|
Gijs Van Vaerenbergh: монумент Новой голландской ватерлинии
На склоне между автомагистралью A12 и зеленой зоной отдыха Laagravense Plassen в Утрехте, Нидерланды появился новый памятник, который ознаменовал присвоение Новой голландской ватерлинии статуса объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2021 году. Проект монумента разработан архитектурной и художественной студией Gijs Van Vaerenbergh.
Расширение территории объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО добавило Новую голландскую ватерлинию к уже внесенному в Список всемирного наследия объекту «Линия обороны вокруг Амстердама», становясь таким образом объектом всемирного наследия «Голландская линия водной обороны», что также включает в себя ряд небольших расширений и сокращений границ объекта всемирного наследия «Линия обороны вокруг Амстердама». В частности, это расширение территории демонстрирует единую систему военной обороны, которая была основана на территории затопляемых полей, гидротехнических сооружений, а также ряда укреплений и военных постов общей протяженностью 85 км.
Расширение также включает в себя три небольших компонента: форт Верк IV, затопленный канал Тила и форт Паннерден вблизи границы с Германией. Построенные в 1814—1940 годах, они дополняют уже включенный в Список объект, являющийся единственным примером укрепления, основанного на принципе контроля над водами. С XVI века жители Нидерландов используют свои экспертные знания в области гидротехники в оборонных целях. Центр страны был защищен сетью из 45 вооруженных фортов, действующих параллельно с польдерной системой и сложной системой каналов и шлюзов.
Новая голландская ватерлиния была исторической линией обороны протяженностью 85 километров. Хитроумная система дамб, шлюзов, каналов, фортов и бункеров позволяла создавать преднамеренные наводнения с возможностью затопить значительную площадь земли на западе Нидерландов, что должно было сделать территорию недоступной для врага.
Для ознаменования включения Новой голландской ватерлинии в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО провинция Утрехт объявила конкурс на создание монументального произведения искусства. Конкурс выиграла студия Gijs Van Vaerenbergh.
Ватерлиния — обширная система, скрытая в ландшафте, Gijs Van Vaerenbergh решил обратить основное внимание на такой важнейший элемент ватерлинии, как шлюз, — «ворота», с помощью которых регулируется уровень воды. Шлюз образует важную связь между дамбами и насыпями. Когда он открыт, система защиты активируется, — вода выходит из берегов и затапливает территорию. Памятник представляет собой абстрактную реконструкцию шлюза. Расположенный на вершине склона рядом с автомагистралью, он занимает видное место в ландшафте.
Gijs Van Vaerenbergh повышает узнаваемость монумента, ссылаясь на привычную архитектуру и традиционные строительные элементы, являющиеся частью коллективной памяти населения региона. Представляя шлюз в его основной форме, то есть в виде трех арочных проемов под прямым углом к направлению взгляда, образ шлюза смещается к образу (входных) ворот. А поскольку скульптура расположена на вершине склона, она также напоминает триумфальную арку. Архитектурная игра с узнаваемостью этих разных форм наполняет произведение неоднозначным смыслом. Gijs Van Vaerenbergh демонстрирует, что форма, архитектура и пространство могут быть текучими и не ограничиваться единственным образом. Они могут образовывать систему перекрестных ссылок на различные типологии.
Если смотреть на монумент под углом издалека, он выглядит плотной и массивной конструкцией, похожая на многие другие, разбросанные по всему маршруту Новой голландской ватерлинии. Вблизи, однако, цельное твердое сооружение распадается на композиционные формы, полученные в результате укладки друг на друга и сварки сотен стальных полых труб разной длины. Создается поле напряжения: логика наложения создает абстрактное повторение; разнообразие длин создает неравномерный рельеф. Издалека образ шлюза доминирует; вблизи внешний вид произведения определяется ритмом и композицией труб. Здесь снова, как и в своих более ранних работах, Gijs Van Vaerenbergh стремится к простоте и наиболее фундаментальному способу построения.
Склон, на котором находится памятник, пешеходная дорожка, автомагистраль A12 и поверхность воды — все они проходят параллельно друг другу и под прямым углом к трубам монумента Ватерлинии. Таким образом, работа всегда представляет собой сплошную стопку труб, за исключением случаев, когда мимо нее проходят посетители. Взгляд тогда проходит не только через арки ворот, но и через сами трубы. На короткое время изображение растворяется; произведение искусства становится частично прозрачным. Это создает особый, неуловимый момент чуда и новое восприятие пространственности. Только когда мы отпускаем нашу систему отсчета и используем наши чувства, мы можем ощутить многогранный характер монумента Ватерлинии.
28 января 2022, 13:32
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий