|
А. Е., В. А. и Л. А. Веснины. Театр массового музыкального действа в Харькове
ТЕАТР МАССОВОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ДЕЙСТВА В ХАРЬКОВЕA. ВЕСНИНЛ. ВЕСНИНB. ВЕСНИНпояснительная записка к проектугосударственного театрамассовогомузыкальногодействавхарьковеОбщий прием планировки
Приступая к составлению проекта театра, авторы, изучив существующие театры, ознакомившись с достижениями современной театральной техники, а также учтя установившиеся требования, предъявляемые к новому театру, поставили себе задачу найти прием решения театра, в котором зрительный зал и сцена представляли бы пространственно единый зал, могущий трансформироваться и служить для массовых музыкальных действий, празднеств и больших собраний.
Зрительный зал проектируется круглой формы с одним амфитеатром, покрытым пологим сводом. Круглая форма для зрительного зала принята как форма, наиболее отвечающая объединению зрителей, как форма, объединяющая массовые собрания; из этих соображений и места в зале проектируются одним амфитеатром. Сценическая часть, входящая просцениумом в зрительный зал, является как бы его расширением, имеет сзади полукруглую стену — горизонт — и отделена от зрительного зала порталом, состоящим из трех частей: среднего портала, главной сцены и двух боковых сцен. При полном открытии портала зрительный зал и сцена представляют пространственно единый зал.
Трансформации сценической части авторы придавали особое значение, считая необходимым предоставить возможность театру проводить не только существующие постановки, но и дать новые возможности использования сцены и театра.
В театре могут происходить большие празднества, проход манифестаций по просцениуму, соединенному пандусами с улицами Совнаркомовской и Сердюковской. Сцена в этих случаях путем соответствующего подъема и использования плюнжеров превращается в места для президиума и амфитеатр, покрытый тентом, с вместимостью до 2000 чел. (см. чертежи трансформации сцены).
На этих чертежах показана также возможность превращения сцены в цирковую арену.
Описание оборудования сцены изложено в разделе сценическая часть (стр. 115).
Предлагаемый авторами прием решения театра дает новые возможности использования театра.
Зрительная часть
Входы и вестибюли для публики спроектированы — главный с улицы Карла Либкнехта и два боковых— с улиц Совнаркомовской и Сердюковской, а для артистов и обслуживающего сцену персонала с — Чернышевской.
При главном вестибюле проектируются кассы, дежурная администрация, пожарные, милиция и пр.
В главный вестибюль входят зрители, занимающие середину от оркестра до 2-го поперечного прохода (688 чел.), и зрители, занимающие все места выше 2-го поперечного прохода (1354 чел.).
Из главного вестибюля зрители, занимающие середину, проходят к гардеробам и по двум средним пандусам входят в зрительный зал. Зрители, занимающие места выше 2-го поперечного прохода, из главного вестибюля направляются к гардеробам и по двум пересекающимся пандусам (палладиевской системы) поднимаются в фойе и через фойе проходят в зрительный зал.
Боковые входы с вестибюлями и гардеробными обслуживают боковые места от оркестра до 2-го поперечного прохода зала, 951 чел. с каждой стороны.
Зрители каждой боковой стороны направляются к своим местам по двум боковым пандусам и через боковые входы в зал.
Каждая группа мест — сектор в зрительном зале — имеет соответствующие занумерованные вешалки в гардеробах.
Разгрузка зала происходит по тем же направлениям и путям.
Зрительный зал
Площадь зала определилась вместимостью 4000 чел., расположением мест и проходов и принятой формой безъярусного круглого зала с одним амфитеатром. Зал имеет в диаметре 75 м, от портала до задних мест 63 м, от просцениума 50 м.
На указанной удаленности от сцены находится незначительное количество мест; большая часть мест, имеющих широкий зрительный фронт, расположенных по пологим кривым, ориентированным на сцену, находится по отношению к сцене на расстоянии не свыше 40 м.
Продольные проходы в зрительном зале спроектированы радиально к сцене; средний и два боковых идут от просцениума в фойе и представляют удобное сообщение мест с просцениумом во время больших собраний. 4 продольных прохода ведут также в фойе и служат для нагрузки и разгрузки прилегающих секторов.
Секторы зала и проходы спроектированы из расчета предельного удаления места от выхода из зала — 20—24 места.
Шесть лож по 10 чел. спроектированы с боковых сторон зрительного зала с входами из фойе. У портала с обеих сторон над проходами на просцениум проектируются боковые игровые сцены с осветительными приборами и радио. Эти сцены сообщаются с главной сценой припортальными лестницами и лифтами.
Перекрывающий зал пологий купол имеет акустическую обработку поверхности в виде отражательных наклонных акустических полос-пластинок, направляющих равномерно ко всем местам в зале звуковые волны. Звуковые лучи, получающие отражение от части купольного перекрытия у портала, превышающие 20 м с прямыми лучами, поглощаются соответствующей обработкой поверхности штукатурки, поглощающей звуковые волны. Специальной обработкой поверхности купола и стен молено акустически настроить зал и достигнуть одинаковой слышимости для всех мест зала.
Как видно из приложенной детали купола в разрезе, между рядами отражающих акустических пластинок расположены в углублении рефлекторы с рядами электрических лампочек, невидимых с мест зрительного зала, освещающих ровным светом весь купол и зал и дающих возможность получения разнообразных световых и цветовых эффектов.
Кинокамера проектируется сзади зрительного зала в киногалерее, идущей снаружи зала на уровне балкона под куполом с выходами на лестницу у портала сцены. Балкон проектируется для осветительных приборов — прожекторов и т. д., а также для возможного использования их режиссерами.
Фойе
Фойе проектируется одно общее, центральное, шириной 12 м, площадью 1200 м². Фойе опоясывает зрительный зал в виде полукольца и имеет 5 входов в амфитеатр зрительного зала, выходы на боковые лестницы и на пересекающиеся пандусы.
Над главным вестибюлем при фойе проектируется буфетный зал в 600 м² и два зала для выставок театральных макетов и рисунков по 96 м² каждый. Буфетный зал имеет террасу над центральным входом в театр, которая может быть использована как трибуна для приема манифестаций.
Курительные и уборные
Курительная и уборная при вестибюле проектируются в цокольном этаже с входом с правой боковой лестницы.
Курительные и уборные при фойе проектируются в два яруса: одна группа на уровне фойе за лестницами, другая группа над ними с входами по боковым лестницам.
Оркестр
Оркестр в 120 музыкантов помещается перед просцениумом на плюнжерах — основное положение оркестра в зрительном зале. Второе положение оркестра, когда плюнжера, составляющие часть вращающегося кольца на просцениуме, опущены; оркестр располагается перед вращающимся кругом. Портал уменьшен, закрыт кулисами, боковые сцены закрыты занавесами, которые служат экранами для световых проекций.
Орган
Два органа помещаются в зрительном зале у портала над боковыми игровыми сценами.
Помещение для музыкантов
Фойе для музыкантов, курительная, гардероб и прочие помещения располагаются в цокольном этаже с вестибюлем с Совнаркомовской улицы; со сценой сообщаются лестницами и лифтами сцены.
Сценическая часть
Сцена проектируется полукруглой формы с колосниками, работающими на шесть планов. Сцена обслуживается двумя боковыми заготовительными сценами по два плана длиной 18 м, арьерсценой, вмещающей половину вращающегося круга диаметром 22 м, находящимися между боковыми сценами и арьерсценой, служебными сценами глубиной 15 м и пролетом 14 м на сцену, с площадками и фурками для вращающегося кольца.
Все служебные заготовительные сцены имеют подъемники, ведущие в магазины и склады, помещающиеся над и под ними. Сборка и разборка постановок происходит на этих служебных сценках; постановки фурками доставляются на игровую сцену. Помещение дежурной бутафорской находится на уровне сцены и сообщается лифтом с магазинами. Вся площадь сцены, просцениум и оркестр разбиты на 74 части, поднимающиеся и опускающиеся на плюнжерах. Такая разбивка дает возможность разнообразного использования сцены.
Вращающаяся часть сцены — круг и кольцо — проектируется на плюнжерах. Верхние площадки плюнжеров могут автоматически включаться в круг и кольцо и вращаться по направляющим рельсам, установленным на плюнжерах, и включаться и служить верхними площадками при подъеме плюнжеров.
Плюнжерная установка в остальной части сцены служит для ее трансформации, как было указано выше, а также и для постановок.
Сцена имеет два выезда наружу — пандусы.
При использовании сцены как амфитеатра помещениями для публики служат артистические вестибюли и фойе, а также служебные заготовительные сцены.
Живописные декорации, подвешенные к колосникам, поднимаются при помощи гидравлических устройств без противовесов.
Склады скатанных декораций помещаются в цокольном этаже, в трюме под боковыми сценами.
3анавесы. Несгораемый занавес находится у портала сцены и опускается по направляющим у колонн; мягкие опускные занавеси находятся за ним. Кроме этих занавесов средний портал при просцениуме закрывается со стороны зрительного зала занавесами типа горизонта сцены. Два занавеса в свернутом виде расположены у колонн портала и для закрывания портала идут с двух сторон по круглой направляющей, подвешенной тросами к своду. Направляющая служит также софитом над просцениумом.
Управление освещением сцены и театра и реостатная помещаются под просцениумом с правой стороны, имеют сообщение со сценой и с боковой лестницей, выходящей на Сердюковскую улицу.
Мастерские
На уровне пола сцены проектируется конструкторская мастерская площадью 210 м² и высотой 7 м. Конструкторская сообщается лифтом и лестницей с деревообделочными мастерскими, расположенными под ней в цокольном этаже.
Пошивочные мастерские размещены в пятом этаже; здесь же находится костюмерная, помещенная над магазинами.
Живописно-декорационный зал и макетная проектируются на шестом этаже над обслуживающими сцену помещениями. Ширина зала 18 м, высота — 7 м, общая площадь — 2100 м².
В цокольном этаже размещены: электромонтажная, водопроводно-слесарная, помещение гидравлических установок.
Для персонала, обслуживающего мастерские и сцену, проектируются два вестибюля с гардеробными и прочими служебными помещениями.
Служебные помещения при сцене для артистов
Вестибюль и гардероб для артистов проектируются в цокольном этаже сзади сцены. Двумя лестницами и лифтами вестибюль соединяется со всеми этажами, в которых помещаются артистические уборные.
Над вестибюлем проектируется фойе для артистов с буфетом и красным уголком; над фойе -— балетный зал и выше гимнастический зал с переодевальными и душевыми кабинами.
Вокруг служебных сцен идет полукругом коридор с артистическими уборными.
В уровне сцены и во втором этаже размещены уборные хора; уборные солистов, уборные на 2, на 4 и 6 чел. размещаются в третьем и четвертом этажах. Общие курительные во втором этаже.
Со сценой артистические комнаты соединены четырьмя лестницами с лифтами и четырьмя проходами на сцену.
В уровне пола сцены вблизи портала с правой стороны размещены кабинеты режиссера, двух помощников режиссеров, хормейстера, балетмейстера и дирижера.
Помещения для групповых занятий и репетиций хора помещаются в четвертом этаже и изолируются незвукопроводными перекрытиями и стенками. Библиотека с читальней размещена в пятом этаже, имеет сообщение по двум лестницам со сценой и зрительной частью и отдельный вход с боковой лестницы, выходящей на Совнаркомовскую улицу.
Административные помещения
Административные помещения размещены в четвертом и пятом этажах, имеют сообщение со сценой и зрительной частью по двум лестницам с лифтами. Административная группа имеет особый вход с Сердюковской улицы.
При входе на лестницу в цокольном этаже помещен кабинет врача и приемный покой, имеющие сообщение как со зрительной частью, так и со сценой.
Конструкции
Основная конструкция сцены — металлический каркас, обложенный несгораемым материалом, стены — теплый бетон, облицованный естественным камнем. Помещения, обслуживающие сцену, имеют железобетонную конструкцию с тем же заполнением для стен.
Конструкция зрительного зала — металлический каркас с металлическим куполом.
Вестибюли, фойе, пандусы и лестницы имеют железобетонный каркас с заполнением теплым бетоном, облицованным естественным камнем.
Схема вентиляции и отопления
Приточная вентиляция для зрительного зала.
Вентиляционные камеры помещены в торцах киногалереи, под полом которой находятся каналы, подающие и распределяющие чистый воздух по всему периметру зала под балконами в зрительный зал и фойе. Вытяжная вентиляция. Испорченный воздух из зрительного зала забирается под местами, собирается в общий канал, помещенный по периметру под передним рядом мест зрительного зала и подводящий к двум шахтам, находящимся в служебных лестницах сцены.
6 бойлеров размещено по периметру здания,
2 бойлера — под пандусами, ведущими на сцену,
2 бойлера — под пандусами, ведущими на просцениум,
2 бойлера — под пандусами, ведущими из вестибюля в фойе.
Кубатура театра — 278 500 м³.
Полезной площади — 28 600 м².
Театр массового музыкального действа в Харькове
12 октября 2023, 12:48
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий