наверх
 

Hans Hollein. Highrise Building: Sparkplug and Theodolite. 1964

Hans Hollein. Highrise Building, Sparkplug, project (Exterior perspective). 1964. Source: MoMA
Hans Hollein. Highrise Building, Sparkplug, project (Exterior perspective). 1964. Source: MoMA
 
 
Ханс Холляйн (1934—2014) — австрийский архитектор и дизайнер, ключевая фигура постмодернистской архитектуры.
 
Холляйн родился в Вене, в 1956 году окончил Академию изящных искусств Вены, где учился в том числе у Клеменса Хольцмайстера. В 1959 году он учился в Иллинойском технологическом институте, а в 1960 году — в Калифорнийском университете в Беркли, где получил степень магистра архитектуры. В эти годы он познакомился с Мисом ван дер Роэ, Фрэнком Ллойдом Райтом и Рихардом Нёйтрой. В 1963 году он вместе с Вальтером Пихлером организовал выставку «Архитектура» в венской Galerie nächst St. Stephan, где были представлены их идеи утопической архитектуры. После этого он работал в различных архитектурных бюро в Швеции и США, а затем вернулся в Вену и основал собственное бюро в 1964 году.
 
Его работы «Highrise Building, Sparkplug» и «Highrise Building, Theodolite» относятся как раз к этому раннему периоду. Сюрреалистическое сопоставление теодолита / гигантской свечи зажигания и сельского пейзажа — намеренно провокационный жест. Эти фантастические коллажи фиксирует неудовлетворенность Холляйна архитектурным статус-кво начала 1960-х годов и приглашают к размышлениям о будущем архитектуры. Объявив все формы архитектуры, даже лексику модернизма, неадекватными, Холляйн обратился к потребительским товарам науки и техники, чтобы создать образы, которые, по его мнению, соответствовали времени.
 
Хотя преобразования Холляйном обычных предметов и ландшафта в ряде фотомонтажей имеют определенные параллели с поп-артом, он разделял более широкие проблемы архитекторов-полемистов, таких как его соотечественник Вальтер Пихлер и члены британской группы Archigram. Воображаемые проекты зданий и городов, сделанные в начале 1960-х годов Холлайном и другими архитекторами, предвосхитили радикальные, часто утопические заявления итальянских групп Archizoom Associati и Superstudio в конце 1960-х годов, десятилетия, которое завершилось культурными потрясениями во всем мире. Однако к этому времени Холляйн уже сменил фокус своего внимания. В интерьеры и здания конца 1960-х и 1970-х годов он включил отсылки к исторической венской архитектуре, продолжая комбинировать искусственный и природный ландшафт.
 
 
Hans Hollein. Highrise Building, Theodolite, project, Perspective. 1964. Source: MoMA
Hans Hollein. Highrise Building, Theodolite, project, Perspective. 1964. Source: MoMA
 
 
Publication excerpt from The Museum of Modern Art, MoMA Highlights, New York: The Museum of Modern Art, revised 2004, originally published 1999, p. 248.
 

11 февраля 2024, 22:52 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий