наверх
 

Кузнецова А., Магидсон А., Щукин Ю. Оформление города в дни революционных празднеств. — Москва ; Ленинград, 1932

Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932  Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932
 
 
 

Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932. — 141 с. : ил.

 
 
 

Введение

 
Растет культурный уровень трудящихся масс. Пролетариат меняет лицо земли на одной шестой земного шара. В пустынях воздвигаются гигантские заводы и социалистические города. В сталелитейных, чугуноплавильных, машиностроительных заводах напряженно работают озелененные цехи. В необозримых степях раскинулись совхозы-гиганты; на месте раздробленных и мельчайших крестьянских хозяйств выросли крупные социалистические хозяйства колхозов.
 
Меняется наше отношение к событиям, к вещам; меняется наше отношение к труду.
 
Труд становится делом чести, славы, доблести и геройства.
 
Города, старые города, столетиями выраставшие на насиженных местечках, города-конгломераты стилей, результат вкусов и прихотей миллионов хозяйчиков, переделываются в благоустроенные социалистические города.
 
«Основной политической задачей второй пятилетки является окончательная ликвидация капиталистических элементов и классов вообще, полное уничтожение причин, порождающих классовое различие и эксплоатацию, и преодоление пережитков капитализма в экономике и сознании людей, превращение всего трудящегося населения страны в сознательных и активных строителей бесклассового, социалистического общества» (из резолюции XVII конференции ВКП(б).
 
Стирается противоположность между городом и деревней.
 
Разбивается косность деревенской жизни. Деревня-пасынок умерла. Народилась новая колхозная деревня — сектор социалистического сельского хозяйства. «Мы идем к ликвидации противоположности между городом и деревней не на основе ликвидации городов, а на основе их видоизменения и социалистической переделки деревни и подъема ее до уровня передовой, городской культуры» (Каганович. Доклад на июньском пленуме ЦК).
 
Но «придется еще много поработать над тем, чтобы переделать крестьянина-колхозника, выправить его индивидуалистическую психологию и сделать из него настоящего труженика социалистического общества» (Сталин. Речь на съезде аграрников-марксистов).
 
Одна из основных задач в эпоху строительства социализма — задача по перевоспитанию масс, в своей психологии, в своих привычках имеющих еще много пережитков старого, привившегося людям в капиталистических условиях.
 
Вся наша жизнь, условия труда и быта воспитывают нового человека. И немаловажную роль в этом воспитании играют наши массовые революционные праздники, во время которых коллектив трудящихся выходит на улицу, как бы утверждая, фиксируя свои победы и намечая для себя новые задачи.
 
Наши революционные праздники собирают вокруг себя все виды искусства, чтобы общим комплексом их, наиболее впечатляющим образом довести до участвующих в празднике масс все сложное содержание данного торжества.
 
На долю изобразительного искусства выпадает трудная и ответственная задача — организовать весь зрительный материал праздника, сделать содержание его доступным, понятным и интересным для масс.
 
В дни великих праздников революционного календаря меняем мы лицо городов. Превращаем город в город-плакат, в город-диаграмму, в город теадейства.
 
Каждый шаг на пути великого строительства, на пути великой борьбы должен быть отмечен, показан, учтен в оформлении города, по магистралям которого трудящиеся массы несут знамена заводов-победителей, демонстрируя партии и правительству свои достижения, свою готовность к борьбе.
 
Цель нашего оформления городов к революционным праздникам — дать идеологическую зарядку, поднять настроение демонстрирующих масс, с одной стороны, с другой — ясно указать конечную цель движений, наметить ближайшие вехи, ближайшие барьеры, которые надо взять, преодолеть, осветить весь пройденный путь, его ошибки и достижения.
 
Громадная, сложная по композиции, многогранная и многоактная задача — действо, происходящее в пространстве города, во всех его концах одновременно.
 
Художник должен не растеряться перед всеми этими задачами. Он должен собрать воедино все элементы оформления, оформить город как единое целое, как ансамбль сложных композиций и картин.
 
Разбору этих составных элементов, их взаимной связи и значению, разбору их равнодействующей и посвящается эта книга.
 
Она не дает готовых решений, она не преподносит рецептов, обязательных для проведения в жизнь. Вопрос об изооформлении наших праздников так мало разработан, так мало имеется научно-марксистских исследований в этой области, что здесь невозможно говорить с большой категоричностью.
 
Некоторые принципиальные установки и вехи дальнейшего развития этой области искусства намечаются более определенно.
 
Эта книга является первой попыткой привести в какую-то более или менее стройную систему весь богатый материал, имеющийся по изооформлению города.
 
Теоретический фронт по декоративному искусству недопустимо отстает. Если мы имеем кипучую теоретическую и методологическую работу, ведущуюся как самими работниками искусств, так и критиками в области литературы, театра, станковой и монументальной живописи, то в области декоративных искусств никакой систематической теоретической работы до сих пор не ведется.
 
Между тем именно эта область искусства имеет наиболее массовое общение с трудовым зрителем, именно она обслуживает в один и тот же момент большие массы и, естественно, по всем этим причинам требует необычайно тщательного изучения и подведения под нее научно-теоретической базы.
 
Задача данной книги — поставить вопрос об изооформлении города с должной серьезностью перед советской и художественной общественностью, заострить внимание на этой области, привлечь к ней творческую силу, творческую инициативу широких слоев художников и трудовых масс.
 

 

 

Содержание

 
Введение ... 5
Глава 1. — Критическое усвоение наследства ... 8
Глава 2. — Архитектура города и оформление ... 34
Глава 3. — Воздействие оформления на зрителя ... 62
Глава 4. — Планировка тем ... 102
Глава 5. — Проблема образа в оформлении ... 108
Глава 6. — Организация оформления города ко дням торжеств ... 116
Глава 7. — Новые задачи в оформлении города ... 120
Заключение ... 139
 
Авторы приносят благодарность библиотеке Малого театра, в лице ее руководителя П. П. Пашкова, за помощь при подборе иллюстрационного материала.
 

 

 

Примеры страниц

 
Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932  Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932
 
Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932  Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932
 
Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932  Оформление города в дни революционных празднеств / А. Кузнецова, А. Магидсон, Ю. Щукин. — Москва ; Ленинград : ОГИЗ—Изогиз, 1932
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 132 МБ)
 

24 апреля 2023, 14:17 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий