наверх
 

Лобанов Ю. Н. Отдых и архитектура. Будущее и настоящее. — Ленинград, 1982

Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982  Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982
 
 

Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982. — 200 с., ил.

 
 
Книга посвящена проблеме отдыха населения крупного города, получившей значительное распространение в последние годы и имеющей большую перспективу развития. Функции городского и загородного отдыха рассматриваются в органической взаимосвязи, с учетом многих факторов, влияющих на типологические закономерности и архитектуру зданий и сооружений. На примере модели отдыха населения Ленинграда делается прогноз, определяющий характер развития отдыха на ближайший период и далекую перспективу. Впервые ставится проблема обратного влияния форм отдыха будущего на настоящее.
 
Книга предназначена для архитекторов и научных работников.
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

 
Оптимальная организация отдыха — свидетельство национального богатства и показатель высокого роста уровня благосостояния населения, его культуры. «Все на благо человека, все во имя человека» — цель, определяющая деятельность партии и правительства, знаменующая собой будущее общество, которое обеспечит условия для гармонической жизни человека, его работы и отдыха.
 
На протяжении всей истории Советского государства забота об отдыхе населения — предмет постоянного внимания нашей партии и правительства. На заре создания государства В. И. Ленин подписал декрет об открытии первых домов отдыха и курортов. В Конституции СССР предусматриваются гарантированные права граждан как на труд, так и на отдых. Стремление к созданию высокого уровня благ для населения, неоднократно подчеркивавшееся на съездах КПСС, однозначно с понятием о высокой степени организации отдыха.
 
Разработка вопросов организации массового отдыха населения является составной частью прогнозов развития советского градостроительства, органически связанных с народнохозяйственными планами и созданием материально-технической базы коммунизма. Проблема отдыха — вопрос, касающийся не только отдельной личности, это цель социальной политики и заботы государства, составная часть единого социально-экономического плана развития жизненной среды начиная от первичного элемента — жилища и кончая самыми широкими ее пределами.
 
Рост благосостояния, потребность гармонически развивающейся личности в максимальном восполнении физических и духовных сил, с одной стороны, и бурный темп жизни, интенсификация труда, урбанизация, резкое сокращение природных территорий — с другой стороны, заставляют с особым вниманием подойти к решению комплексной проблемы отдыха.
 
Свободное время населения СССР составляет 21% общего бюджета времени, а время, занятое в общественном производстве, — в полтора раза меньше — 14%.
 
Увеличение объема внерабочего времени, длительного и кратковременного отдыха потребуют от нашего общества более рационального использования внерабочего времени, необходимости своевременного обеспечения материальной базы для всестороннего развития человека.
 
Категория «свободное время» занимает особое место в марксистско-ленинской политической экономии. Творческая деятельность вне сферы материального производства является одним из средств достижения коммунистических идеалов.
 
Полноценное использование свободного времени служит реальной основой развития личности. Классики марксизма-ленинизма подчеркивали государственную важность рационального использования свободного времени, отождествляя его с процветанием общества. Фронт идеологической борьбы между миром социализма и миром капитализма проходит и через сферу свободного времени человека.
 
В будущем отдых может оказать влияние на структуру и эстетику городов так же, как транспорт и индустриализация повлияли на формирование города XIX века. Во всех странах мира социологи, экономисты, географы, архитекторы занимаются проблемой отдыха. В СССР работают центральные и региональные институты и организации по изучению проблемы. Это ЦНИИП градостроительства, ЦНИИЭП курортно-туристских зданий и комплексов, ЦНИИЭП торговых зданий и туристских комплексов, МНИИП объектов культуры, отдыха, спорта и здравоохранения. Институт генерального плана Москвы, Институт географии АН СССР, ВНИЛТЭ, ЛенЗНИИЭП, ЛенНИИПградостроительства, ЛенНИИпроект, Ленгипрогор, КиевНИИПградостроительства, КиевЗНИИЭП, Литовский НИИ строительства и архитектуры, ТбилЗНИИЭП и др.
 
В литературе, посвященной вопросам рекреации, появились новые формулировки: «бум отдыха», «индустрия туризма и развлечений», «цивилизация досуга». Феномен отдыха превратился в общегосударственную проблему, настоятельно требующую решения.
 
Общая картина организации отдыха — типы зданий, их структура, архитектурно-художественная характеристика — не является достаточно ясной. Отсутствие четкой перспективы развития этой сферы жизнедеятельности затрудняет продвижение вперед.
 
Отечественные теоретики архитектуры сделали заметные успехи в области прогноза жилища и города в целом, однако проблема отдыха населения крупного города как социальное явление освещена еще недостаточно. Отдых в основном рассматривается как проблема загородной рекреации, зачастую дифференцированная на узкие типологические задачи создания единичного наименее разработанного типа комплекса (пансионат, мотель), или как ее самостоятельный аспект (туризм, спорт, профилактика и др.).
 
Такие проблемы, как дачное строительство, некоторые аспекты формирования ведомственных учреждений отдыха, а также принципы организации пространственной среды досуга в городе или типология сооружений для физической рекреации как элемента единой системы отдыха, не получили еще своего окончательного решения.
 
Отдых и досуг горожанина в системе город — внегородская среда отдыха, удовлетворяющей потребности не только своего населения, но и жителей других мест, до сих пор не рассматривались как самостоятельная задача. Наиболее перспективным и прогрессивным является комплексное решение — интеграция отдыха человека.
 
Острая проблема отдыха еще долго не будет решена, ибо при сокращении разрыва между потребностями и возможностями их удовлетворения будут постоянно возникать новые требования человека, предъявляемые к иным видам рекреации, и так бесконечно. Потребности всегда будут превышать реальные возможности их удовлетворения.
 
Всеобъемлющее решение проблемы отдыха требует стратегического прогноза, который позволит избежать некоторых, зачастую дорогостоящих, ошибок, определит дорогу и даст возможность кратчайшим путем и с наименьшими потерями достигнуть поставленной цели, решить ближайшие тактические задачи.
 
При дальнейших рассуждениях период прогноза будет ограничен двумя датами: дальний — 2100 г. и ближний — 2000 г. (еще до недавнего времени считавшийся далекой перспективой).
 
Как представить 100-летний отрезок истории? В ретроспективе — это появление электричества, автомобиля и других феноменов эры индустриализации, которые повлекли за собой необходимость решения проблемы отдыха. Даже если учесть тот факт, что развитие идет по экспоненте и последующие 100 лет будут далеко не равнозначны предыдущим, можно все же считать, что рассматриваемый период достаточно реален для прогноза. Для сравнения отметим, что классические памятники архитектуры отдалены от нас веками (римскому Колизею 2000 лет, Софии новгородской — 850 лет), и тем не менее архитектура этих памятников созвучна нашим понятиям о прекрасном.
 
Поскольку существующие представления о пространственной среде для отдыха будут претерпевать изменения, необходимо определить основные направления «пучка идей» о характере рекреационной среды, границы которого по мере удаления от 2000 г. будут уходить в бесконечность и становиться, по сравнению с современными понятиями, все более фантастичными.
 
Теоретические попытки выявления тенденции развития сферы отдыха отнюдь не гарантируют их адекватность реальности, однако представление о путях эволюции отдыха позволит с большей степенью достоверности определить грядущие события. Необходимо предсказать, в достаточной мере правдоподобно и в пределах разумного, контуры будущего и определить их зависимость от настоящего, основываясь на реальном прогнозе, а не предаваясь безудержной фантазии на тему «Будущее».
 
Вопросы отдыха как социального феномена, представляющего собой неотъемлемую часть жизненной среды, решаются здесь на основе стратегического прогноза всей сферы массового отдыха. В последующих главах будет намечен переход от почти абстрактной теории далекого будущего к ближайшей перспективе на примере Ленинграда.
 
Ранг Ленинграда в системе крупнейших городов страны является основанием для присвоения ему права на собственную «политику отдыха», не связанную механически с регламентом СНиП. Она должна быть подчинена рациональному началу и прогрессивным идеям.
 
Свободное время — категория, которая в будущем приобретет еще большее значение. Какое место оно займет в жизни человека и общества будущего? Каким образом архитектура будет формировать эту сторону человеческого бытия? На эти вопросы мы попытаемся ответить, представив себе человека далекого будущего, постигшего основные закономерности отдыха. Попытаемся экстраполировать его суждения о модели рекреационной среды на ближайшее будущее.
 
В этой книге частично использованы материалы научных исследований, проведенных под руководством автора в течение многих лет в секторе общественных зданий ЛенЗНИИЭП. Более чем двадцатилетний опыт работы над проблемой «Отдых и архитектура», начало которой относится к первому периоду становления теории рекреационной архитектуры, позволил перейти к прогнозированию пространственной среды свободного времени человека будущего.
 
Предложенная перспективная модель решения проблемы отдыха лишь веха, позволяющая определить пути-дороги в этой глобальной многогранной и всегда вечной теме.
 
Благодарю всех, кто в той или иной степени помогал и поддерживал меня на всех стадиях работы над монографией. Особую теплоту и сердечную признательность приношу своим коллегам Н. Я. Лейбошиц и В. М. Огурцову.
 

 

ОТДЫХ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН

 

1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ОТДЫХ»

 
Раскрытие понятия «отдых», правильно выбранная терминология позволяют более четко определить цель, создать основу, на которую будут опираться все дальнейшие рассуждения. Рассмотрим ряд таких соподчиненных явлений, входящих в понятие «отдых», как досуг, праздник, игра, туризм, профилактика, релаксация, и сформулируем их содержание. Ограниченность терминологического понятия заключается в том, что оно, отразив опыт прошлого и обобщив настоящее, лишь в незначительной мере может предсказать будущее.
 
Анализ составляющих отдыха целесообразно начать с самого его крупного явления, объединяющего многочисленные процессы. Это досуг, обозначаемый термином «loisir» во Франции, «leisure» в США, «recreation» в Англии.
 
Известный французский социолог Ж. Дюмазадье следующим образом определяет общее понятие досуга: «Это — совокупность занятий, которым индивид может предаваться по своей воле с целью отдыха, для развлечений, для развития своих знаний, а также добровольного участия в общественной жизни в свободное от профессиональных, семейных и общественных обязанностей время» [54].
 
Ж. Дюмазадье провел большие исследования и в ряде монографий сделал обобщения по вопросу социологии досуга. Особенностью его исследований является выделение всеобъемлющего понятия досуга, с акцентом на проведение свободного времени в городской среде. Вопросы духовного формирования и обогащения личности превалируют над сферой физической рекреации, а глубокие исследования видов деятельности в городской среде — над изучением процессов, протекающих во внегородской среде. Он не фиксирует свое внимание на проблеме отдыха, восстановлении сил человека.
 
Рассматривая детально ежедневный и еженедельный досуг, он недостаточно анализирует отпускной период, не раскрывает новейшие тенденции развития сферы отдыха. Внимательному изучению существующей картины не противопоставлена фантазия на тему о судьбах досуга в далеком будущем.
 
Дюмазадье дает досугу специфические характеристики, связанные со свободным выбором любительских занятий. Он подчеркивает его особенность — незаинтересованность, которая не свойственна другим видам занятий, а именно: профессиональному труду, имеющему материальную цель, домашнему труду, характеризуемому утилитарностью, общественной деятельности, ставящей перед собой идеологические задачи.
 
Если же цель досуга подчинена материальным соображениям, не будучи в то же время обязанностью, она именуется полудосугом.
 
Гедонистический характер досуга трактуется как поиск состояния удовлетворения, наслаждения, счастья, радости и является одной из его основных черт. Когда это состояние не приносит удовлетворения или тускнеет, то индивидуум имеет тенденцию прекратить этот вид деятельности. Личностный характер досуга предоставляет возможность человеку освободиться от физической или нервной усталости, повседневной скуки и стереотипов, раскрывая перед ним реальный или мнимый мир развлечений, высвобождая творческие силы. Наиболее полноценным является тот вид досуга, который удовлетворяет основным функциям этих трех стремлений индивида.
 
Зависимость между характером труда и досугом дифференцируется в соответствии с характером социально-профессиональных занятий. Эта взаимосвязь является более ярко выраженной, чем влияние возраста на досуг.
 
Рассматривая сферу отдыха, необходимо включить в нее такой важный элемент деятельности, как игра. Это вид непродуктивной деятельности, которую характеризует не результат, а процесс, таящий в своей основе большие потенциальные возможности для отдыха и развлечения.
 
Игра обладает способностью раскрепостить человека от условностей, диктуемых обстоятельствами его повседневной деятельности, возвращает взрослого человека к истокам радостного детства, обогащая его восприятие остротой, присущей детскому творчеству.
 
Игра — древнейший вид свободной деятельности — отличается свойством психологической разрядки, в кратчайший срок снимающей усталость, и поэтому является важнейшим элементом отдыха. При формировании комплексов отдыха будущего необходимо включить игру как его важнейшую составляющую.
 
Еще более значительным явлением в сфере отдыха представляется праздник; трактовку этого понятия интересно осмыслить в историческом разрезе. В начале XVII в. Т. Кампанелла определил праздник как высоконравственный образ жизни. В середине XVIII в. А. Морелли охарактеризовал праздник и увеселения как средство восстановления сил и здоровья.
 
Праздничные обряды занимали особое место в жизнедеятельности русского человека. В конце 1830-х гг. И. М. Снегирев приводит следующее определение этого явления: «Праздник есть свободное время, освященное богопочтением. Обряд — знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий. Праздник выражает свободу от будничных трудов, соединенных с весельем и радостью. Нигде с такой полнотой и свободой не раскрывается личность, как в праздниках».
 
В 1960-е гг. М. Бахтин дал яркую характеристику празднику как первичной и неуничтожаемой категории человеческой культуры, которая может оскудеть или даже выродиться, но никогда не исчезнет вовсе: «Праздник не поддается никакому утилитарному осмыслению (как отдых, разрядка), освобождая от всякой утилитарности и практицизма. Это временный выход в утопический мир, царство всеобщности, свободы, равенства и изобилия. Второй мир народной культуры, пародия на обычную жизнь, как мир наизнанку» [5].
 
В конце 1970-х гг. А. Мазаев отметил, что «праздник — свободная жизнедеятельность, протекающая в чувственно обозримых границах места и времени и посредством живого контакта людей, собравшихся добровольно. Жизнедеятельность в ситуации праздника дает людям удовлетворение в той его избыточной форме, какая в будничных условиях подавляется или игнорируется, это прикосновение к счастливой жизни, способствующей разрядке от напряженности обыденных действий» [22].
 
Праздник в свете его общественно-политического звучания определяется как «дни, посвященные выдающимся событиям или традиционным датам» (БСЭ, 1975, т. 20).
 
Приведенные понятия характеризуют праздник как прикосновение к счастливой жизни, как эфемерное состояние приподнятости и высокого эмоционального настроя. До сих пор праздник, который занимает столь большое место в жизни человека, представляет собой высшее выражение отдыха, концентрируя в себе стрессовые положительные эмоции. Специфические черты, характеризующие праздник, позволяют трактовать его как особую группу свободного времени. Однако сравнивая праздник с кратковременным отдыхом, следует отметить некоторые черты их отличия друг от друга, в особенности вследствие ритуального характера первого и специфики организации среды, где он протекает. Большинство же специалистов объединяет праздник и кратковременный отдых в единую группу «выходные и праздничные дни».
 
Массово-всеобъемлющий характер праздника, его большое воспитательно-идеологическое значение заставляют обратить на этот вид отдыха особое внимание, выявляя его направленность и тенденции развития на перспективу. На всем протяжении исторического развития общества праздник являлся едва ли не единственным видом отдыха и поэтому церковь и государство на протяжений многих веков придавали особое значение сценарию этого действия.
 
В наши дни календарь пополнился почти ежевоскресными профессиональными праздниками, что придает отдыху особый колорит (День металлурга, День рыбака, День строителя, День Военно-Морского Флота и т. д.).
 
Следовательно, праздник является составляющей категории отдыха и, в определенных случаях, высшей эстетической формой его выражения.
 
Важнейшей составляющей отдыха является туризм, который может рассматриваться обособленно, как самостоятельный феномен. В нем заключены многие функции отдыха, имеющие обратную связь с туризмом.
 
В настоящее время понятие туризм отличается множественностью содержания. Туристом считают путешественника, пользующегося различными видами транспорта, пешехода с рюкзаком, экскурсанта и представителей различных видов спортивного туризма. Зарубежные исследователи считают туристом того, кто отбыл на лечение, отдых или в командировку.
 
Дебаты о том, что такое туризм, длятся уже десятки лет, попытки уточнить определение ведутся на разных уровнях — начиная от ООН и Международного совета туристских организаций и кончая отдельными специалистами. Известны определения туризма, рекомендованные комитетом экспертов-статистиков Лиги наций в 1937 г., Конвенцией ООН в 1954 г., XVI генеральной ассамблеей МСОТО в 1956 г., Римской конференцией ООН в 1963 г., Советом организации экономического сотрудничества и развития в 1965 г. Все формулировки относятся в основном к зарубежному туризму.
 
По определению комиссии ООН, туризм — это активный отдых, укрепляющий здоровье, способствующий физическому развитию человека, связанный с передвижением за пределы постоянного места жительства.
 
Специалисты выделяют следующие виды туризма: культурно-и спортивно-зрелищный, «гостиничный», лечебный, конгрессный.
 
В связи с интенсивным развитием транспорта появилась новая категория туриста-зрителя, переживающего выдающиеся спортивные состязания (хоккей, футбол), посещающего уникальные представления и художественные выставки. К этой группе можно отнести и туриста-рыбака, которого вертолет доставляет к избранному водоему.
 
Анализ поведения современного туриста показывает, что большое место по времени и по затратам занимают покупки, представляющие одно из аттрактивных занятий.
 
Жизненная практика стихийно подошла к определению «дикий турист», под которым подразумевается каждый, кто прибывает в город неорганизованным гостем или выезжает во внегородскую среду как неорганизованный гость природы. В последнем случае это большей частью отдыхающие выходного дня, в том числе ягодники и грибники.
 
В «Русском энциклопедическом словаре» И. Н. Березина (1877 г., т. 4) слово турист, возникшее в новейшие времена, означает «путешествующих для рассеяния или ученой цели».
 
Туризм, как и отдых, претерпел и по форме понятия, и по его содержанию значительные изменения. Между путешествиями «для рассеяния или ученой цели» в XIX в. и «туристской революцией» в наши дни лежит целая историческая эпоха. Туризм ныне — это победоносное шествие «моды века».
 
Разновидностью туризма является экскурсия, т. е. «прогулка, выход на поиск чего-либо, для собирания трав и прочего», по определению В. И. Даля. Экскурсия — одна из форм туризма или научно-просветительной и учебной работы, осуществляемая под руководством специалистов при коллективном изучении объектов по избранной теме.
 
Некоторые из советских ученых (как и ряд зарубежных) считают туристом всякого человека, перешагнувшего порог своего дома и изменившего среду пребывания. В. Кривошеев, П. Олдак, Н. Шкляев признают туристом лишь того, кто идет в туристский поход.
 
По мнению А. Абукова, туризм представляет собой не только активную форму отдыха, но и эффективное средство познания, повышения идейно-политического и культурного уровня трудящегося, оказывающее заметное влияние на физическое и духовное развитие человека [1].
 
Мы предлагаем следующее определение туризма. Туризм — это познание окружающего мира в путешествии, восстанавливающем физические и духовные силы и повышающем идеологический уровень развития человека; динамическое явление, зависящее от образа жизни человека, пространственной среды, транспорта, моды на отдых и др.
 
Туризм обладает той особенностью, что за единицу времени отдыха испытывается количество впечатлений, превышающих уровень обычного восприятия индивидом явлений окружающей среды.
 
В будущем туризм может принять значительно более гибкие формы; останется цель, а средства ее достижения (познания) будут совершенно иными.
 
Профилактика в настоящее время представляет собой средство предупреждения заболеваний и осуществляется, как правило, в группе учреждений, объединяемых понятием «оздоровление». В перспективе профилактика представит собой один из активнейших элементов отдыха.
 
Под профилактикой мы понимаем выполнение функций, обеспечивающих поддержание оптимального (для данного индивида) уровня состояния здоровья и сохранение присущих ему биоритмов.
 
В начале 1960-х гг. снова стали употреблять понятие «рекреация». В. Стаускас был первым архитектором, широко применившим термин «рекреационная архитектура», с разработкой классификации рекреационных образований.
 
Рекреация (recreatio — восстановление, воссоздание) — деятельность человека, направленная на восстановление своих физических и психических сил, развитие личности, не связанная с выполнением трудовых обязанностей и удовлетворением обязательных бытовых потребностей. В сфере архитектурного проектирования рекреация — это отдых, туризм, развлечения и любительский спорт, отчасти — курортное лечение [40].
 
Ю. Хромов определяет рекреацию как все формы досуга человека в закрытых помещениях и на открытых пространствах в природной и урбанизированной среде. Рекреационная деятельность — это деятельность во время досуга [43].
 
В. Стаускас и Ю. Хромов отождествляют понятие рекреации с понятием досуга, несмотря на то что последнее является значительно менее емким.
 
Термин «отдых»* в настоящее время не может полностью отразить многообразие функций и требований, выполняемых индивидом во времени и в пространстве. Это еще более справедливо при определении тенденций на далекую перспективу.
____________
* Содержание, вкладываемое нами в понятие «отдых», во французском языке обозначается термином détente или repos, в немецком Erholung, в английском relaxation или country-side recreation, т. е. загородная рекреация.
 
Рассмотрим, как трактовался термин «отдых», как он дифференцировался в течение последнего столетия. Содержание понятия «отдых» на определенном историческом отрезке претерпевает значительные изменения.
 
В «Толковом словаре живого великорусского языка» (1882 г.) В. И. Даль приводит следующее определение понятий рекреации и отдыха: «рекреация — отдыхать от службы, от ученья, праздники, каникулы»; «отдыхать, покоиться после трудов, дать себе роздых, ничего не делать, уставши сидеть, лежать или стоять, собираясь с силами». Понятие отражает чисто физиологическую, причем пассивную сторону этого состояния.
 
В «Словаре русского языка» (1905 г.) отдых означает «перерыв в занятиях, в работе для восстановления физических и умственных сил». Если в конце XIX — начале XX вв. понятие ограничивалось элементарными представлениями, то к 1960-м гг. происходит обогащение функционального ряда видов занятий, определяющего и отражающего многообразную деятельность в свободное время.
 
Из четкого определения «отдых», означающего лишь избавление от усталости, выделился в течение последних десятилетий ряд самостоятельных направлений: 1) упомянутый выше досуг (некоторые ученые насчитывают порядка 100 категорий досуговых занятий и 168 понятий в сфере культуры); 2) физическая рекреация (включающая элементы спорта); 3) туризм и экскурсии; 4) созерцание и ничегонеделание (удачно названное итальянцами far niente); 5) полуотдых (semi-loisir), подразумевающий использование свободного времени для создания некоторых личных благ; 6) профилактическое лечение; 7) особая группа — физиологически непреложные функции (сон, питание, гигиена).
 
БСЭ (1975 г.) определяет отдых как состояние покоя или деятельность, восстанавливающую работоспособность.
 
В зарубежных исследованиях термин «отдых» получил множество толкований. Дискуссия, проведенная на эту тему в рамках XI конгресса Международного союза архитекторов, «Архитектура и отдых» в Болгарии, служит этому подтверждением. Большинство специалистов рассматривают отдых как свободное от профессиональных обязанностей время, кроме сна и питания; как деятельность в свободное время ради своего удовольствия и как выражение свободного «я» вне мира производства; как активное проведение досуга с целью восстановления сил, воспитания; занятия туризмом и спортом, как средство развлечения и создания бодрого настроения [23]. Акцентируется внимание на том, что это вид деятельности, осуществляемый индивидом по собственной воле, не за вознаграждение, причем тогда, когда он этого пожелает, и таким образом, как это ему нравится. Возможность личного выбора, мотивировка «нравится» довлеет над большей частью определений. Особое внимание придается сочетанию факторов перемены обстановки и вида деятельности.
 
Зарубежными специалистами выделяется понятие «полуотдых» — добровольные занятия в свободное время, не связанные с основной деятельностью человека, но приносящие ему некоторую материальную выгоду.
 
В дальнейшем эта палитра понятий будет становиться все более нюансированной, и примерно в первой четверти XXI в. дойдет до максимального предела. Вслед за этим, в далекой перспективе, многочисленные функции, выполняемые в свободное время, перейдут в другие сферы деятельности индивида (некоторые — в сферу труда, другие — в область медицины или выражения собственного «я»).
 
Правильное определение позволит наиболее полно наметить типологию зданий, максимально удовлетворяющих процессам, развивающимся в зависимости от данных функций.
 
Пространство и время, необходимые для рекреации, весьма отличаются друг от друга в зависимости от меры потребности в восстановлении затраченных сил — либо относительно длительное лечение, либо кратковременный всплеск эмоций. Поэтому при создании среды, соответствующей потребностям, необходимо учитывать все зависимости. В перспективе понятие «отдых» должно быть заменено термином, более соответствующим его содержанию: это аккумулятор физических сил и эмоций, физическая и эмоциональная зарядка, возрождение человека, его обновление, одним словом — релаксация.
 
Отдых не может отождествляться с досугом, поскольку формы выражения первого отличаются значительно большим многообразием, подобно тому как понятие «внерабочее время» шире понятия «свободное время».
 
Вся система жизнедеятельности человека в свободное время формируется из первичных функций (сон, питание), вторичных, объединяющих ряд простейших (туризм, досуг, праздник), и третичных, суммирующих все виды поведения человека в процессе свободного времяпрепровождения в условиях данной пространственной среды. Мы обозначим ее единым символом «интеграл отдыха».
 
Надо отметить, что единичные функции отдыха редко находят свое выражение как самостоятельные элементы и поэтому представляют собой интерес для изучения более всего в теоретическом плане с целью выявления характера взаимодействия всей рекреационной системы. Например, система таких единичных функций, как передвижение, оздоровление, еда, физическая культура, познание, повышение идеологического уровня и других, обозначается более емким понятием — туризм, который в свою очередь входит в более крупную категорию — отдых. Следствием такой трактовки понятий является необходимость создания многофункциональной пространственной среды, удовлетворяющей комплекс потребностей индивида.
 
Рассмотрев составляющие термина «отдых», можно прийти к выводу: отдых — это многоплановый процесс, предопределяемый характером труда, присутствующий во всех видах деятельности индивида в свободное время; он направлен на восстановление физических и духовных сил, на обновление эмоций; он подчинен пространственно-временному фактору: жилище — город — страна — мир, сутки — неделя — год — период «третьего возраста».
 
Отдых характеризуется ритмичностью циклов и взаимопроникновением функций, он многогранен и индивидуален. В перспективе совокупность первичных и вторичных функций будет либо объединена понятием «интеграл отдыха», либо разложена на простейшие элементы, максимальное самовыражение которых достигнет своего совершенства как по времени воздействия на индивида, так и по эффективности.
 
Будущее отдыха можно сравнить с цепной реакцией многозначных явлений, со сложными взаимозависимостями, которые ведут к возникновению множества функций, предел удовлетворения которых бесконечно далек.
 
Резюмируя сказанное выше, можно отметить, что:
выявлено различие между досугом и отдыхом, определена терминология последнего с точки зрения программы будущего;
в категории кратковременного отдыха выделен в самостоятельную группу праздник, требующий принципиально нового архитектурного решения.
предложено считать игру органическим элементом отдыха, важнейшей его психологической функцией;
сон, питание, гигиена рассматриваются как потенциальная форма активизации отдыха, выходящая за рамки простого воспроизводства сил.
 
<...>
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Введение.. 3
 
1. ОТДЫХ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН
1. Содержание понятия «отдых».. 7
2. Свободное время.. 15
3. Некоторые аспекты урбанизации и научно-техническая революция. Человек и среда.. 26
4. Среда для отдыха на примере некоторых исторических эпох.. 32
 
2. МИРАЖ ОТДЫХА КОНЦА XXI ВЕКА
1. Зарубежные теории футурологии.. 47
2. Среда отдыха в городе будущего.. 51
3. Абрис будущего (вторая половина XXI века).. 59
4. Модель-гипотеза жизни семьи в 2070-е годы.. 68
5. Образы пространственной среды для отдыха..74
 
3. РЕКРЕАЦИОННАЯ СИСТЕМА НАЧАЛА XXI ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ЛЕНИНГРАДА)
1. Современный уровень развития учреждений отдыха.. 82
2. Логическая оценка перспективной системы отдыха (количественные показатели).. 90
3. Конкретные предпосылки создания теоретической модели.. 98
4. Теоретическая модель отдыха.. 115
 
4. КОНТУРЫ АРХИТЕКТУРЫ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ
1. Три основные составляющие пространственной среды.. 130
2. Интеграция элементов отдыха. Типы зданий, комплексов, зон.. 165
3. Архитектура среды отдыха.. 182
 
Заключение.. 195
 
Список литературы
 

 

Примеры страниц

 
Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982
 
Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982
 
Отдых и архитектура. Будущее и настоящее / Ю. Н. Лобанов. — Ленинград : Стройиздат, Ленинградское отделение, 1982
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 79,1 МБ).
 
 
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
 

18 марта 2020, 18:58 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий