наверх
 

Атаров Н. Дворец Советов. — Москва, 1940

Дворец Советов / Н. Атаров. — Москва : Московский рабочий, 1940  Дворец Советов / Н. Атаров. — Москва : Московский рабочий, 1940
 
 
 

Дворец Советов / Н. Атаров. — Москва : Московский рабочий, 1940. — 163 с., 20 вкл. л. ил. : ил.

 
 
 
Дворец Советов — грандиозный памятник величайшему гению человечества В. И. Ленину.
 
О нем будет написано много книг.
 
Предлагаемая вниманию читателя книга — первая, которая в литературно-художественной форме пытается дать представление о сложном многообразии архитектурных и научно-инженерных проблем, разрешаемых в процессе строительства Дворца Советов.
 
Каждый день вносит в этот процесс немало изменений: по мере развертывания строительства изменяются, совершенствуются отдельные элементы будущего здания. Естественно, что книга не может поспеть за всеми этими изменениями и завтра быть в такой же степени точной, как сегодня. Да этого и не требуется.
 
Основная задача этой книги — обрисовать контуры великой стройки в нашем сегодняшнем представлении о ней. Книга Н. Атарова с ее популярным, доступным изложением эту задачу в основном решает удачно.
 
Начальник строительства Дворца Советов
А. Н. ПРОКОФЬЕВ.
 

 

 

БЕГЛЫЙ РИСУНОК

 
Дворец Советов будет высотой в четыреста шестнадцать метров. Около восьмидесяти дней в году статуя Ленина, завершающая здание в высоте, будет закрыта облаками. Дворец превзойдет и по объему все существующие в мире здания. Нужно сложить объем шести величайших нью-йоркских небоскребов, чтобы получить внутренний объем будущего Дворца в Москве, — почти семь миллионов кубических метров.
 
Его ширина — четверть километра, длина превышает полкилометра, общая площадь застройки — около 120 тысяч квадратных метров.
 
Но, конечно, значение Дворца Советов определяется не только его небывалыми размерами и тысячелетней прочностью сооружения.
 
Монументальная архитектура Дворца, благодаря светлым тонам фасада, уступчатой форме башенных цилиндров и открытым вокруг просторам реки и площадей, не будет подавлять человека. Здание вызовет впечатление мощного порыва, устремленности вверх огромных металлических масс. Силуэт здания решен с той предельной простотой и лаконичностью, при которой достигается органическая связь статуи со всем зданием.
 
Здание облицуют снаружи светлосерым гранитом. Его потребуется 300 тысяч квадратных метров. Статую сделают на стальном каркасе, обшитом тонкими листами нержавеющего металла, и она будет весить около 6 тысяч тонн. Она будет в три раза выше и в два с половиной раза тяжелее прославленной статуи Свободы, поставленной на островке в океане у американского берега.
 
По ночам ярко освещенный силуэт статуи Ильича возникнет на темном горизонте за много километров от Москвы — еще дальше, чем днем, — грандиозный маяк, обозначающий место социалистической столицы мира. И весь Дворец будет светиться по ночам, в обычное время — белым светом, в праздники — многоцветной иллюминацией.
 
Так рядом с Кремлем образуется новый центр Москвы. Мимо Дворца, в его подножии, к новым городским районам Юго-запада направится парадная магистраль Большой Москвы — проспект Ленина.
 
Неузнаваемо изменится город на всем расстоянии от Охотного ряда до излучины Москва-реки у Ленинских гор.
 
Река и парки, широкие автомобильные аллеи, фонтаны и статуи, а в непосредственном окружении Дворца Советов — грандиозные площади, залитые цветным асфальтом; автомобильные стоянки, рассчитанные на 5 тысяч машин, подземные гаражи для автобусов, двухъярусные набережные, пристани, у которых станут на причалах волжские теплоходы...
 
На месте тесных кварталов Волхонки и набережной, на расчищенной территории, будет насыпано несколько сот тысяч кубометров земли. Музей изящных искусств имени Пушкина отодвинется на сто метров. Кольцо «А», начиная от Сивцева-Вражка, изменит свое направление, чтобы широко обогнуть новые площади вокруг Дворца. Они сомкнутся с Арбатской площадью у здания Наркомата обороны.
 
Мы пройдем со стороны Кремля по площади, мимо скульптур предвозвестников социализма — Сен-Симона, Фурье, Чернышевского и других, — и поднимемся по широкой парадной лестнице к Главному входу, по сторонам которого стоят памятники Марксу и Энгельсу. Парадная лестница Дворца Советов только чуть уже площади Свердлова: ее ширина примерно 115 метров.
 
На шести пилонах Главного входа во Дворец Советов высечены на камне шесть заповедей клятвы товарища Сталина, данной им после смерти Ленина, и они же отображены в скульптуре.
 
За колоннадой и лоджиями — Зал Сталинской Конституции, в котором может поместиться 1500 человек, и, наконец, — Большой зал. Цифры тут ничего не скажут, если не подскажет сравнение: объем Большого зала почти вдвое больше Дома правительства у Каменного моста, со всеми его корпусами и театрами.
 
Рядом с Большим залом расположен Малый зал — на шесть тысяч зрителей. Бесконечная анфилада залов — Зал героики гражданской войны, Зал героики строительства социализма, Орденский зал, Зал приемов правительства СССР, — фойе, вестибюлей, зимних садов и кафетериев, окружающих Большой зал в нескольких этажах, отделана мрамором всех оттенков, расписана живописцами.
 
Вся многовековая культура человеческого искусства войдет в стены народного здания. От золотистых фаянсовых плиток мавританской Испании до архитектурного американского стекла. От майоликовых украшений Флоренции до монель-металла. От изразцовой мозаики Византии до современной пластмассовой промышленности. Старинное искусство гобелена, резьба по черному дубу, возрожденная фреска, светотехнические достижения фотолюминесценции, народное мастерство Палеха и металлопластика — нельзя перечислить богатств художественного украшения. Незаметно, — среди порфира, хрусталя и яшмы, — будет действовать в помещениях Дворца высокая техника комфорта двадцатого века.
 
Все во Дворце полностью механизировано: и транспорт, и уборка помещений, и очистка наружных стен, и мытье оконных стекол.
 
Нигде в мире техника комфорта не находилась на такой высоте, и уж, конечно, нигде она не была предназначена, как здесь, для миллионов.
 
Полы натерты до блеска: здесь поработало ночью несколько сот электрических полотерных машин.
 
В трюмах — артистические помещения на 2500 исполнителей, центральный гидравлический подъемник для накатных площадок арены Большого зала. В трюмах — «фабрика погоды», автоматическая телефонная станция, склады.
 
Еще глубже, в земле, — станция телетензометров; ее назначение — в течение столетий контролировать все натяжения каркаса здания и фундаментов, проверять «работу» бетона и стали.
 
Из этажа в этаж вас несут бесшумные эскалаторы. Пневматическая почта соединяет все части Дворца. Скоростные лифты стремятся вверх и вниз в пилонах фасада. В этих лифтах помещаются по 20—30 человек. Они совершают рейс со скоростью 5 метров в секунду.
 
На самую верхнюю террасу в подножии статуи вы попадаете через три минуты после того, как вошли в лифт. И вот вы на той высоте, где ходят облака, на той высоте, где в знойный июльский полдень заряжаются молнии и откуда зимой идет снег.
 
Вниз, до самой земли, и еще на сто метров выше вас — замечательное творение советского народа. В нем воплощена светлая память о Ленине, гордость современников Сталинской эпохи, ясная уверенность в своей силе, в могуществе социалистической идеи, в правильности избранного пути к коммунизму.
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
 
I
Памятник Ленину ... 11
На тысячи лет ... 14
Над крышами и куполами ... 15
Беглый рисунок ... 17
 
II
Кончался 1922 год ... 21
Первый съезд Советов СССР ... 22
Что сказал товарищ Киров ... 23
Решение съезда ... 24
Архитектура в те годы ... 26
Конструктивизм ... 27
Чем можно было гордиться ... 28
Две пятилетки ... 28
 
III
Всесоюзный открытый конкурс ... 31
Новизна во имя новизны ... 33
Подделка прекрасного ... 34
Иностранные мастера ... 35
Корбюзье ... 37
Спор о главном ... 37
Сто шестьдесят проектов ... 38
Турнир мастеров ... 40
Проект Б. М. Иофана ... 42
10 мая 1933 года ... 43
Союз двух искусств ... 44
Монументальность, величие ... 45
Динамизм ... 46
Демократизм и ясность ... 46
Противоречия ... 47
В модельной мастерской ... 48
 
IV
Гений революции ... 48
Ленин в памяти народа, Ленин в искусстве ... 50
Рука указывает путь ... 52
«Третья точка» и силуэт ... 52
Гармония двух объемов ... 55
Величина и подробность ... 56
Проверка в Париже ... 58
 
 
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
 
V
Обелиск в Вашингтоне ... 60
Дом на каркасе ... 61
Полвека назад в Чикаго ... 62
Произведение садовника ... 63
Дом не строят, а монтируют ... 61
Внедрение металла в конструкции ... 65
Сталь «ДС» ... 67
 
VI
Испытание тяжестью ... 70
В водоносных пластах ... 73
Битумизация ... 71
В котловане ... 76
Бетон «ДС» ... 78
На строительной площадке ... 62
 
VII
Инженерный расчет сооружения ... 81
В бурю ... 87
Схема основного каркаса ... 89
25 миллионов заклепок ... 91
Сцепляющая сила веса ... 92
Монтаж каркаса ... 94
Сборка статуи ... 96
Как строят американцы ... 97
Не стены, а заполнители ... 98
 
VIII
Камень чужих берегов ... 100
Мраморные карьеры Советской страны ... 101
Каменный спектр ... 102
Торжество гранита ... 104
«Ласточкин хвост» ... 106
Чувство нового ... 107
 
 
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
 
IX
Памятник, обращенный к будущему ... 109
Большой зал ... 110
Поиски формы ... 112
Купол ... 113
На террасах президиума ... 114
Амфитеатр ... 115
Оборудование кресла ... 116
Партер и арена-сцена ... 117
Киносеанс в Большом зале ... 120
Малый зал ... 121
Фойе и вестибюли ... 122
Народное творчество ... 124
 
X
Инженеры звука ... 125
Эхо и гулкость ... 127
О звуковой перспективе ... 130
 
XI
«Мелочи быта» ... 132
«Фабрика погоды» ... 133
Сквозь фильтры ... 134
Организация движения ... 136
50 тысяч посетителей в день ... 137
Освещение ... 139
При входе во Дворец ... 141
Почта, телеграф, телефон ... 142
Чтобы представить яснее ... 143
 
 
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ
 
XII
Большая Москва ... 145
Дворец и новый город ... 147
Старые Хамовники ... 147
То, что сгинуло навсегда ... 148
Фрунзенский район Москвы ... 149
Как еще изменится Фрунзенский район ... 150
Площади Дворца Советов ... 151
Минуты «пик» ... 152
На перекрестке магистралей ... 153
Окрестности Дворца Советов ... 154
Новый горизонт ... 155
Наша родина ... 156
 

 

 

Примеры страниц

 
Дворец советов — величайшее здание мира   Дворец Советов / Н. Атаров. — Москва : Московский рабочий, 1940
 
Дворец советов. ГЛАВНЫЙ ВХОД. ФРАГМЕНТ
 
Дворец советов   Дворец советов. Проект Б. М. Иофана, принятый за основу
 
РУКОВОДИТЕЛИ ПАРТИИ И ПРАВИТЕЛЬСТВА РАССМАТРИВАЮТ МАКЕТ ДВОРЦА СОВЕТОВ В МУЗЕЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ (С картины художника Г. Горелова)
 
Дворец советов   Дворец советов
 
Дворец советов
 
СТАТУЯ ЛЕНИНА. Работа скульптора С. Д. Меркурова   СХЕМА КАРКАСА СТАТУИ ЛЕНИНА
 
НА СТРОИТЕЛЬНОЙ ПЛОЩАДКЕ (С рис. художника Б. Рыбченкова)  Дворец советов. ВЫСОТНАЯ ЧАСТЬ ДВОРЦА. БАШМАКИ И КРАНЫ-ДЕРРИКИ
 
Дворец советов. МОНТАЖ СТАЛЬНОГО КАРКАСА СТИЛОБАТА СО СТОРОНЫ ВОЛХОНКИ
 
СХЕМА КАРКАСОВ ДВОРЦА СОВЕТОВ И АМЕРИКАНСКОГО НЕБОСКРЕБА   Дворец советов. СХЕМА ПОДАЧИ ВОЗДУХА К КРЕСЛАМ
 
Дворец советов
 
ВИД НА ДВОРЕЦ СОВЕТОВ СО СТОРОНЫ Б. КАМЕННОГО МОСТА (Рисунок художника В. Рыбченкова)
 
Дворец советов. БОЛЬШОЙ ЗАЛ
 
Дворец советов. ВЕСТИБЮЛЬ ГЛАВНОГО ВХОДА
 
Дворец советов. ЗАЛ СТАЛИНСКОЙ КОНСТИТУЦИИ
 
Дворец советов. МАЛЫЙ ЗАЛ
 
Дворец советов. ЗАЛ ГЕРОИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ВАРИАНТ
 
Дворец советов. ЗАЛ ГЕРОИКИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ. ВАРИАНТ
 
ДВОРЕЦ СОВЕТОВ БУДЕТ АРХИТЕКТУРНЫМ ЦЕНТРОМ БОЛЬШОЙ МОСКВЫ
 
Фрунзенский район Большой Москвы. Проект
 
ПРОСПЕКТ ДВОРЦА СОВЕТОВ
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 127 МБ).
 
 

9 января 2022, 10:58 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий