наверх
 

Некрасов А. И. Возникновение московского искусства : Том I. — Москва, 1929

Возникновение московского искусства : Том I / А. И. Некрасов ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. — Москва : Институт археологии и искусствознания РАНИОН, 1929  Возникновение московского искусства : Том I / А. И. Некрасов ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. — Москва : Институт археологии и искусствознания РАНИОН, 1929
 
 
 

Возникновение московского искусства : Том I / А. И. Некрасов ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. — Москва : Институт археологии и искусствознания РАНИОН, 1929. — 245 с., ил.

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
Методическое, широкое и углубленное изучение древне-русского искусства только еще начинается.
 
Раскрытие художественного смысла связывается с определением эволюции стиля на основах социально-исторических. Это заставляет пересмотреть многие эпохи, уже до некоторой степени изученные, и толкает к раскрытию художественной жизни эпох неизвестных и темных.
 
Московское искусство лишь с XV—XVI вв. начинает становиться руководящим в пределах русской культуры. Однако, и ранее того, будучи еще местным, оно имело блестящую страницу своей жизни на рубеже XIV и XV в.в., связанную с именем Андрея Рублева.
 
Но не здесь лежат истоки Московского искусства, которое, конечно, начинало с собирательства со стороны, от более древних культурных областей, как и сами эти области стали постепенно собираться воедино Москвой. Начало XIV в. есть начало московского искусства. От него сохранились лишь немногие памятники, или случайные или фрагменты. Однако, есть возможность путем сопоставлений вскрыть генетические пути московского искусства по всем четырем разделам искусств пространственных: архитектуре, живописи, скульптуре и декоративному искусству.
 
В настоящем томе мы предлагаем исследования, в первой части — о первом Успенском соборе в Москве, во второй — о Федоровском Евангелии, хранящемся ныне в Ярославле. Второй том в своей части, касающейся скульптуры и трактующей о происхождении статуи Николы Можайского, ныне нами подготавливается к печати.
 
Считаю свои долгом принести глубокую благодарность всем, оказавшим мне помощь в моей работе, особенно Нач. Главпрофобра проф. А. Я. Вышинскому, доставившему мне возможность обследовать основные из издаваемых памятников, и председателю Президиума РАНИОН, акад. В. М. Фриче, способствовавшему появлению настоящей книги в печати.
 
А. Некрасов
Москва. 1928 г.
 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
ПРЕДИСЛОВИЕ ... 5
 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. Архитектура ... 7
 
Московский Успенский собор.
 
Введение ... 9
 
Глава I. Памятники Коломны ... 11
Источники. — Остатки древнейшей архитектуры Центральной России. — Московское строительство XIV—XV вв. — Описание современного Коломенского собора. — Описание Коломенского собора Павлом Алеппским. — Реконструкция Коломенского собора. — Датировка Коломенского собора. — Воскресенская церковь. — Поздне-московское зодчество. — Собор Новодевичьего монастыря.
 
Глава II. Московский Успенский собор ... 44
Источники и их толкование. Юго-восточная часть собора. — Гробница митрополита Петра. — Итоги.
 
Глава III. Параллели ... 76
Московский Архангельский собор. — Спасская церковь в Коломне. — Старая Никольская церковь в Серпухове. — Трехглавые храмы. — Церковь Белой Троицы в Твери. — Сольвычегодский собор.
 
Глава IV. Белорусское зодчество ... 90
Торговые пути XIV в. — Западно-русские памятники. — Собор Спасского монастыря в Полоцке.
 
Глава V. Проблема эволюции ... 101
Московские сионы. — Борьба полоцко-смоленских и суздальско-владимирских влияний. — Реакция деревянного зодчества. — Проблема столпообразных храмов.
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. Живопись ... 105
 
Федоровское евангелие.
 
Введение ... 107
 
Глава I. Внешность рукописи ... 109
Местонахождение рукописи. — Размеры и переплет. — Тетради и листы. — Письмо и записи. — Украшения. — Графика. — Правописание. — Дата.
 
Глава II. Орнамент ... 118
Инициалы. — Тератология. — Параллели. — Заставки большие. — Заставки малые. — Объяснение значения первой из малых заставок. — Фронтиспис. — Эволюция фронтисписов. — Параллели. — Архаизм. — Проблема Смоленска. — Стиль фронтисписа.
 
Глава III. Первая миниатюра ... 138
Федор Стратилат. — Иконографическая традиция. — Фреска Нередицы. — Изображение в «Федоровском» евангелии. — Историческое толкование. — Князь Федор Черный. — Происхождение рукописи. — Стиль изображения. — Историко-художественные параллели. — Колебания стиля. — Живопись начала XIV в.
 
Глава IV. Вторая миниатюра ... 155
Христос. — Параллели. — Спас «Ярое Око». — Проблема Москвы. — Иоанн Богослов и Прохор. — Проблема генезиса композиции. — Два варианта. — Русские параллели. — Индивидуальная сложность композиции. — Черты Запада. — Значение изображения Прохора. — Епископ Прохор.
 
Глава V. Проблема школы ... 186
Трирская Псалтырь. — Галицко-волынская параллель. — Полоцко-смоленские параллели. — Тверской Амартод. — Толгская икона. — Три евангелиста «Федоровского» евангелия. — Монастырское евангелие. — Роль Москвы.
 
Дополнения ... 212
Ursprung der Moskowitischen Kunst ... 218
Architektur ... 218
Malerei ... 221
Перечень рисунков. Verzeichniss der Abbildungen ... 226
Указатель имен и названий ... 232
 

 

Примеры страниц

 
Возникновение московского искусства : Том I / А. И. Некрасов ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. — Москва : Институт археологии и искусствознания РАНИОН, 1929  Возникновение московского искусства : Том I / А. И. Некрасов ; Российская ассоциация научно-исследовательских институтов общественных наук. — Москва : Институт археологии и искусствознания РАНИОН, 1929
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 111 МБ).
 
 

8 августа 2021, 21:31 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий