наверх
 
Удмуртская Республика


Абрамов А. С. Мавзолей Ленина. — 5-е, дополненное издание. — Москва, 1980

Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980  Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 
 

Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980. — 144 с., ил.

 
 
В книге рассказывается о строительстве Мавзолея В. И. Ленина, его архитектуре, истории почетного караула, о Революционном некрополе у Кремлевской стены и о связанных с ними важнейших событиях на Красной площади.
 
 
 

МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА

 
 
Мавзолей Ленина прост, как мысль.
Мысль Ленина проста, как деяние.
Деяние Ленина просто и велико, как Революция.
 
В. Броневский, польский поэт.
 
 
В ночь на 24 января 1924 года архитектор А. В. Щусев получил срочное правительственное задание: к моменту похорон Ленина спроектировать и построить на Красной площади у Кремлевской стены временный Мавзолей* со склепом для гроба вождя. Требовалось, чтобы усыпальница могла пропускать множество людей, желающих проститься с Ильичем.
____________
* Название «мавзолей» происходит от гробницы карийского царя Мавсола, сооруженной в Галикарнасе (Малая Азия) архитекторами Пифеем и Сатиром в середине IV века до нашей эры. Гробница просуществовала почти 18 веков.
 
В эту ночь А. В. Щусев долго бродил по Красной площади, присматриваясь к ней, словно видел ее впервые. Постепенно в его голове созревали первые замыслы... Добравшись до мастерской, он пригласил друзей-архитекторов, посоветовался с ними и проработал до рассвета...
 
Утром эскизный проект Мавзолея был готов, утвержден правительственной комиссией, и архитектор, прибыв на Красную площадь, сделал разбивку плана постройки возле Сенатской башни Кремля.
 
Поскольку срок был малым, а Мавзолей проектировался временным, его возводили из дерева — наиболее легко обрабатываемого материала.
 
По чертежам А. В. Щусева на Сокольническом лесном складе готовили деревянные брусья и доски из лучшей архангельской сосны. Их подвозили на лошадях на Красную площадь.
 
«Усыпальницу вождю, — вспоминал старейший строитель Г. И. Григорьев, — возводили более ста человек Сокольнической стройконторы и Московского управления коммунального хозяйства. Ежедневно на площадку приходило много рабочих-добровольцев, также желавших участвовать в сооружении Мавзолея Ленина».
 
Лютые морозы доходили почти до 30 градусов. Одного плотника-бородача спросили: «Холодно, отец?» Он проговорил: «Да, но на сердце еще холоднее».
 
В морозном воздухе гулко стучали ломы, кирки, лопаты. Предстояло вынуть более 50 кубометров грунта. Но замерзшая почва была как камень. Ломы тупились. Костры, зажженные, чтобы отогреть грунт, почти не помогали. Казалось, земля не хочет, не может принять того, кто так нужен людям...
 
Вызвали красноармейцев-саперов. Сосредоточенные, они приступили к делу. Продолбили шурфы, натянули бикфордовы шнуры. Взрывать землю надо было осторожно, чтобы не повредить соседние Братские могилы, статую рабочего, находившуюся поблизости, и мемориальную доску на Сенатской башне. Бойцы применили мелкие подрывные патроны.
 
Прозвучала команда: «Берегись!» Люди укрылись в безопасных местах. Загремели короткие взрывы. Вверх полетели земля и камни. Жители Москвы встревожились, прислушиваясь к неожиданной, как казалось, артиллерийской канонаде... Лишь к вечеру 24 января удалось достичь мягкого слоя почвы, промерзшей на 1,5 метра...
 
Неожиданно землекопы натолкнулись на подземные электрические кабели, а затем на старинные стены и своды. Это сильно замедлило и затруднило работы. Сдерживало темпы и отсутствие некоторых стройматериалов, потребность в которых выяснилась только в ходе дела. Чтобы уложиться в срок, Комиссия по устройству склепа предложила несколько сократить первоначальный план работ, в частности, уменьшить размер котлована и не возводить над усыпальницей предусмотренные архитектором колонны.
 
Стужа, как огонь, обжигала руки землекопов и плотников. Но они не снижали темпов.
 
Пока землекопы и саперы углубляли котлован, плотники, не теряя времени, сбивали деревянный каркас Мавзолея прямо на площади, чтобы потом опустить его готовым на место.
 
«Работали и днем и ночью, при свете прожекторов, — вспоминал Г. И. Григорьев. — Изредка бежали обогреться в два трамвайных вагона, установленных около стройки и снабженных электроотопителем, или у костров из щепок. А через десять минут — снова за работу! Окончив смену, люди не хотели уходить и продолжали трудиться».
 
Строители вкладывали в печальную и почетную работу все свое умение, всю любовь к Ильичу.
 
За сооружением Мавзолея постоянно наблюдали члены правительственной комиссии по организации похорон В. И. Ленина, архитектор А. В. Щусев, начальник Сокольнической стройконторы М. Е. Борзов. На площадке неотлучно находились руководители Московского профсоюза строительных рабочих.
 
Как вспоминал старый коммунист маляр А. Ф. Кузоваткин, возводить Мавзолей помогали революционные эмигранты. 25 января на стройку пришли венгерские коммунисты во главе с Бела Куном. Потом появились поляки, австрийцы, финны...
 
Мавзолей был готов к сроку. 27 января в 16 часов он принял гроб с телом вождя революции. Среди безмолвных людей, стоявших на Красной площади, были и строители усыпальницы.
 
Ежедневно к склепу приходили представители делегаций, не успевшие почтить память В. И. Ленина на похоронах. К подножию Мавзолея возлагались многочисленные венки.
 
 
Первый деревянный Мавзолей сильно отличался от нынешнего гранитного.
 
На земле высился темно-серый куб*, увенчанный небольшой трехступенчатой пирамидой. Отделанный струганым чистым тесом — вагонкой в «русскую елку», он поднимался над землей примерно на 3 метра. По фасаду было выложено из черных деревянных брусков — ЛЕНИН.
____________
* Куб — символ вечности.
 
Справа и слева от этого куба виднелись две меньшие одинаковые деревянные постройки, похожие на будки, — для входа и выхода посетителей. Правая лестница спускалась почти на 3 метра в Траурный зал. Стены лестницы и кубического зала были обиты красной материей с черными полосами в виде пилястр. На потолке склепа, на фоне красной и черной материи, собранной в складки, лучеобразно сходящиеся к центру, пламенел символ рабоче-крестьянской власти — серп и молот. Интерьер Мавзолея был оформлен по рисункам художника И. И. Нивинского.
 
В центре зала на возвышении стоял саркофаг с телом Владимира Ильича. В верхней металлической крышке гроба были застекленные прорезы — два боковых и один сверху, через которые можно было видеть В. И. Ленина по пояс.
 
Склеп освещался двумя матовыми люстрами, висевшими над гробом. От входного коридора Траурный зал отделяла стеклянная дверь. Два окна с зеркальными стеклами позволяли в ясную погоду обходиться в склепе без электрического освещения.
 
30 января Комиссия по организации похорон В. И. Ленина сообщила, что, поскольку «за поспешностью работ по сооружению склепа для тела В. И. Ленина не все работы и необходимые оборудования внутри склепа были закончены», доступ туда временно закрыт. В середине февраля Мавзолей был открыт для посещения.
 
Ежедневно на Красной площади собирались огромные массы трудящихся, желавших пройти к гробу Владимира Ильича и проститься с ним. Однако пропустить всех не было возможности: размеры склепа были невелики, к тому же при прохождении людей воздух в нем нагревался, что было опасно для сохранения тела. Несмотря на ограниченный доступ, за полтора месяца в Мавзолее побывало более 100 тысяч человек.
 
Приближалась весна. Потепление делало невозможным дальнейшее сохранение тела Владимира Ильича. В конце марта доступ в Мавзолей был прекращен, чтобы ученые попытались провести новое бальзамирование.
 
Правительственная комиссия по увековечению памяти В. И. Ленина (председатель Ф. Дзержинский) поручила Л. Б. Красину помочь ученым, а также организовать усовершенствование склепа. Красин писал в «Правде»: «...То временное сооружение, которое выросло на Красной площади в течение короткого срока этих нескольких незабываемых дней, следовавших за кончиной вождя, конечно, может существовать лишь ровно столько времени, сколько необходимо для сооружения постоянной гробницы».
 
Мысль о сооружении достойной усыпальницы любимому вождю волновала советских людей с первого дня траура. Еще 25 января рабочие 1-й Государственной фабрики электрических ламп предложили возвести покойному Ильичу памятник-дворец. Такую же мысль высказали, например, сотрудники Главного морского технического хозяйственного управления. В этих предложениях отражалась глубокая любовь трудящихся к Ильичу.
 
Архитектор А. Щусев получил новое правительственное задание: перестроить Мавзолей, придав ему монументальную архитектурно-художественную форму. Мавзолей должен был сохранить простоту очертаний и архитектурно сочетаться с кремлевской стеной и Красной площадью. Так началась работа над созданием второго деревянного Мавзолея.
 
1 марта в Московском архитектурном обществе под председательством А. Щусева состоялась дискуссия о формах увековечения памяти Владимира Ильича. На ней выступил Л. Красин. Он считал уместным придать гробнице вождя «форму народной трибуны, с которой будут произноситься будущим поколениям речи на Красной площади». Л. Б. Красин советовал избегать больших скульптурных фигур на Мавзолее. «Что касается надписей на гробнице, — говорил он, — то ими также не следует злоупотреблять, и, пожалуй, наилучшим решением будет здесь та жуткая по своей простоте надпись, которую несет на себе временное сооружение, просто: ЛЕНИН».
 
Некоторые считали, что отдельный Мавзолей, гробница не нужны. В одной из статей в «Правде» автор, дискутируя с Л. Красиным, предлагал поставить на Красной площади «исполинских размеров фигуру Ленина, призывающего пролетариат на смертный бой с капитализмом. Таким его не раз видела Красная площадь. Таким он должен остаться там навсегда».
 
Однако роскошная усыпальница или гигантский памятник не встретили поддержки. Немалую роль в этом сыграли правдивые слова Н. К. Крупской, сказавшей в те траурные дни: «Не устраивайте ему памятников, дворцов его имени, пышных торжеств его памяти — всему этому он придавал так мало значения, так тяготился всем этим. Помните, как много еще нищеты, неустройства в нашей стране...»
 
Большинство архитекторов, участвовавших в дискуссии, согласились, что могила В. И. Ленина «по условиям архитектурного ансамбля Красной площади не должна быть грандиозной по своим размерам», но монументальной и «более подземного характера с небольшой надземной частью...».
 
Как создать на Красной площади, среди могучих каменных сооружений маленький деревянный Мавзолей великому вождю, Мавзолей, который стал бы главным элементом всемирно известного архитектурного ансамбля?
 
Талантливый архитектор блестяще справился с этой сложной проблемой. А. Щусев сохранил ступенчатую композицию простых, лаконичных форм Мавзолея, увеличил его размеры и добавил портик и трибуны. Усыпальница сразу стала монументальней, совершенней, величественней.
 
14 марта правительственная комиссия утвердила проект хрустального саркофага, разработанный архитектором К. Мельниковым.
 
Весной 1924 года началось сооружение нового Мавзолея Ленина. К 1 Мая большинство работ было закончено.
 
Участники первомайской демонстрации склоняли знамена перед новой усыпальницей вождя. С Мавзолея их приветствовали руководители партии и правительства. По бокам Мавзолея развевались траурные знамена. На одном было начертано: «Пронесем твое имя через весь мир», на другом: «Выполним твои заветы».
 
Новую усыпальницу окружал сквер с низкой железной оградой. Дубовые доски нижнего яруса Мавзолея, стоявшие строгой вертикальной шеренгой, представляли собой словно несокрушимую стену. Они были сшиты фигурными коваными гвоздями, которые скупо, но выразительно лишний раз подчеркивали монументальность усыпальницы. Тяги, двери и колонны венчающего портика были из черного дуба, цвет которого выражал идею траура и скорби.
 
Перестройку Мавзолея полностью завершили в конце мая. Однако из-за работ по бальзамированию он оставался закрытым до 1 августа.
 
Второй деревянный Мавзолей был очень похож на нынешний гранитный, так хорошо знакомый и дорогой трудящимся всей земли. Тот же ступенчатый силуэт, та же уравновешенность частей. Мавзолей гармонично сочетался с могучей кремлевской стеной, ступенчато-шатровым силуэтом ее башен. Ленинская усыпальница стала центром архитектурного ансамбля Красной площади.
 
1 августа 1924 года Мавзолей открыл свои двери для посетителей. В 18 часов оркестры заиграли похоронный марш. Первыми в усыпальницу вождя вступили представители столичных рабочих. Они внесли знамя Парижской коммуны, недавно подаренное Москве, и укрепили в Мавзолее священный стяг*, под которым шли в бой коммунары. До позднего вечера мимо Ильича, спящего вечным сном в стеклянном саркофаге, проходили московские рабочие. «Перед их глазами, — писала «Правда», — был все тот же Ильич, Ленин, зажавший правую руку в кулак, вот-вот готовый встать, потрясти ею и воскликнуть: «Помни уроки Парижской коммуны!»
____________
* Ныне это знамя хранится в Центральном музее В. И. Ленина.
 
Предполагалось что в первые дни Мавзолей Ильича будет посещать по 2 тысячи человек. Однако проходило значительно больше людей.
 
7 ноября перед Мавзолеем Ленина войска Московского гарнизона, выстроенные для парада в честь Октябрьской годовщины, приняли Красную присягу.
 
В 1924 году усыпальницу вождя посетило более 500 тысяч человек.
 
Второй деревянный Мавзолей простоял пять лет, до 1929 года*.
____________
* Миниатюрные макеты второго Мавзолея можно видеть в Центральном музее В. И. Ленина и в Музее архитектуры имени А. В. Щусева в Москве.
 
* * *
 
К 1929 году стало ясно, что бальзамирование тела Владимира Ильича блестяще удалось. После напряженной работы советские ученые гарантировали сохранение тела на длительные сроки.
 
Правительство постановило заменить деревянный Мавзолей каменным. Объявленный ранее международный конкурс не дал положительных результатов. Поэтому решили сохранить архитектуру Мавзолея, который стал привычен народу, дорог как память об Ильиче. Правительственную комиссию по постройке постоянного Мавзолея возглавил К. Е. Ворошилов. Сооружение каменной усыпальницы поручили автору проекта — академику А. В. Щусеву.
 
Воспроизводя в камне формы деревянного Мавзолея, архитектор не стал механически их копировать. Стараясь сделать усыпальницу еще выразительней, он вдумчиво искал, максимально используя возможности другого строительного материала. Прошедшие годы были годами новых больших побед социалистического строительства в СССР и международного коммунистического движения, и архитектор пытался полнее отобразить в Мавзолее величие и бессмертие ленинского дела. Сохраняя архитектурный ансамбль Красной площади, зодчий-творец создавал новые формы, соотношения элементов, новые ритмические соразмерности, искал лучшее цветовое решение.
 
Разработав несколько вариантов, А. В. Щусев сделал макет Мавзолея в граните. «Гранитный проект» был утвержден правительством, и зодчий приступил к детальным чертежам.
 
Строительную площадку обнесли забором. Рядом соорудили бараки для обработки, шлифовки и полировки камня.
 
Третий, постоянный Мавзолей сооружал трест Мосстрой под руководством прораба И. В. Певзнера.
 
Начиная кладку, белорусский каменщик Н. К. Фоменков написал на кирпиче, покрытом воском: «Товарищ Ленин, ты всегда живешь», и вся бригада расписалась. Гомельские мастера, возводившие стены Мавзолея, выразили думы всех строителей, всех трудящихся... И уникальный кирпич с рабочими автографами лег в основание фундамента.
 
Архитектор А. В. Щусев и представитель правительственной комиссии инженер К. С. Наджаров объехали многие каменоломни страны. Для облицовки ленинской усыпальницы были отобраны ценные и благородные материалы — мрамор, порфир, гранит, лабрадор, лабрадорит и габронорит.
 
Рабочие карьеров Украины, Урала, Карелии, где добывали камни для Мавзолея, трудились с особым старанием, стремясь быстрей и лучше выполнить ответственное задание.
 
«На Головинском карьере Житомирской области, — вспоминал старейший специалист по камню В. И. Длоуги, — нашли черный лабрадор, на котором предстояло сделать простую и волнующую надпись — ЛЕНИН.
 
Однако каменотесов постигла неудача: от взрыва камень дал трещину. Стали добывать второй монолит. Трудились по 10 часов в сутки. Его удалось выковать значительно быстрее. Весил он ни много ни мало — около 60 тонн. Как поднять такую махину? В карьере было всего шесть старых домкратов и одна лебедка. Рабочие и инженеры предлагали разные способы. Решили поставить добытую глыбу на катки из молодых срубленных дубков. Так и сделали.
 
Затем возникла новая трудность: на чем везти монолит? Из Москвы прислали восьмиколесную телегу, весившую 16,5 тонны; ширина каждого колеса равнялась 60 сантиметрам. Осторожно погрузили на нее черный лабрадор, и два трактора медленно потащили его к железной дороге.
 
От карьера до станции Горбаши расстояние небольшое— 16 километров, но камень везли восемь дней. Колеса оставляли след глубиной около полуметра. Телега дважды опрокидывалась.
 
Местные жители всячески помогали везти камень для Мавзолея Ленина. Его доставляли по эстафете — население одной деревни сопровождало монолит до следующей деревни. Там его принимали другие. И так до самой станции.
 
В Горбашах не было железнодорожной платформы, способной выдержать 60-тонный лабрадор. Прислали специальную 16-колесную платформу, найденную на Ижорском заводе, на которой в первую мировую войну перевозили из Петрограда в Севастополь подводные лодки. На нее погрузили наш монолит.
 
Приехали на Киевский вокзал Москвы. Опасаясь, что Бородинский мост рухнет под тяжестью камня, платформу перегнали на Ленинградский вокзал. Оттуда ночью, по пустынным улицам перевезли черный лабрадор на Красную площадь. Путь, который обычная автомашина проходит за 7—10 минут, занял два часа.
 
Не раз, бывая в Москве, каменотесы любовались своим черным монолитом с надписью ЛЕНИН, который они добыли и доставили в столицу, несмотря на все трудности».
 
Этот камень был самым большим. Другие монолиты и плиты для облицовки Мавзолея весили от 1 до 10 тонн, а черный лабрадор для постамента под саркофаг — 20 тонн.
 
Напряженно работали строители. Трудно и медленно поддавался камень обработке. Не один десяток шпунтов тупился, пока проходили квадратный метр. Полировка квадратного метра камня средней твердости длилась примерно 3,5 дня. Но гранитчики с упорством врубались в камень. Они знали, что строят памятник Ильичу, и сознание этой высокой ответственности, чувство колоссальной гордости, что именно им выпала честь строить усыпальницу вождю, утраивали их силы и энергию. Чаще стучали молотки и закольники, глубже вгрызались шпунты.
 
Всего потребовалось 2900 квадратных метров полированного гранита.
 
Большой монолит подняли и поставили над входом с помощью четырех железнодорожных домкратов и множества обыкновенных. Гнезда для букв ЛЕНИН вырубили тверской гранитчик М. Д. Митянов и его напарник И. Тургин; они же отшлифовали эти буквы.
 
Все республики участвовали в строительстве памятника-усыпальницы дорогого вождя. Белоруссия прислала свой лучший гранит, добытый близ Минска, в районе деревни Дрозды, Армения — черный камень с золотистыми прожилками... Верхнюю — венчающую — плиту Мавзолея (из красного карельского кварцита) установили на 36 колонках разных пород гранита, доставленных из всех семи союзных республик — РСФСР, Закавказской Федерации, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Стройная колоннада венчающего портика как бы символизирует нерушимую дружбу народов СССР.
 
Зарубежные да и некоторые отечественные специалисты считали, что сооружение Мавзолея займет четыре-пять лет. Советские строители воздвигли его с необычной быстротой — всего за 16 месяцев. Каменный Мавзолей был готов в октябре 1930 года.
 
Внешний объем Мавзолея увеличился с 1300 до 5800 кубометров, внутренний — с 200 до 2400 кубометров. Мавзолей стал выше на 3 метра. Его общий вес составил примерно 10 тысяч тонн.
 
Одновременно проводилась реконструкция Красной площади: по обеим сторонам Мавзолея сооружали трибуны на 10 тысяч человек; реставрировали кремлевскую стену от Спасской башни до Арсенальной; сняли Иверские ворота, а памятник Минину и Пожарскому перенесли с центра площади к храму Василия Блаженного; площадь перемостили кубическим гранитом и т. д.
 
Мавзолей Ленина занял на Красной площади самую высокую точку; площадь приобрела особую парадность.
 
Мавзолей Ленина — одно из лучших произведений мирового зодчества.
 
* * *
 
«Прост, как правда», — сказал сормовский рабочий Д. Павлов М. Горькому о великом Ленине. Так же прост Мавзолей Ленина.
 
Талантливый зодчий А. Щусев создал монументальный памятник вождю, поражающий не пышностью, вычурностью или декоративностью, а величественной простотой и лаконичностью.
 
Издавна архитектура всех мавзолеев выделялась самодовлеющей изолированностью, замкнутостью, недоступностью. Этого нет в Мавзолее Ленина. Небольшие лестницы ведут на трибуну, несколько ступенек с тротуара в ограду и из ограды на цоколь. Простое, близкое народу сооружение рассчитано на посещение миллионами людей.
 
Усыпальница Ильича облицована черным и серым лабрадором и красным гранитом, причем серый служит как бы фоном для двух других цветов. Над входом — блок черного камня с врезанной надписью ЛЕНИН из красного полированного кварцита.
 
Красный и черный — цвета советского государственного траурного флага. Преобладающий красный — это цвет революционных знамен, черный передает безграничную скорбь народа.
 
Справа и слева от входа две наружные лестницы, ведущие на трибуны. При частичной реконструкции Мавзолея в 1944 году над входом, на первом уступе пирамидальной части, была устроена еще одна — главная трибуна для руководителей партии и правительства.
 
Венчающая Мавзолей плита из блоков красного карельского кварцита лежит на 36 четырехгранных гранитных колоннах: четырех угловых — красных, остальных — черных.
 
Площадка-сквер, окружающая усыпальницу, выстлана гранитными шлифованными плитами. На ней четыре газона, окаймленных тонкой лентой красного гранита. Там высятся голубые ели, как бы символизирующие вечную молодость. Ограда усыпальницы высотой 80 сантиметров — из полированного серого и черного лабрадора; в ней три решетчатые двери, укрепленные на блоках красного и черного гранита.
 
Гостевые трибуны — вправо и влево от Мавзолея — сначала были железобетонными, частично окаймленными кованым серым украинским гранитом, частично оштукатуренными раствором с примесью крошки розового гранита. В 1973—1974 годах они заменены новыми — из серого гранита.
 
Та же величественная простота и лаконичность свойственны и внутренним помещениям Мавзолея.
 
Входная дверь, как и остальные, — металлическая, с пустотами, предохраняющими от промерзания, окована патинированной медью.
 
Вступая в вестибюль, вы видите поблескивающий на стене барельеф Государственного герба СССР. Он напоминает о том, что здесь покоится создатель Союза Советских Социалистических Республик. Герб выкован в плите серого лабрадора (ее размеры 185×220 см) мастером-гранитчиком А. Бунегиным по эскизу скульптора И. Иванова-Шадра. На стене, как голубые звездочки на темном небе, мерцают васильковые блестки.
 
Слева — гранитная лестница трехметровой ширины, ведущая вниз. Ее стены облицованы серым лабрадоритом, с уступчатой панелью из черного лабрадора и габронорита. Внизу лестницы — дверь в Траурный зал.
 
Зал — это десятиметровый куб, завершающийся уступчатым потолком.
 
В центре Траурного зала — саркофаг с телом Владимира Ильича на черном постаменте.
 
В середине 1945 года в Мавзолее установили саркофаг, который принципиально отличался от предыдущих. Стеклянные стенки прежнего саркофага, имевшего форму треугольной призмы, давали сильное отражение, несовершенно было и освещение. Требовалось найти такой угол наклона стекол, чтобы они совсем не давали отражения. Начав работы в 1939 году, группа сотрудников Всесоюзного электротехнического института во главе с кандидатом технических наук Н. В. Горбачевым после множества экспериментов создала саркофаг, имевший форму перевернутой трапеции. Стекла не только не давали отражения — казалось, их нет вовсе; не видно стало и источников света. Светооптические приборы и зеркальные лампы скрыли в верхней плите саркофага. Каждый пучок света, испускавшийся приборами, изменялся — по направлению, по силе, по величине пятна и цвету, чтобы лучше осветить Ильича. Саркофаг украшали группы знамен, склоненных в прощальном боевом привете, Государственный герб СССР, ажурные лавровые и дубовые листья.
 
В 1946 году создатели саркофага — академик А. В. Щусев, кандидат технических наук Н. В. Горбачев, профессор С. О. Майзель, конструктор Н. Д. Федотов и скульптор Б. И. Яковлев были удостоены Государственной премии.
 
В 1968—1972 годах советские ученые создали новый, еще более совершенный саркофаг (главный конструктор — Н. А. Мызин, автор архитектурного проекта и художественного оформления — скульптор Н. В. Томский). Внешняя форма саркофага и угол наклона стекол остались те же. Но, используя последние достижения науки и техники, ученые и инженеры создали ряд новых систем, улучшили систему управления освещением и отдельные конструкции. Проще и величественней стало художественное оформление, ранее несколько перегруженное украшениями. Новый саркофаг был установлен в Мавзолее в апреле 1973 года.
 
Верхняя ступенчатая плита саркофага как бы висит на прозрачных стенках. Ее поддерживают четыре угловые металлические колонки, фактически не замечаемые глазом. Нижняя ступень плиты покрыта красноватой орской яшмой. По бокам саркофага — два склоненных золотистых знамени — боевое и трудовое; они бронзовые, но благодаря специальной подсветке кажутся атласными. Знамена «полны жизни», символизируя бессмертие и мощь ленинского дела. У изголовья — Государственный герб СССР, обрамленный ветвями дуба и лавра — символами мужества и славы; в ногах — ветви, перевитые лентой. Все украшения — бронзовые. И саркофаг и знамена подсвечены невидимыми специальными приборами.
 
Простые и строгие линии нового саркофага хорошо гармонируют с общей архитектурой Мавзолея.
 
В создании саркофага участвовали труженики московских заводов «Знамя труда», «Красный пролетарий», Мытищинского завода художественного литья, предприятий Ленинграда, Львова и других городов.
 
Немногие из почти 100 миллионов людей, побывавших в Траурном зале, смогут рассказать, как он выглядит. Это понятно: одну-полторы минуты пребывания в зале все смотрят на Ильича.
 
Вы обходите саркофаг с трех сторон по гранитной площадке с красным парапетом, приподнятой на 60 сантиметров. Кажется, что на стенах развеваются огненные знамена (это в серый лабрадорит инкрустирована лента из смальты-пурпурина). Знамена словно сопровождают проходящих под ними людей и выражают этим идею мирового революционного движения, идею вечности и непобедимости ленинизма.
 
Траурный зал облицован черным и серым лабрадором. Красные кварцитовые пилястры, напоминающие строгие колонны, как бы оттенены справа полосами черного лабрадора и опираются на черную панель габронорита.
 
На полу чередуются плиты черного и серого гранита. В зал льют мягкий отраженный свет электрические зеркальные лампы, скрытые в горизонтальных складках потолка.
 
Обойдя саркофаг, вы выходите из Траурного зала в дверь, расположенную напротив входной. Гранитная лестница ведет наверх.
 
Внешний вид Мавзолея неразрывно связан с внутренним. Кубический объем Траурного зала, уступы его перекрытий и марши лестницы ясно чувствуются в наружной ступенчатой форме сооружения.
 
Цвет Мавзолея хорошо гармонирует с окраской кремлевской стены и башен, трибун, всей площади и с зеленью. Однако блестящий полированный камень усыпальницы, близкий по цвету кремлевской стене, не сливается с ней, а, наоборот, выделяется на ее матовом фоне...
 
Мы настолько привыкли к Мавзолею Ленина на Красной площади, что не можем себе представить, что когда-то его здесь не было.
 
За постройку Мавзолея Алексей Викторович Щусев (1873—1949) был удостоен в 1930 году звания заслуженного архитектора СССР. В 1939 году выдающийся зодчий был избран действительным членом Академии архитектуры СССР, в 1943 году — академиком Академии наук СССР. За плодотворную деятельность А. В. Щусев награжден орденом Ленина и двумя орденами Трудового Красного Знамени; четыре его работы, в том числе проект саркофага для тела В. И. Ленина, отмечались Государственной премией.
 
Один из рабочих, строивших гранитный Мавзолей, С. Любимов сказал: «Своей монолитностью Мавзолей напоминает твердость, цельность, непоколебимость той теории, основателем и вождем которой был Ленин».
 
* * *
 
...С тех пор — с 1930 года — Мавзолей Ленина лишь однажды временно изменил свой внешний вид.
 
В конце июня 1941 года москвичи, проходившие по Красной площади, с удивлением увидели на месте Мавзолея двухэтажный жилой дом. «Перед нами,— вспоминал бывший комендант Кремля генерал-лейтенант Н. К. Спиридонов, — встала задача: как защитить ленинский Мавзолей от фашистских бомб? Укрыть его мешками с песком? Все равно при прямом попадании это не спасет... По совету художников и архитекторов во главе с Ф. Ф. Федоровским и Б. М. Иофаном мы прибегли к маскировке. Достали 1500 метров сурового полотна. За два-три дня скроили и сшили «дом», нарисовали на нем окна и двери и затем натянули материю на каркас, возведенный вокруг и над усыпальницей Ильича. Каркас был из металлических сборных труб, чтобы уменьшить ущерб от возможного пожара от зажигалок.
 
Одновременно погасили и зачехлили звезды на кремлевских башнях; покрыли стойкими красками золотые главы церквей и соборов; нарисовали на кремлевской стене, на Красной и Ивановской площадях окна и двери. Броский ориентир — излучину Москвы-реки — служба маскировки Моссовета забила баржами и плотами с ложными сооружениями. Сверху район стал казаться нагромождением старых мелких строений. Кремль и Мавзолей как бы слились с окружающими зданиями».
 
Маскировка в известной мере дезориентировала фашистских летчиков и мешала целевым ударам. Гитлеровские пилоты так и не смогли повредить усыпальницу Ильича.
 
Мавзолей Ленина стоял замаскированным примерно 4,5 месяца. Полотняный дом убрали в ночь на 7 ноября — накануне исторического парада защитников Москвы.
 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
СЕРДЦЕ ЗЕМЛИ.. 3
СТОПУДОВАЯ ВЕСТЬ.. 6
НА СПИНАХ РЫДАНИЙ И МАРШЕЙ.. 20
МАВЗОЛЕЙ ЛЕНИНА.. 32
ОБЪЕКТ «МОНОЛИТ».. 48
НАДЕЖНЫЙ БАЛЬЗАМ.. 53
ПОСТ № 1.. 61
У КРЕМЛЕВСКОЙ СТЕНЫ.. 66
ЛЕНИН И ЖИЗНЬ — ТОВАРИЩИ.. 72
ЛУЧШИЙ ПАМЯТНИК.. 91
 

 

Примеры страниц

 
Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 
Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980  Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 
Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 
Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 
Мавзолей Ленина / А. С. Абрамов. — 5-е, дополненное издание. — Москва : Московский рабочий, 1980
 

 

Скачать издание в формате djvu (яндексдиск; 6,9 МБ).
 
 

23 апреля 2020, 21:04 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
УралДомСтрой
Архитектурное бюро КУБИКА
Компания «Уралэнерго»
Фототех-Поволжье
ООО «АС-Проект»
Архитектурное бюро «РК Проект»
Джут