|
Гинзбург М. Я. Ритм в архитектуре. — Москва, 1923Ритм в архитектуре / М. Я. Гинзбург. — Москва : Издательство „Среди коллекционеров“, 1923. — 119 с., ил.ПРЕДИСЛОВИЕ.
В ряду других искусств архитектура занимает несколько обособленное место. С одной стороны она является результатом целого ряда утилитарно-материальных и конструктивных условий, с другой — миром форм самоценных и отвлеченных до крайности. Если прочие пластические искусства, в своих самых абстрактных проявлениях, все же подвержены известной изобразительности, известному внеформальному содержанию, то архитектура, подобно музыке, в этом смысле, есть самое чистое из всех искусств.
С момента своего зарождения до наших дней, зодчество в своих формальных элементах; отдельных расчленениях и композиции масс, одухотворено лишь одними законами ритма, определяющими собой подлинную сущность всякого архитектурного произведения. Вся история зодчества, по существу своему, является историей разнообразных проявлений этих чистейших динамических законов.
В Парфеноне и Palazzo Pitti, Реймском Соборе и Владимирском храме Успения, в любых иных, разных, по своих формальным выявлениям, памятниках сказывается вечно действенное начало ритма.
Настоящая книга есть попытка вскрыть эту истинную сущность зодчества. Это есть лишь опыт и как опыт он требует снисхождения.
Москва, Январь 1922 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ.
Часть первая.
АНАЛИЗ РИТМА.
I. Космическая универсальность ритма. 9
ІІ. Ритм активно-динамический и статический. 10
ІІІ. Элемент повторения и чередования. 15
Понятие гармоничности...—
IV. Ритм симметрии. 21
V. Аритмичность.. 25
VI. Основные законы ритмического образования архитектурной массы. Завоевание пространства. Коллизия вертикальных и горизонтальных сил... 28
VII. Количественное влияние ритмических ударов.. 36
VIII. Интеграция ритма.. 45
IX. Архитектурные расчленения, как средство ритма... 54
X. Опыт транскрипции ритмов... 64
Часть вторая.
ПРОБЛЕМЫ РИТМА.
I. Ритм в своем наиболее чистом виде... 73
II. Ритм нарастания и убывания. Проблема живописности. 79
III. Развитие действия в вертикальном протяжении. 91
IV. Преодоление ритма. Проблема монументальности. 95
V. Математическая сущность ритма. Гармония.. 106
VI. Эволюция ритмических проблем..114
ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ.
РИСУНКИ В ТЕКСТЕ*).
____________
*) Настоящие рисунки к тексту не входили в план настоящей работы, лишь техническая невозможность получить в настоящее время желаемые фотографии, а также чисто типографские затруднения привели меня к этой необходимости.
Рисунки скомпонованы, а некоторые просто зарисованы с различных увражей и имеют целью только иллюстрировать те или иные свойства памятника.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 62,3 МБ).
2 июля 2017, 13:26
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий