наверх
 

Ретабло: искусство художественных жертвоприношений

Обычай торжественных и кровавых жертвоприношений с течением времени как-то выродился. Никто не приносит больше в благодарственную жертву богам сотни тучных тельцов на всесожжение, не принято. Такой вот у нас сейчас толерантный, но одновременно гуманный и добрый мир. Но, так или иначе, христиане и все остальные конфессии  благодарят своего Бога за ежесекундную помощь и поддержку.

Представьте себе, что вы идёте пьяный ночью домой по тёмной улице, и тут видите толпу гопников, человек так 7—8, спешащих к вам слева, и явно не с намерениями расспросить об исходе недавнего матча ЦСКА—Спартак, а справа едет полицейский «бобик», и сидящие там стражи порядка явно уже успели заприметить вашу нетвёрдую загзагообразную походку. Вы останавливаетесь и только шепчете одними губами строчки из 22-го псалма царя Давида: «Господь - Пастырь мой. Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох - они успокаивают меня. Ты приготовил предо мною трапезу в виду врагов моих; умастил елеем голову мою; чаша моя преисполнена». И тут, ВНЕЗАПНО, полиция из «бобика» замечают гопников, на которых у них есть свежая ориентировка и на газах едут к ним, а гопники убегают за горизонт в страхе и смятении. И вы в темноте и тишине, спокойно и благополучно, целым и невредимым добредаете до своего подъезда. И душа ваша преисполняется благости, из глаз льются слёзы. И вы говорите: «спасибо тебе, царь Давид, в благодарность за своё спасение я сделаю...» А что, что вы такое можете сделать хорошего для царя Давида?
 
А любой добропорядочный католик из Перу или Мексики совершенно точно знает, что нужно сделать в этой ситуации. «В благодарность за своё спасение, — говорит он, — я сделаю тебе ретабло, царь Давид». И тут же, не сходя с места даёт обет сделать это самое ретабло.
 
И прежде чем мы тут будем определять ретабло, разделять его на форму и содержание, сразу с ходу приведём несколько примеров. Seeing is believing, как мудро говорят несчастные англосаксы, завоёванные в незапамятные времена норманнами:
 

Однажды во время долгого пути я остановился на ночёвку в горах и в свете луны увидел ведьм, летящих в сторону Катемако. Благодарю Святые Дары, что они не заметили меня и не заколдовали.
 
Мне постоянно снились кошмары с гадкими демонами и мраком, окружающим меня. Я стала молиться своему Ангелу-хранителю, и однажды ночью мне приснилось, как из темноты появился ангел с мечом в левой руке. Он разрубил им темноту, и начало светать. Демоны, попавшие врасплох, бросились прочь из-под моей кровати и испарились. Благодарю Ангела-хранителя, потому что после той ночи мне снятся только счастливые и светлые сны.
 

Мой муж Хосе Хуан был лунатиком. Поскольку спал он голым, то в таком же виде по ночам убегал плясать в кукурузное поле. Я очень боялась, что с ним может что-нибудь случится или что он добежит до деревни и люди увидят его голым. Мне даже было стыдно просить помощи у святых. Тогда я помолилась Святой Лусии, поскольку у неё нет глаз и она не может видеть моего мужа. И она сотворила чудо: Хосе Хуан теперь не убегает по ночам, а спокойно спит.
 
Большое количество замечательных латиноамериканских ретабло можно посмотреть в специализированном жж-сообществе retablos, откуда мы и взяли наши примеры.
 
Как вы уже могли догадаться, ретабло это такой художественный жанр народного католицизма — картинка, посвящённая святому или какой-либо Божественной ипостаси в благодарность за спасение/решение проблемы. Любое ретабло включает 3 обязательных элемента:
1) изображение проблематичной/опасной ситуации;
2) святого или самого Бога, вмешавшегося, чтобы спасти имярека;
3) надписи с описанием потенциально трагичных событий и благодарностью за сверхъестественное вмешательство.
 
Ретабло — редуцированная форма жертвоприношения за Божественную помощь. Обет о рисовании ретабло может быть дан как в преддверии опасных событий, так и постфактум. В Латинской Америке ретабло традиционно рисуется на листе жести самого различного формата (например, 8х5 дюймов). Но может быть использован и любой другой материал — дерево, ватман, картон. Рисуют ретабло, конечно, не сами спасённые, их заказывают художникам, специализирующимся на рисовании ретабло. Когда ретабло готово, его относят в любимую католическую церковь и выставляют в специально отведённом для них месте.
 
Попытки перенести латиноамериканские католические ретабло на русскую православную почву уже предпринимались отдельными энтузиастами, но, насколько мы могли видеть, безуспешно. Не хватало или художественного мастерства, или специфического свойсвенного ретабло задора-настроения, или не выдерживался сам формат — исключался какой-либо из трёх обязательных элементов ретабло.
 
Портал tehne.com решил поправить ситуацию. Мы адаптировали, ассимилировали ретабло для русского человека, и предлагаем нарисовать его в лубочном стиле, на оберточной бумаге. Ретабло по русски рисует замечательный художник Денис Дьяченко.
 
Ретабло нарисован на прессованной обёрточной бумаге A4 формата акварелью, тушью и белилами. 
В качестве недостатка этого ретабло можно только отметить, что в подписи имеется указание на повторяющееся событие, а ретабло традиционно изображает уникальную единичную ситуацию, спасению из которой оно и посвящено.
 
Способствуйте появлению русских ретабло! Попадая в опасные ситуации, обращайтесь к Богу и святым, спасайтесь благодаря им и давайте обет нарисовать ретабло, по символической цене 1000 (одна тысяча) рублей! И да пребудет с вами пресвятая Дева Мария Гваделупская!
 
Заявки на ретабло с описанием опасной ситуации и указанием святого покровителя, спасшего вас, направляйте по адресу [email protected].

17 мая 2012, 17:28 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий