наверх
 

Роберт Орос ди Бартини. Ускорение, транспорт, художественное конструирование

МиГ-17
МиГ-17. Фото: Balon Greyjoy. Источник: commons.wikimedia.org
 
 
 
Автор статьи:
Роберт Бартини (Роберто Орос ди Бартини, итал. Roberto Oros di Bartini; 1897—1974) — авиаконструктор. Окончил Миланский политехнический институт (1922). С 1923 жил и работал в СССР. В 1930-х гг. под руководством Бартини созданы самолёты «Сталь-6» (на котором в 1933 установлен рекорд скорости — 420 км/ч) и «Сталь-7» (в 1936 экспонировался на Международной выставке в Париже, в 1939 на нём установлен рекорд скорости на дистанции 5000 км — 405 км/ч). В 1937 Бартини репрессирован, реабилитирован в 1956. Находясь в заключении (до 1947), продолжал работать над новой авиационной техникой. Всего на счету Бартини более 60 законченных проектов самолётов, гидросамолётов, самолётов вертикального взлёта и посадки, экранопланов. Основные труды в области авиационных материалов, аэродинамики, технологии авиастроения.
Статья публикуется по изданию:
Ускорение, транспорт, художественное конструирование / Роберт Орос ди Бартини, авиаконструктор, Москва // Техническая эстетика. — 1967. — № 12. — С. 2—3.
Аннотация:
В статье «Ускорение, транспорт, художественное конструирование» Роберт Орос ди Бартини обсуждает необходимость художественного конструирования в авиастроении и его влияние на развитие технологий. Он отвечает на вопросы редакции о том, как эстетика, надежность и экономичность влияют на дизайн летательных аппаратов. Автор утверждает, что правильное конструирование в авиации неразрывно связано с художественными аспектами и высокими требованиями к комфорту. Он также подчеркивает, что все процессы в природе и технике подчинены принципу ускорения, что имеет значение для будущего авиастроения и развития транспортных технологий.
 
In the article "Acceleration, Transport, Artistic Design," Robert Oros di Bartini discusses the necessity of artistic design in aircraft construction and its impact on technological development. He answers the editorial board's questions about how aesthetics, reliability, and economy influence the design of aircraft. The author asserts that proper design in aviation is inextricably linked to artistic aspects and high comfort requirements. He also emphasizes that all processes in nature and technology are governed by the principle of acceleration, which is significant for the future of aircraft construction and the development of transportation technologies.
 
在《加速、运输与艺术设计》一文中,罗伯特·奥罗斯·迪·巴尔蒂尼讨论了艺术设计在航空制造中的必要性及其对技术发展的影响。他回答了编辑部关于美学、可靠性和经济性如何影响飞机设计的问题。作者声称,航空领域的正确设计与艺术方面以及高舒适度要求密不可分。他还强调,自然和技术中的所有过程都遵循加速原则,这对航空制造的未来和运输技术的发展具有重要意义。
 
「加速、輸送、芸術的設計」という記事の中で、ロバート・オロス・ディ・バルティーニは、航空機製造における芸術的設計の必要性とそれが技術発展に与える影響について論じています。彼は、航空機の設計に対する美学、信頼性、経済性がどのように影響するかについて編集部の質問に答えています。著者は、航空業界における適切な設計が芸術的側面と高い快適性の要求と切り離せないものであると主張しています。また、自然と技術のすべての過程が加速の原則に従っていることを強調し、これは航空機製造と輸送技術の今後にとって重要であると述べています。
 
In dem Artikel „Beschleunigung, Transport, künstlerisches Design“ erörtert Robert Oros di Bartini die Notwendigkeit künstlerischen Designs im Flugzeugbau und dessen Einfluss auf die technologische Entwicklung. Er beantwortet die Fragen der Redaktion dazu, wie Ästhetik, Zuverlässigkeit und Wirtschaftlichkeit das Design von Fluggeräten beeinflussen. Der Autor behauptet, dass ein richtiges Design in der Luftfahrt untrennbar mit künstlerischen Aspekten und hohen Komfortanforderungen verbunden ist. Zudem betont er, dass alle Prozesse in der Natur und Technik dem Prinzip der Beschleunigung unterliegen, was für die Zukunft des Flugzeugbaus und die Entwicklung von Verkehrstechnologien von Bedeutung ist.
 
Dans l'article « Accélération, transport, conception artistique », Robert Oros di Bartini discute de la nécessité de la conception artistique dans la construction aéronautique et de son impact sur le développement technologique. Il répond aux questions de la rédaction sur la manière dont l'esthétique, la fiabilité et l'économie influencent la conception des aéronefs. L'auteur affirme que la conception appropriée dans l'aviation est indissociablement liée aux aspects artistiques et aux exigences élevées en matière de confort. Il souligne également que tous les processus de la nature et de la technologie sont régis par le principe de l'accélération, ce qui est significatif pour l'avenir de la construction aéronautique et le développement des technologies de transport.
Все выпуски журнала «Техническая эстетика» в библиотеке TEHNE:
https://tehne.com/library/tehnicheskaya-estetika-byulleten-zhurnal-moskva-1964-1992
 
 
 
Редакция бюллетеня обратилась с рядом вопросов, касающихся художественного конструирования, к некоторым видным авиаконструкторам. Р. О. ди Бартини не только ответил на эти вопросы, но и прислал в редакцию статью, в которой затронул отдельные проблемы, связанные с развитием техники и художественного конструирования. Автор говорит о требованиях, которые предъявляются сейчас к летательным аппаратам (надежность, экономичность, эстетика конструкции, комфорт), и утверждает, что правильное конструирование в самолетостроении есть и конструирование художественное.
 
The editorial board has asked some of our outstanding aircraft designers a number of questions regarding industrial design. R. O. di Bartini has not only answered the questions but sent an article in which ne considered various problems regarding industrial design progress in the context of technological progress. The author reviews requirements to different types of aircraft (reliability, economy, aesthetic quality and comfort) and underlines that proper design in the aircraft industry is synonumous to industrial design.
 
La rédaction du bulletin a adressé un questionnaire concernant l’ésthétique industrielle à plusieurs constructeurs aéronautiques bien connus. R.O. di Bartini n’est pas contenté de répondre aux questions posées mais a envoyé en outre un article à la rédaction dans lequel il aborde certains problèmes, liés au développement de la technique et de l’esthétique industrielle. L’auteur expose les exigences auquelles doivent satisfaire aujourd’hui les appareils volants (sûreté, économie, qualité esthétique, confort) et affirme que la construction juste ne s’est construction aéronautique est aussi la construction ésthétique.
 
Die Redaktion wandte sich an einige nahm-hafte Flugzeugkonstrukteure mit einer Reihe von Fragen über industrielle Formgebung.
 
R. O. Di Bartini beschränkte sich hierfür nicht uf die Beantwortung der gestellten Fragen, er schickte vielmehr der Redaktion einen Artikel zu, wo gewisse Probleme angeschnitten sind, die mit der Entwicklung von Technik und Design Zusammenhängen. Der Verfasser spricht über die Anforderungen, die z. Z. an die Flugkörper in Bezug auf Sicherheit, Wirtschaftlichkeit, ästhetische Eigenschaften der Konstruktion und Komfort gestellt werden; er behauptet, dass im Flugzeugbau eine sachgemässe Entwicklungsarbeit zugleich eine ästhetische Gestaltung ist.
 

 

 

Ускорение, транспорт, художественное конструирование

Роберт Орос ди Бартини, авиаконструктор, Москва

 
 
Редакция бюллетеня «Техническая эстетика» обратилась к ряду видных авиаконструкторов со следующими вопросами:
1. Считаете ли Вы, что художественное конструирование необходимо в самолетостроении, и если да, то на каком этапе?
2. Что Вы понимаете под «красотой конструкции»?
3. Что, по-Вашему, общего в творчестве конструктора и художника?
Авиаконструктор Р. О. ди Бартини в своем ответе затронул ряд интересных проблем, связанных с развитием техники конструирования.
 
 
 
В природе все явления имеют внутренние, закономерные связи, часть которых уже разгадана человеком. Из всей совокупности наших знаний лишь те являются научными и представляют общественный интерес, которые дают людям возможность активно воздействовать на ход событий. Другими словами — наука должна предвидеть процесс развития. Однако не все наши знания равно надежны по достоверности своих предсказаний. Чем более элементарно, стационарно и массово само явление, чем от меньшего числа факторов оно зависит, тем меньше ошибка нашего ожидания.
 
Авиация не принадлежит к числу элементарных явлений. Ее возникновение и развитие связано с очень широким кругом и разветвленным переплетением различных факторов — экономических, социальных, политических, интеллектуальных. Поэтому предсказать будущее авиации можно, по-видимому, не с большей достоверностью, чем будущее других сложных отраслей человеческой деятельности.
 
При этом, чем на большее расстояние во времени рассчитаны наши современные предсказания, тем более картина выходит из фокуса рациональности, исчезают детали, остаются лишь некоторые общие тенденции развития рассматриваемого явления. Ускорение — одно из самых общих свойств всего происходящего: все течет, все изменяется с возрастающей скоростью. Движение всех небесных тел происходит с ускорением, всемирное тяготение есть всемирное ускорение. Чередование геологических эпох Земли идет ускоренно: каждая последующая эра короче предыдущей — это отчетливо показывают все данные геохронии.
 
Чередование всех видов живых существ идет ускоренно. Социальные формации также сменяются с ускорением (если продолжительность первобытного состояния людей длилась более 100 тысячелетий, то рабовладение существовало уже лишь два-три тысячелетия, а феодальный строй около одной тысячи лет и т. д.).
 
И развитие техники идет ускоренно; сто лет назад не было почти ничего из того, чем мы пользуемся ежедневно: кино, радио и телевидения, электрического освещения, автомобилей, авиации, мощных станков, эскалаторов, вычислительных машин... Мерой прогресса можно считать ускорение, рост направленности, уменьшение неосмысленного топтания на месте. Интеллектуальный подъем в большей мере связан с осмыслением этой перспективы через временное и малое, непосредственно нас окружающее; эстетический же подъем — с чистотой выражения неотделимости совершенства содержания от непосредственной формы предмета.
 
Если мир идет от хаоса к порядку, строгой многогранности, если эволюция Вселенной идет закономерно ускоренно, то, по-видимому, можно считать все ускоряющее хорошим и красивым, а тормозящее — плохим и уродливым.
 
Искусство — создание эстетически ценных произведений, повышающих способность людей чувствовать отвращение к уродливому, нестройному и испытывать восхищение красивым, стройным, гармонически соединяющим форму с направленным содержанием вещей.
 
Техника — создание и применение устройств, повышающих эффективность человеческой деятельности. Степень совершенства орудий измеряется отношением количества труда, сэкономленного благодаря применению того или иного устройства, к количеству труда, затраченного на создание и эксплуатацию этого устройства.
 
Общая закономерность ускоренного движения природы, общие законы развития науки, техники и искусства взаимно и неотделимо обусловливают друг друга.
 
* * *
 
Существенным этапом в развитии жизни на Земле было возникновение самостоятельного перемещения живых существ, а всякое движение, изменение физического состояния связано с трансформацией энергии и с изменением потенциала системы. С развитием организмов, с ростом производительности их жизнеотправлений росла и возможность выработки известных запасов и накопления энергии.
 
Сохранение подвижности, важного фактора в борьбе за существование, при наличии больших накоплений энергии, возможно лишь в том случае, если эти запасы находятся где-то на стороне, вне самого тела живого существа, на складах.
 
Переноска материалов в процессе их накопления связана с затратой энергии (так же как и передвижение тела организма), она должна быть произведена таким образом, чтобы в результате приобретенное накопление превышало все произведенные затраты. Мы видим летающих пчел, груженных медом; неутомимых муравьев, таскающих огромные, в сравнении с их весом, грузы; навозного жука, катающего большой шар; сусликов, запасающих зерно, — они все занимаются перенесением лишь таких грузов и лишь в такой мере и на такое расстояние, в какой эта их деятельность компенсируется приобретенным и поскольку транспортировка является рентабельной.
 
Все эти транспортные операции (передвижение собственного тела и передвижение материалов) могли достичь значительных размеров лишь у человека, пользующегося орудиями труда. Применение машин для перемещения тяжестей является поворотным моментом в транспортном деле.
 
При этом основным принципом является рентабельность транспортных операций.
 
Поток вещества, приведенного в движение живыми существами, постепенно увеличивается и по своему количеству и по своей скорости — увеличение грузооборота на земле идет, все время ускоряясь.
 
Мы уходим от патриархального покоя «добрых старых времен» в грандиозный водоворот жизни, творцами которой являемся мы сами, само человечество. Все направлено на увеличение скорости развития, мы напряженно ускоряем наступление новых времен, золотой век впереди нас.
 
История развития транспорта богата яркими страницами захватывающей борьбы творческих сил человечества с окружающей средой и враждебной тупостью посредственности.
 
Сколько старания, настойчивости, смекалки потребовалось, чтобы от переноса поклажи на собственном горбу, через терпеливое приручение вьючного скота, изобретение колеса и паруса перейти к применению всего арсенала средств транспорта. Для развития их нужно было много тысячелетий. Изумляет то ускорение, с которым идет это развитие дальше: всего лишь около столетия назад уровень транспортных средств еще определялся наличием одних прирученных животных, тачек, повозок и саней, лодок и парусных судов.
 
Самоходные машины появились лишь в первой половине прошлого столетия, и в этот сравнительно короткий срок созданы железные дороги, троллейбусы и метро, паровозы и электровозы, пароходы, теплоходы и суда на ядерном топливе, автомобили, дирижабли, авиация и ракеты.
 
По данным астрономии и астрофизики, на нашей планете сохранятся благоприятные условия для жизни не менее 2—3 миллиардов лет. Этот срок так велик, что не поддается нашему воображению. Если учесть, что развитие человека идет с разгоном, с ускорением, он сам изменяется, растет, становится все больше и выше, его шаги, вначале короткие, как бы становятся все длиннее и длиннее, — в будущее шагает великан семимильными растущими шагами.
 
* * *
 
В своем стремлении перемещать предметы по поверхности земли человек испытывал большие трудности, связанные в основном с тяжестью этих предметов, то есть с силой их притяжения к земле. Естественно возник вопрос о том, возможно ли осуществить передвижение тяжестей, не прикасаясь к поверхности земли, чтобы избавиться от последствий земного притяжения. Возможно ли, подобно тому, как лебедь или челнок плывет на поверхности воды, плавать в объеме воздушного океана, не имеющего берегов и не замерзающего никогда? Люди тысячелетиями наблюдали, как плывут по небу облака, летит пух тополя и одуванчика, летит множество существ. Но как им подражать?
 
Борьба человека с тяжестью вещей могла развиваться не в направлении уменьшения веса предметов, а в направлении применения сил, могущих противодействовать силе земного притяжения. Все вышеизложенное показывает, какие глубокие корни имеет необходимость и неизбежность появления авиации.
 
Сейчас последовательность требований к летательным аппаратам следующая: надежность—экономичность—комфорт.
 
Нельзя увеличивать экономичность транспорта за счет его надежности, комфорт за счет экономичности. Назначение самолета и удовлетворение этих общих требований определяют в основном схему, величину и конструкцию аппарата.
 
В самолетостроении особое значение имеет соответствие формы аппарата его назначению. Определение формы обтекаемой поверхности самолета является предметом обширной отрасли авиационной науки, применяющей в полной мере данные теоретической физики. Чем совершеннее форма самолета, чем более она соответствует существу предмета, тем выше будет не только техническое совершенство аппарата, но и его эстетические качества. Художественная «настройка» гармонических аккордов пропорций всегда ведет к улучшению самой конструкции. Поэтому правильное конструирование в самолетостроении, быть может, в большей мере, чем в других отраслях машиностроения, есть конструирование художественное.
 
Внутренняя отделка самолета, выбор формы, фактуры материала и расположения элементов оборудования влияют не только на технологичность изделия, но и на физиологические и психологические удобства (комфорт, уют), создаваемые экипажу и пассажирам. Работа экипажа на самолете очень ответственна и напряженна, поэтому удовлетворение требований удобства, комфорта и уюта играет существенную роль в проектировании и конструировании самолета. В полете пассажиры также находятся в состоянии повышенного напряжения; шум, вибрация, качка, ощущение известной опасности в связи с высотой и скоростью полета, несколько отличные от нормы температура, влажность и давление — все это дает не только физиологическую, но также и психологическую нагрузку. Поэтому удовлетворение требований комфорта и уюта важно для всего интерьера летательного аппарата, и художественное конструирование играет здесь большую роль. Итак,
 
1. Художественное конструирование неотделимо от конструирования вообще, а в самолетостроении в особенности.
 
2. Красота конструкции заключается в том, что все аспекты ее внешнего вида выражают всю глубину ее сущности.
 
3. В своем творчестве конструктор должен быть художником и художник — конструктором.
 

17 октября 2024, 14:59 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий