|
Маковецкий А. И., Маковецкий О. А. Бесконечная архитектура. — Пермь, 2005Бесконечная архитектура / А. И. Маковецкий, О. А. Маковецкий ; Пермский государственный технический университет. — Пермь, 2005. — 283 с., ил.
В книге рассказывается об архитектуре как искусстве строить, о некоторых этапах многовекового становления зодчества, которое является, по словам Виктора Гюго, «великой книгой человечества, основной формулой, выражавшей человека во всех стадиях его развития как существа физического, так и существа духовного».
Рассчитана на студентов строительных вузов, техникумов и колледжей, учащихся старших классов школ.
Об авторах
МАКОВЕЦКИЙ Александр Игоревич
Заведующий кафедрой архитектуры Пермского государственного технического университета, профессор, кандидат технических наук.
Ведет дисциплины «История архитектуры», «Архитектура гражданских зданий», «Архитектура мостов».
Занимается проблемами гражданского строительства и влияния климатических факторов на долговечность ограждающих конструкций.
Автор более 140 научных публикаций и проектов, в том числе 3 монографии, 4 учебных пособия для вузов.
Родился в 1937 году, окончил строительный факультет Новочеркасского политехнического института. Работал деканом строительного факультета, проректором по учебной работе Пермского политехнического института (с 1992 г.— Пермский государственный технический университет).
Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации. Член-корреспондент Российской академии естественных наук.
МАКОВЕЦКИЙ Олег Александрович
Доцент кафедры оснований, фундаментов и мостов Пермского государственного технического университета, кандидат технических наук.
Ведет дисциплины «Инженерная геология», «Механика грунтов, основания и фундаменты». Область научных интересов — надежность систем «основание-фундамент-здание» в сложных инженерно-геологических условия. Автор более 50 научных работ.
Родился в 1961 году, окончил строительный факультет Пермского политехнического института. Член Российского общества механики грунтов, геотехники и фундаментостроения. Лауреат премии Ленинского Комсомола в области науки и техники.
ПРЕДИСЛОВИЕ
Архитектура не кончается — она лишь непрерывно изменяется.
Вальтер Гропиус (1883—1969), архитектор, дизайнер и теоретик архитектуры
Безграничный, необъятный мир зданий и сооружений окружает нас всюду. Это — архитектура, огромная вселенная, сотворенная руками человека.
Мы живем в этом рукотворном мире — учимся, работаем, отдыхаем и порой не задумываемся над тем, что же он, в сущности, собой представляет. А между тем мир зданий и сооружений необычайно интересен, и многовековая история его создания насыщена удивительными событиями и любопытными фактами ничуть не меньше, чем, скажем, история морских сражений или кругосветных путешествий.
Общепризнано, что архитектура — это искусство. Это значит, что лучшие произведения зодчества не только полезны и удобны, но и красивы. В самом деле, разве не прекрасны, к примеру, уральские избы в сказочных деревянных кружевах, величественные архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга или просторные залы станций Московского метрополитена?
Иное здание сильнее, чем музыка, поэтическое слово или живописное полотно может взволновать человека, тонко чувствующего прекрасное. В подтверждение приведем несколько строк из воспоминаний французского композитора Г. Берлиоза, который, посетив Россию, увидел храм Вознесения в подмосковном селе Коломенском: «...Ничто меня так не поразило в жизни, как памятник древнерусского зодчества в Коломенском. Многое я видел, многим любовался, многое поражало меня, но время, древнее время в России, которое оставило свой памятник в этом селе, было для меня чудом из чудес. Я видел Страсбургский собор, который строился веками. Я стоял вблизи Миланского собора, но кроме налепленных украшений, я ничего не нашел. А тут передо мной предстала красота целого. Все во мне дрогнуло. Я видел какой-то новый вид архитектуры. Я видел стремление ввысь, и я долго стоял ошеломленный...»
Храм Вознесения в Коломенском под Москвой, 1532
И ещё один пример, на этот раз почти анекдотичный.
Очевидцы рассказывают, что как-то в Санкт-Петербург приехал престарелый английский лорд. Едва стряхнув дорожную пыль, он попросил показать ему чугунную решетку Летнего сада. А когда увидел, сел на принесенный с собой стульчик и потребовал, чтобы его не беспокоили. Так и просидел он всю летнюю ночь до утра. Как только за ним пришли, лорд воскликнул:
— Больше я ничего не хочу видеть. Везите меня обратно в Лондон. Теперь я могу спокойно умереть. Я видел чудо. Я видел совершенство красоты и гармонии.
Искусство архитектуры своеобразно. Оно представляет собой результат общественных отношений в ту или иную эпоху. Или, скажем проще, здания и сооружения являются отражением художественных взглядов, культуры, быта и технических достижений своего времени. А ещё лучше эту мысль выразил великий русский писатель Н. В. Гоголь:
«Архитектура — тоже летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни и предания, и когда уже ничто не говорит о погибшем народе...»
Хорошо строить — тоже искусство. Правда, искусство несколько иного рода. Под этим словом понимается высшая степень профессионального мастерства. Так, мы нередко говорим об искусстве певца, пианиста или драматического актера, но, к сожалению, не всегда обращаем внимание на мастерство, скажем, ткачихи, токаря-виртуоза или опытного монтажника-высотника.
Издавна архитекторы и строители были передовыми людьми своего времени. В Древней Греции, например, помимо специального образования, зодчие должны были знать математику, физику, астрономию, хорошо рисовать и ваять, владеть основами философии, юриспруденции, медицины и даже... музыки.
Тысячелетиями накапливались знания и опыт архитекторов и строителей. Строительство стало настолько многогранной областью человеческого творчества, что потребовалось разделение труда на более узкие ремесла — родились профессии каменщиков, плотников, штукатуров и т. д., а сейчас уже не обойтись теми несколькими ремеслами, которыми владели прошлые поколения.
В данной книге о художественных проблемах архитектуры говорится мало. Авторы отказались от возможности побеседовать с читателем об истории становления архитектуры как искусства и попытались рассмотреть строительную деятельность человека, главным образом, с инженерно-технической точки зрения. Будучи людьми, связанными с архитектурой и строительством, они, естественно, считали, что проблема «Как (каким образом) построено то или иное здание?» сама по себе может быть достаточно интересной для любознательного читателя.
Хотелось того авторам или нет, но в книге нашли отражение их личные взгляды, вкусы и симпатии. Говоря откровенно, они и не считали себя вправе воздерживаться от собственной — положительной или критической — оценки описываемых событий и фактов. Однако читателю предоставляется большая возможность делать и самостоятельные выводы.
И последнее. Хотелось бы думать, что любознательный читатель прочтет работу с интересом и узнает кое-что, чего не знал раньше. Авторы будут считать свою задачу выполненной, если вызовут у читателя желание узнать ещё больше о прошлом, настоящем и будущем архитектуры и строительства.
Ну, а если кто-нибудь из юных читателей, перевернув последнюю страницу, захочет посвятить себя жизни трудной и романтичной и пойти по стопам людей самой мирной и благородной профессии, мы скажем: в добрый час — стройки ждут его!
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие.3
Глава первая. Начнем с начала..6
Глава вторая. Символы вечности...21
Глава третья. Пирамиды: величие, жестокость и мистика.32
Глава четвертая. Чудеса света.44
Глава пятая. Эти разные подземелья..60
Глава шестая. На земле стоять не просто!..81
Глава седьмая. Дайте мне точку опоры...59
Глава восьмая. Укрощение камня..128
Глава девятая. Соперники атлантов..151
Глава десятая. Лишь топор и вдохновение..166
Глава одиннадцатая. Союз прочности и красоты...187
Глава двенадцатая. Могучий младенец...210
Глава тринадцатая. Время исканий, достижений и заблуждений.236
Глава четырнадцатая. Там, где пасутся стада небоскребов.258
Глава пятнадцатая. А что будет завтра?...267
Заключение...280
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 110 МБ).
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
30 августа 2017, 15:52
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий