|
П. Аристова. Индустриальный плакат. 1932
Публикуем доклад П. Аристовой «Индустриальный плакат» из сборника «За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе» (Москва ; Ленинград, 1932). Иллюстрации из книги в ряде случаев дополняются изображениями плакатов в цвете и в более высоком разрешении из других источников.
ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ПЛАКАТДОКЛАД П. АРИСТОВОЙ
Плакат из всех видов изобразительного искусства — наиболее острое орудие агитации и пропаганды.
В годы гражданской войны он сыграл огромную роль в деле мобилизации миллионов рабочих и крестьян вокруг лозунгов большевиков.
И в настоящий период, период развернутого социалистического наступления, период достройки социалистического фундамента, плакат сохраняет значение боевого пролетарского орудия.
Моя задача: путем анализа конкретного материала — плакатов, вышедших в свет за последнее полугодие (конец 1930 г. — октябрь, ноябрь, декабрь и начало 1931 г. — январь, февраль, март) — вскрыть, насколько плакат действительно является отточенным пролетарским орудием в период обостренной классовой борьбы.
Мною проанализировано 40 плакатов, — почти все, что вышло за последнее полугодие.
В тематическом отношении взяты плакаты преимущественно по индустриализации СССР.
Что является критерием оценки плакатов?
Прежде всего четкое, лаконичное, правильное выражение в лозунге и образе политической идеи, выражение сущности классовой борьбы, борьбы за социализм. Только при этом условии плакат может быть боевым классовым орудием, в состоянии мобилизовать, активизировать миллионные массы трудящихся на борьбу за социалистическое переустройство СССР, только при этом условии плакат в состоянии воспитывать интернациональную пролетарскую солидарность, раскрывать лицо наших классовых врагов и друзей.
Проанализируем плакаты со стороны диалектического единства лозунга и образа, которые должны формулировать суть политической идеи. Политическая идея и в лозунге и в борьбе должна звучать ясно и четко. Лозунг должен быть политически четким, верным, лаконичным, зовущим к борьбе за социализм. Лозунг должен переходить в образ, должен быть с ним связан и представлять с ним диалектическое единство.
Посмотрим плакаты, изданные ИЗОГИЗом в 1931 г., выпущенные с целью мобилизовать волю трудящихся СССР на борьбу с прорывам на транспорте.
Лозунг плаката № 1: «Свистки паровозов полны тревоги — очистим от пьянства железные дороги». В этом лозунге нет политической заостренности. Он не вскрывает сущности классовой борьбы, разрушительных действий наших классовых врагов, проникающих на транспорт. Пьянство не берется с точки зрения классовой борьбы, не показывается, что пьяница и прогульщик — помощники классового врага. Но, может быть, образ формулирует суть политической идеи? Нет. Образ, на этом плакате тонет в сплошной черной краске, перерезанной по диагонали четырьмя белыми линиями. В уголке плаката с бутылкой в руке полулежит бульдогообразный человек. Физиология и зоология покрывают в нем классовую сущность. Повидимому, художника интересовали чисто формалистические искания (соотношение черного и белого), и в этом ему помог политический редактор, давший вместо классового, заостренного лозунга лозунг «беспартийный» по сути, укрепляющий позиции классового врага. Такой плакат не может служить боевым пролетарским орудием в классовой борьбе.
Свистки паровозов полны тревоги — очистим от пьянства железные дороги. Источник: redavantgarde.com
Свистки паровозов полны тревоги — очистим от пьянства железные дороги. Источник: redavantgarde.com
Обратимся к другому плакату ИЗОГИЗа, изданному также в 1931 г., с тематикой, тоже направленной к «поднятию» транспорта. Лозунг плаката гласит: «Транспорт, не отставай!» Но почему транспорт должен не отставать, от чего не отставать? Лозунг, как и в предыдущем плакате, ни о какой классовой борьбе, о борьбе за социалистическое строительство не говорит. По сути этот лозунг служит классовому врагу. Образа пролетариата, активно побеждающего трудности социалистического строительства, как и на предыдущем плакате, нет.
Мы должны, говоря словами т. Сталина, не забывать, что «реальность нашего производственного плана — это миллионы трудящихся, творящие новую жизнь. Реальность нашей программы — это живые люди, это мы сами, наша воля к труду, наша готовность работать по-новому, наша решимость выполнить план». Есть ли у нас эта решимость? Да, есть. Стало быть, наша производственная программа может быть и должна быть осуществлена.
Мобилизовать миллионную волю трудящихся на осуществление производственного плана, вот конкретная задача плаката в период реконструкции.
Если с этой большевистской меркой подойти к анализируемому плакату, то будет совершенно очевидно, что он не в состоянии мобилизовать активность масс. Нельзя же признать организующим образ, заключающийся в том, что висит в неподвижности в центре плаката трактор, тут же линия маленьких стоящих тракторов, стопки бочек и примерно на 1/32 плаката в уголке, внизу, два человека-схемы, упершиеся в тачку. Плакат ничего, кроме статистических, схематических вещей, расставленных и положенных по диагонали, вертикали и горизонтали не дает. Художников, повидимому, больше интересовало расположение масс как таковых, т. е. чисто формалистические упражнения. Этот плакат выпущен художественными мастерскими ЛЕНИЗОГИЗа.
Обратимся к плакатам, которые должны бы мобилизовать рабочий класс на борьбу за выполнение плана по металлопромышленности и по каменному углю.
Дадим стране 8 млн. тонн чугуна
Характерно, что основными, принципиальными недостатками этой группы плакатов являются те же, что и транспортной группы. Лозунг плаката: «Дадим стране 8 миллионов тонн чугуна». Но почему и какой стране надо дать как можно больше чугуна об этом ни звука. Ведь суть-то в том, что каждый новый завод, каждая новая машина, пущенная в ход, есть удар по классовому врагу, укрепление обороноспособности СССР, ее независимости от капиталистических государств. Эта принципиально классовая суть опять не вскрывается. Лозунг не дает сущности классовой борьбы. Эту сущность не дает и образ. Собственно, образа в этом плакате нет. Нельзя усмотреть его в чисто формалистических сочетаниях цветов черного и белого и обрамляющих их красных конструктивных упражнений. Все это застыло в мертвой неподвижности. Ничто здесь не говорит о творческом напряжении, о темпах и методах социалистического строительства. Лица пролетариата здесь не найти. Как и на предыдущих плакатах, в самом низу из белых полос расплавленной стали образуются тракторы с людьми-схемами на них.
Больше металла!
Больше металла! Источник: redavantgarde.com
Вот еще такой же плакат (см. иллюстрацию), его лозунг: «Больше металла, больше металла». Но почему, для какой страны больше металла — не ясно. И здесь ни слова о выполнении производственного плана в условиях окружения СССР враждебными капиталистическими государствами, в условиях классовой борьбы. Лозунг «беспартийный», образ исчезает в формалистической трактовке домн, стоящих в величавом бездействии. Художник любовно провел вверху солнечно-желтую полосу, на этом фоне поставил темно-синего цвета домны, любовно расплескал внизу желтоватую лаву, выдержал все оттенки желто-синей гаммы цветов и за этой работой просмотрел образ строящегося социализма, строящегося не самопроизвольно, а при активном творческом усилии масс. Этот плакат сделали два художника: Кулишев и Малкин. Очень жаль, что в плакатах не помещаются фамилии политредакторов.
Во всех плакатах обнаруживается та же тенденция — «аполитичный» лозунг и формалистические искания вместо образа, отражающего нашу живую, реальную действительность.
Такой же плакат «Даешь 20% экономии топлива!» Почему, зачем это? Кроме этих слов, на плакате нет ничего. В довершение всего процент изображается так (), что он не читается. Плакат издан в 1931 г., художник — Соколик, тираж — 50 000.
Подобный же плакат «Дадим стране 16 270 тонн угля. Горняки, вперед к победе!». Какой стране дать угля? Почему его дать? К какой победе должны итти горняки? Об этом не говорится.
Плакат «Механизацию лицом к шахте!» Почему, зачем это надо, тоже совсем не раскрывается. То же самое в плакатах «Достигая количества, помни о качестве» и «Вернем угольный долг стране».
Повторим все лозунги, которые имеются на просмотренных плакатах:
Число подобных лозунгов можно было бы умножить, но и приведенных достаточно, чтобы вскрыть вредную тенденцию, ведущую к аполитизации плаката, развивающуюся, в 1931 г. (Все приведенные плакаты вышли в 1931 г.)
Этой тенденции нужно объявить непримиримую борьбу. Надо бороться за большевистский призывный лозунг, который бы равнялся по силе лозунгу: «Пролетарий, на коня!» Эти два слова содержат всю сущность классовой борьбы, ее высшую ступень напряжения.
Надо бороться за диалектическое единство образа и лозунга, бороться за активный образ, отражающий живую, реальную действительность строящегося социализма, отражающий лицо пролетариата, строящего социализм, надо бороться за образ, вскрывающий лицо классового врага.
А мы что видим? Лицо пролетариата на многих плакатах или стерто, или же дается в искаженном виде.
Посмотрите, кроме разобранных плакатов, на плакат «Великой армией ударников ответим на попытки сорвать пятилетку». Это первый из разобранных плакатов, в котором лозунг политически заострен. Но, кроме лозунга, написанного черными буквами по розовому полю, на плакате ничего в глаза не бросается. Рассматривая плакат, вы замечаете, что розовое поле сверху вниз испещрено белыми волнообразными линиями. Оказывается, что эти линии — не просто линии, они призваны выразить идущих в ногу ударников. Таким образом, ударники на этом плакате превратились в символ, в призрак. Более яркого выражения формалистического упражнения вместо выражения подлинного лица ударника, лица рабочего-энтузиаста — строителя социализма — едва ли придумаешь. Этот плакат сделан художником Авакумовым, издан ИЗОГИЗом в 1931 г. тиражом в 25000.
Такие плакаты есть продолжение линий бывшего художественного издательства АХР. Посмотрите на плакат, изданный АХРом в 1930 г., «Дадим социалистической промышленности квалифицированных рабочих». Как на этом плакате трактуется образ квалифицированного рабочего (говоря о лице рабочего, я имею в виду тип рабочего — строителя социализма)? Здесь лицо рабочего дано в искаженном виде. Оно представлено, как некая схематическая абстракция, напоминающая «святого».
Дадим социалистической промышленности квалифицированных рабочих
Нельзя не остановить внимания на плакате «Бьем по лжеударникам», изданном ИЗОГИЗом в 1931 г. Этим плакатом искажается, что ударники — это передовой отряд рабочего класса, который ведет за собой отстающих рабочих. На плакате ударники представлены в виде красных фигур цирковых борцов, физически уничтожающих спящих лжеударников. Если обратить внимание на последних, будет ясно, с них взять нечего, потому что все они дефективные люди с низкими приплюснутыми лбами, с огромными звероподобными челюстями. Лозунг, как и образ плаката «Бьем по лжеударникам», так же не вскрывает классовой сущности. Плакат чисто формалистический.
Примером, отражающим подлинное лицо пролетариата СССР, может служить плакат Клуциса «Вернем угольный долг стране», изданный ИЗОГИЗом в 1930 г. Но все же образ рабочего не имеет той степени политической значимости из-за аполитичного лозунга.
Рассмотрим все плакаты, анализируемые здесь, с другой стороны. Отражено ли в них лицо классового врага? Против кого рабочий класс борется? Найдете ли вы типы наших классовых врагов в действии против революции? Не найдете. Это является огромным недостатком, плакат должен давать не только рабочего — строителя социализма, но, чтобы мобилизовать и вести массы трудящихся, он должен раскрывать лицо наших классовых врагов, вскрывать способы и формы борьбы контрреволюции против революции.
Вернем угольный долг стране. Плакат к механизации Донбасса, 1930 г. Худ. Клуцис
Вернем угольный долг стране. Плакат к механизации Донбасса, 1930 г. Худ. Клуцис. Источник: redavantgarde.com
Вернем угольный долг стране. Плакат к механизации Донбасса, 1930 г. Худ. Клуцис. Источник: dlib.rsl.ru
Где же причины всего этого? Почему нет политически заостренного, лаконичного, образного, призывного лозунга? Почему нет образа, раскрывающего нашу реальную действительность? Почему плакат носит печать формалистических тенденций и эклектизма?
Основной причиной является то, что в большинстве своем художники не стоят на точке зрения пролетарской борьбы, большинство их в своем творчестве не исходит из диалектического материализма, не имеет марксистско-ленинского мировоззрения. Немаловажной причиной является и то, что художники работают над плакатом индивидуально, коллективные методы работы ими мало практикуются. Причиной всего этого является и то, что художник, редактор и литератор не работают коллективно. Одной из крупнейших причин является также и то обстоятельство, что художник не знает нашей реальной действительности, не изучает этой действительности.
Отсюда напрашиваются и соответствующие выводы. Художникам надо работать над своим идейно-политическим перевооружением, надо организовать работу с художником в таком направлении, чтобы он поднялся до понимания действительности, чтобы он стал отражать эту действительность с точки зрения пролетариата.
Надо организовать работу над плакатом в таком направлении, чтобы политредактор, художник и литератор (а литераторов к работе над плакатами обязательно надо привлечь) прорабатывали коллективно установку плаката.
Надо создать опорные пункты такой коллективной работы на первое время хотя бы в имеющихся плакатных мастерских.
Одновременно необходимо привлечь в работе над созданием плакатов самих рабочих. До сих пор мы плакаты оцениваем только в узком кругу людей — художников, редакторов, искусствоведов. Надо установить прочную связь с предприятиями, с фабриками и там услышать организованное мнение рабочих о плакате. Для начала создать такие опорные пункты хотя бы на 5—10 фабриках Москвы и других городов СССР. Такие же пункты нужно создать в колхозах и совхозах, на первое время хотя бы в ближайших от индустриальных центров. Они должны стать опорными пунктами в борьбе за большевистский плакат.
Кроме того, в прессе надо организовать работу в таком направлении, чтобы оценка плакатов давалась самими рабочими и крестьянами. Надо, чтобы для этого отвели соответствующие уголки газеты; «Рабочая газета», «Гудок» и др. До тех пор, пока эти мероприятия не будут проведены, коренные недочеты плаката изжиты быть не могут.
12 августа 2018, 18:32
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий