|
Блаватский В. Д. Архитектура античного мира. — Москва, 1939Архитектура античного мира / В. Д. Блаватский. — Москва : Издательство Всесоюзной академии архитектуры, 1939. — 164 с. : ил., черт., карт., план. — (Популярная библиотека по архитектуре).ВВЕДЕНИЕ
В мировой истории античная культура была первой, в которой идеи гуманизма получили широкое развитие. Этот гуманизм наложил известную печать и на античное зодчество. В странах Древнего Востока сооружались колоссальные культовые здания; они подавляли своей грандиозной монументальностью сознание соприкасавшегося с ней человека, заставляли почувствовать свое бессилие.
Иным характером отличались произведения античной архитектуры. В древнегреческом зодчестве мы наблюдаем стремление оказать на зрителя чисто художественное воздействие гармоничностью целого и соразмерностью его частей, а не подавить его грандиозными массами.
И в греческой архитектуре впервые появляется ордер — определенное соотношение несущих и несомых частей (колонн и прямого перекрытия), четко выражающих устройство здания.
Римляне восприняли у греков ордер и широко применяли его главным образом с чисто декоративными целями; основу их сооружений часто составляли не колонны и балки, как у греков, а столбы и стены, перекрытые сводами или куполами. Богатое архитектурное наследие Рима было воспринято Византией и Западной Европой эпохи средневековья и последующего времени.
В античном зодчестве широко применялись раскраска сооружений и различные скульптурные украшения. Это придавало зданиям жизнерадостный и парадный характер.
1. Карта древней Греции
В древнейшую эпоху в Греции (рис. 1) храмовое зодчество занимало центральное место. В дальнейшем получило развитие и сооружение светских общественных построек (театры, булевтерии, рынки), а также частных жилищ. В V в. до н. э., в эпоху наибольшего расцвета греческой культуры, создается замечательный ансамбль афинского кремля — Акрополя. В более позднее время, в эпоху эллинизма, широко развивается строительство создававшихся по единому плану новых городов.
Древние римляне получили и переработали богатое художественное наследие Греции, создав совершенно самостоятельный стиль, отличающийся строгой симметрией. Грандиозные ансамбли императорских форумов (в Риме) и распланировка провинциальных городов свидетельствуют о размахе римского строительства. Римскими зодчими были созданы или разработаны новые типы светских общественных зданий — термы, амфитеатры, базилики.
Если в греческом зодчестве внимание строителя было преимущественно направлено на разработку наружного облика здания, то в римской архитектуре мы наблюдаем исключительный интерес к распланировке и отделке внутренних помещений.
В Риме строительное искусство достигает очень большой высоты, блестящее развитие получают также и инженерные сооружения — гавани, акведуки, мосты и пр.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ... 3
Эгейская архитектура ... 6
Греческая архитектура ... 16
Архитектура начала I тысячелетия до н. э. ... 16
Ордера ... 19
Строительные приемы и материалы у греков ... 26
Архитектура эпохи архаики (VII и VI вв. до н. э.) ... 29
Архитектура эпохи классики (V и IV вв. до н. э.) ... 41
Архитектура эпохи эллинизма (конец IV в. — I в. до н. э.) ... 65
Этрусская архитектура ... 82
Римская архитектура ... 87
Строительное искусство римлян ... 88
Ордера ... 92
Архитектура эпохи республики ... 94
Архитектура эпохи империи ... 103
Архитектура северного Причерноморья ... 153
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 182 МБ)
Все авторские права на данный материал сохраняются за правообладателем. Электронная версия публикуется исключительно для использования в информационных, научных, учебных или культурных целях. Любое коммерческое использование запрещено. В случае возникновения вопросов в сфере авторских прав пишите по адресу [email protected].
8 августа 2024, 23:38
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий