наверх
 

В. Н. Дорохов. Художественное конструирование на Дальнем Востоке

Сайроразделочный полуавтомат для объединения „Дальрыба“. Авторы А. Ильин, В. Михаленко, А. Чигин; 1969 г.
Сайроразделочный полуавтомат для объединения „Дальрыба“. Авторы А. Ильин, В. Михаленко, А. Чигин; 1969 г.
 
 
 
Автор статьи:
? Дорохов Виктор Николаевич
Статья публикуется по изданию:
Художественное конструирование на Дальнем Востоке / В. Н. Дорохов // Практика художественного конструирования / Редакторы-составители Е. П. Зенкевич, Э. К. Перлина. — Москва, 1973. — 179 с. : ил. — (Труды ВНИИТЭ. Серия «Техническая эстетика». Вып. № 5 / Всесоюзный научно-исследовательский институт технической эстетики Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике). — С. 60—71.
Аннотация:
В статье рассматривается развитие художественного конструирования на Дальнем Востоке СССР в период с 1962 по 1970 годы. Анализируются факторы, влияющие на развитие дизайна в регионе, такие как территориальная отдаленность, специфика промышленности (рыбная и горнодобывающая), и особенности комплектования кадрами. Описывается становление и эволюция Хабаровского специального художественно-конструкторского бюро (позже Дальневосточного филиала ВНИИТЭ), его первые проекты (картофелечистка, кабина крана), работы по упорядочению производственной среды, а также переход к научно-исследовательской деятельности и проектированию фирменного стиля для объединения "Дальрыба". Подчеркивается важность методической помощи предприятиям края и улучшения профессионального уровня дизайнеров.
 
This article examines the development of industrial design in the Far East of the USSR from 1962 to 1970. It analyzes the factors influencing design development in the region, such as geographical remoteness, the specific nature of industry (fishing and mining), and staffing peculiarities. The article describes the formation and evolution of the Khabarovsk Special Art and Design Bureau (later the Far Eastern Branch of VNIITE), its first projects (potato peeler, crane cabin), work on organizing the production environment, and the transition to research activities and the design of a corporate identity for the Dalryba association. The importance of methodological assistance to enterprises in the region and the improvement of the professional level of designers are emphasized.
 
本文探讨了1962年至1970年苏联远东地区工业设计的发展。分析了影响该地区设计发展的因素,如地理位置偏远、工业的特殊性质(渔业和采矿业)以及人员配备的特点。本文描述了哈巴罗夫斯克特殊艺术设计局(后来的全苏技术美学研究所远东分部)的形成和演变、其最初的项目(土豆削皮机、起重机驾驶室)、组织生产环境的工作,以及向研究活动和为“达尔里巴”协会设计企业形象的过渡。强调了向该地区企业提供方法论援助和提高设计师专业水平的重要性。
 
本稿は、1962年から1970年までのソ連極東におけるインダストリアルデザインの発展を検証するものである。地理的な隔絶、産業の特殊性(漁業および鉱業)、および人材配置の特異性など、この地域におけるデザイン開発に影響を与える要因を分析する。ハバロフスク特別芸術デザイン局(後のVNIITE極東支局)の設立と発展、その最初のプロジェクト(ジャガイモ皮むき機、クレーンキャビン)、生産環境の整理、および研究活動と「ダルリバ」協会の企業アイデンティティの設計への移行について説明する。地域の企業への方法論的支援と、デザイナーの専門レベルの向上という重要性を強調している。
Ссылка на факсимильный скан издания:
https://tehne.com/library/praktika-hudozhestvennogo-konstruirovaniya-moskva-1973-trudy-vniite-seriya-tehnicheskaya-estetika-vyp-5
 
 
 

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КОНСТРУИРОВАНИЕ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

В. Н. Дорохов

 
Развитие художественного конструирования на Дальнем Востоке, бесспорно, зависит от общих тенденций и темпов развития этой деятельности в СССР. Но кроме этих общих факторов существуют и специфические, которые наложили свой отпечаток на состояние художественного конструирования на Дальнем Востоке.
 
Прежде всего к таким особенностям следует отнести территориальную отдаленность края, оторванность Дальневосточного филиала ВНИИТЭ от дизайнерских организаций страны, от специализированных учебных заведений. (Ближайшее художественно-конструкторское отделение — в Свердловске, но оно открыто недавно и дало только еще один выпуск). Это объясняет трудности с комплектованием кадров в художественно-конструкторских подразделениях и организациях края.
 
Другая особенность связана с характером промышленности Дальнего Востока. Ведущая отрасль промышленности — рыбная. С точки зрения проектирования для нее оборудования специфика ее состоит в цикличности и неоднородности работ. Потребность в тех или иных машинах определяется прогнозами лова. Как правило, их выпускают малыми сериями и приспосабливают к условиям каждой новой навигации. Еще одна крупная отрасль промышленности — горнодобывающая. Художники-конструкторы стеснены здесь в выборе объектов для проектирования. Местная промышленность выпускает товары ограниченной номенклатуры и ассортимента. Многие предприятия местной промышленности предпочитают использовать чертежи или даже формы изделий, созданных на сходных предприятиях центральных районов и Урала, а не проектировать новые изделия. Если прибавить к этому низкий уровень технологии на отдельных промышленных предприятиях, то станет понятна та обстановка, в которой начинало развиваться художественное конструирование на Дальнем Востоке.
 
Первой художественно-конструкторской организацией края можно считать Секцию технической эстетики, созданную в 1962 г. при технико-экономическом совете Хабаровского совнархоза. Секция занималась вопросами повышения культуры труда на предприятиях Хабаровска. В апреле 1965 г. на ее базе было организовано Хабаровское специальное художественно-конструкторское бюро.
 
Первыми специалистами бюро были разные по профессии люди: выпускник Строгановского училища, архитектор, инженер. Позже к ним присоединились выпускники художественно-графического факультета Хабаровского педагогического института и работники промышленности. Главная роль в проектировании с самого начала была закреплена за художниками.
 
Стремление овладеть новой для себя профессией заставляло этих людей искать, экспериментировать, учиться. Особенно много споров вызывала в те годы графическая часть проектов: методы графического исполнения, форма подачи и объем материалов. Размеры планшетов на первых порах достигали 2-2,5 м, объем их по отдельным проектам — 50, а то и 80 листов. На перспективах добросовестно прорисовывались все мельчайшие детали объекта.
 
Поначалу СХКБ испытывало трудности не только в кадрах, но и в комплектовании плана работ. Заказы, как правило, были случайными и далеко не всегда интересными, но за неимением выбора приходилось выполнять любые из них. Заказчики не представляли себе смысл и значение художественного конструирования и к сотрудничеству с СХКБ относились настороженно. Поэтому с самого начала работы бюро придавало исключительно серьезное значение завоеванию заказчика. Художники-конструкторы разъясняли специалистам промышленности цели своей работы, предлагали сотрудничать с ними. Больше того, рекламировали возможности художественного конструирования, выполняя для одного заказчика сразу по нескольку проектов — со множеством интересных и оригинальных решений.
 
Из ранних разработок бюро заслуживает внимания художественно-конструкторский проект картофелечистки (рис. 1). Использование методов художественного конструирования положительно сказалось на эксплуатационных показателях изделия: улучшился его внешний вид, уменьшился вес, упростилась конструкция.
 
 
Рис. 1. Картофелечистка промышленная МОК-16. Авторы Л. Гуркин, Г. Суворов, В. Юхно; 1966 г.
Рис. 1. Картофелечистка промышленная МОК-16. Авторы Л. Гуркин, Г. Суворов, В. Юхно; 1966 г.
 
 
Наиболее удачный проект 1966 г. — художественно-конструкторская отработка кабины мостового крана, выпускаемого Красноярским заводом „Сибтяжмаш“. Это был первый проект, в основе которого лежал эргономический анализ, позволивший улучшить условия труда крановщика.
 
Наряду с разработкой отдельных предметов специалисты бюро занимаются упорядочением производственной среды заводов и общественных предприятий Хабаровского, Приморского краев и Сахалинской области. Из внедренных проектов можно отметить художественно-конструкторские проекты интерьеров аптеки в Хабаровске (рис. 2) и гостиницы в Холмске.
 
 
Рис. 2. Интерьер аптеки № 1 в Хабаровске. Автор В. Бондаренко; 1966 г.
Рис. 2. Интерьер аптеки № 1 в Хабаровске. Автор В. Бондаренко; 1966 г.
 
 
В целом деятельность СХКБ можно расценить как период становления художественно-конструкторской организации края, ознакомления специалистов с методами дизайнерского проектирования, накопления опыта работы. В проектировании тех лет четко прослеживается тенденция к созданию отдельной вещи, к модернизации ее внешнего вида, выявлению в ней функциональности. Характерно стремление подражать лучшим образцам.
 
С перестройкой в 1967 г. Хабаровского СХКБ в Дальневосточный филиал ВНИИТЭ изменились положение и задачи организации. Основными направлениями деятельности филиала становятся внедрение методов художественного конструирования в проектирование промышленной продукции, а также проведение научных исследований с целью разработки требований технической эстетики к промышленным изделиям. В плане 1967 г. количество художественно-конструкторских разработок возросло по сравнению с 1966 г. в два раза, однако, как и в прошлые годы, больше половины их объема составляли работы по упорядочению производственной среды.
 
Развитие филиала идет более или менее равномерно. Углубляются профессиональные знания специалистов. Накапливается опыт проектной деятельности, в том числе и опыт совместной работы с конструкторскими бюро предприятий и с проектными организациями. Определяется круг постоянных заказчиков. Разворачивается деятельность отдела графики. В 1967 г. впервые были внедрены в производство два проекта отдела — упаковка для кедровых орехов и для вина. Повышается уровень художественно-конструкторских проектов: на отдельные промышленные образцы (картофелечистка, холодильник „Океан”, дробеметная камера 323 и др.) получены авторские свидетельства. Отдельные проекты несут в себе элементы научного исследования. В ряде случаев они стали опираться на данные социологических обследовании покупательского спроса (радиола „Серенада“ — 1967 г., стиральная машина „Зея“ — 1968 г. и др.), на данные экспертизы потребительского уровня изделий.
 
Интересной работой по оценке качества выпускаемой на Дальнем Востоке продукции была экспертиза центробежных компрессоров, которая проводилась по заявке Хабаровского завода „Энергомаш“ (1967 г.). Целью ее было определить тенденции развития в конструировании компрессоров, разработать предложения по улучшению их основных функционально-эксплуатационных и эстетических показателей. С учетом результатов экспертизы уже осуществлена художественно-конструкторская проработка компрессора.
 
Научное обоснование художественно-конструкторских решений приобретает все большее значение в проектной практике филиала. Показательно, что объем научно-исследовательских работ из года в год растет. Например, в 1970 г. их выполнено на 62% больше, чем в 1969 г. Любопытно проследить, как реализовалось это направление деятельности.
 
 
Рис. 3. Очистные дробеметные барабан (а) и камера 372 (б). Авторы Л. Гуркин, В. Петренко, В. Юхно; 1966–1967 гг.  Рис. 3. Очистные дробеметные барабан (а) и камера 372 (б). Авторы Л. Гуркин, В. Петренко, В. Юхно; 1966–1967 гг.
Рис. 3. Очистные дробеметные барабан (а) и камера 372 (б). Авторы Л. Гуркин, В. Петренко, В. Юхно; 1966–1967 гг.
 
 
Одним из первых научных исследований было исследование по теме „Разработка требований технической эстетики к дробеметным камерам“. В ходе его были выявлены направления развития важнейших технических показателей этих изделий и определены принципы их художественного конструирования. Исследование опиралось на практику художественного конструирования машин подобного типа. В 1966 г. был выполнен проект очистного дробеметного барабана (рис. 3, а). Как и большинство проектов тех лет, он не был внедрен в производство, однако открыл собою серию последующих работ. Наиболее удачным и близким по времени к исследованию был проект дробеметной камеры 372 (рис. 3, б). Здесь найдена целостная форма машины и общий строй крепежного оборудования, ограждений и лестниц; определен рациональный путь движения обслуживающего персонала от пола до верхней площадки; решены проблемы снижения шума, вибрации и защиты от вредных воздействий. Камера 372 получила серебряную медаль ВДНХ. На основе всего этого обширного проектного материал подготовлена „Методика художественного конструирования при создании очистных дробеметных мдшин с использованием принципов унификации и агрегатирования“ (1970 г.). Результаты исследования нашли дальнейшее применение в художественном конструировании гаммы дробеметных аппаратов, камер и барабанов.
 
А вот пример иного подхода к решению темы. Проектной работе над волочильными и калибровочными станами предшествовал анализ их технико-эксплуатационного уровня (1970 г.). Анализ помог выявить много серьезных недочетов в конструкции и композиции станов. В ходе его были намечены пути совершенствования этого оборудования и определены требования технической эстетики к его основным узлам. Больше того, практически с этим исследованием в художественное конструирование Дальнего Востока входит новое перспективное направление — унификация и агрегатирование сложных технологических линий.
 
Наметившаяся специализация филиала приобретает устойчивый характер. Филиал уже обслуживает некоторые из основных отраслей промышленности Дальнего Востока: рыбообрабатывающую, лесную и деревообрабатывающую, судостроение и тяжелое машиностроение.
 
Показательно в этом отношении сотрудничество его с объединением „Дальрыба“.
 
Началось оно в 1967 г. с художественно-конструкторской разработки рыборазделочной машины РУ-30 (рис. 4, а). Вслед за нею была создана серия краборазделочных машин: ИСПК, ИРКП, ИКРР (рис. 4, б). Как естественное продолжение этих работ, ведутся научные исследования. Специалисты филиала определяют комплекс художественно-конструкторских требований к проектированию рыбообрабатывающих машин, исследуют потребительские качества упаковки рыбопродукции, выпускаемой предприятиями Дальнего Востока, разрабатывают рекомендации по ее улучшению. Столь эффективные результаты заинтересовали заказчика. В 1969 г. филиал получает заказ на художественно-конструкторский проект сайроразделочного полуавтомата и вслед за ним — на разработку фирменного стиля объединения „Дальрыба“.
 
 
Рис. 4. Серия машин для объединения „Дальрыба“: а — рыборазделочная машина РУ-30. Авторы Л. Граминь, Л. Гуркин, А. Ильин; 1987 г.; б — краборазделочная машина ИКРР. Авторы Л. Гуркин, В. Юхно; 1988 г.; в — сайроразделочный полуавтомат. Авторы А. Ильин, В. Михаленко, А. Чигин; 1969 г.
Рис. 4. Серия машин для объединения „Дальрыба“:
а — рыборазделочная машина РУ-30. Авторы Л. Граминь, Л. Гуркин, А. Ильин; 1987 г.;
б — краборазделочная машина ИКРР. Авторы Л. Гуркин, В. Юхно; 1988 г.;
в — сайроразделочный полуавтомат. Авторы А. Ильин, В. Михаленко, А. Чигин; 1969 г.
 
 
Сотрудничество с объединением принимает уже иные формы. Укрепляются контакты с центральным проектно-конструкторским бюро „Дальрыба“. Совместно с ним выполнены проекты сайроразделочного полуавтомата (рис. 4, в) и этикетировочной машины (1969–1970 гг.). Одновременно разрабатываются художественно-конструкторские требования к крабо- и рыборазделочным машинам. (Они нашли применение в последующих художественно-конструкторских разработках серии рыбообрабатывающих машин.) Кроме того, проведен анализ условий труда и состояния производственной среды на предприятиях отрасли, даны рекомендации по их улучшению, а также выявлены основные проблемы рыбообработки, которые необходимо решить в ближайшее время. Все это заложило программные основы для дальнейшей работы с этой организацией.
 
Проектирование фирменного стиля объединения „Дальрыба“ занимает особое место в деятельности отдела промграфики. Это многостадийная, интересная и ответственная работа. Художники-конструкторы задались целью создать такую графическую систему, которая смогла бы объединить многие доступные для визуального восприятия объекты. В эту систему включены упаковка, бланки, товарный знак, плакаты и другие средства информации и рекламы. Кроме того, фирменный стиль должен стать основой эстетической организации производственной среды, связующим звеном всех подразделений объединения. Уже создано „Руководство по фирменному стилю Главного управления рыбной промышленности Дальневосточного бассейна“. В нем содержатся рекомендации по типовым художественно-конструкторским разработкам системы визуально-коммуникативных средств, упаковки и шрифта и художественно-конструкторские проекты по некоторым видам рекламы рыбопродукции (рис. 5).
 
 
Рис. 5. Элементы фирменного стиля продукции, разрабатываемого для объединения „Дальрыба“. Авторы В. Артеменко, Д. Водопьянов, И. Шамрай; 1970 г.
Рис. 5. Элементы фирменного стиля продукции, разрабатываемого для объединения „Дальрыба“. Авторы В. Артеменко, Д. Водопьянов, И. Шамрай; 1970 г.
 
 
К началу работ над фирменным стилем филиал подготовил семинар „Фирменный стиль и современное направление в решении промграфики и упаковки“. В нем приняли участие специалисты 13 организаций, входящих в систему „Дальрыба“.
 
К числу постоянных заказчиков филиала с полным правом можно отнести теперь и многие другие предприятия Дальнего Востока и прилегающей к нему зоны. Среди них заводы „Сибтяжмаш“ и „Дальдизель“, Иркутский завод тяжелого машиностроения. Установлено и стало перспективным сотрудничество с Хабаровским филиалом ЦНИИТС и Ангарским филиалом ОКБА. Для них выполнено много удачных художественно-конструкторских проектов, можно отметить проекты драги на 250 м для Иркутского завода тяжелого машиностроения (1968–1969 гг.), самоходного комбайна СКД 5А „Сибиряк“ и гаммы металлургических кранов для Красноярского завода „Сибтяжмаш“ (1969 г.), высокомощного дизельного генератора для завода „Дальдизель“ (1969 г.).
 
Большое место в работе филиала отводится методической помощи художественно-конструкторским подразделениям предприятий и организаций края. В 1968 г. филиал провел конференцию „Культура производства на предприятиях Дальнего Востока“. На конференции были обсуждены вопросы озеленения и ландшафтной архитектуры промышленных предприятий, проектирования оргтехоснастки, повышения эстетического уровня средств визуальной информации и др. Большая методическая помощь была оказана Хабаровскому заводу „Продмаш“: специально для него был организован семинар „Техническая эстетика на производстве“. В сентябре 1970 г. совместно с ВНИИТЭ филиал провел семинар „Эстетизация производственной среды на промышленных предприятиях дальневосточной зоны“. На семинар были приглашены специалисты Новосибирского СХКБ, Красноярского политехнического института, архитекторы и художники-конструкторы промышленных предприятий и организаций Дальнего Востока. Всего в нем участвовало около 100 человек. Кроме того, в Дальневосточном филиале ВНИИТЭ в 1969–1970 гг. прошли стажировку специалисты предприятий Хабаровска, Улан-Удэ, Петропавловска Камчатского, Владивостока, Новосибирска, Комсомольска-на-Амуре и других городов.
 
В целях пропаганды технической эстетики художники-конструкторы филиала выступают по радио и телевидению, в краевой печати и бюллетене „Техническая эстетика“, проводят консультации, читают лекции на многочисленных предприятиях зон Дальнего Востока.
 
 
В заключение хочется остановиться на тех существенных переменах, которые произошли в системе художественного конструирования Дальнего Востока за рассматриваемый период.
 
Ведущей организацией края по художественному конструированию является Дальневосточный филиал ВНИИТЭ. Филиал занимает свое, определенное место и в промышленности края, и в системе художественно-конструкторских организаций страны. Он имеет стабилизированный план и полную годовую загрузку хозрасчетными работами. Правда, далеко не всегда представляется возможность выбрать для проектирования изделия, имеющие наиболее важное народнохозяйственное значение, далеко не полно решена проблема специализации, — это объясняется характером промышленности и местоположением края. И то, что филиал сумел, даже в таких условиях, найти постоянных заказчиков, заинтересовать их своей работой, говорит о росте влияния художественного конструирования на промышленность Дальнего Востока.
 
Территориальная отдаленность филиала от головных художественно-конструкторских организаций страны не может не сказаться и на уровне профессиональных знаний. И в этом плане ощущается острая потребность в более частом общении со специалистами этих организаций, в обмене опытом работы, в углублении теоретических знаний и практических навыков. Тем не менее и здесь достигнуты определенные успехи. Если раньше художники-конструкторы спорили об оформлении проектной документации, то теперь они решают, например, проблемы фирменного стиля, к тому же для объединения, имеющего всесоюзное значение. Об изменении профессиональных интересов, об упрочении профессионального статуса художника-конструктора говорит и обращение филиала к научной тематике, стремление решать важные научно-исследовательские задачи.
 

17 февраля 2025, 17:42 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «АГ проджект групп»
Архитектурное бюро КУБИКА