|
Итоги конкурса на памятник Г. П. Вишневской
Экспозиция конкурсных проектов памятника Г. П. Вишневской. Все изображения предоставлены организаторами конкурса
29 сентября 2016 года в выставочном зале Центрального дома архитектора состоялась торжественная церемония подведения итогов открытого всероссийского творческого конкурса на лучшее архитектурно-скульптурное решение проекта памятника всемирно известной певице Г. П. Вишневской.
Конкурс был организован и проведен Союзом московских архитекторов по заказу Министерства культуры РФ.
Конкурс, стартовавший 15 июня 2016 года, был приурочен к отмечаемому в октябре этого года юбилею Г. П. Вишневской — 90-летию со дня рождения. Памятник планируется установить рядом с Центром оперного пения по адресу: Москва, улица Остоженка, 25. Это место неразрывно связано с памятью о выдающемся деятеле российской культуры и мировой оперной сцены, жившей и работавшей здесь в последние годы своей жизни.
Инициатором и вдохновителем конкурса выступил Центр оперного пения Галины Вишневской и лично его художественный руководитель — Ольга Мстиславовна Ростропович. Именно благодаря усилиям Центра оперного пения был реализован этот важный шаг, необходимый для того, чтобы в Москве наконец-то появился памятник великой оперной певице, нашей соотечественнице, которая внесла огромный вклад в дело продвижения российских талантов на мировую оперную сцену.
Сложность проекта заключалась в том, что участок, который был выделен под установку памятника, вплотную примыкает к жилому дому. Исходя из этого, организаторами конкурса был внесен особый пункт в условия конкурса, который предлагал участникам подумать также о том, как концептуально будет решена территория и близлежащий ландшафт. В числе прочего обсуждалось, что данное место впоследствии может стать небольшой открытой общественной зоной, одной из важных городских точек на карте туристической Москвы.
Всего на конкурс поступило 22 работы из разных городов: Москвы, Санкт-Петербурга, Волгограда, Клина и Перми. В нем приняли участие как именитые скульпторы и архитекторы, так и совсем молодые авторы.
Пресс-конференция по итогам конкурса на памятник Г. П. Вишневской
После экспертной оценки, конкурсные проекты рассмотрело представительное жюри, в которое вошли ведущие скульпторы, искусствоведы и художники, а также дочь певицы художественный руководитель Центра оперного пения Ольга Мстиславовна Ростропович. На заседании жюри, состоявшемся в Центральном доме архитектора 27 сентября, путем открытого голосования были определены победитель и лауреаты, занявшие второе и третье место, а также проект, который жюри посчитало нужным отметить специальным дипломом за художественную выразительность и профессионализм.
Специальным дипломом награждена работа, представленная скульптором Поповым Александром Геннадьевичем и архитектором Муратовым Сергеем Фаниевичем. Третье место присуждено творческому коллективу в составе скульптора Злотя Юрия Викторовича и архитектора Злотя Владимира Юрьевича. Второе место заняла работа, которую представили скульпторы Баскаков Михаил Васильевич, Чебаненко Алексей Дмитриевич и архитекторы Воскресенский Антон Игоревич, Воскресенская Александра Игоревна. Обладателем первого места и победителем конкурса признана работа Рукавишникова Александра Иулиановича.
По словам Ольги Мстиславовны, проект победителя, известного скульптора А. И. Рукавишникова, полностью соответствовал тому образу, который несла певица: «Сочетание черного и белого цветов видится мне как символ непростой, во многом трагической судьбы Галины Вишневской, настоящей черноты, из которой она вырвалась усилием воли. Длинный шлейф платья как знак, указывающий на то, что Вишневская навсегда и очень крепко была связана с Россией; общая композиция в форме свечи отдает дань тому свету, который неизменно несла своим искусством Галина Павловна».
Церемония награждения проходила в концертном зале Центрального дома архитектора, стены которого в этот вечер огласили чудесные голоса артистов Центра оперного пения — таким был дар деятелей искусств скульпторам, архитекторам и всем тем, кто принял участие в работе над конкурсным проектом.
Президент Союза московских архитекторов (СМА) Николай Иванович Шумаков отметил в своей речи: «Для нас было большой честью участие в этом конкурсе в качестве организаторов. Пластическое искусство, к которому относится скульптура, существует в реальном осязаемом пространстве, именно поэтому творческие союзы, которые включают в себя как скульпторов, так и архитекторов позволяют создавать выразительные художественные произведения».
Важный итог конкурса также заключается в том, что авторский коллектив проекта-победителя получает право дальнейшей разработки и реализации проекта в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Большой вклад в проведение и организацию конкурса был внесен Российской Академией Художеств, Государственным центром современного искусства, Объединением московских скульпторов, ВТОО «Союз художников России», Творческим союзом художников России, Союзом архитекторов России. Выставочный проект в течение недели сопровождала «НЕДЕЛЯ ИСКУССТВ В ЦДА», открытая для широкой публики.
Состав жюри:
Проекты победителей конкурса1-е местоНародный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 1-е место. Народный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
Пояснительная записка
Памятник Галине Павловне Вишневской около Центра оперного пения на улице Остоженке призван увековечить эту удивительную женщину и талантливейшую артистку. Красота, твёрдость характера и преданность искусству — всё это создает неповторимый образ Галины Вишневской, который лёг в основу этого памятника. Данное художественное и объёмно-пространственное решение предполагает возведение скульптуры Галины Павловны в полный рост (1,5 натуры) на высоком постаменте, который образован мраморными монументальными драпировками и опоясан спереди бронзовой трехгранной ширмой со стрельчатыми окнами. Стилизация под древнее деревянное зодчество и стрельчатая форма окон говорит о принадлежности к России. На мраморных поверхностях, образованных окнами постамента, предполагается написать названия партий, исполненных артисткой. Постамент опирается на бронзовый четырехгранный стилобат-конверт, к нему можно подойти по крестообразной дорожке, выложенной из камня. Скульптуру можно рассмотреть с разных ракурсов благодаря обходному пути, предусмотренному по контуру участка. По одной из его сторон ширина мощения увеличена для расположения двух скамеек.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 1-е место. Народный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 1-е место. Народный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 1-е место. Народный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 1-е место. Народный художник РФ, скульптор Рукавишников Александр Иулианович
2-е местоАвторский коллектив: скульпторы Баскаков Михаил Васильевич, Чебаненко Алексей Дмитриевич и архитекторы Воскресенский Антон Игоревич, Воскресенская Александра Игоревна
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 2-е место. Авторский коллектив: скульпторы Баскаков М. В., Чебаненко А. Д. и архитекторы Воскресенский А. И., Воскресенская А. И.
Пояснительная записка
Введение
Памятник Галине Вишневской, будет установлен рядом с Центром оперного пения по адресу улице Остоженка, 25, на территории внутреннего двора ЖК «Опера-Хаус», рядом с въездными воротами во двор. Для открытого доступа к памятнику и для создания общедоступного пространства возле памятника планируется демонтировать существующую в настоящее время часть ограды между воротами и стеной Центра оперного пения Галины Вишневской. Существующую ограду планируется перенести вглубь двора, сформировав, таким образом, небольшую площадь-нишу размером примерно 7×8 метров.
Архитектурно-художественное решение
Идея проекта основывается на самом образе Галины Павловны Вишневской — великой русской певицы, народной артистки СССР. Образ не только великой певицы, благодаря которой на мировом уровне прозвучали оперные традиции, а Женщины, как собирательный образ русской красоты.
Образ цветов, женственности, легкости, весны, присутствует во всем творчестве Галины Павловны. Исходя из этого, вся монументальная пластика, как бы пронизана цветами… ароматом… воздухом…
Динамичная бронзовая скульптура Галины Павловны, застывшая в движении, размещена на стилизованном гранитном постаменте. Такое решение наиболее ярко раскрывает собирательный образ великой русской певицы.
В дополнении этого образа, проектом предлагается выполнить декоративный элемент — портьеру, который является частью монументально-художественного решения, стилизованную под сценическую портьеру.
Ограждающие элементы (столбы) предлагается повторить в существующей стилистике, что создаст целостное восприятие архитектурно-скульптурной композиции.
Объемно-пространственное решение
Ввиду камерного пространства, скульптурная композиция выполнена высотой 2,50 метров, исходя из масштаба прилегающей застройки. Сомасштабность элементов архитектурно-скульптурного ансамбля создает гармоничную среду проектируемой площадки с памятником, благоприятную для восприятия с человеческого роста. Скульптурную композицию предполагается установить по центру, на невысоком постаменте, с раскрытием на Остоженку. Предусмотрено сохранение сложившейся атмосферы окружающего культурного пространства, которое служит естественным фоном архитектурно-скульптурной композиции. Такое решение позволит максимально сформировать пространство площади, сохранив при этом камерность и в то же время раскрыть его на зрителя — город.
Архитектурно планировочное решение
Образованная территория представляет в плане площадь, ограниченную с трех сторон, две из которых — это ограждение. Таким образом, архитектурно-художественное решение скульптурной композиции направлено на раскрытие скульптурной выразительности со стороны улицы Остоженка. Центральным элементом площади становиться памятник, уставленный на небольшом круглом постаменте. Заложенная динамика скульптуры, находит свое продолжение в планировочном решении. Так за спиной певицы располагается рояль, выполненный в виде мощения (цоколя). Благоустройством предложено мощение с применением разных сортов гранита, различного модуля — от брусчатки до плит, с элементами авторского мощения. «Рассыпанные цветы», нашли свое отражение в декоративной плитке, где-то — это латунная вставка, где-то — это рельеф в гранитном мощении. Установки встроенного ландшафтного освещения в цокольной части «рояля», которые придадут театральность скульптурной композиции. А так же, предполагается установить прожектор, для освещения всей композиции. Для наилучшего восприятия зрителей, замыкая площадь, предлагается установить скамьи, отвечающие стилю архитектуры здания.
Мероприятия по обеспечению доступа маломобильным группам населения не требуются, так как уровень проектируемой площадки расположен в соответствие с уровнем прилегающего тротуара, обеспечивающий безбарьерный доступ на площадку с архитектурно-скульптурным ансамблем.
Краткие технико-экономические показатели
Общая площадь благоустраиваемого участка — 32,5 м², в том числе:
Подиум-рояль — 8,6 м² (гранитные блоки — 900×600×30), в т.ч. «клавиши» — 1,2 м² (гранит — возрождение /гранатовый амфиболит 200×400×300),
Мощение — 23,9.м² (200×200×80) укладываются по радиусу
высота скульптуры с постаментом — 2,85 м, высота скульптуры — 2,20 м, высота постамента — 0,45 м.
ландшафтные светильники — 5 шт.
прожектор (направленного света) — 1 шт.
парковые скамьи — 1 шт.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 2-е место. Авторский коллектив: скульпторы Баскаков М. В., Чебаненко А. Д. и архитекторы Воскресенский А. И., Воскресенская А. И.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 2-е место. Авторский коллектив: скульпторы Баскаков М. В., Чебаненко А. Д. и архитекторы Воскресенский А. И., Воскресенская А. И.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 2-е место. Авторский коллектив: скульпторы Баскаков М. В., Чебаненко А. Д. и архитекторы Воскресенский А. И., Воскресенская А. И.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 2-е место. Авторский коллектив: скульпторы Баскаков М. В., Чебаненко А. Д. и архитекторы Воскресенский А. И., Воскресенская А. И.
3-е местоАвторский коллектив: скульптор Злотя Юрий Викторович, архитектор Злотя Владимир Юрьевич
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Пояснительная записка
Галина Вишневская — величественная, деятельная личность, стремящаяся к совершенству. Ее называли императрицей оперы, но важно как она сама распоряжалась своим „императорским троном“. Этот трон ее не поглотил. Она его только примеряла к себе в своих театральных и художественных образах.
Площадка всей зоны сооружения размером 11,9×8,4 м с естественным, небольшим градусом уклона ландшафта с подъемом в 7 ступеней, которые символизируют 7 нот.
Скульптура с постаментом в центре. Высота постамента 1,1 м. На фронтальной части постамента надпись объемным шрифтом из бронзы „Галина Вишневская“. Высота скульптуры 2,1 м. По огибу 2,8 м. (1,5 натуральной величины).
Освещение предполагается сверху угла здания Оперного центра имени Галины Вишневской. Замыкая пространство территории охранной зоны антивандальным закаленным стеклом триплекс появляется возможность обзора памятника изнутри дворика. Вся облицовка постамента памятника, как и самого мощения предполагается из мансуровского гранита.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. 3-е место. Авторский коллектив: скульптор Злотя Ю. В., архитектор Злотя В. Ю.
Специальный дипломАвторский коллектив: скульптор Попов Александр Геннадьевич, архитектор Муратов Сергей Фаниевич
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. Специальный диплом. Авторский коллектив: скульптор Попов А. Г., архитектор Муратов С. Ф.
Пояснительная записка
Русская поэтесса Анна Ахматова на склоне лет услышала пение Галины Вишневской. Вишневская пела «Бразильскую бахиану». В ту же ночь Анна Ахматова написала удивительное стихотворение «Слушая пение»:
Женский голос, как ветер несётся
Черным кажется, влажным, ночным,
И чего на лету ни коснётся —
Все становится сразу иным...
Основной идеей композиции послужили именно «Бахиана» в исполнении Галины Вишневской и стихи Ахматовой.
На сцене стоит великая певица, в начале своей творческой деятельности, сзади органными ритмами свисает занавес, на фоне которого над певицей пролетают птицы — символ свободы и чистоты голоса. На занавесе справа расположен нотный стан с фрагментом партитуры «Бахианы». Падающий платок на заднем плане — образ душевных чаяний, драматизма и непредсказуемости жизненного пути певицы.
Основой композиции памятника является сценический образ Галины Вишневской. Фигура расположена в центре сцены, представляющей собой наклонную плоскость. На заднем плане фигура фланкируется конструкцией, состоящей из вертикальных ламелей, создающих образ занавеса. Ламели расположены таким образом, что с разных точек восприятия они создают меняющуюся ритмическую игру плоскостей. Сочетание «прозрачности» занавеса и его «уплотнения» с изменением ракурса придает динамичность композиции.
Памятник расположен на участке, являющимся частью дворового пространства площадью около 60 м².
Участок представляет собой выгороженную территорию «западающую» за красную линию застройки на 7 метров.
Ось композиции памятника направлена под прямым углом к улице Остоженка.
Постамент длиной около 6 метров выходит за линию застройки и продолжается до тротуара мощением. Так как разница отметок на этом участке составляет около 1 метра, мощение делится на уровни ступенями.
Постамент расположен таким образом, что дает возможность обхода памятника.
Участок изолирован от дворового пространства ограждением, представляющим собой светопрозрачную плоскость, несущие элементы которой декорированы материалами, используемыми в памятнике, что не создает диссонанса при восприятии монумента с улицы.
Ночное освещение памятника дифференцировано. Часть светового потока направлена на «занавес», что подчеркивает силуэт фигуры.
Освещение фигуры, как центра композиции, осуществляется источниками, установленными на здании на высоте около 7 метров.
Озелененная площадка с левой стороны мощения сохраняет существующую конфигурацию, несколько уменьшаясь в размере.
Конкурс на памятник Г. П. Вишневской. Специальный диплом. Авторский коллектив: скульптор Попов А. Г., архитектор Муратов С. Ф.
Фото экспозиции конкурса
Фото церемонии награждения и концерта
11 октября 2016, 14:47
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий