наверх
 

Гулямов Я. Г. Памятники города Хивы. — Ташкент, 1941

Памятники города Хивы / Я. Г. Гулямов. — Ташкент : Издательство УзФАН, 1941  Памятники города Хивы / Я. Г. Гулямов. — Ташкент : Издательство УзФАН, 1941
 
 

Памятники города Хивы / Я. Г. Гулямов. — Ташкент : Издательство УзФАН, 1941. — 44 с., 4 вкл. л. ил., план. : ил., план. — (Труды Узбекистанского филиала Академии наук СССР / Академия наук СССР, Узбекистанский филиал, Институт языка, литературы и истории. Серия 1. История, Археология; выпуск 3).

 
 

[Начальный фрагмент текста издания]

 
Город Хива (Хейвак)1 — бывшая столица Хивинского ханства, а в настоящее время — районный центр Хорезмской области Узбекской ССР. Она никогда не меняла своего местоположения) как это было с некоторыми другими городами Хорезма, например, Ургенчем, Кятом,
 
Впервые название Хивы упоминается арабскими географами X в. Истахри и Макдиси. По сведениям Истахри, она помешалась в 8 фарсахах от гор. Хазараспа, на пути в Джурджанию (Гургандж), а по данным Макдиси — в 8 перегонах (10 фарсахах) на том же пути.2
 
В наименовании города они употребляют современное народное произношение „Хива“, помимо которого, по-видимому, уже в глубокой древности вошло в употребление литературное наименование „Хейвак“. Впервые оно встречается в начале XIII в. в словаре ЯкутаЗ и сохранилось в письменных источниках вплоть до начала XX века. Значение слова Хива или Хейвак остается неизвестным. Якут предполагает, что оно происходит от собственного имени некоего человека4.
 
Среди хивинских старожилов сложились две легенды о происхождении города, одна легенда, известная нам по рукописи „Дилигараиб“ Худайберды Кошмухаммеда, гласит следующее: „Еще одна из крепостей этой страны (Хорезма, Я. Г.) есть Кала-и-Рамал. (Песчаная крепость). Ее построил Сим, сын Ноя. Он построил ее по форме ковчега отца своего и ее называют Хейвак“. (Это слово также связывается с датой смерти Пахлаван Махмуда; см. о нем ниже. Я. Г.). „Сим, придя сюда, спал на песчаном бархане и видел во сне, что на нем горит 300 факелов. Проснувшись, он обрадовался (этому предзнаменованию), сгреб на бархан окружающую землю и придал ему очертания города. Во второй раз он пришел, возвел на нем стены и выкопал в западной стороне крепости колодец. Этот колодец получил название „Хейвак“, откуда и пошло название самого города. Рассказывают, что крепость (Хейвак) много раз разрушалась и вновь восстанавливалась, — ныне же она благоустроена“.5
 
По устному преданию хивинцев, на месте Хивы была пустыня, через которую пролегал путь из гор. Мары в гор. Куня-Ургенч (Гургандж). На этом пути находился один колодец с хорошей водой, который назывался Хейвак.6 Вокруг него постепенно начало зарождаться селение и получило от него свое имя.
 
Подлинная обстановка процесса образования г. Хивы скрыта от нас веками, но нельзя обойти молчанием того факта, что в обеих легендах особое место в объяснении его происхождения отводится колодцу в песках.
 
„Хива, — пишет в конце X в. н.э. Макдиси, — на краю пустыни, это обширный (город), он на канале из реки, в нем благоустроенная соборная мечеть. Таковы же Кардаранхас и Хазарасп с деревянными воротами и рвом“.7 — В рукописи Худуд-ал-Алем Хива называется маленьким городком, обнесенным стеной.8 Повидимому, в то время Хива представляла собой рядовой, ничем не выделяющийся хорезмский городок; он снабжался водой большого Хивакского арыка, по которому могли ходить суда из Джейхуна (Аму-Дарьи) до самой Хивы.9 Этот арык известен в письменных источниках позднейшего времени (XIV, XVII вв.): по своему положению и размерам он вполне соответствует современному каналу Палван-Яп.10
 
Древнейшим и, кажется, единственным архитектурным памятником монгольской эпохи в гор. Хиве служит мавзолей Сейид-Алаваддина. Известно, что Хива в ту эпоху входила в состав Хорезмского наместничества Золотой Орды, главным городом которого был г. Гургандж.11
 
После падения Золотоордынского государства жизнь в Хорезме и его столице Гургандже приходит в упадок и становится все более и более замкнутой. Немалую роль в разорении этой страны сыграли грабительские походы Тимура.
 
В XVI в. Хорезм попадает под власть узбекских ханов и входит с той поры в полосу бесконечных феодальных войн. В Хорезме, помимо Гурганджа, скоро возникает несколько новых столичных центров: Везир, Янги-Шахар, Терсек. В 1556 г. Дустхан сын Буджги сделал г. Хиву своей столицей.12
 
Арабмухаммед (1609—1621 гг.), отец Абулгази, стоит одной ногой в Гургандже, теряющем свое политическое значение, а другой опирается уже на Хиву. В его действиях видно сильное стремление удержаться на хивинском престоле, но надежды его не сбылись, и он погиб в неравной борьбе с оппозиционной группировкой некоторой части узбекской родовой знати и иомудских сардаров, возглавляемой его сыновьями Хабешем и Ильбарсом.13 Возможно, что постройка Арабмухаммед-ханом в г. Хиве в 1616 г. большого кирпичного медресе была вызвана попыткой завоевать симпатии и авторитет у местного духовенства.
 
<...>
 

 

Примеры страниц

 
Памятники города Хивы / Я. Г. Гулямов. — Ташкент : Издательство УзФАН, 1941  Памятники города Хивы / Я. Г. Гулямов. — Ташкент : Издательство УзФАН, 1941
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 5,6 МБ).
 
 

10 ноября 2020, 20:17 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий