|
Денике Б. П. Китай. — Москва, 1935Китай / Б. П. Денике. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1935. — 122 с., ил. — (Города и страны / Под общей редакцией И. Маца).АРХИТЕКТУРА КИТАЯ
Что-то пестрое, вычурное, перегруженное украшениями; какое-то нагромождение орнаментальных форм вокруг архитектурного памятника; беспокойно профилированные пагоды; фронтоны, покрытые кружевом мелко деталированной сложной резьбы; беспокойная игра кривых и ломаных линий, пестрая позолота...
Такое представление о китайской архитектуре сложилось у европейцев в XVIII в., когда они стали впервые знакомиться с китайской архитектурой по современным образцам, часто далеко не лучшим, не характерным. При этом в большинстве случаев европейцы знакомились с произведениями китайской архитектуры по ее изображениям на картинах или гравюрах европейских художников эпохи Барокко или Рококо, преломивших действительность сквозь призму своего восприятия.
Таким в значительной мере представлялось китайское искусство европейскому исследователю и в XIX в., и только благодаря работам XX в., углубившим изучение китайской архитектуры и ознакомившим Европу с рядом значительных в художественном отношении памятников более раннего периода, создалось, наконец, более верное представление о характере и развитии этой замечательной ветви мировой архитектуры.
Выяснилось, что в своем историческом развитии китайская архитектура прошла ряд этапов. Выявлена была китайская архитектура величаво-монументального характера, воздействующая на зрителя мощью и строгостью своих архитектурных форм, скупая в своей орнаментации. Такой была архитектура ранне-феодального периода, архитектура стройных монументальных пагод, колоссальных стен и башен, обширных дворцовых и храмовых ансамблей.
А представление о китайской архитектуре как о вычурном и мелочно-декоративном искусстве относилось к сравнительно короткому периоду ее развития — именно к архитектуре последних веков, отразившей развившуюся в недрах феодального общества буржуазную идеологию.
<...>
Самые древние, дошедшие до нас хотя бы в фрагментарном состоянии памятники китайской архитектуры не восходят ранее ІІІ в. до н. э., когда император Цинь-ши-хуан-ди, объединивший Китай, соорудил часть Великой китайской стены.
Летописи сообщают о кипучей строительной деятельности этого первого императора циньской династии, который обстраивал свою новую столицу Сяньян (в теперешней провинции Шаньси) с такой пышностью, что она превзошла своим блеском Ниневию. Каков был размах его строительства, видно из того, что на постройке одного лишь царского дворца было занято, по словам летописца, 700000 „преступников“.
Возможность производить сложные постройки в III веке до н. э. с несомненностью свидетельствует о продолжительном предшествующем периоде развития китайской архитектуры. И хотя архитектурных памятников этой эпохи не сохранилось, но в летописях мы находим ряд сведений о довольно сложных постройках, возведенных в весьма отдаленные времена.
Так, имеются указания, что уже во втором тысячелетии до н. э. при возведении зданий применялись правила так называемой геомантики, т. е. ориентировки зданий основанной на культовых суевериях; в хрониках сообщаются сведения о постройках религиозного и светского характера.
Первой дошедшей до нас постройкой была Великая китайская стена. По преданию, Цинь-ши-хуан-ди воздвигнул ее на протяжении 750 км вдоль северной и северо-западной границ Китая для защиты от кочевников. Это одно из величайших архитектурных сооружений в мире (рис. 1, 2). Структура стен очень проста; они построены из земли и камня, шириной от 6 до 10 м и по большей части облицованы кирпичом; примерно через каждые 100 м были сооружены по стене башни; через определенные интервалы проделаны в стене проходы шириной в 3—4 м. При постройке было занято огромное количество рабочих; одних только солдат было до 300000 чел. Постройка стены возобновлялась несколько раз, и общее протяжение ее достигло 3100 км. В окончательный вид она приведена в эпоху Мин (XIV—XV вв.).
Об архитектуре следующего периода китайской истории — эпохи Хань (III в. до н. э. — III в. н. э.) — мы имеем более ясное представление. Сохранился ряд глиняных моделей домов, башен, находимых в гробницах; наконец, недавно (1933) в провинции Хэнань был раскопан целый ансамбль глиняных моделей, дающих яркое представление о композиции усадьбы мелкого феодала ханьской эпохи. С эпохи Хань до эпохи Мин был обычай хоронить вместе с умершим изображения из терракоты всего того, что ему могло понадобиться в будущей жизни. Воспроизводимая модель небольшой усадьбы (рис. 3) относится ко II в. н. э.; длина модели около 1,25 м. Эта усадьба мало чем отличается от найденных в погребениях моделей сунской эпохи (960—1278) и даже от современных усадеб. Усадьба обнесена стеной; стенка же разделяет передний и задний дворы. Усадьбу составляют семь помещений: крытый вход; центральное помещение с богато украшенными дверями, в котором происходили моления и семейные церемонии; двухэтажное помещение в глубине заднего двора с дозорным окошечком и, наконец, четыре боковых домика (спальни, кухня). В переднем дворе около самого входа находится стенка с изображением „чилина“, назначение которой было преграждать доступ духам.
Конечно, не следует думать, что в ханьской погребальной пластике мы имеем вполне точные модели или макеты сооружений; но общее представление об архитектуре своей эпохи они, несомненно, дают. Мы видим, например (рис. 4, 5), что крыши жилища или даже трехэтажной военной башни еще не изогнуты, что, очевидно, изогнутые крыши появились позднее эпохи Хань. Но двойные крыши, как это видно на моделях домов, правда, в рудиментарной еще форме, появляются уже в эту эпоху.
О подлинной архитектуре эпохи Хань можем судить только по парным каменным пилонам, которые ставились перед некоторыми местами погребения. Их находили Шаванн, Сегален и Лартиг в провинциях: Хэнань, Шаньдун и Сычуань. Эти пилоны стояли по сторонам у входа ограды, окружавшей место погребения. Самые погребения представляли собой высокий курган или каменную пирамиду над внутренней гробницей. Стены погребальных камер украшались гравированными по камню мифологическими и бытовыми сценами или облицовкой из кирпичей, украшенных барельефом и изображавших охоты на зверей (рис. 6, 7). Эти сцены трактованы весьма динамично и в них много черт, общих с иранским искусством.
<...>
СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ
Рис. 1. Великая китайская стена. III в. до н. э.
Рис. 2. Часть Великой китайской стены с башнями. III—XV в. н. э.
Рис. 3. Глиняная модель жилой усадьбы, раскопанной в погребении. II в. н. э.
Рис. 4. Глиняная модель дома. Эпоха Хань
Рис. 5. Глиняная модель трехэтажной военной башни. Эпоха Хань
Рис. 6. Облицовочный кирпич с изображением сцены охоты. Эпоха Хань
Рис. 7. Облицовочный кирпич с изображением охоты, гористого пейзажа и пр. Деталь. Эпоха Хань
Рис. 8. Пилон простого типа. Эпоха Хань
Рис. 9. Более сложный тип пилона. Эпоха Хань
Рис. 10. Пилоны ограды храма в Сун-шане. Хэнань. Эпоха Хань
Рис. 11. Пагода Сун-юэ-сы в Хэнани. 523-й год н. э.
Рис. 12. Пагода Сун-юэ-сы в Хэнани. 523 г. н. э. Деталь
Рис. 13. Вход в пещеру в Дянь-лун-шань. VI в. н. э.
Рис. 14. Бэй-та („Северная пагода“). Деталь. VIII в. н. э.
Рис. 15. Сы-мынь-та („Пагода четырех ворот“). VI в. н. э.
Рис. 16. Цзю-та-сы („Девятибашенная пагода“). Эпоха Тан
Рис. 17. Пагода в Сян-чжи-сы близ Сиань в провинции Шаньси. 681 г. н. э.
Рис. 18. Сяо-янь-та („Малая пагода диких гусей“). VIII в. н. э.
Рис. 19. Бай-та-сы („Белая пагода“). 773 й год н. э.
Рис. 20. Сяо-янь-та („Малая пагода диких гусей“). VIII в. н. э. Три нижних этажа
Рис. 21. Да-янь-та („Большая пагода диких гусей“). 652 г. н. э.
Рис. 22. Да-янь-та („Большая пагода диких гусей“). Два нижних этажа
Рис. 23. Бай-ма-сы („Башня белой лошади“). Хэнань. Эпоха Тан
Рис. 24. Пагода 722 г. н. э. близ Бэй-та
Рис. 25. Пагода 727 г. н. э. близ Бэй-та
Рис. 26. Пагода Бао-цин-сы близ Сиань. Эпоха Тан
Рис. 27. Пагода Лин-янь-сы в провинции Шань-ду. VIII в. н. э.
Рис. 28. Изображение укрепленного города на стенописи в Дун-хуане. VIII в. н. э.
Рис. 29. Железная пагода в Бэй-ту-цунь в провинции Шаньси. X в. н. э.
Рис. 30. Железная пагода в Тан-ян. Южный Китай. 923 г. н. э.
Рис. 31. Южно-китайская каменная пагода Лин-ю-сы в Ханчжоу в провинции Чжэ-цзян. X в. н. э.
Рис. 32. Пагода Ци-ся-сы близ Нанкина. X в. н. э. Деталь
Рис. 33. Пагода Нань-та („Южная башня“) в провинции Хэбэй (бывшая провинция Чжили). 1117 г. н. э.
Рис. 34. Пагода Нань-та („Южная башня“) в провинции Хэбэй (бывшая провинция Чжили). Нижняя часть
Рис. 35. Пагодообразная мемориальная колонна близ Нань-та. 1118 г. н. э.
Рис. 36. Пагодообразная мемориальная колонна близ Нань-та. Эпоха Сун
Рис. 37. Образец внутренней росписи здания. Из книги сунской эпохи „Ин-цзао-фа-ши“ („Методы архитектуры“)
Рис. 38. Каменная пагода Лун-ху-та близ Цзинань в провинции Шаньдун. XIII в. н. э. Общий вид
Рис. 39. Пагода Дай-сы-та на острове Пу-то-шань. 1334 г. н. э.
Рис. 40. План Пекина (Бейпина)
Рис. 41. План императорского дворца в Пекине
Рис. 42. Хада-мынь. Юго-восточные городские ворота в Бейпине
Рис. 43. Стены и башни Пекина. XV в. н. э.
Рис. 44. Стены и башни города Си-ань (фу) в провинции Шаньси
Рис. 45. Внешние ворота бывшего императорского дворца в Пекине. XV век (реконструирован в XVII и XIX вв.).
Рис. 46. Внутренние ворота бывшего императорского дворца в Пекине
Рис. 47. Одно из зданий бывшего императорского дворца в Пекине
Рис. 48. Пекин (Бэйпин). Вид с птичьего полета на так называемый „Запрещенный город“
Рис. 49. Галерея храма Конфуция в Цюй в провинции Шань-ду. Начало XVI в.
Рис. 50. Колонны с драконами в храме Конфуция в Цюй. Начало XVI в.
Рис. 51. Северная часть храмового ансамбля „храма Неба“ в Пекине. 1420 г. Аэрофото
Рис. 52. „Храм молитвы за годовую жатву“ в Пекине. 1420 г. (восстановлен в XVIII и XIX вв.)
Рис. 53. План „храма Неба“
Рис. 54. План „Дворца совершенной гармоний“ (Би-юнь-чун) в Пекине. XIV в. (перестроен в XVIII в.)
Рис. 55. „Дворец совершенной гармонии“ (Би-юнь-чун) в Пекине. XIV в. Главное здание.
Рис. 56. „Дворец совершенной гармонии“. Бронзовая пагода № 5. XVI—XVII вв.
Рис. 57. У-тай-шань. Буддийская библиотека. Конец XVI и начало XVІІ вв.
Рис. 58. У-тай-шань. Буддийская библиотека. Терраса пяти бронзовых пагод. XVI— XVII вв.
Рис. 59. Пагода У-та-сы близ Пекина. 1403—1473 гг.
Рис. 60. Пагода Линь-чжи-сы. 1521 г.
Рис. 61. Пагода. 1572 г.
Рис. 62. Пагода Ба-ли-чжуан. 1578 г.
Рис. 63. Пагода Ба-ли-чжуан. 1578 г. Деталь
Рис. 64. У-тай-шан. Белая пагода. XVI— XVII вв.
Рис. 65. Пагода „Красоты дракона“ в Шанхае. XVII—XVIII вв.
Рис. 66. План храма Дун-хуан-сы. XVII в.
Рис. 67. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Входные ворота
Рис. 68. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Колокольная башня
Рис. 69. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. „Храм небесных властителей“
Рис. 70. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Главный храм
Рис. 71. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Западный храм с посвятительными стелами
Рис. 72. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Юго-западная часть главного храма
Рис. 73. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Западное боковое здание
Рис. 74. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Юго-восточный угол главного храма
Рис. 75. Храм Дун-хуан-сы. XVII в. Внутренний вид главного здания
Рис. 76. План храма Бай-лин-сы близ Пекина. XVII в.
Рис. 77. План храмового ансамбля на священной горе Хуа-шань. Гравюра на камне
Рис. 78. Храмовый ансамбль на священной горе Хуа-шань. Входные ворота
Рис. 79. Монастырь Бань-бянь на реке Минь в провинции Сычуань
Рис. 80. Храм „Южные врата неба“ на вершине священной горы Тай-шань в провинции Шань-ду
Рис. 81. Дворец Юань-мин-юань близ Пекина, около 1740 г. (по китайской картине)
Рис. 82. Павильон в летнем дворце близ Пекина
Рис. 83. Жэхэ в провинции Чжили. Мост с павильонами. XVIII в.
Рис. 84. Пекин (окрестности). Мост. XVIII в.
Рис. 85. Жэхэ. Постройки в ламайском монастыре. Конец XVIII в.
Рис. 86. Жэхэ. Постройки в ламайском монастыре. Храм Пу-ло-сы. Конец XVIII в.
Рис. 87. Жэхэ. Храм Пу-ло-сы. Деталь бронзовой позолоченной крыши. XVIII в.
Рис. 88. Би-юнь-сы близ Пекина. Пагода 1749 г. Деталь фасада
Рис. 89. Би-юнь-сы близ Пекина. Пагода 1749 г. Верхняя платформа пагоды
Рис. 90. Би-юнь-сы близ Пекина. Пагода 1749 г. Деталь ступа
Рис. 91. Простейший тип мемориальной арки (в провинции Шань-ду)
Рис. 92. Си-лин близ Пекина. Вход к гробницам манчжурской династии
Рис. 93. Мемориальная арка перед входом в храм. Провинция Шань-ду
Рис. 94. Мемориальная арка по дороге к погребению Конфуция в Цюй в провинции Шань-ду
Рис. 95. Си-лин. Мемориальная арка перед входом к западным погребениям манчжурской династии
Рис. 96. Си-лин. Мемориальная арка. Деталь
Рис. 97. План двух жилых усадеб. Цзинань (фу). Около 1900 г.
Рис. 98. План жилого дома в Пекине
Рис. 99. План жилища среднего буржуа в Цзинань в провинции Шань-ду
Рис. 100. Вход в дом. Провинция Сычуань
Рис. 101. Дверь жилого дома. Провинция Сычуань
Рис. 102. Дом серебряных дел мастера в Шанхае
Рис. 103. Клуб кантонцев в Бинло в провинции Гуан-си
Рис. 104. Жилой дом в провинции Шань-си
Рис. 105. Передний двор в клубе Нинбо в провинции Фу-цзянь
Рис. 106. Театр клуба фуцзянцев в г. Нинбо в провинции Чжэ-цзян
Рис. 107. Внутренний вид бывшей императорской библиотеки в Хан-Чжоу в провинции Чжэ-цзян
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 109 МБ).
3 января 2018, 20:56
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий