|
В Ижевске прошла конференция «Материальные носители символического смысла как элементы культуры»
Все фотографии: © Сергей Пахомов
22 августа 2023 года в Доме архитектора Удмуртского отделения Союза архитекторов России инициативная группа «Символ Ижевска» провела научно-практическую конференцию «Материальные носители символического смысла как элементы культуры».
Участники конференции проанализировали феномен возникновения народного архитектурного символа города и особенности его воздействия на ментальность. Особое внимание было уделено ценности архитектурного символа при самоидентификации города и необходимости поддержания в подобающем состоянии здания или его элемента, ставшего символом.
Был отмечен высокий уровень социальной активности ижевчан, когда в апреле этого года оружейники, творческая и техническая интеллигенция выступили с инициативой восстановления башни Главного корпуса Ижевского оружейного завода к 19 сентября — Дню оружейника. Конференция группы наметила дальнейшие планы по просвещению и подъёму городской культуры Ижевска.
Вид на разрушенную башню Главного корпуса Ижевского оружейного завода
Сборник тезисов конференции «Материальные носители символического смысла как элементы культуры» в настоящее время готовятся к публикации. С любезного разрешения организаторов приводим несколько цитат из материалов участников конференции:
З. А. Рюрикова, председатель правления Нижегородского отделения Союза архитекторов России, координатор Института урбанистики, руководитель проектного бюро DA в своей статье поделилась практическими рекомендациями:
«Как закрепляется символика? Сначала из народа произрастает какое-то внимание к объекту. Потом возникает инициативная группа, которая обращается к власти с призывом закрепить статус, запускается процедура, и процесс начинает идти. Здесь обязательно должен быть какой-то инициирующий импульс, какое-то бессознательное, которое выплёскивает наружу свои представления о коллективных ценностях. Причём в определённое время.
В качестве примера расскажу о наших пакгаузах на Стрелке. Когда стали разбирать старые портовые склады, эксперты обнаружили внутри уникальные ажурные металлические конструкции, которые, как потом выяснилось, были сделаны для Всероссийской выставки в Москве в 1882 году, а потом использовались в Нижнем Новгороде в 1896 году. Общественность стала на защиту конструкций, и таким образом наши пакгаузы стали Объектом культурного наследия. И сейчас там внутри этих конструкциях построили два современных зеркальных павильона: в одном из них выставочный зал, а в другом — концертная площадка. <...>
Что можно посоветовать конкретно? Необходимо развивать культурную жизнь вокруг этого всего. Делать семинары, выставки, перформансы, привлекать всячески внимание культурной общественности».
Ю. Н. Серго, доцент кафедры истории русской литературы ХХ века и фольклора Удмуртского государственного университета, кандидат филологических наук в своей статье под заголовком «Заводская башня Ижевска как символ горнозаводской цивилизации» рассказывает о символике заводской башни Ижевского оружейного завода в контексте специфики уральских городов-заводов:
«Ижевск как город-завод является частью той самой горнозаводской цивилизации, которой созидание было свойственно более, чем потребление. Культурная составляющая жизни здесь тоже формировалась по-своему. Ижевск вырос из рабочего поселка, и его культурное становление всегда было связано, в первую очередь, с научно-технической средой: телеграф появился здесь задолго до оперы. Величие и смысл Ижевска как города непосредственно соотносится с заводом как главным знаковым сооружением, с которого все началось. Заводская архитектура, сохранившаяся лишь в отдельных символах, а не купеческий, имперский, барочный или какой-либо другой стиль определяет внутреннее, духовное своеобразие города и, собственно, позволяет считать его таковым. Не разросшимся рабочим поселком, не поселением, а городом со своим культурно-историческим лицом.
Особую важность в этом контексте приобретает заводская башня главного корпуса оружейного завода — знаковый памятник наследия горнозаводской цивилизации. <...>
Город-завод, являющийся, в какой-то мере, частью „хребта России“ (метафора Алексея Иванова), „опорного края державы“ (А. Т. Твардовский), изобрел свой неповторимый символ — заводскую Башню. Разрушение этого символа — не только пренебрежение культурно-исторической памятью Ижевска, но и неуважение в целом к заводской культуре, которая была и остается важной частью истории России».
Е. А. Подшивалова, доктор филологических наук, профессор кафедры «Истории русской литературы и теории литературы» УдГУ в своей статье рассказала о значении символики заводской башни с точки зрения семиотики города:
«Ижевск как „растиражированный Петербург“, в отличие от столицы, являющейся эксцентричным городом, представляет собою тип концентрического города. Лотман пишет: „Концентрическое положение города в семиотическом пространстве как правило связано с городом на горе (или на горах). Такой город выступает как посредник между землей и небом, вокруг него концентрируются мифы генетического плана. Он имеет начало, но не имеет конца („вечный город“)“ (Труды по знаковым системам XVIII. Семиотика города и городской культуры. Тарту, 1984. С. 31). Таким образом, башня как символ концентрического города может выражать и эту идею. И еще одна важная мысль Ю. М. Лотмана о значении семиотики города: „Архитектурные сооружения, городские обряды и церемонии, самый план города, наименования улиц и тысячи других реликтов прошедших эпох выступают как кодовые программы, постоянно заново генерирующие тексты исторического прошлого. Город — механизм, постоянно заново рождающий свое прошлое, которое получает возможность сополагаться с настоящим как бы синхронно. В этом отношении город, как и культура, — механизм, противостоящий времени“ (Там же. С. 34—35). Городские символы, таким образом, знаменуют укоренение города в истории, во времени и в судьбах поколений. Разрушив символику города, мы уничтожаем его способность противостоять сокрушительному течению времени, духовной связи разных поколений людей».
23 августа 2023, 20:16
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий