наверх
 

Серебренников Н. Н. Пермская деревянная скульптура. — Пермь, 1928

Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]  Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]
 
 
 

Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]. — 213 с., [1] с. объявл., [1] вклад. л. карт. : ил.

 
 
 
За любезное участие в художественном оформлении этого издания выражается признательность художникам И. Н. Вроченскому и М. А. Доброву.
 
С благодарностью необходимо отметить, что качественному улучшению издания способствовало аккуратное выполнение 60 клише иллюстраций цинкографией „ Искусство“ (Москва, Варварка, Зарядьевский пер., д. 3), проявившей к этой работе культурное внимание,
 
Издание выполнено в типографии Пермского Полиграфтреста. Отпечатано школой бригадного ученичества типографии. Тщательное выполнение издания было возможно лишь при том особом внимании, которое уделил этой работе коллектив типографии, за что и приносится глубокая благодарность.
 
 
В работе по подготовке этого издания любезно приняли участие:
A. С. Лебедев — в литературном редактировании текста
B. А. Кондаков — составлением карты
А. Г. Трубин — приготовлением фотоотпечатков для клише.
 

 

 
Посетил художественную часть Пермского Музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественно и культурно-исторической точки зрения, и в то же время поражает своей художественной силой, как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности.
 
11/I 1928
Нар. Ком. по Просв. Р.С.Ф.С.Р.
Ан. Луначарский.
 

 

 

[Предисловие]

 
Пермская деревянная скульптура — явление исключительно интересное в прошлой культуре Пермского края и очень значительное в истории народно-русского искусства. Высоко содержательны, как памятники Пермской бытовой истории, те многочисленные изваяния, которые на протяжении столетий до недавнего времени своеобразно бытовали в Пермском крае, а теперь составляют в Художественной Галлерее собрание Пермской деревянной скульптуры. Большое разнообразие и оригинальность форм и глубокая выразительность этих народных изваяний делает их еще и ценными художественными памятниками, а вследствие малоизвестности народно-русского ваяния они приобретают большую значимость для истории народно-русского искусства. По этим соображениям в предлагаемых материалах предварительного изучения Пермские деревянные скульптуры рассматриваются и как памятники бытовой истории, и как произведения народного искусства.
 
Изучение Пермских деревянных скульптур, как памятников бытовой истории, и беглый осмотр изваяний показывают создание человеком „по своему образу и подобию“ предмета своего поклонения — бога, при чем на разных изваяниях приходится видеть, как, повидимому, с течением времени наряду со сменой и ростом социальной культуры, надо предполагать, новые поколения создают и новых „богов“. Привлекая некоторые материалы Пермской археологии и летописные известия, удается проследить почти все этапы религиозного культа в Пермском крае от фетиша до позднейших предметов поклонения. Это благоприятное для разъяснений существа религиозного культа обстоятельство дает возможность Галлерее широкую просветительную работу на описываемом собрании скульптур вести в таком направлении, которое способствовало бы освобождению сознания трудящихся от многовековых религиозных предрассудков и верований.
 
Но указанным текущим просветительным использованием и историко-бытовым содержанием культурное значение Пермской деревянной скульптуры не исчерпывается. Беглый обзор форм изваяний в мало определенном виде говорит о смене облика „богов“ и совсем не выявляет другой стороны скульптур — понимания их, как произведений народного творчества. Для познания Пермской деревянной скульптуры становится необходимым прибегнуть к более глубокому изучению форм изваяний, условий ваяния, творческих замыслов и устремлений ваятелей и т. п., или, иначе говоря, заняться историко-художественным изучением. Последнее за отсутствием пока точных данных о скульптурах приходится производить сравнительным методом, при чем первоначальной задачей является необходимость классифицировать материал по признакам однородности для выявления отличительных черт отдельных предметов и характерных особенностей групп однотипных предметов и для выяснения затем всего явления. Эта кропотливая часть работы вознаграждается ее результатами, когда из необъяснимого разнообразия удается установить логически закономерное, стройное целое, каким оказалось на протяжении ряда столетий Пермское деревянное ваяние. Но помимо этого оказывается еще, что при малой известности народно-русского ваяния Пермская деревянная скульптура показывает такое чрезвычайно распространенное ваяние, какого в подобном большом масштабе неизвестно ни в одной другой русской области. При большом художественном достоинстве многих Пермских деревянных скульптур все сказанное придает ее собранию значимость не местного масштаба, а гораздо бо́льшую.
 
Таким образом, Пермские деревянные скульптуры по их научному значению оказываются более ценными историко-художественными памятниками, чем историко-бытовыми предметами. По этим причинам, при глубоком рассмотрении Пермских деревянных скульптур большее внимание приходится уделять им, как произведениям народного ваяния, и меньшее, как памятникам бытовым, что имеет место и в этом издании. Отметим, что во время почти уже окончания печатания настоящей книги, содержащей подробное рассмотрение Пермской деревянной скульптуры в обрисованном направлении, правильность наших мыслей о большом культурно-историческом и особенно художественном значении этой скульптуры нашла себе подтверждение в приведенном выше отзыве Нар. Ком. по Просв. А. В. Луначарского. Его оценка скульптурам является тем более авторитетной, что исходит от руководителя научной, художественной и просветительной жизнью страны и вместе с тем лица, высоко-сведущего в вопросах искусства. Одновременно необходимо с благодарностью отметить, что на историко-художественное значение Пермской деревянной скульптуры было указано первоначально, еще в годы собирания скульптуры, известным русским историком искусства проф. И. Е. Грабарем, которым тогда же были намечены и пути ее изучения.
 
 
Книгу о Пермской деревянной скульптуре спрашивает каждый любознательный посетитель Художественной Галлереи. Это необычайное собрание одинаково заинтересовывает Пермского-ли рабочего, учащегося, крестьянина, заезжего-ли ученого, писателя, общественного деятеля. Пермские „боги“ отмечены уже на страницах литературных произведений (Б. Пильняк. Россия в полете; Е. Полонская. Поездка на Урал; Л. Полярный. На самолете в Приуралье и др.) и не раз были темой для живых очерков в местной и центральной периодической прессе. Глубокий интерес к этому собранию проявляли и московские рабочие, тысячами посещающие Пермь каждое лето на пароходах-домах отдыха, и иностранные различные делегации, прибывавшие в Пермь для ознакомления с ее жизнью. Ряд крупнейших русских ученых, побывавших в Перми за последние годы, надолго останавливали свой пытливый взгляд на описываемых изваяниях, задавая часто автору этой книги те вопросы, с которыми сам автор для разъяснения многих явлений, связанных с этим совершенно необычайным собранием, пробовал обратиться к ним.
 
Последнее обстоятельство, совершенно естественное при полной новизне вопросов о Пермской деревянной скульптуре и при малоизвестности вообще народно-русского ваяния, говорило о необходимости начать изучение скульптуры, а огромный интерес, проявляемый к Пермской деревянной скульптуре различными кругами населения, и громадное историко-культурное значение этого собрания налагали обязанность сделать его более известным, чем только посетителям Художественной Галлереи. Помимо этого, отмеченная выше необходимость и для текущей просветительной работы иметь систематизированными наши сведения о Пермской деревянной скульптуре побудили приступить к работе по подготовке, а затем и выпуску настоящего издания.
 
Первоначальная работа о совершенно неизвестной прежде Пермской деревянной скульптуре понятно, что не могла вылиться в форму популярного путеводителя по ее собранию. Но это и не могло быть целью, ибо, несомненно, целесообразнее прежде представить мнению научных кругов и всех, работающих над вопросами истории культуры, подробное рассмотрение Пермского деревянного ваяния в том плане, который был обрисован выше. Только считаясь с этим мнением и исправив неизбежные во всякой работе (а тем более при первом изучении) ошибки, упущения и, быть может, неправильные по существу взгляды, возможно уже будет в необходимой для путеводителя установившейся форме описать это необыкновенное собрание изваяний. По этим причинам в настоящем издании Пермские скульптуры разобраны подробнее и иногда теоретичнее, чем это следовало бы в популярном описании или в путеводителе.
 
Однако, в целях возможности пользоваться и настоящим изданием при ознакомлении с Пермской деревянной скульптурой во время посещения Галлереи, указываем порядок пользования книгой и отмечаем то ценное обстоятельство, что в ней рассмотрены и описаны все скульптуры. Необходимо лишь заранее предупредить, что ознакомление со скульптурой при пользовании этой книгой возможно не в 1—2 часа, а потребует многократных посещений Галлереи, что оправдывается, безусловно, большим интересом и значением Пермской деревянной скульптуры. До осмотра скульптур нужно прежде ознакомиться в соответствующих главах с вопросами о бытовании скульптур, о причинах их появления и распространенности и о составе собрания. Затем при осмотре скульптур нужно находить в описи номер, имеющийся на каждом изваянии. По ознакомлении с внешним видом того или иного изваяния (что можно прочитывать и в описи) следует за данными о нем обращаться на те страницы книги, которые при описании каждой скульптуры указаны; при этом целесообразно прежде знакомиться с изложенными в соответствующих главах общими чертами изваяний на сюжет осматриваемой скульптуры. По рассмотрении всех скульптур можно обратиться к заключительным главам. Надо отметить, что именно в целях некоторой популяризации во всех возможных случаях приведены объяснения малопонятных наименований и вообще выражений и слов.
 
Для лучшего понимания столь необычного в нашей текущей жизни материала, какой представляет Пермская деревянная скульптура, было сделано все возможное при том крайне ограниченном времени, которое могло быть уделено подготовке настоящего издания. С одной стороны эта недостаточность времени, а затем и условия экономного издания заставили во многих направлениях сократить размеры предлагаемого рассмотрения скульптур, почему пришлось выпустить ряд тем, в других же темах иметь менее четкую разграниченность. Если добавить, что при работе по изучению скульптур пришлось иметь дело в сущности с такой же подобной „дремучему темному лесу“ темой, с какой имели дело первоначально исследователи древне-русской живописи и других искусств, то понятно, что к результатам работы приходится подходить именно, как к „материалам предварительного изучения“, ставящим своей целью сделать известным предмет изучения в надежде вызвать к нему более глубокий интерес научных и общественных кругов. Вообще же к напечатанной работе в силу высказанных выше и многих других обстоятельств приходится применить древнее: „Feci, quod potui...“, а за возможные оплошности просить снисхождения. За все отзывы и отклики о настоящей работе и за присылку всяких указаний (в адрес Галлереи) автор будет признателен.
 
 
Необходимо сказать, что в работе по собиранию Пермской деревянной скульптуры участвовал большой коллектив. Потребовало бы многих печатных страниц перечисление тех государственных учреждений, общественных организаций и отдельных лиц, которых необходимо благодарить за внимательное содействие при собирании, приведении в должный вид и изучении скульптур. Только широкая помощь дала возможность организовать при тех мизерных средствах, что мог потратить Музей, огромное собрание Пермской деревянной скульптуры, при чем решающее значение при собирании скульптур сыграла предоставленная различными организациями возможность чаще всего бесплатного для Музея пользования перевозочными средствами. Необходимо особо отметить, что самые существенные организационные и финансовые вопросы, связанные с работой по Пермской деревянной скульптуре, неизменно находили себе благоприятное разрешение у Пермского вначале Губернского, а затем Окружного Исполкома. Необходимо также быть признательным б. многолетнему члену Президиума этого Исполнительного Комитета А. И. Перевалову, который в бытность его заведывающим ГубОНО первым поддержал начинания по сбору скульптуры, а ныне своим содействием побудил Музей к выпуску этого первого издания о Пермской деревянной скульптуре.
 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

 
Часть I
Глава I. Собирание скульптур ... 13
Глава II. Бытование скульптур ... 16
Глава III. О ваятелях Пермских скульптур ... 24
Глава IV. Литература о народно-русском деревянном ваянии ... 26
Глава V. Причины появления и распространенности Пермских скульптур ... 33
Глава VI. Состав собрания и общие характерные черты скульптур ... 36
Глава VII. Скульптуры „Сидящего Спасителя“ ... 44
Глава VIII. Скульптуры Распятого и предстоящих ... 55
Глава IX. Скульптуры Саваофа и Христа ... 74
Глава X. Скульптуры апостолов ... 82
Глава XI. Скульптуры „Николы Можая“ ... 87
Глава XII. Скульптуры святых ... 93
Глава XIII. Скульптуры ангелов ... 98
Глава XIV. Историко-художественные этапы в Пермском ваянии ... 108
Глава XV. Заключительная характеристика Пермской деревянной скульптуры ... 128
Глава XVI. Примечания (указания на литературу) ... 134
Глава XVII. Kurze Zusammenfassung (Краткое содержание работы на немецком языке) ... 137
 
Часть II
Опись собрания Пермской деревянной скульптуры ... 143
Скульптуры XVII века ... 146
Скульптуры XVIII века ... 149
Скульптуры XIX века ... 201
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 
1. Общий вид части собрания Пермской деревянной скульптуры ... 11
2. „Сидящий в темнице Спаситель“ в часовне в с. Большая Коча, до получения в Галлерею (по оп. № 202) ... 17
3. „Распятие“; из кладбищенской часовни в зав. Чермоз (по оп. № 3) ... 35
4. „Сидящий в темнице Спаситель“; из Канаб. часовни в зав. Пашии (по оп. № 1) ... 45
5. Деталь скульп. Распятого; из кладб. часовни в г. Соликамске (по оп. № 4) ... 53
6. Деталь скульп. Распятого; из Рубежской церкви в г. Усолье (по оп. № 186) ... 61
7. Три скульптуры из кладовой церкви в с. Усть-Боровском (по оп. № 53) ... 67
8. Деталь скульптуры Саваофа; из церкви в гор. Лысьве (по оп. № 83) ... 75
9. „Апостол Павел“; из подвала кафедр. собора в гор. Перми (по оп. № 17) ... 83
10. Кокошник со скульп. изображ. Христа; из ц. в с. В.-Боровском (по оп. № 8) ... 109
11. Скульптуры предстоящих; из подвала церкви в зав. Пашии (по оп. № 2) ... 145
12. „Распятый“; из кладб. часовни в г. Соликамске (по оп. № 4) ... 146
13. „Распятие“; из церкви в с. Вильгорт (по оп. № 5) ... 147
14. „Никола Можай“; из церкви в с. Покче (по оп. № 6) ... 148
15. „Параскева Пятница“; из церкви в с. Ныробе (по оп. № 7) ... 149
16. „Царские врата“ со скульп. изобр.; из подв. каф. соб. в г. Перми (по оп № 21) ... 151
17. „Благословляющий Саваоф“; из церкви в с. Чигиробе (по оп. № 22) ... 152
18. „Восемь скульп. апост. и свят. на анал.“; из каф. соб. в г. Перми (по оп. № 24) ... 153
19. „Распятие с предстоящими“; предстоящ. из Воскресенской церкви в г. Соликамске, Распятие из кладов, церкви в с. Усть-Боровском (по оп. № 26 и № 54) ... 154
20. „Скорб. Богоматерь“; из кладб. часовни в г. Мотовилихе-Перми (по оп. № 27) ... 155
21. „Распятие“; из часовни в дер. Порошевой (по оп. № 37) ... 156
22. „Сидящий Спаситель“; из церкви в с. Косе (по оп. № 38) ... 157
23. „Сидящий Спаситель“; из церкви в с. Янидоре (по оп. № 40) ... 158
24. „Распятие с 2 предстоящими“; из ц. в с. В.-Чусовские городки (по оп. № 43) ... 159
25. „Распятие с 2 предстоящими“; из ц. в с. Н.-Чусовские городки (по оп. № 52) ... 160
26. „Предстоящие“ (из кладовой церкви в с. Усть-Боровском) и „Распятие“ из церкви в с. Сиринском (по оп. № 53 и № 60) ... 161
27. „Сидящий Спаситель“; из Успенской церкви в гор. Чердыни (по оп. № 68) ... 164
28. „Распятие с 10 предстоящими“; из церкви в с. Язьве (по оп. № 69) ... 164
29. „Распятие“, в орнамент. обрамлении; из церкви в с. Слудке (по оп. № 70) ... 165
30. „Распятие“, в орнамент. обрамл.; из Спасск. ц. в г. Соликамске (по оп. № 72) ... 166
31. „Распятие с 2 предстоящими“, в орнаментальном обрамлении; из церкви в с. Верхние-Муллы (по оп. № 73) ... 166
32. „Головка ангела“; из церкви в зав. Полазне (по оп. № 78) ... 167
33. „Возлежащий Саваоф“; из кладбищ, часовни в с. Ильинском (по оп. № 82) ... 168
34. „Саваоф“; из церкви в г. Лысьве; деталь см. рис. 8 (по оп. № 83) ... 169
35. „Коленопрекл. ангел“; из церкви в с. Нижне-Чусовские городки (по оп. № 85) ... 170
36. „Положение во гроб“; из церкви в с. Шакшере (по оп. № 87) ... 171
37. „Снятие с креста“; из церкви в с. Шакшере (по оп. № 88) ... 172
38. „Сидящий Спаситель“; из часовни при церкви в с. Редикоре (по оп. № 106) ... 175
39. „Всенощное блюдо“; из Преображенской церкви в г. Чердыни (по оп. № 109) ... 176
40. „Два ангела“; из Троицкой церкви в г. Чердыни (по оп. №110 и № 111) ... 177
41. „Сидящий Спаситель“; из кладб. часовни в. Мотовилихе-Перми (по оп. № 143) ... 182
42. „Сидящий Спаситель“; из часовни при Петр. соборе в г. Перми (по оп. № 144) ... 183
43. „Никола Можай“; из Богоявленской церкви в г. Чердыни (по оп. № 175) ... 187
44. „Собор архангела Михаила“; из церкви в с. Губдор (по оп. № 177) ... 188
45. „Никола Можай“; из часовни в дер. Зеленята (по оп. № 178) ... 189
46. „Шестикрылый серафим“; из часовни в дер. Ракиной (по оп. № 183) ... 190
47. „Распятие“; из церкви в с. Миндули (по оп. № 184) ... 191
48. „Распятие“; из церкви в с. Орел (по оп. № 185) ... 192
49. „Распятие“; из Рубежской церкви в г. Усолье; деталь см. рис. 6 (по оп. № 186) ... 193
50. „Распятие с 2 предстоящими“; из церкви в с. Карагай (по оп. № 152) ... 194
51. „Сидящий Спаситель“; из церкви в зав. Чермоз (по оп № 193) ... 195
52. Деталь скульптуры Саваофа; из часовни в дер. Половинке (по оп. № 194) ... 196
53. „Сидящий Спаситель“; из часовни в дер. Подъячевой (по оп. № 198) ... 197
54. „Сидящий Спаситель“; из церкви в с. Ворцевском (по оп. № 205) ... 198
55. „Сидящий Спаситель“; из церкви в с. Усть-Косьве (по оп. № 206) ... 199
56. „Сидящий Спаситель“; из Рождеств. церкви в г. Соликамске (по оп. № 207) ... 200
57. „Распятие с 2 предстоящими, благословляющим Саваофом и солнцем и луной на облаках“; из часовни в дер. Толстик (по оп. № 223) ... 202
58. „Усекновенная глава Иоанна Предт.“; из часовни в д. Копыловой (по оп. № 241) ... 205
59. „Христос на страданиях“; из церкви в с. Нижние-Муллы (по оп. № 242) ... 206
60. „Сидящий ангел“; из часовни в дер. Габовой (по оп. № 273) ... 212
 

 

 

Примеры страниц

 
Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]
 
Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]  Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]
 
Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]  Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]
 
Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]  Пермская деревянная скульптура : Материалы предварительного изучения и опись : С картой и 60 иллюстрациями / Н. Н. Серебренников ; Пермский государственный областной музей, Художественная галлерея. — Пермь, MCMXXVIII [1928]
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 210 МБ)
 

21 мая 2023, 11:27 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий