нам автора „Ленин — вождь мирового пролетариата“, фигура стоящая в позе салонного фокусника между двумя картами полушарий, и являющаяся бездарной профанацией образа гениального организатора III Интернационала, характеризует идеологический и художественный уровень не только художника, но и работников издательств, выпускавших подобные плакаты.
 
 
Пахомов (Московский Изорам). Плакат. 1932. Pakhomov. Le mouvement révolutionnaire ne peut pas exister sans la théorie révolutionnaire.
Пахомов (Московский Изорам). Плакат. 1932.
Pakhomov. Le mouvement révolutionnaire ne peut pas exister sans la théorie révolutionnaire.
 
 
Неплохо задуманный и интересный в цветовом отношении плакат Леткара „Вся власть советам!“ много теряет благодаря крайне слабому рисунку, искажающему и портретные черты Ленина, и лица рабочих.
 
О сколько-нибудь удовлетворительном раскрытии ленинского образа в большинстве разобранных нами плакатов, относящихся преимущественно к периоду между 1920—1928 годами, говорить не приходится. Рядом с такими, где мы видим штампованную, шаблонную трактовку образа и темы, много и вовсе неприемлемых с точки зрения идеологической или художественной. Не освободился полностью от шаблона и плакат последних лет, заметно выросший политически. Это относится в особенности к области фотомонтажа, т. е. как раз к той области, в которой мы находим и ряд лучших, наиболее серьезных по содержанию и значительных по формальным качествам плакатных решений ленинской темы.
 
 
Я. Руклевский. Киноплакат к картине Эйзенштейна „Октябрь“. 1927. J. Rouklevski. Affiche pour le film de Eisenstein „Octobre“. 1927.
Я. Руклевский. Киноплакат к картине Эйзенштейна „Октябрь“. 1927.
J. Rouklevski. Affiche pour le film de Eisenstein „Octobre“. 1927.
[Источник: lenin.shm.ru]
 
 
Мы подошли здесь к одной из интереснейших проблем советского плаката, вокруг которой немало было сломано копий, — к вопросу о фотомонтажном методе. Подробный и углубленный анализ этой проблемы (которого, к слову сказать, она вполне заслуживает и давно ждет), увел бы нас слишком далеко за пределы основной темы настоящей статьи. Широкое применение фотографии в советском политическом плакате обусловлено рядом причин и принципиального, и непринципиального порядка. И если у передовых, ведущих художников оно вполне закономерно и оправдано некоторыми особенностями творческого метода агитационного искусства, развитием техники фото и полиграфии, стремлением обогатить графический язык плаката новыми изобразительными средствами и т. д., то у целого ряда эпигонов фотомонтаж превращается либо в самоцель, в бессодержательное штукарство, либо в неполноценный суррогат рисунка. К механической подмене живого изображения пассивной фотографией особенно часто приводит малоквалифицированных художников необходимость дать в плакате безусловное портретное сходство и неумение передать это сходство графическим рисунком. Само собой понятно, насколько снижаются благодаря такой подмене и художественная выразительность и агитационная ценность плакатного образа.
 

1870—1924. В. Ульянов (Ленин) [Изоматериал] : [плакат] / [худож.] А. Страхов. — Харьков : Госиздат Украины, [1924]
А. Страхов. Плакат. 1924.
A. Strakhov. Lénine. 1870—1924.
[1870—1924. В. Ульянов (Ленин) [Изоматериал] : [плакат] / [худож.] А. Страхов. — Харьков : Госиздат Украины, [1924]. Источник: rsl.ru]
 
 
Совсем иное получается, когда художник, правильно учитывая специфику фотографического изображения, творчески использует фото в плакате для повышения эмоциональной и познавательной ценности своего произведения. Документальная фотография может быть поднята благодаря удачному тематическому и композиционному решению плаката до уровня широчайшего идейного обобщения и приобретает значение полноценного художественного образа.
 
Примером такого правильного и умелого применения фотомонтажного метода может служить плакат Н. Долгорукова к 15-летию Октября. Фигура Ленина на трибуне, произносящего горячую речь, композиционно объединяет отдельные элементы изображения — и рисунок и фото — не только в единый зрительный, но и в единый тематический образ. Тема плаката — торжество революционной теории марксизма-ленинизма, связавшего уроки Парижской коммуны с практикой революционной борьбы за власть советов в 1917 г., торжество ленинской партии, осуществляющей строительство бесклассового социалистического общества, — тема эта раскрыта художником с большой полнотой и убедительностью. Не только фотографический портрет Ленина превращается здесь в активный образ вождя и трибуна, но и отдельные фотографии — сцена на баррикадах коммуны, знамя коммунаров, зрительный зал Большого театра, — перестают быть простым отображением фактов и приобретают смысл гораздо более широкий и значительный. Эта работа Долгорукова стоит на высоком идейном и художественном уровне и по праву занимает среди плакатов, посвященных Ленину, одно из первых мест.
 
 
Вся власть Cовѣтамъ! / Н. А. Долгоруков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932  Вся власть Cовѣтамъ! / Н. А. Долгоруков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932
Н. Долгоруков. Плакат. 1932.
N. Dolgoroukov. Tout le pouvoir aux Soviets! (pour le 15-ème anniversaire d’Octobre). 1932.
[Вся власть Cовѣтамъ! / Н. А. Долгоруков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1932. Источник: moma.org, moma.org]
 
 
Весьма интересно проследить развитие ленинской тематики в творчестве такого крупного мастера советского политического фотомонтажа, каким является Г. Клуцис. Мы воспроизводим здесь три из числа ранних его работ, относящихся к 1924 г.; хотя они и не представляют собою плакатов в собственном смысле слова и были напечатаны как книжные вкладки, все же плакатная, по существу, трактовка образа, композиционное и цветовое решение, позволяют нам рассматривать их как „малую плакатную форму“, к которой в данном случае вполне приложимы законы „большого“ плакатного искусства.
 
 
Г. Клуцис. Вкладка к „Неделе“ Либединского. 1924. G. Kloutsis. Illustration pour „Une semaine“ de Libedinski.
Г. Клуцис. Вкладка к „Неделе“ Либединского. 1924.
G. Kloutsis. Illustration pour „Une semaine“ de Libedinski.
 
 
Работы эти носят на себе заметные следы формалистских и конструктивистских увлечений Клуциса. В особенности этим грешит вкладка к „Неделе“ Либединского, где в жертву остроте приема принесены ясность и осмысленность содержания. Символика четырех обращенных к портрету Ленина красных рук с вмонтированными в них фотографиями довольно туманна и невразумительна. Идейно-политический замысел этого листа еще очень схематичен. Другие две вкладки более содержательны. На одной из них — динамично и напряженно смонтированы фигура Ленина, рупор, лозунг; на другой — удачно и вполне оправданно тематически использована в качестве композиционного приема разворачивающаяся ленинская спираль. К сожалению, достоинства монтажа „Угнетенные народы всего мира, свергайте империализм“ сильно умаляются случайным подбором фотографий, изображающих угнетенные национальности: трудно убедить кого-нибудь, что призыв Ленина действительно обращен к сидящему со спокойно сложенными руками индусу, и что этот равнодушный созерцатель способен на революционный акт. Здесь фотография осталась фотографией и роли образа в плакате не играет.
 
 
Г. Клуцис. Монтаж к VI съезду профсоюзов. 1925. G. Kloutsis. Par la dictature du prolétariat — vers le communisme!
Г. Клуцис. Монтаж к VI съезду профсоюзов. 1925.
G. Kloutsis. Par la dictature du prolétariat — vers le communisme!
 
 
Однако при всех недостатках этих монтажей, в них можно уже найти и элементы того, что характеризует позднейшие работы Клуциса и выдвигает его в ряды передовых мастеров партийно-политического плаката. Это — стремление дать образ вождя в непосредственной связи с массами и показать наглядно и эмоционально, как реальны и осуществимы партийные лозунги.
 
 
Г. Клуцис. Монтаж из сборника „Молодая Гвардия“. 1924. G. Kloutsis. Peuples opprimés, soulevez-vous contre l’impérialisme!
Г. Клуцис. Монтаж из сборника „Молодая Гвардия“. 1924.
G. Kloutsis. Peuples opprimés, soulevez-vous contre l’impérialisme!
[Источник: artsy.net]
 
 
В плакате 1928 года „Под знаменем Ленина — за строительство социализма“ Клуцис рядом с Владимиром Ильичей дает другой портрет — портрет организатора и руководителя социалистической стройки, того, кто высоко несет ленинское знамя, — т. Сталина. Политически правильно задуманный, плакат этот и с точки зрения техники фотомонтажного искусства сделан блестяще. И все же в нем есть существенный порок, обусловленный теми же, неизжитыми еще в то время Клуцисом эстетски-формалистскими моментами: благодаря фототехническому приему „наплыва“, примененному здесь художником, образ т. Сталина стал полупризрачным. Это зрительное впечатление несовместимо с представлением о конкретной реальности, которое данный плакат должен вызывать у зрителя, и значительно снижает его ценность, как орудия массовой политической агитации.
 
 
Под знаменем Ленина. За социалистическое строительство! / Г. Г. Клуцис. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство, 1930
Г. Клуцис. Плакат. 1928.
С. Kloutsis. Sous le drapeau de Lénine — vers la construction socialiste!
[Под знаменем Ленина. За социалистическое строительство! / Г. Г. Клуцис. — Ленинград ; Москва : Государственное издательство, 1930. Источник: moma.org]
 
 
Сильно и выразительно по плакатному пятну решен плакат „Из России нэповской будет Россия социалистическая“. Динамическая композиция, активная фигура Ленина-вождя, спокойно и уверенно направляющего страну вперед к социализму, — вот качества, позволяющие дать положительную оценку плакату, несмотря на некоторую пестроту и небрежность монтажа в нижней части листа и плохо пририсованные куски, дополняющие фотографическое изображение.
 

Из России нэповской будет Россия социалистическая (Ленин) / Г. Г. Клуцис. — Москва ; Ленинград : ИЗОГИЗ, 1930
Г. Клуцис. Плакат. 1931.
G. Kloutsis. Vers la Russie socialiste.
[Из России нэповской будет Россия социалистическая (Ленин) / Г. Г. Клуцис. — Москва ; Ленинград : ИЗОГИЗ, 1930. Источник: rsl.ru]
 
 
Плакат „Выше знамя Маркса, Энгельса, Ленина, Сталина“ должен быть отнесен к числу лучших достижений Клуциса и по глубине замысла, и с точки зрения удачного образного решения. На ритмически расчлененном плакатном листе в одном ряду даны художником основоположники научного социализма и продолжатели и свершители, претворяющие в реальность строящегося социализма учение великих революционеров и мыслителей. Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин показаны как идеологи, вожди и вдохновители пролетарских масс в их борьбе за полную победу социализма. От Парижской коммуны, через Октябрь, ко второй большевистской пятилетке; от взятия Бастилии — крепости феодализма, от взятия Тюильри — крепости буржуазно-дворянской, через взятие Зимнего — крепости царизма, — к созданию пролетарских крепостей Днепростроев, Магнитостроев... На плакате Клуциса в единстве показаны узловые исторические этапы революционной борьбы пролетариата.
 
 
Г. Клуцис. Плакат. 1933. G. Kloutsis. Toujours plus haut le drapeau de Marx, Engels, Lénine et Staline.
Г. Клуцис. Плакат. 1933.
G. Kloutsis. Toujours plus haut le drapeau de Marx, Engels, Lénine et Staline.
[Источник: 600 плакатов / Снопков А. Е., Снопков П. А., Шклярук А. Ф. — М. :  Контакт-Культура, 2004]
 
 
На высоком уровне стоит также плакат „Ленин и Политбюро“, в гигантском увеличении использованный в XVII годовщину Октября для украшения строящегося фасада гостиницы Моссовета в Охотном ряду. Взяв в основу однажды уже использованное им в плакате „СССР— ударная бригада мирового пролетариата“ решение темы — Политбюро ЦК во главе масс, — Клуцис значительно изменил композицию, включив в нее скульптурный портрет Ленина, выделив по масштабу портрет Сталина, и создал новое произведение, торжественное по форме и насыщенное живым политическим содержанием.
 
 
Ф. Коннов за работой над плакатом-портретом Ленина. 1932. Le peintre F. Konnov en train de faire le portrait de Lénine pour une affiche.
Ф. Коннов за работой над плакатом-портретом Ленина. 1932.
Le peintre F. Konnov en train de faire le portrait de Lénine pour une affiche.
 
 
Прежде чем перейти к группе плакатов, представленных на ленинский конкурс, укажем еще на „Окно Изогиза“ Н. Устинова к 15-летию Октября, с удачно вмонтированным портретом Владимира Ильича на трибуне, и на плакат С. Сенькина „Под знаменем Ленина за вторую пятилетку“, который мог бы быть совсем хорош, если бы не беспорядочное нагромождение машин, людей и заводов в нижней части листа, под ногами у Ленина.
 
 
Г. Клуцис. Оформление Охотного ряда в Москве. Октябрь. 1933. G. Kloutsis. Décoration pour les fêtes d’Octobre à Moscou. 1933.
Г. Клуцис. Оформление Охотного ряда в Москве. Октябрь. 1933.
G. Kloutsis. Décoration pour les fêtes d’Octobre à Moscou. 1933.
 
 
Перед художниками, участвовавшими в ленинском конкурсе Изогиза и МОССХ, была поставлена задача — разрешить в агитационно-пропагандистском плакате ту или иную из разнообразных проблем, захватываемых общей темой: „10 лет без Ленина по ленинскому пути“ (Ленин и диктатура пролетариата, Ленин и индустриализация, Ленин и реконструкция сельского хозяйства, Ленин и международное рабочее движение и т. д.). Свыше 50 плакатов было представлено на конкурс. Общий их уровень, в особенности 8—10 работ, принятых для напечатания, свидетельствует о значительном политическом и художественном росте советских плакатистов. Эти положительные сдвиги были отмечены также и при обсуждении художественной общественностью итогов конкурса. И все-таки, успехи далеко еще не могут быть признаны достаточными. Даже среди лучших плакатов почти нет таких, которые бы по-новому, с новой силой и убедительностью раскрывали образ Ленина и проблему ленинизма с таких сторон, в таких взаимосвязях, которые до сих пор плакатистам показать не удавалось. С каждым годом повышаются требования, предъявляемые к художественной агитации и пропаганде, а плакат, при всем своем бесспорном качественном росте, от этих требований заметно отстает. В интересах самих же плакатистов этот факт нельзя замалчивать. Но нельзя, разумеется, и не отметить ряда бесспорно интересных работ, стоящих на высокой ступени мастерства и политически правильно решающих тему.
 
К их числу в первую очередь нужно отнести плакат А. Мизина „Со знаменем Ленина по ленинскому пути“. Демонстрируя достижения, которых добилась партия за 10 лет, истекших со дня смерти Владимира Ильича, Мизин и другие художники, решавшие эту тему, показали роль вождя партии т. Сталина в осуществлении ленинских заветов. Центральным образом в плакате Мизина и зрительно, и тематически является т. Сталин, изображенный художником на фоне ленинского знамени в одном ряду с лучшими ударниками — передовиками социалистической стройки. Чрезвычайно удачное цветовое решение, заставляющее вспомнить о фреске, подчеркивает спокойную эпическую торжественность плаката. Успех этой работы, обнаружившей несомненный творческий рост Мизина как плакатиста, закреплен в его новом плакате, посвященном ленинскому комсомолу и сделанном в той же близкой к фреске манере, — плакате, который стоит на еще более высоком художественном уровне.
 
Темпераментный художник Ираклий Тоидзе дал и на этот раз плакат, насыщенный движением, динамичный и бодрый. В изображении решительно и уверенно устремленной вперед фигуры Ленина Тоидзе сумел оправдать и сделать выразительным даже жест указующей руки, — жест такой, казалось бы, шаблонный и заштампованный.
 
Отрадное впечатление оставляет плакат молодой художницы М. Волковой об успехах ленинской национальной политики. Удачно решенный и в тематическом, и в композиционном, и в цветовом отношении, он правильно отвечает на тему, до сих пор почти не затронутую в советском плакате.
 
Дать образ Ленина, образ ленинизма в плакате можно и не давая портрета. Доказательство этому — работы Калмыкова и Кейля. Плакат Калмыкова лаконично и образно говорит о том, как велики авторитет и обаяние ленинского имени во всем мире; рабочие ребята за рубежом под угрозой быть схваченными любовно чертят на стенке 5 букв: L, Е, N, I, N. Изображение этой уличной сценки воспринимается как символ всепроникающей силы ленинизма. К сожалению, композиционное решение плаката далеко не на высоте.
 
 
Под знаменем Ленина за вторую пятилетку! / С. Я. Сенькин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1931
С. Сенькин. Плакат. 1932.
S. Senkine. Sous le drapeau de Lénine — pour le second plan quinquennal!
[Под знаменем Ленина за вторую пятилетку! / С. Я. Сенькин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1931. Источник: shapiroauctions.com]
 
 
Плакат Кейля — произведение настоящего мастера. В огне ожесточенных классовых стычек, работая по заданию Германской компартии, Алекс Кейль закалил свой карандаш, выработал подлинно массовый, ясный и выразительный графический язык. Тема его плаката: ленинская теория в руках рабочего класса — орудие беспощадной борьбы с оппортунизмом всех мастей, — решена такими простыми и понятными изобразительными средствами, что не нуждается даже в пояснительной подписи. Плакат этот заслуженно получил на конкурсе одну из первых премий.
 
 
Ленинская национальная политика — залог социалистического расцвета отсталых национальностей советского севера / М. И. Волкова. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934
М. Волкова. Плакат. Ленинский конкурс. 1933.
М. Volkova. La politique nationale de Lénine.
[Ленинская национальная политика — залог социалистического расцвета отсталых национальностей советского севера / М. И. Волкова. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934. Источник: shm.ru]
 
 
В числе других художников, представивших работы на конкурс, следует отметить Сенькина (давшего большой ритмически построенный фото-монтажный плакат), Кокорекина, Соколова-Скаля, Вялова и др.
 
 
* * *
 
 
Растет и крепнет коммунизма дело, Растет и крепнет в каждой стране... Даже дети выводят мелом Имя Ленина на стене... / В. Калмыков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934  Растет и крепнет коммунизма дело, Растет и крепнет в каждой стране... Даже дети выводят мелом Имя Ленина на стене... / В. Калмыков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934
В. Калмыков. Плакат. Ленинский конкурс. 1933.
V. Kalmykov. Les enfants prolétaires en Allemagne.
[Растет и крепнет коммунизма дело, Растет и крепнет в каждой стране... Даже дети выводят мелом Имя Ленина на стене... / В. Калмыков. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934. Источник изображения справа: redavantgarde.com]
 
 
Каковы же наши выводы? Искусство советского плаката имеет в своем активе немало идейно и художественно-полноценных решений проблемы ленинского образа.
 
Многие из разобранных нами плакатов — в частности Черемныха, Долгорукова, Клуциса, Пахомова — каждый по-своему, различными изобразительными средствами, но в основном правильно и убедительно раскрывают в той или иной части, с той или иной стороны богатое содержание темы „Ленин — идеолог и вождь пролетариата“. Можно ли сказать, однако, что эти решения исчерпывают тему? Ни в каком случае.
 
Нашим плакатистам не удалось еще найти образного языка для показа целого ряда серьезнейших проблем ленинизма ; в плакате не только еще не создан синтетический образ Ленина во всей его глубине и разносторонности, но даже и в отдельности не показаны многие из важнейших сторон ленинского облика. Совершенно недостаточно, например, освещена роль Ленина как организатора культурной революции; почти нет плакатов на тему о непримиримой ленинской борьбе за единство партии, за большевистскую теорию, тактику и стратегию во всех вопросах политики, экономики, идеологии — против всяких, явных и замаскированных, оппортунистов и предателей рабочего класса. И кроме того, ведь каждый день сегодня рождает новое, живое, реально ощутимое подтверждение правильности и осуществимости учения Ленина, значит — каждый день рождает новые темы, новые решения для массовых агитационных и пропагандистских плакатов о Ленине, о ленинизме.
 
Ошибки и неудачи длинного ряда плакатов, рассмотренных в нашем обзоре: ходульная романтика, декоративизм, иллюстративность, пассивное отношение к теме, а подчас и искажение политического смысла изображаемого — все это должно и может быть преодолено и изжито путем углубленной работы художников над собой, и прежде всего путем повышения уровня идейно-политической вооруженности. Внимательное изучение ошибок пройденного пути поможет избежать их в будущем. Перед мастерами советского плаката — широкая дорога к созданию произведений, достойных величия темы.
 
 
„Ленинизм родился, вырос и окреп в беспощадной борьбе с оппортунизмом всех мастей“. И. Сталин / А. И. Кейль. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934  „Ленинизм родился, вырос и окреп в беспощадной борьбе с оппортунизмом всех мастей“. И. Сталин / А. И. Кейль. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934
Алекс Кейль. Плакат. Ленинский конкурс. 1933.
Alex Keyl. Par les oeuvres de Lénine.
[„Ленинизм родился, вырос и окреп в беспощадной борьбе с оппортунизмом всех мастей“. И. Сталин / А. И. Кейль. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1934. Источник изображения справа: redavantgarde.com]
 

22 августа 2023, 21:30 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий