наверх
 

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве. — Москва, 1929

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
 

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929. — [16] c., [12] л. ил.

 
 

НОВЫЙ ТИП ХУДОЖЕСТВЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ВУЗА

О ПРИРОДЕ ВХУТЕИНА

 
Высший Художественно-Технический Институт в Москве является вузом нового типа. Он вызван к жизни потребностями новой человеческой культуры, нуждами современного искусства и социалистической промышленности.
 
В постановлении Совета Народных Комиссаров об основании Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских (1920 г.) сказано:
 
Совет Народных Комиссаров постановил: Московские Высшие Государственные Художественно-Технические Мастерские есть специальное высшее техническо-промышленное учебное заведение, имеющее целью подготовить художников-мастеров высшей квалификации ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования.
 
В отношении снабжения преподаватели, служащие и слушатели-студенты Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских приравниваются к Высшим Техническим учебным заведениям, при чем норма устанавливается Комиссией по снабжению рабочих.
 
Примечание. За прогульные дни студенты, помимо других мер, лишаются пайка.
 
Учет и распределение окончивших курс Московских Высших Государственных Художественно-Технических Мастерских принадлежит Главкомтруду по соглашению с НК по Просвещению и Высшим Советом Народного Хозяйства.
 
Председатель Совета Народных Комиссаров В. УЛЬЯНОВ (ЛЕНИН).
Управляющий Делами СНК В. БОНЧ-БРУЕВИЧ.
 
Декрет Совнаркома совершенно ясно устанавливает природу Вхутеина (Вхутемас был переименован во Вхутеин с 1928 года). В.X.Т. Институт есть специальное техническо-промышленное высшее учебное заведение с художественным уклоном. Он готовит художников-мастеров высшей квалификации (а не техников) для промышленности. Это — его основная целевая установка. Искусство, достигшее высших качественных степеней, должно обслуживать прежде всего промышленность, т.-е. массовое машинное производство общественно необходимых вещей. Институт обязан, кроме того, подготовлять художников-инструкторов и художников-руководителей (педагогов и организаторов) профессиональных технических школ (промышленно-художественных прежде всего). Институт приравнивается к Высшим Техническим учебным заведениям. Он является художественным втузом. В результатах его работы заинтересованы одинаково Наркомпрос и ВСНХ. Наркомпрос должен заботиться о качестве его педагогической работы. ВСНХ должен заботиться о том, чтобы Институт давал промышленности необходимое количество наиболее подготовленных для нужд промышленности специалистов.
 
Итак: Вхутеин готовит художников нового типа, — художников, обслуживающих промышленность, организующих быт и обслуживающих культурно-политическую борьбу рабочего класса.
 
Художник есть специалист по качеству и форме вещей. Художник оформляет быт и идеологическую борьбу. В художниках высшей квалификации, знакомых с технологией материалов и технологическими процессами производства, имеющих, кроме художественного, еще техническое образование, и нуждается быстро растущая социалистическая промышленность нашего союза.
 
Целый ряд областей промышленности не могут обойтись без художников-технологов и художников-инженеров. Их развитие зависит в значительной степени от наличности квалифицированного кадра таких специалистов. Текстильная промышленность не может обойтись без художников-колористов и рисовальщиков, умеющих разрешать вопросы художественного оформления массового текстиля. Только высоко квалифицированные художники-технологи и инженеры могут поднять качество изделий фарфорово-фаянсовой, стекольной и майоликовой промышленности. Полиграфическая промышленность не может быть сведена только к технологическим процессам. Она включает в себя целый ряд полиграфических искусств (искусство книги, искусство литографии, искусство фотомеханики, журнала, газеты и т. д.), задачи которых могут быть разрешены только художником-производственником. Проблемы внутреннего оборудования жилища, зданий общественного назначения и помещений, обслуживающих транспорт, вся громадная проблема массовой бытовой вещи, художественного оформления быта могут быть разрешены только фалангами новых художников индустриальной культуры. Наша эпоха, характеризуемая колоссальным размахом жилищного, промышленного и общественно-муниципального строительства, доведет до невиданных размеров влияние и значение архитектуры. Но архитектура не может быть сведена к техническому умению и руководству инженеров строителей, специалистов по разрешению узко технических и частных задач строительства. Организатором строительных работ должен быть архитектор-художник, умеющий разрешать задачи общего архитектурного ансамбля, архитектурной формы и композиции. Он должен знать экономику страны и строительной промышленности, бытовые и производственные нужды той социальной среды, для которой он строит. Он должен иметь высшее технологическое образование. Но он должен быть обязательно и художником, т.-е. специалистом по форме и качеству сооружений. Он должен ставить перед собой задачи архитектурной формы и соотношения архитектурных масс. Он должен, кроме того, иметь в виду общий архитектурный облик улицы, площади, города. Вопросы архитектурной физиономии городов, перепланировки городов, парков, садов и селений, внутреннего оборудования строений, сооружения архитектурных памятников, выражающих цели и стремления эпохи пролетарской революции, вопросы о типах домов могут быть разрешены только художником-архитектором, художником-инженером архитектором. Архитектор является основным типом, нового художника. Архитектора являются главными организаторами быта, культуры и искусства. Архитектура определяет художественный и культурный стиль целой эпохи.
 
Совершенно очевидно, что Вхутеин, подготовляя художников-инженеров для промышленности, тем самым выполняет ответственную задачу по хозяйственному строительству страны. В общей системе высшего технического образования он занимает определенное и прочное место. Главная его задача и смысл его существования в подготовке специалистов, необходимых для быстрого и качественно высокого развития социалистической промышленности.
 
Но Вхутеин выполняет еще вторую задачу. Он подготовляет специалистов высшей квалификации, необходимых для культурного социалистического строительства. Специализации расширяются. Развитие промышленности тесно связано с развертыванием пролетарской культурной революции. Клубное строительство, культработа профсоюзов, развитие массового самодеятельного искусства, грандиозные планы обслуживания культурного досуга миллионов трудящихся (напр., проект Парка Культуры и Отдыха в Москве), организация массовых празднеств и политических кампаний, сооружение домов культуры, вся колоссальная культурная работа, меняющая бытовой облик, народа требует для своего проведения наличности большого числа художников-специалистов, художников-культурников, пропагандистов, инструкторов, декораторов, организаторов, педагогов, методистов. Новый быт может быть организован только художниками. Массовое празднество, от дневного оформления площадей до вечернего использования в целях наибольшего воздействия на массы светотехники, может быть организовано только художниками.
 
Художественное материальное оформление новой общественной жизни должно иметь свой план и своих организаторов. Выполнение всех этих задач определяет целевую установку таких факультетов Института, как живописный и скульптурный. Живописный и скульптурный факультеты подготовляют не художников вообще, а художников-специалистов, которые должны уметь выполнять конкретные работы производственного характера.
 
Кроме того, существуют еще самостоятельные задачи формально-технического развития пространственных искусств, требующие лабораторно-экспериментальной и научно-исследовательской постановки работы художника. Живописный, скульптурный и отчасти архитектурный факультеты, подготовляя практиков специалистов для определенных областей производственной работы, в то же время ставят себе целью подготовлять некоторое количество методистов и и чистых исполнителей, необходимых для сохранения и развития высокого художественного мастерства.
 
Таким образом, эти факультеты, сохраняя свои производственные задачи по подготовке специалистов-практиков, одновременно являются методической лабораторией всего вуза в целом по вопросам художественной культуры и художественной формы.
 
В.Х.Т. Институт, выполняя свою основную задачу, служит не только целям хозяйственно-экономического строительства, но также и художественно-культурного. Выпуская инженеров-художников и художников-организаторов быта, Институт практически разрешает важнейшую проблему современного искусства. Стремление современного пространственного искусства от абстрактной схемы и обслуживания частных потребностей перейти к монументализму, социальному утилитаризму, конкретной вещности, наиболее целесообразным и рационально организованным формам, целиком отвечающим своему назначению, получает в системе и структуре В.X.Т. Института свое выражение. Институт готовит художников, обслуживающих социалистическую промышленность, организующих коллективный, быт и классовую борьбу пролетариата.
 
Программы и учебные планы всех факультетов заново переработаны. Уточнены их целевые установки в связи с проведением непрерывной производственной практики. Индустриальные факультеты Института были связаны с промышленностью и до введения непрерывной производственной практики. Но с ее реализацией в 1929 г. связь индустриальных факультетов с промышленностью становится органической и постоянной. Отныне эти факультеты должны работать по точным заданиям соответствующих отраслей промышленности, давая им необходимых высоко квалифицированных специалистов и выполняя при них роль учебной и научно-исследовательской лаборатории. Художественные факультеты также вплотную подведены непрерывной производственной практикой к удовлетворению практических и важнейших потребностей социалистического культурного строительства. Непрерывная производственная практика, которая проведена в последнем академическом году на всех факультетах, должна разрешить основные методические вопросы факультетов и изменить самую психологию художников специалистов.
 
При своем основании Институт имел в виду разрешение чисто художественных и художественно-педагогических задач. Громадная творческая работа по реконструкции нашей промышленности постепенно втянула Институт в круг своих интересов. Некоторые отрасли промышленности (например, полиграфическая) могут получать специалистов высокой квалификации только через соответствующие факультеты ВХТИ. Борьба за гегемонию между искусством и технологией, которая раньше иногда замечалась в педагогической практике и общественной жизни Института, теперь потеряла всякий смысл. И художественные, и технологические дисциплины одинаково должны образовать новых специалистов для промышленности. Накопление художественного мастерства необходимо только для обслуживания социалистической индустрии, рабочего быта и культурных потребностей рабочего класса. О самодовлеющем мастерстве уже никто в Институте не говорит. Все поняли, что искусство должно стать орудием пролетарской революции. Решительный курс на индустриализацию всего вуза больше никем не оспаривается после постановлений июльского пленума ЦК ВКП(б) об индустриализации вузов и об улучшении подготовки новых специалистов. Введение непрерывной производственной практики и громадная методическая работа по окончательному установлению программы и учебных планов, которая сейчас проводится в Институте, являются выполнением прямых идеологических директив июльского пленума.
 
Структура Института остается прежней. Правильность ее проверена всем педагогическим и производственным опытом вуза. Первый курс является общим для всех специальных факультетов Вхутеина и образует так называемое Основное отделение. Оно дает систему знаний и навыков, необходимых для специальных факультетов, и вводит в научное понимание искусства. Существование Основного отделения является временным, потребность в нем отпадет, лишь скоро Институт будет нормально пополняться достаточно подготовленной рабоче-крестьянской молодежью из подготовительных школ.
 
Факультетов семь:
 
1.
архитектурный;
 
2.
факультет по обработке дерева и металла;
 
3.
полиграфический;
 
4.
текстильный.
 
5.
керамический;
 
6.
живописный;
 
7.
скульптурный;
 
Вхутеин расширяется, укрепляется, рационализируется. Внутри его кипит горячая методическая, организационная и идеологическая работа. Эта работа проходит под лозунгами индустриализации, пролетаризации, ставки на качество.
 
10/V—1929 г.
П. Новицкий
 

 

Примеры страниц

Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 
Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929  Вхутеин : Высший государственный художественно-технический институт в Москве / Верстка и обложка сборника по макету студента Ф. Тагирова. — Москва : Академическая типография Высшего государственного художественно-технического института, 1929
 

 

Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 157 МБ)
 
 
 
 

2 апреля 2019, 21:21 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий