|
Архитектура Китая 1918—1949 гг.
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
АРХИТЕКТУРА КИТАЯ 1918—1949 гг.
—стр. 776—
Буржуазно-демократическая революция 1911—1913 гг., уничтожив Цинскую империю, не смогла решить целый ряд жизненно важных для Китая проблем. Развитие капиталистических отношений, обострение внутренних противоречий, непрекращающееся вмешательство иностранных государств во внутренние дела страны привели к новому подъему национально-освободительного движения. Напуганная силой антиимпериалистического и антифеодального движения, национальная буржуазия пошла на союз с компрадорами и империалистическими державами и совершила в 1927 г. контрреволюционный переворот. Начался многолетний период упорной борьбы китайского народа за свою свободу и независимость, период антияпонских и гражданских войн, открытых военных действий и кратковременных перемирий, период, закончившийся в 1949 г. победой революции и образованием Китайской Народной Республики.
Экономика Китая в первой половине XX в. характеризовалась низким уровнем развития производительных сил. Промышленность, железные дороги, банки сосредоточились в руках иностранных фирм и компрадорской буржуазии. Развитие Китая подчинялось интересам империалистических держав, страна превратилась в сырьевой придаток мировой системы империализма, в рынок для иностранных товаров. Это обусловило преобладание в промышленности легкой и экспортно-сырьевых отраслей, привело к неравномерному развитию отдельных областей, к преимущественному росту прибрежных городов, которые являлись основными опорными базами империалистических государств, в частности Тяньцзиня и Циндао на севере, Шанхая, Нанкина, Ханькоу, в центральных районах, Кантона на юге.
Китай продолжал оставаться слаборазвитой аграрной страной с чрезвычайно низким жизненным уровнем ее 480-миллионного населения.
В первой половине XX в. появляется тенденция роста городского населения, которое достигло к середине 30-х годов 80 млн. человек.
Население Шанхая, крупнейшего торгового и промышленного центра страны, в 1930 г. насчитывало около 3,5 млн. человек, а к 1940 г. превысило 4 млн. Развитие городской территории шло к западу от р. Хуанпу (рис. 1). Это направление подчеркивалось и главными улицами, берущими начало от набережной Вайтань (рис. 2). Расширились иностранные концессии. К середине 30-х годов на территории международного сеттльмента, являющегося деловым центром Шанхая, проживало более миллиона человек. За исключением центральных районов города, планировка которых носит относительно ре-
—стр. 777—
гулярный характер, застройка остальных его частей была хаотична и производилась без единого плана. Промышленные предприятия, строительство которых разворачивалось на окраинах, с течением времени образовали вокруг Шанхая сплошное кольцо, что в значительной степени затруднило развитие города в последующие годы.
Шанхай стал городом, где благоустроенные кварталы многоэтажных зданий со скверами и парками, на оградах которых висели объявления «вход собакам и китайцам запрещен», располагались по соседству с лачугами бедняков, с плавучими поселками, состоящими из тысяч джонок и сампанов. Скученность населения была столь велика, что до 1949 г. средняя норма жилой площади в Шанхае на одного человека едва достигла 1,5 м².
Вместе с тем Шанхай относился к числу городов с наиболее интенсивным строительством, здесь одно за другим возводились многоэтажные жилые и конторские здания, гостиницы и банки, магазины и театры. В 20—30-х годах Шанхай приобрел свой характерный облик, в котором смешались различные архитектурные стили.
В конце 20-х — начале 30-х годов в городе был построен ряд крупных гостиниц — 11-этажное здание на берегу р. Хуанпу (1923—1928), 14-этажная гостиница «Цзиньцзян» (1929), гостиница «Гоцзи» («Международная», 1931—1934), на 17 этажах которой разместились 245 номеров. Среди гостиничных зданий выделялась 20-этажная гостиница «Шанхай-даша». Ее ступенчатый расчлененный объем создает сильный акцент в застройке набережной левого берега р. Хуанпу и завершает ее с севера (рис. 3). Высотная композиция гостиниц подчеркивает их значение в застройке города и обогащает его силуэт.
В Шанхае был сооружен и ряд театров (рис. 4), в том числе «Синьутай», — самый большой театр того времени с залом на 2824 места, строительство которого было закончено в 1920 г. Зал театра (соврем. «Тяньчаньутай») представляет собой в плане полуокружность, вписанную в прямой угол (рис. 5). Партер и два балкона почти не имеют кулуаров, площадь подсобных и вспомогательных помещений очень ограничена.
Были предприняты некоторые попытки регламентировать жилую застройку города, в частности, новых районов.
Планировка двух-трехэтажных домов, расположение входов и отдельных помещений, декоративное убранство, оформление окон и дверей были тесно связаны с традиционными формами жилой архитектуры. В 30-х годах в жилищном строительстве начинают применяться железобетонные конструкции; в наиболее благоустроенных кварталах появляется газ, водопровод. В этот период строительные компании осуществляют одновременную застройку нескольких кварталов однотипными домами, рассчитанными на средние слои населения. Для знати, бюрократии и крупной буржуазии возводятся особняки и многоэтажные здания, с фешенебельными квартирами в ультрасовременном стиле.
Территория Кантона (Гуанчжоу) с 1918 по 1929 г. увеличилась с 12 до 182 км² (рис. 6). С 1919 г. здесь проводились градостроительные работы — промышленные предприятия сосредоточивались в северо-западной части города, застраивалось богатое зеленью восточное предместье Дуншань,
—стр. 778—
благоустраивалась главная магистраль города — набережная р. Чжэцзян.
2. Шанхай. Набережная Вайтань
Кантон развивался как город социальных контрастов. Лишь район иностранных концессий на искусственном острове в западной части города и центральные кварталы, расположенные вдоль р. Чжэцзян, имели инженерное благоустройство. Здесь были сосредоточены современные многоэтажные дома, банки, торговая палата, телеграф, здание правительства (рис. 7), один из первых больших отелей в Китае «Айцюнь» высотой 13 этажей и т. д.
Китайские районы, в том числе и Старый город, имели хаотичную, бесплановую застройку. На окраинах города возникали трущобы, десятки и сотни тысяч людей жили в лодках, образовавших целые плавучие районы вдоль берегов реки и в многочисленных протоках и каналах. Население города к середине 30-х годов превысило 1 млн. человек.
3. Шанхай. Гостиница «Шанхай-даша»
В 1931—1932 гг. Япония оккупировала север страны и создала марионеточное государство Маньчжоу-го. Некоторые города, в частности Дайрен (рис. 8), представляли
—стр. 779—
собой опорные базы японской экспансии. В Мукдене (Фыньтянь, Шэньян), политическом и административном центре Манчжурии, возникли новые японские районы, где проживала большая часть японского населения, насчитывавшего к 1935 г. около 70 тыс. человек. Стремясь укрепить свои позиции, Япония вкладывала капиталы в развитие промышленности. Был построен Аньшаньский металлургический комбинат «Сиова», где в 1943 г. работали около 70 тыс. рабочих.
В 1932—1945 гг. в военную базу Японии был превращен Харбин (рис. 9). Изменяли свой облик и города, лежащие на пересечении важнейших транспортных и торговых путей, — Нанкин и Ухань.
4. Шанхай. Театр «Даутай». План и разрез
Ухань, один из самых больших городов страны, сохраняет свое положение как главный торговый и транспортный центр в среднем течении р. Янцзы. Три города — Ханькоу, Ханьян, Учан, отделенные друг от друга реками и образующие Ухань, — развивались неравномерно. Наиболее быстро рос Ханькоу, население которого в 1927 г. насчитывало около 780 тыс. человек. Здесь сосредоточивались торговые и промышленные предприятия, вокзал, речной порт, иностранные концессии.
В 1928 г. столица Китая была перенесена в Нанкин, в связи с чем там оживилась строительная деятельность, возводились здания правительственных учреждений, общественных организаций, зрелищных и торговых предприятий.
Среди новых сооружений — центральный легкоатлетический стадион (1931), с монолитными железобетонными конструкциями трибун, зал собраний Дахуйтан (1935) на 3 тыс. мест, ряд корпусов университета Чжунян, универмаг и т. д.
Недалеко от Нанкина, у подножья горы Цзыцзиньшань, в 1926—1929 гг. был сооружен мавзолей Сунь Ят-сена.
5. Шанхай. Театр «Синьутай». Планы и разрез
Пекин, переименованный в 1928 г. в Бейпин, в начале 30-х годов имел вместе с пригородами население 1,3 млн. человек. Он сохранил свой средневековый облик, и перемены, характерные в первую очередь для прибрежных городов, его почти не коснулись (рис. 10), хотя некоторые из улиц были благоустроены, появился первый городской транспорт — трамвай и автобус.
Строительство велось в небольших объемах выборочно и не затрагивало существу-
—стр. 780—
ющую планировку города. Среди зданий, возведенных в первой половине XX в. и отразивших новые влияния в архитектуре, были кинотеатр «Чжэньгуан» на 970 мест (1920), крытый летний концертный зал «Чжуншань» вместимостью более 3 тыс. мест, здание католического университета (1931), новые корпуса институтов «Яньцзинь», «Цинхуа» и др.
6. Кантон (Гуанчжоу). План
1 — вокзалы; 2 — университет; 3 — высшая школа права и политики; 4 — торговая палата; 5 — Главный почтамт; 6 — театр; 7 — Северная площадь для парадов
В первой половине XX в. Тяньцзинь превратился во второй (после Шанхая) промышленный центр страны. Главную роль в экономической и политической жизни города играли представители иностранного капитала и империалистических держав. Деловая часть города мало отличалась от аналогичных районов Шанхая, Кантона и Ханькоу. Вкусы и требования иностранцев оказывали решающее влияние на застройку и характер архитектуры.
В целом в архитектуре Китая первой половины XX в. прослеживаются два направления. Одно из них определялось тенденциями, которые принесли с собой империалистические державы и которые получили активную поддержку у представителей компрадорской и национальной буржуазии.
Новые здания возводились в стиле так называемой «колониальной архитектуры», модерна и функционализма.
Влияние различных стилей европейской архитектуры, в частности стиля модерн, сказалось при сооружении таких зданий, как таможня и железнодорожный вокзал «Дачжимынь» в Ханькоу. Эклектическое использование форм древней национальной архитектуры имело место при строительстве университета в Ухани. Наиболее характерен в этом отношении Шанхай, где наряду с такими сооружениями, как театры «Метрополь» (Дашанхай), «Гранд» (Дагуанмин), танцзал «Парамоунт», гостиница «Янцзы», тяготеющих к конструктивизму, возводились здания в стиле модерн: таможня, гостиница «Синша». Смешение различных архитектурных стилей заметно в архитектуре Центрального отделения китайского банка.
Другое направление определялось стремлением сохранить лучшие традиции национального зодчества, обогатив их достижениями мировой архитектуры. Знакомство
—стр. 781—
7. Кантон. Здание правительства
8. Дайрен. Центральная площадь
—стр. 782—
китайских архитекторов, из которых многие получают образование за границей, с современными конструкциями, материалами, с инженерным оборудованием зданий, открывало новые возможности для развития национальной архитектуры. Но в условиях буржуазного общества они не могли быть и не были использованы в полной мере.
9. Харбин. План
10. Пекин. План
Это направление выразилось в приспособлении некоторых форм традиционного зодчества к современным условиям. В Шанхае, Кантоне, Нанкине, Пекине и других городах был построен ряд правительственных зданий, залов, театров, библиотек на основе железобетонных или металлических каркасных конструкций с высокими черепичными кровлями и массой деталей, воспроизводящих формы древней архитектуры.
Формируется стиль своеобразного «национального модерна». К наиболее выразительным примерам его можно отнести здание Министерства железных дорог в Нанкине, административное здание муниципалитета Большого Шанхая (1933), национальной библиотеки в Пекине и др. В 1930 г. возводится мемориальный зал Сунь Ятсена в виде сложной композиции с центральным объемом, перекрытым восьмискатной черепичной кровлей и боковыми, более низкими, объемами с двухъярусными кровлями. Зрительный зал на 5 тыс. мест был самым большим в Китае.
В 20-х годах в Харбине сооружаются два храма, представляющие собой редкий для этого периода пример возведения зданий традиционной архитектуры. Один из них — храм Цзилэсы («Высшего блаженства») — построен в 1923—1924 гг. Он имеет планировку, близкую к планировке древних буддийских монастырей. В первом дворе симметрично по отношению к оси расположены башня Барабана и башня Колокола — восьмиугольные в плане беседки, поднятые на двухэтажных кирпичных основаниях с арочными проемами. Три храмовых павильона лежат на центральной оси монастыря, деля внутреннее пространство на ряд дворов. В трактовке деталей, однако, чувствуется влияние современности, заметны отступления от классических образцов.
В 1925—1929 гг. было завершено строительство последнего в истории китайской национальной архитектуры большого храмового комплекса — храма Конфуция, близ-
—стр. 783—
11. Харбин. Храм Конфуция. Пайлоу и передний двор
—стр. 784—
кого по планировке к храму Конфуция в Пекине (рис. 11). Его территория разделена внутренними стенами на три двора. Главный храмовый павильон «Дачэндянь», находящийся во втором дворе, возвышается на высокой платформе. Павильон с красными бетонными колоннами и двухъярусной кровлей с желтой черепицей украшен резьбой и росписями. Пропорции его несколько утрированы: из-за излишней высоты колонн и нижнего яруса кровли здание кажется громоздким. В деталях также имеют место отступления от канонических образцов. В новых условиях храмовая архитектура становится анахронизмом.
Архитектурная деятельность в первой половине XX в. была ограничена в Китае социальными условиями, тяжелым внутренним положением страны и не получила широкого развития. Вместе с тем этот период важен для последующего развития китайской архитектуры как этап изучения внутренних возможностей, поисков, разочарований и надежд.
4 мая 2019, 19:05
1 комментарий
|
|
Комментарии
Добавить комментарий