наверх
 
Удмуртская Республика


А. Э. Зильберт. Планировка промышленной территории. 1936

Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936 Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2 / Под редакцией А. Я. Александрова ; Всесоюзная Академия архитектуры. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936
 
 
Статья архитектора А. Э. Зильберта «Планировка промышленной территории» из сборника «Проблемы архитектуры : Сборник материалов : Том I, книга 2» (Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1936).
 
 
 

Арх. А. Э. Зильберт

ПЛАНИРОВКА ПРОМЫШЛЕННОЙ ТЕРРИТОРИИ

 
Промышленность для большинства советских городов-новостроек — основной градообразующий центр. Поэтому, как бы хорошо ни была задумана композиция города, без учета архитектуры промышленной территории, без связи с нею не может быть полного ансамбля социалистического города.
 
Архитектурный облик дореволюционного русского завода как нельзя лучше выражал его сущность. Дореволюционный завод — это система машин, расположенных с расчетом максимальной эксплоатации рабочих. Отсюда невнимание к архитектуре цехов, к организации территории, к благоустройству участка. При строительстве отдельных заводских зданий архитектору отводилась минимальная роль. Завод строился в большинстве случаев «инженером-механиком», а архитектор лишь иногда привлекался для оформлении фасада. Только в предвоенное десятилетие в России появляются первые кадры архитекторов, специализировавшихся по промышленной архитектуре.
 
Старые заводы — Выксунские, Путиловский, АМО, уральские заводы и др. — дают образец такого отношения к архитектуре. Хаос, грязь, расположенные без всякой архитектурной связи закопченные корпуса, испещренная рельсовыми путями площадка, жилье на территории завода, полное отсутствие учета объемной значимости зданий — вот архитектурное лицо заводов старой России. Архитектурная бессмыслица капиталистического завода резко обнаруживается даже при сопоставлении с архитектурой завода-мастерской на заре развития торгового и промышленного капитала.
 
Как в планировке самого города того времени, так и в решении завода архитекторы стремились к созданию целостного ансамбля. Дошедшие до нас проекты Тульского оружейного завода, Верхнеисетских заводов на Урале, проекты Ижорского завода, наконец, Ленинградское адмиралтейство — являются прекрасными примерами подлинно архитектурного решения производственных ансамблей.
 
Между тем, современной промышленной архитектуре капиталистического Запада чужды требования архитектурного ансамбля. На смену четкой организованности и законченности архитектурного целого, как, например, в проекте орудийного завода у Леду, пришел завод, расположенный на случайных участках, зачастую перерезанных железнодорожными и городскими магистралями. Каждый корпус современного завода имеет свой самостоятельный объем, вне архитектурной композиции. Полная архитектурная безыдейность определяет современное капиталистическое предприятие.
 
Отдельные удачные работы крупных мастеров не только не опровергают, а даже подтверждают это правило. Большинство американских заводов расположено на случайных, большей частью бросовых, землях. Решения этих заводов являются примером отсутствия архитектурной композиции в планировке участка.
 
Редкими оазисами выделяются образцы иного отношения к заводской территории, отношения, вызванного главным образом рекламными соображениями. Так, например известная фабрика Ван Нелле в Роттердаме показывает пример хорошего решения ансамбля на сравнительно небольшой территории. Но такие единичные предприятия, как особое исключение, лишь подчеркивают архитектурную бессмысленность основной массы капиталистических заводов.
 
 
Рис. 1. Старый Выксунский завод. Типичная площадка дореволюционного русского завода
Рис. 1. Старый Выксунский завод. Типичная площадка дореволюционного русского завода
 
 
Прекрасным доказательством абсолютной невозможности при капиталистическом строе создать целостный гармоничный ансамбль индустриального района и города является работа Тони Гарнье («Cité industrielle»), выполненная в 1901—1904 гг. Талантливый архитектор, правильно поняв и почувствовав основные дефекты современного капиталистического города, сделал смелую попытку дать целостное решение промышленного города. Тони Гарнье дал ряд превосходных архитектурных ансамблей, смело включил в композицию воду, доменные печи, трубопроводы, конвейеры, краны и другие элементы индустриального пейзажа.
 
Но, несмотря на все достоинства этой работы, несмотря на содействие Эррио и других влиятельных лиц, она так и осталась неосуществленной мечтой крупного зодчего капиталистического строя, при котором не может быть и речи о целостной архитектурной организации заводской территории.
 
Октябрьская революция в корне изменила отношение не только к труду рабочего, но и к месту его работы.
 
 
Рис. 2. Дореволюционный Путиловский завод
Рис. 2. Дореволюционный Путиловский завод
 
 
Даже при самом беглом рассмотрении решений промышленных комплексов за последние 20—25 лет, бросается в глаза различие между лучшими решениями дореволюционного периода и советскими решениями последних лет. На базе развернувшегося социалистического строительства планировка наших промышленных территорий проделала за последние годы большой путь развития. От робкого заимствования западного опыта, от упрощенной расстановки на площадке цехов и сооружений, без какой бы то ни было заботы об архитектурном значении комплекса, мы перешли сейчас к сложным архитектурно-пространственным решениям, принципиально отличающимся от предприятий капиталистического Запада.
 
В основном этот путь может быть разбит на три этапа.
 
Первый этап: генеральный план завода полностью решал технолог, иногда транспортник, и их решения являлись непреложными для строителя-архитектора. Строитель-архитектор допускался только к оформлению «коробки» цеха, а в вопросе о месте расположения цеха ему разрешалось лишь вносить коррективы с точки зрения условий грунта. Для работ этого периода характерны следующие недостатки: плохая организация труда и быта, отсутствие всякой заботы об организации графика людских потоков, о благоустройстве территории (отсутствие зеленых насаждений), разбросанность вспомогательных и складских сооружений, плохая связь с рабочим поселком, полное игнорирование планировки поселка, неувязанность входа на завод с основными магистралями движений рабочих, отсутствие какого бы то ни было архитектурно-пространственного замысла в размещении сооружений, вне учета объема величины каждого здания на площадке.
 
Второй этап. Постепенно, по мере повышения требований, предъявляемых к советскому промышленному предприятию, к проектировке завода на помощь инженеру-технологу стали привлекать архитектора, преимущественно из той организации, которая вела строительные работы. В первую очередь строителям были предоставлены работы по вертикальной планировке всей площадки. На долю архитектора выпало решение всей бытовой, непроизводственной части завода. Архитектор проектировал и размещал здания заводоуправления, столовых заводских и партийных комитетов, медицинских пунктов, пожарных депо; при этом работа его была оторвана от общей схемы всего завода, которая по-прежнему оставалась в руках инженера, проектирующего производственные процессы.
 
Таким методом спроектировано очень много промышленных предприятий, построенных в первую пятилетку.
 
Сохранились еще тенденции у некоторых инженеров ограничить роль архитектора планировкой исключительно культурно-бытовой группы и подменить его работу над планировочным решением всей территории схемой организации транспорта и производственного процесса.
 
 
Рис. 3. Генплан Людиновского завода. Пример территории, организованной технологом
Рис. 3. Генплан Людиновского завода.
Пример территории, организованной технологом
 
 
Третий этап характеризуется переходом к комплексному методу решения планировки промышленной территории. Здесь уже архитектор, работая совместно с инженерами, проектирующими организацию производственных процессов, железнодорожного транспорта и технического оборудования, выполняет синтетическую задачу, являясь при осуществлении генерального плана организующим звеном и непосредственным оформителем материальной и культурной среды, обслуживающей рабочих.
 
При комплексном методе работы над генеральным планом, наряду с наилучшими производственными и транспортными показателями, должны получить исчерпывающую разработку:
 
1) вопросы, связанные с размещением данного предприятия в районе или городе, применительно к реальным условиям данного места;
 
2) вопросы, связанные с организацией охраны труда рабочих (бытовые помещения, медицинское обслуживание, общественное питание, физкультура);
 
3) вопросы по благоустройству заводской территории — система зеленых насаждений, малые формы, разобщение или уравнение при пересечении железнодорожных линий, пожарная профилактика;
 
4) вопросы ПВО и ВОХР;
 
5) вопросы организации пространства и построения архитектурного ансамбля всего завода.
 
 
Рис. 4. Ремонтно-механический завод в Балахне. Арх. Каптерев, руков. Г. Орлов
Рис. 4. Ремонтно-механический завод в Балахне. Арх. Каптерев, руков. Г. Орлов
 
 
Социалистическое строительство выдвинуло перед советскими архитекторами в области промышленных зданий ряд интересных, еще не разработанных проблем, среди которых главные: вопросы целостного архитектурного решения социалистического города и завода, анализ влияния различных условий на размещение предприятия и его планировку, архитектурные требования к выбору места, выявление архитектурно-пространственных элементов, отличающих советские заводы от заводов капиталистических, и, наконец, вопросы построении пространства и архитектурного ансамбля на промышленной территории.
 
 
Рис. 5. Фрагмент из работы Тони Гарнье «Cité industrielle»
Рис. 5. Фрагмент из работы Тони Гарнье «Cité industrielle»
 
 

I. ПРОБЛЕМА АНСАМБЛЯ

 

А. Завод и окружающая среда

 
Работа архитектора в организации пространства начинается с момента размещения завода на участке.
 
Правильное пространственное решение завода может быть достигнуто только при целостном гармоничном решении всего ансамбля города и завода. Различные условия размещения завода диктуют архитектору тот или иной прием композиции.
 
В условиях частной собственности на землю и чрезвычайной земельной тесноты был распространен прием расположения завода на участке, затиснутом среди жилых кварталов города. Допустимо это только в отношении безвредных отраслей промышленности. Характерным приемом композиции в этом случае является замкнутая периметральная застройка, многоэтажность корпусов. Прием этот свойствен большинству старых капиталистических городов, Примеры: теперешние Электрозавод в Москве и ф-ка «Красное знамя» в Ленинграде; за границей — Вернерверке в Берлине.
 
Расположение предприятий среди жилых районов города чрезвычайно неблагоприятно не только для жилья, но и для самого завода, так как естественный рост его идет за счет заполнения малейшего свободного клочка земли на своем участке. В результате получается система непроветриваемых темных дворов-колодцев (Электрозавод в Москве). Этот прием расположения завода может быть допустим лишь как исключение, только для безвредных производств.
 
 
Рис. 6. Завод Ситроена под Парижем
Рис. 6. Завод Ситроена под Парижем
 
 
Завод, расположенный на свободном участке со специальным поселком или соцгородом при нем, как например Горьковский автозавод, Каширский электрозавод, Тагильский вагоностроительный завод и др., наиболее часто встречается в СССР. Такой способ расположения завода допускает большую свободу планировки, возможность роста и позволяет легче добиться органической связи завода и специально проектируемого для него города. Характерный прием композиции — прямолинейные перспективы, уходящие в даль ландшафта, и подчеркнутое выявление главной входной площади.
 
Завод, расположенный в специальном промышленном районе большого города, как например Днепрокомбинат, Кемерово, Черниковская площадка, 2-й Сталинский комбинат транспортного машиностроения, дает возможность архитектору объединить все сооружения, обслуживающие группу заводов (культурно-бытовые учреждения, пожарное депо, медпункт и т. п.). Кроме того, путем приближения к жилью (менее вредных цехов сокращается разрыв между жилой и промышленной зонами. С другой стороны, этот прием расположения завода предъявляет архитектору требования композиционной цельности и единства архитектурного замысла для всех заводов, расположенных в районе. Каждый из этих заводов должен с максимальной тщательностью учитываться архитектурным решением соседнего завода.
 
При всех приемах размещения завода одной из основных проблем является его связь с жильем и городом. Для большинства примеров промышленной планировки Запада и СССР характерно полное взаимное игнорирование, архитектурный антагонизм города и завода. В СССР это явление перенесено из капиталистического Запада. Анализируя европейскую и американскую практику, можно видеть, что в работах, выполненных даже лучшими планировщиками, не ставится задача целостного решения завода и города.
 
 
Рис. 7. Паровозостроительный завод Болдуина в Америке
Рис. 7. Паровозостроительный завод Болдуина в Америке
 
 
В качестве примера можно указать промышленный город Кингспорт в штате Теннесси (США), спроектированный Джоном Нолен. Несмотря на чрезвычайно интересное решение городской планировки, автор ни в планировке, ни в архитектуре совсем не учитывает промышленных предприятий, играющих большую роль в жизни этого города. Другой пример — комплекс медеплавильного завода в Аризоне (США) — представляет собой три взаимно не увязанных фрагмента: завод, город белых и город негров и мексиканцев. Оба эти примера типичны для Америки.
 
В Германии огромный промышленный район Берлина Сименештадт представляет собой в архитектурном отношении мешанину жилья, промышленности и взаимно не увязанных, друг друга забивающих архитектурных объемов, несмотря на то, что группа архитектора Хертлейна создала в этом районе ряд чрезвычайно интересных отдельных архитектурных комплексов (Вернерверке, Шальтверке и др.).
 
 
Рис. 8. Фабрика Ван Нелле. Роттердам. Общий вид
Рис. 8. Фабрика Ван Нелле. Роттердам. Общий вид
 
 
Во Франции заводы Ситроена возле Парижа являются образцами хаотического нагромождения объемов и взаимной неувязанности с городом.
 
Даже крупнейший английский планировщик Уинвин в городе-саде Лечворсе и в своей «идеальной» схеме современного промышленного города отворачивается от территории промышленных предприятий.
 
Наконец, даже в работе Тони Гарнье («Cité industrielle») также не ставились вопросы о взаимосвязи города и промышленного района.
 
Яркой иллюстрацией противопоставления завода городу являются работы немецкого архитектора Эрнеста Мая (проекты городов Магнитогорска, Кузнецка), являющиеся механическим перенесением приемов западной планировки на советскую почву.
 
Источник, питающий это явление, — существующая у нас система раздельного проектирования города и завода. Характерен в этом отношении пример планировки центральной экспериментальной базы Института реконструкции тяги НКПС (работа 1934 г.). Архитектурный комплекс, состоящий из производственных, жилых и общественных зданий, вместо целостного решения разбит на две взаимно не увязанные части. Это получилось благодаря тому, что проектирование велось оторванно, в разных конторах, без учета восприятия объекта в натуре как единого целого.
 
 
Рис. 9. Электрозавод. Москва. Генплан. Замкнутая периметральная застройка участка, расположенного среди жилых кварталов города
Рис. 9. Электрозавод. Москва. Генплан. Замкнутая периметральная застройка участка, расположенного среди жилых кварталов города
 
 
Наряду с этими отрицательными примерами практика Советского союза за последние годы выдвинула ряд решений, которые если не могут еще служить образцами ансамбля города и промышленности, то во всяком случае твердо намечают вехи единственно правильного пути целостного подхода к ансамблю.
 
 

Б. Организация пространства

 
Принципы архитектурной композиции — одни и те же в планировке города или поселка и в планировке заводов.
 
В планировке городов существуют два основных начала, определявших на протяжении многовековой истории архитектуры все многообразие архитектурных приемов и решений: принципы живописности, гармонии с пейзажем (греческое начало) и принципы прямолинейной организованности архитектурного пространства (римское начало).
 
В планировке территории заводов и фабрик, представляющих собой сгустки человеческой воли и организованности, доминирующим началом является второе, ведущее к созданию собственно архитектурного пространства, основанного на прямолинейной организованности.
 
Основной целью всякой архитектурной композиции является приведение к композиционному единству группы сооружений, подчиненных единому пространственному образу.
 
Проектировка промышленного ансамбля отличается от общегородского тем, что здесь приходится иметь дело с заранее определенным архитектурным типом комплекса, где архитектору нужно умело использовать все пространственные особенности данного предприятия. Так, например заводы металлургические, химические, цементные со своими домнами, кауперами, бункерами, коксовыми печами, силосами, башнями — дают резко выраженную высотную силуэтность; и наоборот, заводы машиностроительные, представляющие собой большей частью одноэтажные цеха, занимающие огромные территории, характерны отсутствием резко выраженной силуэтности и горизонтальностью решения.
 
Архитектору, работающему над планировкой промтерритории, одновременно с проработкой инженерно-организационной схемы плана, необходимо тщательно учитывать общие перспективы застройки всего промышленного комплекса под углом зрения, с одной стороны, композиционного единства всего ансамбля, наличия общего стилевого единства, и с другой — последовательности в организации пространства.
 
 
Рис. 10. Фасад Электрозавода. Москва
Рис. 10. Фасад Электрозавода. Москва
 
 
Композиционное единство всего ансамбля требует для своего решения наличия однотипных стилевых форм и четкой закономерности в организации пространства, а также выявления композиционного центра с подчинением ему остальных элементов плана.
 
Ансамбль промышленного предприятия большей частью представляет собой систему последовательно развертывающихся пространств. При этом исключительно важное значение приобретает организация этапов восприятия пространства и установление определенных точек зрения. Первым этапом восприятия является общее впечатление от ансамбля, когда зритель находится вне объекта. Впечатление композиционного единства здесь достигается связью промышленного комплект с естественной средой (рельеф местности, водные пространства и т. п.) и оптической уравновешенностью масс.
 
Большие трудности для архитектора, проектирующего промышленный комплекс, заключаются еще и в том, что очень часто сами инженерные формы различных агрегатов (домны, кауперы) дают настолько интересный силуэт и производят на современного человека такое сильное впечатление, что независимо от того, насколько удачно композиционно решена площадка, индустриальные гиганты, рассматриваемые с большого расстояния, производят огромное впечатление. Но это ощущение, к сожалению, очень часто из-за нерешенной композиции целого пропадает у зрителя при близком подходе к предприятию.
 
 
Рис. 11. Макет фабрики «Красное знамя» в Ленинграде. Арх. Э. Мендельсон
Рис. 11. Макет фабрики «Красное знамя» в Ленинграде. Арх. Э. Мендельсон
 
 
В планировке промышленных предприятий, как и в планировке городов, нет и не может быть универсальной планировочной системы. Как в планировке городов, здесь одинаково находят себе применение и архитектурный ландшафт замкнутых пространств (система дворов), и решение комплекса как системы сквозных перспектив.
 
Гибкая система сквозных магистралей, не вводящая почти никаких коррективов в схему технолога и очень благоприятная с точки зрения пожарной безопасности, стала излюбленным приемом при планировке больших территорий современных машиностроительных, химических и металлургических заводов.
 
Архитектурно-планировочное решение промышленных территорий зависит также от величины завода. На огромных территориях современных заводов могут быть применены различные приемы в решении отдельных групп, из которых слагается заводской комплекс. Для небольших заводов композиционный центр, как правило, должен быть один, но при большом протяжении территории возможно наличие и нескольких композиционных центров, определяющих в таком случае архитектурный эффект отдельных районов завода.
 
 
Рис. 12. Схема современного промышленного города. Проф. Янсен
Рис. 12. Схема современного промышленного города. Проф. Янсен
 
 
Композиционный центр промышленной территории должен быть ориентирован на главные подходы к заводу. Особо важное значение приобретает композиция входной площади, особенно для заводов с преобладанием горизонтально-протяженных объемов. Выявление подходов к заводу — главная задача в решении входной площади, играющей очень часто роль композиционного центра всего промышленного комплекса.
 
В большинстве современных крупных заводов зданиями, архитектурно образующими входную площадь, служат здание заводоуправления, проходная контора, здание завкома, иногда лаборатория, ФЗУ, пожарное депо, медпункт.
 
Перед зданиями заводоуправления и завкома происходят демонстрации; поэтому естественно, что в архитектурно-планировочном решении площади это должно найти свое отражение. С узко производственной точки зрения совсем не обязательно устройство большой площади перед входом на завод. Известны примеры завода Форда Ривер-Руж, американского завода шарикоподшипников Тимкен и др., где входы на завод даны прямо с магистрали, идущей из города мимо завода. Практика советских заводов отвергла этот прием. Социалистическое предприятие должно получить яркое выражение в первом встречающем человека архитектурном ансамбле, каким является входная площадь.
 
 
Рис. 13. Медеплавильный комбинат в Ajo (штат Аризона, США): а) город белых, б) город мексиканцев и цветных, в) завод
Рис. 13. Медеплавильный комбинат в Ajo (штат Аризона, США): а) город белых, б) город мексиканцев и цветных, в) завод
 
 
Входная площадь представляет собой ансамбль, воспринимаемый одновременно. Зритель может находиться вне площади, проезжая мимо завода, и в этом случае площадь должна четко выявить место входа на завод и как бы подводить к восприятию всего ансамбля.
 
Как бы удачно ни была решена архитектура отдельных зданий, впечатление композиционного единства может быть достигнуто лишь при целостном архитектурном решении всего ансамбля площади и при общих стилевых признаках всех сооружений на площади. Это положение подтверждают и примеры запроектированных входных площадей. Входная площадь ЗИС — строго симметричная композиция. Воронкообразная форма подчеркивает вход на завод и раскрывает перспективу с завода на набережную Москва-реки.
 
На Макеевском заводе входная площадь является одновременно органической частью и поселка и завода, организуя случайно расположенные объемы сооружений (газгольдеры и др.). О том же говорит и входная площадь Каширского электрозавода.
 
Обращаясь к характеристике внутризаводских площадей, следует указать три типа их: площади-дворы, организующие вокруг себя всю застройку данной фабрики или завода; площади, образующиеся в местах пересечения основных и заводских магистралей и являющиеся характерными композиционными узлами территории, и, наконец, небольшие площадки, образовавшиеся в результате сложной конфигурации цехов.
 
 
Рис. 14. Город Магнитогорск. Схема Э. Мая
Рис. 14. Город Магнитогорск. Схема Э. Мая
 
 
Первый тип площади — большой внутренний двор или система дворов, вокруг которых располагаются основные здания завода; этот принцип планировки требует тщательного архитектурного решения всех зданий, образующих дворовый ансамбль. Такая площадь дает как бы развернутый главный фасад всей фабрики, сконцентрированный в одном месте и доступный для единовременного обозрения. Большую роль в организации пространства этого типа площадей приобретают малые архитектурные формы, фонтаны, скульптура и зелень.
 
Второй тип — площади в местах пересечения основных заводских магистралей. Такая площадь по своему типу близка к городским разгрузочным площадям и, так же как последние, служит для облегчения внутризаводского движения. Естественно, что архитектура таких площадей должна отражать их динамический характер. На этих площадях, как основной композиционный принцип, доминирует асимметрия, на основе которой может быть достигнуто единство ансамбля всех архитектурных объектов. Элементами, усиливающими пластический образ, могут служить линии конвейеров, трубопроводов и т. п.
 
Наконец, последний тип — площади, образуемые у больших цехов конфигурацией самого здания или выступами каких-нибудь производственных агрегатов. Эти площади должны служить не для свалки отходов производства, как это, к сожалению, еще очень часто бывает, а для отдыха рабочих на воздухе, среди зелени. Ориентирующим моментом и композиционной осью такой площади может быть фонтан, скульптура, солнечные часы и т. п.
 
 
Рис. 15. Проект планировки Центр. экспериментальной базы Института реконструкции тяги НКПС. Пример архитектурного антагонизма жилья и промышленности
Рис. 15. Проект планировки Центр. экспериментальной базы Института реконструкции тяги НКПС.
Пример архитектурного антагонизма жилья и промышленности
 
 
В практике благоустройства ряда существующих заводов («Красный путиловец», завод им. Сталина в Ленинграде и др.) такие площади получили большое распространение.
 
Все типы площадей (входные и внутризаводские) определяют собой в значительной мере архитектурный облик всего завода. Поэтому особенное значение приобретает вопрос композиционного единства, которого архитектор-планировщик достигает путем установления определенных пространственных закономерностей (масштабность, пропорции, величина).
 
 

В. Заводские магистрали

 
В планировке территорий современных заводов преобладает принцип прямолинейной геометричности. Здесь большую роль приобретают композиционные оси, связывающие отдельные архитектурные центры заводской территории. Эти оси обычно совпадают с основными заводскими улицами-магистралями, связывающими отдельные композиционные центры — площади.
 
В отличие от улицы города, где архитектору приходится организовать фасады большого количества разнородных архитектурных объектов, построенных к тому же в разное время, заводская улица-магистраль большей частью застраивается одновременно зданиями значительной протяженности и сравнительно небольшим количеством объектов. Это обстоятельство облегчает работу над архитектурным единством магистрали.
 
Магистрали современных заводов по абсолютным размерам протяженности не уступают самым большим городским улицам, но в своем архитектурном решении, благодаря размерам сооружений, они воспринимаются гораздо меньшими. Так, например главная магистраль Краматорского завода имеет длину около 2 км, главная магистраль ЗИС — 2 км, главная магистраль Орского локомотивостроительного завода — 2,1 км, главная магистраль Каширского электровозного завода — 1,3 км, в то время как длина ул. Горького от Триумфальной площади до Красной — 2,1 км, ул. Кирова (б. Мясницкая) от Садовой до пл. Дзержинского — 1,6 км, Арбата — 1,4 км.
 
 
Рис. 16. Сталинск. Панорама металлургического завода
Рис. 16. Сталинск. Панорама металлургического завода
 
 
Архитектору нужно пользоваться всеми возможностями, которые ему предоставляет производственный процесс, чтобы избежать томительного однообразия и монотонности в застройке магистрали, например при длине цехов в 500—700 м. Магистраль завода должна являться законченным архитектурным ансамблем. При большом протяжении эта магистраль может представлять собой и ряд ансамблей. Чтобы достигнуть цельности композиционного замысла в заводской магистрали, необходимо прежде всего внимательно проработать проекты ее архитектурного оформления в целом. Только на очень немногих заводах целостно проектируется архитектурный ансамбль магистрали (ЗИС, Каширский электровозный, Орский локомотивостроителыный). Очень часто работа по архитектурному проектированию всей магистрали подменяется архитектурным черчением фасадов зданий, выходящих на магистраль.
 
Для достижения композиционной цельности магистрали необходимо, во-первых, решить архитектурный скелет магистрали на всем ее протяжении, наметить ритм выступающих объемов, вертикали и т. п., во-вторых, решить сопряжения с площадями и особенно с площадями входов на завод, и, в-третьих, архитектурно подчеркнуть входы в цеха, тем самым давая ясную ориентировку людским потокам на заводской территории.
 
В архитектурном облике магистрали большое место занимает решение рельефа, т. е. продольного и поперечного профилей. Недоучет реальных условий места, высотного расположения зданий может внести хаос в любую, даже самую обдуманную и строгую, архитектурную композицию. Проработка проекта архитектурного решения всей магистрали должна вестись в тесной связи с проектом вертикальной планировки.
 
 
Рис. 17. Обогатительная фабрика в Рурской области. Схема последовательных изменений генплана. Работа архитекторов Ф. Шупп и М. Креммер
Рис. 17. Обогатительная фабрика в Рурской области. Схема последовательных изменений генплана. Работа архитекторов Ф. Шупп и М. Креммер
 
 
При установлении оптимальной ширины магистрали, помимо требований организации движения, противопожарных мер и ПВО, необходимо соблюдение и архитектурных требований наилучшей видимости зданий. Масштабы магистралей должны соответствовать современным фабрично-заводским сооружениям огромной протяженности и большой высоты (в среднем до 15—20 м и выше). Например, главная магистраль Уралмаша, хотя и спроектирована в соответствии со всеми инженерными требованиями, производит в натуре чрезвычайно затесненное впечатление, так как при установлении ширины магистрали не был учтен объем огромного механо-сборочного цеха.
 
Необходима еще большая исследовательская работа в этом направлении, чтобы установить оптимальные пространственные соотношения размеров магистрали и застройки.
 
Анализ ряда заводских магистралей наглядно показывает, что даже в тех случаях, когда архитектор внимательно ее прорабатывал, вопрос, архитектурного завершения оставался нерешенным. Практически магистраль в большинстве случаев, или свободно переходит в окружающий ландшафт, или теряется на задворках завода среди складов и нагромождении заводских отвалов. В тех случаях, когда магистраль не имеет ясного ориентира на завершающей ее площади или когда она совсем не заканчивается никакой площадью, должен существовать какой-то архитектурный ориентир.
 
Такое завершение может быть достигнуто расположением по оси газгольдеров, водонапорных башен или какого-нибудь производственного агрегата. Хорошим приемом является зрительное замыкание магистрали большим высотным объемом здания ТЭЦ или каким-нибудь высоким цехом, так как большие расстояния и крупные масштабы требуют сильно выраженных высотных ориентиров и больших форм.
 
 
Рис. 18. Обогатительная фабрика надшахтные сооружения. Аксонометрия. Архитекторы Ф. Шупп и М. Креммер
Рис. 18. Обогатительная фабрика надшахтные сооружения. Аксонометрия.
Архитекторы Ф. Шупп и М. Креммер
 
 
В этом отношении очень убедителен пример Горьковского автозавода, где главная магистраль, идущая от проходной, замыкается стеклянной стеной рессорного цеха. В ряде других проектов также можно найти применение этого принципа. В проекте планировки ЗИС главная продольная магистраль имеет ориентирами на севере — мост конвейера и башни заводоуправления, на юге — здание столовой и въездные ворота. Поперечная магистраль ориентирована на здание ТЭЦ с двумя 150-метровыми трубами. При таком замыкании магистрали необязательно располагать объем строго перпендикулярно к оси. Угловые виды иногда дают значительно больший эффект.
 
Для достижения того или иного эффекта в распоряжении планировщика имеются три средства: архитектура, зеленые насаждения и вода.
 
Зеленые насаждения в работе архитектора над магистралями и площадями играют очень большую роль, так как, помимо своего огромного функционального значения, они помогают выявить, подчеркнуть или, наоборот, скрыть тот или иной момент архитектурного решения. Но архитектура зелени, как и связанные с ней малые архитектурные формы, не имеет самодовлеющего значения, а должна быть подчинена архитектуре всего промышленного комплекса.
 
 
Рис. 19. Проект реконструкции ГАЗ. Промстройпроект. Архитекторы В. С. Бурдунин, А. Н. Аршинов, руковод. А. Э. Зильберт
Рис. 19. Проект реконструкции ГАЗ. Промстройпроект. Архитекторы В. С. Бурдунин, А. Н. Аршинов, руковод. А. Э. Зильберт
 
 
Водные поверхности на заводской территории играют не меньшую роль, чем в планировке города. Здесь, как и в городе, вместо того, чтобы быть источниками антисанитарии и местами свалок, они могут служить могущественными средствами в архитектурном решении промышленного комплекса.
 
На заводской территории встречается три вида водных устройств: 1) свободные водные пространства — реки судоходные с причалами, специальные каналы-порты и т. п., 2) заводские пруды и 3) брызгальные бассейны для охлаждения конденсационных вод ТЭЦ.
 
 
Рис. 20. Входная площадь Каширского электрозавода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов
Рис. 20. Входная площадь Каширского электрозавода. Архитекторы А. С. Фисенко и Е. М. Попов
 
 
Рис. 21. Заводская входная площадь. Работа студ. АСИ Волосевич, руковод. А. Э. Зильберт и В. В. Кратюк
Рис. 21. Заводская входная площадь. Работа студ. АСИ Волосевич, руковод. А. Э. Зильберт и В. В. Кратюк
 
 
В жизни промышленного предприятия дешевый водный транспорт всегда играет большую роль, и поэтому большинство крупных предприятий расположено на судоходных водных путях.
 
Завод располагался или непосредственно у реки, как например Кабельный завод в Берлине, или на некотором расстоянии от нее, как Горьковский автозавод. Практикуется еще глубокий ввод судоходного канала в территорию завода (Ривер-Руж Форда, автозавод им. Сталина в Москве).
 
 
Рис. 22. Входная площадь завода. Работа студ. Грязнова, руковод. А. Э. Зильберт и В. В. Кратюк
Рис. 22. Входная площадь завода. Работа студ. Грязнова, руковод. А. Э. Зильберт и В. В. Кратюк
 
 
На автозаводе им. Сталина речной порт решен в виде канала, входящего на территорию завода, с тем чтобы освободить городской проезд-набережную от портовых грузовых операций. Решение водной поверхности на заводской территории является наиболее трудным для архитектора. Строго утилитарное его назначение — необходимость сосредоточения больших складов топлива, руды, флюсов, леса — придает определенный облик портовому району завода. Задача архитектора сводится здесь к тому, чтобы средствами повышенного благоустройства (усовершенствованные дороги, зелень) включить канал в архитектурную композицию.
 
Другой вид водных устройств на заводской территории — пруды. Происхождение заводских прудов восходит к тем временам, когда вода была двигательной силой производственных процессов. На старых Уральских, Выксунских заводах сохранились еще такие пруды. Другой вид прудов — это резервуары для охлаждения воды ТЭЦ (пруды Электростали и т. п.). Заводские пруды представляют собой очень благодарный материал для включения их в композицию всего ансамбля. На опытном заводе Дженераль Электрик Кº в Кливлэнде (США) пруд строгой геометрической формы является композиционным центром главной группы зданий, образующих вокруг него большой замкнутый прямоугольник. Берега пруда отделаны белым естественным камнем. В пруду разведены золотые рыбки, плавают лебеди. Увитые зеленью стены фабричных построек отражаются в зеркальной поверхности пруда. В ряде проектов последнего времени заметен сдвиг в этом направлении, например в проектах текстильного комбината (дипломные работы АСИ) уже можно наблюдать смелое включение водной поверхности заводского пруда в ансамбль промышленного комплекса.
 
 
Рис. 23. Обувная фабрика в Кузнецке. Арх. Вавировский
Рис. 23. Обувная фабрика в Кузнецке. Арх. Вавировский
 
 
Наконец, третий вид водных устройств на заводской территории — брызгальные бассейны при ТЭЦ. Брызгальные бассейны представляют собой чрезвычайно эффектное зрелище, ассоциирующееся у большинства зрителей с дворцовыми фонтанами Петергофа, Версаля и т. п. Умелое включение в композицию такого мощного и эффектного средства — также одна из первостепенных задач архитектора-планировщика промышленной территории.
 
Архитектурное решение всего комплекса в целом определяется архитектурой основных его элементов, т. е. магистралей и площадей, которые и создают образ завода, доминирующий над остальной застройкой. Так, например образ Краматорского завода создала его главная магистраль, Челябинского тракторного — площадь и главная магистраль, Уралмаша — входная площадь и главная магистраль и т. д. Архитектура заводских магистралей и площадей приобретает особую значимость. Требование композиционного единства, предъявляемое ко всему комплексу завода в целом, особенно применимо к заводским магистралям и площадям.
 
 
Рис. 24. Проект планировки автозавода им. Сталина. Авторы архитекторы А. Э. Зильберт, Е. М. Попов, В. И. Аукьянов, А. С. Фисенко
Рис. 24. Проект планировки автозавода им. Сталина.
Авторы архитекторы А. Э. Зильберт, Е. М. Попов, В. И. Аукьянов, А. С. Фисенко
 
 
Трудности в достижении архитектурного единства обычно происходят от разного характера выходящих на магистраль или площадь зданий. Например, чугунолитейный, прессовый, механо-сборочный и инструментальный цеха, выходящие на главную магистраль автозавода им. Сталина, совершенно различны и по своим объемам и по характеру происходящих в них процессов.
 
Для достижения единства совсем необязательно облекать эти цеха в однообразную архитектурную «униформу». Композиционная связь может существовать между отдельными элементами при различном характере трактовки, в зависимости от назначения здания. Это достигается наличием однотипных стилевых форм, строгой пропорциональностью и взаимной увязанностью всех элементов застройки.
 
 

Г. Организация территории

 
Ни в одном из объектов, с которыми обычно приходится иметь дело архитектору-планировщику, моменты инженерно-организационного порядка не играют такой большой роли, как в планировке заводской территории.
 
Производственный процесс является стержнем генерального плана, его основным содержанием. Полное обеспечение интересов производства лежит в основе работ всех специалистов, принимающих участие в создании современного промышленного предприятия.
 
Правильное архитектурное решение планировки завода возможно только при внимательном учете и соблюдении всех интересов организации производства.
 
 
Рис. 25. К проекту планировки автозавода им. Сталина в Москве. Фрагмент внутризаводской площади
Рис. 25. К проекту планировки автозавода им. Сталина в Москве.
Фрагмент внутризаводской площади
 
 
Современное промышленное предприятие представляет собой чрезвычайно сложный инженерный организм, предъявляющий к планировщику ряд самых разнообразных требований, в зависимости от рода производства.
 
Все многообразие условий, влияющих на решение планировки завода, может быть в самых основных чертах, независимо от рода производства и величины предприятия, сведено к следующим положениям:
 
1. Пространственное расположение цехов должно быть в полном соответствии с технологическим процессом внутри цехов и транспортной схемой и обеспечивать возможно полную прямоточность грузового потока на территории завода.
 
2. Планировочное решение промышленной территории должно обладать максимальной гибкостью, позволяющей предприятию легко расширяться или проводить те или иные изменения производственного процесса. Практика большинства наших заводов подтверждает правильность этого положения. Не говоря уже о расширениях и реконструкциях такого типа, как АМО, ЗИС или «Электросталь», т. е., когда старый завод проводит коренную реконструкцию и меняет свой генеральный план, очень характерен пример ГАЗ, который, будучи закончен и сдан в эксплоатацию в 1931 г. с производственной мощностью в 140 000 машин, в 1934 г. проектировался на выпуск уже 300 000 машин в год.
 
3. Площадь участка должна быть использована как можно полнее, чтобы при расширении завода процент застройки был максимальным. Территория завода должна быть организована с максимальной плотностью, конечно с учетом возможного дальнейшего расширения предприятия.
 
Разрывы между цехами, определяемые целым рядом условий, тесно связаны с плотностью застройки завода. Так, например излишнее уменьшение разрыва создает ряд опасностей пожарного порядка, затрудняет движение по заводу, а излишнее увеличение приводит к лишним капитальным затратам (удлинение трубопроводов, замощение дворов и т. п.).
 
Огромную роль в организации плана промышленного предприятия, как и в планировке города, играет физико-географическая среда (климат, геология, топография). Расположение группы вредных цехов с подветренной стороны по отношению к остальным частям завода или населенного места; использование механической силы ветра для естественной вентиляции (аэрация цехов); использование направления господствующих ветров для предупреждения снежных завалов между фонарями; достижение минимальной инсоляции путем правильного расположения фонарей, особенно для цехов, работающих с мелкими и блестящими деталями, — все эти факторы чрезвычайно важны при планировке промышленной территории.
 
 
Рис. 26. Ривер-Руж Форда в Детройте. Главная магистраль
Рис. 26. Ривер-Руж Форда в Детройте. Главная магистраль
 
 
Геологические и гидрогеологические данные по ряду заводов заставили изменить или передвинуть площадки, намеченные под строительство всего завода или отдельных его цехов.
 
Так пришлось поступить на Нижнетагильском вагоностроительном заводе, где уровень грунтовых вод в 6 м от поверхности земли оказался неблагоприятным для расположения в этом месте сталелитейного цеха. Этот цех по условиям производства требует больших заглублений (абсолютной сухости) под мартенами. Те же изменения претерпела планировка кузницы Уральского моторного завода, где была опасность карстовых явлений (воронки).
 
Рациональная организация рельефа, высотное решение заводской площадки представляют собой большую и ответственную задачу, так как этим достигается сокращение количества земляных работ (баланс насыпи и выемки). Задача эта может быть правильно решена лишь при одновременной проработке всего комплекса вопросов инженерного освоения площадки, дорожной сети завода, сети санитарно-технических сооружений, внутризаводского железнодорожного транспорта, а также глубин заложения фундаментов. Строительные земляные работы, не относящиеся к планировке самого участка (выемка котлована для фундаментов цехов и оборудования, рвы для прокладки всякого рода подземных проводок) дают большое количество резервной земли.
 
Группы цехов с тяжелым оборудованием нежелательно располагать на насыпи.
 
 
Рис. 27. Главная магистраль автозавода им. Сталина. Макет к проекту архитектурного оформления завода. 1-я мастерская НКТП
Рис. 27. Главная магистраль автозавода им. Сталина. Макет к проекту архитектурного оформления завода.
1-я мастерская НКТП
 
 
Наряду с внимательным учетом всех требований производственного процесса, транспорта и инженерного оборудования территории архитекторы в работе над планировкой промпредприятия подняли на принципиальную высоту следующие положения:
 
Районирование территории — четкое деление территории завода на районы (зоны) по характеру производства, дающее объединение однородных групп (горячие цеха, хозгруппа, складская группа, административно-учебная группа и т. п.).
 
При соблюдении этого требования достигается ряд преимуществ в отношении:
а) организации производства, поскольку выделение одного участка, требующего наибольшего количества поступающих на завод материалов, позволяет легче решить транспортные вопросы, не смешивая на заводской территории потоки сырья и полуфабрикатов;
б) пожарной безопасности и защиты;
в) распределения по вредности отдельных производственных групп, в зависимости от господствующих ветров;
г) облегчения и удешевления подводки газа, пара, сжатого воздуха и т. п., так как группы горячих цехов являются их наибольшими потребителями;
д) создания лучших условий для умственной работы работников административно-учебной группы (конторы, ФЗУ, лаборатории).
 
Важным элементом в решении генерального плана является организация движения рабочих по заводской территории. Основная цель — дать минимальное количество пересечений людскими потоками наиболее загруженных заводских железнодорожных путей и безрельсовых магистралей.
 
 
Рис. 28. Челябинский тракторный завод. Главная магистраль
Рис. 28. Челябинский тракторный завод. Главная магистраль
 
 
Необходима совместная проработка графиков людских и грузовых потоков. При этом иногда приходится прибегать к разобщению уровней путем устройства виадуков или тоннелей (например на Кузнецком металлургическом заводе, Нижнетагильском вагоностроительном).
 
Инженерно-организационные принципы и приемы организации промышленной территории в основном почти ничем не отличаются от приемов планировки населенных мест. Так же, как и в планировке населенных мест, вслед за проработкой основных влияний физико-географической среды, планировщик решает вопросы районирования и организации движения, и только некоторые характерные особенности производства несколько отличают планировку промышленности от планировки жилья.
 
В планировке всякого рода промышленного предприятия, так же как и в планировке города, как бы тщательно и удачно ни были проработаны инженерно-организационные вопросы, единственно правильное решение может быть создано лишь тогда, когда они будут объединены законченным архитектурно-композиционным замыслом.
 
 

II. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ХАРАКТЕР СОВЕТСКОГО ЗАВОДА

 
Характерным отличием советских предприятий от капиталистических является повышенная забота о рабочем.
 
Существующее в СССР законодательство по охране труда требует устройства на территория завода: а) специальных бытовых помещений (гардеробные, души, умывальники); б) развитой сети учреждений для оказания неотложной медицинской помощи рабочим; в) площадок для занятия физкультурой в промежутках для отдыха и после работы¹; г) сети цеховых столовых-распределителей.
____________
¹ Постановление СНК от 28/XI 1931 г.
 
 
Рис. 29. Текстильный комбинат. Дипломная работа АСИ: студ. Тарасенко, руков. проф. И. С. Николаев
Рис. 29. Текстильный комбинат. Дипломная работа АСИ: студ. Тарасенко, руков. проф. И. С. Николаев
 
 
Внимательное архитектурное решение всех проблем, выдвигаемых охраной труда, является одним из основных элементов отличия советского завода от капиталистического.
 
Расположение бытовых устройств не может быть решено проектировщиком цеха отдельно от генплана, так как оно неразрывно связано с организацией внутризаводских людских потоков.
 
При большой протяженности современных машиностроительных, металлургических и химических заводов расположение бытовых устройств приобретает первостепенное значение, а для некоторых заводов является решающим в установлении принципиальной схемы организации территории.
 
В этом отношении представляет интерес первый вариант проекта Орского локомотивостроительного завода. Здесь все бытовые устройства основной производственной группы цехов вынесены в отдельно стоящие здания, расположенные по оси главной магистрали среди зелени бульвара. Бытовые помещения связаны с цехами тоннелями и частично переходами по второму этажу.
 
Такое расположение бытовых устройств, помимо лучшей организации движения рабочих по заводу, имеет еще ряд архитектурных преимуществ. Фасады основных производственных цехов завода выходят на главную магистраль, приобретающую тем самым ярко выраженный производственный характер. Это создает контраст с бытовыми зданиями иного масштаба, которые также приобретают ряд композиционных преимуществ, благодаря свободному расположению среди зеленых насаждений бульвара.
 
 
Рис. 30. Брызгальный бассейн ТЭЦ на Сталинском металлургическом заводе
Рис. 30. Брызгальный бассейн ТЭЦ на Сталинском металлургическом заводе
 
 
Медицинское обслуживание рабочих на территории завода решается в виде развитой сети пунктов первой помощи. На первых порах и здесь было допущено немало ошибок. Так, например непосредственно на предприятиях иногда создавались целые медкомбинаты-поликлиники. Медицинская сеть приобретала чрезмерно громоздкий характер. По постановлению Наркомтяжпрома¹ все подобные учреждения должны быть вынесены с территории завода, уступая место цеховым здравпунктам первой помощи.
____________
¹ От 30/VII 1934 г.
 
Учреждения по охране материнства и младенчества представлены на территории современного советского завода помещениями для кормления грудных детей. Помещения эти располагаются у входов на предприятие, чтобы не создавать излишних потоков движения по заводской территории. Ясли, как правило, должны быть вынесены за пределы завода.
 
Специальное постановление СНК РСФСР¹ требует предусмотреть при постройке новых цехов и заводов место для занятий физкультурой.
____________
¹ От 28/IX 1931 г.
 
На практике устройство специальных помещений в цехах для занятий физкультурой и проведения зарядки не получило распространения, так как оно вызывает дополнительные затраты на строительные объемы. Организация спортплощадок и площадок для отдыха на открытом воздухе разрешается сравнительно просто, так как это не связано с добавочной кубатурой. В зависимости от наличия мест создаются целые группы площадок, расположенных вблизи от цехов (Горьковский автозавод).
 
Организация учреждений общественного питания предъявляет к архитектору-планировщику целый ряд требований. Здесь, как и с медицинскими учреждениями, на первых порах было много неясного. На территории некоторых заводов возникли даже огромные фабрики-кухни, «цеха питания». Затем наибольшее распространение получили фабрики заготовочные, расположенные вне завода, и сеть столовых, обеспеченных всеми техническими средствами для окончательной обработки полуфабриката в готовую пищу.
 
Такие столовые в соответствующем зеленом окружении с площадками для физкультуры могут служить районным (для группы цехов) центром, организующим отдых рабочего в перерывах.
 
По приказу Наркомтяжпрома² все самостоятельные столовые должны быть вынесены за пределы заводской территории. На территории завода остаются лишь цеховые распределители — места приема пищи, куда она доставляется из фабрик-заготовочных, расположенных вне завода. Если столовую с сильно развитой кухонной группой еще имеет смысл выделить в отдельное здание, то столовую-распределитель можно разместить в бытовой группе цеха. При размещении сети столовых-распределителей необходимо предусмотреть простой и ясный график движения пищи с фабрики-кухни в распределители по заводской территории.
____________
² От 31/VII 1934 г.
 
Огромное значение имеет благоустройство заводской территории. Сюда относятся озеленение территорий, пожарная профилактика, разобщение уровней в местах пересечения железных и безрельсовых дорог, малые архитектурные формы, скульптура, специальные тротуары, вечернее освещение, ограда и т. п.
 
Как и в планировке городов, особенно на первых этапах развития, нередко вопросами благоустройства пытаются подменить всю работу по архитектурно-планировочному решению ансамбля заводской территории. Благоустройство — обязательный элемент при воплощении в жизнь проекта планировки.
 
Без вдумчивой серьезной проработки всех элементов благоустройства даже лучшая архитектурная схема планировки не дает на практике полноценного эффекта. В то же время даже самое тщательное исполнение работ по благоустройству территории не может спасти плохого планировочного решения.
 
Озеленение заводской площадки — основной вопрос благоустройства территории, которым достигается значительный эффект как на новых, так и на реконструируемых старых заводах.
 
Зеленые насаждения, играющие в городском организме роль «легких», не меньшее значение имеют и на заводской территории.
 
Это свойство озеленения было сразу по достоинству оценено, и за последние годы озеленение советских заводов стало явлением массовым, проводящимся по инициативе самих рабочих.
 
Зеленые насаждения при рациональной планировочной организации являются: превосходным средством противопожарной защиты; фильтром вредных влияний отдельных производственных групп (литейные, домны, травильные цеха и пр.); звукоизолятором от шумных установок и производств (копровое хозяйство, взрывные работы с металлоломом и т. п.) и, наконец, естественной защитой от ветров, снега, заносов песков в виде живой изгороди, защитной зоны. Зелень регулирует также количество влаги и кислорода в воздухе, не допуская резких изменений состава воздуха на заводе по сравнению с городом. В руках архитектора зелень является неотъемлемым средством композиции, помогающим выявлению основных моментов пространственного решения и созданию архитектурного единства территории промышленности и тяготеющего к ней жилья. Это единство может быть достигнуто лишь при решении озеленения в виде целостной системы зеленых насаждений заводской площадки, переходящей в парковые массивы района и города.
 
По объемному признаку зеленые насаждения могут быть сведены к следующим группам:
 
1) Древесные насаждения с высокими, раскидистыми, непроницаемыми кронами; расположенные по периметру площадки, эти насаждения ограждают завод от нежелательных вредных влияний.
 
2) Древесные насаждения с кронами средней высоты, правильной формы, могущие быть использованными для изоляции вредных цехов, обсадки магистралей, пылеуловления.
 
3) Непроницаемый кустарник высотой до уровня глаз человека (1—1,5 м); кустарник является основным фильтром заводского воздуха, так как нижние слои воздуха содержат наибольшее количество пыли; он является также превосходным типом живой ограды, необходимой для разделения отдельных элементов заводской территории (площадки, тротуары, дороги).
 
4) Насаждения партерного типа, целью которых является покрыть травяным и цветочным ковром все свободные пылящие поверхности.
 
Проблема ассортимента зелени для завода еще совсем не разработана. Необходимо изучить устойчивость отдельных сортов зелени в условиях различных производств и связанных с ними вредных выделений.
 
Зеленые насаждения на заводской площадке, в отличие от условий парка, не имеют самодовлеющего значения, а должны быть подчинены архитектуре всего комплекса, и поэтому все попытки решения зеленых насаждений независимо от архитектуры обречены на неудачу.
 
Как и озеленение, все остальные вопросы благоустройства заводской территории (пожарная профилактика, разобщение уровней в местах пересечения железных дорог с безрельсовыми, устройство тротуаров, велосипедных дорожек, ограждений, вечернего освещения и, наконец, малые архитектурные формы, скульптура, фонтаны и т. п.) представляют собой звенья единой неразрывной цепи.
 
 

3 января 2018, 23:49 0 комментариев

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное ателье «Плюс»
Компания «Мир Ворот»
Группа компаний «Кровельные системы» и Салон DOORSMAN
ГК «СтеклоСтиль»
Алюмдизайн СПб
СОЦГОРОД
Архитектурное бюро «РК Проект»
АО «Прикампромпроект»
Копировальный центр «Пушкинский»
Джут