наверх
 

Robert Ryman: белое на белом в квадрате

Роберт Риман в своей студии на Манхэттене в 2004 году
Роберт Риман в своей студии на Манхэттене в 2004 году. Ruby Washington/The New York Times. Источник: nytimes.com
 
 
Роберт Риман (Robert Ryman, 30 мая 1930, Нэшвилл, Теннесси — 8 февраля 2019, Нью-Йорк) — американский художник, отождествляемый с движениями монохромной живописи, минимализма и концептуального искусства. Наиболее известен своими абстрактными картинами, написанными белым на белом. Жил и работал в Нью-Йорке.
 
Риман свел живописные средства к минимуму: квадратный формат и белый цвет. Он разнообразил эти составляющие, манипулируя с масштабом и текстурой. Риман продемонстрировал, что визуальная сложность может быть достигнута при помощи ограниченных средств. Он стремился обратить внимание зрителя на тонкие изменения в мазках краски, текстуры и материала, а также отношения между закрашенными областями и краем. Риман также экспериментировал с экспонированием картин, размещая их очень близко или подчеркнуто отделяя их. С 1976 года он включил подвесную систему в композицию работ, используя металлические крепления, чья функция была визуальной и практической одновременно.
 
 
Robert Ryman. Untitled. 1965
Robert Ryman. Untitled. 1965. Oil on linen. 28.4×28.2 cm. Source: moma.org
 
 
Римана часто классифицируют как минималиста, но он предпочитает называться «реалистом», потому что он не заинтересован в создании иллюзий, а только в представлении материалов, которые он использует в композициях. Экспериментируя на протяжении творческого пути с медиа, Риман писал и рисовал на холстах, стали, алюминии, плексигласе, виниле, стекловолокне, гофрированной бумаге, мешковине, газетной бумаге, обоях. Он использовал масляные и акриловые краски, энкаустику, пастель, эмаль, графит, гуашь. Риман также экспериментировал с графикой, создавая акватинты, литографии, шелкографии и офорты. Риман был самоучкой, который никогда не посещал ни одного художественного курса. Его художественное образование состояло из семи лет работы охранником в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
 
Риман переехал в Нью-Йорк в 1953 году, собираясь стать профессиональным джазовым саксофонистом. Вскоре он поступил на работу в Музей современного искусства (MoMA) охранником, чтобы свести концы с концами, где встретился с художниками Солом Ле Виттом и Дэном Флавином, которые также работали с ним в MoMA. В этот период он также познакомился с художником Роем Лихтенштейном.
 
Увлеченный работами абстрактных экспрессионистов — Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Клиффорда Стилла, Джексона Поллока и Барнетта Ньюмана, Риман заинтересовался актом живописи. Он купил художественные принадлежности в местном магазине и начал экспериментировать в своей квартире в 1955 году.
 
 
Robert Ryman. Untitled. 1961
Robert Ryman. Untitled. 1961. Oil on unstretched linen. 27.3×26 cm. Source: moma.org
 
 
Первая персональная выставка Римана прошла в Галерее Paul Bianchini в 1967 году, а первая музейная персональная выставка состоялась в 1971 году в Музее Гуггенхайма в Нью-Йорке.
 
В 1992 году прошла большая ретроспектива живописи Римана, организованная Музеем современного искусства и Галереей Тейт. Он был членом Американской академии искусств и литературы с 1994 года. Hallen für Neue Kunst, Музей современного искусства в Шаффхаузен, Швейцария, имеет самую большую коллекцию работ Римана, постоянно экспонируя 29 произведений, созданных в период с 1959 по 2007 год.
 
 
Robert Ryman. Untitled. 1976
Robert Ryman. Untitled. 1976. Pastel and graphite on plexiglass with square black oxide steel fasteners and hex bolts. 126.1×126.1 cm. Source: moma.org
 
 
Сводя инструменты к минимуму (белая краска, квадрат и металлические крепления), Риман создает бесконечные тонкие вариации. В Untitled (1976) он нанес масляную пастель на текстурированную и не полностью прозрачную поверхность плексигласа, подвергнутого пескоструйной обработке. Видимые крепления вместе с размеченными карандашными линиями обнажают обычно спрятанный механизм прикрепления картины к стене. Создавая эту и другие работы, Римана гораздо больше интересовало то, что он называет «как» живописи — сам физический объект, — чем «что» — изображение, история, символизм», которые передают смысл, находящийся вне картины.
 
 
Robert Ryman. Pace. 1984
Robert Ryman. Pace. 1984. Synthetic polymer paint on fiberglass on wood with aluminum dowels and rods. 151.2×66×71.1 cm. Source: moma.org
 
 
Как и его современники-минималисты, Риман — основательный систематичный художник, он с уважением относится к качествам поверхности и прикосновения. Чтобы методично изучить сам материальный носитель художественного смысла (medium), он накладывает на него два ограничения: его картины белые и квадратные. Тем не менее, как показывает Риман, белый цвет резко меняется в зависимости от того, какая краска используется и как она наносится. Краска ложится по-разному на разные подложки, и Риман использовал множество материалов, помимо холста, включая картон, дерево и алюминий. Исследуя возможности соотношения картины и стены, к которой она крепится, Риман использовал много различных вариантов, он также сделал подвесные устройства картины неотъемлемой частью композиции.
 
Pace — горизонтальная картина. Узкий край работы — неокрашенное красное дерево. Верхняя плоскость выполнена из стекловолокна и окрашена светоотражающей белой эмалью, а нижняя сторона, также белая, имеет мягкую светопоглощающую поверхность. Картина поддерживается настенными креплениями и алюминиевыми ножками.
 
Картины всегда висят вертикально на стене, понял Риман, потому что картины «нужно видеть именно так. Я подумал… поскольку на самом деле я не рисую картины, работа не может быть вертикальной... Возможно я немного сошел с ума, но решил так: я попробую, это будет интересно, это вызов».
 
 
Robert Ryman. Untitled (Orange Painting). 1955 and 1959
Robert Ryman. Untitled (Orange Painting). 1955 and 1959. Oil on canvas. 71.4×71.4 cm. Source: moma.org
 
 
Robert Ryman. Untitled Painting #10. 1963
Robert Ryman. Untitled Painting #10. 1963. Oil, graphite, and gesso on unstretched canvas. 45.7×45.7 cm. Source: philamuseum.org
 
 
По его словам, Риман предпочел квадрат, потому что он избегал репрезентативных намеков на двери, окна и пейзажи. Его работы могли быть квадратами натянутого холста, наполненного жирными, сочными, похожими на запятые мазками масляной краски. Это могли быть куски холоднокатаной стали, четыре квадратных фута, небрежно покрытые тонкой матовой эмалью. На них могли быть толстые повторяющиеся горизонтальные полосы мерцающего белого цвета с полосками коричневатого необработанного полотна, поблескивающими между ними, немного похожими на штукатурку или рейку.
 
 
Robert Ryman. Untitled. 1965
Robert Ryman. Untitled. 1965. Enamel on bristol board. 19.7×20.6 cm. Source: moma.org
 
 
Robert Ryman. Eagle Turquoise 7H#4. 1966
Robert Ryman. Eagle Turquoise 7H#4. 1966. Pencil on coffee filter paper with artist's frame. 33×33 cm. Source: moma.org
 
 
Строгий подход Римана устраняет образность, традиционный цвет и, в некоторой степени, эмоциональную манеру письма. Это отражало его убеждение в том, что каждая видимая деталь картины вносит свой вклад в восприятие ее зрителем и что каждая работа взаимодействует с ее обстановкой, особенно с поддерживающей ее стеной (обычно белой) и окружающим светом. Он любил говорить, что продолжает долгую работу со светом в живописи, за исключением того, что его свет был реальным, а не изображенным.
 
Действительно, подобно Мондриану и Малевичу до него, Риман называл себя реалистом. Но чаще его причисляли к минималистам. Он также был сгруппирован с постминималистскими тенденциями концептуального и процессуального искусства.
 
Но его искусство выходит за рамки ярлыков, будучи обширным, интуитивным и богато отражающим мир, в основном благодаря энциклопедическому использованию доступных материалов. Риман писал маслом, акрилом, казеином, гуашью, левкасом, клеем из кроличьей шкуры, эмалью, обожженной эмалью, эмалевым лаком, маслом для дерева, виниловым полимером, пастелью, лаком, шариковой ручкой и тушью. Он рисовал на льняной и хлопчатобумажной ткани, дереве, алюминии, меди, виниле, оргстекле, стекловолокне, картоне, стали, холоднокатаной стали, люмазите, вощеной бумаге, бристольском картоне, кальке, картоне, газетной бумаге, марле, стеновых панелях и бумаге для кофе.
 
Он прикреплял эти работы к стене гвоздями, скотчем, малярной лентой, шурупами, болтами, скобами, зажимами, пластиковыми ремнями, прижимными пластинами или небольшими деревянными кубиками.
 
 
Robert Ryman. Classico 5. 1968
Robert Ryman. Classico 5. 1968. Acrylic on twelve sheets of paper. 236.9×224.8 cm. Source: moma.org
 
 
Риман полагал, что чистота белого цвета лучше всего подчеркивает манипуляции с краской. Его картины призваны повысить осведомленность зрителя о тонких вариациях в субстанции физических материалов картины материалов и манере письма. Отношение окрашенных областей к краям опоры также подчеркивает вариативность и физические характеристики носителя.
 
Classico 5 является частью оригинальной серии, выполненной на бумаге Classico. Риман соединил три ряда из четырех листов бумаги кремового цвета по углам малярной лентой. Затем он нарисовал большой, смещенный от центра белый квадрат поверх соединенных листов. Когда краска высохла, малярная лента была удалена, но ее предыдущее присутствие сохранилось в виде неокрашенных прямоугольников на стыках центральных листов.
 
 
Robert Ryman. Emblem. 1989
Robert Ryman. Emblem. 1989. Oil on board, mounted on fiberglass. 111.8×111.8 cm. Source: philamuseum.org
 
 
Robert Ryman. Match. 1989
Robert Ryman. Match. 1989. Oil and graphite on Gator board on aluminum panel. 70.2×70.2 cm. Source: philamuseum.org
 
 

15 апреля 2022, 9:35 0 комментариев