наверх
 

А. Гольдштейн. Гостиница «Иверия» на 500 мест в Тбилиси. 1973

Гостиница «Иверия» в мае 2002 года, заселенная беженцами из Абхазии
Гостиница «Иверия» в мае 2002 года, заселенная беженцами из Абхазии. Источник фото: commons.wikimedia.org
 
 
Гостиница «Иверия» была построена в 1967 году по проекту архитектора О. Каландаришвили при участии И. Цхомелидзе, как основная гостиница класса «люкс» в Грузинской Советской Социалистической Республике и была названа «Иверия» в честь древнего царства Иверия. Главный и восточный залы, ресторан и ночной бар были выполнены Александром Бакрадзе. После войны в Абхазии отель стал жильём для нескольких тысяч беженцев. В 2004 году беженцы были выселены из отеля, а каждая выселенная семья получила $7 тыс. компенсации. Отель был реконструирован, и в 2009 году открыт как Radisson Blu Iveria Hotel.
 
Публикуем статью архитектора А. Гольдштейна о проекте гостиницы «Иверия» из сборника «Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения : Выпуск 1» (Москва, 1973).
 
 
 

Гостиница «Иверия» на 500 мест в Тбилиси / А. Гольдштейн // Архитектурное творчество СССР. Проблемы и суждения : Выпуск 1 / Ответственный редактор д-р арх., проф. Ю. С. Яралов ; Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры. — Москва : Стройиздат, 1973. — С. 77—79.

 
 

ГОСТИНИЦА «ИВЕРИЯ» НА 500 МЕСТ В ТБИЛИСИ

Архитекторы О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе, инженер Д. Каджаиа

 
 
Город расположен на склонах, с двух сторон спускающихся к реке. 22-этажная башня «Иверия» находится в месте физического центра города, недалеко от набережной, и просматривается издалека с разных концов. Место выбрано настолько удачно и форма сооружения так хорошо вписывается в городской пейзаж, что кажется, будто эта постройка всегда была здесь.
 
Дело в том, что процесс формирования идеи в данном случае протекал несколько необычным образом. В отличие от установившейся практики проектирования, когда одни лица составляют генплан застройки, другие определяют надобность строительства объекта, третьи отводят участок для строительства, а архитектор проектирует, автор данного здания сам выбрал участок, сам определил, что и в каком виде должно быть на этом месте построено, и добился осуществления своей идеи.
 
Здание гостиницы «Иверия» расположено между набережной Куры и главной улицей города — проспектом Руставели. Оно состоит из башни, в которой находятся жилые номера, и примыкающего к ней плоского объема обслуживающих помещений (вестибюльная группа, ресторан и др.).
 
Корпус башни стоит перпендикулярно направлению реки и проспекта, очень мало нарушая просматриваемость в этих направлениях. Идея пространственной свободы проведена и в решении пониженного объема: глухие стены в нем сведены к минимуму, и он с разных точек просматривается насквозь. Приезжий, прибыв в гостиницу и находясь в вестибюле, видит город вокруг. При этом сквозь прозрачные стены видны выступающие углы здания, имеющего в нижних этажах сложную конфигурацию и в свою очередь просматриваемого насквозь. Эта многоплановость пространственного восприятия, по замыслу архитектора, должна соответствовать аналогичной особенности характера горного пейзажа страны.
 
В жилых номерах наружные стены тоже имеют максимально возможное остекление, что пространственно объединяет помещения с окружающей средой. Правда, находясь где-нибудь на десятом или двенадцатом этаже, мало приятного ощущать пропасть рядом, за стеклянной стеной. Но в данном случае такого ощущения нет, потому что за прозрачным ограждением находится балкон.
 
 
ГОСТИНИЦА «ИВЕРИЯ» НА 500 МЕСТ В ТБИЛИСИ Архитекторы О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе, инженер Д. Каджаиа  ГОСТИНИЦА «ИВЕРИЯ» НА 500 МЕСТ В ТБИЛИСИ Архитекторы О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе, инженер Д. Каджаиа
План первого этажа и план типового этажа
1 — вестибюль; 2 — почта; 3 — бюро обслуживания; 4 — гостиная; 5 — киоск продажи сувениров; 6 — вестибюль ресторана; 7 — бар; 8 — зал ресторана; 9 — кухня
 
 
Балконы, поэтажно опоясывающие башню, обогащают ее пластику. Но утилитарного назначения они не имеют — на них никогда не видно людей. В курортных гостиницах и особенно в пансионатах, в отличие от городских гостиниц, балконы используются по своему прямому назначению, потому и вид их в таких случаях более органичен. Например, в здании гостиницы «Метрополь» на приморском курорте «Золотые пески» в Болгарии уместно применен такой же прием периметральных балконов.
 
Как известно, сооружения современной архитектуры с ее простыми, лаконичными формами намного выигрывают от удачно выполненной отделки. Поэтому при строительстве гостиницы «Иверия» архитектор уделил отделке особое внимание.
 
 
ГОСТИНИЦА «ИВЕРИЯ» НА 500 МЕСТ В ТБИЛИСИ Архитекторы О. Каландаришвили, И. Цхомелидзе, инженер Д. Каджаиа
«Иверия». Интерьер ресторана
 
 
Согласно замыслу, здание не должно было быть белым. Действительно, белый цвет построек больше подходит пасмурному северу, чем солнечному югу. Кроме того, белый цвет предмета зрительно увеличивает его размеры, а в данном случае нужно было, наоборот, умерить контраст высотного здания и окружающей его застройки. Фасады башни облицованы светло-зеленым туфом. Этот камень применен и в отделке помещений, что психологически содействует ощущению единства интерьера и внешнего пространства. Полы во всех помещениях жилого корпуса (в коридорах и в номерах) оклеены груботканым ковром по цементной стяжке; такой пол устраняет шум при ходьбе. Для понижения уровня шума потолки и стены в залах ресторана отделаны звукопоглощающими материалами.
 
 
Гостиница «Иверия» в Тбилиси. Общий вид
Гостиница «Иверия» в Тбилиси. Общий вид
 
 
Во многих местах устроены сквозные (решетчатые) перегородки. В выборе их конструкций, формы и рисунка проявлены изобретательность и хороший вкус.
 
В помещении кафе висят хевсурские ковры, свежий рисунок которых гармонирует с лаконичными формами интерьера.
 
В зале ресторана сделана фреска во всю стену. По требованию архитектора краски приглушены. Но в таком виде уместность этой росписи сомнительна.
 
Цветовое решение отделки интерьеров всей гостиницы сдержанное. Но все же в коридорах жилого корпуса, где естественная освещенность (как обычно в гостиницах) довольно низка, можно было допустить более яркие тона. Окраска, например, в разные цвета дверей номеров оживила бы коридоры и улучшила ориентировку в них.
 
Город Тбилиси обогатился еще одним впечатляющим произведением архитектуры.
 
А. ГОЛЬДШТЕЙН
 
 

3 января 2022, 20:54 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий