|
П. Аристова. За большевистский военный плакат. 1932
Публикуем доклад П. Аристовой «За большевистский военный плакат» из сборника «За большевистский плакат : Задачи изоискусства в связи с решением ЦК ВКП(б) о плакатной литературе» (Москва ; Ленинград, 1932). Иллюстрации из книги в ряде случаев дополняются изображениями плакатов в цвете и в более высоком разрешении из других источников.
ЗА БОЛЬШЕВИСТСКИЙ ВОЕННЫЙ ПЛАКАТДОКЛАД П. АРИСТОВОЙ
Издыхающий капиталистический мир систематически и ожесточенно готовится к битвам против Советского Союза, против авангарда мирового пролетариата, перестраивающего мир на социалистических началах.
Углубление кризиса капитализма, нарастание революционного движения во всех буржуазных государствах, успехи социалистического строительства, обеспеченные энтузиазмом масс под руководством ленинской партии, — все это заставляет капиталистов всех стран еще бешенее вооружаться.
В системе подготовки буржуазии к войне искусство занимает не последнее место. Буржуазия широко использует все виды его как орудие своей классовой агитации и пропаганды. Недаром же Муссолини стоит во главе одной из крупнейших кинофирм Италии.
Можно ли сказать, что советское искусство мобилизовано на оборону СССР? Факты говорят, что наше советское искусство не выступило еще в полной мере на защиту Советского Союза. Это особенно относится к изоискусству и, в частности, к наиболее острому орудию агитации и пропаганды — плакату.
Из огромного количества плакатов, выпущенных ИЗОГИЗом за 1931 г. (до 100), плакатов, прямо или косвенно касающихся обороны СССР, не больше 10%. Дело разумеется, не в количестве названий выпускаемых плакатов, а прежде всего в их качестве, в их политической значимости. С этой точки зрения большая часть наших советских плакатов не является орудием пролетарской классовой борьбы, орудием обороны СССР, так как не отражает в полноценных образах, политически заостренных четких лозунгах сущности развертывающейся классовой борьбы.
Наш плакат почти не отразил результатов углубляющегося экономического кризиса во всех капиталистических странах, не отразил обострения противоречий между странами побежденными и победительницами, между пролетариатом и капиталистами, не отразил нарастания классовых битв во всем капиталистическом мире, не отразил хитрой, искусной механики подготовки врагов к войне против СССР.
Наш советский плакат, за редкими, единичными исключениями, не показывает лицо вооружающегося классового врага, предательское лицо социал-фашистов, не отражает в полноценных образах-фактах лицо наших друзей — пролетариев Запада к Америки, готовых защищать Советский Союз.
Обратимся к фактам. Рассмотрим плакат, изданный ГИЗом в 1930 г. Лозунг этого плаката: «Стройка социализма — растет кризис капитализма». В формулированном так лозунге нет призыва. Он не мобилизует классовой бдительности и революционной активности масс против капиталистического мира. Мало того, в такой формулировке он политически нечеток. Социалистическая система расшатывает основу капиталистической системы, но эта последняя носит в себе неизбежность кризиса. Лозунг невыразителен, еще менее выразителен образ, который должен формулировать политическую идею, что Советский Союз фактом своего существования демонстрирует гнилость капиталистического мира. Вернее, образа в этом плакате нет. Нельзя усмотреть образ в красных полосках и точках, призванных выразить социалистическое строительство и победивший пролетариат СССР. Нельзя увидеть образ в черно-серых полосках и точках, призванных выразить загнивающий капиталистический мир и восставший против него пролетариат.
Выпуск этого плаката, несомненно, вредное с партийной точки зрения дело, ничего, кроме материальных издержек, не дающее. Повидимому, художник, создавший такой плакат, был увлечен чисто формальными моментами, соотношением двух пятен — красного и серо-черного, ему было не до выражения классовой борьбы; редакторы же издательства, принимая такую работу, также забыли о классовой сущности.
Было бы небольшой бедой, если бы такие плакаты попадались единицами, ведь бывают неудачи, ошибки, но подобных плакатов большинство.
Посмотрите на плакат, лозунг которого гласит: «Высокие темпы индустриализации сделают СССР независимым государством». Политически лозунг правильный. Но самой сути, почему СССР должен стать независимым и от кого независимым, в нем нет. Не подчеркивается суть политической идеи, что СССР окружен бешено вооружающимся капиталистическим миром, готовым при первом удобном моменте напасть на СССР. Кроме того, в так равнодушно формулированном лозунге нет призыва к борьбе за высокие темпы. Но, может быть, здесь хорошо выражен образ? На первом плакате он стерт в поисках соотношения красного и серо-черного цветов, здесь он задавлен двумя зданиями рекламного характера — паровозной мастерской и домной. Пролетариат, строящий социализм, представлен в виде маленьких человечков-схем, беспорядочно суетящихся вокруг этих гигантов-зданий. Нет показа, что человек, взявший в свои руки власть, — пролетариат организованно, с энтузиазмом, с напряжением всех своих творческих сил строит новый мир, что он управляет им с помощью машин, воздвигает новые фабрики и заводы. Нет показа пролетарской творческой динамики. В этом плакате, как и в первом, классовая сущность борьбы, призыв к борьбе с классовым врагом, бдительность к нему отсутствуют.
«Высокие темпы индустриализации сделают СССР независимым государством». — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1930.
Источник: dlib.rsl.ru
Враг-капиталист дан на этом плакате не как хитрый, изворотливый, еще достаточно сильный противник, а как беспомощный тип в бессильных попытках догнать СССР. Такое притупление классовой бдительности к врагу, «шапками закидаем» — вреднейшая тенденция в советском плакате. Она превращает плакат в тупое орудие, нисколько не помогающее защите СССР. Нечего доказывать, что эта тенденция, разоружая пролетариат, усиливает позиции буржуазии.
Таким образом, если проанализировать плакаты ИЗОГИЗа по индустриализации и коллективизации сельского хозяйства под углом зрения, в какой мере они агитируют за оборону СССР, то можно установить, что они этой задачи далеко не выполняют.
Возьмем плакаты, непосредственно касающиеся интервенции и обороны СССР. Их крайне мало, они насчитываются единицами. Вместе с тем они далеко не вскрывают в образах лицо вооружающегося классового оврага и противостоящего ему пролетариата.
Плакат художника Дени «Пятилетка — в четыре года». Враг дается в виде буржуазных рук, вооруженных дымящейся бомбой и крестом. При этом бомба и крест даны очень убедительно, со стороны же пролетарского государства готовности к отпору этой угрозы нет, цифра пять в четырех пребывает в безмятежном покое. Это необходимо подчеркнуть, так как у художника имеется тенденция лицо классового врага давать преимущественно аллегорически, лицо же пролетариата как силы, противостоящей ему, — словесно или цифрой.
Доказательством того, что лицо пролетариата не показывается, может служить другой плакат художника Дени «Контрреволюционер-вредитель». Вредителя-интервента поражает ГПУ (ГПУ дано словесно). «С легкой руки» художника Дени коллектив монументалистов АХРР, давая плакат «Раздавим гадину», пролетарскую силу, разящую интервентов, выражает тоже словесно (ГПУ). Таким образом, вырабатывается шаблон вместо творческого искания полноценного образа пролетариата, борющегося с врагом.
Дени. «ГПУ. Контрреволюционер вредитель». Дени. Москва; Ленинград : Государственное Издательство, 1930.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ МОЛНИЯ.
Сверкает хищный глаз. Оскалены клыки.
Последний, острый взмах вредительской руки.
И — нет вредителя! Его настигла кара.
Его пронзила и сожгла
Неотразимая стрела
Молниеносного удара!
Знай, враг, шагающий к вредительской меже:
НАШ ЧАСОВОЙ — НАСТОРОЖЕ!
Демьян Бедный
Источник: dlib.rsl.ru
Плакат «Раздавим гадину» — пример и того, что лицо вооружающегося классового врага, предательское лицо социал-фашистов II Интернационала, организатора интервенции смазывается в аллегорической передаче.
За аллегорией пропадает классовая сущность борьбы.
Она заслоняется в этом плакате зоологией, утопает в змееподобных и драконообразных телах. Образ II Интернационала дается не со стороны его реальной классовой сущности, а со стороны фактической. Классовая сущность II Интернационала закрыта «чертикообразной» «смерти подобной» фигурой. Благодаря всей компановке, извивающимся змееподобным телам, сидящей смерти подобной фигуре II Интернационала, благодаря желто-черно-красным цветам весь плакат воспринимается не как пролетарский суд над классовым врагом, а как «страшный суд».
У некоторых художников аллегоричность, символика переходит всякие границы, и агитационная картина, плакат, рисунок превращаются в подлинную сказку.
Взять хотя бы последний рисунок художника Елисеева в журнале «Прожектор». Рисунок так и называется: «Лесная нечисть». Из сказочного дуба ползут змеи, долженствующие изображать, повидимому, наших врагов, змеи ползут в сторону красноармейца, невозмутимо стоящего с винтовкою в руках. В его же сторону из дуба таинственная рука направляет револьвер, но и это не трогает красноармейца. В таком рисунке, разумеется, не найти отражения реальной классовой борьбы.
Предательское лицо социал-фашизма, лицо II Интернационала, играющего роль ударного отряда международного империализма, в деле подготовки интервенции должно быть дано в образах-фактах. Надо вскрыть пацифистскую маскировку в деле подготовки войны. Особенно это необходимо сделать в виду состоявшегося конгресса организаторов интервенции, первым пунктом которого, как известно, являлись «борьба за разоружение и военная опасность». Надо изображением фактов террора, убийства рабочих, штрейкбрехерства показать подлинное полицейское и фашистское лицо социал-демократии, показать отход от нее все более широких масс рабочих и поворот их к коммунистической партии, к установлению единого фронта рабочего класса. Только такие плакаты действительно будут вооружать рабочий класс, будут воспитывать интернациональную пролетарскую солидарность.
Прекрасный пример такого образа дает в докладе т. Сталин (политический отчет Центрального Комитета XVI съезда ВКП(б). «Оригинальные отношения, — говорит т. Сталин, — сложившиеся между странами-победительницами и Германией, можно было бы изобразить в виде пирамиды, наверху которой по-господски сидят Америка, Франция, Англия и т. д. с планом Юнга в руках, с надписью: «Плати», а внизу распластана Германия, выбивающаяся из сил и вынужденная вытягивать из себя все силы для того, чтобы выполнить приказ о платеже миллиардных контрибуций. Вы хотите знать, что это такое? Это и есть «дух Локарно».
Нельзя обойти молчанием плакат ИЗОГИЗа, изданный в 1931 г. в связи с процессом меньшевиков-интервентов. Плакат художника Черняк издан большим тиражом в 40 000. Лозунга этот плакат не имеет. На нем есть только текст (мелким шрифтом), которым дается характеристика кондратьевцев. Кончается текст так: «Пролетариат сломал шею кондратьевцам, и в ответ на их жалкие попытки бедняцко-середняцкое крестьянство широкой волной вливается в колхозы и строит социалистическое земледелие». Этот текст звучит насмешкой, если сравнить его с образом. Над колхозом, где нет ни одной живой души, точно все повымерло, высится монументальная виселица, с очень убедительной петлей, на виселице победоносно сидят: кулак с обрезом наготове, помещик с плетью и генерал с угрожающе поднятой обнаженной шашкой. Совсем не видно из этого образа, что «пролетариат сломал шею кондратьевцам», наоборот, они готовы затянуть петлю на шее трудящихся, им никто не препятствует. Этот плакат или сознательное вредительство, или отражение величайшей политической безграмотности. Факт выпуска подобных плакатов еще раз подтверждает, что вопросам обороны СССР достаточного и серьезного внимания в изоискусстве не уделено.
Пролетариат сломал шею кондратьевцам
Оборона СССР есть дело не только трудящихся СССР, но и пролетариев всего мира. Наш советский плакат не отражает, что на защите СССР стоят пролетарии всех капиталистических стран. Наш плакат не зовет пролетариат всего мира к защите социалистического отечества. Из всех гизовских плакатов, выпущенных за последний год, можно отметить с такой тематикой один-два плаката, среди них наилучшим является плакат художника Клуциса (фотомонтаж) «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира». Этот плакат, несомненно, можно рассматривать как боевое, классовое, пролетарское орудие в борьбе за оборону СССР. Таким орудием делают его политически заостренный лозунг и сильный образ политически сознательного рабочего, твердо держащего Красное знамя.
СССР — ударная бригада пролетариата всего мира. Плакат к 1 мая 1931 г. Худ. Клуцис
Г. Клуцис. «СССР — ударная бригада пролетариата всего мира». — Ленинград ; Москва : ИЗОГИЗ, 1931.
Источник: artchive.ru
К таким же политически значимым плакатам, агитирующим за международную пролетарскую солидарность, а следовательно, за оборону СССР, следует отнести плакат художника А. Дейнека «Китай на пути освобождения от империализма». В этом плакате сущность классовой борьбы подчеркнуто выражена в характерных образах: китайский пролетарий схватил за горло буржуазного генерала. Плакат правильно акцентирует несомненность победы пролетариата над буржуазией.
А. Дейнека «Китай на пути освобождения от империализма». — Москва : ИЗОГИЗ, 1930.
Источник: redavantgarde.com
Как же трактуется на плакате боеспособность Красной армии и прежде всего образ красноармейца? Подавляющее большинство плакатов преподносит этот образ трафаретно. Красноармеец выступает не как политически сознательный боец за социалистическое переустройство общества, а как равнодушный часовой, застывший в одной позе с винтовкой в руках. Что это так, достаточно взглянуть хотя бы на помещенные здесь снимки с плакатов. Такой образ, не отражающий красноармейца, политически сознательного бойца, не может мобилизовать революционную активность трудящихся на защиту СССР.
Нельзя при этом не обратить внимания, что наш красноармеец дается всегда одиноким, изолированным от общественности и сравнительно с врагом технически слабо вооруженным, тогда как враг противостоит красноармейцу консолидированно (капиталист, социал-фашист, духовенство в лице папы) и хорошо вооруженным. Эти стороны, несомненно, имеют большое значение. Не приходится доказывать, что военизация страны обязывает каждого рабочего, каждого крестьянина, каждого трудящегося быть готовым к реальной защите Советского Союза. Военизация страны не мыслима без связи широчайших масс с органом защиты пролетарского государства — с Красной армией. Самая боеспособность Красной армии зиждется в значительной мере на живой связи ее с миллионами рабочих и крестьян. Этот коренной вопрос упускается из виду в нашем плакате.
Нельзя не подчеркнуть установившейся тенденции искажать образ красноармейца со стороны его дисциплинированности. Помещенные здесь снимки с плакатов демонстрируют это. На плакате «Мы — на страже социализма» красноармеец держит винтовку перед собой навесу. На плакате «Колхозник, в ответ на замыслы интервентов крепи оборону страны Советов» красноармеец держит винтовку на ноге. На плакате «Организуем ударный сев» шинель красноармейца дана так, что она скорее напоминает женское платье с низкой талией, узким рукавом и отложным воротничком, чем определенного образца красноармейское обмундирование. Искажение образа красноармейца — явление не случайное и не ограничивается 3—4 приведенными здесь примерами, а существует как определенная тенденция, упорно развивающаяся. Доказательством этого служит оценка подобных плакатов красноармейцами (на выставке Изогиза в марте 1931 г.). Приведем одну из таких оценок: «Мне стыдно смотреть, — говорит красноармеец Тарасов, — на плакат, изображающий красноармейца, стоящего на земном шаре с винтовкой (речь идет о плакате «Красная армия — часовой революции»). Это не красноармеец в шинели, а какая-то женщина в гофрированной юбке. Этот плакат говорит, что художник не видел настоящего красноармейца».
«Мы — на страже социализма». — Ленинград ; Москва : ИЗОГИЗ, 1930.
Источник: redavantgarde.com
В. Штраних. «Красная армия — часовой революции». — Москва : Ассоциация Художников Революции (АХР).
Источник: redavantgarde.com
К сожалению, надо отметить, что подобные замечания Красной армии не принимаются в расчет ни художником, ни редактором, потому что плакаты, изданные после марта, не свободны от тех же недочетов. Образ красноармейца не найден. На плакате «Организуем ударный сев» красноармеец дан таким безвольным и слабым, что хуже не придумать. Лозунг политически не заострен: «Организуем ударный сев». А почему надо организовать ударный сев, как организовать? Сущность классовой борьбы опять выпадает.
Л. Т. Чупятов. «Организуем ударный сев». — Ленинград : ИЗОГИЗ, 1930.
Источник: redavantgarde.com
Трафаретная трактовка образа красноармейца, искажение его, недооценка Красной армии как активной участницы социалистического строительства имеет связь с игнорированием подготовки Красной армии к борьбе с врагом (маневры, учеба), связана с игнорированием применения в Красной армии методов ударничества и соцсоревнования. Образа ударника-красноармейца, командира — нет. Плакат не вскрывает всесторонне жизни и быта Красной армии, не вскрывает всего того, что принципиально отличает Красную армию как армию классовую, пролетарскую, все устремления и действия которой есть устремления и действия рабочего класса и его партии.
Забвение сущности классовой борьбы особенно ярко выявляется в плакатах с тематикой — борьба за технику. Возьмем плакаты по дирижаблестроению. Что характерного в них? Фетишизация машины, дирижабля как такового. Политическая идея, значение дирижабля как орудия классовой борьбы, значение его как орудия обороны СССР стирается. Доказательством этого положения могут служить приведенные здесь снимки с плакатов: «Стройкой дирижаблей усилим мощь СССР», «Построим дирижабль «Колхозник». Самые эти лозунги говорят об отсутствии классовой заостренности в плакатах. Если посмотреть на формулировку политической идеи в образе, то в значительной мере благодаря ее искажению искажается и самый образ, вернее — он пропадает, подменяется голой техникой, выпячиванием машины как таковой, подчеркиванием ее самодовлеющего значения. Этот чисто формалистический подход к искусству ведет к отрицанию его как идеологии.
А. А. Дейнека. «Построим мощный советский дирижабль. „Клим Ворошилов“». — Москва ; Ленинград : ИЗОГИЗ, 1930.
Источник: redavantgarde.com
Г. В. Кибардин. «Построим эскадру дирижаблей имени Ленина». — Ленинград ; Москва : ОГИЗ—ИЗОГИЗ, 1931.
Источник: redavantgarde.com
Плакат на грузинском языке о дирижаблестроении — неопровержимое доказательство того положения, что всякое умаление социалистической идеологии, всякое отстранение от нее усиливают идеологию буржуазии. О чем рассказывает этот «плакат»? О том, что над горами Кавказа летает дирижабль и им любуется по меньшей мере грузинский «бывший князь», мчащийся на дорогом коне в богатой сбруе, вместе с богатой грузинкой. Где же здесь классовый враг, где противостоящий ему пролетариат? Где призыв к обороне СССР? Ничего этого нет.
До сих пор не издано ни одного сколько-нибудь убедительного плаката, пропагандирующего борьбу за технику. Этот факт лишний раз доказывает, что искусство еще не является отточенным орудием массовой борьбы, далеко не служит целям обороны СССР. Борьба за технику, за овладение производством есть борьба и за оборону СССР. Те плакаты, которые выпущены Изогизом в последнее время, не возвышаются над плакатами, изданными ранее, не возвышаются как со стороны лозунга, так и образа. Посмотрите плакат «Технику — в массы» (художника Ротова). Лозунг звучит: «Овладение техникой — боевая задача». Почему это боевая задача, — опять неясно. Ведь от такого лозунга и буржуазия не откажется. Образ овладевающего техникой пролетариата отводится и здесь на вторые позиции. Акцентируется внимание на показе самих машин. Красноармеец, рабочий, крестьянин, данные на переднем плане, отвернулись от техники. Взор их устремлен вперед, и их внимание никак не обращено на технику.
Технику — в массы. Худ. Ротов
К. П. Ротов. «Технику — в массы. Овладение техникой — боевая задача». — Москва ; Ленинград : ИЗОГИЗ, 1931.
Источник: redavantgarde.com
Нельзя обойти молчанием факт игнорирования нашим плакатом женщины как участницы обороны СССР. В действительности женщина занимала, занимает и будет занимать не последнюю роль в обороне Советского Союза.
Каковы же причины недочетов наших плакатов? Почему плакат своевременно не заостряет внимания на актуальной тематике, связанной с обороной СССР? Почему лозунги политические не заострены, не подчеркивают сущности классовой борьбы? Почему образ слабо или неправильно формулирует политическую идею? Почему, в частности, так трафаретен образ красноармейца, нет линии на выявление образа строительства, борющегося с врагом, почему лицо классового врага трафаретизируется или выявляется преимущественно условно, аллегорически?
Основная причина — недостаточная бдительность редактора к делу своевременного выдвижения нужной тематики, к оформлению политической идеи в лаконичном, зовущем к классовой бдительности, лозунге. Совершенно очевидно, что значительная часть вины лежит на художнике.
Художник в своей массе не возвысился до понимания происходящей классовой борьбы. Он недостаточно политически грамотен в своей творческой работе, он не стоит в понимании действительности на методологических марксистско-ленинских позициях.
Требуется большая коллективная работа со стороны художников над своим идейно-политическим перевооружением.
Среди художников уже есть тенденция к определению своих классовых позиций, к выработке марксистско-ленинского мировоззрения. Надо всячески содействовать этому развитию, выдвигая перед художником изучение реальной действительности, изучение жизни Красной армии, которую художник меньше всего знает.
Наряду с вопросом обороны СССР надо поставить также вопрос о создании портрета вождя-большевика.
При развертывании работы изо в направлении, отмеченном в настоящем докладе, можно будет скоро констатировать поворот изоискусства к обороне Советского Союза.
При этом совершенно необходимо стимулировать развитие изобразительных искусств в рядах Красной армии, как это делается в литературе (Локаф — призыв ударников в литературу). Вне всякого сомнения, талантливый, способный красноармеец и командир, знающие Красную армию, стоящие на позиции пролетарской борьбы, в состоянии отразить ее в наиболее убедительных образах.
Одновременно необходимо поставить вопрос об организации общественного мнения широких масс художников вокруг обороны СССР. Писатели всего мира уже давно определили свое отношение, заявили о своих позициях по отношению к империалистической войне, к интервенции против Советского Союза. Художники об этом еще ничего не сказали. Они должны сказать. Это заставит многих задуматься более глубоко над своими классовыми позициями, даст им возможность обменяться мнением с художниками капиталистических стран и с революционной частью, стоящей на позиции пролетариата. В результате всего этого должно быть организовано объединение художников, готовых к защите Советского Союза.
1 октября 2018, 21:47
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий