|
Лукомский Г. К. Современный Петроград : Очерк истории возникновения классического строительства. 1900—1915 г.г. — Петроград, 1916Современный Петроград : Очерк истории возникновения классического строительства. 1900—1915 г.г. / Г. К. Лукомский. — Петроград : Издательство „Свободное искусство“, 1916. — 94 с., 32 л. ил.Современный Петроградъ : Очеркъ исторіи возникновенія классическаго строительства. 1900—1915 г.г. / Г. К. Лукомскій. — Петроградъ : Издательство „Свободное искусство“, 1916. — 94 с., 32 л. ил.ПРЕДИСЛОВИЕ.
Обзор строительства Нового Петрограда ограничивается в сущности пределами 1905—1915 годов.
Почти все то, что было построено ранее, выходит из пределов новых течений в архитектуре и является или характерным для эпохи ложно-ренессансных течений царствования Александра III, или запечатлевает собою стремления, не без основания названные в свое время декадентскими.
Что же построено, однако, за этот промежуток времени художественного и, вообще, имеющего вечное значение? Что характеризует собою строительство отмеченной эпохи? Каковы те верования и идеалы, к которым устремились зодчие после бесцельного и беспочвенного искания во что бы то ни стало «новых» форм, часто даже вне конструктивного их происхождения и лишь основанных на том, что (так как мы живем в век железа и бетона, то) новая форма должна появиться. (Такое насильственное придумывание и создало ряд курьезнейших деталей).
Для рассмотрения имеющегося перед нами материала, может быть избран различный метод. В порядке времени сооружения, по авторам, или по оттенкам стилевым, наконец, представляется возможным сгруппировать описываемые нами сооружения по роду предназначения здания.
По стилям не будем рассматривать интересующих нас сооружении: мы, вообще, коснемся лишь зданий, выполняемых в классицистическом направлении. Ни весьма, быть может, удачных церковных сооружений в том или ином оттенке русского стиля (храм Спаса на Водах, храм Трехсотлетия Дома Романовых, храм Св. Николая Барградского), ни, быть может, вполне выдержанных и художественных построек, как мечеть или новая католическая церковь на Ковенском переулке, — мы не будем рассматривать. Лишь здания, приближающиеся к одним и тем же началам архитектуры и, строго говоря, единственно тесно сливающиеся по духу с зодческими достижениями Старого Петербурга, займут нас в этом кратком исследовании.
Повторяю, такой выбор отнюдь не будет означать, как то некоторые критики полагают, отрицательного отношения к постройкам не классических стилей, т.-е. ко всему, что вне стилей empire, Louis XVI, ренессанс, барокко. Нисколько. Признавая столь же большую красоту храма Покрова на Нерли или мечетей Самарканда, мы только не признаем приемлемости их на картине Петербургского архитектурного пейзажа, создававшейся в течение двух столетий и совершенно цельно получившейся без русского стиля (ведь, и все иноверческие храмы в предыдущие эпохи тоже воздвигались в классике, даже Петропавловская Кирка на Невском проспекте, несмотря на некоторое стремление автора к романскому стилю, вышла скорее классической).
Мы решаем вопрос в том смысле, что единственный путь для создания еще более грандиозной картины, чем Петроград являл в 30-х годах прошлого столетия — есть путь поддержания идеалов зодчих тех времен. Лишь цельностью и выдержанностью стиля облик столицы может быть сохранен и на будущее время. В противном случае получается конгломерат сооружений, который скорее напомнит живописный базар провинциальной архитектурной картинности, нежели столичную, гордую, чуть холодную, но царственно-величавую выдержанность. Поэтому-то мы рассмотрим лишь сооружения, отвечающие не идеалам общей и «опасной» картины Нового Петрограда, все более и более становящегося пестрым, а идеалам, завещанным нам предками и единственно приемлемым именно для Петрограда. Где-либо в Казани или безличном Ростове и еще пригодном для производства на нем всяких опытов Харькове может быть признано строительство и в русском стиле, но в Петрограде нас определенно занимает лишь новая классика, но классика во всем ее разнообразии — от самого вычурного барокко до самого холодного и опрощенного стиля Палладио.
Таким образом, обзор Нового Петрограда сведется, в сущности, к обзору нового классицистического строительства нашей столицы... В таком избрании не только тех или иных стилей, или той или иной трактовки одного и того же стиля заключаются определенные симпатии к тем или иным особенностям, характеризующим одновременно и творчество определенных мастеров.
Таким образом, ограничивая себе область архитектурного разнообразия столицы определенными пределами, мы как бы избираем и определенный кадр зодчих, иначе говоря, выделяем как бы определенное направление. Да, нас именно занимает — подчеркнуть наличие или, во всяком случае, отметить зарождение определенной школы архитекторов, ныне развивающей свои силы. И если нам удалась хотя бы до некоторой степени эта задача, — мы будем считать цель нашу почти вполне выполненной.
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 55,8 МБ).
12 ноября 2016, 22:45
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий