|
Богданович Е. Исаакиевский Собор. 1858—1883. — С. Петербург, 1883Исаакиевский Собор. 1858—1883 / [Староста Исаакиевского Собора Е. Богданович]. — С. Петербург : Типография В. Киршбаума, 1883. — [2], IV, 84 с., 15 л. ил.Исаакіевскій Соборъ. 1858—1883 / [Староста Исаакіевскаго Собора Е. Богдановичъ]. — С. Петербургъ : Типографія В. Киршбаума, 1883. — [2], IV, 84 с., 15 л. ил.ОТ ИЗДАТЕЛЯ.
30 Мая сего 1883 года исполнится двадцать пять лет со времени торжественного освящения и открытия Кафедрального Исаакиевского Собора. Собор этот, бесспорно, одно из монументальнейших произведений зодчества в целом мире.
Оконченный постройкою лишь 25 лет назад, храм преподобного Исаакия, тем не менее, по времени начала сооружения его, принадлежит к старейшим в нашей столице, является почти современником Петербургу. Император Петр I, совершив в 1703 году закладку новой столицы на берегах Невы, тут же выразил свою Царскую волю, устроить церковь во имя Преподобного Исаакия Далматского, память которого, чтимая нашею церковью 30 мая, совпадает с днем рождения Великого Преобразователя России (30 Мая 1673 года). Уже в 1710 году, в виде временного сооружения, открыта была для богослужения деревянная церковь Св. Исаакия, в которой, 19 Февраля 1712 года, совершено было торжественное венчание Императора с Государынею Екатериною Алексеевною. Это было первое в новой столице празднество Царской Семьи и оно имело место в храме св. Исаакия, храме, из которого, после полуторавековых работ, при ревностном участии почти всех Царственных Преемников Петра Великого, возник наш величественный Исаакиевский Собор.
Собору этому, как Кафедральному для всего Петербурга, принадлежит первенствующее значение в нашей столице. В нем совершаются все торжественные богослужения по великим церковным праздникам и в торжественные царские дни. Здесь происходят все духовные церемонии, как-то: обряд православия, священнодействие умовения ног, хиротония архиереев и проч. Здесь, в высокоторжественные царские дни, Петербург привык видеть на богослужении стечение чинов духовных, военных и гражданских, при высоком присутствии членов Царской Семьи. Здесь население привыкло, внимая служению Митрополита с членами Святейшего Синода, творить молитву за Царя, за благоденствие и здравие Царской Семьи.
Наконец, Исаакиевский Собор, блистая великолепием и роскошью сооружения, неподражаемым богатством многочисленных художественных произведений, его наполняющих, в то же время, хранит в себе святыни, высоко чтимые населением города. Чудотворный образ Тихвинской Божией Матери — это драгоценная святыня, которую чтит вся православная Русь. В числе украшающих Храм святых икон многие принесены в дар Царственными Особами. Так, Образ Спасителя, писанный в XVII столетии и принадлежавший Императору Петру I, пожертвован в день освящения Собора Царем Освободителем, украсившим Образ многоценными бриллиантами.
Таким образом, по своему благолепию, поражающему всех иностранных посетителей нашей столицы, по своей художественности, проявляющейся как в целом, так и во всех частях, по высокочтимым в нем святыням, по своим историческим традициям, стол близким для нашего Императорского Дома, Исаакиевский Собор является не только для нашей столицы, но и для всей земли русской первенствующим храмом, имеющим высокое государственное, религиозное, гражданственное и художественное значение.
Со дня открытия Собора, миллионы посетителей перебывали в нем; одних привлекали сюда молитва и торжественность богослужения, других благозвучное церковное пение, услаждающее душу, третьи приходили, для удовлетворения своей любознательности, осматривали собранные здесь сокровища зодчества, живописи, скульптуры, до самых мелких предметов внутренней и внешней орнаментации. К сожалению, вся эта масса посетителей встречала крайние затруднения при ознакомлении с достопримечательностями Собора, за отсутствием отвечающего этой цели издания, какими, в форме „ Указателей“, „Путеводителей“, „Описаний“ и т. п., изобилуют за границей все замечательные памятники зодчества.
Желание восполнить этот пробел внушило мне мысль, ко дню двадцатипятилетнего юбилея Собора, издать общедоступную книжку о его достопримечательностях, святынях и художественных памятниках, которая дала бы русским людям, а также и иностранцам, посещающим Петербург, возможность ближе и основательнее ознакомиться с религиозными и художественными сокровищами величайшего русского Собора.
Для уяснения текста, к книге приложены виды Собора и снимки с его замечательнейших Образов. Для доставления же иностранцам возможности ознакомиться с этим величественным памятником Православия, книга издана также во французском переводе.
Староста Исаакиевского Собора Е. Богданович.
С. Петербург,
1 Мая 1883 года.
Построение храма.
Исаакиевский Собор, третий во всем мире по величине, первый по великолепию и богатству материала, из коего он создан, приковывает общее внимание и поражает не только русских, но и иностранцев. Замечателен этот собор также и продолжительностию времени, употребленного на его постройку: он строился в трех видах и на трех разных местах, в течении почти полутораста лет, — от Петра I, с 1710 г., до Императора Александра II, когда он был окончательно освящен в 1858 году.
Почти одновременно с первым камнем, положенным Петром Великим в основу С. Петербурга и храма Св. Апостолов Петра и Павла, Великий Преобразователь России возъимел желание увековечить день своего рождения (30-го мая) священным памятником, для чего и предначертал сооружение храма в честь Преподобного Исаакия Далматского, память которого празднуется 30-го мая.
На первый раз Бог благословил Петра Великого создать алтарь в честь Преподобного Исаакия в деревянном, больших размеров, одноэтажном амбаре, служившем для чертежной, на месте нынешнего фонтана, против Гороховой улицы, по соседству с мастерской, где он сам работал. Над этим сараем устроили купол с крестом и повесили колокола. Сюда заходил молиться, в промежутки своих занятий, Петр Великий, и в этой же скромнейшей церкви, 19-го февраля 1712 г., совершен был обряд торжественного венчания Императора с Государыней Екатериной Алексеевной. Эта церковь просуществовала семь лет. Храм был беден, не имел должного вида и не соответствовал своей цели, как памятник дня рождения Великого Государя.
В 1717 году избрано было другое, повидимому, лучшее место для перенесения туда этого храма, на видном берегу Невы, там где ныне стоит памятник Петру I, между Сенатом и Адмиралтейством. Построенная здесь каменная церковь имела форму креста, длинный конец которого был в 28, а поперечный в 11½ саж. Строил ее, по плану архитектора Матернови и под его руководством, русский мастер Яков Нарпонов. На храме был купол, а на куполе — высокий шпиц с вызолоченным крестом, так что вся глава имела вышины 12 сажень. Своды церкви были деревянные. На колокольне поставлены знаменитые, выписанные из Амстердама, часы, вместе с другими (курантами), находящимися в Петербургской крепости на колокольне Петропавловского собора. Двое этих часов стоили на тогдашние деньги очень дорого, именно — тридцать пять тысяч рублей.
Болотистый, необложенный камнем и неукрепленный сваями, берег Невы, от тяжести каменного Собора, стоявшего лишь в 10 саженях от воды, осел и стены храма дали опасные трещины. Тогда архитекторы, для укрепления здания храма, устроили по бокам собора галлереи, а вокруг колокольни, так называемые, контр-форсы, т. е. подпорки. Но все эти пристройки и деревянные своды самой церкви сгорели от молнии 25-го мая 1735 г. После этого несчастия, храм хотя и был поправлен, но имел уже иной вид: купол был без шпиля и гораздо меньше прежнего для того, чтобы он не производил слишком сильного давления на стены; колокольни с часами совсем не было, так что церковь казалась как будто неоконченною.
В таком виде храм Св. Исаакия Далматского оставался до Императрицы Екатерины II. Спустя уже тридцать три года после пожара, Императрица Екатерина II, из благоговения к памяти Великого Преобразователя России, вознамерилась воздвигнуть ему новый, величественный священный памятник, достойный Державного Государя Исполина. Для построения этого нового великолепного храма Государыня избрала и новое место, подальше от берега, на полном просторе, именно то самое место, где теперь стоит Исаакиевский собор.
В 1768 году начат был постройкою из мрамора большой пятиглавый собор. Но, при жизни Императрицы, он доведен был только до карниза. Медленность в постройке начатого Императрицею Екатериною II храма не нравилась Императору Павлу I. Он приказал уменьшить размеры верхних частей храма — вместо пяти куполов устроить один маленький и как можно скорее докончить постройку его из кирпича. Этот-то первый Исаакиевский собор и был торжественно освящен при Императоре Александре I, 30-го Мая 1802 г. Но чрез 14 лет оказались в здании храма неисправности: стала валиться со сводов большими кусками штукатурка и обнаружилась большая сырость. Начались исправления в храме, — и Богослужение прекратилось. Причту же Исаакиевского собора, после разных сношений и продолжительной переписки, отведено для Богослужения зало в здании Адмиралтейства, что ныне церковь Св. Спиридония, празднуемого 12-го Декабря, в день рождения Императора Александра I, при чем в зале устроен был особый придел во имя Исаакия Далматского.
[Содержание]
От издателя ... I
Построение храма ... 1
Исаакиевский Собор в его нынешнем виде ... 4
Осмотр Исаакиевского Собора снаружи ... 9
Колонны ... 10
Стены храма ... 13
Барельефы или Священно-Исторические литые изображения в портиках храма ... 13
Барельефы на дверях ... 14
Барельефы под крышею портиков ... 15
Крыша ... 17
Большой купол ... 18
Колокола ... 18
Дневной свет в Соборе ... 19
Внутренность Исаакиевского Собора ... 20
Святые иконы вне иконостаса и стоящие пред иконостасом, пожертвованные в собор ... 21
Общие замечания ... 22
Главный алтарь ... 23
Колонны и пилястры ... 30
Внутренность большого алтаря ... 31
Малые приделы ... 33
Живопись над первым ярусом ... 36
О мозаике ... 38
Три большие внутренние входные бронзовые двери ... 42
Западные двери ... 42
Северные двери ... 50
Южные двери ... 66
Ризница ... 80
Утварь ... 81
Примеры страниц
Скачать издание в формате pdf (яндексдиск; 49,0 МБ)
26 апреля 2024, 12:18
0 комментариев
|
|
Комментарии
Добавить комментарий