наверх
 

Безсонов С. В. Крепостные архитекторы. — Москва, 1938

Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938  Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938
 
 
 

Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938. — 144 с., ил.

 
 
 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 
 
«Мы любим свой язык и свою родину ... Мы гордимся тем, что ... насилия вызвали отпор из нашей среды, из среды великороссов, что эта среда выдвинула Радищева, декабристов, революционеров-разночинцев 70-х годов, что великорусский рабочий класс создал в 1905 году могучую революционную партию масс ... Мы полны чувства национальной гордости, ибо великорусская нация тоже создала революционный класс, тоже доказала, что она способна дать человечеству великие образцы борьбы за свободу и за социализм».
(В. И. Ленин, О национальной гордости великороссов. Сочинения, т. XVIII, стр. 80—83. М. 1929 г.).
 
 
Основываясь на исторических данных, Ленин выявляет целеустремленность, творческую волю, силу и энтузиазм русского народа в его многовековой борьбе за свободу. Сохранившиеся памятники народной культуры и искусства показывают, что русский народ, наряду с героическими подвигами в деле завоевания своей свободы, окончившимися победой социализма, имеет исключительные достижения и в области художественной. В истории русского искусства видное место должен занимать раздел, излагающий историю развития народного художественного творчества и творческой переработки принесенных извне стилей: византийского в XI—XII вв., романского в XII в., раннего итальянского ренессанса в XV в., барокко в конце XVII и начале XVIII вв., форм европейского классицизма и ампира в середине XVIII и начале XIX вв. Талантливые зодчие из народа никогда не становились на путь рабского копирования приемов и форм чужого стиля, а стремились переработать достижения Западной Европы на основе собственных эстетических представлений.
 
Искусствоведы второй половины XIX и начала XX в. интересовались главным образом русской архитектурой до XVIII в., а что касается более поздней, то обычно ограничивались столичной архитектурой. В Петербурге и Москве в это время работали приезжие иностранцы или русские мастера из разночинцев, многие из которых получили художественное образование за границей. Творчество тех и других было направлено на удовлетворение потребностей и вкусов господствовавших классов — дворян и духовенства. Но наряду с ними в России работали многочисленные архитекторы, вышедшие из трудового народа, крепостные не только по происхождению, но и по социальному положению. Эти мастера также обслуживали господствующие классы, но в своем творчестве пользовались близкими себе приемами и мотивами народного искусства; поэтому их произведения, существенно отличаясь от работ архитекторов первой группы, не имеют аналогий в западно-европейской архитектуре.
 
Вопрос о крепостных архитекторах, несмотря на свой исключительный интерес, в нашей литературе до сего времени еще не ставился во всю широту. В XIX в. знали одного лишь А. Н. Воронихина, которого всегда называли как выдающегося архитектора из крепостных; в начале XX в. в литературе появляется имя Потапова, вскользь упоминаются Бухвостов, Федор и Павел Аргуновы, Алексей Миронов. Если о крепостных архитекторах знают очень мало, то крепостная интеллигенция вообще, как социальное явление, характерное для разлагающегося русского феодализма, интересует некоторых исследователей русского общества. Большой материал собирает В. И. Семевский и выпускает в 1881 г. работу «Крестьяне в царствование Екатерины II». Через два года в «Отечественных записках» (№ 11) появляется специальная статья Е. Летковой о крепостной интеллигенции. В 1911 г. в юбилейном сборнике «Великая реформа» (том 3) помещается статья П. Сакулина под названием «Крепостная интеллигенция». В советское время материал Летковой и Сакулина с некоторыми добавлениями из исторических журналов был использован в популярно написанной книге Е. Кац «Крепостная интеллигенция» (Л. 1926).
 
Но в названных работах материалы о крепостных художниках используются лишь попутно, притом речь идет больше о крепостных артистах и живописцах и совсем мало об архитекторах. Интересно задуманная и серьезно выполненная работа Вл. Станюковича («Крепостные художники Шереметевых»)¹, изучившего архивные и художественные материалы в шереметевских дворцах и усадьбах, рисует быт и условия творчества крепостных художников Шереметева преимущественно за XVIII в.; в ней с большой полнотой освещено творчество и в значительной мере выяснена личность крепостных архитекторов Федора и Павла Аргуновых, Алексея Миронова, Григория Дикушина. Автору этих строк при работе над монографией «Архангельское»² удалось выявить ряд крепостных архитекторов, работавших в начале XIX в. у Юсупова, из числа которых выделяется фигура энергичного и талантливого Василия Стрижакова. Но специальной работы о крепостных архитекторах в нашей искусствоведческой и исторической литературе до сего времени не было.
____________
¹ Напечатана в «Записках историко-бытового отдела Русского музея», т. I, Л. 1928.
 
В начале 1936 г. Всесоюзная академия архитектуры впервые выдвинула вопрос о крепостных архитекторах и поручила нам написать работу на эту тему. Эта первая работа, суммирующая старые материалы и начинающая разработку и публикацию новых, не должна оказаться единственной. Работа над книгой показала, что в нашей литературе, особенно в публикующей архивные документы, в мемуарной и повременной, содержится множество разбросанных и не приведенных в систему сведений как о личности отдельных крепостных мастеров, так и об их творческой деятельности. В центральных и областных архивах, художественных, исторических и краеведческих музеях хранится большое количество никому неизвестных, нигде неопубликованных документов, чертежей и рисунков, которые ждут своего исследователя.
 
Ограниченный сравнительно малым сроком (меньше года), автор не смог, конечно, с исчерпывающей полнотой проработать весь архивный и музейный материал. Он свел в единое целое все доступные ему печатные материалы, начал работу над рукописными материалами в центральных музеях и архивах, уделив особое внимание в первую очередь архиву Академии художеств и, наконец, использовал материалы краеведческих музеев, главным образом путем анкетного опроса. Пользуясь случаем, автор приносит благодарность за полученные ответы на анкету музеям Пермскому, Ярославскому, Горьковскому, Тульскому, Казанскому, Калужскому и др. В результате этой первой стадии научно-исследовательской работы и создалась настоящая книга, далеко не исчерпавшая всех возможностей и не дающая окончательных выводов.
 
Начав работать над темой о крепостных архитекторах, автор был в некотором затруднении в отношении границ намечавшейся работы. Во-первых: в пределах какого хронологического отрезка изучать работы крепостных архитекторов? Обычно у нас о крепостных мастерах говорят в связи со стилями классицизм и ампир. Автор значительно расширил хронологические рамки исследования, собрав и обработав материалы за время с XVII в., когда начинает конкретно вырисовываться индивидуально очерченная фигура крепостного мастера. Во-вторых, крепостными архитекторами в литературе обычно признают только тех мастеров, которые, родившись в крепостном состоянии, всю свою жизнь работали на помещика, не получив свободы. Автор и здесь расширил круг изучения, присоединив к указанной группе и тех из крепостных по рождению архитекторов, которым тем или иным путем удалось вырваться на свободу и благодаря этому известный период работать не по барской указке.
 
Вся работа разделена на две части. Первая часть представляет опыт исследования о крепостных архитекторах, вторая — словарь крепостных архитекторов. Последний, представляя сводку материалов о каждом мастере в отдельности, может в дальнейшем стать сводом, полезным для изучения не только творчества крепостных архитекторов, но и истории русской архитектуры вообще.
 

 

 

АЛФАВИТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ К СЛОВАРЮ КРЕПОСТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ

 
Александров ... 45
Антонов ... 45
Аргунов П. ... 45
Аргунов Ф. ... 47
Артемьев ... 48
Ашитков ... 48
Бабакин ... 49
Балахнин ... 49
Барсуков ... 49
Белозеров ... 49
Бизяев ... 49
Борунов ... 50
Бредихин А. ... 50
Бредихин Ф. ... 50
Бухвостов ... 50
Буянов ... 53
Васильев А. ... 53
Васильев В. ... 54
Владимиров ... 54
Волков И. ... 54
Волков ... 54
Воронихин ... 54
Голев ... 55
Голиков А. ... 55
Голиков Г. ... 55
Головцев ... 55
Горностаев ... 56
Григорьев Д. ... 56
Григорьев Ф. ... 56
Григорьевы Г., Ф. и К. ... 57
Губа ... 57
Гусев ... 57
Данилов ... 58
Дементьев ... 58
Демидов ... 59
Денисов Д. ... 59
Денисов Ф. ... 59
Дикушин В. ... 59
Дикушин Г. ... 59
Добрынин ... 60
Душкин ... 60
Дюжаков ... 60
Ежов ... 60
Елизаров ... 60
Еремеев ... 61
Ермольев ... 61
Жданов ... 61
Жемчужной ... 61
Завьялов ... 61
Иванов В. ... 61
Иванов Е. ... 62
Иванов О. ... 62
Иванов П. ... 62
Иванов С. ... 62
Ильин ... 62
Калашников ... 63
Калинин ... 63
Каменский ... 63
Каширин ... 63
Кисельников ... 63
Клементьев ... 64
Козлов А. ... 64
Козлов И. ... 64
Козлов П. ... 64
Колодин ... 64
Колташев ... 65
Кольшенков ... 65
Кондратьев ... 65
Корольков ... 65
Костин ... 66
Кострюков ... 66
Котырев ... 66
Кошкин ... 66
Кузнецов ... 67
Кульченков ... 67
Курзин Б. ... 67
Курзин П. ... 68
Кустарев ... 68
Лаврентьев ... 68
Лопырев ... 68
Луценко ... 68
Лыко ... 68
Мельников С. ... 68
Мельников Ф. ... 69
Миронов А. ... 69
Миронов С. ... 72
Мичурин ... 72
Михайлов С. ... 72
Михайловы Е. и Л. ... 73
Мишенин ... 73
Мякишев ... 73
Наумов ... 73
Некрасов ... 73
Никитин ... 74
Николаев ... 74
Оконишников ... 74
Осипов ... 74
Папуга ... 74
Парфенов ... 75
Перфильев ... 75
Петров П. ... 76
Петров С. ... 76
Печенкин ... 76
Плюснин ... 76
Поляков А. ... 76
Поляков Д. ... 76
Пономарев ... 76
Потапов ... 76
Потехин. ... 77
Простаков ... 78
Прохаев ... 79
Пустовойтов ... 79
Рабутовский ... 79
Садовников ... 80
Саломатов ... 81
Сапожников ... 81
Свиязев ... 81
Семенов И. ... 82
Семенов К. ... 84
Ситников ... 84
Сошников ... 84
Стрижаков ... 85
Сумаковский ... 86
Сумароков ... 86
Татаринов ... 86
Тиханов ... 86
Тихомиров ... 86
Тугаров ... 87
Тудвасев ... 87
Тунев ... 88
Устинов ... 88
Федоров ... 88
Филиппов ... 88
Халдин ... 88
Хрящ ... 89
Цуканов ... 89
Чеботарев ... 89
Шаров ... 90
Шашин А. ... 90
Шашин Н. ... 90
Шестаков ... 90
Шляхтенко ... 90
 

 

 

ПЕРЕЧЕНЬ ИЛЛЮСТРАЦИЙ

 
С. Петров и Михайлов — Дворец в с. Коломенском (модель)
П. Потехин — Островоезерский монастырь
К. Губа — Церковь Григория Неокесарийского в Москве
П. Потапов — Церковь Успения в Москве
Д. Мякишев — Собор в Астрахани
Я. Бухвостов — Церковь в с. Уборах
Я. Бухвостов — Собор в Рязани
В. Белозеров — Церковь в усадьбе Марфино
Ф. Аргунов — Проект частного дома, план
Ф. Аргунов — Проект частного дома, главный фасад
Ф. Аргунов — Проект частного дома, боковой фасад
Ф. Аргунов — Проект частного дома, разрез (по линии АВ)
Ф. Аргунов — Проект павильона в саду
П. Аргунов — Рисунок балясины «по гваренгиеву манеру» для зала Останкинского дворца
П. Аргунов — Проект галлереи с колоннами для Останкинского дворца
П. Аргунов — Проект «Профиль комнаты, которая служит за ложу», для Останкинского дворца
А. Миронов — Чертеж «План увеселительному дому села Кускова»
А. Миронов — Рисунок «Перспектива села Кускова»
А. Миронов — Рисунок «Грот в с. Кускове»
А. Миронов — Рисунок «Эрмитаж в с. Кускове»
А. Миронов — Рисунок «Итальянский домик в с. Кускове»
А. Миронов — Проект планировки усадьбы Останкино
П. Бизяев — Проект «Профиль поперечная главного дому, показывающая большую ложу з двумя при оной кабинетами» (Останкино)
П. Бизяев — Проект «Профиль поперечная с показанием разборной галлереи и парадной лестницы» (Останкино)
Душкин и А. Миронов — Дмитровский собор в Спасо-Яковлевском монастыре в Ростове (Ивановской области)
Г. Дикушин — Чертеж «Разрез поперечной переходной галлереи, находящейся между главного корпуса Итальянского павильона, в том виде, как ныне отделана» (Останкино)
Г. Дикушин — Чертеж «Разрез продольной переходной галлереи, находящейся между главного корпуса Итальянского павильона, в том положении, как ныне отделана» (Останкино)
Бабакин — Дом в усадьбе «Отрада»
Кисельников — Дом б. Баташова (ныне Яузская больница) в Москве
А. Воронихин — Казанский собор в Ленинграде
А. Воронихин — Горный институт в Ленинграде
Д. Григорьев — Аптекарский корпус при Московском университете
П. Гусев — Здание б. Дворянского собрания в Калуге
А. Никитин — Чертеж «План дома в усадьбе Марьино»
И. Колодин — Проект дома в усадьбе Марьино
И. Колодин — Дом в усадьбе Марьино
И. Колодин — Проект отделки комнат в усадьбе Марьино
П. Свиязев — Дом б. Крылова в Перми
И. Свиязев — Карниз и плафон в доме б. Крылова в Перми
И. Семенов — Проект жилого дома в Грузине
И. Семенов — Проект «Чугунного храма» в Грузине
Стрижаков — Проект дома для приезжающих в Архангельском
Стрижаков — Колоннада между главным домом и флигелем в Архангельском
И. Борунов — «Каприз» в Архангельском
А. Бредихин — Рисунок «св. ворот» в Архангельском
С. Мельников — Проект лестницы большого дома в Архангельском
С. Мельников — Лестница большого дома в Архангельском
Г. Николаев — Рисунок «Фасад передней всего главного строения» (Останкино)
А. Рабутовский — Чертеж «План и фасад фарфорового завода в с. Архангельском».
Сумаковский — Чертеж «План и фасад конторского флигеля в с. Архангельском»
Тудвасев — План и фасад деревянного дома в Усольских промыслах
Тудвасев — План и фасад каменного дома в Усольских промыслах
Тудвасев — План и фасад Огурдинской и Ленвенской «Лесопильных мельниц»
 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 
Предисловие ... 3
I. Опыт исторического исследования ... 7
Условия труда крепостных строителей в XVI—XVII вв. ... 7
Проекты и сооружения крепостных мастеров XVII в. ... 13
Крепостные архитекторы XVIII в. ... 19
Крепостные архитекторы первой половины XIX в. ... 24
Условия труда и быта крепостных архитекторов XVIII и первой половины XIX вв. ... 33
Роль крепостных мастеров в истории русской архитектуры ... 41
II. Словарь крепостных архитекторов ... 45
Алфавитный указатель к словарю крепостных архитекторов ... 91
Перечень иллюстраций ... 92
Иллюстрации ... 95
 

 

 

Примеры страниц

 
Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938  Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938
 
Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938
 
Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938
 
Крепостные архитекторы : I. Опыт исторического исследования; II. Словарь крепостных архитекторов / Проф. С. В. Безсонов. — Москва : Издательство Всесоюзной Академии архитектуры, 1938
 

 

 
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 55,4 МБ).
 

11 января 2023, 22:49 0 комментариев

Комментарии

Добавить комментарий

Партнёры
ООО «Алюмпарк»
Дмитрий Петрович Кочуров, юрист
Архитектурное бюро КУБИКА
Архитектурное бюро Шевкунов и Партнеры
СК «Стратегия»
ООО «АС-Проект»
Архитектурное ателье «Плюс»
Архитектурное бюро «РК Проект»