наверх
 

Павильон «Шестигранник» реконструируют по проекту бюро SANAA

Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Общий вид сверху. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Музей «Гараж» представил проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Парке Горького. Автор проекта реконструкции — японское архитектурное бюро SANAA.
 
Павильон был построен по проекту архитектора И. В. Жолтовского и при непосредственном участии архитекторов В. Д. Кокорина, М. П. Парусникова в 1923 году. Здание имеет статус «выявленный объект культурного наследия».
 
В своей новой функции «Шестигранник» станет местом для социального взаимодействия и самых разных художественных практик.
 
В нем будут расположены три выставочных пространства (два — в гранях здания, одно — на новом подземном уровне), библиотека, книжный магазин и кафе. Внутренний двор здания станет открытым публичным пространством. Функциональная площадь пространства составит 9500 м².
 
 
 
 
Дарья Жукова, сооснователь Музея «Гараж»:
 
В своей деятельности Музей «Гараж» опирается на принципы совместной работы, откликаясь на существующий контекст и актуальные культурные процессы. Здание «Шестигранника», спроектированное Иваном Жолтовским, будет восстановлено по продуманному и чуткому проекту японского архитектурного бюро SANAA. Этим выбором «Гараж» отдает дань уважения российской архитектурной традиции и укрепляет свой статус в глобальном художественном мире. Мы хотим, чтобы это здание отражало наше непрекращающееся исследование функций, целей и зон ответственности современного музея.
 
 
SANAA (Sejima and Nishizawa and Associates) — японское архитектурное бюро, основанное в 1995 году Кадзуё Сэдзимой (р. 1956, Хитати) и Рюэ Нисидзавой (р. 1966, Иокогама). В 2004 году бюро получило «Золотого льва» 9-й Венецианской архитектурной биеннале, в 2010-м Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава стали лауреатами Притцкеровской премии. В 2010 году Кадзуё Сэдзима была куратором 12-й Венецианской архитектурной биеннале. Частные и публичные постройки бюро находятся в Великобритании, Германии, Италии, Китае, Нидерландах, США, Франции, Швейцарии и Японии. Среди них — множество музейных зданий, в том числе Музея современного искусства XXI века (Канадзава, Япония), Музея Лувр — Ланс (Ланс, Франция) и Нового музея (Нью-Йорк).
 
 
 
 
Кадзуё Сэдзима и Рюэ Нисидзава, архитектурное бюро SANAA:
 
Когда нам предложили поработать над «Шестигранником», мы сразу же стали думать, сможем ли мы как-нибудь сохранить его оригинальную планировку и пропорции? И сможем ли создать нечто такое, чем все будут пользоваться? Музей «Гараж» всегда внимательно относится и к архитектуре общественных пространств, и к их истории, и это очень близко нам. У «Шестигранника» есть особое очарование, и в своем проекте мы постарались его сохранить.
 
Пространство „Шестигранника“ уникально — оно классическое и вместе с тем современное. Перед нами стоит захватывающая и амбициозная задача удержать это хрупкое равновесие.
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Вид на центральный двор. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 

Принципы архитектурной концепции бюро SANAA

 
Благодаря своим пропорциям, повторяющимся элементам и открытости здания со стороны внутреннего двора, «Шестигранник» является уникальной постройкой в истории архитектуры. Для того чтобы сохранить его атмосферу для будущих посетителей, в работе над проектом мы опирались на шесть принципов.
 
1. Геометрия + пропорции. Сохранение пропорций павильонов первоначального проекта Ивана Жолтовского.
 
2. Соединенные пространства. Шесть открытых внутрь павильонов образуют пространство общего двора. Между павильонами сохраняется не только визуальная, но и буквальная (проходы) связь, что обеспечивает цельность всего архитектурного плана.
 
3. Дневной свет. Сохранение естественного освещения в каждом павильоне с возможностью управления освещением в соответствии с нуждами Музея.
 
4. Пространственная организация. Сохранение пропорций и высотности павильонов (две высоты), что обеспечит программам Музея большую пространственную вариативность.
 
5. Элементы декора/интерьеров. Очищение фасадов от позднейших декоративных элементов и восстановление неоклассического абриса здания. Более поздние добавления и детали считать самостоятельными или вторичными по отношению к проекту Жолтовского.
 
6. Ландшафт. Новый ландшафт должен подчеркнуть геометрию и пропорции павильонов и визуально соединить «Шестигранник» с павильоном «Времена года».
 
 
Юмико Ямада, партнер бюро SANAA, главный архитектор проекта:
 
Для того чтобы подчеркнуть связь с парком, мы сделали максимально большие окна с минимумом рамок. Надеемся, что люди будут видеть, что происходит внутри, обращать внимание и заходить внутрь. Большое количество стекла позволит увидеть оригинальную планировку Жолтовского.
 
Еще один важный материал, который будет использоваться в этом проекте, — алюминий. Колонны, балки, крыши будут покрыты естественно анодированным алюминием. Его мягкий блеск будет отражать зелень и небо, а само здание будет сверкать.
 
Будет создан подземный этаж, в нем разместятся библиотечный архив, информационный отдел, хранилище для произведений искусства. А подземная галерея станет огромным пространством без колонн или других препятствий, в котором круглый год будут проходить выставки, перформансы и другие мероприятия. При этом здесь тоже будут большие окна, так что люди смогут наблюдать за происходящим сверху.
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Корпус с главным входом в комплекс. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Антон Белов, директор Музея «Гараж»:
 
Стремление к органике присутствия, приверженность принципам ответственного потребления, создание доступной среды во многом продиктовали выбор архитекторов для создания нового пространства Музея — павильона «Шестигранник». Сохраняя предмет охраны «Шестигранника» (объемно-пространственное решение, местоположение, материалы колонн и расположение чаши фонтана), Музей уточняет и расширяет свою архитектурную программу. С каждым зданием, в котором располагался «Гараж» (Бахметьевский гараж, кафе «Времена года»), мы открываем новую главу в переосмыслении памятников архитектуры, смене их функции и, в конечном итоге, их возвращении в актуальный контекст.
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Выставочное пространство. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Подземное выставочное пространство. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Выставочное пространство. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Павильон «Шестигранник» в Москве реконструируют по проекту японского архитектурного бюро SANAA
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Библиотека. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Ориентировочное время открытия нового здания музея — 2026 год. С российской стороны проект буду сопровождать buromoscow (они участвовали в реконструкции «Времен года» вместе с OMA) и бюро «АПЕКС».
 
 
 

Выявленный объект культурного наследия: предмет охраны

 
«Павильон «Шестигранник», бывш. «Механизация» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, 1923 г., арх. И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников», расположенный по адресу: Москва, улица Крымский Вал, дом 9, стр.28 является выявленным объектом культурного наследия на основании решения Экспертной комиссии по вновь выявленным памятникам при УГК ОИП г. Москвы, архитектурной секции (протокол заседания от 10 мая 1989 г. № 10).
 
Правообладатель: Общество с ограниченной ответственностью «Парк девелопмент».
 
Предмет охраны объекта культурного наследия одобрен на заседании секции №2 «Государственный учет объектов культурного наследия города Москвы» Научно-методического совета при Департаменте культурного наследия города Москвы (протокол № 78 от 23.01.2019 г.) в составе:
  • местоположение здания 1923 года его роль в композиционно-планировочной структуре ансамбля Центрального парка культуры и отдыха им. М. Горького;
  • объемно-пространственная композиция здания 1923 года, состоящая из шести прямоугольных в плане двухсветных объемов, соединенных прямоугольными в плане одноэтажными галереями, образующими пространство внутреннего двора с чашей бассейна по центру композиции, включая высотные отметки по балкам перекрытий;
  • пространственно-планировочная структура интерьеров здания 1923 года в пределах опорных конструкций и перекрытий;
  • конструктивная схема здания 1923 года, включая несущие колонны, ригели, стропильные балки, их конструкция и материал (согласно акту о техническом состоянии бетонных конструкций);
  • чаша бассейна 1923 года, ее местоположение, форма и габариты.
 
 
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. Разрез. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. План. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
Проект реконструкции павильона «Шестигранник» в Москве. План. Архитектурное бюро SANAA. Источник: garagemca.org
 
 
 

История и архитектура павильона*

_____________
* По материалам Акта государственной историко-культурной экспертизы проектной документации по реставрации и приспособлению для современного использования выявленного объекта культурного наследия «Павильон «Шестигранник», бывш. «Механизация» на 1-й Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, 1923 г., арх. И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников» (г. Москва, улица Крымский Вал, дом 9, стр. 28). 25 ноября 2020 г.
 
 
Здание было построено в 1923 г. как один из выставочных павильонов первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки. Все павильоны выставки были построены из дерева. Исключением стал павильон «Механизация», сооруженный из железобетона.
 
Одной из серьезных проблем при возведении павильона являлись плохие грунты - болотистый участок с высоким уровнем грунтовых вод. Для строительства столь значительного сооружения - объем здания насчитывал 3897,17 куб. саженей — были разработаны сложные конструкции фундаментов, в качестве материала также использовали бетон. В столь сложных гидрогеологических условиях строительство павильона заняло всего полтора месяца. Ответственным за производство работ был назначен инженер Н. В. Андреев.
 
Архитектура павильона «Механизация» была выдержана в духе упрощенной ордерной классики, его объемно-пространственная композиция очень проста и в то же время оригинальна. В плане здание похоже на «шестерню» с шестью одинаковыми, ритмично расставленными, прямоугольными в плане корпусами, врезающимися в плоскость стены, окружающую внутренний двор. Описание первоначальной экспозиции в путеводителе 1923 года называет эти корпуса «лучами».
 
 
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». План. 1923 Бумага, карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». План. 1923 Бумага, карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
 
 
В основе конструктивной схемы лежит каркас из тонких железобетонных стоек, горизонтальных балок и деревянных стропильных ферм. Внутреннее пространство каждого корпуса разделено на высокую двухсветную центральную часть и более узкие одноэтажные боковые крылья, объединенные вместе и составляющие низкую галерею, огибающую все здание с внешней стороны. Несущие конструкции одноэтажных объемов составляют тонкие вертикальные опоры наружных стен, накрытые горизонтальной балкой, в свою очередь, являющуюся внешней обвязкой системы наклонных железобетонных стропильных балок с диагональными гуртами. Первоначально внутреннее пространство всех шести двухсветных корпусов и соединяющих их одноэтажных галерей было открыто во внутренний двор и не отделялось от него стенами.
 
 
Иван Жолтовский, Михаил Парусников. Рабочий проект павильона «Машины и орудия». Фрагмент фасада с показом деревянной обшивки. Вариант. 1923 Бумага, карандаш. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский, Михаил Парусников. Рабочий проект павильона «Машины и орудия». Фрагмент фасада с показом деревянной обшивки. Вариант. 1923 Бумага, карандаш. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
 
 
С внешней стороны широкий, как бы распластанный по земле павильон производит впечатление массивности и силы, что отвечало первоначальному назначению здания. Каждый корпус обращен наружу приземистой одноэтажной галереей с невысокой скатной кровлей. Над галереями возвышаются двухсветные объемы, опоясанные широкими фризами со стилизованными метопами и деревянными дентикулами. Двускатные кровли (не сохранились), перекрывавшие высокие объемы павильона, образовывали на их торцевых фасадах треугольные фронтоны. Вся схема декоративной отделки фасадов как низких, так и высоких объемов построена на ритмичном чередовании прямоугольных проемов с вертикальными стойками бетонного каркаса. Проемы между стойками заполнялись либо оконными рамами, либо легкими щитами из обшивных досок, составленных ячейками с различным рисунком: в елку, в шашку, или панцирной обшивкой. Ячейки фриза также были заполнены дощатой обшивкой. В центре наружных торцевых фасадов располагались широкие прямоугольные дверные проемы с двустворчатыми сетчатыми дверями элегантного рисунка. Их фланкировали большие трапециевидные ниши и прямоугольные окна с мелкой квадратной расстекловкой. На фасадах высоких объемов павильона, в уровне второго света, между стойками каркаса также были помещены оконные рамы аналогичного рисунка.
 
 
Вид на павильон «Машины и орудия». 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Вид на павильон «Машины и орудия». 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
 
 
Со стороны двора облик павильона был совершенно иным. Каркасная конструкция павильона представлялась совершенно прозрачной. Высокие бетонные стойки, квадратного сечения, центральных частей корпусов, объединенные горизонтальными балками, образовывали шестиколонные портики большого ордера, увенчанные треугольными фронтонами. С одной стороны, такое решение отсылало зрителя к архитектуре классических зданий, подчеркивая тем самым грандиозность архитектурного замысла, с другой создавало эффект удивительной стройности и легкости здания. Кроме того, конструктивная основа из каркаса бетонных опор позволяла свободно трансформировать внутреннее пространство павильона временными перегородками, приспосабливая каждую его часть в соответствии с выставляемыми экспонатами. Рассматривая различные варианты проектных чертежей и старых фотографий павильона, можно предположить, что так же универсально было решено и освещение залов внутри здания: прямоугольные окна обоих этажей могли закрываться модульными деревянными щитами. Это позволяло регулировать степень освещенности экспонатов. В центре двора был расположен круглый бассейн с фонтаном. По окончании строительных работ стены здания были окрашены в серый тон. Фронтоны, а также верхние части торцевых стен в интерьере здания были оформлены живописными панно, выполненными художниками А. А. Экстер и И. И. Нивинским.
 
 
Павильон «Машины и орудия». Вид из внутреннего двора. 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Павильон «Машины и орудия». Вид из внутреннего двора. 1923 Черно-белая фотопечать. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
 
 
В 1929 г., после того, как было принято решение (1928 г.) об устройстве на территории бывшей сельскохозяйственной выставки Парка культуры и отдыха, здание павильона «Механизация» было переоборудовано под Главную столовую. Для этого три из шести корпусов были отделены от внутреннего двора легкими стенами, в двух из них поставили плиты и устроили кухни. С внешней стороны между корпусами были встроены туалеты. Первоначально, так же, как и сам парк культуры и отдыха, столовая функционировала только в летнее время. Но уже в конце 1930-х гг., когда ЦПКиО стал первым парком с зимними аттракционами и несколькими катками, столовая была вновь перестроена. Все корпуса бывшего павильона «Механизация» были обстроены кирпичными стенами и приспособлены для круглогодичной работы. С 1935 г. столовая получила название «Шестигранник».
 
 
Павильон Шестигранник
Фото павильона, вид сверху. Источник: wikimapia.org
 
 
После войны часть помещений павильона передали хозяйственным службам ЦПКиО. Одна из секций («граней») в 1950-х годах была отдана под танцплощадку. Она запечатлена в фильме «Я шагаю по Москве» в сцене преследования. На ней же по сюжету начинается действие фильма «Стиляги». Здесь и в самом деле в 1950–60-е годы любила собираться свободолюбивая молодежь: по воспоминаниям современников, это было одно из немногих в Москве мест, где можно было потанцевать, причем не под идеологически правильные песни советских композиторов, а под современные модные мелодии.
 
В начале 1960-х гг. часть здания была переоборудована под цех по производству лимонада. В последние десятилетия павильон частями приспосабливали под кафе, ресторан, дискотеку и другие подсобные помещения, затем забросили совсем. Несколько раз павильон горел. В результате этого здание пришло в аварийное и частично руинированное состояние.
 
 
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». Разрез и дворовой фасад. 1923 Калька, карандаш, цветной карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
Иван Жолтовский. Проект павильона «Машины и орудия». Разрез и дворовой фасад. 1923 Калька, карандаш, цветной карандаш, тушь. Архив Музея современного искусства «Гараж», коллекция А. В. Щусева
 
 
В 1999 году Правительство Москвы приняло под государственную охрану памятник садово-паркового искусства ЦПКиО им. А. М. Горького. Единственный сохранившийся на его территории выставочный павильон «Механизация» (с 1923 г. - столовая «Шестигранник»), был отнесен к выявленным объектам культурного наследия с наименованием: «Павильон «Шестигранник» (бывший «Механизация») на 1-ой сельскохозяйственной выставке, 1923 г., арх. И. В. Жолтовский, В. Д. Кокорин, М. П. Парусников».
 
24 октября 2013 года павильон «Шестигранник» был продан Российским аукционным домом (РАД) одним лотом с другим зданием — двухэтажным нежилым помещением по адресу Крымский вал, дом 9, строение 32. Общая стоимость двух сооружений, которые до торгов находились в ведомстве ЦПКиО, составила 433,4 миллиона рублей. Победителем аукциона стало ООО «Парк девелопмент» — одна из структур Романа Абрамовича, который к этому моменту уже был соинвестором Парка Горького.
 
На данный момент выявленный памятник представляет собой руинированный железобетонный каркас шести корпусов. Здание сохранило свою объемно-пространственную композицию на начальный период строительства — 1923 год, представляющую собой шестигранник, состоящий из отдельных корпусов, расположенных по кругу, образующих открытый внутренний двор с местом для фонтана по центру.
 
Декоративный фонтан в центре внутреннего двора в настоящее время находится в нерабочем состоянии. Диаметр бассейна составляет 12,1 м. Дно чаши покрыто слоем земли и поросло самосевной растительностью. В ограждающих конструкциях чаши бассейна, выполненных также из монолитного железобетона обнаружены сколы и трещины.
 
Здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии. Отсутствие ограждающих конструкций и пожары привели к разрушению основных железобетонных конструкций здания и потере несущей способности.
 
Проектом предполагается восстановить утраченный облик здания, основываясь на общем архитектурном замысле И. В. Жолтовского, объединивший в себе новаторские идеи архитектуры начала ХХ века, пропорции античной архитектуры, классический принцип решения фасадов — ритмичное чередование заполнения межколонного пространства, а также передовые, на момент постройки, технологии в строительстве.
 
Проектом реконструкции предлагается:
  • восстановить объемно-планировочную композицию;
  • восстановить утраченный несущий каркас здания;
  • восстановить кровлю;
  • восстановить фасады.
 
Павильон сохраняет свое первоначально функциональное назначение — выставочное, и будет использоваться как культурно-просветительское учреждение с экспозиционными и публичными пространствами.
 
Приспособление объекта культурного наследия под современные цели планируется осуществить за счет освоения подземного пространства, с устройством в нем помещений для проведения публичных просветительских мероприятий и соответствующей инфраструктуры (гардеробы, санузлы). В основном объеме исторического здания планируется разместить выставочные залы, хранение музейных фондов, офисные помещения и ресторан.
 
На основании историко-архитектурной справки по истории строительства здания, с материалами архивных изысканий, выполненных ООО «ЦИГИ» основной цвет павильона «Шестигранник» определен как серый, также известно, что изначально железобетонные конструкции не были окрашены. Информация о цвете кровли в архивных материалах отсутствует.
 
Проектом предполагается сохранить основное колористическое решение в градациях серого цвета с уточнением в процессе проектирования.
 
 
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
 
 
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
 
 
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
Фото макета павильона «Шестигранник». Фото: Иван Ерофеев / Музей современного искусства «Гараж»
 
 
 

Павильон в контексте выставки 1923 года

 
Всероссийская сельскохозяйственная и кустарно-промышленная выставка — выставка в Москве, проходившая в 1923 году. Была первой выставкой такого масштаба, проведённой на территории СССР (России). Предшественница ВСХВ—ВДНХ.
 
Выставка была открыта 19 августа 1923 года. Основанием для строительства, проведения выставки послужил декрет ВЦИК «О Всероссийской сельскохозяйственной выставке» от 15 декабря 1922 года. Местом для её проведения послужили Воробьёвы горы, территория, на которой сегодня располагаются Парк им. Горького и Нескучный сад.
 
Большинство сооружений и павильонов были деревянными и сносились после завершения выставки по мере ветшания. В руинированном виде сохранился павильон «Механизация» — самый крупный на выставке и единственный, построенный на основе железобетонного каркаса. После уничтожения зажигательными бомбами в 1942 году павильона Культурно-просветительского отдела его название — «Шестигранник» — было перенесено на павильон «Механизация». В современной планировочной структуре парка также сохранились некоторые фрагменты планировки выставки.
 
В 1923 году здесь были выставлены новинки сельхозтехники: первые советские тракторы, плуги, молотилки, зерноочистительные и сортировальные машины.
 
 
С. О. Хан-Магомедов (Архитектура советского авангарда : Книга первая. Проблемы формообразования. Мастера и течения / С. О. Хан-Магомедов. — Москва : Стройиздат, 1996. — С. 71—72):
 
В 1922 г. Жолтовский создает проект планировки и застройки Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки в Москве (1923), а затем вместе с группой своих учеников проектирует и осуществляет в натуре основные павильоны этой выставки. Временные выставочные павильоны строились с использованием впервые применявшихся в нашей стране новейших конструктивных деревянных систем. Построенные по проектам и под руководством Жолтовского сооружения отличались изысканностью пропорций, тщательно прорисованными деталями, гармоничными отношениями отдельных частей. Они образовывали хорошо продуманные ансамбли, пространственная организация которых учитывала многочисленные точки зрения и ракурсы.
 
Однако в этой работе Жолтовского были не только продемонстрированы блестящее художественное мастерство и тонкий вкус самого мастера, но и наглядно проявились традиционалистские тенденции его творческой концепции. Они сказались, во-первых, в нивелировании творческих индивидуальностей молодых архитекторов, работавших вместе с Жолтовским, а во-вторых, в отсутствии стремления создать новые формы. Павильоны решены в духе упрощенной ордерной классики, при этом возможности новых деревянных конструкций были использованы лишь для чисто внешнего «осовременивания» традиционных форм, а не для создания принципиально новых решений.
 
Новые конструктивные формы (полуциркульные кружального типа фермы из гнутых досок на болтах и нагелях, трехшарнирные фермы на болтах, новая «узорная» обшивка вместо традиционной «вагонки» и др.) оказались как бы закрыты футлярами ордерных композиций или были истолкованы в духе неоклассики.
 
В этом проявилась одна из характерных особенностей подхода Жолтовского к проблеме формообразования. Он не стремился разрабатывать новые формы, видя главную задачу в гармонизации объемно-пространственной композиции и в профессионально грамотном использовании уже имеющихся форм. Причем это была не только манера личного творчества Жолтовского, но и его принципиальная убежденность. Основной сферой приложения художественного таланта зодчего он считал не разборку новых форм, а гармоническое пропорционирование архитектурной композиции. Здесь Жолтовский допускал и даже считал необходимыми новаторские поиски. Создание в пределах традиционной классической ордерной системы по-новому спропорционированной гармоничной композиции он рассматривал как главную цель формально-эстетических поисков. Это, по мнению Жолтовского, и было настоящим новаторством. В то же время он не видел убедительных причин, чтобы создавать принципиально новые формы и искренне старался оградить архитектурную молодежь от влияния подобных экспериментов.
 
Создавая павильоны сельскохозяйственной выставки 1923 г., Жолтовский считал возможным в этой «несерьезной» временной архитектуре широко использовать новые конструкции и даже оставлять их открытыми (особенно в интерьерах), пропорционируя и гармонизуя объемно-пространственную композицию в духе неоклассики (входная арка, павильон «Шестигранник» и др.). Обилие открытых конструкций в павильонах выставки, хотя эти конструкции и не играли решающей роли в композиции, — будучи подчиненными общей классической схеме, — дало даже основание одному из критиков тех лет назвать архитектуру выставки «строительным конструктивизмом». Это можно было бы считать терминологической оговоркой автора статьи, если бы не слова главного архитектора выставки А. Щусева, который в беседе с корреспондентом одной из газет говорил в сентябре 1923 г.: «Наша выставка является по существу не только сельскохозяйственной, но выставкой архитектуры. Поколения архитекторов будут на ней учиться. А вложенная в нее идея конструктивизма и настоящей красоты форм отображает собой ее живую связь с современностью, отбрасывающей мертвые формы «чистого» эстетизма прошлого»¹.
____________
¹ Из истории советской архитектуры 1917—1925 гг. — М., 1963. — С. 178.
 
 

19 декабря 2021, 22:21 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий