|
Архитектура Римской республики: общественные сооружения
Всеобщая история архитектуры в 12 томах / Государственный комитет по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР, Научно-исследовательский институт теории, истории и перспективных проблем советской архитектуры. — Ленинград ; Москва : Издательство литературы по строительству, 1966—1977.
АРХИТЕКТУРА РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИОБЩЕСТВЕННЫЕ СООРУЖЕНИЯ
—стр. 429—
ФОРУМЫ
В республиканский период все многообразные стороны общественной жизни города сосредотачивались на форуме. Здесь находились храмы главных богов — покровителей города, перед которыми совершались религиозные церемонии. Форум был центром политической жизни горожан, местом народных собраний и выступлений государственных деятелей. Тут же хранилась казна, велась оживленная торговля, заключались сделки. В праздничные дни форум превращался в зрительный зал — в центре площади происходили гладиаторские игры. Такое многообразие функций форума определило состав окружающих его зданий. На многих форумах этого времени наряду с храмами возводились базилики (для суда, биржи и др. целей), курии для заседаний сената или городского управления и лавки торговцев — таберны. Площадь, украшенную статуями знаменитых граждан, стали окаймлять воспринятые от эллинистической архитектуры колоннады портиков, второй ярус которых вмещал дополнительное количество зрителей.
Раннюю стадию развития представлял форум Помпей (рис. 13). Сложившийся к III в. до н. э. форум с древними храмами Юпитера и Аполлона носил неупорядоченный характер. Храм Юпитера замыкал короткую сторону вытянутого с севера на юг форума, возвышаясь на высоком подии на фоне Везувия. Храм Аполлона своей длинной боковой стороной ограничивал площадь с запада. Во II в. до н. э. форум окружили с трех сторон портиками, которые придали его нерегулярным очертаниям форму прямоугольника (38×142 м). Колоннады заслонили здания по краям площади и выделили стоящий в глубине храм Юпитера как главный элемент замкнутого ансамбля, построенного по италийскому принципу фронтальной осевой композиции. Портики были подняты на ступень выше площади, выделив ее как арену гладиаторских игр и образовав двухъярусные крытые галереи для зрителей. При перестройке форума в I в. до н. э., когда город стал римской колонией, легкие серые туфовые колоннады начали заменяться белыми колоннами тяжелых пропорций из травертина. В это время за портиками возник ряд общественных зданий. Справа от перестроенного в более пышных формах храма Юпитера, посвященного теперь Капитолийской триаде, появился мацеллум — мясной рынок, который стал средоточием торговли на форуме. Рядом с ним были возведены храм городских ларов и храм Августа, позже перестроенный и посвященный Веспасиану. Деловую зону форума образовали базилика, курия на южной стороне площади и здание Евмахии — объединение торговцев шерстью, служившее также складом и рынком этого товара (рис. 14). Так в основном завершилось архитектурное оформление центра этого небольшого периферийного города.
Иначе формировался центр столицы Римского государства. Он продолжал складываться на протяжении почти всей истории Рима, так как каждая эпоха реставрировала или перестраивала старые сооруже-
—стр. 430—
—стр. 431—
ния форума и добавляла новые, не всегда согласуя их с более ранними постройками. Поэтому Римскому форуму трудно было придать геометрически строгую форму, и живописная нерегулярность его планировки так и не была преодолена с течением времени (рис. 15).
Как место торговли и народных собраний форум возник еще в VI в. до н. э. в долине у подножия Капитолийского холма, где перед храмом Весты происходили религиозные церемонии. Для осушения этого заболоченного места вскоре была проведена клоака Максима, впадавшая в Тибр близ о. Эскулапа. Затем на форуме появились Регия (жилище царя) и Курия (здание заседаний Сената) близ Комиция (площадки народных собраний). В дальнейшем к ним прибавились прислоненный к обрыву Капитолия храм Конкордии, хранилище казны — храм Сатурна, базилики и другие сооружения. Первоначально здесь же торговали продовольствием, но затем эта торговля была выведена за пределы главной площади Рима. Так образовался ряд рынков — Бычий, Овощной, Рыбный (форумы Боариум, Голиториум, Пискариум) и др. На Римском форуме остались таверны ювелиров и т. п.
14. Помпеи. Форум. Арка входа на форум. Здание Евмахии
Хаотичная застройка форума получила композиционный центр после возведения в 78 г. до н. э. на юго-восточном склоне Капитолия здания государственного архива — Табулария (рис. 16), замкнувшего форум. Со стороны форума это двухэтажное сооружение вознесено на 15-метровые субструкции. Главный фасад имел в основании почти глухую стену, закрывающую субструкции и прорезанную лишь рядом небольших окон. Открытая галерея первого этажа высотой около 10 м состоит из 11 арок пролетом 3,6 м и перекрыта сомкнутыми бетонными сводами. Воспринимающие их распор внешние столбы галереи крестообразны, так как служили контрфорсами и усилены с внутренней стороны выступами, а снаружи — дорическими полуколоннами. Очень узкие каннелюры делают полуколонны особенно могучими. Ионическая колоннада второго этажа не сохранилась. Сооружение подчеркнуто тектонично, благодаря сильному контрасту между тяжелым цоколем и облегченными верхними этажами.
На фасаде Табулария арка впервые объединилась с ордером, образовав новый архитектурный элемент — ордерную аркаду. Основные массы здания выполнены из бетона, но все его наружные стены были сложены из тесаного туфа и травертина и покрыты тонким слоем стука.
Под Табуларием проходила прямая лестница из 67 ступеней (рис. 17), соединяю-
—стр. 432—
щая форум с уровнем храма Вейова. Она перекрыта девятью отрезками цилиндрического свода пролетом 2,05 м и длиной 1,6—1,85 м с плоскими перемычками между ними. С площадкой храма Юпитера форум связывался Капитолийским подъемом.
В Табуларии впервые была удачно решена проблема фасада многоэтажного здания, и впервые в столице в общественном здании были применены своды различных типов. Строгое и торжественное здание Табулария доминировало над форумом как символ государственной власти.
В середине I в. до н. э. Римский форум был реконструирован, Его уровень был поднят новым каменным замощением. Это повлекло за собой перестройку ряда сооружений форума: базилики Эмилия, храма Весты, дома весталок и Ростр — ораторских трибун, украшенных носами вражеских кораблей и перенесенных от Комиция к подножию Капитолия. Одновременно началась постройка базилики Юлия, а под форумом, тесно заполнявшимся народом во время собраний и праздников, были сооружены сводчатые переходы (шириной 1,5 м при высоте 2,4 м).
Теснота Римского форума и политические расчеты Цезаря привели к постройке в 54—46 гг. до н. э. нового форума у отрогов Квиринала (рис. 18). Построенный в переходный исторический период диктатором в целях самоутверждения, этот форум в корне отличен от городских площадей республики. На нем нет базилики — этого средоточия общественной жизни граждан, а таберны торговцев устроены лишь в глубине одной из сторон форума, вдоль подъема Аргентариев, и заслонены портиками. Состоявшие из двух рядов колонн и перекрытия портики располагались на три ступени выше уровня площади и направляли вошедшего на форум прямо к храму Венеры Родительницы, покровительницы рода Юлиев (рис. 19). Туда же было обращено конное изваяние Юлия Цезаря в середине площади. А в апсиде шестиколонного коринфского периптера стояла статуя Венеры, ведущей за руку Юла — родоначальника Юлиев. Так был сделан первый шаг к обожествлению личности правителя, которое вскоре переросло в культ императоров. Многообразные функции форума оказались сведенными к одной главной — поклонению правителю. Из народной площади форум превратился в ансамбль, средствами архитектуры утверждавший власть диктатора.
Построенный по единому замыслу, форум Цезаря завершил становление типа римского форума. При близком сходстве по форме и размерам (42×125 м) с форумом Помпей в нем достигнуты бо́льшая геометричность плана и бо́льшая симметрия частей. Эти черты легли в основу планировки форумов последующего времени.
ХРАМЫ
Храмы были основным типом общественных сооружений в эпоху республики, особенно в V—II вв. до н. э.
—стр. 433—
16. Римский форум. Табуларий. 78 г. до н. э. Современный вид, план, разрез, фрагмент фасада
—стр. 434–435—
17. Римский форум. Табуларий.
Лестница с форума на Капитолий
Первоначально религия италиков, поклонявшихся безликим божествам природы, не требовала изображения божеств и храмов. Богам посвящались алтари в лесу, у источников и т. п. Место культа Весты — одной из главных богинь, хранительницы домашнего очага — было простым круглым навесом над неугасимым огнем.
18. Рим. Форум Цезаря. 54—46 гг. до н. э. План
Постепенно под влиянием этрусков и греков религиозные представления римлян изменились. Появились статуарные изображения богов; для их сохранения понадобились храмы. Из плеяды многочисленных духов и божеств, олицетворявших различные проявления сил природы и моральные понятия (согласие, мир, добродетель и т. п.), выделилась группа верховных богов — Юпитер, Юнона, Минерва, Марс, Венера и Веста, близких по своим функциям к основным богам греческого пантеона. Но в отличие от греческой римская религия была холодно формальной, отражающей дух трезвого практицизма латинян. Вследствие тесной связи религии е государственной властью культовым церемониям, гаданиям и обрядам придавалось большое значение в жизни государства.
19. Рим. Форум Цезаря. Современный вид храма Венеры Родительницы
В V—IV вв. до н. э. в Риме и других городах Лация было выстроено множество этрусско-италийских простилей: храмов на высоком подии (до 5 м высотой) с глубоким передним портиком, примерно равным по размерам целле, с широко расставленными деревянными колоннами и обильным терракотовым рельефным декором фронтонов. Другой разновидностью был храм италийского типа, имевший боковые портики, замкнутые продолженной задней стеной целлы.
Самым значительным из них был храм Юпитера Капитолийского в Риме, извест-
—стр. 436—
ный по остаткам его оснований и по описаниям историка эпохи Августа Дионисия Галикарнасского. Этот храм италийского типа имел три целлы (средняя больших размеров) и был посвящен триаде богов — Юпитеру, Юноне и Минерве.
Его осевая композиция подчеркивалась наличием лестницы только со стороны главного фасада, глубиной переднего портика (три ряда по шесть колонн) и вытянутостью в плане пропорций целл. Этот приземистый храм, по-видимому, с деревянными антаблементами и с широко расставленными коринфскими колоннами на массивном подии (размером 56,85×61,6 м) возвышался на Капитолийском холме и господствовал над городом. Как показывают сохранившиеся части подия, он был сложен из квадров туфа без применения раствора. Храм украшали полихромные терракотовые детали и квадрига на фронтоне работы знаменитого этрусского мастера Вулки из Вей. В 296 г. до н. э. терракотовая квадрига была заменена бронзовой копией. Храм неоднократно перестраивался с сохранением первоначального плана. Последняя его реконструкция относится к 80-м гг. до и. э.
К концу VI в. до н. э. в Риме появились трехцелловый храм Дианы на Авентине и храмы Фортуны и Матер Матуты на Бычьем рынке. Наряду с преобладающим этрусским воздействием на начинавшую складываться римскую архитектуру имело место и некоторое греческое влияние. Известно, что храм Дианы на Авентине украшали греческие мастера.
На протяжении последующих столетий воздействие архитектуры эллинизма на римское культовое зодчество все более усиливалось. Шел процесс постепенного усвоения приемов и форм греческого зодчества и преобразования их в соответствии с местными италийскими традициями и потребностями римского общественного уклада. Сначала этот процесс носил характер механического сочетания разнородных элементов. Выработанные греческой архитектурой формы сопоставлялись без понимания логики их взаимосвязи и накладывались на италийскую основу здания. Своеобразными иллюстрациями этого являются храмы Южной Италии (от многочисленных храмов Рима этого периода сохранилось очень немногое). Так называемый храм Мира в Пестуме (III—II вв. до н. э.) представлял собой четырехколонный простиль, своеобразно трактованные коринфские колонны которого несли антаблемент с дорическим фризом (рис. 20). Такое же смешение частей различных ордеров было и в храме Аполлона в Помпеях (рис. 21), где дорический фриз сопоставлялся с ионическими колоннами.
20. Пестум. Храм Мира. III—II вв. до н. э.
О типах некоторых храмов Рима, об освоении римскими мастерами периптера как в его прямоугольном, так и в круглом виде и особенно о принципах композиции храмовых ансамблей республиканского периода дают представление немногие сохранившиеся остатки на Бычьем и Овощном рынках и на Ларго Арджентина. Все эти храмы разных форм, размеров и высоты обычно располагались параллельно и очень близко друг от друга в виде компактной группы.
На Бычьем рынке два ориентированных на юг храма располагались на подии и имели, видимо, одну заднюю стену. Они восходили к IV—III вв. до н. э., но были перестроены позже. Остатки трех храмов на Овощном рынке также дошли в поздней перестройке, возможно, сохраняющей архаические формы первоначальных сооружений (рис. 22). Храмы стоят на подиях и обращены главными фасадами на восток. Один из них — северный — италийского типа с ионическими колоннами. Два других представляют собой пример приспособле-
—стр. 437—
ния периптера к этрусско-италийской схеме простиля с глубоким передним портиком. Сравнительно небольшой (20×11 м по стилобату) южный храм был дорического ордера с колоннами из травертина и невысоким подием, украшенным строгими профилями архаического типа. Средний — ионический храм на подии (24×15 м по стилобату и) 16×6,5 м внутри целлы) — имел стены из туфа, мраморные каннелированные колонны и мраморный фриз. Карнизы на главном фасаде травертиновые. На менее доступных обозрению боковых фасадах они выполнены из пелерина.
21. Помпеи. Храм Аполлона. I в. до н. э. Общий вид
Комплекс на Ларго Арджентина состоит из четырех храмов, расставленных несколько свободнее и также ориентированных на восток (рис. 23). Названия их неизвестны, поэтому они обозначаются буквами. Самый древний из них храм С (IV в. до н. э.) — италийского типа на очень высоком подии. Храм А в IV в. до н. э. был, видимо, дистилем в антах, в III в. он был преобразован в простиль с четырехколонным портиком, а в 80-х годах I в. до н. э. получил форму периптера с шестью колоннами на фасаде. Самый интересный — храм В (II в. до н. э.) — круглый периптер на подии с лестницей только перед входом. Он является одним из существенных звеньев в формировании круглого италийского храма, постепенно развившегося сначала из деревянного, а затем каменного ограждения вокруг очага со священным огнем Весты. На сложение архитектурного образа храма несомненно повлияли также формы греческого толоса. Но постановка здания на подий, имеющий доступ только со стороны входа, свидетельствует об италийской основе храма с его строго осевой ориентацией. В I в. до н. э. храмы Ларго Арджентина были включены в ансамбль театра Помпея, а позже закрыты общим портиком и бережно охранялись как реликвия прошлого.
22. Рим. Овощной рынок (форум Голиториум). Комплекс храмов IV—I вв. до н. э. План
Поиски и разработка типов римского культового здания продолжались и во II в. до н. э. В 196—192 гг. до н. э. был построен необычный по композиции храм Вейова на Капитолии, реставрированный в I в. до н. э. (рис. 24). Его оригинальность заключалась в поперечной по отношению к портику входа постановке целлы (ее размер 14×18 м). Храм был обращен главным фасадом к Капитолийскому подъему. От эпохи республики дошел только один храм этого типа.
Наряду с новыми архитектурными решениями продолжали существовать традици-
—стр. 438—
онные типы храмов. Таков построенный около 100 г. до н. э. дорический храм Геркулеса в Коре, стоящий на субструкциях на крутой горе (рис. 25) и представляющий собой простиль с равными по объему портиком и целлон. Ордер и здесь употреблен без ясного понимания его конструктивной сущности, а детали выполнены без необходимого мастерства.
23. Рим. Ларго Арджентина. Храмы IV—I вв. до н. э. Современный вид круглого храма, план комплекса
Происходивший на протяжении IV—II вв. процесс приспособления периптера к местным композиционным схемам — этрусскому простилю и храму италийского типа — в основном закончился лишь к концу II — началу I в. до н. э., когда римские зодчие сумели найти органическое сочетание этих форм. В результате возник новый тип храма — псевдопериптер, наиболее полно отвечавший италийскому вкусу к фронтальным осевым композициям. Являясь синтезом форм, псевдопериптер может быть определен и как простиль с полуколоннами вокруг целлы и как италийский храм, интерколумнии боковых портиков которого заполнены раздвинутыми стенами целлы. В псевдопериптере с его единственным глубоким портиком достигнуто максимальное выделение главного фасада храма, поднятого на высокий подий и доступного только с одной стороны. Полуколонны и свободно стоящие колонны единым мотивом ордера объединяют и уравновешивают две разнородные части храма — замкнутую целлу и сквозной портик, придавая зданию необходимую целостность.
24. Рим. Храм Вейова на Капитолии. 196—192 гг. до н. э. Реконструкция
Наиболее ранним считается псевдопериптер в Тибуре, поставленный на субструкции у обрыва высокой скалы. Боковые части его портика с заполненными кладкой интерколумниями и слегка выступающими из их плоскости колоннами придают храму особое своеобразие.
Ему аналогичен более зрелый по композиции храм Д на Ларго Арджентина, выстроенный около 100 г. до н. э. на фундаментах более древнего здания. Оба храма сравнительно невелики.
Псевдопериптер больших размеров появился в первой половине I в. до н. э. в Таррацине (совр. Террачине) (рис. 26). Опираясь на отчасти вырубленную в скале, отчасти искусственную террасу, храм Юпитера (34×20 м) был вознесен над морем на 200 м. Ориентированный строго по странам
—стр. 439—
25. Кора (соврем. Кори). Храм Геркулеса. План, общий вид
26. Террачина. Храм Юпитера. 1-я половина I в. до н. э. Реконструкция. Субструкции
—стр. 440—
света, он стоял под углом 45° к сторонам занимаемой им площадки — необычное явление в римском зодчестве. От ансамбля сохранились великолепные сводчатые субструкции, облицованные инцертом.
27. Рим. Бычий рынок. Храм Фортуны Вирилис. 42—38 гг. до н. э. Современный вид, реконструкция фасада, план
К середине I в. до н. э. псевдопериптер стал ведущим типом культового здания, по образцу которого не только строились новые, но и переделывались старые храмы. Так, даже круглый храм В на Ларго Арджентина был преобразован в псевдопериптер с четырехколонным портиком, вследствие чего его осевая направленность выявилась гораздо острее.
Вполне развитым псевдопериптером является так называемый храм Фортуны Вирилис (возможно, бога Портунуса), построенный между 42 и 38 гг. до н. э. на Бычьем рынке в Риме (рис. 27). Это единственный храм республики, дошедший почти в полной сохранности. Он был выстроен из туфа с применением травертина (углы целлы, колонны, подий) и оштукатурен. Здание четко разграничено на три равные части — портик и две ячейки целлы. Четырехколонный ионический портик своими пропорциями подобен квадрату. По сравнению с предшествующими храмами венчающие части здания утяжелены и обильно украшены декоративной резьбой. Скульптурный фриз образован гирляндами, чередующимися с канделябрами и человеческими фигурами.
—вклейка—
Рим. Храмы Весты и Фортуны Вирилис на Бычьем рынке, середина I в. до н. э.
—стр. 441—
28. Тибур. Храм Сибиллы. Начало I в. до н. э. Разрез, общий вид храма, план храма Сибиллы и псевдопериптера, плафон портика, капитель
—стр. 442—
Развитие круглого периптера в начале I в. до н. э. продолжилось в храме Сибиллы в Тибуре (рис. 28), стоящем рядом с псевдопериптером. Его опирающийся на субструкции небольшой объем, окруженный стройной колоннадой, завершает крутой обрыв, четко выделяясь на фоне гористого пейзажа. Форма перекрытия храма неизвестна. Его пропорции несколько вытянуты в расчете на восприятие храма издалека снизу, в ракурсе. Характерное италийское стремление сохранить одностороннюю направленность и в круглом здании ясно здесь выразилась. Главную ось храма отмечают не только ступени перед входом и суженный кверху дверной проем, но и приближенные к нему и акцентирующие его окна тех же очертаний. Выполненный в бетоне, облицованный травертином и оштукатуренный храм с его изящными колоннами итало-коринфского ордера, легким фризом из гирлянд и букраниев и кассетированным перекрытием круглого портика являлся гармоничным архитектурным организмом, неотъемлемым от окружающей природной среды.
29. Рим. Храм Весты на Бычьем рынке. Середина I в. до н. э. Общий вид, капитель
Построенный в самом конце республики круглый периптер на Бычьем рынке в Риме, известный как храм Весты (рис. 29), по типу довольно близко повторял храм Сибил-
—стр. 443—
лы в Тибуре. Однако этот в основе своей италийский храм был выполнен не в туфе и травертине, но сложен из орфостатов паросского мрамора в греческой технике кладки и имел прекрасные коринфские колонны классического типа, сложившегося под воздействием греческих образцов. Несколько позже вокруг подия появились ступени, как в греческих храмах.
И храм Весты, и храм Фортуны Вирилис, выстроенные в переходный период между двумя историческими эпохами, естественно, содержат разнородные черты. Как и большинство сооружений республики, они сравнительно невелики по размерам, а храм Фортуны еще очень прост по использованным материалам. Но достигнутая в них монументальность и совершенство исполнения архитектурных форм, насыщенность декором и применение в храме Весты в качестве основного строительного материала дорогого привозного мрамора говорят уже о новых явлениях, назревающих в римском зодчестве. Архитектура храма Весты обнаруживает также усилившееся тяготение к формам и типу центрических сооружений эллинизма.
СВЯТИЛИЩА
Значительный интерес представляет архитектура святилищ, сложные комплексы которых вырастали вокруг древних мест культа. В большинстве своем они возникали на склонах гор у священного источника или расселины скалы. Храм в них обычно сочетался с театром, располагавшимся несколько ниже, где происходили культовые представления.
Самый ранний ансамбль этого рода сооружен в Кальяри, на острове Сардинии и датируется III в. до н. э. Это стоящий на высокой площадке пунический храм простильного типа с четырехколонным портиком (рис. 30). Расположение театра по оси храма, возможно, вызвано италийскими влияниями.
30. Габии. Святилище Юноны. Около 200 г. до н. э. Кальяри (Сардиния). Святилище III в. до н. э.
Наиболее древнее известное нам святилище Лация — место поклонения Юноне в Габиях, получившее архитектурное оформление около 200 г. до н. э. (см. рис. 30). Священный участок находился на возвышенности, к западу от города, близ Пренестинской дороги. Умелое использование рельефа позволило наиболее выгодно расположить отдельные элементы ансамбля. Помещенный в нижней части святилища театр, ступени которого были вырублены в скалистом склоне, подчеркивал возвышенное положение храма, поставленного в центре более высокой средней зоны участка. Расположенные дальше и еще несколько выше низкие П-образные дорические портики служили архитектурным фоном, выделявшим храм, главенствующий в ансамбле.
Храм Юноны (23,9×17,8 м) принадлежал к италийскому типу, имел целлу, задняя часть которой была выделена решеткой, и каннелированные колонны портика (видимо, коринфского или ионического ордера). Перекрытие храма не сохранилось, но большие интерколумнии его портика заставляют предполагать деревянный антаблемент. Это подтверждают найденные рядом остатки терракотовых рельефов с изображениями геометрического и растительного орнамента и мифологических сцен.
Строго осевое построение комплекса святилища в Габиях (театр — храм — портик) явилось главным отличием его от аналогичных культовых ансамблей древней Греции с их живописной планировкой. Уравновешенный и простой ансамбль в Габиях был легко обозрим и хорошо вписан в ландшафт.
Дальнейшая эволюция архитектуры святилищ относится к первой половине I в. до н. э. и связана с расширением святилища Фортуны в Пренесте. Древнейшим местом культа в Пренесте была пещера
—стр. 444—
оракула богини удачи Фортуны, особенно почитаемой практичными римлянами, и маленькое святилище вблизи нее на узкой террасе (рис. 31, 32). В середине II в. до н. э.¹ терраса была расширена субструкциями, а старое святилище заменено новым. Это было прямоугольное в плане здание (22,18×14 м), примыкавшее к скале, естественному гроту которой придали очертания апсиды. Вдоль расчлененных ионическими полуколоннами стен зала проходил широкий подий, на который ставились приношения богине. Пол покрывала великолепная мозаика с изображением разлива Нила. Находившаяся левее пещера оракула была превращена в нимфей. Струящаяся из окалы вода падала на цветной мозаичный пол с изображением моря и рыб. Между нимфеем и залом с апсидой впоследствии появилось пятинефное базилекальное здание.
____________
¹ По другим данным это произошло в 100—82 гг. до н. э.
31. Пренесте. Святилище Фортуны. 80-е годы I в. до н. э. Реконструкция, пандус
Над этой террасой в 82—70 гг. развернулось строительство нового грандиозного святилища Фортуны. Оно было предпринято диктатором Суллой после разгрома им своих политических врагов, укрепившихся в Пренесте, и должно было выразить не только его благодарность Фортуне, но и увековечить его победу над мятежным городом.
Согласно новым исследованиям, верхний комплекс был выстроен по единому плану. Основанием его служили три широкие террасы. Четвертая содержала помещения с фонтанами для омовения по краям террасы и два пологих крытых пандуса, сходящихся к центру и ведущих к ступеням лестницы. Объединявшая пандусы
—стр. 445—
32. Пренесте. Святилище Фортуны. Современный вид экседры
верхняя площадка отмечала начало главной композиционной оси, которая далее была прочерчена прямыми маршами крутых лестниц двух следующих террас. Концы пятой террасы оформлены полукруглыми в плане экседрами, перекрытыми цилиндрическими сводами, опирающимися с внешней стороны на колоннады. Так впервые в римском зодчестве появился изогнутый в плане свод. Облегчавшие бетонную массу свода углубления кессонов были отлиты одновременно с ним. Между экседрами и лестницей находились помещения, видимо, торгового назначения, выходящие на фасад дорическими портиками. Фон шестой террасы образуют аркады с коринфскими полуколоннами, которые чередовались с глухими простенками. Ордерная аркада, только что возникшая в Табуларии, была применена и здесь, но еще очень робко: перебиваемые простенками аркады не раскрывались во всей своей выразительности. Седьмая терраса вместила большую площадь, ограниченную с трех сторон двухъярусными коринфскими портиками. Лестница в центре площади приводила к полукружию театральных мест, завершенному двухъярусной коринфской колоннадой. Все сооружение увенчивалось небольшим круглым храмом, замкнувшим главную ось композиции. В целом обращенный к морю комплекс святилища Фортуны последовательно развивался по вертикали от массивных стен и тяжелых арок нижних террас к ордерным аркадам средних, подготовлявших переход к прозрачной верхней колоннаде и венчающей ротонде. Впечатление постепенно нарастающего движения создавалось также наклоном пандусов внизу, медленно восходящих к центру и сменявшихся лестницами, круто устремляющимися ввысь. Подобной динамической композиции столь сложного комплекса,
33. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. 1-я половина I в. до н. э. Реконструкция, план
—стр. 446—
пронизанной единой организующей осью, не знала архитектура эллинизма.
Наряду с достижениями в сводостроении видны и некоторые слабости строителей святилища в Пренесте, которые еще не умели осуществлять пересечения сводов и поэтому выводили их друг над другом.
В середине I в. до н. э. появился последний крупный культовый ансамбль республики — храм Геркулеса в Тибуре (рис. 33). Он явился дальнейшим развитием на новой стадии римской архитектуры того типа композиции святилища, который в зачаточной форме выразился в Кальяри и затем более полно воплотился в Габиях. Сложные местные условия вызвали необычное архитектурное решение комплекса.
Поклонение Геркулесу Победителю в период постоянных победоносных для Рима войн необычайно возросло, и небольшое, аналогичное габийскому, святилище III в. до н. э. не могло вместить всех паломников. Нужны были помещения для возросшего жреческого персонала храма, сокровищницы для хранения доходов от святилища, портики для молящихся, лавки торговцев и склады. Однако холм, на склоне которого находился священный участок, был слишком тесно придвинут к реке Анио, а узкую береговую полосу занимала древняя Тибуртинская дорога — одна из основных транспортных и военных дорог, отходивших от Рима. Единственным способом увеличить площадку святилища было вынесение ее на субструкции, под которыми и прошла дорога, перекрытая цилиндрическим бетонным сводом с пролетом 8,5 м (рис. 34). Распор этого свода погашался цилиндрическими и сомкнутыми сводами таберн и складов по обеим сторонам дороги, освещавшейся световыми люками (рис. 35). Все сооружения комплекса выполнены из бетона, облицованного инцертом. Осуществленное здесь впервые пересечение сводов явилось важнейшим шагом в сводостроении, открывшим новые возможности построения архитектурного пространства.
34. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Субструкции со стороны реки. Гравюра Пиранези
Последовательность во взаимном расположении элементов святилища здесь та же, что и в Габиях. Но портики, доведенные до нижней границы участка, объединили
—стр. 447—
театр на нижней террасе с храмом на верхней террасе, преодолев некоторую разобщенность этих элементов святилища в Габиях и сообщив ансамблю целостность. Место простых колоннад в ограждающих святилище портиках заняли ордерные аркады, впервые широко примененные здесь уже как целостный архитектурный мотив.
35. Тибур. Святилище Геркулеса Победителя. Улица под субструкциями. Гравюра Пиранези
Портики усложнились не только по форме, но и по высоте, получив второй ярус (особенность, появившаяся в святилище Фортуны). Однако старый прием выделения храма как главного сооружения в ансамбле посредством меньшего масштаба ордера ограждающих его портиков остался неизменным. В этом святилище, обращенном открытой (западной) стороной к Тибуртинской дороге, храм доминировал не только над его широкой площадью и театром, но был издалека виден путникам, приближавшимся к городу. А из-за колонн храма Геркулеса и с верхних портиков открывалась прекрасная панорама Римской Кампании. Внешняя аркада святилища с тосканскими полуколоннами, не воспринимавшаяся в сопоставлении с храмом, но соответствующая масштабу реки, над которой она возвышалась, вдвое крупнее внутренней.
Обогащенный новыми архитектурными формами и строительными приемами, ансамбль святилища Геркулеса в Тибуре усовершенствовал традиционную италийскую осевую композицию строящегося террасами святилища.
БАЗИЛИКИ
Одним из необходимых сооружений италийского форума, особенно в небольших городах с одним общественным центром, была базилика. В ней происходило и оглашение постановлений городских властей, и судопроизводство, она была биржей, местом деловых и приятельских встреч, торговли и праздного времяпрепровождения. Ранние базилики не дошли до нас, поэтому трудно судить о генезисе этого сугубо римского типа здания и о том, в какой мере на его сложение воздействовала эллинистическая стоя.
—стр. 448—
Древнейшая из сохранившихся базилик — базилика в Помпеях (II в. до н. э., рис. 36) — большое прямоугольное здание рядом с храмом Аполлона, узким главным фасадом обращенное на форум. Она имела пятипролетный входной портал, приводивший в вестибюль. Из вестибюля открывалось обширное внутреннее пространство базилики (59,85×24 м), приподнятое на несколько ступеней и отделенное от вестибюля рядом колонн. Бетонные стены огромного зала, наверху прорезанные окнами, поверх облицовки инцертом были покрыты стуком и росписями, которые имитировали мраморные квадры. Интерьер обходила двухъярусная колоннада (нижний ярус — ионический, верхний — коринфский). Колонны, которым у боковых стен отвечали полуколонны, имели базы и капители из туфа и выложенный из фасонного кирпича стержень, покрытый стуком. Перспективу колоннады в глубине базилики замыкал трибунал — двухъярусное, оформленное коринфскими колоннами возвышение на подии, предназначенное для выступлений судей и других должностных лиц. Среднее пространство базилики было перекрыто.
36. Помпеи. Форум. Базилика II в. до н. э. Разрез (реконструкция), современный вид
Известно о постройке в Риме ряда базилик: Порция (184 г. до н. э.), Фульвия Эмилия (179 г. до н. э.), Семпрония (170 г. до н. э.) и Олимия (121 г. до н. э.), не оставивших следа. Только остатки перестроенной в конце I в. до н. э. базилики Эмилия на Римском форуме позволяют составить представление о базиликах Рима. Похожая в общих чертах на помпейскую, она была ориентирована на Табуларий и со стороны форума имела ряд таберн. При реконструкции форума Цезаря она была заслонена возведенным перед нею портиком, мраморный фасад которого украшали позолоченные бронзовые детали. Внутреннее пространство базилики с полом из цветных мраморных квадратов делилось тремя продольными рядами мраморных колонн, над которыми проходил рельефный фриз, изображающий сцены из истории основания Рима. Напротив находилась построенная затем в 54—46 гг. до н. э. базилика Юлия, аналогичная Эмилиевой, но имевшая первоначально двойной ряд столбов, обходивших интерьер (см. стр. 523, рис. 33), и открытая со всех сторон.
Наряду с базиликами, имевшими продольную ориентацию, существовал и другой род базиликальных зданий, который отличался поперечной ориентацией. Такова базилика в италийском городе Коза, обращенная к форуму открытой длинной сторо-
—стр. 449—
ной и апсидой напротив входа. Оба эти типа, определившиеся к концу республики, послужили основой последующего развития базиликальных зданий.
ТОРГОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
От эпохи республики дошло немного разновидностей торговых зданий. Кроме небольших лавок — таберн, помещавшихся в нижних этажах городских домов и вдоль стен форумов, существовали более обширные торговые сооружения. Сохранившиеся рынки в Тибуре и Ферентине (1-й половины I в. до н. э.) представляют собой удлиненные здания (рынок в Тибуре 34×5,3 м, а в Ферентине 24×4,4 м), перпендикулярные улице, с арочным входом (рис. 37). Полукруглые или квадратные в плане сводчатые магазины с выходом внутрь рынка примыкали к одной из его сторон. Рынок в Тибуре, выстроенный подобно римскому портику Эмилев на участке с уклоном, имел пол разных уровней и ступенчатое расположение помещений (рис. 38).
37. Ферентино. Рынок. 1-я половина I в. до н. э. Реконструкция
38. Тибур. Рынок. 1-я половина I в. до н. э. План, реконструкция
Более монументальными сооружениями являлись мацеллумы — продовольственные рынки, о которых дают представление их изображения в росписях второго стиля и построенный позже, но воспроизводящий тот же план мацеллум Помпей (см. план форума Помпей). Это были прямоугольные в плане перистильные дворы, окруженные табернами, одни из которых открывались внутрь рынка, а другие — наружу. Нередко они содержали храмик или эдикулу со статуей божества. Середину двора обычно занимал круглый или восьмигранный бассейн, служивший рыбным садком и окруженный колоннадой. Подобный мацеллум существовал до начала империи в Риме, близ Римского форума.
ТЕРМЫ
Долгое время общественные бани римлян были небольшими, недостаточно освещенными и скромно отделанными сводчатыми помещениями. Вплоть до I в. до н. э. в нагреваемых жаровнями термах использовалась колодезная вода, накапливаемая в резервуарах. К середине II в. до н. э. изменение уклада жизни римлян и повышение степени комфорта привели к усложнению планировки и архитектурного оформления бань. К этому времени установился состав их помещений, последовательно отражавший различные стадии процесса омовения.
Термы начинались с раздевальни — аподитерия. Далее располагались фригидарий, тепидарий и кальдарий — холодная, теплая и горячая бани, а несколько позже появляется лаконик — парильня. Для воздушных и солнечных ванн, массажа, гимнастики, игр и плавания постепенно потребовались открытые дворы, портики, экседры и бассейны. В основных чертах этот тип сооружений сложился в эпоху республики. Процесс его формирования виден на самых ранних из сохранившихся — Стабианских
—стр. 450—
термах Помпей (II в. до н. э.), реконструированных в I в. до н. э. (рис. 39).
39. Помпеи. Стабианские термы. II—I вв. до н. э. Колоннада палестры близ входа, план
Неправильные очертания плана определены здесь формой углового участка и необходимостью использовать старые бани — четыре тесных темных помещения на северо-западной его стороне, приспособленные в качестве отдельных кабин. Главным был вход с улицы Изобилия, находившийся между табернами, которые примыкали к обоим обращенным в сторону улиц фасадам терм. Основные помещения бань располагались справа от входа. Термы начинались с просторного аподитерия мужских бань, свод которого украшала стуковая лепнина. За ним следовали круглый фригидарий с четырьмя нишами, тепидарий и кальдарий с прямоугольным бассейном, наполненным горячей водой, и апсидой, заключавшей круглую каменную чашу с холодной водой (рис. 40). За котельной следовала аналогичная группа помещений женских бань, но без фригидария. В начале I в. до н. э. к Стабианским термам подвели водопровод и было устроено изобретенное Сергием Оратой отопление горячим воздухом, циркулирующим в каналах, скрытых под полом и в стенах (рис. 41). Портики из дорических колонн огибали три стороны трапециевидного двора палестры. На открытую его сторону выходили плавательный бассейн и залы для гимнастических упражнений.
В последнее десятилетие жизни Помпей термы были заново отделаны. Вследствие низкого вкуса того времени и грубой работы строгий, изысканный облик терм сильно пострадал. Туфовые колонны прекрасных пропорций, одетые в толстую оболочку из штукатурки, приобрели тяжеловесность, еще усугубленную введением широкого орнамента над капителью. Подобные искажения коснулись и многих деталей.
Построенные позже так называемые термы форума Помпей (80 г. до н. э.) аналогичны Стабианским, но меньше их и без палестры; тепидарий и кальдарий освещались довольно большими остекленными окнами (рис. 42). Термы Геркуланума принадлежат к тому же типу (рис. 43).
При несомненной типологической близости Стабианских и построенных позже Центральных терм к греческому гимнасию в них уже наметилось характерное для римских терм преобладание банных помещений над гимнастическими. Эта тенденция впоследствии получит дальнейшее развитие.
—стр. 451—
40. Помпеи. Стабианские термы. Аподитерий, фригидарий
41. Отопительная система терм
а — схема устройства гипокауста; б — гипокауст терм в Каллеве (Силчестер, Британия)
НИМФЕИ
Эти полукруглые, овальные или прямоугольные сооружения с источником или фонтаном архитектурно сложились к концу республики и использовались как места отдыха в виллах и в термах. Первоначально нимфей был гротом с источником, где поклонялись нимфам — божествам, связанным с водой.
Ранние нимфеи являются приспособлением или имитацией естественных гротов. Таков нимфей святилища Фортуны в Пренесте (так называемый Антро делле Сорта), который являлся естественным гротом, увеличенным и архитектурно обработан-
—стр. 452—
ным. Полукруглый в плане нимфей над источником близ городской стены в Бовиллах (150—120 гг. до н. э.) перекрыт сводом, поверхность которого украшена резьбой в виде водорослей. Подражающий естественному гроту, этот нимфей был целиком искусственной постройкой.
42. Помпеи. Термы форума. 80 г. до н. э. Кальдарий
К началу I в. до н. э. выработалась базиликальная форма нимфеев, ставшая весьма распространенной: прямоугольное в плане здание с апсидой в глубине, разделенное колоннами на три нефа и перекрытое цилиндрическими сводами. Таковы нимфей виллы Горация близ Тибура и находящийся на обращенной к морю террасе большой нимфей виллы Цицерона в Формии (рис. 44). Эти нимфеи являлись уже чисто архитектурными произведениями, не связанными ни с гротом, ни с источником. Последний заменен небольшим фонтаном в прямоугольной апсиде.
43. Геркуланум. Аподитерий женских терм
Наиболее широкое распространение получили маленькие нимфеи, служившие украшением городских домов. Очень характерен нимфей дома Нептуна и Амфитриты в Геркулануме (рис. 45) с фасадом, красочно декорированным скульптурными масками, растительным и геометрическим орнаментом, гирляндами и сценами охоты, изображенными посредством мозаики.
ЗРЕЛИЩНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
Большое место в жизни римлян занимали разного рода зрелища: драматические и мимические представления, гладиаторские игры и борьба с животными, состязания ко-
—стр. 453—
лесниц и т. п. Эти зрелища отразили отличие римской культуры от высокой духовной и физической культуры греков с их идеалом гармонического развития личности человека. Среди греческих зрелищ важное место отводилось традиционным состязаниям самих граждан, причем не только в силе и ловкости, но и в искусстве поэзии, музыки и пения. В противоположность этому главными участниками римских зрелищ были рабы, нередко погибавшие на потеху зрителей — римлян. Римские зрелища в большинстве своем были рассчитаны на примитивные запросы толпы, часто отвечали самым низменным вкусам и носили пассивный потребительский характер.
45. Геркуланум. Нимфей дома Нептуна и Амфитриты
Театры. В эпоху ранней республики для театральных представлений сооружались временные деревянные театры. Самым ранним сохранившимся каменным театром был Большой театр в Помпеях (рис. 46), примыкавший к Треугольному форуму. Построенный в III—II вв. до н. э., он был расширен и реконструирован в 75 г. до н. э. Эти две стадии строительства показывают процесс формирования театра римского типа.
Первоначально Большой театр был еще близок к греческому типу, сохранившему связь с природой и изолированность отдельных элементов. Расположенные полукругом места для зрителей — театрон — были устроены на ступенях, врезанных в холм. Орхестра, в которую можно вписать круг, еще греческого типа, а сцена представляла собой отдельное здание. За сценой находился обширный четырехсторонний портик, служивший фойе (впоследствии преобразованный в перистиль казармы гладиаторов).
При реконструкции театра по его краям соорудили сводчатый коридор (крипту), ставший опорой для пяти дополнительных рядов мест. Концы полукружия облицованных камнем зрительских мест и сцена соединялись сводами, над которыми возникли места для почетных зрителей — трибуналия. Тем самым разрозненные прежде части театра слились в единое целое — характернейшая черта римского театра. Здесь же наметилась и другая его особенность — заполнение театра и освобождение его от зрителей через субструкции. Пять тысяч чело-
—стр. 454—
век, заполнявшие Большой театр, могли проходить не только через главные входы у сцены, но и через крипту с ее тремя выходами.
Малый театр в Помпеях (Одеон), не связанный с холмом, построен в 80—75 гг. до и. э. сразу как единое здание. Прямоугольный в плане театр (27×27 м) был перекрыт крышей и украшен внутри настенными росписями второго стиля. В углах за полукружием мест помещались лестницы и над ними еще несколько рядов. Изменилась и форма орхестры — она стала полукруглой и вместила кресла почетных граждан. Театр был рассчитан на 1200 зрителей и предназначался для музыкальных и поэтических представлений перед избранной публикой.
46. Помпеи: 1 — Большой театр, III—II вв. до н. э., перестроен в 75 г. до н. э. Современный вид; 2 — план театров и Треугольного форума:
а — Треугольный форум; б — Большой театр; в — Малый театр (Одеон); г — храм Изиды; д — портик театра,, позже казарма гладиаторов;
3 — Малый театр, 1-я половина I в. до н. э. Орхестра
Самым значительным в республиканский период был театр Помпея на Марсовом поле в Риме (рис. 47) 55—42 гг. до н. э. По размерам и совершенству конструкции он означал новый этап в развитии римского театра. Театр Помпея был центром ансамбля, в который кроме него входил огромный сад позади сцены и храм Венеры Победительницы, расположенный над театром на высоких субструкциях и подчеркивавший ось композиции.
Сад окружали портики из колоннад и прямоугольных и полукруглых экседр, ук-
—стр. 455—
ращенных статуями и росписями. Они доходили до древних храмов Ларго Арджентина, включив их в ансамбль. Великолепные портики Помпея стали центром общественной жизни Рима: туда были перенесены заседания 'Сената (на одном из них был убит Цезарь). Театр Помпея уже целиком надземный. Места для 17 тыс. зрителей опирались на бетонные, облицованные ретикулатом субструкции и размещались четырьмя ярусами. Театр имел два обхода: внутренний, прорезанный в радиальных субструкциях, и наружный, проходивший вдоль полукруглого фасада (диаметром около 150 м). Середину фасада из ордерных аркад, сложенных из туфа и травертина, занимали высокие субструкции храма Венеры.
47. Рим. Театр Помпея. 55—52 гг. до н. э. Разрез (реконструкция), план (фрагмент античного мраморного плана Рима)
Театр Помпея — заключительное звено в формировании театра римского типа: надземного сооружения на субструкциях с системой кулуаров и выходов под местами для зрителей.
Амфитеатры. Гладиаторские игры и битвы с дикими животными происходили в амфитеатрах — сооружениях с эллиптической в плане ареной и повторявшим ее форму театроном (зрительскими местами). Это был чисто римский тип зрелищных сооружений, возникший вокруг удлиненной арены, форма которой определялась специфическим характером представлений — борьбой между двумя группами гладиаторов, наступавшими друг на друга с противоположных концов площадки. Тип амфитеатра выработался в несохранившихся деревянных постройках раннего времени (об их существовании известно уже в III в. до н. э.).
48. Луцерия. Амфитеатр. Конец I в. до н. э.
От конца республики дошли только остатки амфитеатров в Сутри и в Помпеях.
Амфитеатр в Сутри целиком вырублен в скале. По своим очертаниям он еще близок к кругу: его размеры — 84×74 м, размеры арены — 50×40 м. Амфитеатр еще не был разделен на секторы лестницами, поэтому зрителям приходилось спускаться и подни-
—стр. 456—
49. Помпеи. Амфитеатр. 70 г. до н. э. Общий вид, план, лестницы входа, места для зрителей
—стр. 457—
маться к выходам по достаточно низким ступеням сидений. В оформлении двух арочных входов, расположенных по главной оси, и дверей кольцевого коридора вокруг арены явственно чувствуются не вполне изжитые этрусские приемы.
Римские амфитеатры далеко не сразу приобрели свойственные им впоследствии эллиптические очертания плана. Одну из ранних стадий развития воспроизводит хронологически более поздний амфитеатр в Луцерии (эпоха Августа), частично врезанный в склон горы. Его овальная форма еще не приобрела геометрической четкости (рис. 48).
Амфитеатр в Помпеях (рис. 49), построенный в 70 г. до н. э., тесно связан с рельефом местности. Арена (66,65×35,05 м) опущена ниже уровня земли. Часть мест для зрителей вырыта в почве, а вынутая земля образует засыпку между стенами, поддерживающими верхнюю часть сооружения. С двух сторон амфитеатр опирается на крепостные стены города. Фасад образован двумя ярусами аркад. С площади на завершающую амфитеатр галерею вели четыре лестницы (из них две двойные).
В массиве под зрительскими местами устроены кладовые, помещения для гладиаторов, зверей и охраны, а также проходы на арену и на площадь. Проходы еще не радиальны, но перпендикулярны большой оси арены. Подий — парапет, ограждающий арену, сохранил со стороны зрительного зала остатки росписей с изображением гладиаторских игр. Амфитеатр вмещал 20 тыс. зрителей, размеры его осей 105×140 м. От непогоды зрителей защищал веларий — тент, растянутый на стойках, укрепленных по верху двух башен крепостной стены, примыкавшей к амфитеатру (как изображено на помпейской фреске).
Цирки. Подобно греческим ипподромам и стадиям римские цирки были местами конных бегов и состязаний на колесницах. Постепенное сложение этого типа сооружений позволяет проследить самое древнее из них — Большой цирк Рима. Он возник еще в царскую эпоху в долине между холмами Палатином и Авентином, на склонах которых располагались зрители. Со временем там были устроены деревянные скамьи, а несколько наискось от оси арены установлена низкая стена — спи́на, вокруг которой происходили бега. Арена длиной 480 м имела два входа по концам. Близ одного из них начинались состязания. В 329 г. там устроили загоны для лошадей, откуда их выпускали в момент старта. На закругленной противоположной стороне арены в 196 г. до н. э. появились триумфальные ворота. В 174 г. до н. э. на концах спи́ны были установлены ме́ты — конические обелиски и рядом с ними в эдикулах по 7 дельфинов и по 7 яйцеобразных предметов. Они означали общее число кругов состязаний и постепенно убирались, показывая соревнующимся количество оставшихся кругов. К концу республики Большой цирк стал монументальным сооружением, все деревянные части которого были заменены каменными, а спи́на украсилась статуями и архитектурным декором. В средние века Большой цирк почти полностью исчез.
Этот тип зрелищных сооружений, целиком сложившийся в республиканский период, в дальнейшем не претерпел существенных изменений.
15 марта 2024, 11:54
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий