Конструктивизм в арматуре повседневного быта // Современная архитектура. 1926. № 2. — 2-я стр. обложки, с. 39.
КОНСТРУКТИВИЗМ В АРМАТУРЕ ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТА
НАША СПРАВКА
Борьба за новые виды художественного труда начата конструктивистами в Российской Советской Социалистической Республике в 1920-м году. „Идейное содержание“ конструктивизма заключалось в том, чтобы уйти от метафизической сущности идеалистической эстетики и встать на путь последовательного художественного материализма. Конструктивисты поставили перед собой задачи: уничтожить абстрактные формы и старые виды искусства и рационализировать художественный труд. Это течение подхватили театральных дел мастера (Мейерхольд, Таиров и др.), левые живописцы и поэты
конструэм. Таким образом, конструктивизм был извращен и опошлен. Декларация и программа конструктивистов была представлена в 1920 году пленуму Института Художественной Культуры (ИНХУК) при Наркомпросе. Пленум принял программу и утвердил группу (первая рабочая группа конструктивистов) в составе ее инициаторов: Алексея Гана, Иогансона Медунецкого, Александра Родченко, Варвары Степановой и братьев Стенбергов. Программа и снимки с работ конструктивистов для информации были переданы Э. Лисицкому, выезжавшему тогда в Германию и во Францию.
Из книги„Искусство современной Европы“ о западном конструктивизме И. Ма́ца. „Конструктивизм — художественное направление, представители которого стремятся создать синтез технини и всех видов изобразительных искусств в единой форме „конструктивистического искусства“, которое строится соответственно принципам механического, геометрического и эстетического взаимоотношений материала конструкции (краска, полотно, железо, стекло и т. д.) и ее форм. Конструктивизм должен создать практические и красивые (т.-е. полезные и хорошие) вещи или проекты их. Западный конструктивизм развился в Германии и Голландии под влиянием русского конструктивизма в 1921—1922 годах“.
КОНСТРУКТИВИЗМ ВПЕРВЫЕ ВОЗНИК В РСФСР И ПЕРЕНЕСЕН В ГЕРМАНИЮ В 1922 г.
(ИЗ ЗАМЕТКИ О КОНСТРУКТИВИЗМЕ, ПОМЕЩ. В ЖУРНАЛЕ „G“ 1924 г. Г.РИХТЕРА)
Соболев. Разборная кровать // Современная архитектура. 1926. № 2. — 2-я стр. обложки.
Кровать из металла. Кроме общего каркаса кровати, имеется проволочная сетка для матраца на боковых пружинах, заключенная в металлическую раму.
Натяжение сетки при ее ослабевании производится посредством специального ключа в одной из боковых сторон рамы.
Сложенная кровать в нише [передний вид].
Складывается она с помощью груза, привешенного на троссе и перекинутого через ступени улитки с уменьшаемыми радиусами, чем и способствует наименьшему усилию рук для поднятия ее и вложения в нишу; глубина ниши 40 см. Сложенная кровать вместе с постельными принадлежностями подвергается проветриванию путем вентиляционных каналов, находящихся в нише. В течение дня ниша закрывается посредством жалюзи. Удобство такой кравати в том, что она не занимает днем места в комнате, легко складывается и состоит из простых по конструкции частей. Проект конструктивиста Соболева. Москва. Вхутемас.
Быков. Раскладная полка для книг // Современная архитектура. 1926. № 2. — 2-я стр. обложки, с. 39.
РАСКЛАДНАЯ ПОЛКА ДЛЯ КНИГ
КОНСТРУКТИВИСТА БЫКОВА. 1923
Налево полка в сложенном виде, направо — в разложенном. Конструкция из дерева и металла. В сложенном виде ее можно использовать как ящик для упаковки и перевозки книг. Кроме того, всю конструкцию можно разобрать для наиболее легкой переноски. Москва. Вхутемас. Метфак.
Алексей Ган. Складной станок с лотком для уличной торговли // Современная архитектура. 1926. № 2. — С. 39.
Арматура улицы. Складной станок с лотком для уличной торговли папиросами или бумагой и писчебумажными принадлежностями. Улица так же как и квартира требует рабочей обстановки. Конструктивизм и сюда должен направить свое внимание и наблюдать за бытом улицы. Станок сделал в 1922 году Алексей Ган, для Моссельпрома.
Морозов. Проект разборного стола // Современная архитектура. 1926. № 2. — С. 39.
СТОЛ предназначен для письменной работы, черчения и обеда. В нижнюю часть стола могут убираться 4 складные стула, а также из нижней части (подставка) выдвигаются с обеих сторон конверты для журналов, газет и бумаг. Крышка одной половины стола поднимается вместе с боковыми сторонами и, занимая вертикальное положение, открывает стол для обеда, на котором имеется передвижная в прорезах дорожка (скатерть).
В поднятой вертикальной доске имеются откидные полки, а ниже кольца и ремни для обеденного и чанного сервиза. Опускаясь, верхняя крышка накрывает обеденный стол, не касаясь посуды, и ее обратная сторона может быть использована для работы. Вторая часть стола приподнимается около крайнего ребра и может дать любой наклон для черчения. Кроме того, стол вмеет ряд ящиков, предназначенных для хранения чертежей, рабочих материалов и принадлежностей. Ножки стола поставлены на шарики, и весь стол может быть легко передвинут и вовсе разобран. Проект конструктивиста Морозова. Москва. Вхутемас. Металлический факультет. 1926 год.
Г. Миллер. Спецкостюм углекопа // Современная архитектура. 1926. № 2. — С. 39.
Г. Миллер. Спец костюм углекопа.
Алексей Ган. Факты за нас // Современная архитектура. 1926. № 2. — 2-я стр. обложки, с. 39.
ФАКТЫ ЗА НАС
Работы конструктивистов свидетельствуют о том, что конструктивизм не только на словах разрешал проблему рационализации художественного труда, но и на деле уже осуществляет новые его виды, участвуя в строительстве материальной культуры дня.
Наша техническая отсталость не дает кокструктивистам возможности развернуть работу во всю ширь и поставить дело создания и сооружения вещи так, чтобы теперь же, идя навстречу новой общественной потребности целесообразного овеществления повседневного быта — ее реально удовлетворять. Этого еще нет. Но так крепки и здоровы основы конструктивизма, так силен его художественный материализм, что и в этих тяжелых условиях он все же заговорил практическим языком дела.
А ведь всего каких-нибудь пять-шесть лет назад никому и в голову не приходило подумать, что этот практический язык найдется и что его создадут те самые люди, которые с таким темпераментом и с такой настойчивостью восстали тогда против старых видов искусства во имя новых видов художественного труда.
Взглянув на художественную действительность наших дней, именно теперь, как-то особенно резко бросается в глаза разделение двух, противопоставленных друг другу, культур.
С одной стороны, художественная культура прошлого, традиционное искусство в его старых видах: станковой живописи, графики, скульптуре, пластике, театре и подражающей прошлому архитектуре; с другой — новые виды художественного труда, базирующиеся на науке, технике, механике и оптике, — это полиграфия, фотография, кинематография, вещь, проз.- и спец-одежда, физкультура, массовое действо и современная архитектура, как организация и сооружение новых материальных организмов прогрессивного общества.
Все это говорит за то, что пришло время действительно считаться с фактами.
Если еще в целом ряде областей материальных ценностей художественной культуры нашего века конструктивизму не удалось с достаточной отчетливостью осуществить свои задачи и привлечь на свою сторону квалифицированные рабочие силы той или иной специальности, то современная передовая архитектура у нас и в Германии уже установила теснейшую связь с конструктивизмом. В РСФСР конструктивизм принят полиграфическим производством. Две такие огромные материальные области художественного труда, как архитектурное строительство и фабрика печатной вещи, с нами.
Это, несомненно, факты огромного значения и в этом залог новых побед конструктивизма в будущем.
АЛЕКСЕЙ ГАН
Галактионов. Складная полка для книг // Современная архитектура. 1926. № 2. — 4-я стр. обложки.
АРМАТУРА БЫТА
Складная полка для книг. Разложенная полка представляет из себя четырехугольную конструкцию со стеклом, которая вставляется в нишу. Каждая полка привинчивается по вертикали ниши и последняя может быть сплошь заполнена ими. Система построения видна из чертежей. Стекло при пользовании полкой вдвигается в желобки, расположенные в верхней части конструкции. Проект конструктив. Галактионова. Москва. Высшие Художествен. Государств. Мастерские. Металлический факультет.
Быков. Складная металлическая посуда для похода и экскурсий // Современная архитектура. 1926. № 2. — 4-я стр. обложки.
Складная металлическая посуда для похода и экскурсий. В сложенном виде это небольшой котелок с ремнем, который может пристегиваться к поясу. В разложенном виде получается несколько предметов, необходимых для приготовления горячей и жидкой пищи, а также является посудой и прибором во время еды. Конструкц. и выполн. конструктив. Быкова. Москва. Вхутемас. Металлич. факультет.
Конструктивизм в рекламе. А. М. Родченко // Современная архитектура. 1926. № 1. — 3-я стр. обложки.
КОНСТРУКТИВИЗМ В РЕКЛАМЕ
А. М. РОДЧЕНКО
Конструктивист Родченко, организатор и руководитель металлического факультета Вхутемаса, последнее время работал в области рекламы. Им сделано несколько сот плакатов, листовок и обложек, а также несколько вывесок и ниш для магазинов Госиздата. Помещаемый рядом снимок — одна из его работ: реклама Государственного Издательства в Москве на столбе дугового фонаря. Фото А. Родченко.
Конструктивизм в наборе и верстке. Алексей Ган // Современная архитектура. 1926. № 1. — 3-я стр. обложки.
КОНСТРУКТИВИЗМ В НАБОРЕ И ВЕРСТКЕ
АЛЕКСЕЙ ГАН
В полиграфическое производство конструктивизм вошел в 1922 году. До этого времени конструктивист Алексей Ган верстал ряд отдельных изданий, в которых хотя и применялись принципы конструктивизма, но не было еще установлено четкой системы набора и верстки, которая только теперь вошла и развивается в целом ряде наших крупных типографий. От трансформации текстового набора и активизации типографского материала (1918 г.), Алексей Ган перешел к планированию печатной плосности (1921—22 г. г.). Следующим этапом работы следует считать уже типизацию как отдельных частей, так и всей печатной вещи в целом. Внизу помещены три работы Алексея Гана: макет для объявления, титульный лист и обложка, сделанная набором без шрифта.
Макет номера сделал Алексей Ган. Под его руководством набирали и верстали номер ученики школы группового ученичества типограф. „Красный Пролетарий“. Четыре полосы обложки верстал тов. Крупнин. Фотогр. К. И. Карабельщиков.
Комментарии
Добавить комментарий