наверх
 
Удмуртская Республика

Morris Louis: слияние переднего плана и фона, оттенка и текстуры

Morris Louis. Beta Lambda (1961)
Morris Louis. Beta Lambda (1961). 262.6 × 407 cm. Source: moma.org
 
 
Морис Луис, полное имя Морис Луис Бернштейн (англ. Morris Louis; 28 ноября 1912, Балтимор, штат Мэриленд — 7 сентября 1962, Вашингтон) — американский художник-абстракционист, близкий к стилю живописи цветового поля — роду абстрактной живописи, в основе которой лежит использование больших плоскостей однородных цветов, близких по тональности и не центрированных.
 
В 1929—1933 годах будущий художник изучает живопись в Институте искусств Мэриленда, в Балтиморе. В 1936 году он переезжает в Нью-Йорк, где работает в художественной мастерской Давида А. Сикейроса. В 1938 году сокращает своё имя до Морис Луис.
 
 
Морис Луис в конце 1930-х Свадебный портрет Мориса и Марселлы Луис, Балтимор, 1947
Морис Луис в конце 1930-х гг. Источник: morrislouis.org Свадебный портрет Мориса и Марселлы Луис, Балтимор, 1947. Источник: morrislouis.org
 
 
С 1952 года М. Луис — доцент в Вашингтонском центре искусств. В этот период происходит его знакомство с Кеннетом Ноландом, с которым М. Луиса впоследствии связывают тесная дружба и совместное творчество. При посредничестве известного арт-критика Клемента Гринберга оба художника знакомятся с Элен Франкенталер и Джексоном Поллоком, творчество которых оказало заметное влияние на работы Ноланда и Луиса. Однако за период с 1953 по 1961 год ведущий замкнутый образ жизни М. Луис сумел разработать свой собственный художественный стиль.
 
Работы М. Луиса были представлены на выставках современного искусства documenta 3 (1964) и 4 (1968) в немецком городе Касселе (посмертно).
 
 
Morris Louis. Circum I (1959/60)
Morris Louis. Circum I (1959/60). 255.3 × 353.1 cm. Source: artic.edu
 
 
Морис Луис жил и работал в Вашингтоне и его окрестностях, где он был относительно изолирован от событий в мире искусства Нью-Йорка. Целью его творчества, в котором цвет является и носителем, и содержанием, было полное слияние переднего плана и фона, оттенка и текстуры. Насыщенные полосы и туманные цветовые вуали достигались благодаря тщательному процессу окрашивания листов необработанного холста, подвешенного к вертикальным лесам, тонкими мазками красок на пластиковой основе. Художник позволял краске течь по холсту, направляя ее течение изгибами рыхлого холста и обтянутой тканью палочки. Эпическая по размеру, картина Earth является частью серии Bronze Veils, картин, которые Луис перевернул после того, как они были завершены, так что кажется, что краска течет снизу вверх.
 
 
Morris Louis. Earth (1959)
Morris Louis. Earth (1959). 234.6 × 352.4 cm. Source: artic.edu
 
 
М. Луис сделал Russet, наливая разбавленную акриловую краску на наклонный негрунтованный холст, позволяя гравитации, а не кисти, определять его поток и контуры. Две темные вертикальные линии на картине указывают, где он сложил свободный холст, чтобы направлять краску по частям. В верхней части холста яркие отдельные цвета, которые он использовал, проявляются по краям этой приглушенной, воздушной картины. Работа принадлежит к серии прорывных картин, созданных художником между 1954 и 1958 годами и известных как Veils («Вуали») из-за полупрозрачных слоев и потоков водянистых цветных полос. Название этой работы относится к общему красновато-коричневому оттенку краски (англ. russet — красновато-коричневый цвет) и, как и многие названия Луиса, было присвоено работе Клементом Гринбергом (Clement Greenberg), влиятельным американским искусствоведом и близким другом художника.
 
 
Morris Louis. Russet. (1958)
Morris Louis. Russet. (1958). 235.6 x 441.1 cm. Source: moma.org
 
 
Morris Louis. Untitled (1958)
Morris Louis. Untitled (1958). 353.7 × 229.2 cm
 
 
Morris Louis. Untitled (1949)
Morris Louis. Untitled (1949). 47.5 × 60.2 cm. Source: moma.org
 
 
Когда в 1960 году Морис Луиc начал создавать большие картины серии Unfurled, их размеры часто не позволяли ему полностью развернуть холсты в маленькой студии — столовой его дома в Вашингтоне, округ Колумбия. Точно так же, лишь несколько художественных галерей были достаточно большими, чтобы вместить их, и только две из более чем ста картин в этой серии были выставлены до смерти художника в 1962 году. Несмотря на огромный размер работ, значительное пространство холста картин совершенно не задействовано художником, — это выразительная пустота, обрамленная буйным цветом.
 
 
Morris Louis. Beta Lambda (1961)
Morris Louis. Beta Lambda (1961). 262.6 × 407 cm. Source: moma.org
 
 
Morris Louis. Delta (1960)
Morris Louis. Delta (1960). 266.7 × 359.4 cm. Source: philamuseum.org
 
 
Morris Louis. Number 4-31 (1962)
Morris Louis. Number 4-31 (1962). 210.2 × 147.6 cm. Source: moma.org
 
 
Morris Louis. Purple Fill (1962)
Morris Louis. Purple Fill (1962). 221 × 69.9 cm. Source: moma.org
 
 
Morris Louis. Beth (1960)
Morris Louis. Beth (1960). 266.7 × 269.9 cm. Source: philamuseum.org
 
 
Морис Луис стоит перед Untitled, около 1956. Источник: morrislouis.org
 
 
Больше картин Мориса Луиса смотрите на официальном сайте, посвященном творческому наследию художника: morrislouis.org.
 
 

22 марта 2022, 18:52 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»