наверх
 

Итоги конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах

Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах.
Фото: А. Н. Зорин
 
 
18 августа 2024 года была завершена регистрация участников Всероссийского конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в г. Чебоксары. Было зарегистрировано 33 участника из 13 регионов России. В номинации «Профессионалы» зарегистрирован 21 участник, в номинации «Студенты» — 12.
 
География регистраций по регионам:
  • Алтайский край — 2
  • Башкортостан — 3
  • Ивановская область — 2
  • Калининградская область — 1
  • Калужская область — 1
  • Луганская Народная Республика — 1
  • Москва — 9
  • Республика Тыва — 1
  • Ростовская область — 1
  • С.-Петербург — 4
  • Татарстан — 2
  • Челябинская область — 2
  • Чувашия — 4
20 августа был завершен прием работ. Всего на конкурс поступило 12 работ. Из них 2 работы получили статус «вне конкурса», 1 работа была снята с конкурса в связи с неуникальностью предложенного мемориального комплекса.
 
В результате рейтингового голосования жюри определило победителя и призеров Конкурса.
 
 
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах.
Фото: Администрация города Чебоксары
 
 
Первое место занял конкурсный проект под девизом 156890, разработанный авторским коллективом в составе: Цхурбаев Олег Андреевич, скульптор (г. Москва) и Ибрагимов Альфред Лукманович, архитектор (г. Чебоксары, Чувашская Республика).
 
Второе место занял конкурсный проект под девизом GAPUM, разработанный Государственным бюджетным учреждением «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (г. Москва). Авторский коллектив в составе: Дедков Артём Геннадьевич, первый заместитель директора — главный архитектор (руководитель авторского коллектива); Коршаков Иван Федорович, начальник мастерской; Гук Алексей Иванович, главный специалист; Попов Максим Сергеевич, ведущий архитектор; Акопян Сильва Айказовна, архитектор.
 
Третье место занял конкурсный проект под девизом: ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ, разработанный ООО «ЭЛЕМЕНТ» (г. Санкт-Петербург). Авторский коллектив в составе: Болвин Михаил Владимирович, директор по проектам (руководитель авторского коллектива); Попов Михаил Викторович, художник-скульптор; Осипчук Ирина Сергеевна, генеральный директор.
 
Лауреатом конкурса в номинации «Студенты» стала конкурсная работа под девизом 1609198524, разработанная авторским коллективом в составе: Галимова Лилия Рифатовна (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина Аделина Айратовна (студент КГАСУ, Казань, Республика Татарстан).
 
 
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах.
Фото: Администрация города Чебоксары
 
 
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах.
Фото: Администрация города Чебоксары
 
 
Заседание жюри конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах
Часть экспозиции работ конкурса концепций мемориала памяти погибших в ходе СВО и благоустройства мемориального парка «Победа» в Чебоксарах.
Фото: Администрация города Чебоксары
 
 
Напоминаем, что открытый всероссийский конкурс на лучшую архитектурную концепцию мемориала памяти погибших в ходе специальной военной операции и благоустройства территории мемориального парка «Победа» в г. Чебоксары был объявлен 10 июня 2024 года. Заказчик конкурса — Управление архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары.
 


 

 

Первое место. Проект под девизом 156890

Авторский коллектив в составе: Цхурбаев Олег Андреевич, скульптор (Москва) и Ибрагимов Альфред Лукманович, архитектор (Чебоксары)

 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Из пояснительной записки к проекту
 
Мемориал участникам специальной военной операции (СВО) должен стать важным символом мужества и героизма защитников Отечества. Он должен служить напоминанием о том, что многие люди, проявляя смелость и самоотверженность, готовы защитить свою страну и её жителей от угроз.
 
Такой памятник может включать в себя символику, отражающую сложные реалии современного мира, а также посвящённые конкретным событиям и лицам, которые стали примерами в борьбе с фашизмом и экстремизмом. Важно, чтобы он стал местом памяти и уважения к тем, кто отдал свою жизнь или здоровье за защиту родины, а также местом объединения и патриотического воспитания подрастающего поколения.
 
Для размещения мемориала, посвященного памяти погибших в ходе специальной военной операции, выбрана площадка на территории мемориального парка «Победа». Парк «Победа» имеет сложившуюся планировочную структуру, систему пешеходных связей и площадок, на которых в настоящее время размещены мемориальные композиции, посвящённые различным событиям и направлениям, а также военная техника. Главной композиционной доминантой является Монумент Воинской Славы, включенный в реестр ОКН регионального значения.
 
Площадка хорошо просматривается и имеет пешеходные связи с основных пространств парка — Монумента Воинской Славы, Храма-Часовни Иоанна Воина, Монумента Строителям Безмолвных рубежей (перспектива). Площадка имеет перепад земли 1-1.5м
 
Все эти условия определили объёмно-планировочное решение монумента.
 
Проектом предлагается как основной элемент трехфигурная скульптурная композиция воинов в современной военной экипировке, с оружием и знаменем Победы в руках. Данная композиция символизирует ТОРЖЕСТВО НАШЕЙ ПОБЕДЫ, НАДЕЖДУ НА НЕДОПУСТИМОСЬ ВОЙН, ГОРЕЧЬ УТРАТ... Фигуры воинов расположены на наклонной площадке, что создает хорошую просматриваемость и глубину композиции. Расположение композиции по сторонам света обеспечит хорошую освещенность в разное время года.
 
Дополнением, фоном для фигурной композиции являются квадратные в плане призмы-стелы (1,5×1,5) усеченные на разной высоте под разными углами символизируют огонь, пламя, в ортогональной проекции «собираются» в символическую звезду.
 
На вертикальных плоскостях крайних элементов размещаются тексты-посвящения. На наклонных плоскостях возможно размещение изображений боевых действий и военной техники с применением технологии перфорирования.
 
Материал фигурной скульптурной композиции — бронза, постамент — натуральный камень.
 
Материал вертикальных элементов — КОРТЕН-СТАЛЬ, широко применяющаяся в интерьерах, отделке фасадов, монументальных композициях, малых архитектурных формах. Данный материал заложен в Мемориальную композицию «Строителям безмолвных рубежей». Авторы видят в этом элемент комплексного решения двух мемориальных площадок.
 
Так как территория монумента имеет перепад высот 1—1,5 м, предлагается выполнить площадку, с применением подпорных стенок в 2 уровня. 1-й уровень, где непосредственно располагается монумент и 2-й уровень, где в перспективе возможно размещение Мемориальных Досок с именами героев. Предлагаются пешеходные связи ведущие на 2-й уровень, в обход, непосредственно с лестницы Монумента Славы и площадки мемориала «Строителям безмолвных рубежей». Пространства, образуемые между основной площадкой и пешеходными связями, предлагается выполнить в виде цветников. Покрытие площадки — гранитная брусчатка — 100 мм, на перепадах высот выполнить ограждение в виде стенок, облицованных гранитной плиткой, возможно применение легких металлических ограждений.
 
Для усиления эмоционального воздействия необходимо выполнить подсветку монумента, не нарушающую общую концепцию освещенности парка.
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
Первое место. Проект под девизом 156890. Авторский коллектив в составе: Цхурбаев О. А. (Москва) и Ибрагимов А. Л. (Чебоксары)
 
 
 


 

 

Второе место. Проект под девизом GAPUM

ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)

Авторский коллектив в составе: Дедков Артём Геннадьевич, первый заместитель директора — главный архитектор (руководитель авторского коллектива); Коршаков Иван Федорович, начальник мастерской; Гук Алексей Иванович, главный специалист; Попов Максим Сергеевич, ведущий архитектор; Акопян Сильва Айказовна, архитектор

 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Из пояснительной записки к проекту
 
Мемориальный парк« Победа» в Чебоксарах расположен на высоком берегу р. Волга. Это уникальное место с широким обзором на залив, заволжские просторы и видом на город. Основной вход в парк находится со стороны ул. Зои Яковлевой. В соответствии с приложением 1 к постановлению № 2423 от 05.07.2023 г. в планах на будущее предусматривается спуск к набережной с северной стороны и зоне многофункциональной застройки с северо-западной.
 
Площадь мемориала памяти сражавшимся в СВО находится у подножья холма, где располагается «Монумент в честь воинов-чебоксарцев, погибших в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Проектируемая площадь имеет свободную коммуникацию с парком через существующие дорожки.
 
На территории памятного пространства парка «Победа» вознесен мемориал участникам СВО. Архитектурное решение сосредоточено на простоте и сдержанности.
 
Основными материалами выбраны бетон и металл. Бетонные плиты, словно фундамент нашей истории, придают месту устойчивость и прочность, а медные листы будто гладкий шелк обволакивают рельефы, обеспечивая визуальное спокойствие и защищенность, добавляя пространству мягкую динамику за счет игры света, отражающегося от их поверхности.
 
Чистые, плавные линии создают ощущение умиротворения, отвлекая от внешнего мира и позволяя сосредоточиться на внутренних переживаниях.
 
Простота форм намеренно избегает излишеств, подчеркивая важность момента. Каждая форма и линия аккуратно выстраивают пространство для глубоких размышлений, передавая важность сути, а не внешних украшений.
 
Центральная ось — искусственно созданный ручей с пешеходными дорожками по обе стороны берет начало от площади, где располагается памятник строителям безмолвных блиндажей, и тянется к территории проектируемого мемориала. Ось, соединяющая две эти локации, символизирует течение жизни и завершается ее воплощением — отдельно стоящим деревом посреди площади мемориального комплекса.
 
Все архитектурные формы органично вписываются в ландшафт и не ограничивают сценарии времяпрепровождения на территории парка и мемориала. В двух из них располагаются павильоны с залом славы и памяти павших в СВО и иммерсивным пространством, где посетители могут погрузиться в события СВО и ей предшествующих, понять их значимость и сделать выводы для будущего.
 
По территории всего парка и мемориального комплекса расставлены светильники из металла цвета меди. Сливаясь с природным ландшафтом, они теряются между стволами деревьев, освещая пространство вокруг.
 
Зал славы и памяти воинам окружен строгими бетонными стенами и погружен в атмосферу молчаливого уважения. В центре этого пространства находится водоем, его спокойная поверхность отражает свет и заполняет все вокруг умиротворением.
 
Световой колодец в потолке [зала славы и памяти] является не только архитектурным решением, благодаря которому освещается пространство, но и символизирует связь между небом и землей, передавая ощущение бесконечности, высоких идеалов и надежды.
 
На бетонных стенах выгравированы имена тех, кто посвятил свою жизнь защите Родины, и каждая буква отдается эхом в тишине. Здесь пространство и время сливаются воедино, призывая к остановке и диалогу с исторической памятью.
 
Мемориал служит важным образовательным центром, позволяющим молодому поколению узнать о нашей истории и истинных ценностях, за которые боролись и борются их предки.
 
Центральный элемент мемориала — сосна Ватерери. Это вечно зеленое дерево обладает пышной зонтичной кроной, укрывая и защищая посетителей мемориала от зноя и непогоды своими раскидистыми ветвями.
 
Максимальная высота, на которую растет сосна Ватерери — 6 м. Дерево морозостойкое и медленнорастущее, за год оно прибавляет в высоту 10 см, что сохранит заложенные в проектировании мемориала пропорции вне зависимости от года жизни сосны.
 
Внизу, у подножья мемориала, простирается яблоневый сад, а вдоль дорожек у искусственного водоема — ива Булата.
 
Мемориал становится площадкой для диалога и единения, позволяя людям находить точки соприкосновения, создавая атмосферу взаимопонимания, побуждая помнить о тех, кто со стойкостью и мужеством отстаивает нашу культуру, ценности, суверенитет и самоидентичность.
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
Второе место. Проект под девизом GAPUM. ГБУ «Главное архитектурно-планировочное управление Москомархитектуры» (Москва)
 
 
 


 

 

Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ

ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)

Авторский коллектив в составе: Болвин Михаил Владимирович, директор по проектам (руководитель авторского коллектива); Попов Михаил Викторович, художник-скульптор; Осипчук Ирина Сергеевна, генеральный директор

 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Из пояснительной записки к проекту
 
Формирование мемориала «ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ» представляет собой символичное архитектурное выражение. В качестве главной доминанты и центром площади стоит сложенный из 4-х стел обелиск. Воплощая динамику и неуклонное стремление вперёд каждая из стел располагается на разном уровне, создавая свою уникальную геометрию.
 
В самом сердце площади мемориала «Движение к победе» возвышается шпиль, увенчанный гербом — мощным символом государства и центральной фигурой исторического процесса современной России. Этот элемент иллюстрирует идею, что все регионы страны, включая те, что присоединились к России после референдумов в ходе СВО, стремятся к единому центру, объединённые общей историей и судьбой. Четыре стелы обелиска символизируют эти регионы, их движение к интеграции и укреплению единого государственного организма. Каждая стела, поднимаясь на различную высоту, отражает уникальный путь каждого региона к этому единству, подчёркивая их важность и вклад в формирование современного государственного облика.
 
У основания обелиска, как символ несгибаемого духа и патриотизма, воздвигнута скульптура русского солдата, который с гордостью держит победное знамя. Его взгляд устремлён в сторону Запада, в направлении, которое указывает женщина-мать с монумента Великой Отечественной войны. Это направление символически важно: именно оттуда началось наступление врага в 1941 году и оттуда пришло страдание для народа Донбасса в современной истории.
 
Центральное монументальное действие мемориала «Движение к победе» развертывается на малой кольцевой площади, где композиция разноуровневых колонн создаёт визуальное и символическое ограждение. Вдоль границы этого кольца размещены колонны различной величины: на средних колоннах представлена мемориальная информация о погибших участниках СВО, на меньших — барельефы, иллюстрирующие ключевые события, предшествовавшие СВО, и значимые моменты, наступившие в ходе конфликта. По внешней границе всей площади располагается с одной стороны ряд с крупными колоннами, каждая из которых посвящена отдельному роду войск армии РФ. С другой стороны, за пределами площади, в строгом порядке установлены «зубья дракона» — оборонительные противотанковые сооружения. Эти элементы подчеркивают оборонительный характер действий армии. Расстановка этих сооружений создаёт визуальное и концептуальное продолжение темы защиты, подчеркивая решимость и готовность страны стоять на страже своих интересов и безопасности граждан.
 
Эти колонны и сооружения не только служат носителями информации, но и символизируют защиту и опеку, обрамляя и подчеркивая центральную доминанту площади — образ России. Таким образом, архитектурное расположение колонн не только укрепляет память, но и воплощает идею защиты и единства, объединяя прошлое и настоящее в едином стремлении к будущему.
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
Третье место. Проект под девизом ДВИЖЕНИЕ К ПОБЕДЕ. ООО «ЭЛЕМЕНТ» (С.-Петербург)
 
 
 


 

 

Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524

Авторский коллектив в составе: Галимова Лилия Рифатовна (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина Аделина Айратовна (КГАСУ, Казань)

 
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
 
 
Из пояснительной записки к проекту
 
Основная идея Мемориала — это образ разрушений и памяти потерь, которые всегда несут за собой военные действия.
 
Разрушенные города, жизни, семьи...
 
Каждого из нас затронула специальная военная операция.
 
Мир изменился, Мы изменились.
 
Концептуальное видение Мемориала это три буквы СВО. Расположение букв происходит по периметру гранитной плиты, на которой будут выгравированы имена героев СВО. Объемно-пространственная композиция мемориала работает по четырем сторонам света. Имеет единую форму и образ. Каждый увидит, что-то свое — прицел снайпера или прицел на новую жизнь. Разрушенные дома или восстановление городов. С каждой стороны Мемориала своя история.
 
Буква В имеет горизонтальную линию в виде дрона. Можно подумать о войне дронов, когда много военных задач выполняют именно летающие аппараты. Со стороны буквы О мы увидим окно, происходящих действий или окно в светлое будущее. С другой стороны Мемориала мы увидим РФ, за счет наложения горизонталей и вертикалей от других букв. За счет разных решений четырех фасадов, каждый видит в Мемориале, то, что хочет и может увидеть. Мемориал должен быть целостным и единым памятником на территории парка. Размер Мемориала находится в подчинение доминанты парка и сомасштабен другим памятникам исторических событий.
 
Конструктивные особенности Мемориала — это гранитная плита 2,4×4,1 метра и бетонные буквы с армированием. В ночное время суток имеет подсветку.
 
Общая высота Мемориала — 3 метра.
Строительный объем — 29,5 м³.
 
Концепция развития парка — это единый, тематический и идейный замысел, который имеет обще культурное значение. Память и траурный ритуал всегда остается важным элементом культуры общества. Концепция проекта сохраняет существующую объемно-пространственную структуру и особенности ландшафтного пейзажа. Проект предусматривает экологическую осознанность, обеспечение доступности, комфортности, безопасности, функциональную наполненность, положительное эстетическое восприятие места, разнообразия, грамотную маршрутную карту данной территории. Парк «Победа» должен стать местом тихого отдыха и прогулок, пространством для встреч людей разных поколений, ветеранов исторических событий. В парке предусмотрены зоны тихого отдыха, детская площадка, велодорожки и развитая пешеходная сеть, для пеших прогулок. Проект благоустройства предполагает размещение малых архитектурных форм, таких как: скамейки, урны, теневые навесы, светильники, велопарковки, уличное спортивное оборудование.
 
В проекте предусмотрены зеленые насаждения, где можно отдохнуть от городской суеты, создание тенистых аллей, цветочных клумб и газонов.
 
Парк «Победа» будет наполнен различными видами растительности, такие как: деревья, кустарники, цветы и газоны. Они создадут атмосферу природной красоты и будут способствовать благоприятной атмосфере для отдыха. На территории парка будут широко представлены хвойные деревья и кустарники, а также красиво цветущие многолетние цветы. Вся зеленая группа подбирается с учетом сходства необходимых условий произрастания и ухода.
 
В каждом общественном месте должно присутствовать освещение, которое создает и обеспечивает безопасность людей в темное время суток. Функциональные зоны, такие как детская зона, зона активного и тихого отдыха, универсальная спортивная площадка, будут связаны дорожками для создания композиционной целостности и пространственных связей.
 
Для улучшения городской среды, нужно создать благоприятные условия жизни, в том числе за счет реализации инфраструктурных проектов. В проектном решении мемориального парка «Победа» будут использованы принципы идентичности, доступности, комфорта и безопасности.
 
 
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
 
 
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
 
 
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
Лауреат конкурса. Проект под девизом 1609198524. Авторский коллектив в составе: Галимова Л. Р. (научный руководитель, доцент кафедры РиРАНОА) и Гарифуллина А. А. (КГАСУ, Казань)
 
 
 
 



 

 
Контекст конкурса
 
Обычно мемориальные места обращены к событиям, которые отстоят от нас на некоторое время в прошлое, иногда очень отдаленное. Однако не только прошлое требует осмысления. События, которые происходят вокруг нас прямо сейчас, могут быть столь же значимыми и эпохальными. И средства мемориализации могут помочь людям лучше узнать и понять недавние события, важные проблемы, а также оценить текущие тенденции и новый опыт и знания, которые непосредственно влияют на человеческую жизнь. Такой мемориальный подход может стать не только средством переживания и воспоминания, но и полезным средством обмена информацией, коллективного осмысления и даже призыва к действию.
 
Архитектурный ансамбль Мемориального парка «Победа» в г. Чебоксары за последние четыре десятилетия приобрел не только высокую культурную, но и градостроительную ценность, как бы «суммируя» исторические факты, материализованные в отдельных памятниках событиям и героям, в памятниках-реликвиях, в мемориалах, аллеях и памятных знаках.
 
Здесь в полной мере могут быть использованы различные виды монументального искусства, связанные между собой единым градостроительным замыслом. Они позволят донести до зрителя всю многозначность военной истории, выразить свое индивидуальное отношение к историческому факту.
Мемориальный парк «Победа» в Чебоксарах обнаруживает в своей композиции тенденцию к внутреннему развитию и обогащению первоначально заложенной пластической и архитектурно-пространственной идеи (включение новых по форме и содержанию элементов). «Монумент в честь воинов-чебоксарцев, погибших в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», установленный в 1980 году, стал точкой притяжения новых объектов, количество которых продолжает увеличиваться и по сей день. Участникам конкурса было предложено внести свой вклад в развитие этого мемориального ансамбля.
 
 
Цель и задачи конкурса
 
С 24 февраля 2022 года Вооруженные силы Российской Федерации проводят специальную военную операцию (СВО) по демилитаризации и денацификации Украины. Полномасштабные военные действия не обходятся без потерь и гибель каждого российского военнослужащего — невосполнимая утрата для страны, родных и близких.
 
Предметом настоящего Конкурса является архитектурная концепция мемориала памяти погибших в ходе специальной военной операции (далее — Мемориал) и концепция благоустройства территории мемориального парка «Победа» в г. Чебоксары. Цель Конкурса — выбор лучшего Конкурсного проекта для последующей реализации.
 
Задачи конкурса:
  • увековечение памяти погибших в ходе специальной военной операции;
  • изучение существующей архитектурно-ландшафтной и градостроительной композиции мемориального парка «Победа» и предложение концепции благоустройства его территории с учетом добавления в мемориальный ансамбль двух новых объектов:
    • Мемориала памяти погибших в ходе специальной военной операции и
    • Памятника строителям безмолвных блиндажей Сурского и Казанского оборонительных рубежей;
  • поиск лучшей концепции и композиции Мемориала в архитектурном ансамбле мемориального парка «Победа».
 
 
Жюри конкурса
  • Доброхотов Владимир Анатольевич, Глава города Чебоксары;
  • Ковальчук Андрей Николаевич, председатель ВТОО «Союз художников России», скульптор, Народный художник РФ, академик, член Президиума Российской академии художеств, Лауреат Государственных премий РФ, Премии Правительства РФ, Премии Москвы, заведующий кафедрой «Академическая скульптура» Московской художественно-промышленной академии им. С. Г. Строганова, член Совета при Президенте РФ по культуре и искусству;
  • Корнилов Павел Петрович, заместитель министра строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики — главный архитектор Чувашской Республики, председатель Союза архитекторов Чувашской Республики;
  • Зорин Александр Николаевич, Почётный архитектор Удмуртской Республики, член правления Союза архитекторов России, председатель правления УРООО Союза архитекторов России, директор архитектурного бюро «РК проект»;
  • Шевкунов Данил Владимирович, архитектор, член правления УРООО Союза архитекторов России, директор архитектурного бюро «Архстройинвест»;
  • Алипова Елена Валерьевна, начальник отдела архитектуры, городской эстетики и дизайна управления архитектуры и градостроительства администрации города Чебоксары — главный художник города Чебоксары, член Союза архитекторов России;
  • Нагорнов Владимир Порфирьевич, скульптор, Заслуженный художник России, Народный художник Чувашии (по согласованию);
  • Зотиков Владислав Алексеевич, скульптор, член Союза художников СССР, член Союза чувашских художников, заслуженный художник Чувашской Республики (по согласованию);
  • Протасевич Алена Александровна, член Союза архитекторов России, ранее главный архитектор Чувашской Республики (по согласованию);
  • Цыпленков Владимир Васильевич, архитектор, член Союза архитекторов России, Почетный архитектор Российской Федерации (по согласованию);
  • Ипатьев Александр Витальевич, директор БУ ЧР «Государственный центр по охране культурного наследия» Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела Чувашской Республике (по согласованию);
  • Мамуткин Вениамин Викентьевич, заместитель генерального директора по вопросам архитектуры и градостроительства — главный архитектор АО «Чувашгражданпроект», ранее главный архитектор города Йошкар-Ола и Чебоксары (по согласованию);
  • Маркова Людмила Владимировна, начальник управления культуры и развития туризма администрации города Чебоксары;
  • Ярмоленко Алексей Сергеевич, заместитель директора — главный инженер МКУ «Управление жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» города Чебоксары;
  • Емельянов Виталий Иванович, майор, летчик морской авиации, участник специальной военной операции, доброволец от Чувашии, боец «БАРС 20 «Гром», кавалер медали «За Отвагу».
 



 

 

Благодарим за поддержку информационных партнёров конкурса

 
architime.ru totalarch.com forma.spb.ru
 
theoryandpractice логотип Новосибдом
 

3 сентября 2024, 20:02 8 комментариев

Комментарии

по своей громозкости и нелепости, думаю, что ни один из этих проектов не будет осуществлен, по причине дороговизны. Нарочитая помпезность, и скульптурные группы не имеют авторского подчерка, а больше напоминают типичный халтурный подход к изображению людей в форме, пафоз победы выглядит надуманным и такие варианты уже были. Второй проект напоминает ограждение для забоя скота. Задача арх. расширять пространства, а не сжимать до ущербного, для сознания человека, состояния. Третий проект и лауреата не хочу обсуждать, глупость и повторы, халтура и убогость мысли. Нет свободы, пространства, всё направлено, как усугубить состояние тех кто смотрит или ходит, или ещё хуже кто потерял близких. Нет торжества духа, взлета, гармонии с природой. Одним словом придурь.
Размышляющий о ограждениях для забоя скота, видящий всюду повторы, конечно же мог бы порадовать своих соотечественников своими великолепными идеями, блещущими пространствами, оригинальностью и свободой. От чего же он на деле оказывается мастаком только разве что в том, чтобы увидеть глупость и убогость мысли? Возможно, от того, что по натуре глупость и убогость в чём бы то ни было, видит только тот, кто этими качествами непосредственно обладает. И обусловленность ума такого критика, его чёрствость, вероятно, как раз и схоже с этим самым ограждением для забоя. Творческая энергия данного комментатора, похоже, чудесным образом иссякает на том, чтобы искать недостатки и повторения. Что ж, его критика говорит больше о нём самом, чем о проектах, которые он осуждает.
я участник этого конкурса, надо что бы организаторы огласили весь список. Я член Союза художников Франции и не тебе учить меня как выражать мои мысли. Убогость есть убогость. Я думаю, что народ не примет эти проекты.
Вы забавный)))
Я никого ничему не учил и не собирался, тем более выражать мысли, а вот что касается манер, тут можно было бы что-то и посоветовать… Уважаемый член союза художников Франции, вы под каким девизом участвовали лучше скажите?
Участвовала, жаль, что не прониклись моим видением мемориала...
-Первое место-фигуративная скульптура-скучный и повторяющийся элемент. -Второе место . это абсурд! Сам факт засыпки земли большими объемами, устранения визуальных эффектов с помощью этого огромного забора и строительства этого подвала (в северной части) не имеет смысла! - Третье место: ничего нового. типичный советский памятник. Тяжелый. громоздкий. С фигуративными элементами. В общем, ничего нового не предлагает.
правильно написал!

Добавить комментарий