наверх
 

Итоги конкурса концепций общественной зоны в высшем учебном заведении

Студенческий конкурс дизайн-концепций «Оформление рекреационных зон отдыха в университете», Москва, 2018. Фото с заседания жюри конкурса
Фото с заседания жюри конкурса. Все иллюстрации предоставлены организаторами конкурса
 
 
Каким должно быть пространство для отдыха и учебы в вузе? Студенты и выпускники вузов предложили свое видение приятного и вдохновляющего места в учебном заведении.
 
В октябре 2018 года были подведены итоги открытого молодежного конкурса на разработку концепции общественной зоны «Зона отдыха в университете: пространство для учебы, релакса и общения». Конкурс организован Департаментом природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
 
Конкурс проводится второй год и интерес к нему растет. В 2017 году на конкурс было подано 42 проекта, в 2018 — участники подготовили 51 проект.
 
К участию в конкурсе были приглашены студенты или недавние выпускники высших учебных заведений Москвы, специалисты в области архитектуры, дизайна, ландшафтного дизайна. Каждый конкурсант должен был выбрать площадку на территории одного из московских вузов и предложить эскизы мебели и малых форм для ее преображения.
 
Ольга Алексеевна Сосницкая, заместитель начальника Управления особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, отметила важность проведения подобных конкурсов: «Мы стараемся поддерживать студентов и молодых специалистов, которые в будущем планируют работать с природными пространствами города».
 
 
Студенческий конкурс дизайн-концепций «Оформление рекреационных зон отдыха в университете», Москва, 2018. Фото с заседания жюри конкурса
Фото с заседания жюри конкурса
 
 
Победителями открытого молодежного конкурса «Зона отдыха в университете: пространство для учебы, релакса и общения» стали следующие работы.
 
Первое место занял проект Гаврюшиной Анастасии Николаевны и Крыловой Марьяны Кирилловны, выпускниц Московского архитектурного института. Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ). Основная идея проекта заключается в том, чтобы создать движущийся объект, который бы мог запустить любой желающий без использования специальных навыков или инструментов. В данном случае длинный деревянный цилиндр, под которым скрывается пропеллер, позволяющий «турбине» вертеться. Лопасти вращающегося механизма также выполнены из древесины, а несущий каркас предлагается изготовить из алюминия. В нижней части объекта находится большое просторное сидение, округлой формы. Здесь можно удобно отдыхать, рисовать, чертить, работать и обсуждать курсовые проекты.
 
Второе место разделили между собой два проекта для РАНХиГС.
 
Чедия Олег Валерьевич, студент Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, подготовил проект «REДВИЖ» — решение для внутреннего двора РАНХиГС. Участник предлагает создать «зелёное», мультифункциональное, студенческое пространство. В нем, по идее автора, можно находиться практически круглый год, так как проектом предусмотрены тентовая водоотталкивающая конструкция и специальная конструкция сидений, которая позволяет не только выводить дождевую воду из-под деревянного настила, но и осуществлять с ее помощью полив растений. «В каждом учебном заведении, должно быть тихое зеленое место под открытым небом, трансформируемое в зелёную аудиторию», — так в эссе автор концепции описывает свою идею.
 
Хайрутдинова Рамзия Масхутовна и Талибова Ирина Рустамовна, студенты Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Школа дизайна. Их проект «Дом под звездным небом» отсылает зрителя к архетипической форме дома. Он ставит в тупик «перевернутостью» своей формы. Ими создан объект-парадокс: дом там, где его быть не должно. Глухие плоскости — там, где должны быть проемы. Воздух — там, где должны быть стены. И оказавшись внутри, человек будто попадает в иное пространство и время. Необычное решение пространства оживит территорию и сделает ее популярным местом для встреч, вернет студентам ощущение домашнего уюта. «Дом под звездным небом» откроет новый, свободный формат обучения и саморазвития.
 
Третье место занял проект Турищевой Полины Сергеевны, выпускницы МГХПА им. С. Г. Строганова. В проекте Полина предлагает не изменять общую планировку двора, а дополнить его яркими элементами, сделать зеленую зону уютнее и привлекательнее. В первую очередь участница советует разнообразить пространство двора кампуса и насытить его небольшими модульными объектами, способными трансформироваться вместе с потребностями студентов. Также, вдохновившись идеей домика на дереве, предлагается построить небольшие экодомики с крышей и 3 стенами для защиты от дождя, снега и ветра. Поднятые над землёй, они будут создавать уютные ячейки для 1-3 человек для отдыха и общения, а «лестница» и сидения для проекта также задуманы модульными и мобильными. Для веселого отдыха предлагается построить «качели» — они создадут настроение и дополнят образ двора.
 
В числе конкурсантов 2018 года были студенты ведущих вузов страны: Московского архитектурного института, МГХПА имени С. Г. Строганова, Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина, Первого московского образовательного комплекса, Национального исследовательского Московского государственного строительного университета, МГАХИ им. В. И. Сурикова, Московского государственного университета геодезии и картографии, РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева, Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московского государственного областного университета, Российского университета дружбы народов, Московского архитектурно-строительного института, Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Государственного университета по землеустройству, Колледж архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26, Колледж архитектуры и строительства № 7, а также студенты Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств и Новгородского государственного университета.
 
Ниже мы публикуем проекты призёров конкурса с текстами конкурсных эссе «Чего не хватает студентам в пространстве нашего кампуса для того, чтобы с комфортом общаться и учиться» и рядом дополнительных материалов из альбомов проектов.
 
 
 

1-е место. Авторский коллектив: Анастасия Николаевна Гаврюшина, Марьяна Кирилловна Крылова (выпускницы МАрхИ)

Место проектирования: МАТИ

 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
 
 
Текст эссе
 
В стремительно развивающемся мире постоянно требуется балансировать на грани между сохранением исторической застройки учебных заведений и созданием нового современного пространства, которое будет адаптировано под нужды образовательного процесса. К тому же это касается всех образовательных сооружений с любым профильным уклоном, так как быстрое развитие цифровых технологий и появление все новых способов коммуникации между людьми (таких как телефоны, ноутбуки, Gopro и т.д.) объединяет студентов всех вузов вне зависимости от их будущей профессии. Все это подталкивает архитекторов к созданию открытых многофункциональных площадок на территории институтов и университетов, которые смогли бы привлечь внимание молодых людей и помочь им найти новый способ общения между собой.
 
Проблемы такого рода можно решить при помощи благоустроенных рекреационных зон, которые должны находиться в непосредственной близости от места обучения. Такие зоны должны быть открыты как для педагогов, так и для их учеников и обеспечивать не только места для комфортного отдыха и свободного общения, но и должны предлагать виды активной деятельности.
 
Мы предлагаем рассмотреть данную проблему и способы ее решения на конкретном примере. Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ) в самом центре архитектурного ансамбля. Площадь внутреннего двора составляет 6200 квадратных метров.
 
Данная территория была выбрана, так как она находится в самом центре студенческой жизни института. Из любого окна здания открывается чудесный вид на зеленый газон. Однако, на сегодняшний момент, этот большой участок находится в полном запустении. На такую огромную площадь на участке находится всего 4 скамейки и узенькие дорожки, которые не могут разместить более 9500 студентов, не говоря уже о преподавательском составе и гостях университета. 
 
 
Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ) в самом центре архитектурного ансамбля. Площадь внутреннего двора составляет 6200 квадратных метров  Проектируемый участок находится на территории Московского авиационного технологического института (МАТИ) в самом центре архитектурного ансамбля. Площадь внутреннего двора составляет 6200 квадратных метров
 
 
Однако недостатки данной территории можно превратить в ее достоинства. Большое открытое пространство открывает беспрецедентные возможности для проектирования малых архитектурных форм. Необходимые для студенческого кампуса зоны для общения, отдыха, активных игр, работы и прогулок на свежем воздухе — все это можно разместить здесь так, чтобы это удовлетворило потребности всех участников образовательного процесса.
 
В результате тщательного анализа участка проектирования и последующего этапа разработки малых архитектурных форм необходимо получить многофункциональный объект, который бы мог служить навесом, местом для сидения, рабочим пространством и т. д. Реализация проекта должна стоить не более 300000 руб., а сама конструкция должна быть визуально привлекательной и понятной в использовании.
 
Мы хотели, чтобы концепция нашего проекта отражала профиль института, на территории которого мы проектировали наш многофункциональный объект. Как следует из названия, МАТИ — это высшее учебное заведение, готовящее высококлассных профессионалов в области авиации, информационных технологий, аэрокосмических конструкций и т.д. Поэтому в качестве основы нашего модуля использовалась форма турбины самолета.
 
 
турбина самолета
 
 
Основная идея нашего проекта была в том, чтобы создать движущийся объект, который бы мог запустить любой желающий без использования специальных навыков или инструментов. В данном случае мы предлагаем длинный деревянный цилиндр, под которым скрывается пропеллер, позволяющий «турбине» вертеться. Лопасти вращающегося механизма также выполнены из древесины, а несущий каркас предлагается изготовить из алюминия. Конструктивный материал для столь необычной малой архитектурной формы был выбран не случайно, а из-за его особенных эксплуатационно-технических характеристик. Почти все современные самолеты на сегодняшний момент изготовляются из этого «крылатого металла».
 
В нижней части нашего объекта находится большое просторное сидение, округлой формы, диаметром 4100 м. Это место рассчитано сразу на несколько человек, так чтобы они могли им пользоваться одновременно друг с другом. Здесь удобно рисовать, чертить, работать обсуждать курсовые проекты и прочее. От выпадения случайных осадков студентов сможет защитить все тот же деревянный цилиндр. С одной стороны он расположен достаточно высоко, чтобы людям было удобно пользоваться сиденьем, а с другой он будет работать, как купол, надежно укрывающий всех от дождя и снега.
 
Как уже говорилось ранее, основными материалами являются древесина и алюминий. Жестко закрепленный металлический каркас обшит специально обработанной древесиной. Жесткая заделка несущей опоры выполняется с помощью бетона М 150 (уровень заливки бетона — 1200 от точки нуля). Движение металлического каркаса обеспечивается с помощью шарикового подшипника качения и конической прямозубной шестерней. Положение лопастей крыльчатки меняется при движении скамейки круглой формы вокруг своей оси.
 
В первоначальном плане реализации данного проекта предлагается установить три динамических объекта, на благоустроенном участке (в дальнейшем, это число можно увеличить). Мы предлагаем полностью избавиться от четко организованных пешеходных дорожек, и заменить их на свободную пространственную композицию из простого мощения и зеленых клумб.
 
Продуманный план озеленения участка предусматривает возможность посадки как больших, так и малых растений, в том числе: деревьев, кустарников, цветов, трав и т.д.
 
Итоговая композиция проекта выглядит следующим образом:
 
1-е место. Авторский коллектив: Анастасия Николаевна Гаврюшина, Марьяна Кирилловна Крылова (выпускницы МАрхИ) Место проектирования: МАТИ
 
 
Можно с уверенностью сказать, что предложенное решение отвечает всем требованиям, предъявляемым к конкурсной работе, в том числе:
  • функциональность;
  • очевидность использования;
  • узнаваемость, яркий образ;
  • эстетическая привлекательность;
  • экологичность используемых материалов;
  • простота конструкции;
  • вандалоустойчивость;
  • отсутствие необходимости постоянного ухода;
  • возможность быстрой реализации.
 
Однако данный проект также и разрабатывался с целью создать новое представление о возможностях архитектуры малых форм, доказать, что самые необычные решения могут привлечь необходимое внимание и стать новым источником для вдохновения. Деревянные турбины должны напомнить студентам, что на территории своего вуза они проектируют не просто самолеты, а пространство для комфортного перемещения, а, возможно, и жизни над землей. Такой необычный взгляд на дворовую территорию мог бы вдохновить молодое поколение инженеров на проектирование новых современных самолетов. 
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ. Генплан
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ. Планы, разрез, аксонометрия МАФ
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
 
 
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
1-е место. А. Н. Гаврюшина, М. К. Крылова. Место проектирования: МАТИ
 

 

 

2-е место. Олег Валерьевич Чедия (студент РАНХиГС)

Место проектирования: РАНХиГС

 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
 
 
Текст эссе
 
Территория нашего института довольно маленькая и очень уютная, но есть несколько средовых проблем. Одна из основных проблем на данный момент — это то, что интерьер совсем не связан с двором, а двор хорош. Наше кирпичное здание института построено в 1905г, высокие потолки, огромные коридоры и окна, вы представляете какой там внутренний двор? Но он, к сожалению, пустует из-за отсутствия там минимальных удобств.
 
Я считаю, что не хватает зелени и воздуха. Не так давно на Пречистенской набережной, около нашего института, появились реденькие, молодые деревья, а долгие годы их там вообще не было, ведь дерево не только воздух фильтрует, зимой например идти по набережной Москвы реки холодновато. Теперь, со временем, когда они подрастут, будет теплее. Причина в недостатке воздуха так же заключается в недостатке мест для курения. Иногда, в хорошую погоду, очень хочется выйти подышать, у нас не получается. Во внутреннем прекрасном и атмосферном дворе присесть негде, а на стороне Москвы реки, где вход и скамья, у людей перекур и машины шумят. Воздуха нет не только физически, но и эмоционально. И я никого не осуждаю, люди будут курить и сейчас и потом, надо просто уметь организовывать городское пространство для всех, а в институтах особенно. Еще не хватает новых современных подходов к организации учебной деятельности. Студенты творческих направлений очень часто страдают из-за бюрократии в вузах, например от людей, которые распоряжаются аудиторным фондом, которые не понимают, что живопись нельзя провести в компьютерном классе, а тем более — наоборот. А как было бы здорово заниматься, хоть иногда под открытым небом, задумываюсь я.
 
Подведу итог. Я думаю, что в каждом учебном заведении, должно быть тихое зеленое место под открытым небом, в идеале при желании, трансформируемое в зелёную аудиторию. 
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Визуализация
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. План. М 1:50
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Фасад. М 1:50
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Аксонометрия
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Конструкция сидений
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Материалы сидений
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Конструкция и материалы тента
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Фотофиксация
 
 
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. О. В. Чедия. Место проектирования: РАНХиГС. Скетч
 

 

 

2-е место. Авторский коллектив: Рамзия Масхутовна Хайрутдинова и Ирина Рустамовна Талибова (студентки РАНХиГС)

Место проектирования: РАНХиГС

 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
 
 
Текст эссе
 
В настоящее время Президентская академия — крупнейшее учебное заведение в России, которое представляет собой целую образовательную систему, объединяющую несколько крупных институтов. В Академии осваивают самые разные профессии — от международного менеджера до дизайнера. По всей стране в ее стенах проходят обучение более 180 тысяч человек. Совокупные площади филиальной сети РАНХиГС превышают 45 га, а Московский кампус насчитывает свыше 35 га территории. И хотя главный кампус академии является лишь вершиной айсберга образовательной системы, даже его территория имеет достаточно проблем, на которые стоит обратить внимание.
 
Несмотря на большую площадь, открытое пространство студенческого городка достаточно однообразно в способах использования. В нем отсутствует внятное функциональное зонирование пространства и нет мест, где как студенты, так и педагоги могли бы проводить свободное от занятий время. К тому же, благоустройство территории кампуса плохо приспособлено к нашему климату — на ней не хватает крытых зон, обеспечивающих защиту от дождя и снега. Поэтому, несмотря на интенсивность движения людей по территории кампуса, они не стремятся долгое время проводить на улице.
 
Кампус не наделён узнаваемым знаковым образом, от которого зависит уровень привлекательности вуза для абитуриентов и соискателей. Его внешний облик, хотя и вполне приличный для своего времени, постепенно теряет актуальность, узнаваемость и оригинальность. В преображении территории академии и формировании ее фирменного стиля огромную роль могут сыграть многофункциональные общественные площадки, предназначенные для разных видов деятельности и, кроме того, несущие в себе определенный визуальный образ.
 
Помимо удобств и разнообразия времяпрепровождения, студентам зачастую недостает психологического комфорта. Многие из них испытывают стресс по разным причинам: переезд, резко расширившийся круг знакомств, новый формат обучения и ускорившийся ритм жизни, а также смена масштабов пространств. Меняется и пропорция частного и общественного пространства: «домашнее» сжимается до размера комнаты в общежитии, которая сама по себе не всегда уютна, в то время как общественного, наоборот, становится очень много.
 
Из этого следует, что на территории кампуса не хватает такого пространства, которое одновременно напоминало бы о доме и вызывало ощущение уюта, было бы «другим» по отношению к окружению и позволяло бы иногда «остановиться» в суете учебных будней.
 
Результатом работы над проектом, который должен удовлетворять вышеперечисленным условиям, стал «Дом под звездным небом», который отсылает зрителя к архетипической форме дома. Он ставит в тупик «перевернутостью» своей формы, оказываясь своего рода коаном для тех, кто видит его впервые. Получается объект-парадокс: дом там, где его быть не должно. Глухие плоскости — там, где должны быть проемы. Воздух — там, где должны быть стены. И оказавшись внутри, человек как будто попадает в иное пространство и время: из города — домой, из дня — в ночь (хотя, конечно, день никуда не денется — но здесь важно скорее ощущение, чем буквальный переход).
 
Такое пространство не только наделит участок функцией, но и оживит его, станет популярным местом для встреч. Образ такой площадки вернет студентам ощущение домашнего уюта, среда станет «дружелюбной», спровоцирует живые коммуникации между студентами и преподавателями. «Дом под звездным небом» откроет новый, свободный формат обучения и саморазвития, а также просто сделает нахождение на свежем воздухе приятнее, удобнее и продуктивнее.
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Территория
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Проблемы выбранной зоны
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Скетчи
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Оборудование
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Оборудование
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Оборудование
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Оборудование
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Оборудование
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. План
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Фасады
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Визуализация
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Визуализация
 
 
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС
2-е место. Р. М. Хайрутдинова, И. Р. Талибова. Место проектирования: РАНХиГС. Визуализация
 

 

 

3-е место. Полина Сергеевна Турищева (выпускница МГХПА им. С. Г. Строганова)

Место проектирования: МГХПА им. С. Г. Строганова

 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
 
 
Текст эссе
 
Здание МГХПА им. С. Г. Строганова встречает гостей величественным и немного строгим фасадом: украшенный шестиколонным портиком со скульптурами и увенчанный треугольным фронтоном, он задаёт настроение всему старому корпусу.
 
Но и внутренний двор, в принципе оснащённый для отдыха, кажется из окон главного холла холодным и строгим. Даже летом там редко можно встретить студентов, небольшое оживление вызывает лишь защита проектов кафедры мебели, когда студенты и преподаватели самостоятельно собирают временную сцену и оформляют двор. К сожалению, эта практика не распространяется на другие кафедры, и большую часть времени двор пустует.
 
Очевидно, что у такого большого открытого пространства есть потенциал. Если сделать двор интереснее и привлекательнее, он непременно наполнится движением и постоянной активностью. Кроме защиты проектов, можно организовывать наброски, мозговые штурмы, встречи с интересными людьми, лекции (например, по экологическому дизайну), проводить мастер-классы, даже устроить небольшой коворкинг. Не всегда в наших аудиториях есть место для масштабных проектов, во дворе же можно спокойно отойти от работы, взглянуть на общий объём, а также подойти с любой стороны, не мешая однокурсникам.
 
Весной или ранней осенью, когда погода совсем летняя, бывает сложно сосредоточиться на работе в большом зале. В таком случае можно организовать занятие на открытом воздухе, разнообразить жизнь трудолюбивых студентов и привлечь остальных.
 
Сейчас во внутреннем дворе есть только уличные скамьи, урны, ухоженный газон и несколько декоративных объектов. Высокие деревья и несколько кустарников делают пространство уютнее, однако этого недостаточно.
 
Я предлагаю не изменять общую планировку двора, но дополнить его яркими элементами, сделать зеленую зону уютнее и привлекательнее.
 
В первую очередь я хочу разнообразить это большое пространство и насытить его небольшими модульными объектами, способными трансформироваться вместе с потребностями каждой группы студентов или одного индивида. 
 
За единицу модуля предлагаю брать куб 350 мм на 350 мм, это на 100 мм ниже обычного стула, но при построении нескольких уровней конструкция не будет смотреться слишком крупной. К тому же чаще всего на занятиях студенты не пользуются столами, а пишут и рисуют на планшетах или мольбертах, поэтому и в своём проекте я делаю упор на места для сидения. Однако модуль 2×2, имеющий 2 рабочих поверхности, можно поставить на бок и получить столик высотой и длиной 700 мм, а шириной 350 мм, что позволит даже работать за ноутбуком.
 
Каркасом конструкции послужит стальной нержавеющий профиль 40 мм, дополненный листами экологичной влагостойкой фанеры или даже старыми художественными планшетами и подрамниками, которые каждый год десятками вывозятся из академии. Благодаря вторичному использованию планшетов можно также позволить студентам расписывать и некоторые сооружения, не волнуясь о тратах на новые материалы.
 
Кроме того, так как основу планшетов составляет фанера или оргалит и дерево, они не реагируют с лаками и красками, поэтому я предлагаю сделать зону безопасной покраски макетов и моделей в углу двора. Многим студентам просто негде воспользоваться аэрозольными красками и лаками в стенах академии, во дворе на асфальте это, естественно, запрещается, а делать это можно лишь на открытом воздухе. Поэтому я предлагаю сделать на асфальте подложку 3000 мм на 2000 мм из старых планшетов, чтобы все были довольны.
 
Вдохновившись идеей домика на дереве, я предлагаю построить небольшие экодомики с крышей и 3 стенами для защиты от дождя, снега и ветра. Поднятые над землёй на 1050 мм, они будут создавать уютные ячейки для 1-3 человек для отдыха и общения, а «лестница» и сидения также будут модульными и мобильными. 
 
Зимой я предлагаю хранить небольшие квадратные подушки для модулей внутри здания, возможно на выходах во внутренний двор. Так они не будут отсыревать и смогут привлечь большее количество студентов во двор зимой.
 
Кроме того, я предлагаю приобрести 2 или 3 уличных обогревателя (Sundays PH08-SS), они недорогие, автономные и безопасные, очень популярны в кафе и торговых центрах в зимнее время года. Это будет отличным решением для внутреннего двора, они выделяют достаточно тепла и создают уютную атмосферу.
 
 
Также я предлагаю использовать модули в качестве стендов для выставки работ студентов кафедр керамики, стекла, скульптуры и металла. К сожалению, студентам обычно некогда познакомиться с деятельностью других кафедр. Почему же не устроить временную или постоянную выставку лучших работ во дворе? Керамика, стекло и металл отлично дополнят образ зеленого пространства для студентов-дизайнеров, а возможно и привлекут новых абитуриентов. А летом можно выставлять на подиумы комнатные растения.
 
Для самого беззаботного и веселого отдыха я предлагаю построить «качели» вокруг одного из деревьев, их каркас так же будет металлическим профилем, а в основе — тот же объём 350 на 350. Вдохновившись проектом WMB Studio — аванпостами вдоль замёрзшей реки Торонто, переделанными в качели, я предлагаю похожее устройство: на поперечных металлических балках закрепить брезент или плотную ткань как самое экологичное решение. Такие качели не будут раскачиваться сильно, но создадут настроение и дополнят образ двора.
 
Дополнительным цветом предлагаю взять красный, так как сочетание прямоугольных форм и ярких цветов отсылает к истории нашей академии: когда зарождались архитектура и дизайн ХХ века, Строгановка была в авангарде революционных поисков новых методов преподавания. Во времена ВХУТЕМАСа здесь преподавали мэтры русского авангарда: Мельников, Родченко, Татлин, Кандинский, и именно на идее конструктивизма основан данный проект.
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. История
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Анализ внутреннего двора
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Идея
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Модули
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Экодомик, качели
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Эскизы
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Визуализация
 
 
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА
3-е место. П. С. Турищева. Место проектирования: МГХПА. Визуализация
 


 

 

Информация о конкурсе

  • Официальный сайт конкурса: эко-конкурс.рф
  • Время проведения конкурса: с 17 июля по 7 октября 2018 года. 
  • Заказчик конкурса: Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
  • Организатор конкурса: Агентство Media Best Solutions.
  • Куратор конкурса: Сурманидзе Д. Э. — эксперт, урбанист, аналитический центр правительства Московской области, директор департамента проектного развития территорий.
 
Состав жюри конкурса:
  • СОНИН П. А. — член Союза московских архитекторов, руководитель Молодежного объединения Союза московских архитекторов, основатель Архитектурного коворкинга в Центральном доме архитектора (председатель жюри);
  • МЕЛЬНИКОВ С. А. — заместитель руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; 
  • СОСНИЦКАЯ О. А. — заместитель начальника Управления особо охраняемых природных территорий Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы; 
  • АСАДОВ Н. А. — архитектор, соучредитель агентства развития городов «Точка роста», лауреат премии Правительства Москвы 2015 года за лучший проект комплексного благоустройства природных и озелененных территорий города Москвы; 
  • ВАСИЛЬЕВ Г. И. — генеральный директор ЗАО «Завод игрового спортивного оборудования»;
  • ГУДКОВ К. — архитектор, архитектурное бюро Megabudka; 
  • ИВАНОВСКАЯ Н. Е. — архитектор, член Международной ассоциации «Союз дизайнеров», член Международной ассоциации Трансперсональной психологии, автор направления «Антропологический дизайн»;
  • БЕЛОВ А. Ю. — архитектор, партнер архитектурного бюро «ВЕЩЬ!»;
  • БАРСЕГЯН К. Т. — архитектор компании SYNCHROTECTURE.
 

26 октября 2018, 22:51 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий